План:
1. Введение
2. Электронный бизнес
3. Заключение
1. Введение
С появлением в нашей жизни большого числа электронного оборудования и средств коммуникации невольно задумываешься, будет ли выгодным использование всего этого для своих целей и интересов.
С введением современных технологий появляются новые возможности. В данной работе я попытаюсь разобраться в том, является ли электронный бизнес чем-то принципиально новым или это обычный бизнес, перенесенный в электронное русло.
В данной работе я опирался, в основном, на материалы, предоставленные сотрудниками крупных иностранных компаний и доступных в сети Internet.
Каждая из этих компаний по-своему и в своих интересах использует новые возможности, предоставленные электронным бизнесом.
Из материалов новостных лент становится немного ясно, что именно электронный бизнес и его всевозможные проявления набирают популярность, как во всем мире, так и в России.
На данном этапе своей работы возьмусь предположить, что электронный бизнес набирает популярность в крупных городах России, так как уровень информатизации и компьютеризации в нашей стране еще достаточно низок.
Что такое электронный бизнес? Какие его разновидности и схемы встречаются в современном мире?
2. Электронный бизнес
Во-первых, хотелось бы разобраться и найти для себя наиболее четкое определение или толкование того, что называется ЭБ.
Электронный бизнес - это способ заработка денег посредством электронных устройств. Существует еще одно определение электронного бизнеса: электронный бизнес - это предоставление услуг или конечного продукта через электронные средства. Телевидение, телефон, Интернет являются таковыми.
Электронный бизнес это - качественно новые технологии работы, которые
позволяют компании достичь конкурентного преимущества за счет улучшения
обслуживания своих клиентов и оптимизации бизнес отношений с партнерами.
Интернет-технологии являются одним из основных, но не единственным ключевым
аспектом в электронном бизнесе.
Электронная коммерция это - один из элементов электронного бизнеса. Она связана с выполнением функций маркетинга, включая продажу товаров и услуг через Интернет потребителю. Большинство специалистов выделяют две составные части электронного бизнеса.
Строго говоря, никакого «электронного бизнеса» не существует. Бизнес - он или есть, или его нет. А то, что принято называть «электронным бизнесом» - всего лишь инструмент бизнеса традиционного. Один из инструментов бизнеса традиционного. Не более того. И никакой мистификации.
Электронный Бизнес (e-Business) - любая форма бизнес процесса, в котором
взаимодействие между субъектами происходит электронным способом. Важно
отличать электронный бизнес от электронной коммерции. «Онлайн» продажи или
Электронная Коммерция (e-Commerce) - процесс, совершаемый электронным
способом, в результате которого право собственности или право пользования
товаром/услугой было передано от одного лица к другому. С этой точки
зрения, Электронная коммерция - частный случай Электронного Бизнеса.
Сочетание слов "электронный бизнес" содержит главную идею, то есть
сделать формализуемые бизнес операции электронными и перевести их в
Internet среду. Хотя это кажется простым, суть электронного бизнеса не
ограничивается программным обеспечением и компьютерами, как традиционное
предприятие не состоит лишь из офиса и копировального аппарата. Реализация
простой и понятной идеи требует пересмотра всей модели делового оборота.
Как и традиционный, электронный бизнес требует комплексного подхода,
включающего планирование и управление, поддерживаемое технологией,
процессами и структурой. В случае электронного бизнеса основная тяжесть
поддержки ложится на безопасное и надежное программное и аппаратное
обеспечение, сети, каналы связи и, конечно же, Internet.
Для чего нужен «электронный бизнес»? Цели известны - сделать основной бизнес компании более рентабельным, саму компанию - более конкурентоспособной.
Кому нужен «электронный бизнес»? Любая компания, независимо от отраслевой принадлежности, задумывается над тем, как будет развиваться ее бизнес, что происходит с ее отраслью, где лежит диапазон операционной эффективности и конкурентоспособности. И если совсем недавно достижение определенного уровня внутренней эффективности обеспечивало успешность любого бизнеса, то в настоящее время ситуация радикально изменилась. Современная ситуация характеризуется изменениями, связанными с взрывным развитием информационных технологий и телекоммуникаций и, как следствие - глобализацией бизнеса и изменением самого характера взаимодействия между участниками бизнес процесса.
Мы все ближе подходим к тому явлению, которое называется «единым информационным пространством», в котором как информация, так и средства ее доставки становятся персонифицированными и доступными в любое время в любой точке. Теперь стало очевидным - тех критериев успеха, которые до сих пор считались классическими, уже недостаточно.
Беспрецедентно высокий уровень обслуживания, простые инструменты общения с бизнес-партнером и клиентом, круглосуточный доступ ко всем элементам, вовлеченным в заказ, то есть полная «интеграция» бизнес-партнера во все производственные циклы предприятия, - вот что требуется для построения долгосрочных и обоюдовыгодных взаимоотношений.
Развитие сети Internet, методов автоматизации формализуемых бизнес- процессов позволяют эффективно решать эти задачи технологическим путем.
Считается, что электронный бизнес включает: продажи, маркетинг, финансовый анализ, платежи, поиск сотрудников, поддержку пользователей и поддержку партнерских отношений.
Бизнес-решение - система, обеспечивающая функционирование электронного бизнеса, основанного на Интернет-технологиях. Бизнес-решение может быть реализовано в виде портала, каталога, электронного магазина и др.
Составной частью электронного бизнеса является электронная коммерция (e- commerce) – осуществление продаж / закупок электронными средствами.
В зависимости от используемой модели бизнеса различают системы B2B
(деловые отношения между компаниями), B2C (взаимодействие компании и
конечного потребителя), а также В2G (взаимоотношения коммерческих структур
и гос. учреждений).
Что такое е-бизнес система?
Полнофункциональная система электронного бизнеса - это сложный
интегрированный комплекс, включающий широкий спектр различных по своей
природе компонентов.
В систему электронного бизнеса, как правило, входят:
. Подсистемы обмена информацией (например, электронная почта, приложения мгновенной передачи сообщений и др.)
. Подсистемы электронного документооборота
. Подсистемы управления ресурсами компании (материальными, финансовыми, человеческими)
. Подсистемы глобального поиска данных, сбора и совместного использования знаний
. Корпоративные web-представительства, интегрированные с другими подсистемами компании
. Подсистемы электронной коммерции (e-commerce) для организации продаж и закупок
. Подсистемы взаимодействия с клиентами и партнерами
. Подсистемы учета ресурсов (склад, логистика и т.п.)
Преимущества внедрения е-бизнес системы.
Внедрение системы электронного бизнеса позволяет компании:
. Увеличить прибыли
. Снизить затраты
. Оптимизировать внутренние и внешние информационные потоки
. Значительно ускорить бизнес-процесс (поставки, производство, продажи, обслуживание клиентов)
. Сократить складские запасы
. Обрести новые каналы маркетинга и дистрибуции
. Повысить качество обслуживания клиентов и эффективность работы с дистрибьюторами
. Предложить дистрибьюторам и клиентам value added services
. Получить долгосрочные конкурентные преимущества
В настоящее время мы являемся свидетелями развития двух параллельных процессов в области современных информационных технологий, которые получили название "электронного бизнеса" и "управления знаниями".
Эти термины постоянно встречаются в компьютерной и деловой прессе, на различных конференциях. Но как в одном, так и в другом случае, мы все пока еще только пытаемся осознать, в какие реальные проекты они могут быть воплощены, и какими технологиями от ведущих поставщиков подкреплены.
Этот достаточно пессимистичный вывод подкреплен прогнозом, который сделан в аналитическом отчете GartnerGroup о том, что "вплоть до 2002 года 80% многонациональных компаний потерпят неудачу в понимании характеристик электронного бизнеса, что проявится в непоследовательной стратегии и упущенных возможностях".
В этом же отчете дано определение электронного бизнеса: "Электронный бизнес – это непрерывная оптимизация продуктов и услуг организации, а также производственных связей через применение цифровых технологий и использование Internet в качестве первичного средства коммуникаций".
Таким образом, электронная коммерция, под которой понимается использование информационных технологий для поддержки процессов покупки и продаж, является всего лишь небольшой частью более широкого понятия электронного бизнеса.
Сразу оговоримся, что хотя в уже устойчивом словосочетании "электронной бизнес" присутствует слово "бизнес", концепция применима не только к коммерческим организациям, поскольку государственные структуры вовлечены в сложные производственные цепочки в такой же степени как банки или промышленные организации.
Внешне технологии электронного бизнеса и управления корпоративными знаниями имеют разную направленность: электронный бизнес имеет внешний фокус – это взаимодействие между организациями, а управление знаниями сфокусировано на внутреннее взаимодействие между подразделениями и сотрудниками. Но по сути, они тесно связаны между собой, и управление знаниями – более эффективное использование экспертизы, инновации, лучшая совместная работа, обмен опытом и знаниями - может быть ключевым фактором успеха проектов электронного бизнеса.
Что же известно об электронном бизнесе в России?
Оборот рынка электронной коммерции в России, включающего такие услуги, как создание сайтов и электронный маркетинг, информационное обслуживание и электронную торговлю, составлял в 1998 году $12-14 млн. Отличительной особенностью России является также практически полное отсутствие работающих систем "B2B". На конец 1999 года число зарегистрированных интернет- магазинов в России превышает триста, более ста из них активны. Однако все они маленькие и вряд ли можно найти среди них бизнес, оборот которого превышал бы полмиллиона долларов в год. На сегодняшний день емкость рынка интернет-рекламы в России составляет порядка $2-2,5 млн. в год с учетом бартерных сделок.
В целом Россия идет по тому же пути, что и все. И есть успехи. Например,
спустя девять месяцев после создания компании, поддерживающей сайт
www.mail.ru, двадцать процентов ее акций были проданы за $980 000. По
оценке Л. Богуславского, руководителя направления управленческого
консалтинга PricewaterhousCoopers, в смысле И-бизнеса Западная Европа
отстает от США на один-два года. А мы от Европы по разным направлениям - до
двух-четырех лет. Но, во-первых, это отставание не столь велико, как в
других областях. Во-вторых, в России процесс становления И-бизнеса начал
протекать очень динамично. Наконец, в-третьих, по некоторым позициям мы
имеем шанс опередить Европу. В частности, в области законодательства.
Сдерживают развитие И-бизнеса в России три наиболее значимых фактора.
Первый - слабая инфраструктура связи, телекоммуникаций. Второй -
электронная платежная система. Большинство интернет-магазинов вынуждено
работать по принципу достваил - получи наличные. И третий - это конечно
уровень доверия. Однако ожидается, что уже через год ситуация может сильно
измениться в лучшую сторону. В структуре инвестиций на телекоммуникации
приходится значительная доля. Уже несколько российских банков рассматривают
системы электронных платежей в качестве приоритетных направлений.
3. Заключение.
Несомненно, ЭБ при грамотном вложении денег в его развитие может принести большие прибыли компаниям, решившим использовать его наравне с обычным бизнесом. ЭБ открывает массу новых возможностей для компании, а одним из главных достоинств является скорость осуществления большинства операций связанных с ним.
Литература:
1. http://www.intertech.ru
2. http://google.ru
3. Журнал «ПЛ Компьютеры» за Январь 2002 года.