Введение
За последние годы в нашей стране возросло значение английского языка.
Современные предприятия нашей страны испытывает потребность в
высококвалифицированных специалистах, умеющих не только читать и писать, но
и общаться на иностранном языке. Но в обучении устной речи в средней школе
сложилась традиция развития языковой компетенции практически в двух сферах
– социально-бытовой и учебной. Деловая сфера общения не предусмотрена. Нет
учебников делового английского языка для средних общеобразовательных школ,
но есть учащиеся, которым он необходим для дальнейшего обучения, например
на факультетах экономики различных ВУЗов.
У нас в стране и за рубежом отсутствует общепринятая концепция деловой игры, единая или разделяемая большинством исследователей технология ее описания и разработки. Каждый разработчик создает свое представление об игре, либо некритически заимствует у других. Это приводит к невозможности воспроизведения деловых игр другими преподавателями, неуспеху в их использовании. [ ]
Так как игра – это эффективное средство активизации не только на младшем, но и на старшем этапе обучения, то она очень часто используется для обучения деловому общению. Цель такого общения заключается в формировании и развитии навыков и умений делового общения средствами английского языка, в подготовке выпускников школы к выбору будущей профессии.
Тематика курса в таких классах должна знакомить учащихся с элементами делового языка (a join venture, ownership, stock, exchange, competition), с особенностями работы современного офиса, с профессиями: менеджер, торговый агент, секретарь-референт, администратор офиса (a manager, a sales assistant, a secretary).
Во время деловых игр обыкновенное занятие превращается в рабочий день в офисе, презентацию своей фирмы или в конкурс по профессии.
С первых уроков учащиеся получают свои роли: менеджера, генерального директора, торговых представителей. Учащиеся знакомятся с их фирмой, договариваются о ее расположении (в какой стране, каком городе, на какой улице), определяют вид бизнеса, которым они будут заниматься. В зависимости от назначения фирмы учащиеся повторяют пройденную ранее лексику. Деловая игра предполагает обучение не только устному деловому общению, но обучению письменной речи. Учащиеся пишут ответ на деловое письмо на английском языке. Отвечают на приглашения.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что деловая игра, в применении к обучению иностранного языка, - это моделирование практической производственной деятельности и языкового общения при помощи учебно-речевой ситуации с распределением ролей. [] Целью деловой игры является формирование у учащихся навыков и умений делового общения и подготовка учащихся к выбору будущей профессии. При проведении деловых игр учителя иностранного языка ставят следующие задачи:
1. развить на основе совместной коллективной деятельность творческую деятельность и инициативу;
2. стимулировать интерес учащихся к иностранному языку и стремление к самосовершенствованию. []
Деловые игры условно делятся на три категории: производственные, исследовательские, обучающие. Принято выделять два типа игр: жесткие и свободные. Жесткие – когда строго зафиксировано последовательность действий в зафиксированное время.
Являясь одним из активных способов обучения, деловые игры обладают следующими способностями: активизацией мышления и поведения участников, высокой степенью вовлечения в процесс игры, обязательностью взаимодействия участников между собой и с материалами игры.
Отмечают функции деловой игры: информационно-познавательская, организационно-управленческая, эмоционально-воспитательная, профессионально- адаптационная.
Деловая игра характеризуется:
- особым отношением к окружающему миру (каждый участник одновременно находится в реальном мире и мире воображения, что обеспечивает притягательную ценность игры);
- субъективной деятельностью участников (каждый участник игры имеет возможность проявить индивидуальные качества и зафиксировать свое «я», не только в игровой ситуации, но и во всей системе межличностных отношений: личность – личность; личность – группа, личность - преподаватель);
- социально значимым видом деятельности (участник вне зависимости от внутреннего склада и настроения должен играть, он не может не принимать участия в игре, так как сами условия исключают пассивную позицию);
- особыми условиями процесса усвоения знаний (знания предлагаются в ненавязчивой форме естественного делового общения, а не принудительного запоминания значительных объемов информации).
В деловой игре существуют следующие этапы:
1. информационный, который связан с усвоением, запоминанием, обновлением готовой суммы профессиональных знаний, умений, навыков.
2. проблемный, на котором происходит перевод теоретических знаний на языке практических действий.
3. поведенческий, обеспечивающий принятие решений и программы действий в условиях конкретной ситуации на основе ее глубокого теоретического осмысления
4. оценочный, позволяющий выбрать и обосновать оптимальный вариант решения поведенческой программы
Существуют основные признаки деловой игры, которые характеризуют ее как активную форму обучения. К ним относятся:
1. имитация условий осуществления иноязычной деятельности;
2. моделирование типичных, актуальных для участников игры ситуаций с целью тренировки в речевом и деловом общении;
3. проблемный характер моделируемых ситуаций;
4. распределение ролей между участниками игры;
5. описание структуры и сценария игры;
6. организация обсуждения предстоящей игры как элемента «обратной связи» с ее участниками;
7. реализация целей игры;
8. наличие критериев, по которым оцениваются действия играющих.
Таким образом, деловая игра – целостный, многоступенчатый процесс, в ходе которого решается несколько познавательных и воспитательных задач. Ряд продуманных взаимосвязанных игротехнических приемов воздействует на готовность личности к конкретной практической деятельности. Исходя из особенностей и целей обучения иностранному языку в профильно- ориентированных классах на старшем этапе задается место и роль деловой игры в системе обучения.
Деловую игру следует выбирать для реализации прежде всего следующих педагогических функций:
- формирование у будущих специалистов представления о профессиональной деятельности в ее динамике;
- приобретение как предметно-профессионального, так и социального опыта, в том числе принятия индивидуальных и совместных решений;
- развитие профессионального теоретического и практического мышления;
- формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации. [ ]
Деловая игра как метод обучения позволяет как бы «прошить» определенную ситуацию, изучить ее в непосредственном действии.
Выделяют восемь основных качеств, которые формируются при деловой игре:
1. Умение общаться на формальной и неформальной основах и эффективно взаимодействовать на равных.
2. Умение проявлять качества лидера.
3. Умение ориентироваться в конфликтных ситуациях и правильно их разрешать.
4. Умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать и усваивать ее.
5. Умение принимать решения в неопределенных ситуациях.
6. Умение распоряжаться своим временем, распределять работу среди других, оперативно принимать организационные решения.
7. Умение проявлять деловые качества предпринимателя: ставить перспективные цели, использовать благоприятные возможности.
8. Умение критически оценивать вероятные последствия своих решений, учиться на своих ошибках.
Таким образом, деловая игра формирует у учащихся профессионально важные умения и навыки, активизирует творческие особенности личности и способна выступить средством подготовки не отдельных специалистов, а коллективов или групп, которые, получив необходимые знания, в дальнейшем, легко освоют профессии, связанные с экономическим или управленческим механизмом.
В игре преподаватель может занимать 4 позиции:
- быть центром игры;
– ее руководителем и режиссером;
- выполнять функции одного из играющих;
- быть наблюдателем за ходом и действиями исполнителей ролей.
В случае необходимости руководитель может приостановить игру и назначить обсуждения конкретного ее этапа. Успех или неуспех игры оценивается исключительно по конечным результатам – по тому, насколько эффективно, быстро и правильно участники игры решают поставленные задачи средствами иностранного языка.
В практике составления деловой игры нет общепризнанного подходы к ее структуре. Разработчики исходят из своего экспериментального опыта и здравого смысла, конструируя ту или иную игру. Представленная ниже структура деловой игры вытекает из теоретических представлений о ней как форме контекстного обучения, в котором участники осуществляют профессиональную деятельность.
Основные структурные компоненты деловой игры:
- знакомство с реальной ситуацией;
- построение ее имитационной и игровой моделей;
- формулировка главной задачи группами, уточнение их роли в игре;
- создание игровой проблемной ситуации;
- вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала;
- решение проблемы;
- создание графической модели взаимодействия участников;
- обсуждение и проверка полученных результатов;
- корректировка;
- реализация принятого решения;
- анализ итогов работы;
- оценка результатов работы. [ ]
Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности и получает свое воплощение в следующих структурных компонентах деловой игры: цели, комплект ролей и функции игроков, сценарий, правила игры.
Цели деловой игры – наиболее сложный и противоречивый компонент.
Различают педагогические, состоящие в том, чтобы сформировать предметную и
социальную компетентность, и игровые, делающие учебный процесс игровым по
форме, цели.
Педагогические цели делятся на дидактические и воспитательные.
Дидактические цели:
1. закрепление системы знаний в области конструирования деловой игры;
2. выработка системных умений по конструированию и методическому описанию игры;
3. обмен опытом создания деловой игры;
4. совершенствование навыков принятия коллективных решений;
5. развитие коммуникативных умений разного рода.
Воспитательные цели:
6. порождение творческого мышления
7. выработка установки на практическое использование
8. воспитание индивидуального стиля поведения в процессе взаимодействия с людьми.
Игровые цели:
1. разработка вариантов проекта деловой игры;
2. демонстрация разработчиком приемов создания игрового контекста.
Предмет игры – это предмет деятельности участников игры, в специфической форме защищающий предмет реальной профессиональной деятельности. Предмет игры задается исходя из модели специалиста, его квалификационной характеристики.
Сценарий является базовым элементом игровой процедуры. В нем должны находить отражение принципы проблемности, двуплановости, совместной деятельности. Под «сценарием деловой игры» понимается описание в словесной и графической форме предметного содержания, выраженного в характере и последовательности действий игроков, а также преподавателей, ведущих игру.
Графическая модель ролевого взаимодействия участников оказывает большую
помощь при конструировании и проведении делово игры. В этой модели
отражаются количественный состав участников – представителей выбранных
должностных функций, внутригрупповые и межгрупповые связи, представляется
структура их взаимодействия на каждом этапе игры.
Комплект ролей и функций игроков должен адекватно отражать «должностную
картину» того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется
в игре.
Различают роли социальные (профессиональные, социально-демографические),
межличностные (лидер, ведомый, отверженный), официальные и стихийные.
Структура описания ролей деловой игры может включать следующие компоненты:
- перечень ролей и формируемых групп;
- функции, выполняемые игроками, их права и обязанности;
- инструкции по выполнению каждой должностной роли;
- портреты ролей, характеризующие личные качества игроков.
Правила игры, как и другие структурные элементы игровой модели, отражают
психолого-педагогические принципы деловой игры. Источник правил находится в
самом объекте имитации. Сформулированные на этой основе правила отражают
характеристики реальных процессов и явлений.
Требования к правилам игры можно систематизировать в следующем виде:
- правила содержат ограничения, касающиеся ряда аспектов игры;
- технология игры, связанная с содержанием;
- регламент игровой процедуры и ее отдельных элементов;
- роль и функции преподавателей, ведущих игру;
- система оценивания.
Система оценивания в деловой игре является неотъемлемым элементом
имитационно-игровой модели. Она должна, с одной стороны, обеспечивать
контроль качества принимаемых решений с позиций норм и требований
профессиональной деятельности, а с другой – способствовать развертыванию
игрового плана учебной деятельности.
Система оценивания обеспечивает формирование игровой, познавательной и
профессиональной мотивации участников деловой игры.