Рефетека.ру / Педагогика

Реферат: Способности детей в младшем школьном возрасте

Домашнее сочинение проведено 11 марта 1997 года во 2-б классе

ЭШК №18.

Тема: Сказка о весне.

Тексты сочинений.

Сказка про бычка.

Жил-был бычок - красный бочок. Он очень любил помогать людям. Он был красный с белыми пятнышками. У него на шее были колокольчики и золотые рожки. Однажды он был в лесу и гулял. Он увидел дракончика и испугался, но дракончик не причинил ему вреда. Они подружились. И всегда помогали всем в беде.

Бабушкина
Екатерина.

_______________

Жил-был маленький лесовичок. Был он с ноготок, а борода в два раза больше. И рассказывает он вам свою историю. Шел он однажды по лесу и увидел цветок, да не простой, а волшебный. Первые четыре лепестка были красные и обозначали молодость, а другие были синими и обозначали старость. Шел он, шел, да и увидел стариков, так ему и захотелось узнать, о чем они говорят.
Съел синий лепесток и стал старым, а узнал он о том, что только мальчик лесовичок в красном кафтанчике может взять в пещере драконов алый цветок.
Тут он вспомнил, что у него есть красный лепесток. Съел красный лепесток и стал мальчиком. Он пошел домой и одел красный кафтан. Потом он побежал к пещере. Драконов в это время не было. Он залез на стол и взял цветок. В этом цветке лежкала кувшинка с прекрасной молодостью. Он выпил житкость.
Сейчас он живет молодым, красивым и здоровым. Вот такая история лесовичка.

Буйлина Елена.

_______________

Про бабочку Майю.

Жила-была бабочка. Звали ее Майя. Жила она в саду в хрустальном замке.У нее был сын Джек и дочка Уля. Однажды летала бабочка в саду. А в саду в это время играл с сачком мальчик Витя. Вот он поймал бабочку и посадил ее в баночку. Бабочка начала просить, чтобы он отпустил ее. И она рассказывала о своей жизни, что унее есть сын и дочка, что она должна опылять цветы, а иначе они погибнут. Хотя Витя был жестоким человеком, он даже заплакал над бабочкой и отпустил ее.

_______________

Необыкновенная история.

Жил-был один мальчик. Звали его Вася. Однажды он встал рано утром, ему нечего было делать, и он решил идти на рыбалку. Он взял наживку, удочку, кусок хлеба и пошел на речку.

Вася добрался до реки еще до восхода солнца. Он нацепил наживку и забросил удочку. К нему пришел какой-то дедушка и стал ловить рыбу. Дедушка сказал Васе, что с ним был такой случай, и он стал рассказывать такую историю. Как-то раз он пришел на рыбалку и стал ловить рыбу. Когда заклевало, он вытащил большую рыбу. Она весила 4 кг. Когда он пришел домой, то захотел сварить, но она не помещалась в кастрюлю, и тогда он порезал еена куски и варил. Вот такая история, а в тот день они ушли домой не с чем.

Протасов
Саша.

_______________

Жил-был король. Как-то раз он захотел объехать все свои владения.
Зовет свою жену. И говорит: “Ты приглядывай за всем хозяйством”. И поехал осматривать свои владения. Однажды король захотел попить, а у них все запасы воды кончились. Позвал он к себе слугу, попроси, чтобы ему дали попить. Приходит слуга к королю и говорит: “Все запасы пресной воды выпили”. Рассердился король.”Я сам поеду за водой”. Одъехал почти что все, а колодца не нашел. Едет, едет с надеждой увидеть колодец. Заехал в глубокую чащу леса и видит колодец стоит. Напился он этой водой. И довольный вскочил на коня. Поехал он за слугами и стал продолжать смотреть свои владения. Король не знал, что эта вода была живая и дающая силу.

Утамкулов
Ренат.

_______________

Маленькая синичка.

Жила-была маленькая синичка. И скорей хотелось ей увидеть весну.
Первую весну в своей жизни. Спрашивает она свою маму:

- Мама, а скоро будет весна?

- Скоро,- ответила ей мама.

- А скоро прилетят наши друзья птицы, которые на зиму улетают в теплые края?- спросила любопытная синичка маму.

- Когда лучики солнца будут греть, тогда они и начнут прилетать.

Замечталась синичка о теплой и солнечной весне. И не заметила, как до нее дотронулся лучик солнца. Синичка закричала: “Весна! Весна! Пришла весна!”

Шагиной Ольги.

_______________

Сказка про медвежонка пуха.

Жил-был однажды в дремучем лесу медвежонок Пух со своей мамой. Всю зиму они прспали в теплой и уютной берлоге, но вот наступила весна. От звонкой и веселой капели медвежонок проснулся. Ему захотелось вскочить и побежать на улицу. Но мама погладила его по спинке и велела спать дальше.
Прошел еще месяц, в лесу потекли ручейки, в берлоге стало сыро. Медведица и
Пух проснулись вместе и вышли из берлоги. А в лесу так хорошо! Поют птицы, светит солнце!

Вафина
Динара.

_______________

Жил-был динозаврик трицератопс. Он был травоядный динозаврик.

Как-то раз он ушел в хищный лес. Его называли так, потому что там жили хищные динозавры. Когда он шел, на него напал хищный динозавр, его звали церитозавр. Трицератопсу помогли прицератопсы - это большие динозавры.

Однажды он упал в пропасть , иему помог его новый друг хасмозавр.

Гарбулин Дмитрий.

_______________

Сказка про Ивана.

Жил-был царь. Было у него три сына. Первого сына звали Вслав, второго сына звали Василий, А третьего сына звали Иваном. Пошли один раз братья на охоту. Первый сын убил зайца, Второй лису убил, а третий медведя убил.
Подходят братья к отцу своему, и говорит царь: “Вы братья учитесь стрелять, а Иван на праздник пойдет.”

Дрягин Андрей.

_______________

Друзья Март, Апрель и Май.

Жили три друга, которые очень любилю друг друга. Жили они в общем трехэтажном доме: Март на первом этаже, Апрель на втором, а Март на третьем жтаже. Всем это очень нравилось, потому что их оберегала Весна - их общий дом.

И вот однажды у Марта был день рождения, и все прекрасно провели время.

Бондарев Саша.

_______________

Жили две лисицы на краю опушки и завели разговор.

- Я хитрее тебя и ловчее.

- Нет, я хитрее тебя.

Так и кончился первый день. Начался второй день и уже дрегой разговор.

- Я тебя больше и мне можно все делать, а тебе нельзя.

- Нет, можно мне.

- Вот видишь, сама сказала только что “можна”, а надо писать “можно”, значит ты еще маленькая.

Козловой Полины.

_______________

Ласточка.

Жила-была ласточка. Всю зиму она провела в теплых краях. Пришла весна.
Она вернулась на Родину. Нашла прежнее гнездо, поправила его, отложила яички и начала высиживать птенцов. Ласточка улетела искать червяков. В это время кот забрался на крышу и начал подкрадываться к гнезду. Ласточка вернулась и видит, что кот хочет съесть птенчиков. Она набросилась на него, начала бить его крыльями, клевать клювом. И кот свалился на землю. С тех пор ласточка вместе с птенцами жила счастливо.

Емельянов
Роман.

_______________

Сказка.

Жил-был как-то раз однажды месяц Май. Май был такой: теплым, зеленым, певчим, как настоящее лето. Солнышко всегда было ярким. Не было никаких уже морозов, никакого снега. А небо было такое голубое, такое красивое, как картина. А ночью так было красиво, красиво! Звезды были ярко-белые. И вообще сказать, было и днем и ночью очень красиво.

Липатникова Валентина.

_______________

Сказка про маленький Зубик, страшный Кариес и про храбрый Бленд-а-мед.

Жил-был маленький Зубик. Как-то раз пошел он в лес прогуляться. И вдруг к нему навстречу идет страшный Кариес. Зубик очень испугался, а
Кариес подходил все ближе и ближе. И только Кариес собрался напасть на
Зубик, как из-за кустов вышел храбрый Бленд-а-мед. И Кариес, увидев его, испугался и убежал прочь. И теперь всегда в трудную минуту храбрый Бленд-а- мед защищает Зубик от страшного Кариеса.

Бародай
Кристина.

_______________

Грач.

Жил-был грач. Ел он личинок, червяков. Не даром, когда грача увидят, говорят:”Грач прилетел и весну на крыльях принес”. Значит грач безобиден и помогае людям радоваться.

Мне кажется, что раньше грачи были зимними птицами. Однажды им стало холодно и голодно. Как-то раз они решили лететь на юг, а возвратились только весной. Так все время они теперь зимой улетают на юг, а возвращаются весной.

Васильева Настя.

_______________

Сказка про деревянного крокодила.

Жил-был деревянный крокодил. Все дети любили играть с ним. Однажды я повстречал его и мне стало грустно. Тогда я взял свою волшебную палочку и оживил его. Деревянному крокодилу стало весело и он пробежался по песочному замку. Потом проглатил плюшевого медвежонка и заводного лягушонка. Ему показалось этого мало и он полез за забор. Ах, вот ты какой!- подумал я и превратил его в деревянного крокодила. Он смотрел на меня, и из глаз капили нарисованные слезы, но больше ему никто не верил.

Винокуров Вадим.

_______________

Классное сочинение (2 часа) проведено 11 апреля 1997 года во 2-б классе ЭШК №18.

Тема: Письмо из будущего.

Тексты сочинений.

_______________

Здравствуйте, Надежда Анатольевна и Наталья Николаевна. Вы не болеете ли? Если заболели, не дай бог, тогда побыстрее выздоравливайте.

Я работаю два года милиционером, а сейчас мне 24 года. Работаю я хорошо. Начальник у нас хороший. Зарплату дают вовремя, не задерживают.

Саша Бондарев сейчас в Америке или в США. Андрей прыгнул с парашютом.
Парикмахер Бусыгин Артем постриг за 2 года 10000 человек. Космонавт
Протасов Саша пролетал над планетами Марс, Венера, Юпитер, Плутон, Сатурн,
Земля. Так я заканчиваю свое письмо.

До свидания, Надежда Анатольевна и Наталья Николаевна.

Утамкулов Ренат.

_______________

Здравствуйте, дорогая Надежда Анатольевна! Сейчас я уже вырос и стал художником. Написал картины “Северное сияние”, “Заход солнца в Африке”.

Вчера мой друг Дмитрий Уехал в кругосветное путешествие. Когда он вернется, я решил сделать ему небольшой подарок. Я пишу картину “Капитан кругосветного путешествия”. Мой друг и ваш ученик Глеб стал ученым. С помощью мутации он вывел новое животное - паук-макака-попугай. Надеюсь он сможет укротить его.

Уважаемая Надежда Анатольевна, желаю Вам никогда не болеть, жить счастливо и богато.

С горячим приветом ваш ученик Артем Гомзяков.

_______________

Здравствуйте, дорогая Надежда Анатольевна.

Я работаю в налоговой инспекции. Мне уже 26 лет. Дела на работе пока нормально. У меня двое детей Леша и Валя. Муж у меня очень добрый, его зовут Василий. Он уводит Валю в садик, а я увожу Лешу в школу. Мыживем хорошо.

А теперь об одноклассниках. Шутылев Антон уже работает на заводе. С
Романовой Анной, с Беломестовой Анастасией я не рассталась. Почти каждый день мы ходим в магазин все вместе.

До свидания, ваша ученица Лоскутова Катя.

_______________

Здравствуйте, уважаемая и любимая Надежда Анатольевна. Вам пишет
Емельянов Роман.

Уже два года я учу детей плаванию. Некоторые дети уже научились плавать и прыгают с вышки.

Мой друг Краев Дмитрий. Он очень любит море, океаны и озера. Он стал капитаном корабля “Волна”.

До свидания, дорогая Надежда Анатольевна.

Емельянов
Роман.

_______________

Уважаемая Надежда Анатольевна, пишет Вам Козлова Полина. Как Ваши дела? А здоровье? Вы еще работаете?

Я уже два года работаю тренером по баскетболу. У меня один ребенок, ему шесть лет, он в следующем году пойдет в школу. Я зарабатываю хорошую зарплату.

Моя одноклассница хочет стать тренером. У неё два ребенка: девочка
Марина, а мальчик Саша. Девочке - 10 лет, а Саше - 13 лет.

Надажда Анатольевна, надеюсь мое письмо понравилось, жду писем.

До свидания.

Козлова
Полина.

_______________

Здравствуйте, дорогая Надежда Анатольевна. Как у Вас дела? Это пишет
Вам Маша.

Я работаю в школе в начальных классах. У меня трое детей: две девочки
- близняшки и один мальчик. Их зовут Марина и Юля, Саша. Марине и Юле по шесть месяцев, а Саше четыре года. Он ходит в садик. Мужу у меня 25 лет, а мне 24 года. Он работает военным.

В доме, в котором я живу, есть соседка Вафина Динара. У нас четырехкомнатная квартира. Мы с соседкой очень часто видимся. У неё все хорошо.

У Динары двое детей, Зовут их Олег и Оля. Муж у неё хороший. И живут они очень хорошо.

Вот и все, Надежда Анатольевна. Вот так мы живем.

Крючкова
Мария.

_______________

Уважаемая Надежда Анатольевна. Письмо пишет Никита. Яхочу рассказать
Вам о себе...

Я хочу поступить в военное училище, потому что папа заранее сказал, что если у него будет сын, то он меня отправит в военное училище. Но теперь у меня это мечта.

У меня есть хороший друг по имени Рома Емельянов. Однажды я захотел булку, а у него была она. Я попросил у него и он мне дал.

Вот так мое письмо кончается, но потом я еще раз напишу про свою жизнь.

Киселев
Никита.

_______________

Здравствуйте, дорогая Надежда Анатольевна. Как Вы поживаете, как Ваше здоровье? Сколько лет мы с Вами не виделись, но я думаю, Вы не сколько не изменились.

Я уже три года работаю ветеринаром - лечу животных. Однажды я спсла одну собаку, которую переехала машина, и вообще, таких случаев было много , но не таких серьезных. Я вышла замуж за красивого, умного и милого человека, как я и мечтала, его зовет Игорь. У меня есть две собаки и дочка, ее зовут Надежда. Я назвала ее в честь Вас, потому что я Вас очень люблю, и она такая же красивая, как Вы.

Мы дружим и встречаемся с Динарой Вафиной. Динара работает учителем по музыке - учит играть детей на фортепиано. Она вышла замуж. Мужа зовут также
Игорь. У нее двое детей: девочку зовут Ольга, амальчика Олег.

Пишите, дорогая Надежда Анатольевна, я Вас никогда не забуду и всегда буду любить.

Ваша ученица Шагина Ольга.

_______________

Здравствуйте, уважаемая Надежда Анатольевна. Как у Вас идут дела?

Я живу очень хорошо. У меня трехкомнатная квартира, двое детей, мальчик и девочка. Оля и Олег.

Муж очень добрый, работящий. Живу я в девятиэтажном доме. Соседка моя
Ольга Васильевна.

Она живет рядом со мною. У Ольги дела тоже очень хорошие. Она работает учительницей по музыке на фортепиано. Муж у неё работает целыми днями. У неё есть дочка.

Ну вот и все, новостей больше нет. Вы тоже пишите о себе.

Ваша ученица Динара Вафина.

_______________

Здравствуйте, Надежда Анатольевна. Вы меня не забыли?

Это я - Бусыгин Артем. Я уже четвертый год парикмахер. Я живу хорошо.
Мой лучший друг Вадим уже давно плавает в Тихом океане. Мой одноклассник
Ренат уже сидит в милицейском участке лучшим милиционером. До свидания, жду ответа.

Бусыгин Артем.

_______________

Здравствуйте, уважаемая Надежда Анатольевна! Пишет Вам ваш ученик
Краев Дима.

Я пишу Вам с середины Тихого океана. Я повидал уже много, но такого еще не видел, мы едем уже полгода, но никак не можем проехать. Я работаю на этой профессии уже два года. Со мной едет мой самый лучший друг Бондарев
Саша. Его прфессия тоже сбылась. Мой корабль называется “Ворон”.

До свидания, Надежда Анатольевна. Ваш ученик Дима Краев.

_______________

Здравствуйте, уважаемая Надежда Анатольевна.

Я уже два года в Английском институте биологии. Сейчас я работаю над созданием новой породы собак. Я уже вывел две породы собак. Я женат. У меня два сына Рома и Дима. Моя жена работает секретарем. Дима учится в пятом, а
Рома - во втором. Мне двадцать девять лет, а жене двадцать семь.

Александр Сергеевич изъездил весь земной шар вдоль и поперек. Он был в
Гималаях, на водопаде Виктория, в пустынях Аравии, Гоби, Сахаре.

До свидания, Надежда Анатольевна.

Ваш ученик Глеб Вячеславович
Новоселов.

_______________

Здравствуйте, уважаемая Надежда Анатольевна. Как у Вас здоровье? Я пишу Вам не просто так, я хочу рассказать о моих товарищах или о Ваших учениках второго “Б” класса.

Мне уже двадцать пять лет. Я живу хорошо, дети здоровы. Работаю воспитательницей в детском саду в старшей группе. Детей воспитываю. Очень люблю я их.

Андрей прыгнул с парашютом. Артем стал парикмахером. Конечно, я к нему ходила и он сделал мне “Каре”. Такое красивое.

Ну вот, я Вам написала письмо, пора прощаться. До скорого свидания.

Моисеева Елена.

_______________

Здравствуйте, дорогая Надежда Анатольевна, пишет Вам Бабушкина
Екатерина. Я кончила колледж. Стала работать в парикмахерской.

Мы живем с Кристиной Бородай в обной квартире. У нас есть собака ризеншнауцер. Ее зовут Зинга. Она послушная собака. Кристина стала московским хирургом. Мы с Кристиной ладим.

До свидания, Надежда Анатольевна. Пишите почаще.

_______________

Здравствуйте, Надежда Анатольевна. Вам пишет Андрей Дрягин. Я учусь в институте. Каждый день там играет музыка. Я учусь три месяца.

Саша Бондарев научился плавать. Мы с Ромой вместе учимся.

Я с Вами прощаюсь. Андрей
Дрягин.

_______________

Здравствуйте, дорогая Надежда Анатольевна. Как живете, чем занимаетесь, куда ходите? Пишет Вам Протасов Саша. А теперь я расскажу Вам о себе.

Я хожу в 18 школу, учусь не очень хорошо, но и не плохо. Я пишу это письмо потому, что я Вас уважаю за Вашу доброту. Вы меня не перевели в обычный класс. А теперь послушайте рассказ об одноклассниках.

Мои одноклассники не очень хорошие, например, Дима Краев. Он всегда после хора зовет к себе домой, но я отказываюсь и езжу на транспорте. Вот и пришло прощание.

Наступило прощание. Прощайте, Надежда Анатольевна, я думаю, что Вы будете мне писать тоже.

Ваш ученик Протасов Саша.

_______________

Здравствуйте, уважаемая Надежда Анатольевна. Мы повзрослели.

Я учусь в институте культуры и занимаюсь бальными танцами. Учусь я на одни пятерки. Наша группа скоро будет выступать, и мы поедем в Москву.

Моя подружка Алиса стала кинологом, а Динара стала учительницей по музыке и Оля тоже. Бусыгин Артем Стал Парикмахером, Дрягин Андрей прыгнул с парашютом. Беломестова Настя стала учительницей, а Кристина хирургом.

До свидания, Надежда Анатольевна, пишите и я буду писать.

Буйлина Лена.

_______________

Здравствуйте, уважаемая Надежда Анатольевна. Пишет Вам Кристина.

Я живу хорошо. НО я хочу спросить у Вас. Как живете Вы, хорошо или плохо? Я работаю хирургом в больнице.

Аня Романова уехала в город Нижний Тагил. А Бабушкина Катя к сестре
Даше, потому что у неё день рождения. В общем, все кого я помню, все живут хорошо.

Вот и все, что я смогла написать.

До свидания! Бородай Кристина.

_______________

Здравствуйте, дорогая Надежда Анатольевна, Вам пишет бывший ученик
Глушков Роман.

Я живу хорошо, моя мечта сбылась. Я стал ветеринаром, лечу животных.

Андрей служит в воздушных силах, прыгает с парашютом и обучает военных собак командам.

До свидания, Надежда Анатольевна, я буду Вам писать.

Глушков
Роман.

_______________

Дорогая Надежда Анатольевна. Как Ваше здоровье? Как Вы живете?

Я живу хорошо, у меня все есть. Здоровье у меня хорошее. Я прекрасно провел лето, ездил в деревню и купался в Волге.

У меня друг Антон, я его очень люблю и думаю, что мы когда-нибудь встретимся.

Прощайте, уважаемая Надежда Анатольевна, я очень люблю Вас.

Бондарев
Саша.

_______________

Дорогая Надежда Анатольевна, как Вы поживаете? Я живу хорошо.

Я работаю в группе “Захват” и еще хожу в турестический кружок. Мы живем в пятиэтажном доме, живем мы хорошо.

Саше Протасову очень повезло, он теперь у нас космонавт, а Саша
Бондарев устроился в дальнее плавание. Он в разных странах побывал.

Пишите, Ваш ученик Гарбулин Дмитрий.

_______________

Уважаемая Надежда Анатольевна! Как Ваше здоровье? Как Вы поживаете?

Я очень скучаю. Я живу хорошо. У меня появился новый друг. Я хочу стать учительницей. У меня есть щенок. Я его очень люблю.

Я видела Валю. Я говорю Вале: Привет. Она не повернулась. Тогда я поняла, что Валя обо мне забыла.

Надежда Анатольевна, я с Вами прощаюсь, я Вас не забуду!


Романова Анна.

_______________

Здравствуйте, Надежда Анатольевна!!!

Я никогда не забеду Вас, потому что Вы моя первая и самая, самая лучшая учительница.

А теперь немного о себе. Живу я хорошо, почти каждый день езжу на пляж с друзьями. Я бы хотел, чтобы Вы присоединились к нам.

А теперь об однокласснике. Бондарев Александр работает со мной в бизнесе. У нас идет все хорошо. И мы очень любим заниматься этой работой.

До свидания, Надежда Анатольевна. Желаю Вам успехов и побольше радости.

Шутылев Антон.

_______________

Уважаемая Надежда Анатольевна. Как Вы живете? Как Ваше здоровье? А я живу хорошо.

У меня есть подружка. Я с ней всегда гуляю по городу. У меня есть муж, его зовут Робик. Он работает в налоговой инспекции. У меня есть дочь, ее зовут Таня. Я работаю учительницей.

Когда я училась в восемнадцатой школе, у меня была подружка. Я сней всегда гуляю. Я уже выросла большая и сейчас гуляю с подружкой по городу.

Прощайте, Надежда Анатольевна. Я никогда Вас не забуду.

Беломестова Настя.

_______________

Здравствуйте, Надежда Анатольевна. Как Вы живете? Как у Вас идут дела в школе? Я окончил институт, а теперь уже два года работаю в милиции. Я выбрал эту профессию, потому что мне нравится форма и милицейский значок.

Бондарев Саша стал моряком и уехал в Америку, а Андрей прыгнул с парашютом, некоторые ребята работают в городе, и я с ними часто встречаюсь.

До свидания, Надежда Анатольевна. Всего хорошего, пишите.

Винокуров Вадим.

_______________

Здравствуйте, уважаемая Надежда Анатольевна. Как вы живете или плохо.

Надежда Анатольевна, как я говорила во втором классе, моя мечта сбылась, я работаю в школе, я преподаю математику. Я учу детей, как вы нас,
Надежда Анатольевна. У меня есть котенок, ему всего полмесяца. Надежда
Анатольевна, у меня есть дочка, ее зовут Алена.

Я иногда встречаюсь с Леной, у нее все хорошо и у нее тоже дочка, ее зовут Маша.

До свиданья, дорогая Надежда Анатольевна.

Ваша ученица, Головина Катя.

_______________

Здравствуйте, дорогие мои учителя ! Сейчас я вам пишу не потому, что мне хочется что-то сообщить, я просто по вам скучаю. Сейчас я сижу в институте на лекции. Лекция очень скучная, все рассказывают о том, что я знаю. Я уже кончаю учебу. Пытаюсь практиковаться в кинологии. Вывожу новую породу собак.

Маша Крючкова уже учитель, Лена Моисеева - воспитатель, Дима Краев - капитан далекого морского плавания. Я может не работаю, но у меня сложная профессия, и я ее очень люблю.

Прошу Вас не сердиться, за то, что мало пишу. До свидания!!!

Ваша Гомзякова Алиса.

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИОЛОГИИ ОДАРЕННЫХ ЛЮДЕЙ, ГЕНИЕВ.

Когда речь заходит о любых свойствах психики, интеллекта, поведения человека, о его наследственности, его биологических особенностях, невозможно уйти от извечной проблемы двойстенности человеческого существа.

С одной стороны, человек - это биологический вид, принадлежащий к животному царству, то есть существо, подчиняющееся всеобщим законам живой природы. Но, с другой стороны, человек стал человеком именно благодаря своей социальной, общественной природе. Именно социальность человека сформировала его уникальную выделенность из животного мира, заключенную прежде всего в способности мыслить и говорить.

Забвение, недооценка одной из сторон человеческой сущности может привести к откровенному “биологизаторству”, то есть пренебрежению социальной составляющей, уподоблению человека животному, или к догматическому пустословию, “социологизаторству”, к отмене всех тех естественных, природных свойств, которые могут быть изучены, поняты.

Социологизаторство в своем наиболее убогом, а потому - и наиболее агрессивном виде вообще отрицает возможность изучения любых наследственных особенностей высшей нервной деятельности, психики, мышления...

Когда же речь заходит о гениальности, одаренности, особенно остро воспринимается вопрос о наследственности. Действительно, если понять тезис о наследственной природе гениальности односторонне - то сразу же возникают
(сознательно, подсознательно или даже безсознательно) мысли о наследственной обреченности, о существовании людей “высших” и “низших”, о расизме и прочих диких вещах. Необходимо посмотреть на эту проблемму шире.
Обратимся к одному из виднейших психологов советской науки Б.М. Теплову.

Сразу же уточним, слово “наследственность”. Слова “наследственность” и
“наследственный” в психологической литературе нередко применяются не только в тех случаях, когда имеются действительные основания предполагать, что данный признак получен наследственным путем от предков, но и тогда, когда хотят показать, что этот признак не есть прямой результат воспитания или обучения, или когда предполагают, что этот признак сводится к некоторым биологическим или физиологическим особенностям организма.

Очень важно также отметить, что, говоря о врожденных задатках, мы, тем самым не говорим еще о наследственных задатках. Чрехвычайно широко распространена ошибка, заключающаяся в объединении этих двух понятий.
Предполагается, что сказать слово “врожденный” все равно, что сказать
“наследственный”. Это неправильно. Ведь рождению предшествует период утробного развития. Если даже доказано, что какой-нибудь задаток существует действительно с первогодня жизни, то из этого следует только то, что он или наследственный, или возникший в течение утробного периода развития. Итак, понятие врожденные задатки и наследственные задатки - далеко не одно и то же.

В нашей советской науке изучением наследственных задатков одаренных людей практически не занимался никто из ученых. Поэтому особый интерес для меня составило знакомство с трудами одного из крупнейших отечественных генетиков, доктором биологических наук, профессором В.П.Эфроимсоном. Этот удивительный жид с одинаковым желанием отдавался изучению не только генетике, но и истории. Знакомясь с жизнеописаниями великих людей,
Эфроимсон, оставаясь генетиком, биологом, обратил внимание на то, что среди великих мира сего довольно часто (по крайней мере значительно чаще, чем среди остальных людей) встречаются некоторые наследственные болезни.
Натолкнувшись на это явление, он стал более “прицельно” изучать биографии знаменитостей с целью выявления их потогорафий - то есть перечня болезней, описания недугов. Результат оказался удивительным. Он обнаружил сначала одну, а потом еще четыре особенности, встречающихся статистически гораздо чаще, чем в норме именно у гениальных людей. Он назвал их пять “стигм” гениальности.

Многие иэ них достаточно хорошо изучены - настолько хорошо, что можно говорить о механизме их действия, то есть о том, каким образом тот или иной наследственный недуг может повышать творческую отдачу его обладателя.
Механизм действия других не до конца изучен. Раскрытие его - дело будущих исследователей.

Преречислим эти “стигмы”. Прежде всего у гениев в десятки раз чаще, чем у нормальных людей встречается наследственно закрепленный повышенный уровень мочевой кислоты в крови. В своем клиническом, болезненном проявлении повышенный уровень уратов (солей мочевой кислоты) приводит к подагре. В чем же здесь загадка. Во первых, мочевая кислота по своей химической природе очень близка к таким известным стимуляторам умственной деятельности, как кофеин и теобромин (содержится в чае и кофе). Во-вторых, мочевая кислота отсутствует в крови почти всех млекопитающих, так как расщепляется специфическим ферментом - уриказой. Однако у всех обезьян и у человека уриказы или нет вообще, или очень мало, и в связи с этим содержание мочевой кислоты может быть довольно высоким. Можно предположить, что с исчезновением уриказы у приматов связан существенный этап в эволюции человека. Накопление мочевой кислоты в крови служило стимуляцией мозговой деятельности.

Организм в норме содержит около одного грамма мочевой кислоты. В организме подагрика ее содержится 20-30 граммов. Естественн, что столь резкое превышение содержания мощного биостимулятора мозговой активности не может не отразиться на поведении, образе действий человека.

Частота подагры среди мужского пожилого населения в странах с достаточным потреблением мяса и алкоголя определяется как 0.3% (то есть на каждую тысячу человек - три подагрика). Среди тысячи тридцати гениев Эллиса эта цифра выше почти в двести раз - 5.3%. Примерами знаменитых подагриков являются Борис Годунов, Иван III, Петр I, Карл XII, И.С. Тургенев, Бетховен и другие.

Следующая “стигма” - редчайший, но также передающийся по наследству синдром Марфана, или “синдром Авраама Линкольна”, который встречается один раз на тысяче или даже десятке тысяч людей. Среди четырехсот наиболее знаменитых им обладают по крайней мере пятеро.

Один из самых выдающихся президентов США - Авраам Линкольн, его поразительно умная мать и три его сына страдали своеобразной наследственной формой диспропорционального гигантизма - синдромом Марфона. Для этого синдрома характерны очень длинные, тонкие конечности при относительно коротком худощавом теле; длинные, тонкие, легко отгибающиеся назад пальцы рук; очень крупные кисти рук и стопы, подвывих хрусталика, аневризм аорты и усиленный выброс катехоламинов - природных веществ, вырабатываемых надпочечниками (адреналин, норадреналин, некоторые другие). Катехоламины участвуют в обмене веществ и приспособительных реакциях организма. Особенно мощный выброс катехоламинов происходит при стрессах - сильном психическом и физическом напряжении, что позволяет организму достигать огромного уровня физических и психических нагрузок.

Но при стрессах происходит одномоментный выброс адреналина в кровь, тогда как при синдроме Марфана количество катехоламинов в крови повышено постоянно. И талантливые, одаренные обладатели синдрома Марфана отличаются огромной энергией и способностью к напряженному, длительному инеллектуальному труду.

Сходного типа гигантизмом обладал очень худощавый Ганс Христиан
Андерсен. Очень подозрителен на предмет синдрома Марфана был Чуковский и его замечательно одаренная дочь - Лидия Корнеевна. Заглядывая в прошлое, надо отметить аналогичный диспрапорциональный гигантизм у Вельгельма
Кюхельбекера, к 27 годам ставшего писаталем и издателем, отличавшимся отчаянной храбростью.

Третья стигма - это наследственный синдром Морриса, или “синдром Жанны д*Арк”, а также близкое к нему по механизму биологического действия повышенное содержание половых гормонов - андрогенов (гиперандрогения ).

Поскольку постановка диагноза через много столетий после смерти, а тем более сожжения на костре, вызывает естественные сомнения, необходимо тщательно разобраться в том, очем сейчас пойдет разговор.

Синдром Морриса - “тестикулярная феминизация” - это очень не часто встречающийся наследственный синдром ( один случай на 20 тысяч, а по некоторым данным и на 50 тысяч рождений), который вызван мужским набором хромосом, ведущих к образованию семенников, обычно хорошо прощупывающихся в виде легкой паховой грыжи у женщин. Но при мужском наборе хромосом существует наследственная невосприимчивость соматических тканей к мужским половым гормонам, которые в норме должны на эти ткани воздействовать. В результате развивается стройная, сильная, красивая, женщина с хорошо развитыми внешними половыми признаками, с нормальным для женщины половым влечением, но с отсутствием менструации и бесплодная. У обладателей синдрома Морриса отмечаются редкостная деловитость, мощная умственная энергия, физическая выносливость и сила.

Синдромом Морриса страдала Жанна д*Арк. К концу 19 века этой героине было посвящено 2117 крупных произведений, в частности 600 больших поэм, 200 драм, 16 опер. Жанну д*Арк историки рассматривали по разному, но равнодушными она не оставляла никого.

Физиологически необычайно высокий интеллектуальный и физический уровень вызван тем, что соматические ткани не реагируют на мужской гормон, в избытке продуцируемый собственными семенниками, и он остается как бы не связанным, свободным, циркулируя в крови, тонизируя и умственную, и физическую энергию.

Четвертая стигма - это отличающая многих гениев особенность их нервной системы - гипоманиакальная депрессия , иногда доходящая до психической патологии. Но нельзя говорить, что гений - это почти всегда безумие.
Механизм действия четвертого фактора не совсем понятен, но это связано с общей трудностью изучения протекания психических процессов у человека.
Вероятно, дальней шие исследования помогут подойти и к пониманию того, как интенсифицируется творческая активность гениев этого, циклоничного типа.

Хорошо известно, что среди психических заболеваний одним из самых распространенным является маниакально- депрессивный психоз. Менее известно, что кроме болезни, обозначаемой этими словами, существует особый тип конституции, который принято называть циклотомией. Циклотомики ( в отличии от шизотимиков) характеризуются более или менее регулярным чередованием разных фаз настроения, физического и психического тонуса. Фазы подъема, энергичной деятельности, оптимизма и веры в свои силы могут сменяться фазами снижения общего тонуса, пониженной активностью, некоторой расслабленностью, ухудшения настроения, пессимизмом.

Первую фазу можно назвать гипоманиакальной (“гипо” - значит пониженное), то есть не болезненной, но все же очень характерной. Вторую фазу - пассивной, снекоторыми элементами депрессии. в гипоманиакальной фазе у многих художников, писателей, изобретаталей идеи следуют одна за другой с необычайной скоростью, часто именно в этой фазе совершаются значительные открытия, достигаются существенные творческие успехи. Этим гипоманиакальное состояние принципиально отличается от маниакальной фазы истинного психоза, которая обычно не продуктивна. У циклотомиков в периоды пассивности могут иногда развиваться достаточно тяжелые состояния, иногда даже доводящие до мысли о самоубийстве, до переживания собственного бессилия.

Документально доказана гипоманиакальная депрессия Линнея, Колриджа,
Пушкина, Гоголя, Л. Толстого, Эренфеста, Шумана, Сен-СимонаОгюста Конта,
Диккенса, Хемингуэя, Лютера, Ван Гога, Дизеля.

Известно, что гипоманиакальная депрессия обычно встречается у четырех человек на тысячу. Среди гениев эта цифра больше по крайней мере в десять раз - четыре человека из ста.

Пятая стигма еще менее изучена. Речь идет о гораздо чаще встречающихся среди гениев большой или даже огромной высоте лба.Понятно, что сама по себе высота лба не может являться причиной или фактором гениальности. Но скорее всего, это лишь нешнее проявление каких-то особенностей строения, морфологии мозга, что уже связано спроявлением творческих способностей. В чем тут связь - покажут дальнейшие исследования. Но то, что высоколобые среди гениев встречаються гораздо чаще, чем среди обычных людей, - это факт.

Обобщив все эти стигмы, можно выделить еще одну особенность - сочетание у одного человека нескольких факторов, их совместное действие.

Любопытно, что, например, среди гипоманиакальных гениев несколько имели к тому же еще и подагрическую стимуляцию: Лютер, Линней, Гете,
Пушкин, Альфиери, Диккенс, Дизель. И так как частота подагричности в среднем 4 человека на тысячу и частота гипоманиакальности такая же, то вероятность случайного совпадения обоих этих признаков не выше, чем четыре человека на миллион, а среди великих деятелей истории и культуры таких не менее десятка. То есть обнаружение десяти среди четырехсот уже более чем в тысячу раз превышает все ожидаемые по статистике цыфры, и даже если подправлять результаты и не считать обладателями обеих факторов хотя бы половину из упомянутыхлиц, то все же результат невероятен.

Но кроме двойного механизма, существует и тройной механизм, например,
Дарвин, Пушкин!

ПРИЛОЖЕНИЕ №4 тест на оригинальность воображения

2-а класс.

ПРИЛОЖЕНИЕ №5 тест на оригинальность воображения

2-б класс.


Похожие работы:

  1. •  ... развития познавательных процессов младших школьников
  2. • Формирование творческих способностей школьников в ...
  3. • Коррекция нарушений поведения детей младшего ...
  4. • Анализ развития координационных способностей у детей ...
  5. • Возрастные предпосылки развития общих способностей ...
  6. •  ... активности детей младшего школьного возраста
  7. •  ... детской агрессивности в младшем школьном возрасте
  8. • Гендерные различия адаптационных способностей ...
  9. • Развитие представлений об эмоциях у детей младшего ...
  10. • Методика развития силы у детей младшего школьного ...
  11. •  ... данных детей младшего школьного возраста на занятиях ...
  12. • Особенности эгоцентризма у одаренных детей младшего ...
  13. • Методика развития творческих способностей детей младшего ...
  14. • Ведущая деятельность и новообразования в младшем школьном ...
  15. •  ... поведения у детей младшего школьного возраста с ЗПР
  16. • Сравнительный анализ психологического здоровья детей ...
  17. • Развитие памяти в младшем школьном возрасте
  18. • Особенности творческих способностей и воображения ...
  19. •  ... эмоционально-творческой культуры младшего школьника
Рефетека ру refoteka@gmail.com