Страны Центральной и Юго-Восточной Европы
Становление государств народной демократии
Образование народно- демократических правительств
Противоречия в Национальных фронтах между коммунистическими партиями и их союзниками
Перспективы перехода к социализму мирным путем
Образование народно-демократических правительств. В годы второй
мировой войны во всех странах Центральной и Юго-Восточной Европы
были образованы Национальные (Народные) фронты, в которых сотрудничали
рабочие, крестьянские, мелкобуржуазные, а на последнем этапе в некоторых
странах и бур-
жуазные партии. Сплочение столь разнородных социальных и политических
сил стало возможным во имя
общенациональной цели - освобождения от фашизма, восстановление
национальной независимости и демо-
кратических свобод. Эта цель была достигнута в результате разгрома
нацистской Германии и ее союзников Вооруженными Силами СССР, стран
антигитлеровской коалиции и действий антифашистского движения
Сопротивления. В 1943-1945 годах во всех странах Центральной и Юго-
Восточной Европы к власти приш-
ли правительства Национальных фронтов, в которых впервые в истории
принимали участие коммунисты, что отражало их роль в борьбе против фашизма.
В Албании и Югославии, где ведущую роль в народно-освободительной борьбе и Национальных фрон-тах играли коммунисты, они и возглавили новые правительства. В других странах были созданы коалици- онные правительства.
Сотрудничество различных партий в рамках Национальных фронтов объяснялось трудностью задач, сто- явших перед освобожденными от фашизма странами. В новых условиях требовалось объединение усилий всех демократических партий и организаций. Необходимость расширение социальной базы и признания западными державами возникших еще в период освободительной борьбы правительств Югославии и Поль-ши обусловила включение в их состав представителей эмиграции и тех внутренних сил, которые не прини- мали участия в Национальных фронтах, руководимых коммунистами.
Усилия всех правительств были направлены на решение первоочередных
общенациональных задач: лик-
видацию последствий господства оккупационных и местных фашистских режимов,
возрождение разрушен-
ной войной и оккупацией экономики, восстановление демократии. Был
уничтожен созданный оккупантами
государственный аппарат, государственные учреждения в Болгарии, Венгрии
и Румынии очищены от фа-
шистских элементов, деятельность фашистских и реакционных партий, на
которых лежала ответственность
за национальные катастрофы, была запрещена. Восстанавливались
демократические конституции, упразд-
ненные в 30-е годы авторитарными режимами. Начали функционировать
парламенты, в некоторых странах
была разрешена деятельность партий, не входивших в Национальные фронты.
Наряду с прежними структу-
рами государственной власти стали действовать новые, родившиеся в ходе
освободительной борьбы, наци-
ональные комитеты, советы.
Из социальных задач во всех странах, за исключением Болгарии, где эта
проблема была решена в резуль-
тате русско-турецкой войны 1877-1878 годов, первоочередной стала
ликвидация крупного помещичьего
землевладелия и наделение крестьян землей. В основу начатых в некоторых
странах еще до полного осво-
бождения аграрных реформ был положен принцип: “Земля принадлежит тем,
кто ее обрабатывает”. Кон-
фискованная у помещиков и тех, кто сотрудничал с оккупантами, земля
передавалась за небольшую плату
крестьянам в собственность, а частично переходила к государству. В
Польше, Чехословакии и Югославии
были конфискованы земли немцев, которых по решению союзных держав
переселили на территорию Гер-
мании. Программы Национальных фронтов не содержали прямого требования
ликвидации капиталистичес-
кой собственности, но предусматривали изъятие собственности нацистов и
их сообщников и наказание за
национальное предательство, в результате чего под государственное
управление перешли предприятия, принадлежавшие немецкому капиталу и той
части буржуазии, которая сотрудничала с гитлеровцами.
Таким образом, в результате ликвидации фашизма и восстановления национальной независимости в странах Центральной и Юго-Восточной Европы в 1943-1945 годах утвердился новый строй, получивший тогда название народной демократии. В политической сфере его характерной чертой была многопартий- ность, при которой не допускалась деятельность фашистских и явно реакционных партий, а значительную роль в правительствах и других органах власти играли коммунистические и рабочие партии. В Румынии не только формально, как это было в Венгрии и Болгарии, сохранился институт монархии. В сфере экономики при сохранении частных и кооперативных предприятий значительно большую, чем в довоенный период, роль стал играть государственный сектор. Наиболее серьезные изменения происходили в сельском хозяйст- ве, где началось решение аграрного вопроса в интересах беднейшего крестьянства.
Произошли изменения и во внешнеполитической ориентации стран народной
демократии. Еще во время
войны с Советским Союзом были подписаны договоры о дружбе, взаимной
помощи и послевоенном со-
трудничестве с Чехословакией (декабрь 1943 года), Югославией и Польшей
(апрель 1945 года). Над Болга-
рией, Венгрией и Румынией, как бывшими сателлитами гитлеровской Германии,
Советский Союз совмест-
но с Соединенными Штатами Америки и Великобританией установил контроль –
здесь действовали Союз-
ные контрольные комиссии (СКК), в которых благодаря присутствию
советских войск представители СССР имели более сильные позиции, чем
западные партнеры.
Противоречия в Национальных фронтах между коммунистическими партиями и
их союзниками. В Алба-нии и Югославии коммунистические партии занимали господствующие позиции в политической жизни.
Возобновившие свою деятельность после освобождения страны многочисленные
довоенные мелкобуржу-
азные и крестьянские партии Югославии оказались не в силах соперничать
с Коммунистической партией
Югославии (КПЮ) и близкими ей организациями. Это показали выборы в
Учредительную скупщину в но-
ябре 1945 года, на которых Народный фронт одержал убедительную победу
(90 % голосов). В Албании
кандидаты руководимого коммунистами Демократического фронта собрали
97,7 % голосов. Иная ситуа-
ция была в других странах: в Венгрии на первых послевоенных выборах
(ноябрь 1945 года) коммунисты
завоевали лишь около 17 % голосов, а в Польше, учитывая неблагоприятную
для себя расстановку полити-
ческих сил, они добились того, что выборы были отсрочены и состоялись лишь
в январе 1947 года.
Роль коммунистов в органах власти была более значительной, чем об
этом можно судить на основе пар-
ламентских выборов. Поддержка Советского Союза создавала компартиям
самые благоприятные возмож-
ности для того, чтобы начать постепенное оттеснение своих союзников по
Национальному фронту с зани-
маемых ими позиций в политической жизни. Сохраняя за собой, как правило,
посты министров внутренних
дел и осуществляя контроль над органами государственной безопасности, а в
ряде стран – и над вооружен-
ными силами, компартии в значительной степени определяли политику
народно-демократических прави-
тельст, даже если и не располагали в них большинством портфелей.
По многим вопросам, которые решались новой властью, возникали противоречия между коммунистами и другими партиями Национальных фронтов. Буржуазные и мелкобуржуазные партии считали, что с восста- новлением национальной независимости, конституционного строя, наказанием военных преступников и тех, кто сотрудничал с гитлеровцами, проведением аграрной и некоторых других реформ задачи, провоз- глашенные в программах Национальных фронтов, полностью выполнены. Они выступали за дальнейшее развитие государств Центральной и Юго-Восточной Европы по пути буржуазной демократии с внешнепо- литической ориентацией на страны Запада и сохранением дружественных отношений с Советским Союзом.
Компартии, рассматривая установление строя народной демократии как этап на пути к провозглашенной ими конечной цели – построению социализма, считали необходимым продолжение и углубление начатых преобразований. Используя городскую и сельскую буржуазию, капиталы и предпринимательскую инициа- тиву для решения задач восстановления, коммунисты в то же время вели все возрастающее наступление на ее политические и экономические позиции.
Переход в руки государства (национализация) собственности немецкого
капитала и той части буржуазии,
которая сотрудничала с гитлеровцами, привел к образованию во всех странах
более или менее мощного го-
сударственного сектора экономики. Вслед за тем компартии стали
добиваться национализации собствен-ности национальной буржуазии. Раньше
всего это было осуществлено в Югославии, где принятая в январе
1946 года конституция давала возможность, если этого потребуют
общенародные интересы, экспортиро-вать частную собственность. В
результате уже в конце 1946 года был издан закон о национализации всех
частных предприятий общегосударственного и республиканского значения. У
частных владельцев остались
лишь мелкие промышленные предприятия и ремесленные мастерские.
В Польше при создании Национального банка, частные банки, лишенные
возможности обменять на но-вые банкноты имевшиеся у них наличные
деньги, были вынуждены прекратить свое существование. По-
пытки частных владельцев добиться возвращения предприятий, зазваченных
оккупантами и при освобож-
дении страны перешедших под временное государственное управление,
удались лишь частично. Входив-
шая в состав Национального фронта Польская крестьянская партия – Польске
стронництво людове (ПСЛ),
возглавляемая бывшим премьером эмиграционного правительства С.
Миколайчиком, не возражала против
обобществления ключевых отраслей производства, но была против того, чтобы
главной формой этого обоб-
ществления стала передача предприятий в собственность государства. Она
выступала за то, чтобы их взяли
в свои руки кооперативы и органы местного самоуправления. Но в январе
1946 года по настоянию Польс-
кой рабочей партии (ППР) был принят закон о национализации, по которому
произошло огосударствление
крупной и средней промышленности.
В Болгарии, Венгрии и Румынии, находившихся под контролем СКК, наступление на позиции буржуазии велось путем установления государственного и рабочего контроля над частными предприятиями, а не пу-тем национализации.
Таким образом, практически уже в 1945-1946 годах компартиям удалось добиться того, что начался про- цесс изъятия собственности буржуазии и перехода ее в руки государства. Это означало выход за рамки программ Национальных фронтов, переход от решения общенациональных задач к решению задач соци- ального характера.
Опираясь на оставшиеся в большинстве стран советские войска и
находившиеся в их распоряжении ор-
ганы безопасности, коммунистические партии сумели нанести удары и по
политическим позициям буржу-
азных и мелкобуржуазных партий, вынужденных переходить в ряде случаев в
оппозицию. По обвинениям
в заговорщической деятельности арестовывались сторонники оппозиции. В
Венгрии в начале 1947 года та-
кие обвинения были выдвинуты против ряда руководителей Партии мелких
сельских хозяев (ПМСХ), в том
числе и против главы правительства. Многие из них, опасаясь ареста, были
вынуждены бежать за границу. В Болгарии был казнен Н. Петков, один из
лидеров БЗНС, а в Румынии преданы суду ряд деятелей нацио-
нал-царанистской (крестьянской) партии. В Польше на выборах в сейм в
январе 1947 года, руководимый
коммунистами блок одержал победу над крестьянской партией С.
Миколайчика. Протесты ПСЛ в связи с
многочисленными нарушениями в ходе избирательной кампании и
преследованиями кандидатов этой пар-
тии были отвергнуты. Вскоре после этого ПСЛ, как оппозиционная политическая
партия, сошла со сцены, а
Миколайчик во избежании ареста был вынужден бежать за границу.
Таким образом, уже к середине 1947 года, во многих странах коммунистические партии сумели удалить из Национальных фронтов своих союзников справа и укрепить собственные позиции в руководстве госу- дарством и экономической жизнью. Лишь в Чехословакии, где в результате выборов в Законодательное собрание в мае 1946 года, КПЧ вышла на первое место, сохранялось зыбкое равновесие сил в Националь- ном фронте. Но и там коммунисты практически заняли решающие позиции.
Перспективы перехода к социализму мирным путем. В 1945-1946 годах,
руководители ряда компартий
заявили, что политические и социально-экономические преобразования,
осуществленные в ходе становле-
ния и развития строя народной демократии, еще не носят социалистического
характера, но создают условия для перехода в будущем к социализму. Они
полагали, что этот переход может быть осуществлен иначе, чем
в Советском Союзе, - без диктатуры пролетариата и гражданской войны,
мирным путем. На первом съезде
ППР в декабре 1945 года было признано, что в условиях народно-
демократического строя, создающего ус-
ловия для дальнейшей борьбы рабочего класса и трудового народа за их
полное социальное освобождение,
имеется возможность идти к социализму эволюционно, мирно, без потрясений,
без диктатуры пролетариа-
та. Г. Димитров считал возможным “на основе народной демократии и
парламентского режима в один прекрасный день перейти к социализму без
диктатуры пролетариата”. Руководители других компартий
также рассматривали народно-демократическую власть как переходную,
которая постепенно перерастет в
социалистическую. Против таких взглядов не возражал Сталин, который летом 1946 года в беседе с
К. Готвальдом признал, что в условиях, сложившихся после второй мировой
войны, возможен иной путь к
социализму, не обязательно предусматривающий советскую систему и диктатуру
пролетариата.
Как видно, в первые годы существования народной демократии,
руководители компартий стран Центра-
льной и Юго-Восточной Европы, рассматривая советский строй как
классический образец перехода к со-
циализму, допускали возможность иного пути, при котором учитывались бы национальная специфика и
существование межклассовых союзов, нашедших свое выражение в
Национальных фронтах. Эта концеп-
ция не получила всесторонней разработки, она была намечена лишь в самых
общих чертах. Предлагалось,
что переход к социализму займет длительный промежуток времени.
Последовавшие события не оправдвли
возникших ожиданий.