Российская Академия Музыки им. Гнесиных
Работа по социологии студента 3 курса заочного отделения
Ткаченко Сергея
«Культура как фактор общения».
Январь 2003
1. Влияние культуры на деятельность народа.
Когда заходит разговор о культуре, её роли в нашей жизни, чаще всего упоминают художественную литературу, изобразительное искусство, а также образование, культуру поведения. Но художественная литература, книги, кинофильмы — небольшая, хотя и очень важная частица культуры.
Культура — это, прежде всего, характерный (для данного человека,
общества) образ мыслей, действий и средств общения. В социологическом
понимании культура, и в первую очередь её ядро — ценности, регулируют
взаимоотношения людей, это скрепы, объединяющие людей в единую целостность
— общество. Следовательно, культура — важнейшая субстанция человеческой
жизни, проникающая фактически повсюду, проявляющаяся в самых разнообразных
формах, включая художественную культуру.[1]
Художественная культура, являясь продуктом творческой деятельности, безусловно влияет на стереотипы общения того или иного народа.
Благодаря тому, что культура воплощается в деятельности, объективируется в вещественно-предметных и знаково-символических формах, во- первых, происходит определённая фиксация и структурирование исторического опыта данного народа, общности, семьи, во-вторых, культура, её смыслы и значения, технология и навыки могут быть переданы другому человеку, другому поколению.
Подчёркнутая преемственность отнюдь не означает абсолютную
устойчивость и неизменность культуры. По крайней мере, способность к
саморазвитию, изменчивости — это важнейший признак социокультурного
процесса. В данном случае подчёркивается преемственность новаторских
традиций. Если в культуре того или иного народа развиты традиции свободы
творчества, проявления индивидуальности и т. д., то в этом случае сама
культурная традиция как бы "подталкивает" людей к поиску, инновациям.
Народ, в культуре которого мало развиты традиции, способствующие поиску,
новаторству, обрекает себя на отставание, на серьёзные трудности. Каждый
шаг на дистанции развития социальной жизни ему будет даваться с большим
трудом. Чрезмерный консерватизм культуры, недоверие к новому, неприятие
социального риска блокирует инновации.
Вместе с тем важно, чтобы в культуре традиции поддержки новаторства сочетались с разумным консерватизмом, с приверженностью к стабильности, устойчивости, предсказуемости.
Во взаимосвязи культуры и творческой деятельности сделаем акцент на
следующих моментах:
1. Значимость культуры как социального феномена объясняется, прежде всего, тем, что это непосредственный, актуальный "виновник" содержания, стиля практической жизни людей. Естественно, сама культура не развивается изолированно как "сама в себе" и "для себя" сущность. Она вбирает в себя импульсы, проистекающие от природных условий жизни данной группы людей, социально-экономических обстоятельств, в которых они осуществляют свою деятельность. Но на пути импульсов внешней среды к конкретному человеку, его поступкам, культура отнюдь не неприметный полустанок, который можно легко проскочить. Это сложная духовная система, в которой переваривается, осмысливается, оценивается внешняя информация, которая непосредственно определяет, как ему действовать.
Здесь и таится разгадка вопроса: почему представители разных народов по-разному реагируют, действуют в аналогичных ситуациях, почему при совпадении коренных устоев японцы ведут один образ жизни, а французы — другой, у англичан одна система поощрений, стимулов к продвижению, а у американцев — другая. Иными словами, импульсы, идущие от внешнего мира, проходя "чистилище" культуры, по-своему расшифровываются.
И наоборот, все действия людей, в том числе в сфере
производства, политики несут на себе мощный отпечаток культуры данного
общества, народа, группы людей. Если двух художников, японца и европейца,
посадить рядом и попросить написать пейзаж, то одними и теми же красками,
на одном и том же холсте мы увидим достаточно различное изображение одной и
той же местности.
2. Культура стремится самореализоваться в практике. Нацеленностью на практику и определяется особая значимость культуры в социальной жизни.
То, что стало её достоянием, культура обязательно воплощает прямо или опосредованно на практике, то есть в общении, которое дает представление и вбирает всю систему убеждений и ценностей.
3. Культура воплощается, прежде всего, в устойчивых, повторяющихся образцах деятельности. Естественно, за "спиной" повторяющихся образцов поведения стоят устойчивые мотивы, предпочтения, навыки и умения. И этот аспект проблемы имеет особое значение для социологического анализа культуры как явления.
Так или иначе, из круга явлений, описываемых понятием "культура", не
выпадают даже и инстинктивные действия (или инстинктивная сторона
действия) людей, которая является второй составляющей языка общения.
2. Общение как культурный и межличностный фактор.
Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, формирование и развитие личности. Общение сопровождает все эти процессы, способствует их осуществлению. Общение многогранно прежде всего потому, что оно реализуется на разных уровнях: общаться могут страны и народы, партии коллективы и отдельные личности, соответственно этому и взаимодействие между сторонами в этом процессе будет различно по своей социальной значимости. Кроме того, общение может проявляться по-разному: быть непосредственным или опосредованным, различаться по видам и, наконец, в процессе него люди могут обмениваться мыслями, чувствами, опытом, трудовыми навыками и т.п.
Огромное значение межличностного общения объясняется важнейшими функциями, которое оно выполняет. Во-первых, в общении осуществляется обмен информацией между людьми. Информационно-коммуникативная функция в той или иной форме и степени связана со всеми формами деятельности людей. Даже мыслительные процессы, по мнению некоторых ученых, протекают более результативно при условии непрекращающегося информационного общения.
Общение выполняет так называемую регуляционно-коммукативную функцию. В общении вырабатываются правила поведения, цели, средства, мотивы поведения, усваиваются его нормы, оцениваются поступки, складывается своеобразная иерархия ценностей. Не удивительно, что именно в общении человек познает и переживает свою значимость.
Общение регулирует уровень эмоциональной напряженности, создает психологическую разрядку и в конечном счете формирует тот эмоциональный фон, на котором осуществляется наша деятельность и который в немалой степени определяет само мироощущение. Эта функция общения в социальной психологии получила название аффекно-коммуникативной. В реальном общении все его функции органически сливаются, независимо от его формы.
3. Формы общения, проблема массовости культуры, этикет.
Общения между людьми происходит в различных формах, которые зависят от уровня общения, его характера, цели. Наиболее типичными формами межличностного общения являются анонимное, функционально-ролевое, в котором особое место занимают служебные отношения, неформальное и интимно-семейное общение. Приведенная классификация, конечно, условна. Она не исчерпывает все возможные формы общения, в которых может участвовать человек.
Безусловно, культура является главным определяющим фактором общения между людьми, представляя совокупность тех или иных кодов, сформированных культурным багажом данного уровня, облегчающих или затрудняющих общение, но всегда определяющих его «ступень».
В связи с этим часто возникает проблема массовости культуры. Как известно, спорно, повышает ли она общий уровень интеллектуальности общества и, тем самым, «ступень общения» людей.
Существуют довольно противоречивые точки зрения по вопросу о времени возникновения “массовой культуры”. Некоторые считают ее извечным побочным продуктом культуры и поэтому обнаруживают ее уже в античную эпоху. Гораздо больше оснований имеют попытки связать возникновение “массовой культуры” с научно-технической революцией, породившей новые способы производства, распространения и потребления культуры. Буржуазная “массовая культура впервые сформировалась в США. С одной стороны это демократизировало сферу культуры, с другой стороны, способствовало проникновению в эту сферу коммерческих, политических интересов, погони за прибылью.
Массовая культура - это культура масс, культура, предназначенная для потребления народом; это сознание не народа, а коммерческой индустрии культуры; она враждебна подлинно народной культуре. Она не знает традиций, не имеет национальности, ее вкусы и идеалы меняются с головокружительной быстротой в соответствии с потребностями моды. Массовая культура обращается к широкой аудитории, апеллирует к упрощенным вкусам, претендует на то, чтобы быть народным искусством.
По, ориентированным на рынок предметам потребления, мы узнаем о типичных формах поведения, позициях, общепринятых мнениях, предрассудках и ожиданиях большого количества людей. Однако, даже при высокой массовости есть управляющий механизм, направляющий общение в цивилизованное русло.
Во все времена и во всех сложившихся обществах поведение людей регламентируется правилами, которые соответствуют конкретной ситуации общения, называемыми этикетом.
Пренебрежительное отношение к этикету, нежелание следовать ему – показатель недостаточного культурного развития человека, затрудняющего его взаимоотношения с другими людьми. Соблюдение же этикетных правил создает атмосферу дружелюбия, уважительности, доверия, теплоты, особого психологического климата, преодолевающего отчужденность людей
Литература:
. Раймон Арон «Этапы развития социологии» М, 93
. Фролов «Социология» М, 94
. Кравченко «Введение в социологию» М, 94
-----------------------