Содержание
1. Роль лекции в учебном процессе.........................................
2. Методы построения и проведения лекций....................
3. Использование на лекции вспомогательных средств...................................................................
..................................
4. Подготовка и совершенствование лекций...................
5. Стиль лекции и поведении лектора....................................
Список использованных источников..............................
1. Роль лекции в учебном процессе
Лекция- традиционно ведущая форма обучения в вузе. Ее основная дидактическая цель- формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебными материала. Будучи главным звеном дидактического цикла обучения, она выполняет научные, воспитательные и мировоззренческие функции, вводит студента в творческую лабораторию лектора.
Лекция - методологическая и организационная основа для всех форм учебных занятий, в том числе самостоятельных. Методологическая основа - так как вводит студента в науку вообще, придает учебному курсу концептуальность, а организационная - так как все другие формы учебных занятий так или иначе “завязаны” на лекцию, чаще всего логически следуют за ней, опираются на нее содержательно и тематически.
В ряде случаев лекция выполняет функцию основного источника информации: при отсутствии учебников и учебных пособий, чаще по новым курсам, в случае, когда новые научные данные по той или иной теме не нашлись отражения в учебниках, отдельные разделы и темы курсов очень сложны для самостоятельного изучения. В таких случаях только лектор может методически помочь студентам в освоении сложного материала.
По силе личного эмоционального воздействия лектора, его контакта с аудиторией, производимого впечатления, общего влияния на студентов лекционный способ передачи учебного материала наиболее удачен. Лекция раскрывает понятийный аппарат конкретной области знания, проблемы, логику, дает цельное представление о предмете, показывая его место в системе науки связь с родственными дисциплинами, возбуждает интерес к предмету, развивает профессиональные интересы, в значительной мере определяет содержание других видов занятий.
Хотя основа материала лекций и учебника одинакова, лекция, безусловно, имеет неоспоримое преимущество перед учебником: в ней дается новейшее освещение научных вопросов, приводятся самые современные данные о достижениях науки, техники и производства, которых в учебнике может и не быть. Помимо этого, лекция и учебник различаются объемом материала: если учебник приводит подробности, детали, то в лекции их, как правило, нет. В отдельных случаях, например при создании совершенно новых курсов, лекция может оказаться единственной формой передачи студентам знаний, поскольку она опережает процесс создания учебника, который обычно длиться несколько лет.
Содержание лекции устанавливается на основе учебной программы данной дисциплины. Это заставляет перейти на жесткую систему отбора материала, умело использовать наглядные пособия, технические средства и вычислительную технику.
Конкретное содержание лекций может быть разнообразным. Оно включает: изложение той или иной области науки в ее основном содержании: освещение задач, методов и успехов науки и научной практики; рассмотрение различных общих и конкретных проблем науки, техники и культуры; освещение путей научных изысканий; анализ исторических явлений; критика и научная оценка состояния теории и практики.
Существенно важным для лекции является изложение материалов личного творчества лектора. Это повышает у студентов интерес к предмету, активизирует их мысленную работу.
Лекция в высшей школе - это не простой пересказ учебника или других литературных источников, это личное научно-педагогическое творчество преподавателя в определенной области знания. Настоящий преподаватель, педагог по призванию, готовиться к лекциям не накануне или за час-два до их проведения, а всегда, в течение всей своей деятельности, всю жизнь.
В лекциях преподаватель, наряду с систематическим изложением фундаментальных основ науки, высказывает свои научные идеи, свое отношение к предмету изучения, свое творческое понимание его сущности и перспектив развития. Каждая лекция требует его личного анализа развития научных положений, исторического подхода к ним и в то же время непременного освещения их современного состояния, с критическим подходом и раскрытием противоречий в развитии науки и практике ее приложений. Подготовка к лекции требует самого тщательного отбора материала - главного, основного и существенного, привлечения ярких и выразительных примеров, иллюстрирующих положения науки. От лекции требуется также, чтобы она будила и направляла самостоятельную мыслительную деятельность студентов, формировала из мировоззрение. А это значит, что преподаватель должен не только всесторонне знать предмет обучения, но и глубоко понимать соответствующие педагогические и психологические проблемы. Быть философски вооруженным.
На лекции аудитория ждет от преподавателя живого, яркого, содержательного сообщения. Здесь от него требуется в дополнение к знаниям и профессиональному опыту широкая эрудиция, логика аргументации, увлеченность своей областью знаний и внутренняя потребность зажечь ею своих младших коллег- студентов. А это значит, что лектору необходимо не только воздействовать на разум, но и на чувства своих слушателей, т.е. обладать известными навыками красноречия.
На всех лекциях всегда можно установить, как состояние излагаемого учебного материала, так и его понимание и усвоение студентами по таким, например, признакам как внимание, интерес, вопросы к лектору и т.д. На хороших лекциях процесс рассмотрения учебной информации вполне управляем, и та обратная связь, которая для этого необходима, реально существует. На посредственных же и слабых лекциях обратная связь проявляется по-иному, там действительно студенты только делают вид, что слушают, а иногда и не скрывают, что не слушают, занимаясь иными, посторонними делами. Посещение таких лекций действительно носит только формальный характер. Но такое положение, как известно возникает на любых занятиях, если они плохо организованы и бессодержательны. Только на лекциях такая острота состояния отношений между аудиторией и педагогом выражается сильнее, так как и здесь действует только преподаватель, а студенты лишь воспринимают и усваивают лекцию, оценивая и лекцию и педагога. На каждой лекции, по сути дела, преподаватель держит экзамен перед аудиторией. Ясно, сколь важным является вопрос о качестве изложения лекционного материала. На лекциях нужны дерзания ученого, открытия новых страниц науки, тогда и обратная связь будет такой, какой ей надлежит быть.
Необходимо учитывать и тот факт, что излагаемый не лекции материал, хотя и воспринимается и в определенной мере усваивается, но еще не закрепляется в прочные знания. Для этого существуют практические, лабораторные, семинарские занятия и непременная самостоятельная работа студентов над лекционным и дополнительным материалом.
2. Методы построения и проведения лекций
Каждая лекция требует строго продуманной системы построения и расположения излагаемого материала: О чем говорит лектор? Какие основные положения он выдвигает? Какая между ними связь?
Каждая лекция требует такого построения, чтобы студенты могли конспектировать ее в виде четко ограниченных, последовательных и взаимосвязанных положений, тезисов с выводами и заключениями.
Все отдельные лекции лекционного курса требуют поэтому взаимосвязи, последовательности и единства цели. Существенно важной является связь лекционного материала с другими курсами и видами обучения.
Все лекции в высшей школе нуждаются в логической организации выражения, содержания, т.е. в четком раскрытии, объяснении явлений, событий закономерностей от частного к общему, от фактов к их обобщениям. Лекционный материал также требует включения, наряду с индукцией и дедукцией, анализа и синтеза.
Как правило отдельная лекция состоит из трех основных частей: введения, изложения содержательной части и заключения:
1. Вводная часть. Формирование цели и задачи лекции. Краткая характеристика проблемы. Показ состояния вопроса. Список литературы. Иногда установление связи с предыдущими темами.
2. Изложение. Доказательства. Анализ, освещение событий. Разбор
фактов. Демонстрация опыта. Характеристика различных точек зрения.
Определение своей позиции. Формулирование частных выводов. Показ связей с
практикой. Достоинства и недостатки принципов, методов, объектов
рассмотрения. Область применения.
3. Заключение. Формулирование основного вывода. Установка для самостоятельной работы. Методические советы. Ответы на вопросы.
Таким же образом распределяются лекции в лекционных курсах: вводные, излагающие содержание и заключительные.
Вводной лекции принадлежит особая роль. Ее материал подготавливает студентов к восприятию основной информации по данной дисциплине. Здесь рассматриваются задачи, поставленные перед конкретной областью науки, техники и производства. Методически вводная лекция должна быть построена так, чтобы у студентов появился интерес к данной науке, сложилось о ней цельное представление. От того, как пройдет вводная лекция, во многом зависят дальнейшие взаимоотношения со студентами. По первой лекции можно судить, установилась ли обратная связь преподавателя со студентами.
Студенты всегда проявляют интерес к вводной лекции. Их в равной степени интересуют и новая дисциплина, и новый лектор. Однако, если студенты после вводной лекции разойдутся без вопросов, без обмена впечатлениями, значит преподавателю не удалось пробудить интерес к предмету. В дальнейшем это будет мешать самостоятельным занятиям студентов.
На вводной лекции устанавливается связь лекционного материала с учебником. Форма изложения определяется индивидуальными особенностями, методической подготовленностью, педагогической квалификацией преподавателя, его знанием современного производства, а также содержанием и задачами лекции, наличием наглядных пособий и технических средств, степенью подготовленности студентов.
На заключительной лекции подводят итоги работы по всему курсу, внимание студентов обращают на практическую реализацию полученных знаний, рекомендуют литературу для дальнейшего изучения различных проблем данной области науки, работы над курсовым проектом, использования в научно- исследовательской работе.
Обзорные лекции не являются повторением пройденного, они проводятся с целью углубления содержания лекционного материала и приведения его в четкую систему знаний.
Большое научное и образовательное значение имеют лекции спецкурсов по
узкому кругу вопросов, с более глубоким научным содержанием. Главная их
задача - поиски новых путей в решении тех или иных научных проблем.
Особенно большой интерес представляют т.е. спецкурсы, где преподаватель
излагает результаты собственной научной или производственной деятельности.
Методически лекция должна отвечать таким основным требованиям: быть на современном уровне науки и техники; иметь законченный характер освещения определенной темы; обладать внутренней убежденностью, силой логической аргументации и вызывать у слушателей определенный интерес познания; содержать хорошо продуманные иллюстрированные примеры; давать направление для самостоятельной работы студентов; быть доступной для восприятия соответствующей аудиторией. Причем под доступностью лекции понимается обращение к границе высших интеллектуальных возможностей студентов.
Лектор не может не считаться с общим уровнем подготовки и развитием студентов, но в то же время ему не следует ориентироваться как на слабо подготовленных студентов, так и на особо одаренных студентов. Ориентиром, очевидно, должны быть студенты, успевающие по данному предмету, представляющие основной состав лекционных потоков.
В лекционных курсах необходимо последовательно, от лекции к лекции повышать уровень научного изложения и наблюдать, чтобы лекции были посильны и интересны большинству студентов. Особенно велика развивающая роль лекций как формы научного мышления на первых курсах обучения. Здесь наряду с учебной информацией лекция организует и направляет самостоятельную работу студентов, вызывает потребность дополнительного приобретения знаний путем самообразования. Поэтому на первых курсах необходимо основное педагогическое и психологическое внимание уделять системности лекционного изложения и рекомендациям для самостоятельной работы. Развивающая роль лекционного преподавания на первых курсах нуждается в большей доступности изложения материала, в более четкой форме логического построения, в замедленном функционировании основных положений и выводов. На первых курсах нужны конкретные указания о связи лекций с учебниками, пособиями, заданиями и другой самостоятельной работой. Существенно необходимо на младших курсах приучить студентов вести записи лекций, так как правильное конспектирование не только фиксирует основное содержание лекций, но и активизирует восприятие лекционного материала и организует внимание студентов к предмету.
В процессе обучения у студентов вырабатывается способность усваивать
необходимое количество учебной информации и анализировать достаточно
сложный учебный материал. Поэтому на старших курсах лекции должны содержать
более обобщенную информацию, с меньшей детализацией и ссылками на факты.
Как на младших, так и на старших курсах не рекомендуется ни упрощать, ни
усложнять излишне лекции. С методической, воспитательной точки зрения
лекции значительно обогащаются вопросами, поставленными лектором перед
аудиторией для ответов на семинарах, практических занятиях. Показателем
активного восприятия лекции являются вопросы студентов к преподавателю и
выражение их собственных взглядов в связи с поставленными лектором
проблемами.
Педагогическая эффективность лекции, интерес к ним определяется также применением вспомогательных средств - демонстрацией эксперимента, наглядностью, а также использованием технических средств обучения.
Использование на лекции вспомогательных средств.
Иллюстративному материалу в лекции отводится подчиненная роль.
Демонстрационные плакаты желательно делать крупными, неяркими, без
второстепенных деталей, которые рассеивают внимание студентов. И хотя
плакаты помогают выделить в лекции главное, не нужно их вывешивать заранее
- это отвлекает внимание аудитории.
Эффективность лекции может быть повышена за счет рационального
использования технических средств , которые сокращают затраты времени на
чисто техническую работу, связанную с воспроизведением и прочтением
(надиктовыванием) плана лекции, рекомендуемой литературы, построением
диаграмм, графиков, записью определений, цитат. Комплекты технических
средств нужно готовить к каждой лекции заблаговременно, не перегружая ими
аудиторию.
Применение на лекциях вспомогательных средств, главным образом демонстрационных, повышает интерес к изучаемому материалу, обостряет и направляет внимание, усиливает активность восприятия, способствует прочному запоминанию.
Более экономным, по сравнению с лекционным экспериментом, является использование наглядных пособий. Если лектор хорошо владеет рисунком и чертежом, то весьма полезно выполнять их на доске, не говоря уже о записи расчетов и формул. Психологически обосновано применение цветных мелков. В последнее время широкое использование на лекциях получают кадропроектор, а также демонстрация теле- и кинофильмов и фонофильмов. Наибольший успех обеспечивает фрагментный показ фильмов, так как демонстрация полнометражных фильмов превращает ее в учебный киносеанс, который имеет свои задачи.
В некоторых учебных заведениях в последнее время лекционные занятия
стали проводиться в специальных аудиториях, оснащенных техническими
средствами обучения. В этих аудиториях наиболее четко осуществляется связь
лекционного материала с наглядностью, а также экономиться время лектора.
Однако проведение лекций в автоматизированных аудиториях, с широким
использованием средств наглядности значительно изменяет методику
лекционного преподавания. Педагогический эффект достигается единством
системы информационного обеспечения и технических средств обучения.
4. Подготовка и совершенствование лекций.
Непременным начальным условием подготовки к лекции является знание аудитории, всех ее основных особенностей. Даже на одних и тех же курсах, но в разных потоках, аудитория может оказаться иной как по характеру подготовки, интересам, так и психологическим особенностям.
Каждому преподавателю вышей школы и особенно читающему лекциями не только надо иметь некоторое представление о данной аудитории, но и уметь ее моделировать по значительному числу параметров. Кстати, говоря, студенты всегда моделируют своих педагогов и после двух-трех занятий знают свойства и особенности каждого из них и весьма часто умеют пользоваться такими моделями в своих интересах. Это хорошо, что студенты моделируют преподавателей, так как это позволяет каждому преподавателю узнать свою модель и соответственно перестроить ее или внести необходимые коррективы.
Важнейшей задачей лекционного преподавания является соединение в лекции научного и учебного начал. А это значит, что при подготовке к лекции, исходя из ее целей задач, четко определяется ее научное содержание и соответствующие дидактические средства активного усвоения. Определяется, какие разделы программы, как с помощью каких связях и отношениях должно находиться содержание данной лекции с предшествующим и последующим материалом, с другими предметами и видами обучения. Соответственно преподавателем просматривается научная литература, учебники, методические пособия. В отношении учебников, очевидно, рациональным будет взгляд тех преподавателей, которые перед лекцией их просматривают, но только, чтобы не использовать их в лекции, а излагать более оригинальный материал.
Подготовка к лекции требует разработки плана ее проведения с перечнем основного содержания, с подразделением на разделы, примерным расчетом времени, с указанием необходимых иллюстраций, примеров, используемых учебных средств, таблиц, цитат, лекционного эксперимента, рекомендуемой для студента литературы- обязательной и дополнительной. Более целесообразно, по мнению многих преподавателей, иметь конспект лекции, составленный в тезисной форме, с тем чтобы основные положения лекции, выводы, формулировки излагать в несколько замедленном темпе для систематических записей студентами.
Особенное внимание следует обращать на подготовку к первой лекции, к первой встрече со студентами. От того, как будет подготовлена и прочитана первая лекция, многое будет относиться и ко всему курсу лекционного преподавания. Поэтому первую лекцию большинство преподавателей обычно посвящает рассмотрению наиболее интересных, главных направлений в данной области науки. Это справедливо, так как именно здесь начинается не только моделирование преподавателя как ученого педагога, но и формирование отношения студентов к изучаемому предмету.
Начинающим преподавателям высшей школы в дополнение к плану рекомендуется написание полного текста лекции. Особенно это необходимо по новым, оригинальным курсам, требующим четкости определений, изложения материала в строгой последовательности. Написание полного текста - серьезная и ответственная научно-методическая работа преподавателя и в тоже время наиболее полная подготовка к их проведению. Написанные в определенной системе лекции - это ценный материал для будущего учебника, учебного пособия, методических статей, а также необходимый материал для обновления и совершенствования самого лекционного содержания. Начинающим лекторам рекомендуется также прослушивать свои лекции на магнитной пленке.
5. Стиль лекции и поведении лектора.
Преподавателю высшей школы, находящемуся на кафедре, необходимо
сочетать качества ученого, педагога и достаточно искусного лектора.
Настоящий ученый-педагог излагает свой предмет с убежденных позиций, с
характерной увлеченностью. Что является одним из непременных условий
возбуждения интереса у слушателей. Не менее существенным условием
квалифицированного чтения лекций является знание предмета и его жизненного
преломления в объеме значительно большем, чем в излагаемом курсе. Однако не
только знание предмета требуется для лекции, необходимое педагогическое и
психологическое понимание путей превращения сообщаемых сведений в знания
слушателей, нужна также и достаточно развитая речь, излагающая научные
положения без терминологических затруднений, с достаточной образностью и
эмоциональностью.
Студенты должны знать язык науки, уметь понимать его и объясняться на нем, изучая соответствующую область знания. Поэтому на лекциях всегда требуется язык взаимного понимания, иначе материал лекции просто не будет восприниматься.
Очень многое на лекции зависит от эффективности педагогического общения. Известный психолог А.А. Леонтьев определил следующие условия, при которых достигается полноценное лекционное общение:
1) быстрая и верная ориентировка в обстановке выступления;
2) правильное планирование содержание лекции;
3) нахождение точных средств, позволяющих без потерь донести содержание материала до слушателей;
4) обеспечение четкого контакта со слушателями.
Контакт преподавателя со студентами бывает логический, психологический и нравственный. Логический контакт - это контакт мысли преподавателя и студентов. Психологический контакт заключается в сосредоточении внимания студентов, в восприятии и понимании ими излагаемого материала, а также во внутренней мыслительной и эмоциональной активности в ответ на действия преподавателя и поступающую от него информацию. Нравственный контакт обеспечивает содружество преподавателя и студентов. При отсутствии этого контакта, например в условиях конфликта, познавательный процесс либо затруднен, либо вовсе невозможен.
Аудитория встречает лектора или с напряженным вниманием и полной готовностью работать, мыслить вместе с ним, или же с равнодушием, заранее зная, что лекции будут бесцветными, полным пересказом учебника. Иногда аудитория занимает выжидательную позицию, а нередко настраивается к предмету и лектору отрицательно. На первой лекции многое зависит от того, как преподаватель “подает себя”, т.е. создает свой положительный образ.
Если, входя в аудиторию, преподаватель “не видит” студентов, не пытается установить с ними контакт, не обращает внимания на то, как они подготовлены к занятию, не называет его тему и план, не обращает внимание на то, чем занимаются слушатели на лекции, студенты вряд ли заинтересуются предметом и настроятся на серьезную работу.
Методически необоснованным является стремление некоторых лекторов подчеркнуть перед аудиторий свое "интеллектуальное превосходство", излагать материал нарочито усложненным языком. Столь же нецелесообразным является излишнее упрощение лекционного языка, что может привести к примитивизации и даже вульгаризации научного понимания.
Знание преподавателем сущности предмета, понимание им диалектических
основ развития науки, которой он занимается, ее связи с жизнью -
необходимые, но не достаточные условия эффективности учебного процесса.
Преподаватель обязан обладать умением показывать своим слушателям
истинность выдвигаемых теоретических положений, учить применять полученные
знания на практике.
На лекции необходима активизация мышления студентов, повышение их интереса к изучаемой области науки. Для достижения этой цели многие преподаватели ставят перед слушателями острые вопросы, проблемы для их самостоятельной оценки, критически разбирают различные направления в науке, освещают разные точки зрения отдельных ученых. Особенно все это становится ярким, когда лекция выражает собой результат глубокой творческой работы самого преподавателя.
Распространено несколько типов лекций в высшей школе. основные из них: академическая, повествовательная, аналитическая, лекция-беседа и популярная. Все эти лекции излагаются лектором преимущественно в виде живой речи. Рекомендуется лекцию начинать спокойно, умеренно громким голосом, варьировать звуковую громкость изложения, подчеркивая основное и существенное, замедляя речь там, где приводятся формулировки, выводы, задаются вопросы, ставятся проблемы. Есть такое правило, что "лекции надо читать достаточно громко, чтобы слышали, и в то же время достаточно тихо, чтобы слушали". Например, темп речи, 60-80 слов в минуту считается нормальным.
Известно, что лекционное преподавание требует четкости и сжатости выражений, выразительности речи, безусловной языковой и грамматической правильности. Лекции в высшей школе не допускают речевой небрежности и засорения ее ненужными вводными словами, жаргонами, вульгаризмами.
Успех подачи материала во многом зависит от знания лектором правил формальной логики и их умелого применения. В логике каждое суждение, подлежащее доказательству, подчиняется определенным законам. Оно должно формулироваться четко и недвусмысленно, не изменяясь на протяжении всего доказательства.
Восприятие в процессе изложения материала на лекции имеет вероятностный характер: слушающий, как правило, мысленно опережает говорящего, стараясь предугадать окончание фразы. Но постоянное угадывание снижает внимание слушателя. Каждый текст информацию (около 30%) и избыточную часть. Избыточность призвана обеспечить устойчивость, надежность восприятия. Специалисты установили, что соотношение избыточности и информативности для каждой аудитории в одной и той же лекции различно. Для устного выступления оптимальным считается соотношение 1:3. Если же весь текст избыточен, смысл сообщения теряется.
Естественная динамика лекции включает четыре фазы (рис. 1): начало
восприятия - 4-5 мин (1); оптимальная активность восприятия - 25-30 мин
(2); фаза усилий - 10-15 мин (3); фаза выраженного утомления (4).
[pic]
Рисунок 1.- Активность студентов на лекции
Обычно педагог реагирует на последнюю фазу, и это неправильно.
Необходимо меры принимать раньше - в фазе усилий. Здесь надо разнообразить
материал лекции, переключаться на материал, обеспечивающий повышенный
интерес, изменять степень напряжения слушателей. Фазы усилий и утомления
наступают ранее там, где нет атмосферы интереса и доверия. Скучные и
однообразные лекции затормаживают мыслительную деятельность студентов.
На лекциях необходимо рациональное чередование повышенного внимания,
мыслительного напряжения и ослабления их путем соответствующей разрядки.
Лекция по самому сложному, абстрактному предмету допускает юмор,
иронические замечания лектора в соответствии, конечно, с содержанием. Но
остроты и шутки требуют чувства меры, обоснованного и тонкого умения их
подачи. Все чрезмерное приводит к противоположности, и лекция легко может
потерять свое научное значение.
В учебном процессе, в том числе на лекциях, важно другое - доброжелательная атмосфера познания, взаимное доверие, одобрение, творческая обстановка. Опытный педагог-лектор вносит в свою речь живые образные сравнения, метафоры, чтобы его мысли воспринимались доходчиво, убедительно с интересом. В некоторых лекциях нельзя обойтись без цитат, например при изложении общественно-политических, исторических, литературных проблем. Но имеют смысл только тогда, когда они дополняют и укрепляют излагаемый положения.
Существенный интерес для каждого преподавателя, желающего стать хорошим лектором, мастером красноречия, представляют образцы не только лекционного преподавания, но и ораторского искусства. На лекциях в высшей школе преподавателю надо смотреть в аудиторию, как бы обращаясь персонально то к одному, то к другому студенту и ко всем вместе. Надо также сочетать голос, темп, интонацию, мимику и жестикуляцию, но все должно быть соответственно и соответствии с содержанием. Преподавателю высшей школы равно необходимо систематически работать над накоплением и углублением своих знаний и над совершенствованием своего педагогического, в том числе и лекторского, мастерства.
Говоря о педагогических и психологических качествах лектора, надо
обращать внимание на развитие воли и умение подчинить себе аудиторию.
Сначала надо заставлять себя не бояться аудитории. При хорошей подготовке
это скоро перейдет в привычку, затем создается уверенность в своих знаниях,
а это уже важнейшее условие для воздействия не аудиторию.
Ко всему сказанному следует добавить, что лектор не должен быть скованным в своих движениях, но и не быть излишне суетливым с неоправданной или театрализованной жестикуляцией. Но как и всяким средством, жестом и мимикой надо уметь владеть, не заслоняя ими звуковую речь, а усиливая ее смысловую емкость и выразительность. Слушатели больше ценят спокойное поведение лектора, его уверенность, собранность и простоту.
Очень большое значение имеет для лекции ее начало - первая фаза. От нее исходит интерес, здесь лектор берет в руки аудиторию. Большая выдержка и умение владеть собой требуется от лектора при всяких противоречиях с аудиторией и возникновении отвлекающих причин. В таких случаях следует продолжать чтение лекции, стремясь ликвидировать противоречия уместными замечаниями, тем или иным изменением создавшейся обстановки. Лектору необходимо всегда наблюдать за аудиторией, держать всех слушателей в поле своего зрения, внимательно слушать и слышать аудиторию восстанавливать необходимую обстановку при всяких отвлекающих обстоятельствах.
Лектор у всех на виду, поэтому немаловажное значение имеет его внешность. Она воспринимается аудиторией как совокупность физических, функциональных и социальных признаков, доступных конкретно-чувственному отражению. Причем на первое место выступают те признаки, которые наиболее важны для аудитории в данной обстановке. В лекторе ничто не должно отвлекать внимание студентов от темы (одежда, прическа, украшения), вызывать излишнее любопытство, а уж тем более удивление или насмешку.
Заслуживают внимания некоторые правила поведения лектора перед студенческой аудиторией, сформулированные А.А. Космодемьянским:
1. Педантичная дисциплина лектора. Нужно полностью исключить всякого рода причины (так называемые “особые” случаи), скрывающие точное начало и окончание лекции. Лекция - самое важное в жизни преподавателя высшей школы.
2. Величайшая (беспощадная) требовательность к самому себе. Всегда лектор обязан соблюдать: технику записи на доске - последовательность и четкость записей, хороший мел, влажная тряпка и пр.; правильность и строгость языка лекции - избегать жаргонных словечек, канцеляризмов, правильно расставлять ударения и т.д.; постоянно наблюдать за аудиторией и чувствовать ее; иметь ввиду ответ на очень важный для студентов вопрос “А зачем это нужно?”; не следует рассуждать перед студенческой аудиторией о предметах, которые лектор плохо знает; не нужно украшать лекцию лозунгами и поучениями, в которые лектор сам не верит и в жизни не исполняет; не следует рассказывать анекдоты; можно дать отдохнуть аудитории, обогащая внутренний мир студентов; не следует важничать перед студенческой аудиторией.
Существует взгляд, что лекция есть коллективное направленное мышление студентов и педагога и главная задача - сделать это мышление активным и плодотворным. А это обеспечивается знанием, опытом и педагогическим мастерством преподавателя.
Список использованных источников
1. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. - М.:
Высш. шк, 1974.- 384 с.
2. Рогинский В.М. Азбука педагогического труда (Пособие для начинающего преподавателя технического вуза).- М.: Высш. шк., 1990.- 112 с.
-----------------------
3
6
9
10
12
19