КОСМИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА КОНСТАНТИНА ВЕНТЦЕЛЯ
Творчество К. Н. Вентцеля (1857-1947) явило собой уникальный пример синтеза двух великих идей, получивших распространение а мировой и отечественной культуре в конце XIX — начале XX веков, и вновь с новой силой возродившихся в последние десятилетия.
Выдающийся мыслитель и педагог, наследие которого несомненно еще будет
по достоинству оценено потомками, Вентцель был одним из наиболее ярких и
талантливых теоретиков свободного воспитания Двигаясь от личности ребенка,
от требования создать максимально благоприятные условия для его свободного
творческого индивидуального развития, Вентцель пришел к идее космического
воспитания. Он понимал личность как неотъемлемую часть всеобъемлющего
целостного Космоса, исходил из нерасторжимости и органического единства
Человека, Человечества и Вселенной. Вентцель стал в один ряд с теми
русскими мыслителями — В. И. Вернадским, В. В. Докучаевым, Н. Ф. Федоровым,
К. Э. Циолковским, А. А. Чижевским, — в концепциях которых человек
рассматривался как существо, неотделимое от Природы, активно и
непосредственно участвующее в жизни Космоса.
Первый шаг к разработке идей космической педагогики Вентцель сделал в
конце 10-х — начале 20-х годов, что нашло свое отражение в его главном, к
сожалению, до сих пор не опубликованном труде «Религия Творческой Жизни»
(1923 г.). Не понимая и не принимая насилия одних личностей над другими,
Вентцель пришел к выводу о необходимости создания новой религии, которую он
называл Религией Живого Творческого Развивающегося Бога — Единой Целостной
Жизни и Вселенной. Трактуя новую философию религии как творческое
жизнепонимание, жизнечувствование и жизнеустремление духовно освобожденного
человека, которое допускает бесконечное разнообразие индивидуальных форм
своего выражения, он подчеркивал, что это религия отрицает какой бы то ни
был догматизм. По замыслу Вентцеля, она должна была строиться на цельном,
едином, гармоническом сознании свободной творческой личности, расширяющемся
во все стороны, достигающем наибольшего своего выражения и глубины. Эта
религия не требовала установления какой-либо церкви как особой формы
общественного соединения лиц, исповедующих ее. Она должна была носить
антицерковный характер, потому что церковь и все, что по духу похоже на
нее, по мнению мыслителя-гуманиста, есть не что иное, как вид
организованного духовного насилия над человеческими душами, в связи с этим
он развивал идеи Культа Единой Целостной Вселенной с происходящей в ней
творческой эволюцией жизни, Культа Единого Творческого Человечества или
Истории, ведущих к прогрессивному ос/щегтапению высших ирс.э-СТ&&ННЫХ и
общечеловеческих идеалов. По ?смь;с"у Вентцеля, культ должен был дь^ггься
тем оформлением, в котором получит свое символическое выражение новое
творческое жизнепонимание. Формулирую психолого-педагогические оа-юьы ;-
ювой рег.игии/ он утверж-д(1л, что в Культе творческой личности
БсзжнеЙ!ь'ую роль буде1 и.^хпь Культ ребенка, потому что Ребенок является
тем, через что жизнь человечества постоянно сохраняет хсрОг-тер свежести и
^ро.^юстоивоет на
необходимости воспитания человека, обладающего плонетсрным сознанием. По
его мнению, в нашем динамично меняющ&--»^ся мире самоидентификаций личности
возможна только через слияние человека и с нацией, и с человечеством и со
вселенной, и только токая личность сможет обрести и сохранить свою
'«самость?», самоопределиться и реализовать себя.
Сегодня, на пороге XXI века проблема космического воспитания становится одной из клю*»евых проблем отечественной и мировой педагогики. Научное наследие К. Н. Вентцеля может и должно помочь в ее решении, в ее дальнейшей разработке в контексте гуманистических педагогических традиций свободного воспитания.