МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Академия социологии и социальной информатики
Факультет социальной информатики
Э С С Е на тему:
«Определение понятия «общественное мнение»
(трактовка автора)».
Выполнила:
Студентка 4 курса,
2 группы, ф-та соц. информатики
Гаценко Н.М.
Проверил;
Мансуров В.А.
Москва
2002 г.
Любая социальная система, существующая в рыночной экономике должна учитывать интересы потребителей, конкурентов, партнеров и других групп общественности, от которых прямо или косвенно зависит ее существование. В последние десятилетия в большинстве развитых стран общественное мнение оказывает сильное влияние на эффективность достижения целей: имидж; репутация; деловые контакты.
Если общественное мнение играет важную роль в жизни современных социальных систем, то процессом взаимодействия с общественностью необходимо управлять как на уровне государства, так и на уровне отдельно хозяйствующего субъекта.
К формам проявления общественного мнения относятся:
. распространение слухов;
. публичные выражения;
. использование определенной символики и т.п.
Анализируя историю развития изучения общественного мнения, можно отметить постепенное увеличение роли связей с общественностью в управлении организацией. Можно совершенно точно утверждать, что наиболее сильные импульсы PR (public relations) получало благодаря существенным изменениям социально-экономической ситуации в обществе или крупным конфликтам и катастрофам.в России возможность существования и развития этой деятельности появилась только с началом становления рыночной экономики, что повлекло за собой существенные, иногда принципиальные изменения в обществе.
Существует множество подходов к определению понятия
«общественное мнение»:
1) гносеологический
Характеризует отражательную природу общественного мнения, его место в
структуре общественного сознания. Общественное мнение – это совокупность
оценочных суждений и определяемых ими действий всех социальных субъектов по
поводу объектов, затрагивающих их интерес.
Общественное мнение – состояние масс, как совокупности классических и
неклассических общностей.
2) социологический
Характеризует социальную обусловленность, роль и функции общественного
мнения. Общественное мнение – процесс совместной оценочной и вытекающей из
нее практической деятельности. Общественное мнение – специфичекий
социальный институт, выполняющий особые функции в обществе.
3) онтологический характеризует способы бытия общественного мнения. Общественное мнение – может существовать как общее в совокупности индивидуальных оценок и в совокупности действий, и в институциональной форме.
Вышеизложенные теоретические положения реализуются на практике в
процессе межличностной коммуникации. Под коммуникацией понимается процесс
обмена информацией между двуми и более субъектами, в роли которых выступают
люди, группы или организации. В общем виде процесс коммуникациисостоит из
следующих элементов:
. отправителя и получателя информации;
. собственно сообщения и средства 9канала0 его передачи как основных инструментов коммуникации;
. кодирования, декодирования,ответа и обратной связи как основных коммуникативных функций4
. шума, случайных или конкурирующих сообщений, служащих помехой при передаче информации.
Далее приведены формы проявления общественного мнения в
результате информационнного обмена:
|Вид информационного |Форма общественного мнения |
|обмена | |
|Образовательный |Проведение съездов, конференций, обсуждений, |
| |симпозиумов, семинаров, тренингов, коллоквиумов |
|Демонстрационный |Участие в выставках, торговых шоу, ярмарках |
|Встречи |Собрания акционеров, встречи с общественными и |
| |государственными организациями, лоббирование |
|Выступления |Ответы на вопросы, публичные выступления, беседы, |
| |лекции, форумы, круглые столы, доклады |
|Политические акции |Пикеты, митинги, демонстрации, бойкоты |
Вследствие многообразия подходов к определению понятия
«общественное мнение» достаточно сложно ответить на вопрос: что же все-таки
такое общественное мнение? Необходим интегративный подход и рассмотрение
каждой конкретой ситуации в отдельности. В наиболее общем виде понимание
автором понятия «общественное мнение» выглядит следующим образом.
Общественное мнение – такое проявление общественного сознания, в
котором отражается отношение (оценка) больших социальных групп, народа в
целом к актуальным явлениям, представляющим общественный интерес, на основе
существующих общественных отношений.Оценка окружающей действительности
отражает классовую позицию слоев и групп населения, выражающих общественное
мнение. Так как общественное мнение отражает коллективную
позицию,проявляющуюся как в отношениях, так и в поведении людей, то оно
возникает только по проблемам, представляющим общественный интерес. Причем
этот интерес выражается не в строго теоретической форме, а в виде симбиоза
положений «здравого смысла», отдельных теоретических положеи даже
заблуждений.Общественное мнение – это не просто «состояние умов»,
«оллективность чувств» и т. Д., а один из важных механизмов социального
взфимодействия людей. Ведь нормальное функционирование любой социили
социально-территориальной группы (рода, общности, класса) зависит от:
. вырабатываемых оценок каких-либо событий,
. установления норм поведения,
. определения практических решений насущных проблем.