ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕМА: « ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ».
ОДЕССА – 2008 г.
Содержание
Введение
1. Проблема своеобразия личности
2. Индивидуальное и типичное в личности
3. Концепции индивидуализации личности в зарубежной и отечественной психологии
4. Основные формы развития индивидуальности личности
5. Самоактуализация личности
6. Методы психологического исследования
Заключение
Литература
Введение
Ставя вопрос о природе человека, люди во все времена предполагали наличие нечто такого, что составляет его сущность. Никто не сомневался в специальной природе человека, но при этом высказывались самые разные мнения, о ее содержании.
Носителем биологического в человеке является, главным образом, индивид. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека.
Социальное - представлено в человеке посредством личности и субъекта деятельности. При этом речь не идет о противопоставлении биологического и социального хотя бы потому, что индивид в ходе индивидуальной жизни социализируется и приобретает новые свойства. С другой стороны, личностью и субъектом деятельности человек может стать лишь на основе некоторых индивидуальных структур.
Таким образом, каждый человек предстает в виде некоей целостности – как индивид, личность и субъект, обусловленный единством биологического и социального.
Однако для каждого из нас, очевидно, что все мы отличаемся друг от друга своим темпераментом, своим характером, стилем деятельности, поведения и т.д. Поэтому кроме понятий индивида, личности и субъекта используется понятие индивидуальность. Индивидуальность – это неповторимое сочетание в человеке его черт из всех трех вышеназванных подструктур психики. Это личность в ее своеобразии.
Индивидуальность характеризует личность конкретнее, деятельнее и тем самым полнее. Она является постоянным объектом исследования, как при изучении психологии личности, так и других направлений психологии, что обусловливает актуальность выбранной темы курсовой работы.
Понять индивидуальность можно, лишь объединив все факты и данные о человеке во всех аспектах его бытия.
Основная цель данной работы выявить основное понимание индивидуальности личности, ее своеобразие и характеристики. С этой целью будут рассмотрены вопросы развития основных концепций индивидуальности личности. Определены подходы в понимании индивидуального и типичного в личности, даны основные методы исследования личности.
В ходе работы будут использованы Тексты по психологии индивидуальных различий, составленные Ю.Г. Гиппенрейтером и представляющие собой хрестоматию по психологии. А также учебники последних лет издания: Психология / под ред. А.А. Крылова (1998), Психология личности В.А. Аверина (2001) и другие источники.
1.Проблема своеобразия личности
Уникальность, неповторимость психологического облика каждого человека – один из тех явных феноменов нашей психики, которые наиболее бурно обсуждаются, исследуются, а иногда отвергаются как досадная помеха экспериментальному исследованию.
С древних времен берут начало и интуитивное понимание того, что люди психологически не одинаковы, и стремление понять истоки этого разнообразия, и представление о существовании некоторой «первичной» индивидуальности, предшествующей опыту и знаниям, и даже своеобразный «профессиональный отбор».
В.С Аванесов пишет, что уже в средине ІІІ тысячелетия до н.э. В Древнем Вавилоне существовали испытания для всех, кто готовился стать писцом – одной из главных фигур месопотамской цивилизации; они должны были обладать многими обязательными профессионально важными качествами. Подобные, часто жестокие испытания, проходили желающие занять должность и в других странах. Эти испытания включали в себя не только проверку необходимых знаний, но и того, что сегодня назвали бы «формально-динамическими» характеристиками индивидуальности, эмоциональности, способностей и т.д. диагностируя их по особенностям поведения в реальных или специально моделируемых жизненных ситуациях.
В древность же уходят корнями попытки классифицировать индивидуальности, создать их типологию. Так в трактате «Нравственные характеры», автором которого был друг и преемник Аристотеля Теофраст, описывается 30 ярких характерологических типов и их конкретные проявления.
С античных времен существует физиогномика (от греч. «природа», «природные задатки») – учение о распознавании природных индивидуальных особенностей, в частности, характера, по физическим характеристикам человека.
Перечень доказательств того, что интуитивное понимание психологической неодинаковости людей и стремление «угадать», диагностировать индивидуальность, можно было бы продолжить. Но важно другое: при таком солидном «возрасте» проблемы, указывают авторы учебника по психогенетике, - ее научная разработка началась, с исторической точки зрения, недавно – во второй половине прошлого века и имеет в психологии весьма интересную судьбу.
Начало научного изучения индивидуальности связано, прежде всего, с именами английского ученого Френсиса Гальтона и немецкого Вильяма Штерна.
Ф. Гальтон был первым, кто сделал индивидуальные различия между людьми специальным предметом исследования, создал измерительные процедуры и начальный статистический аппарат для оценки различий, собрал большой экспериментальный материал о разных уровнях в структуре индивидуальности и поставил вопрос о происхождении индивидуальных особенностей.
В. Штерн впервые (1900 г.) ввел понятие дифференциальная психология, сформулировал методологические и экспериментально- методические подходы, базовые понятия, многие статистические приемы, некоторые из которых верны и сейчас.
Реальное существование индивидуально-психологических особенностей и их значение в жизни стимулировали изучение их с самых разных сторон.
Складывались еще две отрасли науки, без которых дифференциальная психология не могла бы развиваться: психологическая диагностика (тестология) и статистика.
Таким образом, в первые десятилетия ХХ века дифференциальная психология вполне сформировалась как самостоятельная область знаний. Однако в последующие годы проблема индивидуальности то выдвигалась на передний край науки, то отрицалась вообще. Дж. Хирш образно описывает эту ситуацию: «Экспериментально–психологические исследования психологических различий напоминают гамлетовское «Быть или не быть...» Дж. Кеттелл исследовал их, Уотсон хоронил их, Трайтон подчеркивал их важность, Халп минимизировал их значение для теории, Хантер приведен ими в недоумение, Скиннер и его коллеги заведены ими в интеллектуальный тупик, а авторы формальных моделей предпочли фиксировать элементарные софизмы, чем знание о них…».
Реальное место проблемы индивидуальности в психологической науке определяется значением этой проблемы и для теоретической психологии, и для использования психологических знаний на практике.
Индивидуальность существует внутри некоторой общности, а последняя имеет разные уровни, разные «объемы»: все мы – дети цивилизации начала ХХІ века, каждый человек - представитель той или иной культуры, этноса, профессиональной, возрастной группы, семьи и одновременно он носитель своего собственного, уникального сочетания всех этих факторов и личного, тоже уникального опыта.
Итак, можно сказать, что индивидуальные различия – не «ошибка», а неизбежная реальность, способ существования общих психологических закономерностей и исследование индивидуальных различий представляет собой особую актуальную научную проблему.
2. Индивидуальное и типичное в личности
Элементами психологической структуры личности являются психологические свойства и особенности, обычно называемые «чертами личности». Их очень много. Только в словаре С.И. Ожегова, содержится 51333 слова, и около 1500 из них означают свойства личности. Но все это трудновообразимое число свойств личности, психологи пытаются условно уложить в некоторое число подструктур.
Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента.
Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психологических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, мышления, ощущений, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, самосовершенствования этих качеств.
Далее уровнем личности является также ее социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умение, привычки.
Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая желания, интересы склонности, идеалы, мировоззрение, особенности характера, самооценки.
Различия людей между собой многопланово: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера.
В психологии существует два главных направления исследования личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, в основе второго - определение типов личности.
Черты личности объединяют группы тесно связанных психологических признаков. Выделение черт личности предполагает существование конечного набора базисных качеств, а индивидуальные различия определяются степенью их выраженности. Чтобы показать характер переменных, охватываемых факторным анализом, приведем несколько примеров поверхностных черт по Кеттеллу:
1. уверенность в себе - покорность.
2. интеллектуальность – ограниченность
3. зрелость ума – непоследовательность, подверженность влиянию и т.д.
При типологическом подходе исходят из положения, что тип личности является целостным образованием, не сводимых к комбинации отдельных личностных факторов. Его содержание раскрывается описанием типичного или усредненного представителя группы лиц, относимых к данному типу. Например такой тип личности, как «авторитарная личность», - конгломерат, по крайней мере, четырех факторов личности, не сводящийся ни к одному из них – доминантности.
Издавна делались попытки свести практически бесконечное множество индивидуальностей к небольшому количеству типичных портретов. В структуру индивидуально-типических свойств входят конституциональные и нейродинамические.
Выделяют общую и частную конституцию человека. Под общей конституцией понимают совокупность наиболее существенных индивидуальных особенностей и свойств, закрепленных в наследственности и определяющих специфику всех реакций организма на воздействие среды.
Иными словами, общая конституция – это общая характеристика организма. Можно предположить, что в основе общей конституции человека лежит генотип человека.
В структуре частных конституций выделяют два основных класса: класс морфологических конституций и класс функциональных.
Поскольку телосложение в сравнении с другими видами конституции – это легко наблюдаемая характеристика организма, характеризующая его как единое целое, именно оно занимает центральное, а иногда и единственное место в понятии «конституция человека». Поэтому, описывая конституционные особенности индивида, необходимо иметь ввиду весь спектр конституциональных особенностей человека.
Наибольшую известность приобрели конституциональные типологии человеческой психики Э. Кречмера и У. Шелдона.
Немецкий ученый Э. Кречмер в своей знаменитой работе «Строение тела и характер» пытался найти те связи, которые существуют между строением тела человека и его психическим складом. На основе большого объема клинических наблюдений он пришел к выводу: тип телосложения предопределяет не только формы психических заболеваний, но и наши основные личностные (характерологические) особенности.
Кречмер описал 4 типа телосложения и соответствующие типы темперамента:
Типы телосложения Типы темперамента
Астенический (лептосомный) Шизотимный
Атлетический Искотимный
Пикнический
Диспластический Циклотимный
Например, Астенический тип – это люди, как правило, высокого роста, с хрупким телосложением, плоской грудной клеткой. Астеники имеют шизотимный темперамент. К более распространенным характеристикам следует отнести необщительность, замкнутость, сдержанность, серьезность. Следующую группу качеств составляют застенчивость, боязливость, сентиментальность, повышенная возбудимость.
В основе варианта У. Шелдона лежат системы антропометрических показателей («компонентов телосложения»), соответствие которым оценивается по семи бальной шкале. И Э. Кречмер и У. Шелдон пришли к выводу о существовании трех «соматотипов», т.е. максимально непохожих друг на друга – «эндоморфный», «мезоморфный», «эктоморфный».Трем основным соматотипам соответствуют три варианта психической структуры человека.
Чем же так привлекательно типологическое мыщление? По мнению Д. Леонтьева:
1. Универсальностью. Наклеивание «ярлыков» срабатывает всегда. Нет человека, которого с первого взгляда нельзя было бы подвести под тип. Более того, одного человека можно подвести под неограниченное количество типов.
2. Это путь наименьшего сопротивления при познании личности, так, как, по сути, отнесение человека к какому-нибудь определенному типу избавляет нас от необходимости познавать его дальше. Если мы, допустим, определяем человека как хулигана или вундеркинда, уже нет необходимости проникать в него глубже и познавать, чем один хулиган отличается от другого хулигана. Если мы двух людей назвали хулиганами, то различия между ними нас уже мало интересуют. И дальше, действуя как-то по отношению к этим людям, мы уже ориентируемся не на самого человека, а на тот типологический ярлык, который мы уже дали.
Облегчая нам жизнь, типологическое мышление оказывает нам медвежью услугу. В чем она выражается?
Как уже было сказано, типологическое мышление останавливает дальнейшее познание. Подведение под тип дает нам знание не о самой личности, а о соответствии ее нашей типологии. Мы не можем узнать о человеке ничего сверх того, что заложено в саму типологию.
Подводя человека под определенный тип, мы делаем его равным самому себе. Изменение не возможно. Непонятно, как хулиган может стать не хулиганом, экстермист не экстермистом, а невротик - здоровым. Тем самым мы консервируем человека, помещаем его в заранее определенную ячейку.
Типологические обозначения почти всегда категоричны. Человек оказывается либо хулиганом, либо не хулиганом, либо левым, либо правым, либо коллективистом, либо нет. Промежуточные стадии и градации невозможны в рамках типологического подхода – нельзя быть немножко хулиганом или слегка правым.
Не всем, но большинству типологических характеристик присуща положительная или отрицательная оценка. Отличительная особенность к личности, в отличие, например от традиционного педагогического заключается в его безоценочности. Это не значит, что оценка отсутствует вообще, или разные формы поведения оцениваются одинаково. Речь идет о том, что оценка формируется уже после восприятия человека, сначала воспринимается объективно человек и то, что он делает, и уже после этого, отдельно, в случае необходимости дается оценка. Традиционная же педагогика по своему замыслу, по определению исходит из необходимости сформировать определенные идеальные типы, качества и всегда смотрит на конкретного человека через призму этого идеала, что мешает видеть человека самого по себе. Типологический подход к личности по нагруженности оценочными характеристиками близок традиционному педагогическому подходу. Нет нужды добавлять, что сегодня достаточную силу приобрела творческая струя в педагогике, смыкающаяся с психологическим подходом, однако традиционная педагогика еще отнюдь не отошла в историю.
Некоторая искусственность. Это связано с тем, что каждый тип оказывается на каком-то одном качестве личности, которое абстрагируется и раздувается до таких размеров, чтобы охарактеризовать человека в целом. По сути, тип на этом строится, т.е. одно качество выделяется как определяющее и становится обозначением этого типа. Все типологии, по словам одного из основоположников психологии личности Г. Олпорта, устанавливают границы там, где нет границ. И любая типология определяется задачами, которые мы ставим. Отнесение человека к определенному типу является, по мнению Д. Леонтьева, является не познанием человека как такового, а познанием того, как он соотносится с какими-то нашими задачами.1
Итак, отнесение человека к какому-то определенному типу не является познанием человека. Но было бы неверным сказать, что это вредно, не нужно и т.д. Оно дает ответ на какие-то конкретные практические вопросы. Например в ситуации профориентации, где стоит совершенно конкретная проблема сопоставление склонностей конкретных людей и различных типов профессий, типология играет конкретную практическую роль.
В другой ситуации – возьмем ту же нозология в психиатрии – тоже стоит практическая задача найти формы лечения, определить режим и т.д. Здесь тоже в соответствии с определенной практической целью типология работает. И те политические ярлыки, которые уже упоминались, тоже работают в конкретной практической ситуации. То есть все типологии работают в рамках решения конкретных практических задач, но вне этих задач, сами по себе какой-то познавательной ценности они не несут.
Второй вывод – если типология и ярлыки абстрагируют какой-то отдельный сегмент личности, то противоположный путь, ведущий ближе к истинному познанию – это путь познания личности в разных гранях, разных аспектах и проявлениях, не сводя ее к какому то одному обозначению.
3. Концепции индивидуализации личности в зарубежной и отечественной психологии
В начале ХХ века в психологии возникает кризисная ситуация: обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы – не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи психических явлений с
Физиологическими. Попытки преодоления кризиса привели к формированию нескольких влиятельных направлений (школ) в психологической науке.
В конце 20-х годов в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате чего сложилось много различных подходов и теорий личности.
Как уже упоминалось, Г. Олпортом и Р. Кеттелом была начата разработка теории, получившей название «теории черт». Ее можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние, психологические свойства. Люди, согласно этой теории отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического обследования.
Как выяснилось, поведение человека, кроме черт личности, зависит еще и от многих других условий, в частности, от особенности самой ситуации, в которой они рассматриваются.
Как альтернатива черт личности за рубежом получила распространение концепция личности, названная теорией социального научения. Основная психологическая характеристика личности в данной теории – это поступок, или серия поступков. Существенное влияние на поведение человека, на его социальные действия оказывают другие люди, поддержка или осуждение с их стороны его поведения.
Примером интеракционистской теории личности является концепция, разработанная американским ученым У. Майшелом. Согласно этой концепции, личностные факторы, которые совместно с ситуацией определяют поведение человека, делятся на ряд групп:
Способности человека, т.е. то, что он в состоянии самостоятельно и независимо от ситуации сделать в данной обстановке.
Когнитивные стратегии – способы восприятия и оценки человеком ситуации, выбора форм поведения в ней.
Ожидания – оценки вероятных последствий совершения в данной ситуации тех или иных поступков.
Ценности, т.е. то, что представляет для данного человека ценность, имеет смысл, значение. Человек, в сложившейся обстановке выбирает такой способ поведения, который приводит к утверждению его ценностей.
Планы поведения, способы его субъективной регуляции. Оказавшись в такой ситуации, люди, обычно предпочитают действовать привычным для них способом, по уже проверенному способу.
В 1896 году возникло направление в психологической теории и практике, положившей начало тому, что сейчас называют глубинной психологией. У ее истоков стоял австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд. Фрейд пришел к выводу, что физиологический подход к психике недостаточен, и предложил свою систему анализа душевной жизни человека, названную им психоанализом.
С топической (структурной) точки зрения психика содержит, по Фрейду, три образования: «Я», «Сверх-Я» и «Оно». Две последние системы локализированы в слое первичного психического процесса – в бессознательном. «Оно» – это место сосредоточения двух групп влечений: а) влечение к жизни, или эроса, куда входят сексуальные влечения и влечение к самосохранению «Я»; б) влечение к смерти и разрушению –танатоса. «Оно» составляет движущую силу поведения, источник психической энергии, мощное мотивационное начало. «Я» – это вторичный, поверхностный слой душевного аппарата, именуемый, обычно, сознанием. «Я» воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма. Его основная функция – соизмерять вышеназванные влечения с требованиями враждебной индивидууму социальной сферы в интересах его самосохранения. Систему требований «Я» к «Оно» составляет «Сверх-Я» – внутренний «надзиратель», «критик», источник нравственного самоограничения личности.
В динамическом плане названные уровни личности характеризуются конфликтом между сознательным и бессознательным.
Фрейд ввел в психологию ряд важных тем: бессознательная иотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте. Однако, уже его ближайшие ученики пришли к выводу, что не сексуальные влечения, по преимуществу, чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект (А. Адлер), либо коллективное бессознательное (архетипы), вобравшие в себя общечеловеческий опыт (К. Юнг), определяет психическое развитие личности. Адлер, основатель, так называемой «индивидуальной психологии», отмечал отсутствие жесткой границы и антагонизмов между сознательным и бессознательным. Юнг в своем учении, названном им же аналитической психологией, «смотрел на человека в свете того, что есть в нем здорового и крепкого, нежели с точки зрения его пороков».
Связать природу бессознательного ядра психики человека с социальными условиями его жизни пытались К. Хорни, Г. Саливен, Э. Фромм.
Сторонников гуманистической теории личности, прежде всего, интересует то, как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события своей жизни. Они предпочитают описывать феноменологию личности, а не искать ее объяснение. Сами описания личности и событий в ее жизни в основном сосредоточены на настоящем жизненном опыте, а не на прошлом или будущем, даются в терминах типа «смысл жизни», «жизненные цели», «ценности».
Наиболее известными представителями этого направления являются американские психологи А. Маслоу и К. Роджерс.
Создавая свою концепцию теории личности, Роджерс исходил из того, что каждый человек обладает стремлением и имеет способность к личностному совершенствованию. Будучи существом, наделленным сознанием, он сам для себя определяет смысл жизни, ее цели и ценности. Центральным понятием для теории Роджерса стало понятие «Я», включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития. Основные вопросы, которые каждый человек ставит и должен решать следующие: кто я есть? Что я могу сделать, чтобы стать тем, кем я хочу быть?
Образ «Я» складывающийся в результате личного жизненного опыта, оказывает в свою очередь влияние на восприятие данным человеком мира, других людей, на оценки, которые дает человек собственному поведению.
Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям личности – это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и выражению самого себя. А. Маслоу создал концепцию самоактуализации личности и описал, каким требованиям она должна соответствовать в своем поведении и отношениях с окружающими самоактуализирующаяся личность.
Значительный вклад в развитие психологии личности внесли отечественные психологи ХХ века. Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия.
Л.С. Выготский ввел понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание). Как специфически человеческой, социально-обусловленной форме психики, а также заложил основы культурно-исторической концепции психологического развития человека. Названные функции первоначально существуют как формы внешней деятельности, и лишь позже – как полностью внутренний (интрапсихический) процесс.1 Они происходят из форм речевого общения между людьми и опосредованы знанием языка. Система знаков определяет поведение в большей степени, чем окружающая природа, поскольку знак, символ содержит в свернутом виде программу поведения.
Развиваются высшие психические функции в процессе научения.
А.Н. Леонтьев представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности. Он провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизмы формирования высших психических функций как процесс «выращивания» высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека.
А.Р. Лаурия особое внимание уделил проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений. Он явился создателем новой области психологической науки – нейропсихологии.
П.Я. Гальперин рассматривал психический процесс (от восприятия до мышления включительно) как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях.
А.П. Гальперин – автор концепции поэтапного формирования умственных действий (образов, понятий). Практическая реализация этой концепции позволяет существенно повысить эффективность обучения.
Опираясь на понятия о ведущей деятельности и социальной ситуации, введенные Л.Выготским, Л.И. Божович показала, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названный «внутренней позицией». Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности, предпосылка к ее развитию, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности.
Проблемы личности разработали в своих концепциях Б.Г Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицына, К.К Платонов, В.А Ядов и другие.
Основные формы развития индивидуальности
Каждая из групп человеческих свойств выступает открытой внешнему миру, общественной жизни, созданной людьми в их общественном развитии, искусственной среде обитания, географической среде в биогеносфере в целом, Вселенной. В постоянном, активном взаимодействии человека с миром, природой осуществляется индивидуальное развитие человека. В каждой из подструктур (индивид, личность, субъект деятельности) имеются индивидуальные различия, которые можно рассматривать с точки зрения уникальности, неповторимости.
В индивидуальности интегрируются три формы развития. Основная форма развития индивидных свойств – онтогенез. Основная форма развития личностных свойств – жизненный путь человека в обществе. Для субъективных свойств – история производственной деятельности человека в обществе, в частности, история формирования его профессиональной деятельности. Старт, кульминация и финиш индивидных, личностных и субъективных свойств характеризуется несовпадением в возрастном развитии, взаимодействия и взаимовозникновения целостной системы ее свойств в процессе онтогенеза и жизненного пути.
Объективная картина жизненного пути и самосознания личности всегда строится в соответствии индивидуальному и социальному развитию, соизмеряемому в биографо-исторических датах, событийной представленности. Выделяются следующие события: внешней среды, биографические, поведения, внутренней жизни и события впечатления.
Человек может иметь разную степень включенности в историческое время. Со временем индивидуальность становиться регулятором как хода собственного развития, так и гармонии ее свойств.
Изучение индивидуальности требует рассмотрения ее как многомерной системы, развитие и формирование которой подчиняется определенным закономерностям. Важным индикатором человеческой индивидуальности является активность, созидающей творческой деятельности человека. Одним из проявлений активности индивидуальности могут являться поступки человека. «Вызревание» поступков происходят в сфере переживаний личности, в результате активной внутренней работы. Действие их можно наблюдать в разных формах. Это могут быть поступки гражданского характера, коммуникативные, трудовые. Поступки человека могут проявляться как устойчивый стиль поведения. Такая индивидуальность выступает как организатор и преобразователь обстоятельств современной ему среды, способная создавать таким образом новые обстоятельства жизни. И в том и в другом случае индивидуальность представляет и источник саморазвития человека, «позволяет стоить себя изнутри»
5. Самоактуализация личности, как проявление ее индивидуальности
У каждого человека есть тот или иной характер, более или менее разнообразные способности, каждый носит в себе множество простых и сложных ролей. Наконец, у каждого человека, даже самого примитивного, есть свой внутренний мир, свои потребности, личностные ценности, которые сообщают смысл всему, с чем человек сталкивается, формируя отношения к ним и смысловые структуры. Характер, способности и роли служат наилучшей адаптации, приспособлению человека к конкретным окружающим условиям и обстоятельствам. Внутренний мир, смысловая сфера личности связывает ее с реальностью мира как целого и регулирует ее жизнедеятельность согласно системе отношений личности с миром. Но в эту схему не укладываются проявления самодетерминации личности, когда личность осуществляет не только внешнюю или внутреннюю регуляцию, сколько напротив, преодоление любых регуляций на основе осознанного выбора. В личности есть что-то такое, что позволяет ей не только управлять своим характером, способностями, но и своими побуждениями и смыслами, произвольно менять значимость и побудительную силу различных альтернатив выбора, причем это как раз дано не каждому.
Основная потребность человека, согласно гуманистической теории личности, - это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и выражение самого себя. Признание главенствующей роли самоактуализации роднит между собой всех представителей данного теоретического направления. Самоактуализация активизируется в отношении тех черт, свойств и качеств человека, которые рационально и морально приемлемы и поддерживаются в обществе. Между тем, человек является таким, каким он сделал себя сам, насколько он сам себя ощущает. Самоактуализация является атрибутом самого существования человека.
Следовательно, социальная система, исторические обстоятельства, природно-экологические условия, социальное окружение, и даже случай, обусловливают проявление активности человека. Однако человек может реализовать свою «самость», поскольку способен сознавать свою ценность, возвысится над обстоятельствами, иметь планы и цели деятельности, учитывать реальную ситуацию и отдельные последствия. Критерий самореализации, который входит в оценочную систему психической деятельности каждого человека, отражает удовлетворенность общества личностью и удовлетворенность личности социальными условиями. Эффективность самореализации будет зависеть не только от реальных внешних условий, но и от того, как человек понимает и оценивает их по отношению к себе. Это отношение, оценка обусловлены знаниями и практическим опытом, личностными характеристиками и социальными умениями.
Самореализация играет важнейшую роль на всем жизненном пути личности, по сути дела определяют его. Предпосылки к самореализации заложены в самой природе человека и существуют как задатки, которые с развитием человека, с формированием его личностных свойств, становятся основой способности к самореализации. Однако условием самореализации является динамическое функциональное единство, где образ мира и образ «Я" как бы уравновешены через адекватное понимания своего места в мире и использование адекватных социальных умений.
Я – это форма переживания человеком своей личности, форма, в которой личность открывается сама себе. Я – имеет несколько граней, каждая из которых была в свое время предметом интереса тех или иных психологических школ и направлений.
Первая грань Я – это так называемое телесное или физическое. Я, переживание своего тела, переживание физических дефектов, осознание здоровья или болезни. Роль телесного Я можно проиллюстрировать открытым в начале нашего столетия эффектом компенсации и сверхкомпенсации органических дефектов. Этот эффект проявляется в том, что люди в детстве страдавшие либо реальными физическими дефектами, либо телесными недостатками чисто психологического свойства (малый рост), прилагают удвоенные усилия, чтобы компенсировать этот дефект развитием тех или иных черт характера, способностей и умений, и это не только им часто удается, но и нередко приводит к выдающемуся развитию тех или иных способностей.
Вторая грань Я – это социальное ролевое Я, выражающееся в ощущении себя носителем тех или иных социальных ролей и функций, поскольку у каждого человека Я включает в себя определенные социально-ролевые компоненты. Человек определяет себя в терминах выполняемых им социальных функций и ролей. Это достаточно важная, хотя и не главная характеристику личности.
Третья грань Я – психологическое Я. Оно включает в себя восприятие собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей и отвечает на вопрос «какой Я» Психологическое Я составляет основу того, что в психологии называют образом Я или Я-концепцией, хотя телесное и социально-ролевое Я тоже в него входят.
Четвертая грань Я. – это ощущение себя источником активности или наоборот, пассивным объектом воздействия, переживание своей свободы или несвободы, ответственности или посторонности. Это Я, которое является не представлением о себе, а некоторой первичной точкой отсчета любых представлений о себе, то Я, которое присутствует в формулах: «Мыслю – следовательно существую», «На том стою и не могу иначе». Его можно назвать экзистенциальным Я, поскольку в нем отражаются личностные особенности высшего, экзистенциального уровня, особенности не каких-то конкретных личностных структур, а общих принципов отношений личности с окружающим ее миром.
Наконец, пятая грань Я – это это самоотношение или смысл Я. Наиболее поверхностным проявлением самоотношения выступает самооценка -–общее положительное или отрицательное отношение к себе. Важной характеристикой самоотношения являются степень его целостности, интегрированности, а также автономности, независимости от внешних оценок.
Самоотношение является механизмом обратной связи, оно не является или, по крайней мере, не должно являться самоцелью или самоценностью. Но на деле может стать иначе. Главной целью для человека может стать сохранение положительной самооценки или избегание отрицательной любой ценой. В таком случае самооценка перестает отражать состояние реальных жизненных процессов, заслоняет от человека мир, а порой искажает его, если правдивая картина мира угрожает его самооценке. Активность человека в мире оказывается в этом случае лишь средством поддержания высокой самооценки. Но этот путь ведет в тупик. Высокая самооценка относится к таким вещам, которые могут быть доступны человеку лишь как побочный результат его активности, но ускользают от него, как только он пытается сделать их целью. В качестве примера, вслед за В. Франклом, можно назвать счастье и самоактуализацию.
В другой связи Франкл напоминал о том, что назначение бумеранга – не в том, чтобы возвращаться к бросившему его, а в том, чтобы поразить цель. Возвращается только тот бумеранг, который не попал в цель. Слишком большое внимание, уделяемое человеком своему Я – признак того, что он не достиг успеха в реализации своих жизненных целей. «Если я хочу стать тем, чем я могу, мне надо делать то, что я должен…» (Франкл В. Человек в поисках смысла).
6. Методы психологического исследования
В психологии личности как и в других науках, для получения фактов, их обработки и объяснения используется определенная совокупность приемов исследования.
Все применяемые методы можно условно подразделить на четыре группы: 1) организационные методы; 2) эмпирические способы добывания научных данных; 3) приемы обработки данных; 4) интерпретационные методы.
К организационным методам относятся действующие на протяжении всего исследования лонгитюдный и комплексные методы.
Лонгитюдный метод (метод «продольного среза») состоит в многократном исследованиях одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. К примеру, многократное обследование студентов на протяжении всего обучения в вузе.
Комплексный метод – способ изучения, при котором в исследовании участвуют представители разных наук, что позволяет устанавливать связи зависимости между явлениями разного рода. Например, физиологическим, психическим и социальным развитием личности.
К эмпирическим способам добывания научных данных относятся обсервационные методы: наблюдения и самонаблюдения.
Наблюдение – (внешнее) – метод, состоящий в преднамеренном систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики. Наблюдение следует вести в естественных условиях и не следует вмешиваться в обычное протекание событий. Очень важно, чтобы человек, за которым ведется наблюдение, не знал об этом, т.к. в противном случае может исчезнуть естественность его поведения, а без этого невозможно получить достаточно точных объективных данных.
Самонаблюдение (интроспекция) – наблюдение человека за собственными психическими явлениями.
Эксперимент – отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование некоторыми факторами и регистрацию соответствующих изменений в состоянии изучаемого. Подразделяется на лабораторный, естественный и формирующий эксперименты.
К психодиагностическим методам относятся тесты – система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенных качеств (свойств) личности. Тесты подразделяются на стандартизированные и прожективные. К психодиагностическим методам относятся анкеты современных типов, социометрия, интервью, беседы.
Праксиометрические методы включают приемы анализа процессов и продуктов деятельности, биографические и другие.
Интерпретационные методы.
В последние годы все шире в изучении своеобразия личности используются генетические методы.
Психогенетика – междисциплинарная область знаний, пограничная между дифференцированной психологией и генетикой; предметом ее исследования являются относительная роль и взаимодействие факторов наследственности и среды формирования индивидуальных различий по психологическим и психофизическим признакам.
И в отечественной и в зарубежной психологии накоплены многочисленные доказательства важности психологических и социально-психологических факторов для формирования индивидуальности – от особенностей взаимодействия матери с новорожденным ребенком, до положения человека в группе в обществе в целом. Однако наблюдаемые различия в поведении (в реакции людей на одни и те же воздействия, различия в поведении детей раннего возраста и т.д.) далеко не всегда поддаются объяснению прошлым опытом человека.
Отсюда, а также из общебиологических, эволюционных дисциплин встает задача поиска иных, а именно биологических «природных» основ межиндивидуальной вариативности психологических черт; особенностей когнитивных процессов, личностных характеристик. Конкретно это выражается в поиске нейро- и психофизиологических особенностей, связи последних с соматическими, эндокринными и другими системами человеческого организма.
Методы психогенетических исследований имеют в своем арсенале многочисленные подвиды метода.
Так первая работа по генетике психологических признаков Ф. Гальтона «Наследственный гений» – посвящена анализу родословных выдающихся людей. Иначе говоря, в ней использован генеалогический метод - метод исследования семей.
Первая работа, выполненная с помощью метода приемных детей Р, Пломина вышла в свет в 1924 г. Результаты, с точки зрения автора, говорят о том, что интеллект приемных детей больше зависит от социального статуса биологических родителей, чем от приемных. В нашей стране этот метод использовать невозможно, т.к. существует гарантированная тайна усыновления.
Довольно характерным в науке ХІХ- нач. ХХ вв. было увлечение близнецами; изучали их биологию, патологию. Первая попытка использования метода близнецов для решения проблемы «природа- воспитание» принадлежала Ф. Гальтону. Окончательное оформление метод близнецов получил благодаря, главным образом, работам Г. Сименса. Именно он предложил метод, который стал одним из важных инструментов современной психогенетики – сопоставления внутрипарного сходства моно и дизиготных близнецов.
Таблица 1. Корреляция между гомозиготными и гетерозиготными близнецами разного пола по ряду личностных характеристик (средний возраст детей –4 года и 7 мес.)
Оцениваемая индивидуальная характеристика |
Коэффициент внутригрупповой корреляции Мальчики Девочки |
|||
Эмоциональность Активность Социабельность (общительность, контактность) |
гомозиготные | гетерозиготные | гомозиготные | гетерозиготные |
0,68 0,73 0, 65 |
0,00 0,18 0,20 |
0,60 0,50 0,58 |
0,05 0,00 0,06
|
Сравнительное исследование гомозиготных близнецов, которые жили и воспитывались в разных семьях показывает, что вопреки ожиданию, их индивидуальные, психологические и поведенческие различия от этого не увеличивались, а чаще оставались такими же, как и у детей выросших в одной семье (в некоторых случаях даже уменьшаются).
В. Правдивцев приводит такие интересные факты, зафиксированные статистикой:
Через 26 лет разлуки встретились две сестры близняшки, расставшиеся вскоре после рождения. И, хотя жили они в разных штатах США и ничего друг о друге не знали, оказалось, что обе они работают парикмахерами и имеют дочерей по имени Кристина.
Или, совсем фантастическая история с братьями-близнецами, родившимися в американском штате Огайо и усыновленными еще в раннем детстве разными семьями. Почти через 40 лет они встретились. И каково же было их удивление, когда обнаружилось, что их обоих зовут Джеймс (только фамилии разные. Оба юристы, любят рисовать, чертежничать, плотничать. Оба имеют автомобили «Шевроле» одной и той же модели и одинакового цвета. Оба любят отдыхать в одном и том же штате Флорида. Оба дважды женаты. У обоих первых жен звали Линдами, а вторых Бетси. Объясняется этот неожиданный факт тем, что детям-одногодкам, постоянно находящихся, рядом друг с другом, почти никогда не удается заниматься одним и тем же делом и между такими детьми редко складываются вполне равноправные отношения.
Несмотря на большое сходство по ряду психологических и поведенческих характеристик, которое обнаруживается у гомозиготных близнецов, вряд ли полностью оправдано утверждение, что их психологическая общность обусловлена только генетически. Проведенные во всем мире исследования показали, что влияние среды на психическое и поведенческое развитие является более сильным, чем воздействие его наследственности.
Методы, которыми располагает психология исследования личности позволяет весьма успешно решать поставленные перед ней задачи.
Заключение
В психологии сложилось несколько пониманий индивидуальности. Первоначально индивидуальность рассматривалась как единичность, как неповторимость сочетания разных по степени выраженности, но присущих всем без исключения личностных черт. Это понимание было выявлением вектора потенциальных патологических изменений.
Другое понимание индивидуальности связано с выделением у индивида присущих только ему личностных черт, генетически связанные с какими-то случайными обстоятельствами. В этом случае индивидуальность выступает в роли некоего дополнения к личности- носителю существенных свойств и качеств и определялась как совокупность индивидуальных личностных черт, отличающих одного человека от другого.
И, наконец, третье понимание. Индивидуальность, как гармония частей. Индивидуальность всегда представляет собой определенную гармонию и обладает своей формой и своей относительной устойчивостью системы.
Каждый человек как целое всегда есть индивид, и личность, и субъект деятельности. Однако далеко не каждый является индивидуальностью, не в смысле индивидуальных отличий на каждом уровне организации, а в смысле их гармоничных отношений, единства разноуровневых свойств.
Основной функцией индивидуальности как интеграта является сохранение и изменение своей сверхсоциальной, родовой сущности, не ограниченной только рамками существующего социального порядка, развитие внутреннего мира, восполняющего личностные дефициты и компенсирующего несовершенства мира внешнего.
Литература
Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. - М.: Изд. Моск. университета. - 1982. - 430 с.
Аверин В.А. Психология личности: Учеб. Пособие. 2-е изд. - СПб.: Изд. Михайлова В.Л. - 2001 г. - 191 с.
Немов Р. Психология. М.: Просвещение, 1990. - 300 с.
Психология / под ред А.А. Крылова. - М.: Проспект, 1998. - 583 с.
Психология индивидуальных различий. Тексты / под ред Ю.Б. Гиппенрейтера. - М.: Изд. Моск. универс., 1982.-318 с.
Психология личности. Тексты. / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтера. - Изд. Моск. универ., 1982. - 286 с.
Равич-Щербо И. В. и др. Психогенетика. Учебник. - М.: Аспект Пресс, 1999.- 447 с.
Радугина А.А. Психология и педагогика. - М.: Изд. «Центр», 1999. - 254 с.
Столяренко Л. Основы психологии. - Ростов н/Д: Изд. «Феникс», 1997. - 736 с.