Введение
В нашей стране специализация научных дисциплин все время возрастает.
Сейчас уже нет ученых-универсалов всеобщего профиля, знатоков во многих
науках. Времена Лейбница, Гаусса прошли безвозвратно. Очень немногие
специалисты могут считать себя просто инженером, не уточняя свою дальнейшую
специализацию. Большинство современных научных работников отлично владеют
терминологией, хорошо знают специальную литературу по своей очень узкой
теме, однако, как правило, не могут объяснить, чем занимаются их коллеги из
соседней лаборатории.
Примерно с начала 80-ых годов в развитых странах происходило включение
в качестве обязательной компоненты программы подготовки будущих инженеров
дисциплин гуманитарного, общечеловеческого цикла. И теперь в вузах
зарубежных стран доля таких дисциплин в общей учебной программе составляет
25-30 процентов учебного времени [1]. Причем дело не только в учебной
нагрузке, а в изучении таких наук, которые действительно необходимы.
Например, в Соединенных Штатах Америки уже более десятка лет базовыми дисциплинами гуманитарной подготовки инженеров являются: социология, психология, политические науки, экономика, государственное право, принципы управления и др.
В 90-ые годы в общественном сознании постсоветского индивида наметился перелом: после долгих десятилетий, в течении которых общество было ориентированно на сугубо технократические подходы, обнаружилось, что человеческая проблематика является приоритетной.
Однако до сих пор в нашей Академии многим из гуманитарных предметов выделяется не более одного семестра на изучение. Причем, откровенно говоря, преподавание некоторых из них очень далеко от стоящего уровня.
“ХХI век будет веком гуманитарной культуры, если он будет вообще”. В этих словах известного французского этнографа и социолога отражена вся острота противостояния технократизма и гуманизма как двух полярных принципов в современной системе духовной ориентации.
Необходимость гуманизации инженерных дисциплин
В современных условиях одной из центральных задач, стоящих перед высшей технической школой, является, как известно, выпуск специалистов с уровнем подготовки, позволяющим выдерживать жесткую конкуренцию на рынке труда. Достаточно ли для решения указанной задачи простого повышения качества общетехнической и специальной подготовки? Очевидно, это экстенсивный путь.
Поэтому при выборе приоритетов в этом отношении необходимо концентрировать внимание, прежде всего, на направленном формировании у студентов творческого мышления.
Этимология слова инженер (от латинского ingenium – способность, изобретательность) предполагает, что человек, овладевший инженерной специальностью, обладает широким набором различных видов изобретательности, которого нельзя развить без широкой общекультурной подготовки [2].
Подготовка инженерных кадров должна обязательно исходить из двойственности природы техники, то есть из ее объективного и субъективного компонентов [1].
Объективность техники состоит в том, что она проектируется, производится и эксплуатируется на основе законов естествознания; субъективность – в том, что человек на всех стадиях жизненного цикла техники активно взаимодействует с ней. Лишь он определяет потребность в новой технике, ставит цели, принимает решения исходя из своих интересов, своего понимания окружающей действительности.
Качество проектируемых технических систем, их эффективность во многом определяются личностными характеристиками людей, поскольку именно люди учитывают меру своей активности, степени напряжения, оценку успешности выполняемой работы, опираясь на субъективное понимание смысла своей деятельности.
Таким образом, инженерное образование на современном этапе наряду с фундаментальными знаниями по избранной специальности должно содержать также знания по так называемым “человеческим” дисциплинам.
Психолого-социологические дисциплины
Общеизвестно, что инженер – это профессия социотехническая: 50% его работы приходится на технику, 50% – на взаимодействие с другими людьми.
Социо-психологическая культура инженера включает в себя понимание и учет закономерностей и особенностей функционирования человека в социо- психологической системе. Ведь, прежде всего, от инженерно-конструкторских разработок зависят условия труда (температура, шум, вибрация и др.), параметры рабочего места, содержание и организация труда. Поэтому уже на стадии проектно-конструкторских разработок должны закладываться решения приводящие к сокращению содержания труда, улучшению эргономических показателей.
Отсюда ясна необходимость формирования социо-психологической культуры инженера, включающей в себя ответственность, бережливость, расчетливость в отношении, как к человеку, так и к природе, частью которой является сам человек.
Без психологических и социальных знаний также невозможно профессиональное самосовершенствование инженера, как неотъемлемый компонент подготовки специалистов.
Психолого-педагогические исследования в различных системах труда
свидетельствуют, что профессиональное самосовершенствование всегда есть
результат осознанного взаимодействия специалиста с конкретной социальной
средой, в ходе которого он реализует потребности выработать у себя такие
личностные качества, которые дают успех в профессиональной деятельности и в
жизни вообще [3]. Следовательно, самосовершенствование – явление личностно-
социальное. Источники профессионального самосовершенствования специалистов
находятся в социальном окружении. Самосовершенствование как социальный
процесс базируется на требованиях общества и профессии к личности инженера.
Причем предъявляемые требования должны быть несколько выше наличных
возможностей конкретного человека. Только в этом случае возникают
предпосылки к самосовершенствованию в виде внутренних противоречий.
Рассмотрим необходимость знания психолого-социологических дисциплин на процесс становления молодого специалиста как инженера в любом новом коллективе.
При поступлении на новую работу молодой специалист стремится к активности, но, прежде чем проявить себя, ему необходимо практическое усвоение новых ролей. Таким образом, начинается период социально- профессиональной адаптацией, то есть приспособление молодого специалиста к новому статусу, которому соответствуют определенные функции и определенная микросреда.
Что же включает в себя процесс адаптации?
Специалисты выделяют три ступени, этапы адаптации, характеризующиеся различной степенью общности личности и социальной среды [4]. Так, например, адаптация может ограничиться своего рода внешней переориентацией: узнавая систему ценностных ориентации, господствующую в коллективе, индивид их внутренне не признает и действует в соответствии с ранее имевшимися у него взглядами. Это начальная стадия, низшая форма социальной адаптации.
Более высокой ступенью адаптации является формирование таких отношений
личности и коллектива, когда обе стороны признают правомерность друг друга.
Однако эта форма, как и предыдущая, является переходной: она не может
достаточно эффективно способствовать развитию личности, ее полноправному
включению в жизнь коллектива.
Более глубокой формой социальной адаптации является так называемая аккомодация. Ее суть состоит в том, что в основе своей индивид признает систему ценностных ориентации и взглядов среды, но вместе с тем коллектив признает и оценивает определенные принципы, взгляды индивида.
Следовательно, чтобы лучше понимать мысли коллектива, каждой его составляющей и, прежде всего, уметь правильно их интерпретировать, просто необходимы знания в области социальной психологии.
Нельзя не рассмотреть в данной теме еще один вопрос, касающийся
соотношения инженерных способностей мужчины и женщины. Гуманитаризация
инженерного образования требует дифференцированного подхода к подготовке
специалиста в зависимости от его человеческой природы, в том числе от пола
[1].
В застойные времена это носило завуалированный характер, маскировалось
“благополучными” рапортами официальной статистики о полной занятости
женщин, об их высоком профессиональном уровне. На самом же деле многие
женщины, получив инженерную профессию, часто работали не в полной мере или
меняли специальность. В силу особенностей женского мышления и психологии
они просто-напросто не отваживались на ряд производственных функций,
посильных специалистам-мужчинам. Это не их вина. Это их беда.
Причину следует искать, прежде всего, в отсутствии индивидуального подхода во время обучения в вузе.
Таким образом, знание социально-психологических особенностей личности
(и коллектива) позволяет на практике успешнее разрешать конфликтные
ситуации (которые могут и будут возникать особенно на стадии адаптации), и
просто способствовать созданию благоприятного социально-психологического
климата в коллективе.
Социальная психология позволит молодому инженеру ориентироваться в сложной современной обстановке, будет способствовать овладению арсеналом основных исследовательских методик и практических навыков, которые окажут ему большую помощь в организации инженерной деятельности.
Философия
Чрезвычайно велико влияние философии на процесс нравственного
воспитания студентов, их социальной ответственности. И дело не в том, чтобы
концентрировать внимание студентов на тех или иных этических понятиях.
Главное – выработать у них потребность неустанного размышления над
основополагающими моральными ценностями человеческого бытия.
Важнейшей задачей гуманитарной подготовки студентов является развитие мировоззрения молодых специалистов.
В процессе становления мировоззрения происходит последовательное формирование таких качеств личности, как чувство новизны, реализма и смелости в постановке и решении различных вопросов, то есть идет процесс развития культуры мышления, важнейшего содержания культуры в целом [1]. “В развитии способности мышления, – писал Гегель, – состоит абсолютная ценность культуры”. Общая гуманитарная культура дает более широкую ориентировку творческой деятельности инженера. Решая технические задачи, он не сможет не учитывать гуманистические аспекты – экологические проблемы, физическое и духовное здоровье человека.
В процессе образования будущих специалистов необходимо учитывать три взаимосвязанных аспекта философского мировоззрения [1]:
1. собственно мировоззренческий;
2. методологический;
3. нравственный.
Собственно мировоззренческий аспект предполагает освоение студентами суммы знаний, отражающей как общую современную картину мира, так и социальную действительность.
Но вместе с суммой знаний студент должен освоить и основные законы научного мышления, его творческий характер. Однако, самое главное, знанием может называться только то знание, которое прошло через чувство и волю человека, – знание, творящее новую жизнь. Речь, прежде всего, идет о том, что знания и методологическая дисциплина мысли не могут не пронизываться нравственным неравнодушием к жизни.
Экология
Отдавая должное значительным достижениям науки, понимая, что именно инженерная мысль является важнейшим условием роста материального благосостояния общества, нельзя сбрасывать со счетов тот колоссальный вред, который был нанесен природе в результате утилитарного отношения к ней.
Трагедия Чернобыля – яркое доказательство аморального решения технических задач, не включающего моральных основ. Поэтому содержание технических дисциплин может рассматриваться только вместе с этикой и экологией инженерного проектирования и эксплуатации.
Значимость экологической проблемы усиливается глобальными изменениями в биосфере: сокращением природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, повышением радиации. Эти изменения создали реальную угрозу здоровью людей и являются существенным препятствием для дальнейшего развития производственных сил.
Технократический подход приводил к однобокому образованию, дававшему человеку знания только в области техники и технологии. Такой подход порождал два ряда губительных последствий [1].
Во-первых, мощная техника и технология создавались людьми, не
осознававшими свою ответственность перед природой и будущими поколениями.
Во-вторых, готовя специалистов к производственной деятельности, которая по
своей сути является системой, общество не учитывало всех ее элементов, и
будущие специалисты, овладевшие лишь отдельными элементами своей
деятельности, оказывались неподготовленными к решению многих практических
задач.
Современная фатальная ситуация, в которой пребывает человечество, требует от субъекта деятельности разумно-экологического, эстетическо- нравственного отношения к миру.
Свести до минимума опасные для человечества последствия неблагоприятных изменений в биосфере представляется возможным при внедрении систему образования инженеров элементов экологической культуры. Такое содержание образования поможет формированию сознания человека как части микромира, с которой он связан.
Этика
Рассмотрим роль этики, в центре внимания которой – человек и его взаимоотношения с другими людьми, на становление современного инженера.
Несмотря на то, что на институтских занятиях по этике (по крайней мере, в нашей Академии) ограничиваются только сообщением определенной суммы этических знаний, именно с этого начинается приобщение к основам нравственной культуры. Преподаватель воздействует не только на рациональную сферу сознания студентов, но и на эмоциональную, не только формирует нравственные установки, но и способствует развитию, воспитанию культуры чувств.
Любая работа инженера требует от него самостоятельной практической деятельности, сопряженной с творческой активностью, поиском возможностей реализации ее результатов, способностью принимать решения в нестандартных ситуациях, что в значительной степени актуализирует этические знания.
Инженерная этика основывается на комплексном труде ученого- изобретателя или ученого-конструктора. Она предполагает направленность на формирование таких нравственных качеств, как научная добросовестность, личная честность и ответственность за результаты испытаний и эксплуатации технических конструкций. Инженерная этика призвана также создавать благоприятную атмосферу взаимопонимания в трудовом коллективе [5].
Таким образом, этическое просвещение в учебном процессе призвано формировать профессиональную мораль специалиста и в определенной степени повысить нравственную культуру будущего инженера.
Риторика
Язык, как говорил еще Платон, является инструментом, с помощью которого люди сообщают друг другу информацию о различных предметах [1].
В условиях все возрастающего потока научной информации особую актуальность приобретает формирование информационной культуры, которая заключается не только в способности быстро извлекать полезную информацию, но и в умении ее логически осмысливать и интерпретировать, грамотно и аргументировано излагать.
Такое умение в большей степени обуславливается хорошей языковой подготовкой.
Молодой специалист, вливаясь в трудовой коллектив, сразу же перенимает манеру языкового общения, господствующего там и традиционно изобилующую значительными заимствованиями из различных пластов сленга, усваивает стиль общения. При растущей культуре производства, усложнении оборудования и постоянно повышающихся требований к качеству продукции примитивность и вульгарность производственной речи неизбежно ведет к деградации мышления инженера, снижению его творческого потенциала. Выпускнику вуза, не имеющему должных знаний и навыков, часто бывает нечего противопоставить доминирующему в трудовом коллективе разговорному языку, что резко снижает ценность его достаточно высокой профессиональной подготовки.
Инженеры глубоко и основательно занимаются предметами, исследуют их и знают о них больше чем другие. И они не должны хранить эти знания только для себя, они должны передавать их другим специалистам и обычным людям.
Человек не должен стать частью мира, наполненного узкими специалистами, которые знают много о маленьком отрезке мира, но при этом не способны передать эти знания другим.
История культуры
Вся человеческая история – это история культуры. Примерно за пятьсот
лет до нашей эры человек впервые осознал свое бытие, самого себя. Тогда же
он поставил радикальные вопросы своего существования. В этот период
возникли основные категории, которыми мы мыслим до сегодняшнего дня, были
созданы начала мировых религий, которыми люди продолжают жить и сегодня
[1]. Это, конечно, не значит, что культура на протяжении последних веков не
развивалась. Однако какой бы прогресс ни наблюдался, какие бы открытия ни
совершала наука, – все это, прежде всего, рост различных областей
человеческого знания или человеческой деятельности и в гораздо меньшей мере
– человека как такового.
Культура, если ее понимать широко, находится в тесной связи с профессиональной деятельностью, выступая в качестве важнейшей детерминанты поведения индивида. Культурное самоотождествление, кроме того, теснейшим образом связано с проявлением национального самосознания личности. В процессе исторического развития каждый народ создает собственную систему культурных ценностей, которые используются его членами для выражения своей национальной принадлежности. Принятая личностью система ценностей позволяет ей не только определить свое место в социуме, но и поддерживать чувство самоотождествленности с определенной этнической культурой. На этом основании система гуманитарных знаний должна быть ориентирована, прежде всего, на изучение социально-нравственного опыта собственного этноса.
Знакомство с мировой культурой в плоскости исторической типологии позволяет будущему инженеру получить необходимые ему представления о предметах и явлениях, их функциональных возможностях, о формах и средствах духовно-практического и главное – нравственного освоения человеком мира на различных этапах развития цивилизации.
Все, что происходит в жизни людей, регулируется культурной традицией, будь то политическая или правовая культура, культура производства или управления.
Отсюда важность приобщения будущих инженеров к наследию мировой и отечественной культуры, формирование и развитие у них культурных навыков.
Заключение
Современным обществом все больше завладевает такая разновидность
интеллектуального потенциала, как технократическое мышление. Именно оно
сегодня представляет наибольшую опасность для судьбы человечества.
Поскольку средствами, которыми мы намеревались покорить мир, мы покорили,
прежде всего, человеческое в себе, разрушили свою духовность.
Именно поэтому профессиональная подготовка специалистов инженерно- технического профиля, не подкрепленная гуманитарными знаниями, приводит к тому, что результаты инженерной деятельности противоречат интересам общества, вызывая массу негативных последствий социального характера.
Чтобы этого не происходило, будущие инженеры должны опираться не только на узкоспециализированные знания, но и на весь спектр общечеловеческих дисциплин (философия, психология, этика, социология, история культуры, экология и риторика), необходимость которых рассмотрена в данной работе.
Литература:
1. “Инженер и культура” Сборник трудов научной конференции. – Минск, 1994.
168 с.
2. Дмитриева М.А. “Психология труда и инженерная психология”. – Л.:
Издательство Ленинградского университета, 1979. 220 с.
3. “Психология и педагогика” под ред. К.А. Абульхановой. – М.:
Совершенство, 1998. 410 с.
4. Кугель С.А. “Молодые инженеры”. – М.: Мысль, 1971. 205 с.
5. Хаккер В. “Инженерная психология и психология труда”. – М.:
Машиностроение, 1985. 345 с.