ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра истории и теории педагогики
РЕФЕРАТ
«Методические условия обоснования и выбора формы организации обучения учащихся литературе в 5-7 классов»
Выполнил: студент группы
Л-3-3а Винькова В.К.
Проверил: Гузенко И.Г.
ЛИПЕЦК – 2002
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение………………………………………………………………..3
1. Какие основные формы и виды обучения можно выделить в современной
педагогической науке с целью обучения литературе учащихся 5-7
классов………………….4
2. По какой причине современные дидактические принципы позволяют
значительно активизировать учебный процесс в 5-7 классах…………………………………..7
3. Какие методологические условия влияют на выбор формы и организации
обучения литературе в 5-7 классах?…………………………………………………………………9
Заключение…………………………………………………………..10
Список использованной литературы………………………….11
Введение
Любая деятельность состоит из трех частей:
ориентировочно-мотивационной;
операционально-исполнительной;
рефлексивно-оценочной.
Отсутствие первой части превращает деятельность в хаотическое скопление
отдельных действий без ясной и осознанной цели, когда человек не видит
личностного смысла в совершаемых действиях, не воспринимает их как
значимые, важные, необходимые для себя. Отсутствие же третьей части также
приводит к потере цели деятельности, поскольку у человека не сформирована
при этом способность оценить свое поэтапное продвижение к желаемому
результату, возможность его достижения, перспективы и последствия своего
поведения в дальнейшем. Успешность деятельности, возможность ее
корректировать, развитие своих творческих способностей и
самосовершенствование в целом становятся весьма затруднительными при
отсутствии или невысоком уровне сформированности рефлексии.
Поэтому учебная деятельность, как и любая другая, должна обязательно
содержать все три указанных компонента и важнейшая задача образования -
научить учащихся строить свою деятельность как полноценную, разумную, в
которой все три части сбалансированы, достаточно развернуты, осознанны и
полностью осуществлены. При этом имеется в виду, что все действия, в том
числе контроль и оценку, осуществляет сам обучаемый.
Какие основные формы и виды обучения можно выделить в современной педагогической науке с целью обучения литературе учащихся 5-7 классов?
Формы обучения
В литературе по педагогике часто путают понятия метода и формы обучения.
Дадим следующие определения:
Форма - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий
метод.
Метод - способ совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения
задач.
Формы обучения бывают конкретными (урок, дом. работа, факультативные
занятия, курсовые, консультации, доп. занятия, формы контроля и т.п.) и
общими.
Рассмотрим некоторые из форм более подробно.
Урок - коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав
учащихся, определенные рамки занятий, жесткая регламентация учебной работы
над одним и тем же для всех учебным материалом.
Анализ проводимых уроков показывает, что их структура и методика во многом
зависит от тех дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а
также от тех средств, что имеются в распоряжении учителя. Все это позволяет
говорить о методическом разнообразии уроков, которые, однако, могут быть
классифицированы по типам:
1. уроки-лекции (практически - это монолог учителя на заданную тему, хотя при известном мастерстве учителя такие уроки приобретают характер беседы) ;
2. лабораторные (практические) занятия (такого рода уроки обычно посвящены отработке умений и навыков);
3. уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы и т.п.);
4. комбинированные уроки. Такие уроки проводятся по схеме:
повторение пройденного - воспроизведение учащимися ранее пройденного
материала, проверка домашнего задания, устный и письменный опрос и т. д.
освоение нового материала. На этом этапе новый материал излагается
учителем, либо “добывается” в процессе самостоятельной работы учащихся с
литературой.
отработка навыков и умений применения знаний на практике (чаще всего -
решение задач по новому материалу);
выдача домашнего задания.
Факультативные занятия как форма обучения были введены в конце 60-х -
начале 70-х гг. в процессе очередной безуспешной попытки реформировать
школьное образование. Эти занятия призваны дать более глубокое изучение
предмета всем желающим, хотя на практике, они очень часто используются для
работы с отстающими обучаемыми.
Домашняя работа - форма организации обучения, при которой учебная работа
характеризуется отсутствием непосредственного руководства учителя.
Внеклассная работа: олимпиады, кружки и т.п., должны способствовать
наилучшему развитию индивидуальных способностей учащихся.
Виды обучения
Существует множество подходов к классификации видов обучения. В реферате
будет рассмотрено одно из них: традиционное обучение.
Традиционное обучение
Этот вид обучения является самым (на сегодняшний день) распространенным
(особенно - в средней школе) и представляет собой обучение знаниям, умениям
и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль - оценка. Этот
вид обучения обладает целым рядом недостатков, которые будут рассмотрены
ниже в сравнении с двумя другими видами обучения. В настоящее время
традиционное обучение постепенно вытесняется другими видами обучения, т.к.
определяются другие требования к личности и процессу ее развития в школе.
Их суть в том, что прежняя образовательная парадигма, основанная на мнении,
что можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности запас
знаний и передавать его ученику, себя исчерпала.
Во-первых, увеличение научных знаний не может обойти и школу, проецируясь
на содержание учебных дисциплин. Во-вторых, учителя, сохраняя ориентацию на
передачу, а не на самостоятельное освоение необходимых ученику знаний,
повышают требования к объему усвоенных учеником знаний. В-третьих, попытки
учителей, школы предусмотреть различные варианты жизнеопределения учеников
и обеспечить их необходимым запасом знаний также ведут к увеличению и
усложнению учебного материала. Все это приводит к перегрузкам учеников.
Отсюда можно сделать вывод, что в условиях сегодняшнего дня школе
необходимо от информационной ориентации перейти к личностной и преодолеть
большую инертность традиционного обучения в преподаваемых дисциплинах.
Этому и служат развивающее и дистанционное (соответственно) обучение.
По какой причине современные дидактические принципы позволяют значительно активизировать учебный процесс в 5-7 классах?
Дидактика – отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблему
образования и обучения.
Нужно вести образовательный процесс к тому, чтобы обучающиеся больше приобретали знания самостоятельно, формировали у себя в ходе обучения психологическую, теоретическую и практическую готовность к самообразованию.
Впервые термин «дидактика» ввел а научный оборот В.Ратке.
«Дидактика» - от греч. didaktikos – «поучающий» или didaktiko –
«изучающий».
Задачи дидактики: описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации; разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, новые технологии обучения.
Для реализации этих задач дидактика использует философию, психологию, возрастную психологию и кибернетику.
Традиционную дидактическую систему связывают с именем немецкого
ученого И.Ф.Гербарта. Целью обучения для нее является формирование
интеллектуальных умений, представлений, понятий и теоретических знаний.
Основополагающий принцип традиционной дидактической системы основывается на
том, что организация обучения и весь порядок в учебном заведении должны
формировать морально-сильную личность.
В педоцентрической концепции главная роль в обучении отводится учению
– деятельности ребёнка. Педоцентрическая дидактика строит процессы
обучения, исходя из потребности, интересов и способности ребёнка.
Одной из острых проблем современной дидактики является проблема
классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения
по этому вопросу.
Распространенной является классификация методов обучения по источнику
получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют: а) словесные методы (источником знания является устное или печатное
слово); б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы,
явления, наглядные пособия); в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения,
выполняя практические действия).
Какие методологические условия влияют на выбор формы и организации обучения литературе в 5-7 классах?
История развития и становления методов обучения весьма разнообразна.
Ученые-педагоги, наблюдая за процессом обучения в школе, обратили внимание
на огромное разнообразие видов деятельности учителей и учащихся на уроке.
Эти виды деятельности они и стали называть методами обучения. Разные авторы
выделяют разное количество методов обучения, дают им крайне разнообразные
наименования. Но, несмотря на различные определения, даваемые этому понятию
отдельными дидактами и методистами, общим является то, что большинство
авторов склонны считать метод обучения способом организации учебной
деятельности.
В педагогической практике метод выступает как упорядоченный способ
деятельности по достижению учебно-воспитательных целей.
При этом способы обучающей деятельности учителя (преподавание) и способы
учебной деятельности учащихся (учение) тесно связаны между собой и
находятся во взаимодействии.
Заключение.
Метод обучения – категория историческая. Так как ни один из методов не является универсальным, хороших результатов в дидактической работе можно достичь только при использовании многих методов. Но для того, чтобы учитель мог воспользоваться многообразием методов обучения, необходимо их упорядочить, привести в определенную систему.
Влияние оценок учителя на формирование личности ребенка, на его отношение к себе, к другим и других к нему трудно переоценить.
Список использованной литературы:
Кан-Калик В. Л., Никандров П. Г «Педагогическое творчество»,
М. 1990.
Симонов В. П., «Диагностика личности и профессионального мастерства
педагога», М., 1985.
Демакова И. Д., «С верою в ученика», М., 1989.
Мижериков В. А., Ермоленко М. Н., «Введение в педагогическую профессию.
Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений», М., 1999.
«Педагогика»/Под ред. профессора П. И. Пидкасистого, М., 1996.