Что такое НАТО?
|Североатлантический договор был | | |
|подписан 4 апреля 1949 г. в штате | | |
|Вашингтон. Тогда был создан альянс | | |
|12-ти независимых государств, | | |
|приверженных обороне друг друга. Еще| | |
|четыре европейских государства | | |
|(Греция, Турция, ФРГ, Испания) | | |
|присоединились к договору между 1952| | |
|и 1982 годами, а 12 марта 1999 г. в | | |
|НАТО вступили Польша, Венгрия и | | |
|Чешская Республика, что довело | | |
|численность стран-членов НАТО до | | |
|19-ти. | | |
НАТО - это альянс, призваный защищать не только власть той или иной страны,
но и ценности, на службу которым поставлена эта власть. НАТО защищает не
государственный суверенитет или чьи-то геополитические интересы, а
определённый тип человеческой культуры и цивилизации.
Без ограждающего щита НАТО было бы немыслимо воссоединение Германии и
появление Европейских сообществ, со временем трансформировавшихся в
Европейский союз. Альянс НАТО предотвратил возникновение крупного конфликта
между двумя противостоящими блоками (холодная война), ни разу не придприняв
агрессивных действий, воплотив в себе и укрепив нерушимые узы солидарности
между обоими берегами Атлантики.
Сегодня территория Североатлантического альянса является самой безопасной и
стабильной на нашей планете. Кроме того, Североатлантический альянс
сотрудничает с другими международными организациями, благодараря чему он
наиболее эффективно добивается своих целей.
Альянс НАТО развивает всё более прочные партнёрские отношения практически с
каждой страной Европы, с помощю которых все государства могут внести свой
вклад в безопасность. За счёт внешней и внутренней адаптации НАТО будет
готова обеспечить безопасность во всём Евроатлантическом регионе. Решая эту
задачу, альянс создаст необходимую основу для того, чтобы повсеместно
утвердились мир, демократия и экономическое процветание. Такова роль НАТО в
XXI веке - и НАТО уже не только может, но и готова её выполнять.
19 стран-членов организации Североатлантического договора (НАТО)
|Бельгия |Канада |Дания |Франция |
|Германия |Греция |Исландия |Италия |
|Люксембур|Нидерланд|Норвегия |Португалия |
|г |ы | | |
|Испания |Турция |Соединенное|Соединенные|
| | | | |
| | |Королевство|Штаты |
|Польша |Венгрия |Чешская | |
| | |Республика | |
В рамках НАТО создана программа Партнерство ради мира (ПРМ) и Совет
Евроатлантического партнерства (СЕАП). Благодаря этим инициативам
государства-члены НАТО открыли новые пути сотрудничества с другими странами
в рамках альянса, а бывшие враги ныне стали союзниками.
|Основные принципы работы |
Основные принципы работы Североатлантического альянса включают в себя общие
политические обязательства и приверженность практическому сотрудничеству
между странами НАТО. Их общая безопасность неделима. Поэтому при решении
проблем, связанных с угрозой безопасности, отдельным странам-членам теперь
не приходится полагаться на собственные силы и экономические ресурсы.
Однако в НАТО нет такой страны, которая отказалась бы от права выполнения
своих обязательств перед собственным народом, и все они по-прежнему несут
индивидуальную ответственность за свою оборону.
Североатлантический альянс позволяет странам НАТО совместными усилиями
расширить свои возможности в решении жизненно важных задач национальной
безопасности. В результате, несмотря на различия в условиях и относительных
военных потенциалах, у них возникает чувство равной безопасности, что
способствует укреплению их общей стабильности.
|Принятие совместных решений |
НАТО не является наднациональной организацией, а альянсом, созданным с
целью предоставить возможность международного сотрудничества между
независимыми суверенными государствами на договорной основе. Внутри НАТО не
существует ни одного центрального органа, который мог бы навязывать свои
взгляды странам-участницам, и ни одна из стран-участниц не имеет права
принуждать остальных членов подчиняться её желанию. Решения принимаются при
единодушном согласии всех стран-участниц.
Процесс принятия совместных решений достигается путём консенсуса и общего
согласия, страны-члены Североатлантического альянса считаются с точкой
зрения каждой из стран. Практика обмена информацией и ежедневных совместных
консультаций даёт правительствам возможность сразу же провести общую
встречу, если этого требуют обстоятельства. По мере возможного сильные
расхождения во мнениях сглаживаются, чтобы сохранить общие интересы в
области безопасности, политическую солидарность, а также оперативную
сплочённость всего Североатлантического альянса в целом.
Североатлантический совет (САС) является центральным политическим органом,
созданным непосредственно Статьёй 9 Североатлантического договора, в
который входят правительства 19-ти стран НАТО. Консультации, проводящиеся
внутри Совета, дают возможность национальным руководствам выразить своё
мнение о проблемах, вызывающих всеобщее беспокойство или о вопросах,
требующих принятия совместного решения. В Совете не существует никаких
ограничений в том, что касается выбора тем для обсуждения. Обычно Совет
заседает раз в неделю на уровне постоянных представителей или послов, но
при необходимости Совет может собираться и чаще или быть созван в абсолютно
любое время. Дважды в год Совет заседает на уровне министров иностранных
дел, а в случае необходимости устраивается встреча на уровне глав
государств и правительств.
|Расширенная программа Партнёрство ради мира |
Программа Партнёрство ради мира (ПРМ) была создана в январе 1994 года.
Программа ПРМ дает 19-ти союзникам по НАТО возможность сотрудничать со
своими партнерами, не входящими в Североатлантический альянс, в том числе с
Россией и Украиной, по многим направлениям военной и оборонной
деятельности. Практически все органы НАТО прямо или косвенно участвуют в
работе по программе ПРМ.
Странам с самыми разными традициями в области безопасности программа
позволяет выбирать из широкого спектра совместных мероприятий те виды
сотрудничества, которые отвечают их конкретным национальным потребностям.
Партнёрство ради мира - ключевой фактор в развитии отношений между альянсом
и странами-участниками ПРМ. Эта программа расширяет и активизирует
политическое и военное сотрудничество в Европе, повышает стабильность,
уменьшает угрозы миру и упрочняет сложившиеся связи, развивая дух
практического сотрудничества и приверженности демократическим принципам.
25 государств-участников программы ПРМ
|Албания |Армения |Австрия |Азербайджа|
| | | |н |
|Беларусия |Болгария |Эстония |Финляндия |
|Грузия |Ирландия |Казахстан |Кыргызстан|
|Латвия |Литва |Молдова |Румыния |
|Россия |Словакия |Словения |Швеция |
|бывшая | | | |
|Югославска| | | |
|я | | | |
|Республика| | | |
|Македония | | | |
|Швейцария |Туркменист|Украина |Узбекистан|
| |ан | | |
Сотрудничество по программе ПРМ способствует:
достижению открытости процессов военного планирования и формирования
оборонных бюджетов;
обеспечению демократического контроля над вооружёнными силами;
поддержанию, с учётом конституционных соображений, сил и средств и степени
готовности, необходимых для содействия проведению операций под эгидой ООН
и/или с санкции ОБСЕ;
развитию отношений военного сотрудничества с НАТО для проведения
совместного планирования, подготовки и учений с тем, чтобы повысить
способность стран-участниц проводить миротворческие, поисково-спасательные
операции и гуманитарные операции, а также операции в других областях,
достижению открытости процессов военного планирования и формирования
оборонных бюджетов.
Офицеры государств-партнёров участвуют в работе группы координации
партнёрства (ГКП), в городе Монс, Бельгия, которая проводит военное
планирование учений по программе ПРМ. У государств-партнёров также имеются
бюро по связи в штаб-квартире НАТО в Брюсселе.
С момента принятия программы ПРМ в 1994 г., началось быстрое и успешное
развитие сотрудничества. Программа, в которой участвуют 25 стран, стала
прочным элементом европейской безопасности.
|Военный аспект |
НАТО является политическим альянсом 19-ти стран и, следовательно, играет
важнейшую политическую роль. Военный комитет, который является высшим
военным органом Североатлантического альянса, заведует военной структурой
НАТО, а её политическое руководство поручено Североатлантическому совету,
Комитету планирования обороны и Группе ядерного планирования.
Вооружённые силы НАТО - это многонациональный контингент, который
сформирован из войск предоставляемых государствами НАТО на добровольной
основе. Вооружённые силы НАТО обеспечивают безопасность государств-членов,
участвуют в поддержании стабильности, мира и равновесия в Европе, а также в
кризисном урегулировании и, наконец, обеспечивают оборону стратегической
зоны альянса, которую охватывает Североатлантический договор.
В настоящее время происходит преобразование структуры военного командования
НАТО в соответствии с новой стратегической обстановкой. Структура
подчинённых командований будет преобразована таким образом, чтобы
реорганизовать вооружённые силы НАТО в соответствии с требованиями новой
стратегической концепции альянса.
|Экономическое сотрудничество |
Основа экономического сотрудничества в рамках Североатлантического альянса
обусловлена Статьёй 2 Североатлантического договора. Экономическими
вопросами сотрудничества занимается экономический комитет НАТО. Анализ и
совместная оценка связанного с безопасностью экономического развития
включает в себя такие вопросы, как сопоставление военных расходов,
тенденции развития военной промышленности, наличие ресурсов для реализации
планов в области обороны, торговля военной техникой в рамках НАТО, а также
экономическое сотрудничество и взаимопомощь стран-членов.
Развивая экономическое сотрудничество в рамках Североатлантического
альянса, его страны-члены исходят из того, что политическое сотрудничество
и конфликты в экономической области несовместимы. Это привело к тому, что
правительства стран НАТО стали оказывать помощь менее процветающим членам
НАТО посредством развития крупномасштабных программ помощи, выполняемых
через другие организации, включая Организацию экономического сотрудничества
и развития (ОЭСР). Специфические экономические проблемы и перспективы
развития этих стран по-прежнему остаются в центре внимания
Североатлантического альянса.
|Совет Евроатлантического партнёрства |
Совет Евроатлантического партнёрства (СЕАП) был образован министрами
иностранных дел стран-членов НАТО после встречи в Синтре, Португалия, 30
мая 1997 года. СЕАП - это совместный механизм, который обеспечивает основу
для проведения консультаций по политическим вопросам, проблемам
безопасности и сотрудничества между НАТО и её партнёрами. Темы для
обсуждения диктуются развитием событий в сферах политики и безопасности:
урегулирование кризисов; региональные вопросы; вопросы контроля над
вооружениями; готовность к черезвычайным ситуациям и стихийным бедствиям;
ядерная безопасность; экологические вопросы, научное сотрудничество;
вопросы , относящиеся к операциям по поддержанию мира.
Если полномочия Североатлантического совета обусловливаются договорными
отношениями между странами-членами НАТО, то Совет Евроатлантического
партнёрства представляет собой форум для проведения консультаций, диалога и
развития сотрудничества в области политики и безопасности. Заседания СЕАП
проводятся два раза в год на уровне министров иностранных дел и на уровне
министров обороны, а также ежемесячно на уровне послов в Брюсселе. СЕАП
стал важной частью архитектуры европейской безопасности.
Страны-члены Совета Евро-Атлантического Партнёрства
|19 | | | |
|Стран-член| | | |
|ов НАТО | | | |
|плюс | | | |
|Албания |Армения |Австрия |Азербайджа|
| | | |н |
|Беларусия |Болгария |Эстония |Финляндия |
|Грузия |Казахстан |Кыргызстан|Латвия |
|Литва |Молдова |Румыния |Россия |
|Словакия |Словения |Швеция |Швейцария |
|бывшая | | | |
|Югославска| | | |
|я | | | |
|Республика| | | |
|Македония | | | |
|Таджикиста|Туркменист|Украина |Узбекистан|
|н |ан | | |
Государства-участники ОБСЕ, которые могут и готовы принять принципы и цели
СЕАП, могут стать её членами путём присоединения к программе ПРМ.
|Политические консультации |
Разработка и реализация политики альянса 19-ти независимых суверенных
государств требует, чтобы правительства всех входящих в него стран имели
исчерпывающую информацию об общей политике и намерениях относительно друг
друга, а также о соображениях, которыми эти страны руководствуются при
выборе своего политического курса и подготовке своих планов. Поэтому
возникает необходимость проведения регулярных консультаций.
Потребность в консультациях не ограничивается политическими темами.
Консультации в рамках Североатлантического альянса отличаются многообразием
форм. Простейшая из них представляет собой обычный обмен мнениями и
информацией. На следующем уровне консультации приобретают форму сообщений о
мерах или решениях, затрагивающих интересы союзников.
Консультации могут проходить в форме уведомлений о будущих мерах или
решениях правительств, а также в форме обсуждения с целью достижения
консенсуса. Высшей формой консультаций является предоставление странам НАТО
возможности достижения взаимоприемлемых договорённостей по поводу
коллективных решений и действий Североатлантического альянса в целом.
|Преодоление кризисов |
Все страны НАТО являются полноправными участниками политического
сотрудничества и имеют равные обязательства по Североатлантическому
договору. Среди них не последнюю роль играет обязательство, согласно Статье
5 упомянутого договора. Оно символизирует неделимость их безопасности,
заключающуюся в том, что нападение на одну или нескольких из них
рассматривается как нападение на всех.
В периоды напряжённости и кризисов консультации между странами НАТО
приобретают особое значение. В подобных обстоятельствах быстрое принятие
решений зависит от незамедлительного налаживания постоянных консультаций
между правительствами стран-членов НАТО.
Основными форумами НАТО для проведения необходимых интенсивных консультаций
являются Североатлантический совет и Комитет военного планирования.
Соответствующая практика и процедуры представляют собой мероприятия
Североатлантического альянса по преодолению кризисов. Совместно со странами
и главнокомандующими НАТО регулярно проводятся совместные учения по
проверке и разработке методов разрешения кризисов, семинары, брифинги, а
также учебные курсы.
Исторический обзор.
Берлин, 1945 г. На ещё тёплых руинах полуразрушенной Европы, казалось, что
войны не будет никогда. До начала новой конфронтации оставалось 4 года. На
состоявшийся с 4 по 11 февраля ялтинской конференции Черчиль и Рузвельт
отдали Сталину половину Европы, фактически признав его право решать судьбы
народов освобождённых красной армией. Англия и США осознали свою ошибку
лишь тогда, когда Сталин захотел большего и конфронтация стала неизбежна.
Разумеется, политики понимали, что с окончанием Второй мировой войны
основной вопрос “Кто будет управлять миром?” и “Какая система эффективнее?”
не решён и решаться он будет все последующие годы. Выяснилось, что бывшие
союзники совершенно по разному представляют себе принципы организации жизни
в Европе.
26 июня 1945 г. в Сан-Франциско представителями 51-ой страны был подписан
Устав Организация Объединённых Наций. Целью ООН стало поддержание мира и
безопасности, исходя из принципов, которые позже получили название
принципов мирного сосуществования. В отличие от евро-центристской Лиги
Наций (1919-1939 гг.) ООН стала поистине всемирной организацией. В Статье
51 Устава ООН устанавливается неотъемлемое право независимых государств на
индивидуальную и коллективную оборону. Вскоре этот Устав обеспечит правовую
базу для создания будущего Североатлантического альянса.
5 июня 1947 г. Маршал изложил в Гарварде основные направления
экономического плана, призванного “помочь европейцам снова обрести
экономическое здоровье, без которого невозможны ни стабильность, ни мир”. К
началу 1948 г. европейцы откликнулись на содержавшиеся в плане Маршалла
предложения по оказанию широкомасштабной помощи, выдвинув дополняющие их
планы самостоятельного развития и взаимопомощи. От самых истоков
европейской интеграции, сразу после окончания войны, политические деятели и
руководители европейских стран начали продвигать идею оборонно-
политического союза в Западной Европе.
Целый ряд тревожных политических событий в 1947-1949 гг. ещё больше
обострил обстановку. К ним относятся прямые угрозы суверенитету Норвегии,
Греции, Турции и других западноевропейских стран, а также переворот в
Чехословакии. В июне 1948 г. Советский Союз блокировал доступ союзников в
разделённый на оккупационные зоны Берлин, что привело к использованию
союзниками Берлинского воздушного моста для доставки гуманитарных грузов
транспортными самолётами.
Стало очевидно, что призывами к соблюдению Советским Союзом устава ООН и
международных договорённостей, достигнутых в конце войны, не удастся
гарантировать национального суверенитета и независимости демократических
государств, столкнувшихся с угрозой внешней агрессии или внутренней
подрывной деятельности. Введение недемократических форм правления и
подавление активной оппозиции, попрание основных прав человека, гражданских
прав и свобод во многих странах Центральной и Восточной Европы, а также
сохранение и наращивание Советским Союзом своего собственного военного
устройства, вызывали новые опасения со стороны Европейцев.
Подписанием в марте 1948 г. Брюссельского договора пять западноевропейских
стран - Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Соединённое Королевство и Франции
- решительно продемонстрировали своё намерение создать общую систему
обороны и укрепить вои связи таким образом, чтобы иметь возможность
противостоять идеологической и военной угрозе своей безопасности.
Затем последовали переговоры с Соединёнными Штатами и Канадой по вопросу о
создании Североатлантического альянса, основанного на гарантиях
безопасности и взаимных обязательствах между Европой и северной Америкой.
Державы, подписавшие Брюссельский договор, предложили Дании, Исландии,
Италии, Норвегии и Португалии стать участниками этого процесса. Упомянутые
переговоры завершились подписанием 4 апреля 1949 г. Североатлантического
договора, вводящего в действие систему общей безопасности, основанной на
партнёрстве указанных 12 стран. В 1952 г. к указанному договору
присоединились Греция и Турция. Федеративная Республика Германия в 1955 г.
и Испания в 1982 г. вступили в альянс.
Варшавский договор будет создан позднее (в мае 1955 г.). В августе 1949
года СССР, вслед за США, создал и испытал свою ядерную бомбу. Новый 50-тый
мир встретил фактически расколовшись на две части. Два Берлина, две
Германии ГДР и ФРГ - на долгие десятилетия стали символом этого
противостояния.
В конце марта 1953 г. в ряде стран Восточной Европы обозначились признаки
массового недовольства. Прошли забастовки и демонстрации в Чехословакии,
обострилась ситуация в Венгрии. Наиболее серьёзные выступления прошли в
июне 1953 г. в ГДР, где забастовки и демонстрации, вызванные ухудшением
уровня жизни населения, привели страну на грань всеобщей забастовки.
Рабочие выступления были подавлены полицией ГДР.
В июне 1953 г. Советский Союз одобрил нападение Северной Кореи на Южную,
что побудило Североатлантический альянс на адекватное реагирование.
Опасаясь, что Корейская война является прелюдией к советскому нападению на
Западную Германию, лидеры стран-членов НАТО трансформировали альянс в
военную организацию с единой командной структурой и образовали верховное
главнокомандование объединёнными вооружёнными силами (ОВС) в Европе и на
Атлантике.
После принятия ФРГ в НАТО в противовес этому блоку 14 июня 1955 г. была
создана Организация Варшавского Договора (ОВД) как военно-политическое
объединение всех соцстран Восточной Европы, кроме Югославии.
Но Западная Европа не хотела быть заложницей, нейтральной полосой в
противостоянии между СССР и США. Поэтому в октябре 1956 г. Венгрия
поставила СССР в известность о желании выйти из Варшавского договора и
объявить о нейтральной позиции по отношению как к Востоку, так и к Западу.
В ответ на это 31 октября Советский Союз вёл свои танки в Будапешт, ввод
танков явился грубым вмешательством СССР. На улицах разгорелись бои, в ходе
которых погибло много граждан Венгрии. 5 ноября все выступления за
демократические свободы были жёстко подавлены советскими войсками.
Руководство СССР было готово применить вооружённую силу и для наведения
“порядка” в Польше, где в том же году проходили народные волнения. Но здесь
удалось снизить накал страстей мирными средствами.
Особую позицию в “социалистическом лагере” заняла Румыния, которая больше
других стран Восточной Европы испытала потребность в национальном
утверждении. В 1958 г. она добилась вывода советских войск со своей
территории и отказала поддерживать дйствия руководства СССР. Всё это
свидетельствовало о начале раскола “социалистического лагеря”.
В 1959 г. вновь разразился Берлинский кризис. И тогда восточногерманские
войска 12 августа 1961 г. возвели в одну ночь стену вокруг Западного
Берлина и установили контрольно-пропускные пункты на границе. Строительство
стены вызвало ещё большее напряжение, что повлекло за собой массовый исход
людей из советского сектора Берлина. Вскоре у Бранденбургских ворот, у
главных пропускных пунктов, сконцентрировались советские и американские
танки. Советско-американское танковое противостояние закончилось отводом
советских танков от командно-пропускных пунктов.
Развёртывание на Кубе советских наступательных ракет в следующем году стало
событием, которое едва не разожгло глобальную катастрофу. Вывод советских
ракет с Кубы , американских - из Турции и обязательство США не пребегать к
каким-либо действиям против Кубы позволили предотвратить конфликт.
Европу в середине 60-ых захлестнули антивоенные демонстрации. 21 августа
1968 г. Советский Союз ввёл свои танки в Прагу “пражская весна”, это была
агрессивная акция против суверенной страны. В этот день мир вступил в новую
историческую эпоху крушения советской идеологии, эпоху окончательного
заката СССР. Правительства быстро забывают свои ошибки, но у народов долгая
память. В Венгрии и Чехословакии выросло несколько поколений твёрдо
знающих, что от СССР исходит угроза. В 1981 г. Польша избежала
национального унижения быть наказанной за желание свободы, за поиск
собственного мирового пути.
После того, как 1 сентября 1983 г. советские истребители сбили самолёт
“Боинг” южнокорейской авиакомпании с 269 пассажирами на борту, мировое
общественное мнение отвернулось от СССР. Внешняя политика Советского Союза
зашла в тупик.
Ни Америка, ни Европа не ожидали быстрого взрыва коммунистической системы
изнутри. Вместе с остальным миром НАТО оказалась совершенно не готовой к
столь стремительному развитию событий – от свободных выборов в Польше и
открытых границ в Венгрии до разрушения ноября 1989 г. Берлинской стены,
рождение объединённой Германии и последующего окончания “холодной войны”.
Развал социалистической системы в Восточной Европе неизбежно привёл к
прекращению в 1991 г. деятельности Организации Варшавского Договора.
Крах коммунизма позволил союзникам планировать новый мировой порядок. Но
одновременно он открыл дорогу к новым региональным и этническим конфликтам
в расколотом Советском союзе и в Югославии, что в последствии привело к
созданию сил НАТО по выполнению соглашений (ИФОР) и сил стабилизации
(СФОР). Последующие инициативы НАТО, такие как ПРМ и СЕАП, а также
подписание Основополагающего Акта Россия-НАТО и хартии НАТО-Украина говорит
о колоссальной гибкости и способности адаптации альянса к новым условиям.
Альянс пережил потрясения 90-х и продемонстрировал готовность к решению
глобальных проблем нарастающего масштаба в XXI веке.
Основные задачи НАТО.
Объединив Соединённые Штаты и Европу, проведя интеграцию участвующих в нём
государств и сдержав все направленные против них угрозы Североатлантический
альянс доказал, что является высокоэффиктивным институтом. НАТО является
самой эффективной оборонной, а в перспективе и миротворческой, структурой в
истории человечества. Феномен НАТО занимает особое место и в истории
союзов, поскольку обеспечивает как военную, так и невоенную безопасность, а
также гарантирует развитие определённой модели государства, человеческой
культуры и общества. Для того, чтобы быть готовым к вызовам XXI века альянс
провёл ряд инициатив направленных на расширение возможностей сил НАТО и
стран-партнёров.
К числу средств, с помощью которых Североатлантический альянс проводит свою
политику в области безопасности, относятся поддержание военного потенциала,
достаточного для предотвращения войны и обеспечения эффективной обороны;
наличие общего потенциала преодоления кризисов, затрагивающих безопасность
его членов и выходящих за рамки Статьи 5 Североатлантического договора, а
также активное содействие диалогу с другими странами и решению проблем
европейской безопасности на основе сотрудничества, включая меры по
достижению дальнейшего прогресса в области контроля над вооружениями и
разоружения.
Для достижения своей главной цели Североатлантический альянс выполняет
следующие основные задачи в области безопасности:
. Обеспечивает необходимую основу для утверждения в Европе условий стабильной безопасности, опираясь при этом на развитие демократических институтов и приверженность мирному решению споров. Стремится к созданию условий, в которых ни одна страна ни могла бы запугивать или принуждать любую другую страну или устанавливать свою гармонию с помощью применения силы или угрозы её применения.
. В соответствии со Статьёй 4 Североатлантического договора служит трансатлантическим форумом для проведения союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность.
Содействует координации усилий союзников в сфере их общих интересов.
. Обеспечивает сдерживание любой формы агрессии в отношении территории любого государства-члена НАТО или защиту от неё.
. Сохраняет стратегическое равновесие на всём трансатлантическом пространстве..
Созданные в рамках НАТО структуры дают возможность странам-членам
координировать свою политику в целях решения вышеуказанных
взаимодополняющих задач. Эти структуры предусматривают постоянные
консультации и сотрудничество в политических, экономических и других
невоенных областях, а также составление объединённых планов общей обороны,
образование инфраструктуры, необходимой для обеспечения действий
вооружённых сил и разработку и организацию объединённых программ подготовки
личного состава, военных учений и миротворческих операций.
Эта деятельность опирается на сложную военную и гражданскую структуру, в
которую входит аппарат, занимающийся административными, бюджетными и
плановыми вопросами, и учреждения, созданных странами-членами
Североатлантического альянса для координации работы в специализированных
областях, например, в налаживании систем связи, способствующих проведению
политических консультаций, а также управлению войсками и службой
материально-технического обеспечения войск.
НОВЫЕ КОНТАКТЫ УКРАИНЫ И НАТО
Генерал Уэсли Кларк нанес прощальный визит в Киев
Контакты высших чинов НАТО и военно-политического руководства Украины в
новом году стали традицией. Две недели назад в Киеве "плотно работал"
генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон, затем Севастополь
инспектировал ответственный сотрудник НАТО бригадный генерал Гвидо
Пальмиери. А вчера начался официальный двухдневный рабочий визит на Украину
главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе Уэсли
Кларка.
Генерал Уэсли Кларк в первый день провел переговоры с министром обороны
Александром Кузьмуком, запланирована его встреча с министром иностранных
дел Борисом Тарасюком. В Киеве в который раз услышали, что приоритетом НАТО
является развитие отношений с Украиной, особенно совершенствование
механизмов обмена информацией, что важным признаком современных вооруженных
сил должна стать оперативная совместимость, что НАТО имеет большой опыт
реформирования армии. Интересен тот факт, что Уэсли Кларк встретился с
будущими офицерами - воспитанниками киевского военного лицея. Многие
называют визит генерала "прощальным", так как вскоре произойдет смена
главнокомандующего войск НАТО в Европе.
Днем раньше натовский генерал Гвидо Пальмиери в Севастополе заявил
командующему ВМС Украины вице-адмиралу Михаилу Ежелю, что "альянс
заинтересорван в сотрудничестве с Украиной настолько, насколько готова к
нему сама Украина". По его мнению, "сотрудничество надо углублять шаг за
шагом, и такими шагами должны быть, изучение языка общения, единые
стандарты, налаживание связей между командованием, кораблями и
подразделениями". Михаил Ежель и Гвидо Пальмиери договорились в июне
текущего года провести на Украине военные учения "Кооперейтив партнер-
2000".
Многочисленные заявления, сделанные в Киеве высшими чиновниками
Североатлантического альянса, свидетельствуют о том, что, министерство
иностранных дел Украины пытается материализовать идеи усиления западного
вектора внешней политики Киева.