Рефетека.ру / Предпринимательство

Реферат: Лекции по ценообразованию

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Литература:
1) Макконел, Брю, «Экономикс»
2) Рубенфельд, «Микроэкономика»
3) Липсиц, «Коммерческое ценообразование»
4) «Цены и ценообразование» под ред. Есипова.
5) МГИЭТ, «Цены и конкуренция», Моисеева

Тема 1. ФУНКЦИИ И ВИДЫ ЦЕН
1. Структура курса и связь с другими дисциплинами.
2. Понятие и функции цен в различных экономических системах.
3. Роль ценообразования в рыночной экономике.
4. Виды цен.

1.

Структура


|теоретические |практика |
|основы |ценообразования|
|ценообразовани| |
|я | |

2. Цена - денежное выражение стоимости товара.

Под ценой понимается одна из форм проявления производственных отношений, увязывающих противоречивые интересы субъектов на различных уровнях хозяйства.
Цена - оценка альтернативных возможностей (цена данного товара определяется суммой цен других товаров, которые можно было бы приобрести за ту же денежную массу).

Функция - совокупность операций, которые часто повторяются и имеют одинаковую направленность.

Функции цен:
1) планово-директивная экономика:

- планово-учетная:

Ц = С(1 + ?), ? - доля прибыли, С - себестоимость;

- стимулирующая:

система ступенчатых цен;

?1 = 25%, ?2 = 15%

(10% - отраслевой фонд, 5% - предприятие), то есть ступенчатыми ценами стимулировали переход от одного товара к другому;

- перераспределительная;

2) рыночная экономика:

- уравновешивание:

- ориентирующая (относительно конкурентов);

- распределительная;

- координирующая.

3. На что влияет цена:

1) валовый доход;

2) прибыль;

3) рентабельность производства;

4) отношения с покупателями;

5) отношения с партнерами.

10 заблуждений относительно цены:
1) Только низкая цена позволяет получить заказ.
2) Покупатели делают покупки разумно.
3) Качество определяет цену.
4) Потребители могут указать цену.
5) Для достижения успеха цены должны быть близкими к ценам конкурента.
6) Если не владеете крупной фирмой, то у вас мало шансов управлять ценами.
7) Производитель контролирует окончательную цену для потребителей.
8) Цена должна быть низкой при получении первого заказа и возрастать при продолжении бизнеса.
9) Недорогие товары пользуются большим спросом во время экономического спада.
10) Должен существовать свод правил для принятия оптимальной ценовой политики.

Этапы ценовой реформы
|пробный рыночный |Появляется понятие «договорная |
|механизм |цена» (на опытные изделия, на |
|80-х гг.: |изделия высокого качества), |
| |«льготная цена» (с/х культуры -|
| |стимулирование развития с/х). |
|реформа в апреле |Предполагала |
|1991 г.: |контролируемые гос-вом цены: |
| |предельно фиксированные цены |
| |(верхний предел цены); |
| |регулируемые цены (отпускная |
| |цена предприятия + 20% |
| |надбавка; |
| |своободные цены (оптовые и |
| |розничные организации) с учетом|
| |спроса; |
| |неконтролируемые розничные |
| |цены. |
|либерализация цен |Коснулась всех товаров кроме |
|1992 г.: |товаров стратегического |
| |назначения. Продавец |
| |(производитель) мог назначить |
| |свои цены. |
|ценообразование в |Свободные цены без жесткого |
|условиях развития |государственного регулирования.|
| |Цена становится инструментом |
|рынка: |маркетинга. |

4. Виды цен.

1) по сферам товарного обслуживания:
- оптовые цены;
- розничные цены (с наценками);
- закупочные цены (свойственны для сельского хозяйства, не содержат акцизов и НДС);
- цены и тарифы на услуги;
- отпускная цена предприятия общественного питания (по сути - розничные);

2) по способу отражения транспортных расходов:
- цена франко-отправления (франко = свободный), связана с условиями поставки из пункта отправления, цена-нетто;
- цена франко-назначения, цена-брутто, в ней могут быть скидки, налоги, объясняется особенностями местных условий. Такие цены часто используются во внешней торговле;

3) по формам продаж:
- контрактные или договорные цены (фиксируются в документе);
- биржевые котировки (считается самым точным отражением ситуации на рынке);
- цены ярмарок и выставок (могут быть не совсем точными);
- аукционные цены;

4) по стадиям продаж:
- цена спроса;
- цена предложения;
- цена реализации;

5) по степени регулирования:
- жестко фиксированные цены (устанавливаются по решению органов власти);
- регулируемые цены (напр., сезонные, регулируемые в определенных пределах органами власти);
- свободные цены.

6) по степени устойчивости во времени:
- твердые цены (устанавливаются на весь период договора);
- подвижные цены поставок (учитывают изменение спроса);
- скользящие цены (цены "с оговорками", фиксируются как правило в договорах длительного действия с указанием поправок, которые могут возникать в зависимости от обстоятельств);
- цены с последующей фиксацией (оговаривается база цены, исходная цена и сроки, в течение кот. она действует, после этого срока могут быть изменения).

7) прочие:
- базовая цена (расчетная цена - по формуле; справочная цена (часто завышена); прейскурантные цены (иногда завышены);
- трансфертные цены или передаточные цены (действуют внутри фирмы, в транснациональных компаниях, по этим ценам продукция передается из одного подразделения в другое, таможенные платежи на товар не налагаются);
- мировые цены (цены, которые формируются исходя из общей ситуации на данных рынках);
- демпинговые цены (заниженные цены, как правило, появляются, когда фирма хочет выйти на рынок, разрешено по закону 8-10%).

Реальные и действующие цены.
Действующая или номинальная цена отражает текущее состояние цен на данном рынке. Реальная цена (сопоставимая) - цена, рассчитанная относительно совокупного показателя, называемого индексом цен на потребительские товары
(ИПЦ).

[pic]

Пример:
|Дано: ИПЦб = 125,3 |Решение: |
|ИПЦi = 337 |[pic] |
|Цдб = 0,5 д.е./шт. |0,37>0,5 => цена оказалась ниже|
|Цдi = 1 | |
|Определить Црi |Ответ: 0,37 |


Тема 2. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
1. Спрос, факторы, влияющие на спрос, графическое и математическое представление спроса.
2. Предложение, понятие, факторы, определяющие, графическое и математическое представление предложения.
3. Цена равновесия и ее изменение в зависимости от соотношения спроса и предложения.

1. Спрос - обеспеченная денежной массой потребность в том или ином товаре.

Спрос - это платежеспособная потребность покупателя.

Спрос может быть индивидуальным и совокупным. Совокупный спрос определяется потребителями в целом, реакцией рынка на то или иное изменение факторов.
Кривая совокупного спроса

Кривая спроса - геометрическое место точек, каждая из кот. показывает, какое кол-во товара потребитель готов приобрести по данной цене.

Факторы, влияющие на спрос:
1) вкусы покупателей, отношение покупателя к товару;
2) количество покупателей на данном рынке (если увеличивается, кривая сдвигается вправо);
3) доход покупателей (при уменьшении кривая сдвигается влево);
4) цена товаров-заменителей;
5) инфляция (заставляет кривую подниматься вверх).

[pic], где a0 - свободный член; a1 - определяет угол наклона кривой;

[pic]

Пример:
|Дано: Q1 = 300 |Решение: |
|P1 = 50 |[pic] |
|Q2 = 500 |[pic] |
|P2 = 40 |[pic] |
| |[pic] |
| |[pic] |
|Можно ли описать |Ответ: [pic] - уравнение прямой|
|кривой? |спроса (т.к. аппроксимируем, |
| |лин. зависимость) |

2. Предложение - то количество товара, которое производитель готов предложить на данном рынке.

Кривая предложения - геометрическое место точек, каждая из кот. показывает, какое кол-во товара производитель на данном рынке готов предложить по соответствующей цене.


Кривая совокупного предложения

Факторы:
1) количество производителей на данном рынке (если больше - вправо);
2) технология производства;
3) цена экономических ресурсов;
4) налоги и субсидии;
5) природно-климатические условия.

[pic], где [pic] - угол наклона, темп роста

3. Цена равновесия соответствует такой ситуации на рынке, когда потребитель готов приобрести по данной цене определенное количество товара, а производитель готов предложить это количество товара по этой же цене.

Рынок не может длительное время находиться в состоянии равновесия.

Цена равновесия меняется в зависимости от соотношения спроса и предложения.

Существует 4 разновидности таких изменений.

1. Увеличился доход

[pic]

2. Уменьшился доход

[pic]

3. Введение дополнительных налогов

[pic]

4. Государство ввело дотации производителям за увеличение выпуска

[pic]

Возможно одновременное движение обеих кривых. Поэтому прежде всего при ценообразовании надо учитывать анализ факторов.

Существуют также критические варианты

1) Производитель, в принципе, готов предлагать «золотой автомобиль», но потребители не готовы его покупать.

2) Речь идет о таком товаре, как воздух.

Изменения в соотношении спроса и предложения влияют на цену равновесия, а цена равновесия - ориентир для предпринимателя.

Тема 3. ЭЛАСТИЧНОСТЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЦЕНОВУЮ СТРАТЕГИЮ БИЗНЕСА
1. Прямая эластичность спроса по цене и ее показатели. Влияние эластичности спроса по цене на выбор ценовой политики.
2. Перекрестная эластичность и ее измерение.
3. Эластичность спроса по доходу.
4. Эластичность предложения и ее показатели.
5. Эластичность ценовых ожиданий.
6. Влияние эластичности спроса по цене на принятие решений относительно объема выпуска продукта.

1. Прямая эластичность спроса по цене - чувствительность спроса на товар в зависимости от изменения цены.

Эластичность спроса по цене - это относительное изменение спроса при изменении цены.
Коэффициент эластичности - изменение спроса в процентах при изменении цены на 1%.

Предел отношения относительного приращения объема к относительному изменению цены отражает сущность эластичности.
[pic]
[pic] - точечная эластичность (*)
([pic]- угол наклона кривой)

То есть показатель имеет отрицательное значение. Традиционно в расчетах эластичность спроса по цене берется по модулю, без учета знака. Различают точечную эластичность спроса по цене и дуговую эластичность спроса по цене.
В точке А: берем dP и dQ, P и Q в точке А.

В точке В: берем dP и dQ, P и Q в точке В.

Эластичность разная!!!

Эластичность определяется по формуле (*) только в конкретной точке. Но эластичность в различных точках тоже разная. Поэтому используют дуговую эластичность.

[pic] - дуговая эластичность

Эластичность в верхней части кривой выше, чем в нижней.

Если показатель эластичности меньше 1, это так называемые товары неэластичного спроса или товары низкой эластичности. Если Е=1, то эластичность единичная (угол наклона 45 градусов). если Е>1, то эластичность высокая, рынок очень хорошо откликается на изменение цены на товар.

Пример:
Отклик 1-го рынка ? в 3 раза больше, следовательно рынок 1 больше реагирует на изменение цены, он более эластичен.

Стратегия ценообразования на рынках:
1-й рынок: стратегия снижения цены, т.к. отклик будет больше, масса прибыли при снижении цены окажется больше.
2-й рынок: стратегия повышения цены, т.к. потери продаж от повышения цены будут меньше, чем выгода, которую получает бизнесмен от повышения цены.

Предельные случаи эластичности

[pic] это абсолютно неэластичный спрос, это значит, что изменение цены не влияет на количество покупаемого товара. Пример - соль.

[pic]

это рынок совершенной конкуренции.

2. Перекрестная эластичность по цене товара Х по товару У показывает, насколько в относительном выражении изменится количество товара Х, на которое предъявляется спрос, при изменении цены товара У на 1%.

Изменение цены на один товар будет влиять на потребление другого товара.
Пример: фотоаппарат и пленка.

[pic] (дуговая эластичность)

1) Взаимозаменяемые товары, удовлетворяющие одну и ту же потребность.

Пример: масло и маргарин.

Перекрестная эластичность для таких товаров [pic].
2) Взаимодополняемые товары, один без другого использоваться не может.

Пример: автомобиль, бензин. [pic]
3) Независимые товары. [pic]

3. Эластичность спроса по доходу показывает, каково относительное изменение количества товара, на который предъявляется спрос, при изменении дохода потребителей на 1%.

[pic]

Кривые Энгеля

1: продукты питания
2: одежда и безопасность
3: коммунальные платежи
4: книги
5: путешествия
6: сбережения

Рядом статистических исследований было установлено, что затраты на питание в зависимости от доходов сначала растут, а потом уменьшаются. Поэтому надо учитывать специфику рынка которая определяется характером товара (какую потребность удовлетворяет), характером потребителя (климатические условия, культурные, национальные особенности...)

4. Эластичность предложения

[pic] (всегда со знаком “+”)

Пример:
|Дано: P1 = 30 |Решение: |
|P2 = 50 |[pic] |
|QS1 = 1000 | |
|QS2 = 1300 | |
|Найти: [pic] |Ответ: [pic] |

5. Эластичность ценовых ожиданий - показатель, который отражает соотношение относительных изменений в ожидании будущих цен и настоящих цен.

[pic]

Если Eц.ож.>1, то в будущем цены будут расти.
Если 0 х1>х3;
3) ненасыщенность: > лучше, чем |TU = 96 | |
| |opt | | |
|III:|4*1 + 5*2 = 14 > Д |TU = 121 | |
|IV: |7*1 + 6*2 = 19 > Д |TU = 143 | |

Тема 5. Порядковый способ измерения полезности
1. Кривые безразличия и их характеристики.
2. Предельная норма замещения (замены), ее смысл (математический и экономический).
3. Бюджетная линия. Графическое и математическое представление. Сдвиги бюджетных линий. Эффект дохода и эффект замещения.
4. Потребительский оптимум при порядковом способе измерения полезности.
5. Предельные случаи кривых безразличия.

1. Функция полезности: условное представление

Кривые безразличия

Кривая безразличия представляет собой совокупность (геометрическое место) точек, каждая из которых показывает, какое сочетание товаров А и В обеспечит покупателю одну и ту же полезность.

Задача потребительского выбора заключается в том, чтобы максимизировать функцию полезности при ограничениях (доход и цены).

Кривая безразличия - линия равной полезности наборов товаров. Карта кривых безразличия представляет собой совокупность кривых безразличия и дает представление о системе предпочтений потребителя.

Кривая безразличия характеризуется несколькими свойствами:
1) кривые имеют отрицательный наклон;
2) две кривых безразличия не пересекаются;
3) кривая безразличия может быть проведена через каждую точку в пространстве товаров;
4) кривые безразличия выпуклы по отношению к началу координат;
5) предельная норма замены одного товара другим уменьшается при движении вдоль кривой безразличия вниз.

2. Норма замещения товара х товаром у RS (rate of substitution) - количество товара у, которое потребитель готов уступить в обмен на увеличение товара х на единицу с тем, чтобы общий уровень удовлетворения остался неизменным.

[pic]

{«-”, т.к. отказывается}

Предельная норма замещения:
[pic]

3. Бюджетная линия отражает все сочетания товара X и товара Y, при которых общая сумма затрат равна доходу.

[pic]

[pic]; [pic] - угол наклона

Точка, в которой угол наклона бюджетной линии и касательной (нормы замещения) совпадает, - потребительский оптимум.

Задача
| |Решение: |
| |[pic] |
| |[pic] |
| |[pic] |
| |[pic] |
| |[pic] у.е./быт. (pepsi)|
| | |
| |[pic] у.е. |
| |[pic] |
| |- уравнение БЛ |
|Дано: |[pic] |
|Pлим = 12 у.е./бут. |[pic] |
|М - ? |- уравнение БЛ |
|Ppepsi - ? | |
|Уравнение БЛ - ? | |

Сдвиги бюджетных линий
М - бюджет
PX - цена товара X
PY - цена товара Y

|1>2: |PXv |
|1>3: |PX^ |
|1>4: |PY^ |
|1>5: |PYv |
|1>6: |или M^ |
| |(паралл. сдвиг) |
| или PX и |
|PYv |
|(необязательно паралл.)|

Эффект дохода и эффект замещения
Эффект замещения - изменение объема спроса, вызванное исключительным изменением цены товара при неизменном реальном доходе (то есть сохранение уровня полезности потребляемого набора благ). Эффект замещения - это изменение потребления товара Х в связи с уменьшением цены на него при сохранении степени удовлетворения (реального дохода).

Эффект дохода - изменение спроса, вызванное исключительно изменением реального дохода при неизменности относительно цен товара. Эффект дохода - это изменение потребления товара Х, вызванное ростом покупательной способности потребителя.

xx' - эффект замены x'x1 - эффект дохода x0x1 - общий эффект

Эффект замещения означает, что мы находимся на одной и той же кривой.
Эффект дохода предполагает переход на другую кривую потребительских возможностей.

Эффект замещения и эффект дохода для нормальных товаров складываются. Если же товары не относятся к категории нормальных, а к категории так называемых товаров низкого качества, то эффект замены и эффект дохода имеют противоположные направления действия. Тогда из эффекта замены вычитается эффект дохода. Для неполноценных благ (те товары, на которые при уменьшении цены спрос падет) эффекты замены и дохода также направлены в разные стороны, но эффект дохода больше, чем эффект замены.

4. Уравнение потребительского оптимума:

[pic]
[pic]
- от какого количества товара Y потребитель может отказаться в пользу товара X.

|от т. А к т.|[pic] |
|В: | |
|от т. В к т.|[pic] |
|C: | |
|от т. C к т.|[pic] |
|D: | |
|от т. D к т.|[pic] |
|E: | |

Основные свойства MRS:
1) MRS можно определить для каждой пары точек, принадлежащих одной и той же

КБ.
2) MRS уменьшается при движении по КБ.
3) MRS равна соотношению цен на товары в точке потребительского оптимума.

Оптимум потребителя (точка потребительского равновесия) - это наиболее эффективное использование денежных средств при покупке товаров, обладающих наибольшей полезностью.

5. Вырожденные (предельные) случаи КБ

1) Товар Y с нагрузкой товара X

X - неполноценное благо.
Потребление товара Y возможно только вместе с приобретением товара X.

2) X - нейтральный товар, то есть объем его потребления безразличен

3) Товары X и Y абсолютно (совершенно) взаимозаменяемые, то есть можно отказаться от товара X полностью и потреблять только Y.
MRS = const
Пример: масло разных фирм.

4) Жесткая взаимодополняемость. Потребление товара Y всегда равно потреблению товара X.

Пример: левый и правый ботинок.

MRS = 0

Вольный пример:
Х можно заменить товаром Y. Наоборот нельзя. Предпочтение товара Y.

Существуют 2 угловых решения, которые отличаются от общей формулы.

5) Этот случай возникает тогда, когда товар Х очень дорогой и

его потребление сводится к 0. [pic]
Это т. н. угловое решение.

6) Товар У очень дорогой, и его потребление сводится к 0.
[pic]

На основе понятий предельной нормы замещения и бюджетной линии можно выстроить 2 кривые: цена-потребление; доход-потребление.

|цена-потребление |доход-потребление |


Тема 6. РАВНОВЕСИЕ В ДИНАМИКЕ
1. Виды равновесных состояний системы
2. Устойчивое и неустойчивое равновесие (паутинообразная модель)
3. Спекуляция и устойчивость рыночного равновесия

1. Динамика изменения цены равновесия и ее варианты

|Ситуация устойчивого |Асимптотически |
|равновесия |устойчивое равновесие |

|Равномерные колебания |Затухающие колебания |
| Взрывные колебания | |

2. Паутинообразная модель и ее использование для прогнозирования цен в динамике


Равновесие устойчиво, если кривая предложения более крутая, чем кривая спроса. Другими словами, если эластичность предложения меньше, чем эластичность спроса.
P1 - цена прошлого периода (года)
P2 - цена, по которой потребители готовы купить Q2
Q2 - в будущем году

1 > 2 > 3. > 4 > 5. > 6. > …

Равновесие неустойчиво, с взрывными колебаниями цены, если эластичность спроса меньше эластичности предложения. Кривая спроса более крутая, чем кривая предложения.

Если углы наклона кривой спроса и кривой предложения равны, то цена совершает регулярные колебания вокруг точки равновесия.

Пример.
|Дано: [pic] |Решение: |
|[pic] | |
|[pic] | |
|[pic] | |
|[pic] - цена в период t, | |
|ожидаемая в момент | |
|принятия решения о | |
|производстве товара. | |
|[pic]- цена, по которой | |
|может произойти сделка | |
| |пери-|[pic|[pic] |[pic]| |
| |од, t|] | | | |
| | |1 |250 |140 |160 | |
| | |2 |160 |68 |232 | |
| | |3 |232 |125,6 |174,4| |
| |Найти цену равновесия. | |
| |Pe = 200; Qe = 100 | |
| |Подставим 250 в [pic]. | |
| |Отсюда находим P=140. | |
| |Подставляем в [pic]. | |
| |Находим P=160. | |
|Определить: Q - ? | |
|P - ? | |

1. Спекуляция и устойчивость рыночного равновесия

Сырьевой рынок (с/х продукция)

|урожайный год |следующий, неурожайный |
| |год |

|PН - нормальная линия |Выдавая дополнительное |
|нормальной цены на товар. |количество товаров, |
|Если Pe спекуляция. |спекулянты способствуют|
|Dc - спрос спекулянтов. |снижению цен. |
|Dc||D | |
|D - спрос традиционных | |
|покупателей. | |
|Изменение Q, на которое | |
|предъявляется спрос, | |
|равновесие на рынке | |
|устанавливается при Pe2. | |

Кривая совокупного спроса
Формирование Dсовок как суммы кривых индивидуального спроса.

Чтобы построить совокупную кривую спроса, нужно сложить индивидуальные кривые спроса, получится ломаная линия.

Тема 7. Вмешательство государства в ценовую ситуацию на рынке и влияние его на выигрыш производителя и выигрыш потребителя
1. Понятие излишка производителя и излишка потребителя.
2. Изменение излишков производителя и потребителя при контроле над ценами со стороны государства.
3. Влияние налогов и дотаций на цены и излишки потребителя и производителя.
4. Государственное регулирование цен в странах с рыночной экономикой.

Действующие лица: государство, производитель, потребитель.

1. Понятие излишка производителя и излишка потребителя.

Излишки производителя Wпр (WS) - прибыль (разница между выручкой и затратами.

Излишки потребителя Wпотр - потребитель был готов заплатить и большую цену, но заплатил Pe.

Излишек потребителя, его происхождение
Излишки потребителя Wпотр (WD) - разница между полезностью, которую получит потребитель, и теми затратами, которые возникают для достижения этой полезности.

Изменение излишков потребителя
|Q (шт.)|TU |С |«Прибыль» |
| |(ден.) |(ден.) | |
|1 |4 |2 |2 |
|2 |7 |4 |3 = 7 - 4 |
|3 |9,2 |6 |3,2 = 9,2 - |
| | | |6 |
|4 |10,7 |8 |2,7 = 10,7 -|
| | | |8 |
|5 |11,5 |10 |1,5 |
|6 |11,8 |12 |-0,2 |

2. Изменение излишков производителя и потребителя при контроле над ценами со стороны государства.

P1 - цена, которую назначило государство, оно понизило Pe.
Выигрыш потребителя увеличился на величину, равную площади А (т.к. ниже P).
Потребитель потерял величину, равную площади B (т.к. производитель сократил выпуск продукции и потребитель В ее купить не

смог).
Изменение WD = А - В

Изменение WS = А + С
Проигрыш производителя - площадь С и площадь А.

Полные убытки общества = В + С
Суммарный проигрыш общества от введения контроля над ценами приводит к обязательным потерям общества.

3. Влияние налогов и дотаций на цены и излишки потребителя и производителя.

1) Влияние налогов, вводимых государством, на излишки потребителей и изготовителей
Потребитель при введение налога проигрывает, производитель тоже проигрывает.

(В + С) = проигрыш общества от введения налога
Изменение WD = (N + B) (площадь трапеции)
Изменение WS = (М + С) (площадь трапеции)

Такая ситуация возникает, когда вводятся налоги на производителя, и когда вводится налог на потребителя.

[pic]
[pic], ? зависит от угла наклона S и D
[pic]

Коэффициент ? позволяет учитывать особенности спроса и предложения.
[pic]

Влияние потоварного налога на излишки производителей и потребителей
|Характеристика |Геометрическое|Формула |
| |представление | |
|1) изменение |[pic] |[pic] |
|излишка | | |
|потребителя ?WD | | |
|2) изменение |[pic] |[pic] |
|излишка | | |
|производителя ?WS | | |
|3) всего (общая |[pic] |[pic] |
|реакция рынка) | | |
|4) налоговый сбор |[pic] |[pic] |
|5) потери общества|[pic] |[pic] |
|6) всего |[pic] |[pic] |

Распределение последствий от налога между потребителем и производителем зависит от угла наклона кривой спроса и кривой предложения.

2) Влияние дотаций на излишки потребителя и производителя

Потери общества в целом = А

Влияние дотаций на изменение излишков изготовителей и потребителей
|Характеристика |Геометрическое|Формула |
| |представление | |
|1) изменение |[pic] |[pic] |
|излишка | | |
|потребителя ?WD | | |
|2) изменение |[pic] |[pic] |
|излишка | | |
|производителя ?WS | | |
|3) всего (общая |[pic] |[pic] |
|реакция рынка) | | |
|4) выплаты из |[pic] |[pic] |
|бюджета | | |
|5) потери общества|[pic] |[pic] |
|6) всего |[pic] |-[pic] |


Выводы:
1) Государственная политика в области ценообразования включает:

. контроль над ценами;

. установление минимальных цен;

. программы поддержки минимальных цен;

. введение производственных квот и программ стимулирования ограничения объема производства.

2) Для оценки выигрыша потребителя и выигрыша изготовителя используется метод излишков.

3) Воздействие налогов и дотаций распределяется между потребителем и изготовителем. Доли, в которых происходит это распределение, зависят от эластичности спроса и предложения (углов наклона кривых). Если эластичность спроса меньше, чем эластичность предложения, доля у потребителей больше.

4) Государственное вмешательство на конкурентном рынке увеличивает благосостояние потребителей и производителей, если:

. при наличии внерыночных эффектов (издержки связаны с экологией);

. при трудностях рынка, когда потребитель не имеет достоверной информации качестве (в результате вмешательства государства растет экономическая эффективность).
4. Государственное регулирование цен в странах с развитой рыночной экономикой

Особенности государственного регулирования в некоторых странах

|Страна |Доля |Сфера регулирования |Государственные органы |
| |регулир| |регулирования |
| |цен | | |
|США |5-10% |пшеница, кукуруза, табак, хлопок,|Министерство сельского |
| | |молочные продукты |хозяйства, Антитрестовое |
| | |< (в основном за счет закупки |управление, Министерство |
| | |излишних товаров) |юстиции, Федеральная торговая |
| | | |компания |
|Япония |20% |рис, пшеница, мясо, молоко, |Парламент, Министерство |
| | |тарифы на электроэнергию, газ, |земледелия, лесов и |
| | |воду, ж/д услуги, образование, |рыболовства, Агентство |
| | |медицина |природных ресурсов, Бюро цен |
| | | |управления экономическим |
| | | |развитием |
|Австрия|10% |введена государственная монополия|Министерство экономики, |
| | |на табак, соль, услуги связи, ж/д|Министерство сельского |
| | |услуги, спиртные напитки; кроме |хозяйства, Министерство |
| | |того: цветные металлы, лекарства,|здравоохранения |
| | |энергетика | |
|Швей-ца|50% |зерно, картофель, мясо, свекла; |Федеральное ведомство по ценам,|
|рия | |ограниченное регулирование: |Фонд защиты прав потребителей |
| | |текстиль, музыкальные | |
| | |инструменты, игрушки | |
Тема 8. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУРАХ
1. Типы рыночных структур и их характеристика.
2. Виды издержек и доходов, которые используются при принятии экономических решений в различных рыночных структурах (понятийный аппарат).
3. Ценообразование в условиях совершенной конкуренции. Равновесие в условиях современной конкуренции. Поведение фирмы. Стратегии ценообразования в условиях современной конкуренции.

1. Типы рыночных структур и их характеристика

Тип рыночной структуры определяется факторами:

1) количество фирм-производителей, действующих на данном рынке

(конкуренты);

2) тип продукта;

3) контроль над ценами, и кем он осуществляется;

4) возможность входа и выхода, условия;

5) действие неценовых факторов конкуренции.

Типы:
1) совершенная конкуренция (абсолютно конкурентный рынок, чистая конкуренция);
2) монополистическая конкуренция;
3) олигополия;
4) чистая монополия (монопольный рынок);
5) монопсония (1 потребитель и много изготовителей).

|Характери-ст|Свободная |Монополистическа|Олигополия |Монополия |
|ики |конкуренция |я конкуренция | | |
|1. |множество фирм |достаточно много|несколько |одна фирма |
|Количество |(в зависимости |фирм (СК>МК) |крупных фирм | |
|фирм |от отрасли) | | | |
|2. Тип |однородный |дифференцированн|и стандартный, и|уникальный |
|продукта |(стандартный |ый продукт, т.е.|дифференцированн|продукт (нигде |
| |продукт) |отличающийся от |ый |никем другим не |
| | |конкурентов | |выпускается) |
|3. Контроль |отсутствует |существует |ограничен |полный контроль |
|над ценами |контроль со |некоторый |контроль |монополиста (он |
| |стороны |контроль (но в |взаимной |определяет P и |
| |отдельного |малом сегменте) |зависимости фирм|Q) |
| |производителя | | | |
| |(цена | | | |
| |равновесия) | | | |
|4. Условия |довольно легко |сравнительно |существенные |вход и выход |
|входа и |(препятствия |легко |ограничения |контролируется |
|выхода |отсутствуют) | | |монополистом, он|
| | | | |препятствует |
| | | | |появлению |
| | | | |конкурента на |
| | | | |рынке |
|5. Неценовые|практически |очень сильны |О нет |3) Фирма терпит убытки, но|
|экономической прибыли, но |пытается их |
|фирма будет производить |минимизировать. |
|товары. | |

Фирма будет работать до тех пор, когда Р=AVC. Тогда фирма примет решение об уходе с рынка.

Условие прекращения производства товара
|[pic] |Если цена равна минимуму АС, фирма не |
| |получает экономической прибыли. |

В условиях СК фирма, максимизирующая прибыль, может контролировать только объем выпуска, учитывая вид своей функции издержек (то есть АС) и величину цены, заданной рынком.


Специфическое условие на рынке СК: Р=MR=MC в точке равновесия.

Стратегии ценообразования в условиях СК:
1) Стратегия случайного снижения цен.

Суть: цена чуть-чуть завышается относительно рыночной, а затем понижается.
2) Стратегия сигнализирования ценами.

Суть: потребитель не может получить информацию о качестве товара; немного меняя цену, фирма сигнализирует о том, что качество ее товара лучше.
3) Стратегия цен на наборы товаров/услуг.

Суть: если потребитель купит один вид товара, то цена будет достаточно высокой, но, покупая товар в наборе с другим, потребитель будет брать его по более низкой цене.

Тема 9. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИИ
1. Особенности монополии как рыночной структуры.
2. Равновесие в условиях монополии. Условия максимизации прибыли и особенности установления цены.
3. Дискриминационные цены и их определение.
4. Стратегии ценообразования в условиях монополии.

1. Особенности рынка монополии:
. На рынках монопольного типа существует единственный продавец.
. У товаров нет заменителей.
. Монополист является диктатором цены.
. Монополист блокирует вход на рынок конкурентам.
=> потребность в антимонопольном законодательстве.

Изменение совокупного, предельного и среднего дохода в условиях монополии

|P |Q |Доход |
| | |TR |MR |AR |
|6 |0 |0 |- |- |
|5 |1 |5 |5 |5 |
|4 |2 |8 |3 |4 |
|3 |3 |9 |1 |3 |
|2 |4 |8 |-1 |2 |
|1 |5 |5 |-3 |1 |

|Графическое определение |Аналитическое определение|

[pic]

- формула большого пальца

|MR = MC - условие | |
|равновесия монополиста на | |
|рынке | |

В условиях монополии MR меньше, чем AR. Соответственно, MR оказывается меньше цены.

Сила монопольной власти L - показатель монополии. Если L=1, то это монополия в чистом виде. Если L?1, то на рынке присутствует несколько крупных монополий.

Изменение прибыли монополиста

|1) Монополист имеет |2) Фирма получает |
|экономическую прибыль |нормальную прибыль |
| |(работает без убытков) |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |

3) Цена падает настолько, что Pм дифференцированные товары;

. продавцы не считаются с реакцией соперников на цены и количество выпускаемого товара;

. вход и выход на рынок относительно свободный, трудности возникают в основном в связи с торговыми марками, присутствующими на рынке;

. очень сильна неценовая конкуренция;

. действие эффекта масштаба незначительно.

----------------------- международный маркетинг

цены и конкуренциия

макроэкономика

микроэкономика

экономическая теория

соц.-псих. науки

экономика предпринимательства

маркетинг

менеджмент

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

теория спроса и предложения

методы установления цен

особ. установление цен и скидки

государственное регулирование цен

теория полезности

ценообразование в различных рыночных структурах

налоги и дотации

выигрыш потребителя/ изготовителя

Скон

С, Ц

Ц1

Ц2

Снач

Т (время)

S


D

P

Pe


Q

Qe

QB

QA

В

А

P

PB

PA

Q


D

P

4) ^ налоги
3) ^


4) ^ субсидии
1) ^
2) ^


S

QB

QA

В

А

PB

PA

Q

E

S


D

P

Pe


Q

Qe


P

E2


D2

E1

S


D1

Pe1


Q

Qe1

Pe2

Qe2


P

E1


D1

E2

S


D2

Pe2


Q

Qe2

Pe1

Qe1


P

E2


S2

E1

S1


D

Pe1


Q

Qe2

Pe2

Qe1


P

E1


S1

E2

S2


D

Pe2


Q

Qe1

Pe1

Qe2

E


P

S


D

Q

E


P

S


D

Q

P

A


B

Q

D

P1

P2

Q1

Q2

отклик 2-го рынка

отклик 1-го рынка

изменение цены

Q21

Q22

Q12

D2

Q11

D1


Q

P

P2

P1


P

D

Q

P

D

Q

расход

доход

и т.д.

1

2

3

Q

Qd

P

P

?Q2

D2

?P

P


D1

?Q1

Qd

[pic]

10

2,5

P

10

2,5

Q


U

5

5

Y^

касательные с различным углом наклона (MRS)


Y

X

В

15

10

А

Y (лимонад)

X (pepsi)

Y

X

1

[pic]

[pic]

2

3

5

6

4

Y

E0

В1

А

В

А'

X

В'

x1

E1

E'

x0

x'

ЭЗ

ЭД

Это график для нормальных товаров, т.е. товар X и товар Y являются полноценными благами.

E

D

B

2

1

C

А

Y

PB

PA

X


КБ

3

4

5


MRS

Y

X

БЛ

БЛ

БЛ

КБ

opt

Y


X

направление предпочтений

Y


X

Y

X

КБ

КБ

Y


X

КБ

КБ

Y

X

Y

X

Y

X

Y

X

Y

X

3

D

S

P1

Pe

P2

Q2

Q1

Qe

Устойчивое равновесие

1

2

4

5

6

D

S

P1

Pe

P2

Q2

Q1

Qe

Неустойчивое равновесие

D

S

Регулярные колебания вокруг положения равновесия

спек.

P

Dсовок.

e1

e2

D

S1

Q

Pe2

Pe1

P

D

e1

e2

Sспекул + S2

Pe2

Pe1

S2

нет пересечения (но может и быть)

Dсовок

DB

DC

DA

P3

P2

P1

Q

Q

Q

P

P

P

P

А

В

С

совокупный спрос


P

D


S

P,C

q

МС

Qe

P=МR=

=D=AR

qопт

C

Q

МС

выручка (доход)

хоз. изд.

усл. пост.

перем.

бухг. прибыль

неявн. изд.

1

2

экон. прибыль

(рента)

экон. издержки

явные издержки

L

S2

S

P2S

P2D

P

Q

E0

E2

E1S

Pe

Q0

Q2

D

vV

A

Потери общества L при введении налога (определенное количество продукции ?Q недовыпущено)

?Q

S1

S

P1D

P1S

P

Q

E0

E1

E1S

Pe

Q1

Q0

^T

D

N

B

C

M

[pic]

[pic]

[pic]

AVС

P

P


Q


Pe

qопт

МС

q

P,C

- выручка, соответствующая max прибыли; валовый доход

- экономическая прибыль (часть выручки! )

26990

0

q

FC

318

Пвал = TR - TC = = max расстояние

П

60

240

МС

q

P,C

убытки

0

q

П

AVС

60

250

МС

q

P,C

т. касания

0

q

П

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

Похожие работы:

  1. • Управление прибыльностью
  2. • Договоры
  3. • Роль предприятий в современной экономике России и ...
  4. • Взаимодействие администрации муниципального ...
  5. • Разработка АРМ специалиста по ценообразования на ...
  6. • Психологический анализ лекций по психологии
  7. • Методика подготовки и чтения лекций по психологии
  8. • Педагогические функции урока (лекции)
  9. • Ценообразование
  10. • Рыночное ценообразование: сущность, преимущества ...
  11. • Стратегия ценообразования розничного магазина
  12. • Принятие управленческих решений по ценообразованию
  13. • Принятие решений по ценообразованию
  14. • Лекция как активная форма обучения
  15. • О содержании и методике лекций проблемного характера
  16. • Компоненты лекторского мастерства
  17. • Электронный конспект лекций по курсу МСКИТ
  18. • Основные черты рыночного ценообразования
  19. • Методика підготовки та проведення лекційних занять у ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com