Министерство высшего профессионального образования РФ
Российский Государственный Гуманитарный Университет
Институт Психологии
Сорокин Александр Алексеевич
I курс, 1 группа.
Реферат
“Типология Индивидуальности ”.
Москва,
2000 год.
Содержание:
1. Вступление.
2. Что такое индивидуальность?
3. Типология индивидуальности Э. Кречмера.
4. Психофизические соответствия типов.
5. Заключение.
Вступление.
Первая трудность, с которой сталкивается человек исследующий
индивидуальность, это отсутствие необходимых способов, позволяющих точно
исследовать уникальность единичного явления. Сегодняшние научные методы
измерения рассчитаны на изучение систематически повторяющихся явлений,
когда есть возможность сопоставлять с эталонами, пользоваться единицами
измерений, системами координат и.т.д. Неповторимость, уникальность,
индивидуальность явления лишает смысла задачу сопоставления, а потому
выявить и измерить человеческую индивидуальность представляется крайне
сложной задачей. Вероятно, на данном этапе развития научных исследований
возможно лишь какое-то минимальное приближение к решению проблемы путём
последовательного выделения человеческих типов как системы относительно
гомогенных групп людей, обладающих сходными психофизиологическими
характеристиками, которые могут быть использованы в качестве координат
индивидуальности. Отличительной чертой типологического подхода к изучению
индивидуальности является то, что при этом подходе точкой отсчёта служит не
“норма”, а “тип”, понимаемый как единство природного и социального, как
специально предложенный способ освоения индивидом своей природной сущности.
Типы, в основе которых лежат природные различия людей, взаимодействуют и
дополняют друг друга, благодаря чему возрастают адаптационные возможности
социума в целом. В данной работе я собираюсь рассказать о типологии
индивидуальности в свете исследований учёного Э. Кречмера, который
представил одну из лучших типологий за весь ХХ век.
Что такое индивидуальность?
Мы много раз за свою жизнь слышали, как кто-то говорит о ком-то, что
“Он индивидуален”. Однако не всегда, да и не все задумывались о том, что
вкладывают люди в это понятия произнося его в повседневном общении. Ведь
для того, чтобы понять смысл сказанного необходим контекст в котором его
следует понимать, вот здесь и кроется корень различий понятия
“индивидуальность” с точки зрения отдельного человека, который работает как
и миллионы его сограждан, и живёт не особо задумываясь о смысле сказанных
им слов и с точки зрения такой науки, как психология. К примеру, если
рабочий - сантехник скажет о ком-то, что тот “индивидуален”, то скорее
всего под этим он будет подразумевать следующее: “этот человек, не похож на
тех людей с которыми я общаюсь во дворе дома, на работе, он носит очки, не
говорит даже приветствия, когда проходит мимо нашего стола, где все мы
дружно играем в домино, он те такой как мы”. Согласитесь, довольно
банально? Но тем не менее, это одно из представлений индивидуальности в
людском обществе. Ещё существует множество контекстов понимания у различных
социальных слоёв, групп да и просто отдельно взятых людей, о том что такое
индивидуальность. Однако, для того, чтобы разобраться в этом вопросе
серьёзно, необходим научный подход, некоторые учёные решали эту проблему и
пришли к некоторым выводам, которые легли в основу их учений. Давайте
посмотрим, что же подразумевается под индивидуальностью в психологии.
Индивидуальность в психологии, это “человек, характеризуемый со стороны
своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и
личности индивида, её неповторимость. Своеобразие это надо понимать
проявляется в чертах темперамента, характера, в специфики интересов,
качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей
индивида.” Иными словами в психологии нет такого грубого разделения, что
какая-то группа людей является плагиатом, а ходящий рядом человек не
имеющий заметного отношения к ним и не делающий то же что и они является
индивидуалистом. С точки зрения психологии, каждый человек уже индивидуален
только потому, что ему присущи такие неделимые качества, которые отличают
его от других, и такие же точно идентичные качества не могут быть найдены у
другого отдельно взятого человека. Идентичность лишь схематична, она
определяется общими качествами людей, но когда таковые качества
представлены вместе, то это ясно даёт понять об отличиях одного человека от
других. Основные параметры индивидуальности – психологический и
физиологический. Главным образом люди различаются по тому, как они мыслят,
как относятся к вещам, как делают то или иное дело. А второй не менее
важный фактор – визуальное различие во внешности (но не во внутреннем
физиологическом строении). Однако одно определяет другое, в зависимости от
своих внешних данных человек и ведёт себя в соответствии с ними. Например
человек маленького роста и небольшой силы никогда не будет таскать
неподъёмные для него грузы, предпочитая работу головой или без особых
физических затрат. Поэтому я думаю в дальнейшем уместно говорить о
психофизическом аспекте индивидуальности. Именно об этом можно много
почерпнуть в идеях Кречмера, о которых кстати говоря, и будет в основном
рассказываться в этом реферате.
Типология индивидуальности Э. Кречмера.
Ещё до систематизированных научных исследований в этой области
некоторые люди начали подмечать соответствия характера с выражением
индивидуальных особенностей человека в его внешнем облике. Но обычно
принято говорить, что это “народная примета”, правда как выясняется потом
“народное”, это когда позабыли имя автора. Так люди склонные к полноте,
представляются добродушными, но ленивыми, худые - проницательными и
саркастическими, обладателями огненно-рыжих волос приписывается гневная
вспыльчивость, а синеглазым людям несдержанность в поступках и т. п.
Интересно то, что исходя из таких данных некоторые писатели делали образ
своего героя, пусть даже сказочного, начиная от “Карлсона который живёт на
крыше” и заканчивая Николаем Всеволодовичем из “Бесов” Достоевского.
Поиском таких оснований для классификации индивидуальностей занимался еще Гиппократ. Помимо выделения типов темперамента, он впервые попытался связать конституциональные особенности, телосложение людей с их предрасположенностью к определенным заболеваниям. На основе эмпирических сопоставлений он показал, что люди невысокого роста, плотные, склонны к апоплексическому удару, люди же высокие и худые - к туберкулезу. Эти два типа строения тела являются, конечно, самыми общими, но именно их описания положили начало конституциональному подходу к анализу индивидуальности, развиваемому в современной психологии и психиатрии. Основной идеей этого подхода, первым шагом к классификации индивидуальных психических черт стало установление коррелиции между типами телесной конституции, с одной стороны, и конкретными психическими заболеваниями - с другой.
Кречмер говорил что телесная конституция - это совокупность всех индивидуальных качеств человека, которые либо заложены генетически, либо формируются к моменту его рождения. Понятно, что эти качества - морфологические, физиологические, гормональные и др. - являются относительно стабильными. Поэтому их наиболее типичные совокупности могут быть выделены эмпирически, подобно составным фотографиям, т. е. путем объединения индивидуальных случаев, в результате которого их общие, совпадающие детали как бы усиливаются, составляя тип, а частные - устраняются. И строение тела и характер, определяются, по его мнению, в конечном счёте, врождённой эндокринной системой.
Идя таким курсом он и построил представление об основных типах телесной конституции. Обследовав порядка 260 пациентов Кречмер установил взаимосвязь в сложении, которую подразделил на три типажа: а) астенический (или лептосомный), б) атлетический, в) пикнический.
Астенический (от греч. asthenes - слабый) тип телосложения характеризуется, прежде всего, сочетанием среднего роста по высоте и слабого роста по ширине, от чего люди этого типа кажутся выше, чем на самом деле. Его общая картина представляет собой худого человека с узкими плечами, тонкими руками и кистями, длинной и узкой грудной клеткой, лишенным жира животом. Лицо астеника обычно длинное, узкое и бледное, в профиле резко выступает несоответствие между удлиненным носом и небольшой нижней челюстью, и поэтому по форме его называют угловым. Лептосомные женщины в общем сходны с мужчинами, но они не только бывают худыми, но часто и малорослыми. Основные черты выявляются уже в детстве. Выглядят они слабыми и нежными, быстро развиваются, оставаясь худыми, а в старости не склонны к развитию мышц и отложению жира.
Атлетический (от греч. athletes - борец) тип отличает сильное развитие скелета и мускулатуры, туловище по ширине значительно уменьшается книзу. Люди этого типа обладают средним или высоким ростом, широкими плечами, статной грудной клеткой, упругим животом. Голова у атлетиков плотная и высокая, она прямо держится на сильной свободной шее, а лицо имеет обычно вытянутую яйцевидную форму. Атлетический тип женщины соответствует мужскому, только развитие жира более интенсивно. Особенно отчётлив он становится после 25 лет. Астеническая форма лица характеризуется повышенным развитием костей и кожи. Костный рельеф проявляется в сильно развитых надбровных дугах, в выступании скуловых костей и в грубом строении нижней челюсти. Нос крупный, притуплённый.
Высокий подбородок и слабый рельеф профиля. Лицо часто очень высокое, особенно за счёт средней его части. Спереди лицо имеет форму яйца или щита и напоминает пятиугольную форму лица пикника. У женщин средняя часть лица часто чрезмерно развивается в ширину.
Пикнический (от греч. pyknos - плотный) выделяется сильным развитием внутренних полостей тела (головы, груди, живота) - при слабом двигательном аппарате (плечевого пояса и конечностей). Пикники - люди среднего роста и с плотной фигурой, их глубокая створчатая грудная клетка переходит в массивный, склонный к ожирению живот, который является своего рода центром данного типа телосложения (по сравнению с плечевым поясом у атлетиков). Фронтальное очертание лица напоминает пятиугольник (за счет жировых отложений на боковых поверхностях челюстей), само же лицо - широкое, мягкое, закругленное. По общему эстетическому впечатлению лица астенического и атлетического типа - интереснее, пикнического – правильнее.
Но приведённые здесь виды телесных конституций – это лишь вспомогательная
основа к теме индивидуальности, и интересует нас она только потому, что
очень тесно коррелирует с психическим аспектом. Сами по себе в данном
случае они для нас не существенны, но в теме индивидуальности их нельзя
отбрасывать, а нужно наоборот, более тесно увязывать с психическими
особенностями, потому что об индивидуальности в целом можно говорить только
при взвешивании этих двух частей одновременно.
Психофизические соответствия типов.
Доказательством связи между физическими и психическими данными людей может служить соотнесения указанных типы телосложения с двумя основными видами душевных расстройств. Одно- маниакально-депрессивный
(циркулярный) психоз, выраженный в периодической смене гиперактивных, аффективно-приподнятых (маниакальных) состояний больного и состояния подавленности (депрессии), пассивности и уныния. Второе заболевание - шизофрения - характеризуется бедностью (уплощенностью) эмоциональной сферы и ареальностью в мышлении, нередко доходящей до бредовых фантазий и галлюцинаций. Результаты соотнесения показали высокую корреляцию между этими типами психических заболеваний: а) циркулярного психоза с пикническим строением тела и б) шизофрения с астеническим и атлетическим.
Этот факт говорил в пользу идей Кречмера, однако пока он был единственным убедительным доводом, но его к тому же было мало. Для того, чтобы закрепить верность предположения в глазах учёного мира, требовалось показать сходство типичных психических качеств вышеперечисленных заболеваний с характерологическими данными нормальных людей. Тогда бы предположение Кречмера о связи между строением тела и психическими особенностями был бы вполне закономерен. Кречмер попытался установить это сходство, высказав предположение об отсутствии резкой грани в индивидуальных характерах между нормой и патологией.
Он довольно плавно переходил от научно-клинического наблюдения типов до анализа индивидуальности окружающих его людей. Изучая родственников и друзей Кречмер выделил промежуточные формы, которые совпадали по свои основным симптомам с циркулярным и шизофреническим психозом. Он назвал эти формы циклоидной и шизоидной. И главное Кречмер наметил две фундаментальных группы людей сходных как по типичным психическим особенностям, так и конституционально. За счёт такого обобщения, заболевания и формы, близкие к ним, понимались как резкие, обострения определенных "биотипов" индивидуальностей - цикло- и шизотимического.
Теперь путь от норы к патологии стал разделен на три уровня: из общего круга представителей определенного конституционального типа (цикло- либо шизотимиков) выделяются случаи его аномального "усиления" (цикло- либо шизоидного), доходящего иногда до степени душевного расстройства
(циркулярного психоза, либо шизофрении).
Циклоиды и шизоиды диаметрально противоположны как в отношении к самим себе, так и в отношении к социуму и миру в целом.
Циклоиды обычно радушны, мягки, улыбчивы, общительны, миролюбивы. К жизни они относятся довольно реалистично и легко приспосабливаются к изменившимся условиям, не ставят себя в оппозицию обществу и не подчиняют себе кого-либо. Это люди у которых скорее силён эмоциональный аспект натуры, нежели холодный ум и взвешенный подход к ситуации. В отношении с другими людьми они способны глубоко сопереживать другим, но при этом не всегда являясь последовательными и принципиальными. В повседневном состоянии они довольно продуктивны и изобретательны, исключая правда периоды депрессии, но им не хватает упорства, тщательности и желания. Они могут легко забросить дело, за которое схватились десять минут тому назад с лихорадочностью золотоискателя. Как эмоциональную часть данного типа можно выделить черту, которая заставляет циклоида колебаться по жизни от состояний бурной радости и веселья до меланхолии и печальности. Эти два диаметрально противоположных настроения могут меняться очень часто, но даже если есть ощущение того, что человека захлестнула волна маниакальности, то где-то есть и частичка депрессивного настроя, и наоборот.
Шизоиды крайне замкнуты, раздражаются, когда к ним лезут с вопросами и большую часть времени сосредоточены на своём внутреннем мире. Они часто бывают равнодушны к окружающему миру, хотя могут отстаивать непонятно зачем свою точку зрения, которая может оказаться кстати и ошибочной, но просто “назло фактам”, сравнивая их с принятыми нормами жизни. Шизоиды очень склонны к самоанализу, доходящего порой до систематики. В общении с окружающими людьми они крайне суровы. Как правило общаются они только с определённым кругом людей, который обычно очень узок, или просто равнодушны и не заинтересованы в общении, разговаривая без интереса. Если всё же шизоиду удаётся завести такую связь, то он крайне ревностно относятся к противоположной стороне, требуя для поддержания отношений отдачи “без остатка”. Человек которого он выбрал должен отвечать установленному им идеалу, и скорее всего вызовет немилость к себе, если чем-то нарушит сложившиеся отношения, так как шизоид крайне тонко прореагирует на это. В эмоциональном плане, как и в случае с циклоидами, так же есть два полюса: крайняя сентиментальная чувствительность к происходящему и полное отсутствие какого-либо интереса к происходящему вокруг. В конкретных индивидуальных случаях обе эти крайности, также как и у циклоидов, дополняют друг друга: за демонстративным равнодушием скрывается чрезмерная нежность и ранимость, а фоном чувствительной, интимной откровенности оказывается холодность и неприступность.
Довольно интересно затронуть эмпирические описания индивидуальных черт крупных исторических деятелей в науке, искусстве, политике. Так, для ученых, приближающих к циклотимическому типу (Гете,
Гумбольдт), характерны многосторонность, экстенсивность научной деятельности, нередко в сочетании с художественным талантом. Увлеченные сразу несколькими областями знания, они предпочитают те из них, что связаны с изучением конкретного материала и где требуется умение и особая склонность к его подробному, кропотливому описанию: ботанику, анатомию, геологию, этнографию и т. п. "Верь своим чувствам, они не обманут тебя",
- в научной девизе Гете звучит любовь к живому факту и антипатия к абстракциям, которые нельзя ощутить. Напротив, создатели обобщенных систематических концепций, представители теоретических наук - математики, физики - относятся, как правило, к шизотимическому типу (Коперник,
Кеплер, Ньютон, Лейбниц и др.). В этот же общий круг попадают философы строгой и точной системы мысли (Кант), романтически отвлеченные метафизики (Шеллинг), патетически страстные поэты и моралисты (Шиллер,
Руссо). В области политической среди циклотимиков выделяются любимые народом герои, сочетавшие личную храбрость с практическим "здравым смыслом" и учетом реальной ситуации (Мирабо - один из руководителей французской буржуазной революции), среди шизотимиков - крупные реформаторы (Кальвин) и стойкие, строгие к себе и другим, последовательные идейные борцы (Робеспьер), имеющие долгую историческую судьбу. психотелесные соответствия были подвергнуты самой основательной научной проверке. На этот раз исходными были понятия не целостных типов, а частных компонентов телосложения, сочетания которых устанавливались статистически.
Заключение.
На сегодняшний день имеется масса методик, способов, для классификации
типов индивидуальности, как в физиологическом плане, так и в психическом, а
равно и обоих сразу (психофизиологическом). Например американский врач и
психолог У. Шелдон обследовал фотографии 4 000 студентов-мужчин с целью
выделить крайние варианты телесной конституции. Эти варианты и должны были
стать искомыми компонентами, т. е. теми компонентами, по которым можно
описать и количественно оценить телосложение любого конкретного человека.
Их оказалось три - эндо-, мезо- и эктоморфный. Это говорит о том, что даже
независимые исследователи работая в одной области приходят к сходным
результатам (Шелдон так же как и Кречмер поделил именно на три (!) основных
типа весь спектр типов, назвать совпадением это нельзя, так как по
пропорциям они довольно сходны между собой), а значит они шли в правильном
направлении. Однако здесь, как и во всех науках и учениях, полно ещё белых
пятен и неясностей, которые, со временем непременно должны стать объяснимы
как и то, что известно было до них.
Список использованной литературы.
Петухов В.В. Типология Индивидуальности.
Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского характера.
Васильев С.В. Основы возрастной и конституциональной антропологии.
Москва, РОУ, 1996 год.