Татарско-русская школа №85
Реферат по истории мировых цивилизаций на тему:
«Конфуцианство в Китае».
[pic]
Реферат выполнен учащимся 11 А класса
Шафигуллиным Ленаром.
Учитель истории
Зарипова Дания
Шагитовна.
Казань 2000
[pic]
Статуя Конфуция.
Содержание.
1. Введение.
............................................................................
......................................1.
2. Глава I. «Зарождение учений Конфуция.
..................................................................3 .
2. Глава II. «Культы конфуцианства».
.........................................................................7
.
3. Глава III. «Роль конфуцианства в истории Китая»
...............................................11.
4. Заключение.
..........................................................................
...................................14.
5. Список использованной литературы.
...................................................................15.
Введение.
В курсе изучения истории мировых цивилизаций я непосредственно ознакомился
о цивилизации Китая об учениях великого китайского философа Конфуция. Но
так как у меня уже издавна возбуждает интерес к жизни стран Востока, его
традициям, нравам, а именно к Японии и Китаю, я решил изучить их. У меня
был выбор между этими двумя странами, но я остановился на Китае, из-за его
многочисленного населения. А так как основной главенствующей религией Китая
является конфуцианство, я решил ознакомиться с ней.
Целью моего реферата было раскрытие того, что вообще представляет из
себя религия Конфуция, каковы её традиции, моральные устои, культы и т. д.
Одной из задач было выяснить, когда зародилась одна из древнейших
консервативных религий Востока. Также меня озадачило как складывались
отношения между людьми и государством, между родителями и сыновьями, между
старыми и молодыми... И главной же задачей стало раскрытие того, как
повлияло конфуцианство на жизнь народов Китая.
Тема, выбранная мною, очень актуальна и по ей день. Изучением религий, а особенно религий Востока, ученые занимаются до настоящего времени, так как многое ещё нераскрыто, не разгадано, неосознанно. Если же говорить о сотрудничестве России и стран востока, то отношения стали более крепкими и дружными.
Для ответов на поставленные вопросы я воспользовался материалами трех изданий. Первое - это 2 часть 6 тома популярной «Энциклопедии для детей» под названием «Религии мира». Из аннотации мы узнаем:
«Вторая часть тома «Религии мира» содержит сведения об основных и мировых религиях. Впервые одна из важнейших сфер духовной жизни человека освещается столь полно, в популярной форме и с позиций равноуважительного отношения ко всем описываемым религиям.
Книга рассчитана для детей старшего школьного возраста, родителей,
преподавателей, а также всех тех, кто интересуется религиями разных
народов. Все вышедшие тома «Энциклопедии для детей» рекомендованы
управлением развития общего и среднего образования Министерства образования
Российской Федерации как дополнительное пособие для учащихся».
Второе издание - книга Л. С. Васильева «История религий Востока» вышедшая в 1983 году. Книга предназначена как учебное пособие для вузов по специальности «История».
«В книге дается очерк истории возникновения религий Востока, их роли в развитии социально-экономической и политической структуры восточных обществ и культуры. Характеризуются многочисленные религии (индуизм, христианство, ислам), религиозные системы Индии (брахманизм, индуизм, буддизм, джайнизм), Китая (конфуцианство, даосизм), Японии (синтоизм и буддизм) и др».
Третье издание - книга Н. Я. Холопова «Мировые религии». Аннотация даётся краткой:
«Книга исторических очерков «Мировые религии» - результат многолетнего изучения мировых религий. Издание предназначается для широкого круга читателей.»
Глава I.
Зарождение учений Конфуция.
В конце III тысячелетия до нашей эры на территории центральных равнин
Китая начинало складываться протогосударство, которое в то время
представляло собой по сути племенной союз, объединенный удачливым и умным
вождем. Этот период принято называть эпохой Шан-Инь - по имени клана,
который главенствовал в ту пору. После очередной междоусобицы в Китае
наступила эпоха династии Чжоу (XI-III вв. до н.э.)-один из самых интересных
периодов в истории страны, когда начали закладываться основы практически
всех философских школ и мистических учений.
Издревле китайская социальная система была четко поделена на уровни,
каждому из которых предписывались свои строжайшие нормы поведения, причем
эти предписания порой касались даже мелочей. Например, было точно известно,
в каких одеждах кому ходить, какую пищу есть, какие обряды совершать.
Высшая аристократия так и назевалась - «те, кто ест мясную пищу», в то
время как на столе простолюдинов мясо не появлялось, и поэтому, что его не
хватало на всех, - причина заключалась в ритуальных предписаниях.
Вся земля принадлежала верховному правителю - вану. Немного ниже вана
стояли несколько властительных князей, которые иногда управляли областями.
Ван долгое время сочетал в себе функции племенного вождя и жреца, т.е. мог
и управлять людьми и общаться с Небом. О его священной функции говорил даже
сам иероглиф «ван», который представлял собой горизонтальные черты,
пересеченные одной вертикальной. Это символически обозначало, что дух
правителя способен соединить в себе три начала: Небо, Землю и Человека.
Ван, обладая неограниченной властью, мог перераспределять землю, чем
привязывал к себе наследственную знать.
По представлениям, характерным для древнего Китая, император обладал
огромной духовной помощью, или дэ, которая дарована ему Небом и которую он
мог передавать своим подданным. Эту помощь можно также называть священной
силой, благостью, благодатью или просто благодетелью. Представление о ней
сложилось ещё в глубокой древности, когда мир понимался как место встречи
людей с духами и поэтому был пропитан особой «энергией». Именно благодать
(дэ) вана стала позже одним из ключевых моментов учения Конфуция о
государстве и роли в нем правителя. Безраздельная власть требовала
одновременно и особой нравственной чистоты, добродетельности, личного
духовного совершенства вана, к чему призывал Конфуций.
Существовал принцип: «Кто знатен - тот богат». Незнатный не мог быть не только богатым, но даже зажиточным.
На первый взгляд такая система может показаться несправедливой и даже
бесчеловечной. Но не стоит оценивать древность с точки зрения современных
представлений о свободе, равенстве возможностей, демократических правах.
Факт остаётся фактом: в течение многих веков именно такая система
социального разделения с её жесткими предписаниями поддерживала
стабильность в обществе и достаточно ровные отношения между властями и
народом.
В китайской истории период правления Чжоурской династии считается едва не идеальным временем в жизни людей и государства, когда все жили в достатке и каждый «знал своё место». Как сказал бы Конфуций, «правитель был правителем, а подданный - подданным».
Основателем дома Чжоу считается Чжоу-гун, мужественный и
добродетельный человек. Он выгодно отличался от своего неудачливого
предшественника, последнего правителя династии Инь, который погряз в
разврате. Именно Чжоу-гуну история приписывает лозунг: «Уважать добродетель
и оберегать народ». Многие мудрецы, в том числе и Конфуций, называли его
образцом лучших нравственных качеств, подтвержденных временем. Учитель
ставил Чжоу-гуна выше всех правителей древности, указывая на то, что он
«полностью овладел культурным началом»,а значит, и «ритуальными» нормами
поведения, в которых Конфуций видел основу вселенской гармонии.
Однако такому благоденствию не суждено было длиться долго. Сильнейшие социальные и духовные кризисы, разрушение идей архаического оккультизма потеря веры в духов - все это способствовало рождению совсем иного типа философии. Но прежде следует рассмотреть, какие причины привели Китай к такому кризису.
Несколькими веками ранее в обиходе появилось железо. Это нарушило
гармонию общественных отношений, позволив людям, не обладающим знатностью,
богатеть за счет обработки новых земель. В результате возникли так
называемые «сильные дома». Казалось, золотой век китайской
государственности остался позади, в страну приходят «смута и хаос». Нет уже
великих мудрецов древности - Яо, Шуня, Хуан-ди, Чжоу-гуна, способных
возвратить Китай в лоно вселенской гармонии. Да разве найдется сегодня тот,
кто передаст правление не по наследству, а по заслугам - самому достойному,
как великий правитель древности Яо, передавший трон Шуню? Нет, нравы
измельчали, все власть предержащие заботятся лишь о собственном достатке и
страдают неумеренными амбициями. Китай раскололся на множество мелких
царств, непрестанно враждовавших между собой. Не случайно эта эпоха (V -
III вв. до н.э.) получила название Чжаньго (Борющегося царства или Воюющие
государства).
Страна, раздробленная на противоборствующие владения, вела долгие, изнурительные и бесполезные войны. В начале этой эпохи на территории центральных равнин оказалось около 140 мелких и крупных царств. Не проходило и года, чтобы между ними не возникали стычки. Образовалась даже особая группа бродячих мудрецов, которые, переходя из одного государства в другое, пытались уладить конфликты между правителями. К таким людям принадлежал известный философ Мо-цзы.
В результате кровопролитных междоусобиц выделилось «семь сильнейших»
царств: Чу (где, по приданию, родился Лао-цзы), Ци, Чжао, Хань, Вэй, Ян и
Цинь. Многие государства оказались поглощены более сильными соседями. Так,
царство Лу, где родился Конфуций, попало под власть царства Чу.
Что-то разладилось в Поднебесной... Разрушился стержень взаимоотношений между людьми. Неужели великую страну ожидают хаос и смута?
Именно в этот момент многие мудрецы, философы и мистики, страшась
«великой смуты в Поднебесной», размышляли над способами, которые могли бы
привести к покою и процветанию. На этой волне возникло множество духовных,
философских и политических учений. Некоторые из них угасли за несколько
столетий или даже десятилетий; другие - такие, как конфуцианство, легизм,
даосизм, - настолько внедрились в культуру Китая, что китайская цивилизация
сегодня просто немыслима без них.
И все же, говоря о рождении мощных учений Китая в VI - V вв. до н.э., необходимо заметить, что возникновение их было обусловлено не только социальной и политической ситуацией. Характерно, что все крупнейшие китайские духовно-философские системы возникли приблизительно в одно и то же время.
Духи, которым поклонялся Китай, оказались не способны привести страну
к гармонии. Наступил кризис архаического сознания, духообщение уже не
давало человеку полноты истины, а человек стремился именно к ней, его
больше не устраивало просто спасение от бед и несчастий. Не случайно
Конфуций однажды заметил, что «если утром постигнешь истину, то вечером
можно и умереть».
Единственное известное крупное мистическое произведение архаической
традиции - знаменитая книга «И цзинь», или, как принято переводить её
название, «книга перемен». Частично она была написана в конце II тыс. до н.
Э., хотя сама тема возникла гораздо раньше. «И цзин» считалась гадательной
книгой, по которой предсказывали разливы рек и исходы сражений, судьбу
человека и великие события. Считается, что сам Конфуций составил
комментарии к основному разделу этой книги, которые называются «Двенадцать
крыльев».
Мир представлялся чередой вечных изменений, он дан человеку как
«вечное непостоянство», как переход двух противоположных и
взаимодополняющих начал - светлого (ян) и темного (инь). Окружающий мир в
равной степени и реален, иллюзорен, за видимой действительностью скрывается
более глубокая, «истинная» сущность, рассказать о которой невозможно.
Однако существует способ символического выражения этой внутренней
реальности - через рисунки или сочетание сплошных и прерывистых линий.
В «Книге перемен», непостижимым образом повлиявшей на развитие всей китайской философии, видимо, содержалось какое-то древнее мистическое знание , суть которого выходила далеко за рамки гадательной практики и примитивного общения с духами. Скорее всего во времена Конфуция её истинного, изначального смысла уже никто не понимал. Мистическое свелось на уровень оккультного - магических приемов, обрядов взывания и изгнания духов. Возникала явственная необходимость по-иному оценить место человека в этом мире, как бы заново осмыслить себя в пространстве уже иной духовной реальности.[1]
Глава II. «Культы конфуцианства».
«Культ предков и нормы «сяо».
Речь идет о культе предков - как живых так и мертвых. Значительно изменив содержание и формы этого культа, известного в своих основных чертах едва ли не всем народам («Чти отца и матерь свою», - сказано в Библии), конфуцианство придало ему глубокий смысл символа социального порядка и превратило его в первейшую обязанность каждого китайца, универсальную и всеобщую норму поведения. Именно с этой целью Конфуций разработал учение о сяо, сыновней почтительности.
Сяо, как считал Конфуций, - это основа гуманности. Быть почтительным
сыном обязан каждый, а особенно - человек грамотный, образованный,
гуманный, стремящийся к идеалу цзюнь-цзы. Смысл сяо, как его толкует Лицзи,
- служить родителям по правилам ли, похоронить их по правилам ли и
приносить им жертвы по правилам ли. Согласно этим правилам, подробно и
обстоятельно растолкованным в Лицзи, почтительный сын должен всю жизнь
преданно заботиться о родителях, прислуживать и угождать им, быть готовым
на все во имя их здоровья и блага, чтить их при любых обстоятельствах. Даже
если отец недобродетелен, если он злодей, вор или убийца, почтительный сын
обязан лишь смиренно увещевать родителя, униженно просить его вернуться на
стезю добродетели. В средневековом Китае считалось нормальным и даже
поощрялось законом, что сын не смеет свидетельствовать против отца, что
опять таки восходило к Конфуцию, который как-то в полемике заявил, что
прямота и честность не в том, чтобы предать отца, а в том, чтобы покрыть
его, даже если он «украл барана».
Культ сыновей почтительности с течением времени достиг в Китае
всеобщего признания, стал нормой жизни, а выдающиеся примеры сяо, собранные
в сборнике «24 примера сяо», превратились в объект восхищения и подражания.
Вот несколько образцов сяо из этого сборника: бедняк, продавший сына, чтобы
накормить умирающую с голода мать, находит в огороде сосуд с золотом и
надписью «за твое сяо»; восьмилетний мальчик в летние ночи не отгоняет от
себя комаров - пусть они лучше жалят его, а то ведь станут беспокоить его
родителей; почтительный сын в голодный год отрезал от себя кусок тела, дабы
сварить бульон для ослабевшего отца; добродетельный ханьский император
Вэнди во время трехлетней болезни матери не отходил от её ложа, лично
готовил ей еду и пробовал все предназначавшиеся ей лекарства. Эти и многие
другие аналогичные рассказы призваны были с детства воспитывать в
почтительном сыне готовность к самопожертвованию во имя культа предков.1
Культ семьи и клана.
Конфуцианский культ предков и нормы сяо способствовали расцвету
культа семьи и клана. Семья считалась сердцевиной общества, интересы семьи
намного превосходили интересы отдельно взятой личности, которая
рассматривалась лишь в аспекте семьи, сквозь призму её вечных - от далеких
предков к далеким потомкам - интересов. Подросшего сына женили, дочь
выдавали замуж по выбору и решению родителей, причем это считалось
настолько нормальным и естественным, что проблема любви при этом вовсе не
вставала. Любовь, т. е. нечто личное и эмоциональное, всегда находилась
совсем иной плоскости, на неизмеримо более низком уровне, чем интересы
семьи, считавшиеся категорией высокого морального долга, «и». Любовь могла
придти после брака, могла и не приходить вовсе (мужчины из состоятельных
семей могли компенсировать её отсутствие выбором наложницы по вкусу - этому
жена не имела права препятствовать, хотя на практике случалось по-разному).
Но это никогда не мешало нормальному существованию семьи и выполнению
супругами своего осознанного социально-семейного долга, который выражался
опять-таки в соблюдении интересов семьи, т.е. в рождении детей, прежде
всего сыновей, призванных продолжить род, упрочить позиции семьи в веках.
Отсюда постоянная тенденция к росту семьи. Большая нерасчлененная
семья ( та самая, которую имел в виду Конфуций, когда он сравнивал её с
государством) существовала и до Конфуция, но по преимуществу среди знати.
Конфуцианство своим культом предков и сяо создало дополнительные стимулы
для её небывалого расцвета: при наличии хотя бы мало-мальски благоприятных
экономических возможностей стремление к совместному проживанию близких
родственников становилось решающим импульсом и резко преобладало над
сепаратическими тенденциями. В результате большие семьи, включавшие в себя
несколько жен и наложниц главы семьи, немалое число женатых сыновей,
множество внуков и иных родственников и домочадцев, стали весьма
распространенным явлением на протяжении всей истории Китая (образ жизни
одной из них хорошо описан в классическом китайском романе «Сон в красном
тереме»). Такие семьи делились лишь после смерти отца, а то и обоих
родителей. Старший сын занимал место главы семьи и получал большую долю
наследства, в том числе и дом с храмом предков, тогда как остальная часть
общего имущества делилась поровну между всеми остальными сыновьями. Все
новые семьи основанные младшими братьями (а каждый из них становился главой
своего, бокового по отношению к главному культа предков), в течение
длительного времени продолжали находиться в зависимости от старшего брата,
являвшегося теперь главой основной линии культа, общего от всего клана.
Возникал мощный разветвленный клан сородичей, крепко державшихся друг за
друга и населявших порой всю деревню, особенно на юге страны, где кланы
бывали наиболее сильны.1
Глава III. «Роль конфуцианства в истории Китая.»
Конфуцианцы в жизни Китая.
Конфуцианцы и рекрутировавшиеся из их числа чиновники обычно эффективно управляли своей огромной империй за исключением тех периодов, когда Китай находился в состоянии кризиса и центральная власть заметно ослабевала. В периоды кризисов с особой силой проявлялась весьма характерная закономерность: мздоимство коррупция, никогда не исчезавшие, но в периоды эффективного функционирования центральной власти находившиеся в определенных рамках и официально весьма строго преследовавшиеся, расцветали пышным цветом. Это обычно бывало дополнительным фактором, способствовавшим углублению кризиса. Но именно в периоды глубокого упадка и развала империи в среде чиновничества и шэнь-ши всегда отыскивались популярные деятели, которые находили в себе мужество пойти против течения и резко обличали пороки современного им общества. При этом они руководствовались не только интересами страдающего народа; гораздо более они были озабочены нелегкой задачей спасти готовый рухнуть порядок вечных и священных принципов конфуцианского государства.
Призывы этих «честных чиновников» ( они так официально именуются в
китайской конфуцианской историографии ) обычно не мешали кризису идти своим
чередом. Однако их деятельность отнюдь не была бесполезной. Некоторые из
них присоединялись к восставшим крестьянам и даже становились во главе
движения, а в случае его неудачи - советниками нового императора. Кроме
того, сам факт социального протеста со стороны конфуцианцев в суровую для
Китая годину немало способствовал процветанию и популярности конфуцианства
в целом. Во-первых, своими обличиями иеучастием в народных восстаниях они
как бы практически реализовывали тезис о добродеятельности императора и
смене мандата: недостойный правитель, доведший страну до катастрофы, терял
власть, которая при их помощи и участии попадала в руки достойного. Во-
вторых, после смерти «честных чиновников», особенно если они становились
жертвой репрессий со стороны правителя, деяния и личности их обрастали
легендами, а эти легенды поддерживали в народе культ мудрых и
добродетельных, справедливых и заботливых конфуцианских ученых-чиновников.
Культ этот всегда был очень заметен в Китае. Не аристократ или священник, не дворянин-рыцарь или офицер-дуэлянт, а именно ученый-чиновник, грамотей-начетчик всегда был социальным идеалом в старом Китае. Вся направленность социальных устремлений, весь импульс жизни, все личные желания каждого честолюбивого китайца концентрировалось на этом: в многочисленных новеллах и романах, драмах и стихах основная сюжетная линия всегда так или иначе была связана с темой бедного студента, который благодаря терпению, труду, стараниям и способностям преодолел все препятствия, успешно сдал экзамены, получил должность и оказался на вершине почета, славы и богатства. При этом речь шла не просто о грамотности, образованности и причастности к власти. Мудрость шэньши опиралась в конечном счете на священные конфуцианские каноны, которые в своей сумме считались сокровищницей обожествленных истин. Каждый причастный к этим истинам даже внешне, по формальным признакам, резко отличался от простого народа.
Конфуцианство - регулятор жизни Китая.
Конфуцианское централизованное государство, существовавшее за счет ренты-налога с крестьян, не поощряло чрезмерного развития частного землевладения. Коль скоро усиление частного сектора переходило допустимые границы, это вело к значительному снижению доходов казны и распутству всей административной системы. Возник кризис, и в этот момент начинал действовать конфуцианский тезис об ответственности императоров и их чиновников за дурное управление. Кризис преодолевался, но чаще всего сопровождавшее его восстание развеивало в прах всё, что было достигнуто частным сектором: о какой гарантии прав частных владельцев могла идти речь в дни, когда страна была в пламени войны, а власть осуществлялась крестьянскими вождями или иноплеменными захватчиками, экспроприировавшими всех и вся? После кризиса центральная власть в лице нового императора и его окружения становились сильнее, а частный сектор должен был начинать всё заново.
Примерно такую же роль играло конфуцианство и в социальных процессах.
Центральной власти в Китае всегда противостояли различные могущественные
кланы и корпорации - ремесленные и торговые объединения, землячества,
секты, тайные общества и т. п., которые в какой то мере нейтрализовывали и
ограничивали всемогущество центральной администрации. Они были основаны всё
на тех же конфуцианских принципах строгого патернализма, железной
дисциплины и строжайшего церемониала (несмотря на то, что многие из этих
корпораций, особенно секты и тайные общества, чаще всего были даосско-
буддийскими, а не конфуцианскими). Поэтому в периоды кризисов и восстаний,
когда центральная власть ослабевала и фактически сходила на нет, они играли
немаловажную роль как в выполнении функций местной власти и защиты
элементарного порядка, так и в качестве местной основы, на которой
сравнительно легко возрождалась новая власть с конфуцианством в качестве её
неизменной идеологической и организационной опоры.
Наконец, конфуцианство выступало и как регулятор во взаимоотношениях
страны с Небом и - от имени Неба - с различными племенами и народами,
населявшими мир. Конфуцианство поддержало и вознесло созданный ещё в иньско-
чжоуское время культ правителя, императора, «сыны Неба», управляющего
Поднебесной от имени великого Неба. С течением времени сложился подлинный
культ Поднебесной, срединного государства, рассматривавшегося как центр
Вселенной, вершина мировой цивилизации, средоточие истины, мудрости, знания
и культуры, реализация священной воли Неба. Отсюда был только шаг до
разделения всего мира на цивилизованный Китай и некультурных варваров,
населявших окраины, прозябавших в темноте и невежестве и черпавших знания и
культуру из одного только источника - из центра мира, из Китая. Любое
прибытие в Китай иностранцев всегда рассматривалось как признание
сюзеренитета сына Неба, как готовность принять культурные ценности великого
Китая. Многие соседи Китая - гунны, тоба, монголы, маньчжуры, -
спорадически завоевывавшие Срединную империю и даже основывавшие свои
династии, со временем неизменно окитаевались, что укрепляло у китайцев
сознание превосходства их культуры. Оказавшимся на императорском троне
варварам-завоевателям всегда приходилось - за неимением альтернативы -
принимать конфуцианскую систему администрации, и это же как бы подтверждало
концепцию о вечности и совершенстве конфуцианства и регулировавшейся им
китайской империи, китайской цивилизации.
Религия ли конфуцианство? В конкретных условиях китайской империи
конфуцианство играло роль основной религии, выполняло функции
государственной идеологии. Выдвинутая им на первый план и тщательно
культивируемая социальная этика с сей ориентацией на моральное
усовершенствование индивидов рамках корпораций и в пределах строго
фиксированных, освященных авторитетом древности норм была , по существу,
эквивалентом той слепой и окрашенной мистикой, порой даже экстазом веры,
которая лежит в основе других религий. Эта замена была логичной,
естественной именно в Китае, где рациональное начало ещё в древности
оттеснило эмоции и мистику, высшим божеством считалось строгое и
ориентированное на добродетель Небо и где в качестве великого пророка
выступал не вероучитель, склонный к видениям и откровениям (будь то Иисус,
Моисей, Мухаммед или Будда), а мудрец-моралист Конфуций.
Не будучи религией в полном смысле слова, конфуцианство стало большим, нежели просто религия. Конфуцианство - это также и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов - словом, основа всего китайского образа жизни, принцип организации китайского общества, квинтэссенция китайской цивилизации. В определенном смысле можно сказать, что именно благодаря конфуцианству со всем его культом древности и консерватизмом китайское государство и общество не только просуществовало более двух тысяч лет в почти не менявшемся виде, но и приобрело такую гигантскую силу консервативной инерции, что революционный XX век , покончивший с конфуцианством как официальной идеологией и активно развенчавшей эту доктрину, пока ещё далеко не в праве считать себя победившим все восходящие к конфуцианству и питающиеся его соками консервативные традиции.
В течение двух с лишним лет конфуцианство формировало умы и чувства
китайцев, влияло на их убеждения, психологию, поведение, мышление, речь,
восприятие, на их быт и уклад жизни. В этом смысле конфуцианство не
уступает не одной из великих религий мира, а кое в чем и превосходит их.
Конфуцианство заметно окрасило в сои тона всю национальную культуру Китая,
национальный характер его населения. Оно сумело стать - во всяком случае
для старого Китая незаменимым.1
Заключение.
Подводя итоги, я хочу сделать выводы. Я считаю, что решил поставленные в введении реферата передо мной задачи. Также я смог раскрыть цель своей работы.
Конфуцианство сыграло огромную роль в развитии Китая и китайского народа. Конфуцианство в лице Конфуция призывает брать уроки из истории, он заставляет расстаться с традицией прислуживания к Небу , а вместо этого старается объяснить, что существуют некие универсальные нормы жизни. Он основывался на взаимоотношения человека с человеком, личности и государства. Он утверждает, что человек должен с одинаковой искренностью и преданностью относиться и к Небу, и к правителю, и к своей семье. И, говоря словами великого Конфуция, «Государь должен быть государем, Сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном».
Что касается культов конфуцианства, они сыграли большую роль в развитии общества. Культ семьи и клана, по-моему, держал многих не родственных людей в отношениях близких к родственным. Это осуществлялось благодаря уважению к старшим. Также по-моему мнению с этим культом связано и то, что Китай в настоящее время занимает лидирующую позицию по численности населения среди всех крупнейших стран.
В нынешнее время из учений Конфуция можно выделить большое количество
пунктов. К примеру возьмем то же почтительное отношение к старшим. Уважение
к старшим мы видим везде: в общественном транспорте, в магазине и других
общественных местах. Если бы было учтивое отношение к старшим, то, мот быть
и не было бы даже такого роста детской преступности, так как многие дети
сейчас относятся к родителям неблагосклонно. Однако если бы это было как в
Китае, где дети ради своих родителей были готовы на крайность, то они бы
задумывались, каково будет их родителям после совершения преступных деяний.
Я думаю что уважение к старшим в первую очередь должно воспитываться ещё в
раннем детстве. Это постепенно приведет к воспитанию в детях патриотизма,
чего сейчас так не хватает.
Список использованной литературы.
1. Энциклопедия для детей. Том 6 ч. 2 «Религии мира» - Гл. редактор М. Д.
Аксёнова: М.: «Аванта +».1999 г.
2. Васильев Л. С. «История религий Востока» - М. Высшая школа. 1983 г.
3. Н. Я. Холопов. «Мировые религии». Очерки. М: «Адонис». 1998г.
-----------------------
[1] Энциклопедия для детей. Том 6 часть 2 «Религии мира» - главный
редактор М. Д. Аксёнова: М. «Аванта +».1999 г.
1 Васильев Л. С. «История религий Востока» - М. Высшая школа. 1983 г.
1 Н. Я. Холопов. «Мировые религии». Очерки. М: «Адонис». 1998г.
1 Энциклопедия для детей. Том 6 ч. 2 «Религии мира» - Гл. редактор М. Д.
Аксёнова: М.: «Аванта +».