Состояние малого предпринимательства в
Российской Федерации.
В настоящее время сектор малого предпринимательства представляет собой в
экономике страны достаточно мощную экономическую и политическую силу.
На 01.01.1997г. в Российской Федерации функционировало более 842 тысяч
малых предприятий с численностью постоянно занятых свыше 6 милионов
человек.
В течение 1996 года количество малых предприятий увеличилось на 5 %.
Большая часть малых придприятий приходится на сферу торговли и
общественного питания (43 %), строительства и промышленности (по 16 % от
общего количества малых предприятий).
Для малого бизнеса характерно небольшое количество работников, на одном
предприятии в среднем работали 7 человек постоянно занятых.
В 1996 году на долю малых предприятий приходилось 10 % от численности
постоянно работающих на предприятиях Российской Федерации.
В 1996 году малыми предприятиями оказано услуг и произведено продукции
только почва основному виду деятельности на сумму 300 трлн. руб. или 7 % от
всего объема оказанных услуг и произведенной продукции. На их долю
приходится пятая часть подрядных строительных работ. Товарооборот малых
предприятий составил почти 500 трлн. руб. Малые предприятия дают 7 % всей
прибыли в промышленности.
В 1996 году инвестиции малых предприятий в основной капитал составили более
25 трлн. руб. (причем 67 % пришлось на частные инвестиции), 7 % всех
инвестиций в развитие экономики и социальной сферы России.
Развитие малого предпринимательства за последние годы показывает, что этот
сектор переходит от стартового этапа к этапу развития.
По оценке Госкомстата России, в первом полугодии 1997 года именно за счет
увеличения промышленного производства малыми и совместными предприятиями в
промышленности произошел рост производства на 0,8 %.
Анализируя показатели деятельности малых предприятий, можно с полной
уверенностью утверждать, что сегодня – это, самый динамично развивающийся
сектор экономики.
Преоблодающей формой собственности малых предприятий является частная, ее
доля в общем количестве малых предприятий и составляет 89 %. Наибольшее
число малых предприятий частной формы собственности наблюдалось в торговле
и общественном питании – 93 %, наименьшее в отрасли финансы, кредит,
страхование, пенсионное обеспечение – 52 %. Малые предприятия формируют
устойчивую базу налоговых поступлений.
В 1996 году бюджеты всех уровней получили от малых предприятий 36,8 трлн.
руб., в том числе федеральный бюджет – 15,4 трлн. руб.
Результаты обследований подтверждают такие экономические преимущества малых
предприятий, как лучшая приспосабливаем ость к рыночным условиям; меньшая
просроченность задолженности по заработной плате, перед бюджетами и
партнерами; более низкий уровень издержек производства и реализации. В том
числе накладных расходов; более высокий уровень наукоемкости продукции,
само занятости, молодежного состава руководителей; меньшая доля
альтернативных расчетов, в том числе бартера.
Обозначились и основные проблемы в сфере малого предпринимательства. Это –
проблемы административных барьеров – регистрация, юридическое оформление,
открытие счета в банке и др.; обеспечивающие проблемы – аренда помещений,
оборудование, персонал, криминогенность, безопасность и т.д.; материально-
финансовые проблемы – стартовый капитал, оборотные средства, маркетинг и
менеджмент.
Анализ по количеству предприятий г. Арсеньева относящимся к различным формам собственности.
Количество предприятий по видам собственности г. Арсеньева с 1995 по 1998 годы.
|№ |Вид собственности |Кол-в|% |Кол-в|% |Кол-в|% |Кол-в|% |
| | |о | |о | |о | |о | |
| | |на | |на | |на | |на | |
| | |01.01| |01.01| |01.01| |01.01| |
| | |.95 | |.96 | |.97 | |.98 | |
|1 |Федеральная |23 |3,9|25 |4,2|24 |4,0|26 |4,9|
| |собственность | | | | | | | | |
|2 |Собственность субъектов|8 |1,7|12 |2,0|10 |1,7|9 |1,7|
| |Федерации | | | | | | | | |
|3 |Муниципальная |47 |8,0|42 |7,1|46 |7,6|42 |7,9|
| |собственность | | | | | | | | |
|4 |Собственность |34 |5,8|38 |6,4|40 |6,6|44 |8,3|
| |общественных | | | | | | | | |
| |организаций | | | | | | | | |
|5 |Частная собственность |374 |64,|385 |64,|392 |65,|341 |64,|
| | | |0 | |8 | |1 | |1 |
|6 |Смешанная (без иностр. |97 |16,|91 |15,|90 |14,|69 |13,|
| |Участия) | |5 | |4 | |9 | |0 |
|7 |Смешанная (с иностр. И |1 |0,1|1 |0,1|1 |0,1|1 |0,1|
| |российск. Участ.) | | | | | | | | |
| |Итого |584 |100|594 |100|603 |100|532 |100|
Из приведенной таблицы следует, что большинство предприятий находится в
частной собственности (на 01.01.98 – 64,1 % от общего количества). При этом
в динамике удельный вес предприятий разных видов собственности практически
не изменился (с 01.01.95 по 01.01.98несколько увеличилось количество
предприятий, находящихся в Федеральной собственности с 3,9 % до 4,9 %, и
собственности общественных организаций с 5,8 % до 8,3 %;несколько снизилось
количество предприятий смешанной собственности – с 16,5 % до 13 %).
Общее количество предприятий всех видов собственности снизилось с 584 на
01.01.95 г. до 532 на 01.01.98 г.
[pic]
Анализ по количеству предприятий г. Арсеньева относящихся к различным организационно – правовым формам.
Предприятия по организационно правовым – формам г. Арсеньева с 1995 г. по
1998 г.
|№ |Наименование ОПФ |Кол-в|% |Кол-в|% |Кол-в|% |Кол-в|% |
| | |о | |о | |о | |о | |
| | |На | |на | |на | |на | |
| | |01.01| |01.01| |01.01| |01.01| |
| | |.95 | |.96 | |.97 | |.98 | |
|1 |Государственные предприятия|16 |2,7|6 |1 |6 |1 |4 |0,7|
|2 |Муниципальные предприятия |47 |8 |24 |4 |22 |3,6|18 |3,4|
|3 |Предприятия общественных |7 |1,2|2 |0,3|1 |0,2|2 |0,4|
| |организаций | | | | | | | | |
|4 |Индивидуальные частные |118 |20,|110 |18,|107 |17,|52 |9,8|
| |предприятия | |2 | |5 | |8 | | |
|5 |ОАО |32 |5,6|32 |5,4|24 |4 |21 |3,9|
|6 |ЗАО |0 |0 |2 |0,3|3 |0,5|18 |3,5|
|7 |ТОО, ООО |281 |48,|297 |50 |309 |51,|284 |53,|
| | | |1 | | | |2 | |4 |
|8 |Производственные |12 |2,1|8 |1,3|8 |1,3|2 |0,3|
| |кооперативы | | | | | | | | |
|9 |Крестьянские хозяйства |11 |1,9|10 |1,7|8 |1,3|7 |1,3|
|10|Государственные учреждения |15 |2,5|27 |4,5|22 |3,6|22 |4,1|
|11|Муниципальные учреждения |8 |1,4|18 |3,1|23 |3,8|23 |4,3|
|12|Общественные организации |27 |4,6|35 |6 |37 |6,2|38 |7,1|
|13|Другие предприятия |10 |1,7|23 |3,9|33 |5,5|41 |7,8|
| |Итого |584 |100|594 |100|603 |100|532 |100|
Из приведенной таблицы видно, что около половины всех предприятий
составляет товарищества и общества с ограниченной ответственностью (ТОО –
ООО), причем доля их в общем количестве непрерывно возрастает: с 48,1 % на
01.01.95 г. до 53,4 % на 01.01.98 г.
Распространенность ТОО и ООО объясняется тем, что их участники, юридические
и физические лица, не отвечают по обязательствам обществ и несут риск
убытков, связанных с деятельностью обществ, в пределах стоимости внесенных
ими вкладов (долями уставного капитала, размеры которых определены
учредительными документами).
На втором месте индивидуальные частные предприятия, при чем количество их
постоянно снижается со 118 (20,2 %) на 01.01.95 г. до 52 (9,8 %) на
01.01.98 г. Снижение количества объясняется тем, что ныне действующее
законодательство не предусматривает предприятий такой организационно –
правовой формы. С введения 1-й части Гражданского Кодекса появилась
возможность учреждения ООО одним участником (физическим лицом).
[pic]
[pic]
Анализ по численности работающих на предприятиях с различной организационно
– правовой формой в г. Арсеньеве.
|№ | |Численность |% |
| |Наименование ОПФ |работающих на | |
| | |01.04.98 г. | |
|1 |Государственные предприятия |258 |1,28 |
|2 |Муниципальные предприятия |3033 |15 |
|3 |Предпр. общественных |12 |0,06 |
| |организаций | | |
|4 |Индивидуальные частные |72 |0,36 |
| |предпр. | | |
|5 |ОАО |7219 |35,78 |
| |в т.ч.: ААК «Прогресс» |4800 | |
| |завод «Аскольд» |1200 | |
|6 |ЗАО |294 |1,47 |
|7 |ТОО, ООО |1916 |9,49 |
|8 |Производственные кооперативы|12 |0,06 |
|9 |Крестьянские хозяйства |5 |0,02 |
|10 |Государственные учреждения |1274 |6,31 |
|11 |Муниципальные учреждения |4852 |24,03 |
|12 |Общественные организации |100 |0,5 |
|13 |Другие предприятия |1140 |5,64 |
|14 |Предприниматели |5024 | |
| |Итог |20187 |100 |
|Справочно: численность населения – 64000 чел. |
Анализируя численность работающих на предприятиях различных организационно
– правовых формах (ОПФ), приходим к выводу, что основная масса жителей
города работает в муниципальных предприятиях и учреждениях (12 % от
населения города). В то время как общее количество работающих на
предприятиях и количество предпринимателей составляет 41 % от численности
жителей города (26711 чел.).
Задолженность по з/плате за 1995 г.
| |01.02.95 |01.10.95 |01.11.95 |01.12.95 |
|Всего |4543 |4654 |6771 |7502 |
|Промышленность |4018 |4073 |5883 |5974 |
|Строительство |204 |168 |470 |786 |
|Транспорт |314 |413 |409 |730 |
|С/хозяйство |7 |– |9 |14 |
Зодолженность по з/плате за 1996 г.
| |01.06.96|01.07.96 |01.11.96 |01.12.96 |
|Всего |43633 |39893 |56839 |60545 |
|Промышленность |34191 |32018 |42440 |45181 |
|Строительство |3500 |1177 |1312 |1007 |
|Транспорт |1306 |825 |1169 |1281 |
|Здравоохранение |1897 |2638 |4150 |4312 |
|Образование |2546 |2846 |7246 |8213 |
|Культура |223 |389 |522 |541 |
Темпы роста задолженности по з/п: на 01.10.95 – 102 % на 01.11.95 – 149 % на 01.12.95 – 165 % на 01.07.96 – 81,3 % на 01.11.96 – 130 % на 01.12.96 – 139 %
Темп роста задолженности за 95 – 96 гг составил 807,5 % в абсол. величинах.
В 1995 году доля промышленности среди общей задолженности составила 79 %,
транспорта 9,7 %, строительства 10,5 %, сельского хозяйства 0,2 %.
В 1996 году доля промышленности составляла 75 %, строительства 1,6 %,
транспорта 2 %, здравоохранения 7 %, образования 13,5 %, культура 0,8 %.
В 1995 году средний темп увеличения задолженности по з/п: в промышленности – 114 % строительство – 156,5 % транспорт – 178 % с/хозяйство – 155 %
в 1996 году средний темп увеличения задолженности по з/п составлял: промышленность – 109 % строительство – 65 % транспорт – 99 % здравоохранение – 104 % образование – 113 % культура – 125 %
Анализ показателей трех основных налогов: налог на прибыль, НДС и
подоходный налог для предприятий малого и среднего бизнеса всех форм
собственности без градообразующих предприятий.
Параметры с целью исключения инфляционных искажений для согласования
приведены в тысячах условных единиц (в частности по курсу доллара США).
|№ |Показатель |Величина по годам в тыс. условных |
| | |едениц 1994 |
| | |1995 1996 1997|
Прибыль
|1 |Валовая прибыль |6200 |9300 |6900 |4000 |
|2 |Налогооблагаемая |5700 |8500 |6700 |3800 |
| |прибыль | | | | |
|3 |Налог на прибыль |2000 |3000 |2400 |1300 |
НДС
|4 |Стоимость реализации |34000 |124000 |151000 |84000 |
| |товаров (работ, | | | | |
| |услуг) | | | | |
|5 |НДС |5600 |17000 |25000 |16000 |
Подоходный налог
|6 |Количество работающих|- |- |29000 |25000 |
|7 |Валовой доход |- |2800 |3800 |2900 |
|8 |Налогооблагаемый |- |2400 |2900 |2400 |
| |доход | | | | |
|9 |Налог исчислен и |- |260 |370 |300 |
| |удержан | | | | |
|10 |Налог перечислен в |- |- |290 |170 |
| |бюджет | | | | |
Анализ данных таблиц и графиков: по прибыли;
95 год по сравнению с 94 г. – рост 50 %
96 год по сравнению с 95 г. – снижение на 20-26 %
97 год по сравнению с 96 г. – снижение на 42-46 %
97 год относительно 95 г. – снижение на 55-57 %
По НДС:
(объемы производства)
95 год по сравнению с 94 г. – рост 265 %
96 год по сравнению с 95 г. – рост 22 %
97 год по сравнению с 96 г. – снижение на 44 %
- по налогу;
95 год относительно 94 г. – рост 204 %
96 год относительно 95 г. – рост 47 %
97 год относительно 96 г. – снижение 36 %
По подоходному налогу:
- по доходам;
96 год относительно 95 г. – рост 21-36 %
97 год относительно 96 г. – снижение 17-24 %
- по налогу исчисленному и удержанному;
96 год относительно 95 г. – рост 42 %
97 год относительно 96 г. – снижение 19 %
- по налогу перечисленному в бюджет; тенденция к растущей задолженности в бюджет недоперечислено в 96 г. – 80 в %> недоперечислено в 97 г. – 130 в %>
что связано с невыплатами з/п и нарушениями налогового законодательства.
Отчет об исполнении бюджета г. Арсеньева за 1994,96,97 гг.
|Доходы |94 |96 |97 |
|1 |Налог на прибыль |5924635 |6808273 |20177300 |
|2 |Подоходный налог с |5935932 |6823640 |12066700 |
| |физических лиц | | | |
|3 |Штрафы налоговой инспекции |231664 |548307 |2678000 |
|4 |Гос. пошлина |334540 |672449 |1523000 |
|5 |Налоги на соц. объекты |1000673 |1395847 |3785900 |
|6 |Плата за воду |653 |847 |3600 |
|7 |Налог на имущество: | | | |
| |А) предприятий |273680 |648423 |3738000 |
| |Б) физических лиц |35663 |107843 |530800 |
|8 |НДС |3151907 |4945406 |14770700 |
|9 |Акцизы |2112 |4317 |5200 |
|10 |Доход от приватизации |240688 |86972 |58500 |
|11 |Лицензирование |50080 |59700 |187500 |
|12 |Земельный налог |165476 |110948 |460300 |
|13 |Прочие налоги и сборы |469564 |648371 |1335200 |
|14 |Остатки бюджетных средств |209147 |173423 |43000 |
|Итог: |18026416 |23040772 |60813700 |
|Расходы | | | |
|1 |ЖРЭК администрации |1118446 |9063809 |4632800 |
|2 |МЖКП «Икар» |646505 |1961762 |17030600 |
|……………………………………………………………………………………………………………………….. |
|4 |АО «Усадьба» |1190740 |180073 |-//- |
|5 |МП «Тепловодоснабжение» |827966 |2056411 |46603200 |
|……………………………………………………………………………………………………………………….. |
|8 |Строительство жилья для |240641 |306700 |73708600 |
| |военных | | | |
|9 |ДРСАК «Восток» |977893,2 |416000 |2301000 |
|……………………………………………………………………………………………………………………….. |
|14 |Управление образованием |1110414 |977164 |53205500 |
|15 |Управление культурой |847960 |1010570 |4263100 |
|16 |Здравоохранение |1259701 |1107600 |25164000 |
|Итог: |18026416 |23040772 |60813700 |
Основные статьи дохода наиболее изменившиеся за 94 – 97 гг.
| |96 г. |97 г. |
|Налог на прибыль |114 % |340 % |
|Подоходный налог |114 % |203 % |
|Гос. пошлина |201 % |455 % |
|НДС |156 % |451 % |
|Лицензирование |119 % |374 % |
|Штрафы ГНИ |236 % |1155 % |
|Налог на имущ. |236 % |1365 % |
|предприят. | | |
Рост доходности статей бюджета связан прежде всего с инфляцией номинальной
валюты по отношению к доллару США за рассматриваемый период. Экономический
фактор особого влияния на доходность статей бюджета не оказывает.
Доля бюджета расходуемая на содержание управлений образования, культуры и
здравоохранения.
| |94 г |96 г |97 г |
|Образование |6,16 % |4,24 % |24 % |
|Культура |4,7 % |4,38 % |1,92 % |
|Здравоохранение |6,98 |4,8 % |11,38 % |
Анализ числа безработных г. Арсеньева на 1994 – 1998 гг.
| |94 г |95 г |96 г |97 г |98 г |
|Трудоспособные, |3,6 |7,2 |9,8 |7,3 |6,7 |
|(%) | | | | | |
|Безработные, |1541 |3011 |4129 |3050 |2808 |
|(чел) | | | | | |
|Справочные |На 01.01.95 численность населения занятого в |
|данные: |народном хозяйстве г. Арсеньева составляла |
| |41889 человек. В 01.01.98 эта цифра составляла |
| |27370 человек. |
Состав безработных г. Арсеньева на 1994 – 1998 гг.
| |94 г |95 г |96 г |97 г |
|Женщины |1035 |1531 |2244 |1721 |
|Молодежь |550 |1160 |1402 |930 |
|Инвалиды |33 |59 |84 |29 |
|Беженцы |3 |8 |2 |1 |
Трудоспособное население включает всех состоящих на учете в центре
занятости от 17 до 55 лет (женщины) и до 60 лет (мужчины) по отношению ко
всему населению занятому в народном хозяйстве г. Арсеньева, без учета
инвалидов.
Из данных видно, что идет устойчивый рост безработных в нашем городе.
Наиболее высок процент безработных среди женщин и молодежи. Некоторое
снижение числа безработных в 1997 году объясняется не появлением новых
рабочих мест, а тем что люди потерявшие работу не верят в возможность
трудоустройства через центр занятости, а так же задержкой выплаты пособия
по безработице на год поэтому многие безработные не проходят регистрацию в
центре занятости. Высока тенденция снижения численности населения, занятого
в народном хозяйстве г. Арсеньева, с 41,8 тыс. в 1995 г. до 27,3 тыс. в1998
г. т.е. происходит старение населения, связанное в первую очередь с
массовым отъездом людей трудоспособного возраста, особенно молодежи.
Таким образом если в течение ближайших 3-4 лет не произойдет изменение в
экономике, а именно, в экономику города не будет инвестировано достаточно
средств для создания новых рабочих мест, через 7-10 лет город Арсеньев
будет городом пенсионеров и чиновников.
Министерство общего и профессионального образования РФ
Филиал ДВГТУ АрТИ
Отделение второго высшего образования
Курсовая работа
По дисциплине «Статистика»
Студенты: Атавина О.С.
Борисов Д.В.
Васильев А.В.
Величко П.
Дринко А.
Дуденкова А.
Емелькина С.
Зимина Н.В.
Кечинова Т.В.
Лебедь С.Н.
Прокопенко П.В.
Сычев Н.З.
Талыпов А.Т.
Преподователь: Переверзева Л.В.
г. Арсеньев
1998 г.
Предприниматели.
Рассматривая моментный ряд динамики о количестве предпринимателей в г.
Арсеньеве можно сделать следующие выводы:
1. Резкий прирост зарегистрированных предпринимателей произошел в 1995-1996
годах, что связано с крупными сокращениями рабочих на двух основных
предприятиях г. Арсеньева ААК «Прогресс» и АО «Аскольд» прирост в 1995 году
по сравнению с 1994 г. – на 95 %.
2. В 1996 году зарегистрировалось предпринимателей больше, чем в 1994 г. –
на 115 %. Это уже было связанно не только с сокращением работников на
крупных предприятиях, но и с тем, что часть предприятий для уменьшения
налогооблагаемой базы вынудило своих работников зарегистрироваться в
качестве предпринимателей и заключили с ними договора уже не как с
основными работниками, а как с предпринимателями оказывающими услуги этим
предприятиям.
Таким образом предприятия сократили для себя количество налогов, которые им
необходимо было платить в бюджет.
| |01.01.|01.01.|01.01.|01.01.|01.01.|01.01.|
| |93 |94 |95 |96 |97 |98 |
|Количество предпринимателей |274 |1085 |1885 |3574 |5316 |5819 |
|(чел.) | | | | | | |
|Темп роста (%) |- |396 |174 |190 |149 |109 |
3. В 1997 г. произошло снижение количества регистрирующихся
предпринимателей (64 % относительно 1996 года) и резко возросло количество
предпринимателей, аннулирующих свои свидетельства (183 % относительно 1996
года). Это связанно с увеличением ставки платежей в пенсионный фонд с 5 %
до 28 % (в 5,6 раза) взимаемых с доходов предпринимателей.
4 .В связи с пересмотром в 1998 г. ставки платежей в пенсионный фонд, опять
происходит резкий рост количества крупных предприятий, переводящих своих
работников в предприниматели (10 предприятий за 5 месяцев этого года).
| |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |
| |г. |г. |г. |г. |г. |г. |
|Зарегистрировалось |288 |899 |1055 |2067 |2270 |1473 |
|предпринимателей | | | | | | |
|Темп роста |- |312 % |117 % |196 % |110 % |64 % |
|Аннулировано |14 |88 |255 |378 |528 |970 |
|свидетельств | | | | | | |
|Темп роста |- |628 % |290 % |148 % |139,7 |184 % |
| | | | | |% | |
Подоходный налог с доходов предпринимателей.
| |1996 г. |1997 г. |
|Валовой доход, млн. руб. |159672 |137443 |
|Облагаемый доход, млн. руб. |22749 |10902 |
|Общая сумма налога, млн. руб. |1800 |1003 |
|Из |Совокупный доход до 12 млн. руб.,|3328 |3274 |
|числа|чел | | |
|подав| | | |
|ших | | | |
|декла| | | |
|рации| | | |
| |-/- 12-24 млн. руб., чел. |377 |100 |
| |-/- 24-36 млн. руб., чел. |89 |23 |
| |-/- 36-48 млн. руб., чел. |44 |10 |
| |-/- > 48 млн. руб., чел. |49 |19 |
Анализируя объем подоходного налога, исчисленного по доходам 1996 г. и 1997
г. и доходы, полученные предпринимателями в этих годах, можно сделать
следующие выводы:
1. Уменьшился общий объем начисленного подоходного налога в 1,8 раза.
2. Количество предпринимателей, получивших доходы от 12 до 24 млн. руб. уменьшилось в 3,77 раза; от 24 до 36 млн. руб. – в 3,87 раза; от 36 до 48 млн. руб. – в 4,4 раза;
> 48 млн. руб. – в 2,58 раза.
Подводя итог этим двум кратким анализам можно сделать общий вывод:
а). предприниматели, аннулируя свидетельства как правило, не прекращают
предпринимательскую деятельность
б). показывая в своих отчетах уменьшение доходов, предприниматели
фактически, увеличивают доходы, часть доходов скрывается
в). таким образом рост налогов (в частности пенсионного) способствует
скрытию доходов и увеличению объемов теневой экономики.
-----------------------
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]