Рефетека.ру / Литература и русский язык

Сочинение: “Сказка ложь, да в ней намек!..”

“Сказка ложь, да в ней намек!..”

(по русской литературной сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина)

Сказка — один из эпических жанров литературы, имеющий иногда глубокий подтекст. В невинном, на первый взгляд, произведении, подчас скрыт огромный смысл. Именно поэтому этим жанром пользовались для обличения человеческих пороков и недостатков. Больших успехов здесь добился знаменитый писатель-сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин. Его сказки ~~~ это сказки для детей “изрядного возраста”. Они интересны своей необычностью и многообразием.

Сказки — итог многолетних наблюдений, итог всего творческого пути писателя. В них сплетаются фантастическое и реальное, комическое и трагическое, широко используются гротеск, гипербола, проявляется удивительное искусство эзопова языка (эзопов язык — аллегорический, иносказательный способ выражения художественной мысли. Это язык нарочито затемненный, полный недомолвок, который использует писатель, лишенный возможности высказать свои мысли прямо).

В сказках мы встречаем типичных для этого жанра героев. Здесь и тупые, свирепые, невежественные правители (“Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”); и народ, могучий, трудолюбивый, талантливый, но вместе с тем покорный своим эксплуататорам (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Коняга”).

Сказки Щедрина отличаются истинной народностью. Освещая самые злободневные вопросы русской жизни, сатирик выступает как защитник народных интересов, выразитель народных идеалов, передовых идей своего времени.

Мастерски использует он народный язык.

Обращаясь к устному народному творчеству, писатель обогащает фольклорные сюжеты новым, революционным содержанием. Он создавал свои образы на основе народных сказок о животном — жадном волке, хитрой лисе, трусливом зайце, глупом и злом медведе.

Мастер эзоповых речей, в сказках, написанных в основном в годы жестокого цензурного гнета, он широко использует прием иносказания. Под видом животных и птиц им изображаются представители различных общественных классов и групп. Иносказание позволяет сатирику не только зашифровать, спрятать истинный смысл его сатиры, но и гиперболизировать в своих персонажах нечто самое характерное.

Всмотримся внимательнее в комичную и нелепую фигуру “дикого помещика”. Жизнь за счет народного труда превратила его в паразита. Весь смысл его существования сводится к тому, чтобы “понежить свое тело белое, рыхлое, рассыпчатое”. Паразит, живущий за счет крестьян, презирает их, ненавидит, не может выносить “холопьего духу”. Бог выполняет его желание, и мужики исчезают из имения. Но вот что существенно: с исчезновением мужика наступают всякие лишения, после которых российский дворянин превращается в дикого зверя. Одновременно с помещиком страдает и уездный город (прекратился подвоз продуктов из имения), и государство (некому платить налоги). Это свидетельствует об убежденности сатирика в том, что народ —- создатель основных материальных и духовных ценностей, он — опора государства, кормилец и поилец.

Несколько иную социальную группу населения России рисует сатирик в сказке “Премудрый пескарь”. Перед нами предстает образ до смерти перепуганного обывателя, “остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую жизнь свою бережет”. Щедрин исследует в этой сказке вопрос: а в чем смысл и назначение жизни человека?

Обыватель-пескарь считает основным смыслом жизни лозунг: “Выжить и щуке в хайло не попасть”. Смысл щедринской аллегории;, изображающей, конечно, не рыбу, а жалкого, трусливого человечка, в том, что “пескарь” — это определение человека, художественная метафора, метко характеризующая обывателей.

Итак, можно сказать, что идейное содержание и художественные особенности сказок направлены на воспитание лучших качеств человеческого характера.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru


Похожие работы:

  1. • "Сказка ложь, да в ней намек!. (А.С. Пушкин)
  2. • Как можно с помощью Интернета изучать на уроке басни?
  3. • Урок по В.И. Далю сказка "У тебя у самого свой ум"
  4. • Краткий очерк западного эзотеризма
  5. • Психолого-педагогический консилиум, проведение ...
  6. • Этнопедагогика
  7. • Мифы в волшебных сказках
  8. • Народные традиции в воспитании детей
  9. • Сказки и их значение
  10. • Формирование читательских умений у младших школьников
  11. • Разработка и создание детской книги
  12. • Концепция духовно-нравственного воспитания средствами ...
  13. • Особенности научного знания о социальной реальности
  14. • Образовательная и познавательная ценность сказок в ...
  15. • Народная сказка как средство нравственного воспитания ...
  16. • Народное художественное творчество как средство ...
  17. • Народные сказки как средство воспитания детей школьного ...
  18. • Развитие творческих способностей младших школьников ...
  19. • Место внеклассной работы по биологии в учебном ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com