Курсовая работа
Социализации старшеклассников под влиянием телевидения
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основания изучения социализации старшеклассников под влиянием телевидения.
1.1 Понятие «социализация» и её сущность
1.2 Содержание процесса социализации
1.3 Средства массовой информации как предмет современных исследований
1.4 Последствия воздействия телевидения на старшеклассников
Глава 2. Практическое исследование по изучению социализации старшеклассников под влиянием телевидения.
2.1 База и программа исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Глава 3. Практические рекомендации социальному педагогу по использованию телевидения в работе со старшеклассниками
3.1 Синема-технология как средство воспитания
3.2 Конкретные примеры организации воспитательного процесса. Кинофильм «Спасите наши души»
3.3 Технология воспитания старшеклассников как телезрителей
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Введение
Процесс социализации - важнейшее, многоаспектное явление в жизни человечества, в ходе которого происходит формирование поколения будущего. Известно, что на становление личности подростка-старшеклассника, его жизненную позицию оказывают влияние многие социализирующие факторы, в том числе и средства массовой информации (сюда относят печать, прессу, телевидение, кинематограф, радио, звукозапись, систему Интернет), без которых современный мир немыслим. Поэтому особенно важно контролировать воспитание и развитие подростка в его взаимодействии с разного рода информационными потоками получаемыми через средства массовой информации.
Именно в подростковом возрасте, когда ребенок начинает активно пользоваться материалами СМИ, предназначенными не только для детей возрастает роль средств массовой информации в социализации личности. Кроме того, использование СМИ в школьном образовании и воспитании позволяет выводить подготовку подрастающего поколения на уровень современных общественных требований, привлекать ранее неизвестные резервы повышения эффективности деятельности школы.
На СМИ как фактор социализации возложен ряд функций, в том числе:
1) информационная (является источником разнообразной информации);
2) рекреативная (определяет досуговое времяпрепровождение как групповое, так и индивидуальное);
3) релаксационная - снимает ощущение одиночества, служит средством отвлечения при осложнениях в общении[6].
Кроме того, СМИ существенно влияют на усвоение спектра социальных норм, формирование ценностных ориентаций; являются системой неформального образования и просвещения. Важно отметить, что современные условия жизни ребенка подразумевают такие ориентиры развития, которые основаны на все возрастающей роли так называемого "информационного образа жизни".
В связи с тем, что самоизменение человека в процессе социализации под воздействием СМИ имеет как положительный, так и отрицательный вектор, учеными и специалистами многих стран ставится вопрос о необходимости развития информационной экологии, формирующей здоровый информационный образ жизни людей в социальной и природной среде, помогающей создать ориентиры воспитания для подростка. Так, международное право предусматривает возможность ограничения свободы слова в том случае, когда деятельность СМИ угрожает правам и законным интересам детей. Федеральный закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" предусматривает "защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от распространения печатной продукции, аудио- и видео продукции, пропагандирующей насилие и жестокость порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение".
Актуальность исследования средств массовой информации, в частности телевидения, как фактора социализации старшеклассников обусловлено тем, что проблема влияния телевидения на социализацию:
- затрагивает ценности всего общества;
касается многих;
в отношении этой проблемы в обществе существуют разные позиции;
на эту социальную проблему есть ответная реакция;
поведение членов общества относительно исследуемой проблемы ярко выражено.
Данная работа определяет противоречие между общественными потребностями и потребностями отдельной личности, что выражается в следующем:
с одной стороны обществу необходимо получать самую различную информацию, а с другой стороны, каждый человек воспринимает полученную информацию по-разному и подвержен её негативному влиянию.
Проблемой исследования является создание социально-педагогических условий для успешной социализации старшеклассников в процессе учебной деятельности и взаимодействия с современным телевидением. Для решения данной проблемы социальному педагогу требуется не только знание методик и технологий работы, но и общая грамотность, соответствие современной общественной формации, знание круга интересов своих учеников, в том числе и их предпочтения в телесмотрении. Социальный педагог должен знать особенности и законы средств массовой коммуникации, уметь использовать возможности телевидения в своих дидактических целях, чтобы направить свою деятельность на нравственное воспитание и социальное благополучие каждого учащегося.
Цель курсовой работы: изучение социализации учеников старших классов под влиянием телевидения.
Объект исследования: процесс социализации старшеклассников.
Предмет исследования: условия влияния телевидения на процесс социализации старшеклассников.
Задачи:
1) раскрыть сущность понятий «социализация» и «процесс социализации».
2) выделить компоненты процесса социализации: агенты, факторы и виды.
3) указать особенности социализации старшеклассников.
4) охарактеризовать основные виды СМИ и определить их роль в процессе социализации личности.
5) рассмотреть возможные последствия воздействия телевидения на старшеклассников.
6) провести практическое исследование уровня социализированности старшеклассников под влиянием телевидения и провести анализ результатов.
7) результаты исследования оформить в таблицы и диаграммы.
8) дать практические рекомендации социальному педагогу по использованию телевидения в работе со старшеклассниками.
Гипотеза исследования заключается в том, что, подверженные негативному влиянию телевидения старшеклассники имеют средний или низкий уровень социализированности.
Теоретико-методологическими основами исследования являются научная литература по психологии и педагогике, педагогические и социологические журналы, пособия по педагогике и психологии для студентов вузов, материалы научно-статистических исследований по теме курсовой работы.
Глава I. Теоретические основания изучения социализации старшеклассников под влиянием телевидения.
1.1 Понятие «социализация» и её сущность
В гуманитарные науки термин «социализация» пришёл из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли или средств производства.
Автором термина применительно к человеку, очевидно, является американский социолог Ф.Г. Гиддингс, который в 1887г. в книге «Теория социализации» употребил его в таком значении: «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни»
К середине ΧΧ в. социализация превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследований.
Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они так или иначе тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации [16., С 26].
Первый подход предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс адаптации человека к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть определён как субъект - объектный (общество – субъект воздействия, а человек его объект).
Сторонники второго подхода исходят из того, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя. Этот подход определить как субъект - субъектный.
Основываясь на субъект - субъектном подходе социализацию можно трактовать как «развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах» [15].
Американский социолог Нейл Смелзер определяет социализацию как «процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям» [26]. Польский социолог академик Ян Щепанский определил социализацию как «влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей»[40, С. 25].
В различных словарях социализация определяется как:
1) «процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит» [8].
2) «как процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта» [27].
3) «процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе» [27].
На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия. Социализация – это процесс становления социального «Я».
Сущность социализации состоит в сочетания приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.
Приспособление (социальная адаптация) – процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды. Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку. Таким образом, адаптация – это процесс и результат становления индивида социальным существом.
Обособление – процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса – потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых, потребность иметь собственные привязанности, потребность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению. Таким образом, обособление – это процесс и результат становления человеческой индивидуальности.
В рамках субъект – объектного подхода сущность социализации трактуется только как адаптация человека в обществе, как процесс и результат становления индивида социальным существом [16].
1.2 Содержание процесса социализации
В социологии выделяются два уровня социализации: первичный и вторичный.
На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институты социализации.
Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта.
Институты социализации – это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его.[26, С 115.]
Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, врачи, тренеры, няни, руководители внеклассных кружков и т.д. Эти люди, общаясь с индивидом, оказывают влияние на формирование его личности.
Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации школы, милиции, армии, государства, а также сотрудники средств массовой информации и т.д.
Каждый агент социализации дает для личности то, чему в ее становлении может научить и воспитатель. Агенты первичной социализации взаимозаменяемы и универсальны. Агенты вторичной социализации действуют узко специализированно ибо каждый институт нацелен на решение своих задач в соответствии со своими функциями.[37.,С 45].
К числу агентов социализации относятся и средства массовой информации - телевидение, радио, печать, кино, видеозапись. Дети и взрослые в разных странах проводят перед экраном телевизора значительную часть своего времени. Дети знакомятся с тем, как выполняются социальные роли людьми, занятыми в той или иной профессии, обладающими определенным социальным статусом. Не только дети, но и взрослые воспринимают современный мир в значительной степени сквозь призму телевизионного изображения. По данным западных исследователей, в случае, если освещение событий газетой и телевидением различается, телевизионной версии верят вдвое больше людей, чем газетной. Имеется множество свидетельств, показывающих, что средства массовой информации оказывают глубокое воздействие на социальные установки и поведение детей и взрослых [24].
Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, в разной степени влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. О тех факторах, которые исследовались, знания весьма неравномерны. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы:
Мегафакторы – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
Макрофакторы – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определённых странах.
Мезофакторы - условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, посёлок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации ( радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам. Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредованно через микрофакторы.
Микрофакторы – семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, религиозные и частные организации, микросоциум [15.,С 10-11].
1.3 Средства массовой информации как предмет современных исследований
Рассматривая СМК как фактор социализации, надо иметь в виду то, что непосредственным объектом воздействия потока их сообщений является не отдельный индивид, а сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации — читатели одной газеты, слушатели определенной радиостанции, зрители тех или иных телеканалов. В связи с этим вопрос о том, к какой группе факторов социализации относятся СМК не имеет однозначного ответа.
Такие телекомпании, как CNN, передающие свои программы на весь мир, можно рассматривать как почти мегафактор. «Останкино», Радио «Россия», некоторые центральные газеты, чьей аудиторией в той или иной мере является вся страна, можно отнести к макрофакторам. Стремительно «размножающиеся» местные студии кабельного телевидения, многочисленные сельские и районные радиостудии и газеты, «приход» видео в семью и т. п. позволяет рассматривать СМК как микрофактор социализации.
Но два обстоятельства позволяют считать, что, по крайней мере, сегодня и в ближайшем будущем, СМК являются, главным образом, мезофактором социализации. Первое то, что общероссийские СМК имеют специфические аудитории, ибо те или иные из них предпочитают читать, слушать, смотреть определенные половозрастные и социально-культурные группы населения. Второе то, что, во всяком случае, в настоящее время в каждых области, крае, республике действуют радио и телестанции, аудитории которых так или иначе включают в себя большую часть населения, а местные газеты обогнали по числу подписчиков центральные. О том же косвенно свидетельствуют и материалы массового опроса, показывающие снижение общего уровня неизбирательного потребления информации. Телесмотрение, чтение газет и радиослушание становятся сферами все более тщательного выбора. А поскольку основную массу населения интересуют, в первую очередь, обстоятельства ее повседневной жизни, постольку этот выбор совершается чаще в пользу региональных СМК, по которым идет соответствующая информация.
СМК играют большую роль в жизни человека любого возраста. Так, телепередачи смотрят каждый день 87% семей, а более 30% семей хотят иметь два телевизора из-за различий в предпочитаемых членами семьи передачах. Причем, видны явные половозрастные различия в жанрово-тематических предпочтениях. Мужчины предпочитают информационные, публицистические и спортивные программы радио и телевидения, а женщины — телесериалы, литературно-драматические и музыкальные программы.
Начиная с 12—13 лет подростки и молодежь предпочитают рок-музыку, спортивные и развлекательные программы. В целом среди передач телевидения 72% аудитории проявляет интерес к новостям, 63% — сериалам, 39% —к эстраде, 33% —лотереям и викторинам, 29%—к криминальной хронике. Среди книг наибольшим успехом пользуются детективы (чаще других читают — 36%), историческая литература (24 %), приключенческая (20%),любовные истории (19%).
Говоря о влиянии на человека средств массовой коммуникации, надо в первую очередь отметить их информационную и просветительскую роли, благодаря которым не только «раздвигаются стены квартир до границ планеты», но приобретаются весьма разно образные, противоречивые, несистематизированные сведения о типах поведения людей и образе жизни в различных социальных слоях, регионах, странах.
Иметь это в виду особенно важно еще и потому, что средства массовой коммуникации фактически представляют собой систему неформального образования, просвещения различных слоев населения. Как источник ин формации и просвещения СМК наиболее интенсивно используют люди более старших возрастов.
Большую роль играют СМК в развитии человека. Хотя эта точка зрения далеко не бесспорна. Появление каждого кардинально нового вида коммуникации вызывало споры о том, во благо оно или во вред человеку. Так, еще в древности Платон связывал оскудение творческих способностей человека с появлением письменности, позволяющей усваивать знания «по посторонним знакам», в результате чего люди будут «казаться многознающими, оставаясь в большинстве невеждами» и «станут мнимомудрыми вместо мудрых». С появлением кино, радио, а затем телевидения и видео всегда связывали падение интереса к чтению.
Это действительно имело и имеет место у многих людей, но при этом полезно иметь в виду, что слушают радио, смотрят кинофильмы и телепередачи огромные массы людей, которые совсем необязательно стали бы читателями.
Некоторые исследования показывают, что влияние СМК на развитие человека, хотя и не однозначно, но в целом позитивно. Так, американские ученые Шрам, Лайл и Паркер в 1961 г. пришли к выводу о том, что телесмотрение ускоряет развитие ребенка почти на целый год, особенно к тому времени, когда он идет в школу, ибо учит его рассуждать, дает знания, расширяет кругозор. Исследования, проводимые во Франции, показали, что телесмотрение значительно влияет на представления и кругозор малообразованных слоев населения.
Средства трансляции информации создают условия для развития человека, в частности обогащения словарного запаса, овладения широким кругом информации. Но в то же время объективно они формируют слушателя, зрителя, то есть потребителя (сегодня, например, даже словарь подростка, юноши формируется зачастую как словарь потребителя). Станет ли он активным субъектом культуры, зависит от многих дополнительных условий: подготовленности человека к взаимодействию с СМК (пока в наших школах его пытаются готовить лишь как читателя); включенности СМК в его реальную жизнедеятельность, от влияния семьи. Так, телевизор смотрят все дети, т. е. они могут получать одну и ту же информацию. Однако - это не решает проблемы выравнивания их интеллектуального развития. Получаемая по телевизионным и другим каналам информация многими не усваивается и тем более не «присваивается», ибо не пропущена через фильтр интеллекта взрослых членов семьи или групповое общение со сверстниками.
В принципе влияние СМК на развитие конкретного человека имеет опосредствованный характер. Во-первых, оно опосредствовано феноменом «двуступепчатого потока информации»: идеи распространяются от СМК к «лидерам мнений», в большинстве своем неформальным, а от них — к их менее активным последователям. Во-вторых, оно опосредствовано тем, что, как отмечает американский ученый И. Клеппер, в массе своей люди имеют тенденцию пользоваться теми сообщениями массовых коммуникаций, которые согласуются с уже имеющимися у них интересами и установками. Сознательно или неосознанно они избегают противоположного настроя. Если же они и входят в соприкосновение с чуждыми этому настрою материалами, то часто их не воспринимают совсем, переделывают или истолковывают так, что они совпадают с их взглядами, или забывают с большей легкостью, чем то, что их интересует.
СМК весьма существенно влияют на усвоение людьми всех возрастов широкого спектра социальных норм и на формирование ценностных ориентации личности.
Это любопытным образом проявляется, например, в формировании материальных и социальных потребностей у больших групп людей и конкретных индивидов. Раньше этот процесс определялся, как правило, условиями жизни, и обычно потребности либо соответствовали имеющимся у людей возможностям для их реализации или ненамного их превышали. Теперь кино, видео, теле видение показывают самые различные нормы и стандарты жизни. И большие группы, и конкретные люди далеко не всегда в состоянии трезво оценить возможности их реализации, имеющиеся в обществе, у конкретных людей. В результате в массовом порядке формируются потребности, которые слабо или совсем не соотносятся с возможностями их удовлетворения. Это ведет как к позитивным последствиям (росту жизненной активности), так и к негативным (активность может, приобретать антисоциальный характер).
СМК выполняют и рекреативную роль, поскольку во многом определяют досуговое времяпрепровождение людей, как групповое, так и индивидуальное. Эта роль реализуется по отношению ко всем людям постольку, поскольку отдых на досуге с книгой, в кино, перед телевизором отвлекает их от повседневных забот и обязанностей.
С рекреативной тесно связана релаксационная роль СМК. Она приобретает специфический оттенок, когда речь идет о подростках и юношах, у которых возникли осложнения в общении с окружающими или в других сферах их жизни (что приводит, как правило, к напряженному эмоциональному состоянию и дискомфорту). Эти ребята могут, увеличив потребление продукции кино, радио, телевидения, печати, сократить тем самым контакты с людьми, найти отвлечение от неприятностей, заглушить или рассеять эмоциональную неудовлетворенность.
И здесь надо особо сказать о видео. В России быстро растет число домашних кинотеатров в семьях. Основные зрители — подростки и юноши, а репертуар - фильмы ужасов, боевики, порнофильмы. Влияние подобной продукции на юных зрителей в наших условиях довольно эффективно, ибо у него практически нет конкуренции со стороны воспитательных структур.
В последнее время набирает силу тенденция превращения СМК в сферу самореализации личности. К давно существующей переписке зрителей с газетами и журналами, добавились передачи радио и телевидения с прямым участием слушателей и зрителей. Развитие электронных систем породило совершенно новый вид коммуникации и самореализации — участие человека во взаимодействии с определенными интересующими его по тем или иным причинам партнерами, которое позволяет ему найти единомышленников и выразить себя в общении с ними. Так, например, уже сегодня к сети Интернет подключено много миллионов абонентов — от ученых до кинофанатов. Среди них группы экологистов, фашистов и прочие электронные кланы, возникающие в новой электронной среде.
Космическое телевидение, видео, компьютеры становятся все более массовыми, практически не контролируемыми источниками влияния на человека. Мало того, долгое время они будут доступны воспитателям в значительно меньшей мере, чем воспитуемым. Результатом будет нарастающее расхождение между картинами мира, существующими у старших и у младших — со всеми вытекающими отсюда последствиями.
1.4 Последствия воздействия телевидения на старшеклассников
Сегодня, как говорилось, зависимость людей от телевидения стала всеобщей. У некоторых категорий (особенно у детей и подростков) эта зависимость развивается настолько, что наносит существенный ущерб даже физическому здоровью. Сначала врачи и педагоги, а теперь уже и политики рекомендуют родителям за дверями своих домов забывать о демократии и действовать авторитарно, заботясь прежде всего о благе детей. Можем считать, что наличие создаваемых ТВ цепей, пусть невидимых, является установленным фактом, и тезис о свободе ТВ от общественного контроля вытекает не из требований демократии, а из интереса некоторых социальных групп и является сугубо антидемократическим. Тем более, что этот интерес тщательно скрывается, следовательно, он противоречит интересам большинства. Мы пока не говорим о том, какое содержание вкладывает в свой театр теней контролирующая ТВ группа, какие доктрины вбивает она в головы прикованных цепями пленников. Проблема как раз в том, что вредоносны эти цепи сами по себе. Возникает заколдованный круг: наркотизирует, приковывает человека как раз то ТВ, которое хочется смотреть и смотреть - ТВ "высокого класса". Это как иностранная пища, насыщенная вкусовыми добавками: ее хочется жевать, но ты всем нутром чувствуешь, что это ядовитая дрянь. "Скучное" ТВ (каким и было оно в советское время) тем и хорошо, что человек потребляет его не больше, чем ему действительно надо для получения информации, знаний или развлечения [20].
Президент Американского общества газетных редакторов Лорен Гилионе, выступая в 1993 г., сказал: "Репортажи новостей по телевидению всегда порождали сомнение, реально ли то, что в них представлено. Природа визуальных средств информации - развлекать, драматизировать, создавать сны наяву для массового зрителя - влияет на содержание информации. Мир фантазии смешивается с миром факта. Для многих людей то, что появляется на экране телевизора, становится реальностью".
В последние годы теоретики социальной педагогики (Л.В.Мардахаев и др.) также отмечают значительное негативное влияние средств массовой информации на население, в том числе на детей и на молодежь. Формирование негативных идеалов, ценностей жизни, культа денег, возможности легко и беззаботно приобщаться к ним, агрессивности, активная пропаганда алкоголя, сексуальности. Благодаря деятельности современных СМИ происходит стихийная рационализация духовной жизни российской молодежи, в сознании которой благодаря СМИ на первое место выдвинуты ценности досуга, работы, учебы, природы, и лишь самое последнее занимают вера, религия [14, 42]
Влияние СМИ в настоящее время является неоднозначным: детские, юношеские и педагогические православные издания оказывают положительное образовательное и воспитательное влияние на читательскую аудиторию. Развлекательные рекламные СМИ негативно влияют на детей и молодежь, развивая потребительские инстинкты и приучая ее к сомнительным идеалам массовой культуры. В 2001-2003 году российские образовательные учреждения, стремясь к профилактике негативных воздействий СМИ, перешли в режим самообслуживания, создавая собственные СМИ (газеты, журналы, альманахи, школьные и институтские радио и телестудии). Выход из сложившейся ситуации можно увидеть в повсеместном внедрении в учебную программу образовательных учреждений спецкурсов и факультативов по специальности «Медиаобразование», создание методик по проведению конкретных мероприятий, обеспечивающих положительное влияние СМИ на детей и молодежь [1., С.125].
Определяя последствия воздействия телевидения, мы должны также постоянно помнить о совокупном (кумулятивном) эффекте. Большинство сообщений или образов, появляющихся на телевидении, мы видим или слышим десятки, если не сотни и тысячи раз. Хотя такое продолжительное воздействие трудно имитировать в лабораторных условиях и проконтролировать в ходе полевых экспериментов, имеются методы, позволяющие его исследовать. Американский ученый Р. Харрис выделяет четыре основных класса поддающихся оценкам последствий поведенческие, установочные, когнитивные и физиологические [38].
Поведенческие последствия: В данном случае человек совершает некоторые действия, например проявляет насилие, покупает какой-то товар, голосует на выборах или смеется над комедийным эпизодом, после того как видит, что кто-то ведет себя аналогичным образом.
Установочные последствия: Второй класс последствий воздействия телевидения связан с установками людей. Например, посмотрев рекламу, можно стать более высокого мнения о каком-то товаре или политическом кандидате; но приведет ли эта установка к фактической покупке или конкретным действиям во время голосования, уже другой вопрос.
Воздействие установок не ограничивается формированием нашего мнения о том или ином объекте. Под влиянием набора установок может сложиться образ мышления, который будет определять все наше мировоззрение. Такие установки накладывают отпечаток на наше восприятие мира и то, как мы его интерпретируем. Взаимодействие знаний, полученных из телвидения, с нашим жизненным опытом может привести к тому, что называют культивированием. Например, если мы принимаем на веру созданный в полицейском сериале образ большого города, таящего в себе множество опасностей, это представление не только накладывает отпечаток на наши установки по отношению к городам, но также может косвенно повлиять на наши когнитивные и поведенческие модели.
Когнитивные последствия: Третий класс последствий когнитивные эффекты (т.е. такие последствия, которые изменяют наши знания и мышление). Наиболее ярким примером здесь будет усвоение новой информации во время просмотра телевидения. Например, телевидение «навязывает повестку дня» очень простым способом: отдавая предпочтение одним событиям перед другими при освещении новостей.
Физиологические последствия: Четвертый класс эффектов масс-медиа, которые, вероятно, измеряют реже, но которым начинают уделять все большее внимание, - это физиологические изменения в нашем организме, вызванные воздействием телевидения. К примеру, просмотр фильма ужасов или захватывающего спортивного матча вызывает такие физические изменения, как учащение дыхания и сердцебиения. Даже такой обыденный материал, как телевизионная реклама, может привести к изменениям в частоте сердцебиения и ориентировочном рефлексе и к блокированию альфа - волн, испускаемых мозгом [33].
Далее необходимо подчеркнуть, что СМИ могут оказывать значительное влияние на общество, но это влияние проявляется лишь в определенных условиях. Люди воспринимают одно и то же сообщение по-разному и реагируют на него различным образом. Например, после просмотра телевизионной программы с элементами насилия зрители не повалят на улицу и не начнут причинять увечья окружающим, но такая программа может подкрепить насильственные тенденции, уже существующие у небольшой части зрителей, и слегка притупить чувствительность у многих других.
Глава 2. Практическое исследование по изучению социализации старшеклассников под влиянием телевидения.
2.1 База и программа исследования
Методы исследования:
Анализ литературы по теме исследования.
Проведения и анализ анкетирования.
Этапы исследования:
этап – анализ литературы по теме исследования.
этап – разработка содержания опытно-экспериментальной работы и реализация ее на практике.
этап – анализ результатов исследования; написание методических рекомендаций на основе анализа результатов исследования, оформление работы.
Для диагностики и выявления предпочтений в «телесмотрении» основным методом исследования было выбрано анкетирование. Нами была разработана анкета «Телевизионные предпочтения старшеклассников» (см. Приложение 1) состоящая из 14 вопросов, ответы на которые позволили увидеть отношение старшеклассников к назначению телевидения вообще и некоторым популярным передачам в частности. Несколько вопросов заставили участников задуматься над тем, сколько времени они находятся у телевизора и может ли длительный просмотр телепередач нанести вред здоровью. Кроме того, мы попытались выяснить наиболее актуальные темы для учеников старших классов, обсуждаемые сегодня на экранах телевизоров. Разработанная анкета имеет 6 открытых вопросов, чтобы респонденты могли свободно указать героем какой телепередачи или фильма они хотели бы стать, а так же перечислить передачи, которые они смотрят каждый день. Так же 6 закрытых вопросов предлагают старшеклассникам выбрать для чего они смотрят телевизор, выбрать наиболее достоверный источник получения информации. В 2-х вопросах анкеты респонденты могут продолжить предложенные утверждения.
Анкетный опрос проводился в одной из школ Павловского района Алтайского края. Исследование проводилось в старших классах (9-11) средней общеобразовательной школы. Бланки с текстами анкет в формате А4 были розданы ученикам во время классного часа, исследование проводилось в присутствии классных руководителей. В анкетировании приняли участие 30 старшеклассников, в возрасте от 15 до 17 лет.
В этой же группе респондентов был выявлен уровень социализированности по методике М.И. Рожкова (см. Приложение 2) Цель использования данной методики - выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. Для исследования уровня социализированности участникам эксперимента предлагалось прочитать двадцать суждений и оценить степень своего согласия или несогласия по 4-х балльной шкале.
2.2 Анализ результатов исследования
Анализ ответов на первый вопрос показал, что все испытуемые знакомы с такими источниками получения информации как телевидение и Интернет. Больше половины опрошенных (53,3%) на вопрос «Какими средствами массовой информации Вы чаще всего пользуетесь?» ответили, что чаще всего пользуются телевидением и только 43% чаще используют Интернет. Наиболее достоверным источником получения информации старшеклассники считают опять же телевидение (так ответил каждый второй участник, из них 13% чаще пользующиеся Интернетом), что подтверждает актуальность исследования и необходимость его продолжения на других группах испытуемых, например, студентов высших учебных заведений.
100% опрошенных смотрят телевизор, «часто» делают это около 27% учащихся старших классов, а время просмотра колеблется от 2-3 до 7 часов в день. «Редко» смотрят телевизор 7 человек (просмотр в день составляет от 1 до 4-х часов). Вариант «иногда» выбрали 50% опрошенных – в этой группе просмотр телепередач составляет от 1 часа в день до 4.
Все дети являются телезрителями, но, к сожалению, не все из них проявляют себя компетентными в этой роли. Подтверждением этому служит то, что 30% опрошенных являются поклонниками таких юмористических передач, как «Голые и смешные», «Камеди-клаб» и 33% являются поклонниками реалити-шоу «Дом-2» (некоторые мечтают стать участниками нашумевшего телешоу). 10% старшеклассников являются постоянными зрителями молодёжных сериалов «Универ» и «Счастливы вместе». К сожалению, только 33% опрошенных обычно смотрят «Новости», «Время» и только часть из них объясняет свой выбор тем, что, любят познавательные передачи, в которых можно узнать много нового, интересного, а так же узнают из них «что нового происходит в мире». Постоянным телезрителем интеллектуально-развивающей передачи «Что? Где? Когда?» является только один участник исследования. Всего несколько опрошенных интересуются спортом, в частности боксом и автомобилями. Почему же наблюдается такая закономерность? Многие взрослые всё своё свободное время отдают просмотру телепередач, не имея понятия об их рациональном выборе. При этом сидение у телевизора воспринимается у них исключительно как отдых. Проведённое нами исследование подтверждает, что поведение учащихся вовсе не отличается: 55% респондентов смотрит телевизор «чтобы отдохнуть» или «когда не хочется делать уроки».
Многих современных телезрителей привлекают в телепередачах только динамичный сюжет, возможность испытать острые ощущения и совсем не интересуют идеи и смыслы, заложенные в них. Поэтому современный телезритель всё чаще образцам классического искусства предпочитает примитивные образцы массовой культуры. В анкете «Телевизионные предпочтения старшеклассников» испытуемые на вопрос «Героем какой передачи или фильма Вы хотели бы стать и почему?» отвечали следующие: «Я хотел бы быть похож на Ксандера Кейджа из фильма «ХХХ», потому что он любит экстрим, он сильный и здоровый» или «Я хотел бы быть похож на Кузю из сериала «Универ», потому что он сильный, глупый и любит животных».
Важно отметить, что 67% респондентов считают, что просмотром телепередач можно нанести существенный вред своему здоровью, некоторые уточняют, что фильмы – «ужасы» могут навредить психике.
Проанализировав ответы на 12 вопрос анкеты мы установили, что реклама является для старшеклассников возможностью услышать понравившуюся музыку, увидеть полюбившихся героев. Оценка приверженности подростков гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) достаточно высока в этой категории опрошенных, что говорит о высокой степени социализированности старшеклассников.
Всё – таки для 60 % учеников реклама является источником раздражения, а 3 человека используют рекламу, «чтобы выйти покурить».
При изучении показателей уровня социализированности учащихся удалось выявить существенную зависимость между суммой коэффициентов четырёх шкал и продолжением высказывания «телевидение-это…». Можно прийти к выводу, что старшеклассники, для которых телевидение - это «времяпрепровождение досуга», которое не воспринимается как серьёзное или полезное занятие, осуществляемое с определённой целью имеют более низкий коэффициент социализированности (от 6,6 до 10 в сумме за 4 показателя против 11-12,8 у тех, кто телевидение воспринимает как источник получения полезной информации). Таким образом, мы выявили, что у старшеклассников создаётся акцент на рекреационную функцию телевидения. Имеет низкий уровень социальной адаптированности – 3 старшеклассника, социальной автономности – 5, социальной активности – 1, нравственности – 4. Средние показатели социальной адаптированности у 26 опрошенных, социальной автономности у 15, социальной активности у 19, нравственности у 17. Высокий коэффициент социальной адаптированности имеет всего 1 участник эксперимента, социальной автономности 10 участников, социальной активности – 10, нравственности – 8.
Можно сделать вывод, что в ходе анализа результатов обеих проведённых анкет гипотеза исследования подтвердилась, так как на диаграмме «Зависимость между уровнем социализированности и мотивами просмотра телевизора» видна прямопропорциональная зависимость между степенью социализированности учащегося и положительным, целенаправленным мотивом просмотра телепередач.
Таким образом, наше исследование приводит к следующим выводам:
Чем выше уровень сформированности социальных качеств у старшеклассника, тем целенаправленней и осознанней становится для него просмотр телепередач.
Чем ниже уровень социализированности учащегося, тем чаще он пользуется просмотром телевизора в качестве времяпрепровождения досуга или «просто так».
Низкие показатели сформированности социальных качеств способствуют подражанию образцам массовой культуры, например, героям популярных сериалов или реалити-шоу.
Высокие показатели социальной активности свидетельствуют о том, что старшеклассники интересуются темами, осуждаемыми на телевидении сегодня.
Высокий уровень социализированности учащегося прямопропорционален сознательности, с которой старшеклассники признают вредное влияние телевидения на физическое и психическое здоровье.
Глава 3. Практические рекомендации социальному педагогу по использованию телевидения в работе со старшеклассниками
3.1 Синема-технология как средство воспитания
В современной практике воспитания подростков востребованы новые технологии, которые позволяют организовать процесс социального взросления. Специфика подросткового периода заключается в особой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых, в их отношениях. Наша задача – создать педагогически организованные возможности социального становления подростков.
Способами организации таких возможностей могут быть технологии коллективных творческих дел, технологии социального проектирования и др. Мы предлагаем ещё один эффективный способ создания модальностей взросления – синема-технологии.
Синема-технологии как средство воспитания нацелены на создание общности мировосприятия ребёнка и взрослого, укрепление их сотрудничества, в процессе которого происходит становление новых способов социального взаимодействия. Подросток чаще всего фиксируется только на внешних атрибутах взрослости (курение, физическая сила, секс, демонстрация вседозволенности и власти, обладание предметами роскоши и т.п.). По существу его сознание находится в состоянии моратория - психологической стадии перехода от детства к взрослости, от морали, усвоенной ребёнком, к этике, которую ещё предстоит принять взрослому. Словом, данная методика помогает воспитаннику социального педагога воспринять реальные представления о взрослости посредством кинематографического произведения.
Благодаря синема - технологии можно создать прецедент живого и непринуждённого обмена жизненным опытом между представителями разных поколений, пройти путь поиска ответов на вопросы, перед которыми обычно пасует подросток, спрогнозировать и предупредить типичные ошибки взросления, примерить на себя линию поведения героев и антигероев сюжета.
Мы предлагаем несколько вариантов реализации воспитательного процесса, каждый из которых строится на материале того или иного кинофильма. Фильм при этом становится зеркалом, в котором подросток- старшеклассник при помощи социального педагога может увидеть пути собственного взросления.
Реализация синема - технологии включает ряд этапов: этюд, экспликация, рефлексия. На этапе этюда ведущий анонсирует фильм. Он может прочитать стихотворение, афоризм, припомнить отзыв одного из кинозрителей и т.п. Внимание ребят акцентируется на социальных проблемах, затронутых режиссёром.
В словах ведущего должна звучать недосказанность. Далее следует просмотр фильма. Этап экспликации (от лат. «усиление» ) предполагает актуализацию переживаний, посредством педагогически сформулированных вопросов о социальной проблематике фильма. На этапе рефлексии в группе идёт поиск вариантов решения проблемы не только в дальнем действии (по отношению к героям фильма и их прототипам), но и в близком действии ( по отношению к конкретным людям, живущим в городе, во дворе, в соседней квартире).
3.2 Конкретные примеры организации воспитательного процесса. Кинофильм «Спасите наши души»
Этюд
Педагог читает стихотворение Д.Г. Левитеса «Отлучение» и анонсирует фильм.
Я – скульптор, моя мастерская – класс,
Щёки горят, чёлки отброшены…
Десятками пар ушей и глаз
Уставились на меня сейчас
Будущие эйнштейны и Ломоносовы.
И, словно ваятель на влажной глине,
Словом оставлю нужный след.
Ошиблась рука и вместо линии,
Правильной и незаменимой,
Уродливый шрам на много лет…
Но как ни старайся, как не трудись –
Вряд ли достигнешь цели конечной:
Необожжёнными входят в жизнь
Глиняные мои человечки…
Как Вы думаете, сколько раз нужно обжечься, чтобы повзрослеть? Сейчас Вы посмотрите фильм главные действующие лица которого – Зина и Миша живут в небольшом провинциальном городке. Им по 13 лет. Сложности, с которыми ребята сталкиваются дома, толкают их на воровство…
Как Вы думаете, есть ли нравственные законы жизни? Что в современном мире значат деньги? Уместна ли фраза, которую можно слышать от молодых людей: «Чем больше взрослею, тем больше имею?» (Начинается просмотр фильма.)
Экспликация
Педагог (или ребёнок в роли ведущего) задаёт вопросы и выслушивает ответы ребят.
К кому обращено название фильма? Чьи души нужно спасать и от чего?
Что побуждает Зину украсть первый раз, ведь она , кажется идёт на преступление не ради себя?
Почему Зине нравится Миша, а не другие её сверстники? Можно ли сказать, что мотоцикл Миши - это атрибут его взрослости?
Почему Зине было легко украсть деньги , необходимые для ремонта мотоцикла?
Что побуждает подростков совершать кражу барсеток из машин?
Почему они принимают решение тратить деньги только на себя? Как вам нравится утверждение Зины о том, что «дети должны заботится о своём будущем, чтобы потом позаботиться о своих детях»?
Что побуждает ребят дать деньги на операцию больной девочке?
Почему сразу после совершения этого доброго поступка они начинают шантажировать больного мальчика, сидящего в машине?
Где и когда человек переходит ту грань, за которой утрачиваются нравственные ориентиры?
Можно ли сказать, что сработал закон социальной справедливости, когда парочка юных воришек попала под жестокий прессинг отца больного мальчика?
Почему при словах своего сына: «Папа, а ты купишь мне такой же мотоцикл, когда я вырасту?» - тот прерывает «разборку» с Мишей и Зиной, и выбрасывает собранные ими деньги в реку?
Рефлексия
Педагог сосредотачивает внимание подростков на разрешении проблемы посредством побуждающих вопросов.
На какие атрибуты взрослости, по – вашему, ориентируются современные подростки? (Дорогой сотовый телефон, сигареты, физическая сила и др.)
Почему для подростков так важно всё это?
Можно ли по-другому проявить себя в компании? Как?
Можно ли сказать, что преступать нравственный закон для достижения внешних атрибутов взросления – это неверный путь? Если да, то почему?
А если взрослеть по-настоящему, то какие из нравственных качеств человека могут выйти на первое место, составив конкуренцию внешним атрибутам взрослости?
Можете ли Вы рассказать как менялись Ваши взгляды на понятие «взрослый» в 10, 12, 14 лет?
Оглянитесь, не раздаётся ли рядом с нами сигнал «SOS»? Что Вы можете сказать вашим сверстникам, ставшим на скользкий путь, что можете сделать для них?
Названия киноработ, которые могут быть использованы социальным педагогом в работе со старшеклассниками:
- «Невидимые дети» (режиссёры Э. Кустурица, С. Ли, Р. Скотт, К. Лунд, С. Венерузо) разговор об отношении к детям, о долег взрослых пере молодым поколением (зеркало для политиков, представителей системы социальной защиты, педагогов, родителей).
- «Заплати другому» (режиссёр М. Ледер) – тема реальной и мнимой помощи (зеркало для взрослеющих альтруистов).
- «Парниковый эффект» (режиссёр В. Ахадов) – этот фильм поможет найти ответ на вопрос: «Счастлив ли человек, плохо относящийся к людям?» (Зеркало для нигилиста.)
- «Аврора» (режиссёр О. Байрак) – разговор о перипетиях трагичного взросления.
- «18 лун» ( режиссёр И. Исламгулов) – тема взросления через трудности межличностного выбора.
- «Итальянец» (режиссёр А. Кравчук) – тема взросления вне семьи.
- «Поклонник» (режиссёр Н. Лебедев) – тема детско-родительских отношений в процессе взросления.
- «Город без солнца» (режиссёр С. Потёмкин) – тема «взросления» наркомана.
- «Точка» (режиссёр Ю. Мороз) разговор о взрослеющих девочках , пытающихся заработать «шальные» деньги.
- «Сволочи» (режиссёр А. Атанесян) – выбор пути взросления для отчаянных мальчишек.
- « Республика ШКИД» (режиссёр Г. Полока) – разговор о педагогической организации пространства взросления.
- « из 13 в 30» (режиссёр Г. Витлин) – иллюзии подростка о взросой жизни [36].
3.3 Технология воспитания старшеклассников как телезрителей
Концептуальной составляющей предлагаемой технологии воспитания компетентного телезрителя является преодоление негативных и формирование позитивных стереотипов телезрителя.
Все мы являемся телезрителями, все мы по-разному подходим к выбору просмотра телепередач. Одних привлекает динамика сюжета, других – поэтичность языка, третьих – познавательная насыщенность, четвёртые смотрят всё подряд, и чем больше, тем лучше. Мы по-разному относимся к процессу просмотра телепередач: для одних это отдых, развлечение, для других – скучная обязанность, для третьих - серьёзная работа. Эти отличия обусловлены сформированными стереотипами телезрителя. Такие стереотипы могут быть полезными, а могут быть и неправильными и даже вредными. Последние приводят к тому, что человек попросту «убивает время» просмотром телепередач, не способствуя саморазвитию, ограничивает себя просмотром телепередач низкого культурного уровня. Негативные стереотипы телезрителя формируются с детства и закрепляются в период школьного обучения. Поэтому преодоление негативных и формирование позитивных стереотипов – одна из важных педагогических задач.
Другой основной идеей предлагаемой технологии является интегративность: воспитание старшеклассников как телезрителей охватывает содержание различных учебных предметов и внеучебной деятельности. Осуществлять такое воспитание должен не только классный руководитель, но и другие учителя, а так же педагог-психолог и социальный педагог образовательного учреждения.
Ещё одна идея – сотрудничеств с семьёй. Отношение старшеклассников к просмотру телепередач во многом зависит от родителей. От того, какие у них стереотипы зрителя, организуют ли они совместный просмотр телепередач, обсуждение увиденного, расширяют ли круг зрительских интересов детей во многом завися особенности их детей как телезрителей.
Итак, генеральная цель технологии – воспитание компетентного телезрителя. Частные цели технологии помогут ответить на вопрос «Что такое компетентный телезритель?»: 1. Компетентный телезритель- это прежде всего разборчивый телезритель. Результатом её достижения является готовность к рациональному выбору телепередач. 2. Компетентный телезритель –это также увлечённый, познающий, исследующий телезритель. Результат достижения этой цели – готовность к постановке личностно значимых, развивающих целей просмотра телепередач. 3. Компетентный телезритель – это ещё и вдумчивый, заинтересованный телезритель, воспитание которого является третьей частью технологии. 4. Компетентный телезритель – критически мыслящий телезритель. Результат достижения этой цели – готовность к адекватной оценке увиденного.
Перейдём к содержанию технологии. Анализ научно – педагогических работ и педагогической практики позволил выделить следующие стереотипы, преодоление которых и является главной целью технологии. Первая группа, относящаяся к воспитанию разборчивого телезрителя – стереотипы зрительских интересов и предпочтений (всеядный телезритель, конформист, ограниченный телезритель, привередливый телезритель). Позитивным стереотипом для данной группы будет являться стереотип разборчивого телезрителя: круг его зрительских интересов широк, но при этом он рационально подходит к выбору книг и телепередач, выбирая те из них, которые имеют высокий культурный уровень, приносят пользу, способствуют саморазвитию.
Следующая группа - стереотипы отношения к процессу просмотра телевизора (развлечение, скучная обязанность и др.). Позитивным стереотипом отношения к процессу «телесмотрения» будет являться познавательный просмотр телепередач, просмотр – размышление, просмотр – творчество, просмотр – исследование.
Ещё одна группа – стереотипы восприятия увиденного («наивный реалист», безразличный телезритель, телезритель – поглотитель). Позитивным стереотипом восприятия увиденного будет стереотип вдумчивого, заинтересованного, ведущего диалог с автором, творческого зрителя.
Последняя группа – стереотипы оценки увиденного (конформизм в оценке, игнорирование оценки, нонконформизм, неверная оценка уведенного). Позитивный стереотип оценки увиденного: ориентация на замысел автора, творческая оценка, оценка с т.з полезности для саморазвития.
Выделим этапы технологии:
Диагностический. Педагог диагностирует зрительские интересы и потребности школьников, отношение к процессу просмотра телепередач, подход к их оценке, и особенности их восприятия учащимися.
Мотивационный. На этом этапе формируются позитивное, творческое, исследовательское отношение к просмотру телепередач и фильмов. Результатом этого этапа является формирование готовности к постановке личностно – значимых, развивающих целей просмотра телепередач.
Проектировочный. Педагог обучает школьников планированию просмотра телепередач, расширяет круг зрительских интересов и потребностей. Результат – формирование готовности к рациональному выбору телепередач.
Практический. Основная задача – работа над восприятием телепередач, а результатом будет являться – готовность к полноценному восприятию увиденного, т. е. восприятию осмысленному, заинтересованному.
Творческий. На этом этапе педагог учит школьников не только полноценному восприятию увиденного, но и критическому, творческому анализу, когда ученик выступает в роли соавтора фильма или телепередачи.
На каждом из перечисленных этапов для достижения планируемых результатов используется набор педагогических средств: форм, методов, приёмов работы с учащимися и родителями.
Беседа и анкетирование (Смотришь ли ты телевидение, видео? Какие передачи? Выбираешь ли ты их или смотришь всё подряд? Какие фильмы тебе нравятся? Почему? и др.) Для выявления особенностей восприятия можно организовать внеклассную этическую беседу, направленную на обсуждение какого- либо фильма. Результаты беседы и анкетирования можно занести в таблицу, а затем проанализировать на родительском собрании.
Педагогическое средство второго этапа – пятиминутки «Что мы читаем? Что мы смотрим?» (2-3 ученика в начале урока литературы рассказывают о том, какую передачу они смотрели последние дни, чем передача понравилась, запомнилась, а затем оценивают полезность данной передачи в баллах); составление рекламы и антирекламы на просмотренный художественный фильм ( реклама может быть оформлена в виде рисунка, стихов, показана как пантомима и тд.); этическая беседа «Зачем мы смотрим телевизор». Чтобы мотивировать родителей к семейному просмотру телевизора, можно организовать в классе «Вечер семейного просмотра фильма», на котором будут присутствовать педагоги, школьники, родители, где они вместе смогут обсудить увиденное произведение.
Проектировочный этап включает: составление плана просмотра телепередач, ведение дневников телезрителя (в первой графе ребёнок записывает автора и название передачи, а во второй – что приобрёл в ходе просмотра), задания для сравнения образцов высокой и низкой культуры. Можно провести лектории, круглые столы для родителей с целью расширить их представления о возрастных особенностях из детей.
Задания на сравнительный анализ увиденного, упражнения на развитие зрительских умений, этические беседы на актуальные темы с использованием материала телепередач, конкурсы на лучшего знатока какого – либо кинорежиссёра, актёра, игры «Поиск позиции», «Пойми меня», «Взаимопонимание» (Старшеклассники могут сравнить «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и современный детектив со сходным сюжетом, пьесу А. Островского «Бесприданница» и фильм «Жестокий романс»).
Эффективной формой работы на практическом этапе может служить созданный в классе клуб телезрителей. Раз в 2 недели могут проводиться заседания такого клуба, на котором организуются игры, викторины, происходит обмен мнениями, конкурс иллюстраций к увиденному и тд.[30].
Заключение
В структуре глобально функционирующих информационных систем наиболее значимым по масштабам воздействия на массовое и индивидуальное сознание является телевидение. Многообразие в использовании цветовой палитры, вариативно-инструментальные возможности режиссуры в выборе музыкально-звукового обеспечения телепрограмм с учётом эффективно направленной на зрителя выразительности предлагаемых жанров и тематических сюжетов, всё это предполагает и, как правило, создаёт на уровне обыденного сознания общий пафос достоверности отражения в телепередачах тех или иных явлений и процессов жизнедеятельности нашего общества.
К сожалению, телевидение стало транслятором навязанной обществу «либерализации» языка, экспансии чужеродных ориентиров псевдокультуры. Не подлежит сомнению, что это воздействует и на сознание старшеклассников, порождая социальную дезадаптированность, отклонения в психическом развитии и массу других негативных последствий. Возмущённая телеаудитория вопрошает, мысленно обращаясь к идеологам и организаторам современного телевидения, кому и в каких целях адресована теневая сторона человеческой жизнедеятельности, что могут постигнуть из предлагаемых сюжетов социального и нравственного «дна» растущие поколения российских граждан. Неужели развивающееся российское демократическое общество и государство не может стать предметом глубокого осмысления позитивных созидательных процессов, происходящих в недрах его социокультурной и духовно-нравственной жизнедеятельности, с их всесторонним отражением в различных жанрах повседневных телевизионных передач?
Именно в данном подходе, требующем коренного переустройства творческой деятельности всего телевизионного цеха, кроется подлинное возрождение воспитательного потенциала отечественного телевидения как мощного средства формирования общественного сознания.
Список литературы
1. Бузин В. Н. Основы медиапланирования. - М. , 2002. – 148 с
2. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и паблик рилейшнз. - М.,1998.
3. Волохотова В.М. «Социальное развитие и адаптация детей-сирот» // Дополнительное образование и воспитание №1 – 2008. с. 31 - 35
4.Засурский Я. Н., Алексеева М. Н., Болотова Л. Д. Система средств массовой информации 6.России: уч. пособие для ВУЗов. – М., 2003. - 125 с.
5. Ишкулова Ш. «Использование средств массовой коммуникации в социализации подростков // Воспитание школьников №10 – 2006. – с. 25-27
6. Кин Джон. Средства массовой информации и демократия. - М.:Наука,1993. - 170 с.
7.Кон Н.С. Ребенок и общество. - М., 1988. – 134с.
8.Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д. М. Гвишиани, И. И. Лагина., М., 1988.
9.Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. – С.П.: «Питер», 2003 ., с.118
10.Курочкина А.А. Система управления средствами массовой информации. - СПб.,1999. - 209 с.
11. Лимов В.В. «Влияние молодёжной субкультуры на подростков» // Дополнительное образование и воспитание №5 – 2007. с. 49 – 53
12. Мардахаев Л.В. Словарь-справочник по социальной педагогике М.: Гардарики, 2005. – с. 238
13.Мардахаев Л.В. Социальная педагогика - М.: Гардарики, 2005. – 269 с.
14. Маркова Н. «Глобальные экономические интересы и СМИ» // Народное образование № 10 – 2008. – с. 259 – 264
15. Мудрик А.В. Социальная педагогика - М., Академия, 2000. – с. 194
16. Мудрик А.В. «Социализация человека как проблема» // Социальная педагогика №4 – 2005. – с. 24- 28.
17. Назайкин А. Медиапланирование на 100%. М., 2005 – 115с.
18. Понукалина О. «Специфика досуга современной молодёжи» // Высшее образование в России № 11 – 2007. – с.124 - 127
19. Попов Н.П. Индустрия образов: Идеологические функции средств массовой информации в США. - М.,1986. – 144с.
20. Психолого-педагогические проблемы влияния телевидения и других СМИ на детей и молодежь / под ред. В.Е. Семёнова. СПб, 2002.
21.Рожков И. Реклама. Планка для «профи». М., 1997. – 203с.
22.Сапронов А., Кравчук П. «Молодёжь в современной социокультурной ситуации» // Высшее образование в России № 6 – 2007. – с.140 -142
23.Сапунов Б. «Медиакультура без культуры? (Что стоит за модным понятием)» // Высшее образование в России № 12 – 2006. – с.139 - 142
24.Свенцицкий А.Л. Социальная психология - М. : ТК Велби, 2004 – 336с.
25.Силласте Г.Г. «Влияние СМИ на жизненные планы сельской учащейся молодёжи»// 25.Социологические исследования №12 – 2004.
26. Смелзер Н. Социология пер. с анг. М., 1994 с.625
27. Социологический словарь. – М., 1996. – 456с.
28.Ссисорс Д., Бэрон Р. Рекламное медиапланирование. СПб., 2004.
29.Тейлор Ш., Пипло Л., Сирс Д. Социальная психология - СПб.: Питер,2004 – 767с.
30. Тюников Ю., Мазниченко М. «Технология воспитания школьников как читателей и телезрителей» // Воспитательная работа в школе №2 – 2008. – с. 85 – 96
31.Учёнова В., Старых Н. История рекламы. М., 1994.
32.Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. - М.,1999. - 232 с.
33.Филатова О.Г. Социология массовой коммуникации - М.: Гардарики,2006.- 303 с.
34.Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. – М.: «Педагогика», 1990. – с.98 – 112
35. Филонов Г. «Телевидение и воспитание» // Воспитание школьников №1 – 2008. – с. 3 - 6
36. Фиофанова О. «Синема – технология как средство воспитания» // Воспитание школьников №3 – 2008. с. 5-8
37.Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов. М., 1997.
38.Харрис Р. Психология массовой коммуникации. М., 2003.
39.Холод Н.И. Влияние средств массовой информации на агрессивное поведение детей//Ярославский педагогический вестник, № 4, 2005. – С. 34.
40. Щепанский Я. Элементарные понятия социологии. - М., 1969. – 109с. 41.http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=.j19187 /21039/21041).
42. www.fondedin.ru/dok/01_Akulenko_e.pdf]
Приложение 1
Анкета: «Телевизионные предпочтения старшеклассников»
Уважаемый респондент! Предлагаем ответить на следующие вопросы, которые помогут выяснить Ваши телевизионные предпочтения.
Какие средства массовой информации Вы знаете? (перечислите известные Вам источники получения информации)
Какими из перечисленных выше средств массовой информации Вы чаще всего пользуетесь? (укажите один вариант)
Выберите один из указанных, наиболее достоверный, на Ваш взгляд, источник получения информации:
- телевидение;
- радио;
- газеты, журналы;
- книги;
- Интернет;
- другое (допишите) _________________________________________
4. Смотрите ли Вы телевизор? Как часто Вы это делаете?
- да, иногда;
- да, редко;
- да, часто;
- нет, не смотрю.
5.Сколько часов в день Вы проводите перед телевизором?________________
6. Какие передачи Вы обычно смотрите? (укажите почему)_______________
7. Продолжите утверждение:
Я хотел (а) быть похож (а) на………………..из фильма…………….., потому что……………..
(укажите не менее 3-х качеств).
8. Смотрите ли Вы реалити – шоу?
- да (укажите названия)__________________________________
__________________________________________________ - нет
9. Героем какой передачи или фильма Вы хотели бы стать?
_____________________________________________________
_____________________________________________________
10. Для чего Вы смотрите телевизор?
- чтобы отдохнуть;
- узнать что-то новое, полезное;
- просто так:
- другое (допишите)______________________________________
_______________________________________________________
11. Можно ли просмотром телепередач нанести вред своему здоровью?
_______________________________________________________
12. Реклама для Вас: (выберите 3 варианта)
- перерыв в любимом ток – шоу, сериале и др.;
- источник раздражения;
- возможность отойти от телевизора на несколько минут;
- источник новой информации о рекламируемых товарах и услугах.
- возможность услышать понравившуюся музыку, увидеть полюбившихся героев;
- источник вдохновения для создания чего – либо.
- другое (допишите)__________________________________
____________________________________________________
13. Для Вас телевидение – это (продолжите фразу)
- источник разнообразной информации;
- времяпрепровождение досуга:
- средство снятия ощущения одиночества;
- другое (допишите)_____________________________________
_______________________________________________________
14. Какие темы, обсуждаемые сегодня на телевидении, для Вас наиболее интересны?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за участие!
Приложение 2
Уважаемый респондент! Предлагаем Вам принять участие в исследовании уровня социализированности учащихся старших классов.
Прочитайте двадцать суждений и оцените степень своего согласия или несогласия по следующей шкале:
4 – всегда; 3 – почти всегда; 2 – иногда; 1 – очень редко; 0 – никогда.
1. Я стараюсь во всём слушать учителей и родителей.
2. Считаю, что всегда надо отличаться чем-то от других людей.
3. За что бы я не взялся, мне всё по плечу.
4. Я умею прощать людей.
5. Я стремлюсь поступать так же, как и мои друзья.
6. В любом деле мне хочется быть впереди моих сверстников.
7. Я становлюсь очень упрямым, если уверен (а), что я прав(а).
8. Творить добро – это главный лозунг моей жизни.
9. Я стараюсь поступать так, чтобы меня за это отметили.
10. В общении со сверстниками я всегда отстаиваю своё мнение.
11. Если я что-то задумал (а), я обязательно это исполню.
12. Мне нравится помогать другим людям.
13. Мне хочется, чтобы со мной дружили все окружающие меня люди.
14. Если мне кто-то не нравиться, я с ним общаться не буду.
15. Я стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
16. Я всегда переживаю неприятности других людей, как свои собственные.
17. Я не стремлюсь к ссорам с друзьями.
18. Я стараюсь доказывать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие меня люди.
19. Если я за что-то берусь, то всегда довожу до конца.
20. Я всегда на защите тех, кого обижают.
1 - | 5 - | 9 - | 13 - | 17 - |
2 - | 6 - | 10 - | 14 - | 18 - |
3 - | 7 - | 11 - | 15 - | 19 - |
4 - | 8 - | 12 - | 16 - | 20 - |
Приложение 3
Приложение 4