ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ПРЕДМЕТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ 3
СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ 6
МЕТОДЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11
ВВЕДЕНИЕ
Общественная жизнь представлена многочисленными и взаимосвязанными сферами. Крупнейшие из них – политическая, экономическая, социальная, культурная. Каждая из этих сфер представляет собой определенную систему со своим типом организации и управления, со своими законами развития и традициями. Данные системы изучаются соответствующими гуманитарными и общественными науками.
Политическая система является одной из наиболее крупных и сложных. В ее рамках возникают и развиваются ключевые политические процессы, принимаются и реализуются важные для судеб общества решения. Поэтому не удивительно, что эта система привлекает в той или иной степени внимание представителей различных общественных наук, однако, специально и комплексно, в составе всех слагаемых политической системы ее изучает только одна наука – ПОЛИТОЛОГИЯ.
Политология (от греческих слов: politika – государственные и
общественные дела, искусство управлять государством и logos – слово,
учение) – наука об управлении государством в самом широком смысле, то есть
наука о политической системе общества. Это одна из самых древних
общественных наук и одновременно самая молодая. Одной из самых древних ее
следует считать потому, что каждая из изучаемых проблем (государство,
политическая власть, политические лидеры, политическая элита, политика,
политический процесс и др.) с древних времен интересовала исследователей
(Платон, Аристотель). В достаточно далеком прошлом были научно обобщены
важные положения политологической науки (в частности, о необходимости
разделения властей, о сущности и формах политического лидерства и др.).
Одной из самых молодых из фундаментальных общественных наук ее следует рассматривать в связи с тем, что как целостное, системное учение она возникла лишь в начале нашего столетия. Правы те исследователи, кто утверждает, что каждая наука появляется лишь тогда, когда в ее существовании заинтересовано общество, то есть речь идет о востребованности науки.
Несмотря на наличие достаточно широких политических исследований, вплоть до второй половины XIX в. политология развивалась без самостоятельной дисциплинарной оформленности, главным образом как учение о государстве и политико-философская теория. С этим связаны трудности в определении времени завершения процесса ее формирования. Некоторые ученые считают формальным началом политологии как самостоятельной науки образование в первой половине XIX в. правовой школы в Германии, другие же — преимущественно американские авторы — датируют ее возникновение второй половиной XIX в. и связывают прежде всего с именем Френсиса Лейбера, который в 1857 г. начал читать в Колумбийском университете курс лекций по политической теории и создал необходимые условия для открытия там же в 1880 г. сменившим его Джоном Берджессом высшей школы политической науки.
В последующие годы в Америке создается целая сеть политологических учебных и научных институтов, что позволило учредить в 1903 г. Американскую ассоциацию политических наук, насчитывающую сегодня свыше 16 тысяч членов.
В конце XIX — начале XX в. сам термин «политическая наука» получает признание и распространение и в Европе. В 1896 г. один из виднейших европейских политологов и социологов итальянец Г. Моска называет свой ставший позднее классическим труд «Элементы политической науки».
В начале XX в. процесс выделения политологии в самостоятельную
академическую дисциплину в основном завершается. Развитию политических
исследований заметно способствовало создание в 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО
Международной ассоциации политической науки, которая продолжает свою
плодотворную деятельность и сегодня.
В России политическая мысль имеет длительную историю и содержит много
интересных и оригинальных идей. Современный облик политические исследования
приобретают здесь в конце XIX — начале XX в. Заметный вклад в мировую
политическую науку внесли М.М. Ковалевский, Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев,
М.Я. Острогорский и ряд других исследователей, а также марксистские
теоретики В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и другие.
Бурное развитие политической науки было сильно заторможено, а во
многих направлениях и прервано после большевистской революции 1917 г.
Политология стала трактоваться как лженаука, буржуазная наука и т.п. Робкие
попытки создания «марксистско-ленинской политической науки» и активизации
политических исследований успеха не имели. Отдельные политические проблемы
анализировались в организационных рамках исторического материализма,
научного коммунизма, историй КПСС, теории государства и права и некоторых
других идеологизированных дисциплин. Однако их познавательные,
эвристические возможности были ограничены догмами официального марксизма и
общим положением обществоведения как служанки власти.
Отношение к политологии начало меняться лишь во второй половине 80-х гг. Сегодня, несмотря на многочисленные трудности, она постепенно занимает подобающее ей место в системе наук об обществе и оказывает все более заметное влияние на практическую политику, строительство демократической государственности.
ПРЕДМЕТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ
Чтобы разобраться в том, что же представляет собой политология как наука, прежде всего необходимо четко установить объект и предмет изучения политологии. В качестве объекта той или иной науки всегда выступает определенная область реальной действительности. Политологи считают, что объектом политологии является вся совокупность свойств, связей и отношений общественной жизни, которые носят название политических. Иначе говоря, объектом политологии является политическая сфера общественной жизни.
Во-первых, политическая сфера общественной жизни – это сфера
государственно-организованных связей, взаимодействий и отношений.
Большинством людей политика всегда рассматривается как непосредственное
активное участие человека в делах государства. Начиная с раннеклассовых
обществ, государство как форма социальной организации являлось самым
распространенным и непосредственно наблюдаемым явлением политической жизни.
Именно поэтому исторически первым сформировалось представление о том, что
предметом политической науки является изучение государства. Слово политика
происходит от греческого politika – полис – город-государство. Отсюда
вполне логично, что одно из первых произведений, посвященных осмыслению
политики, был трактат Аристотеля “Ta politika” – “то, что относится к
государству”. При этом из содержания произведения следовало, что полис
рассматривается Аристотелем не просто как географическое, национально-
государственное образование, а прежде всего как пространственное поле
гражданской активности.
Во-вторых, главными направлениями в исследовании государства было решение вопроса о наилучшей форме государственного устройства: деспотии, демократии, олигархии и так далее. И уже в древние времена, стало ясно, что важнейшим вопросом политической жизни является вопрос о власти. Задача политологии состоит в том, чтобы анализировать не только юридически–правовые аспекты ее деятельности, что составляет предмет государствоведческой и правоведческой дисциплин, но также государство и властные отношения как институты политической системы общества, имеющей главной целью реализацию всеобщего интереса. В связи с этим предмет политологии осмысливается как изучение политической власти, ее сущности и структуры, механизмов распределения и осуществления этой власти в государстве, способность власти обеспечивать себе поддержку со стороны большинства членов общества, контроль над политической властью со стороны общества.
В-третьих, уже в 19 веке, изучая внутренние механизмы деятельности государства, исследователи обнаружили, что основными субъектами политических связей, взаимодействий и отношений являются не изолированные индивиды, а индивиды, объединенные в социальные общности: социальные группы, сословия, классы, нации, касты. Каждая социальная общность имеет свои социальные интересы. Социальные интересы – это реальные жизненные стремления людей, социальных общностей, которыми они осознанно или неосознанно руководствуются в своих действиях и которые определяют их объективное положение в обществе. В рамках этих общностей происходит рациональный компромисс интересов, на основе которых осуществляется разделение власти в обществе.
В-четвертых, в целях отстаивания своих социальных интересов социальные группы, классы создают свои политические и общественные организации: партии, профсоюзы, движения и так далее. Эти организации и объединения вырабатывают идеологические системы, через пропаганду которых формируют в определенном направлении общественное мнение. Идеология придает значимость отношениям между представителями различных институтов общества, между людьми, объясняет, обосновывает, оправдывает или отвергает политические реальности в конкретных общественно-исторических условиях. Фактически политика представляет собой арену столкновения различных идеологических систем, идейно-политических течений, или, иначе говоря, мир политического имеет идеологическое (идейно-политическое) измерение. Изучение деятельности политических организаций и так называемых “групп интересов”, “групп давления”, а также идеологических учений является также важной составной частью политологии. Поэтому политологический анализ не может обойти вопрос о соотношении политики и идеологии, не может не касаться важнейших идейно- политических течений, их истории, влияния на политику.
Однако это лишь одна сторона взаимосвязи данных феноменов. Вторая
сторона заключается в том, что политолог, как и любой другой исследователь,
в той или иной форме и степени подвержен влиянию определенных
идеологических концепций, теорий, что тоже вполне естественно. Подход
исследователя в трактовке любого сколько-нибудь значимого факта, события
или процесса в значительной мере определяется его идейно-политическими и
социально-философскими установками и ориентациями. Конечно, идеален тот
случай, когда политолог как ученый беспристрастен и преследует цель найти
истину независимо от того, кому результаты его изысканий выгодны. Но наука
– это сообщество ученных разных ориентаций и пристрастий, исследующих один
и тот же объект с различных точек зрения, с разных сторон и совместно
ищущих истину. Подстраивание любой науки, особенно политологии, под чьи бы
то ни было вкусы и интересы неизбежно приводят ее к вырождению. Наглядный
пример этого – политизация и предельная идеологизация всего обществознания
в нашей стране, надолго задержавшая ее развитие.
На основе всего вышеизложенного можно предложить такое определение предмета политологии: политология – это наука о государственно- организованном обществе как функционирующей и развивающейся политической системе на основе взаимодействия составляющих ее элементов: политических субъектов, политических институтов и политического сознания.
Итак, предметом политологии является власть и политика. Сама политическая наука включает в себя различные научно-политические ракурсы. В самом широком смысле в понятие политической науки включается история и теория политических идей, политическая философия, политическая идеология, политическая социология, политическая история, политическая экономия, политическая психология, политология, политическая антропология, политическая астрология, геополитика, международные отношения, политическое право и так далее.
С точки зрения инструментального подхода можно различать политическую науку как целостную теорию со своим категориальным аппаратом, функциями и методами, дефинициями, концепциями и аксиомами. С другой стороны, можно выделить науку о политике, которая занимается непосредственно прикладными исследованиями. Она может использовать различные теоретические выводы и методики, а может иметь и собственный инструментарий, разработанный специально для исследования конкретного политического процесса, а также с целью оказания влияния на этот процесс. Необходимость прикладных исследований создается практической потребностью прогнозирования и моделирования реального политического развития.
Таким образом, политология является интегральной наукой о политике и
власти и многообразие различных способов их описания, исследования и
проецирования на будущее. Основными проблемами политологии можно назвать:
1. идейно-теоретическое и социальное обоснование политики;
2. проблемы власти и властных отношений, политических систем, институтов государства, политических режимов;
3. политические партии и движения, политические процессы, политические нормы;
4. политическая культура, политическое сознание, политическая идеология.
Все эти проблемы представляют интерес, прежде всего, в их современном состоянии. Очень важно знать составные элементы, их функциональное проявление, взаимодействие между разными составляющими с целью выявления механизмов реализации властных функций, выявления тенденций политического процесса и перспектив политического развития, принятия решений и так далее.
Мир политического представляет собой сложное и многообразное явление.
Если говорить о термине «политика», то это одно из самых распространенных и
многозначных слов, под которым понимают целенаправленную деятельность по
реализации поставленных задач в обществе или достижение максимального
результата. Например, говорят о мировой политике, о политике государства,
об экономической политике, о социальной политике, о политике родителей или
одного из них, о политике церкви и так далее. Но, что в курсе политологии
под политикой понимается деятельность власти, государства, политической
системы в целом, мирового общества и т.д.
Структурными и системными компонентами политики являются управление, правовое и конституционное закрепление власти, механизм правления в рамках различных государственно-политических систем, политические права личности, политическое равноправие и политическое неравенство, механизмы обеспечения функционирования общества и его воспроизводства, отношения граждан и государства, политическая социализация отдельных людей и общества в целом и т.д.
Проблемы политики тесно связаны с проблемами политических отношений и их социальными основами, с проблемами политических конфликтов и средствами и способами их разрешения, что непосредственно связано с формами государственного правления, режимами, наличием политических партий, устойчивости политического процесса в стране и т.д.
Социальной подготовкой политики является жизнь общества в целом: разрешенность или неразрешенность экономических проблем, а в связи с этим - степень решения социальных, культурных, образовательных сторон его жизни. В связи с этим неизбежно встает вопрос о взаимосвязи и взаимозависимости экономики и политики, о морально - нравственных аспектах того и другого, о моральном облике всего общества и его правящих элит в отдельных периодах исторического развития, связанные с определенными методами политической деятельности, с направленностью политики.
Устойчивость и жизнеспособность политических систем зависит от совпадения интересов субъектов и объектов политики, от готовности правящих элит жить в соответствии с правилами игры, установленными законами, политическими и правовыми нормами. От этого зависит от легитимности системы, легитимность власти, правомерность государства той или иной власти в определенные исторические отрезки времени.
В политической деятельности, как и в любом другом явлении можно
выделить различные уровни ее существования:
1. политическая деятельность только политических лидеров, монархов и элит;
2. политическая деятельность политических институтов, партий, движений, общественных организаций, в которых рассредоточивается власть;
3. политическая деятельность, в которой отражается прямое и косвенное участие не только различных социальных групп, но так же публичная и частная деятельность людей.
Третий уровень политической деятельности возникает в обществе при определенной готовности самого общества и его политической культуры, при развитости его демократических основ.
В соответствии с вышеперечисленными уровнями политической деятельности
можно выделить разные измерения политики:
1. директивная;
2. функциональная;
3. коммуникативная.
Все эти измерения предполагают не только реализацию поставленных целей и заданий, но и выбор средств и методов этой реализации, а значит и определенный характер политических режимов. Именно от этих изменений зависит открытость или закрытость общества, моноцелевой или полицевой характер его развития, наличие или отсутствие политической культуры участия, развитость или неразвитость демократических процессов, степень развития гражданского общества и пр.
Конечной целью политики является достижение интегративного консенсусного состояния общества, состоящего из разнородных групп, слоев, классов, представляющих некое общество, в котором достигается точка политического баланса. Не последнюю роль в достижении такого состояния играет государство с его арсеналом институтов принуждения, законов, норм и общеобязательных решений. Все вышесказанное является существенным предметом исследования политологии.
СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ
Являясь единой по своей сути наукой, политология внутренне дифференцирована и включает целый ряд более частных дисциплин, отражающих отдельные аспекты, сторону политики и ее взаимоотношение с обществом. Как считает немецкий ученый П. Ноак, политическая наука складывается из четырех важнейших дисциплин: политической философии, или политической теории; учения о политических институтах; политической социологии; теории международной политики.
Кроме названных этим автором политических наук, их перечень может быть дополнен историей политических учений, политической антропологией, политической психологией, политической географией, политической экологией, политической астрологией и т.п.
Несколько условно все политические науки можно разделить на две группы: дисциплины, изучающие непосредственно саму политику, и науки, исследующие ее взаимосвязь с остальным миром. К первым относятся политическая философия (в той мере, в которой она изучает природу политики и ее общие законы), учение о политических институтах, теория международной политики, политическая история; ко вторым — политическая социология, политическая психология, политическая география и др. Что же представляют собой важнейшие из этих наук?
Политическая философия — отрасль знаний, изучающая политику как целое,
ее природу, значение для человека, взаимоотношения между личностью,
обществом и государственной властью и разрабатывающая идеалы и Нормативные
принципы политического устройства, а также общие критерии оценки политики.
Она стремится ответить на вопросы, почему и зачем существуют те или иные
политические явления и каковыми они должны быть.
Предмет политической философии можно разделить на три группы явлений.
Во-первых, это политические ценности, критерии оценки реальной политики с
точки зрения морали, интересов крупных общественных групп или всего
человечества. В этой области исследований создаются нормативные теории,
даются этические оценки политическим институтам и процессам,
разрабатываются идеалы и цели, а также важнейшие пути их достижения.
Во-вторых, предметом политической философии являются наиболее глубокие основы политики. В отличие от эмпирических наук, опирающихся на частные наблюдаемые факты и верифицируемые гипотезы, политико-философские знания основываются на теоретических рациональных изысканиях, обобщениях глобального исторического опыта, логических рассуждениях, хотя и не исключают анализ конкретных фактов.
В-третьих, эта наука анализирует способы и средства познания политики, определяет смысл политических категорий, например таких из них, как власть, свобода, равенство, справедливость, государство, права человека политическое поведение и т.д. Без опоры на такие категории в конечном счете невозможны и эмпирические политические исследования.
Таким образом, политическая философия служит общей методологической базой политических исследований, определяет смысл различных концепций, выявляет универсальные принципы и законы во взаимоотношениях человека, общества и власти, соотношение рационального и иррационального в политике, ее нравственные критерии и мотивационную основу, определяет границы и принципы государственной власти и т.п. Политическая философия была исторически первой формой существования политической науки. Философские знания составляют ядро мировоззрения человека и политической культуры общества.
Учение о политических институтах представлено в первую очередь теориями политической организации общества, государства и права, политических партий и других институтов. В рамках этого учения имеется множество относительно самостоятельных дисциплин. Так, например, учение о государстве и праве помимо общей теории, государства включает целый комплекс юридических дисциплин. Политические институты, традиционно стоявшие в центре политических исследований, и сегодня занимают в них одно из важнейших мест.
Теория международной политики — область политических исследований,
предмет, которой — международные организации и объединения (ООН, НАТО,
ОБСЕ, Социнтерн, «Международная амнистия» и т.п.), внешнеполитическая
деятельность государств, партий и общественных движений, международные
отношения. Она изучает также проблемы войны и мира, предотвращения и
урегулирования международных конфликтов, формирования нового мирового
порядка.
Политическая история изучает политические теории, взгляды, институты и события в их хронологической последовательности и связях друг с другом. Вся человеческая история в определенном смысле — это прошлая политика. Без знания истории невозможно понять и предвидеть будущее. Поэтому любые значительные политические исследования так или иначе предполагают обращение к политической истории.
Эту группу составляют науки, занимающие промежуточное положение между политологией и другими науками. Важнейшей из них является политическая социология — наука о взаимодействии между политикой и обществом, между социальным строем и политическими институтами и процессами. Она выясняет влияние остальной, неполитической части общества и всей социальной системы на политику, а также ее обратное воздействие на свою окружающую среду. Эта наука занимает промежуточное положение между политологией и социологией, примыкает как к одной, так и к другой из этих дисциплин. Она выделяется среди других наук о политике прежде всего социологическим подходом к исследованию своего предмета, требующим выяснения зависимости политики от общества» социальной детерминированности политических явлений.
Политическая социология использует как макросоциологический подход, предполагающий выяснение социальных основ власти, влияния конфликтов между социальными группами на политические процессы и т.п., так и микросоциологический метод, суть которого состоит в рассмотрении конкретных политических институтов как социальных организаций, в анализе их формальной и неформальной структур, методов руководства и т.д.
Политическая психология изучает субъективные механизмы политического поведения, влияние на него сознания и подсознания, эмоций и воли человека, его убеждений, ценностных ориентации и установок. Эта наука рассматривает человеческое поведение как процесс и результат взаимодействия индивида со средой, при котором действия личности определяются как характером внешнего воздействия, так и особенностями их восприятия и осознания субъектом, который и является непосредственным предметом психологического анализа.
Политико-психологические исследования особенно широко применяются при
изучении электорального и иного политического поведения, политического
лидерства, политической социализации, политического конфликта и
сотрудничества. Относительно самостоятельным направлением этой науки
является политический психоанализ, представленный в трудах 3. Фрейда, Б.
Буллита, Г. Лассуэлла, Э. Фромма и других.
Политическая антропология изучает зависимость политики от родовых качеств человека: биологических, интеллектуальных, социальных, культурных, религиозных и др., а также обратное влияние политического строя на личность. Эта наука уделяет большое внимание исследованию элементов политики в примитивных этнических сообществах с родоплеменным строем.
Политическая география исследует взаимосвязь политических Процессов с их пространственным положением (например, в зависимости от близости к океану, к сильным государствам и т.п.), территориальными, экономико- географическими, климатическими и другими природными факторами.
Политическая астрология занимается выяснением влияния космоса, расположения звездных светил, солнечной активности, фаз Думы и т.д. на политические события и политическое поведение. Хотя многие выводы этой дисциплины носят гипотетический или даже весьма сомнительный характер, отдельные ее положения, например влияние солнечной активности на массовое политическое поведение, политическую активность, заслуживают внимательного учета в практической политике, особенно в кризисных ситуациях.
Реальные политические исследования обычно полидисциплинарны и не
укладываются в рамки отдельных политических наук как, например, если мы
хотим получить глубокие разносторонние знания о политической партии, то
должны изучить социальный и демографический состав партии и ее электората
(предмет политической социологии), ее формальные организационные структуры,
устройство и нормы функционирования (теория политических институтов),
психологию политических лидеров и членов (политическая психология), историю
возникновения и партийные традиции (политическая история) и некоторые
другие аспекты.
Отдельные политические науки обычно различаются не только по предмету, характеризующему, что, какой аспект политики изучается, но и по парадигмам и особенно методам исследования.
МЕТОДЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ
В современной политической науке, существует два уровня методологических исследований: теоретической и прикладной. Все зависит, как правило, от направленности исследования. Полидисциплинарность политической науки предполагает использование различных методов.
Если говорить о теоретических методах исследования, то здесь можно
назвать такие методы как:
1. Обще-логический метод, являющийся самым распространенным в любом научном исследовании. Он включает в себя различные элементы: индукцию и дедукцию, анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, аналогию, мысленный эксперимент.
2. Сравнительный метод один из важнейших методов в политологии, т.к. наиболее строгий политический анализ и выводы науки могут быть достигнуты лишь путем сравнения различных политических систем, различных форм правления, различных методов и способов реализации власти и т.д.
Сравнительный метод может и должен использоваться политической наукой с точки зрения выявления методологии самой науки, используемой различными школами и направлениями мировой науки.
3. Социологический метод в политической науке может носить двоякий характер. Во-первых, это теоретические аспекты рассмотрения с точки зрения общей социологии политики. А во-вторых, это разработка конкретных социологических исследований. Как правило, это связано с прикладными исследованиями, разработкой социологических методик как для анализа конкретных политических явлений (например, рейтинг политических лидеров или партий) так и для политического менеджмента и маркетинга.
4. Исторический метод в политической науке имеет такое же важное значение, как и любой другой теоретический метод. Историческая ретроспектива дает огромный материал для исторических сравнений и аналогий, дает ключ для понимания менталитета данного конкретного государства, его традиций и обычаев, стереотипов политического сознания и поведения, помогает понять суть происходящих процессов на современном этапе.
5. Системный метод в политической науке рассматривает любое политическое событие с точки зрения анализа общественно - политической системы. Целью этого анализа является выявление взаимосвязей и взаимозависимости отдельных элементов объекта исследования, будь то политический строй, конституция, государство или что-то иное.
6. Психологический метод в политической науке имеет целью исследования: а) политическое поведение отдельных личностей и политических лидеров в конкретной ситуации, называется бихевиористическим методом; б) политическое поведение групп, движений, партий в моделируемой политической ситуации, что получило название бихевио-рального подхода; в) поведение политической системы в условиях воздействия на нее неблагоприятных факторов и возможных вариантов ее трансформации в последующем развитии, что получило название пост - бихевиоричекого анализа; г) политическое сознание и его стереотипы у разных слоев населения, выявление политических мотивов и их социальной обусловленности, выявление привычных связей, характерного поведения, процесса политической социализации, политических взрывов общественного сознания и их обусловленность, способы тушения политической активности и т.д., что получило название социально-психологического подхода в политической науке.
7. Институциональный метод политической науки занимается непосредственно изучением всего спектра государственных институтов, политических и правовых норм развития, парламентской деятельности государства, регламента, разделения властей на различные ветви и уточнение их функциональной нагрузки и т.д., что, можно назвать одним словом - государство ведение.
8. Метод принятия решения
Мостиком между общетеоретическими и прикладными методами выступает бихевиоризм. Такое направление как бихевиоризм возникло в американской политологии на рубеже двух веков - девятнадцатого и двадцатого и представляет новую методологию в общественных науках. Оно исходит из идеи единства науки и возможных способах человеческого познания через опыт и его логическое обобщение. Познание требует анализа реальных фактов доступных для проверки. Все научные теории выводятся из гипотез, обобщающих эмпирическое знание. Научность теории вытекает из верификации, т.е. из возможности проверить теорию опытом. Таким образом, политология должна изучать непосредственно наблюдаемое политическое поведение людей при помощи научно - экспериментальных эмпирических методов. Персонифицированное изменение политики должно опираться на анализ наблюдаемого индивидуального и группового поведения, на анализ его мотивов, на разграничение фактов и ценностей, т.к. исследователь должен быть свободен от личных пристрастий, политических интересов и политического давления. В основе должны лежать только факты и логика. Соответственно, в политологии не только возможно, но и необходимо использования методов других наук. Например, речь может идти о математических методах, о статистических данных, о результатах социологических опросов и анкетирования, о компьютерном моделировании вообще. Все эти методы носят прикладной характер, т.к. они направлены на решение практических политических задач. Это создает как бы двусторонность вектора политического исследования, один конец которого направлен на политику как на сферу жизни общества, другой в плоскость пересечения личностных интересов и волевых устремлений различных групп, партий, движений, организаций, учреждений и институтов. В прикладной политологии далеко не всегда используются теоретические выводы и положения, такие как сущность власти, демократии, политического и государственного режима и т.д.
С другой стороны, прикладная политология снимает неопределенность теоретических выводов, представляя богатый эмпирический материал, раскрывающий характер политологических лидеров, правящей и оппозиционной элиты. Раскрываются отличительные особенности тех или иных политических систем, государственных институтов, политических режимов, характер процесса принятия решений, сущность текущих политических событий и процессов.
Отличием прикладных исследований являются практические рекомендации на
текущий момент, выводы о преимуществах тех или иных методов управления и
поведения политических лидеров и партий, формирование политического имиджа,
технологии процесса политических выборов и т.д. Специалистам по прикладной
политологии являются аналитики и эксперты различных политико-аналитических
центров, советники политических лидеров, имиджмейкеры, маркетологи и пр.
Центры и институты политического анализа существует не только на
внутригосударственном уровне, но и на международном. Они решают вполне
конкретные политические задачи, моделируя различные ситуации в различных
регионах мира, анализируя возможность и невозможность применения военной
силы для разрешения политических и геополитических целей, выдавая
рекомендации для разрешения политических конфликтов разного уровня и т.д.
Выводы прикладных исследований обогащают теорию и являются составной частью
политической науки, с той только разницей, что используют индуктивные
методы и микро политические средства исследования. К таким методам
относятся:
1. Наблюдение и констатация фактов. Речь идет об отслеживании событий и результатов тех или иных решений в процессе долговременного последующего развития. Иногда это выглядит как погружение в ситуацию, в движение, в группу, партию с целью отслеживания событий изнутри. Результатом наблюдения и констатации является информация, которая должна носить достоверный и независимый от интересов и симпатий наблюдателя характер.
2. Контент-анализ. Этот метод опирается на анализ текстов, документов, программ, инструкций, законов, статей, лозунгов и т. д. Отслеживается частота использования ключевых слов, касающихся объекта исследования, в качестве которых может выступать и политик, и партия, и политическая ценность и методы управления и многое другое. Происходит как бы независимая экспертиза по тому или иному политику или политическому явлению с точки зрения подачи материала.
3. Опрос и интервьюирование отдельных граждан путем анкетирования с последующем обобщением и систематизацией данных, используя математические, компьютерные и статистические способы обработки материала с целью получения презентативных выводов и прогнозов.
4. Игровые методы используются для предварительного проигрывания управленческих ситуаций с тем, чтобы иметь возможность предсказать не только варианты будущей стратегии, но и варианты тактического развития ситуации. Игровой метод как бы имитирует ситуацию с целью подготовки управленческого персонала для принятия решений.
Прикладные методы исследования, список которых можно было бы продолжить, обладают устойчивой значимостью для формирования государственной политики в разных сферах жизнедеятельности общества. С их помощью уточняется текущая политика и ее задачи на перспективу, прогнозируются цели будущего развития. В круг проблем, которыми занимается прикладная наука, входят очень разные проблемы: технология разрешения политических конфликтов, переговорные процессы по разным поводам, которые могут включать целый арсенал различных методов и приемов, политический маркетинг накануне выборов в законодательные и исполнительные органы власти и, конечно, выработке и принятия решений. Прикладная политология и теоретическая дополняют друг друга, обогащая важными выводами, прикладными и теоретическими разработками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работая над данной темой, я постарался выявить особенности и сущность науки политологии, составить представление о ее предмете, методах исследования и структуре, а также о взаимодействии с другими общественными дисциплинами.
Изучение политологии служит не только абстрактно-познавательной задаче
— получению адекватных знаний об этой сфере, обеспечению понимания сути
политических процессов, расширению интеллектуального кругозора личности. В
современном демократическом обществе оно подчинено также решению более
масштабной задачи — приданию политике гуманистической ориентации,
использованию ее в интересах личности, общества и всего человечества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белов Г.А. Политология – М. 1995.
2. Борисов Л.П. Политология: Учебное пособие – М., 1996.
3. Вебер М. Объективность социально-научного и социально-политического познания // Избранные произведения. – М., 1990.
4. Гаджиев К.С. Введение в политологию: книга для учащихся старших классов.
– М., 1993.
5. Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие – М., 1995.
6. Общая и прикладная политология М., – 1997.
7. Политология: Курс лекций. / Под редакцией А.А. Радугина – М., 1997.
8. Политология: Курс лекций. / Под редакцией М.Н. Марченко – М., 1997.
9. Политология: Учебное пособие для высших учебных заведений. / Под редакцией Г.В. Полуниной – М., 1996.
10. Политология: Учебное пособие. / Под редакцией Д.С. Клементьева – М.,
1997.
11. Пугачев В.П., Соловьев А.И.. Введение в политологию. – М., 1999.