О КОЛИЧЕСТВЕ ФОРТЕПИАННЫХ СОНАТ В.А.МОЦАРТА
Очень часто, при изучении таких предметов, как «История
исполнительства» (старое название «История фортепианного искусства»), можно
столкнутся с различного рода путаницей в количестве произведений того или
иного композитора. Так, например, мы точно не знаем о количестве
произведений для клавира или органа Баха, Моцарта и еще целой плеяды
композиторов. В последнее время идут вполне серьезные разговоры даже о
якобы найденных нотах 10-й (!) симфонии Бетховена… Время не всегда – лучший
судья. Как наиболее точно передать знания будущим педагогам в курсе
«Истории фортепианного исполнительства»? Как, не смотря на временную
пропасть донести истину, сокрытую в веках до настоящего момента?
Ответ очевиден: нужно использовать компетентные источники – учебники, методическую литературу и прочее. Все верно. Но бывают моменты спорных утверждений, полученных с разных сторон.
Разберем такой пример. Вопрос: «Сколько собственно фортепианных сонат
написано Моцартом?» В курсе «ИФИ» следует обратится к основному учебнику:
Алексеев А.Д. «История фортепианного искусства» Учебник в 3-х частях. Ч. 1
и 2 изд., доп. – М: Музыка; 1988. – 415 с., нот. ISBN 5-7140-0195-8.
Процитируем параграф 3 стр.101: «Собственно фортепианных сонат у Моцарта
17. Кроме того, в собрании его сочинений обычно включаются две F-dur’ные
сонаты, составленные (по-видимому, не автором) из различных моцартовских
произведений». Источник вполне компетентен. Во-первых – данный учебник
утвержден в списке рекомендованной литературы учебной программы «История
фортепианного исполнительства» Министерства образования и науки Республики
Казахстан по специальности 0604002.01 (фортепиано). Во- вторых сам факт
компетентности автора учебника: Справка: Алексеев Александр Дмитриевич
(род. в 1913 г. г.Москва) – рус. сов музыковед, проф. Муз.-пед. ин-та им.
Гнессиных, д-р искусствоведения. Источник: Энциклопедический Музыкальный
словарь (составители: Б.С.Штейнпресс и И.М.Ямпольский) – Москва – 1966 год.
Казалось бы, информация исчерпывающая. Однако откроем двухтомное
издательство фортепианных сонат Моцарта: «Вольфганг Амадей Моцарт. Сонаты
для фортепиано в двух томах под редакцией К.Мартинсена и В.Вайсмана том II
– Ленинград, Музыка, 1983». В редакции К.Мартинсена и В.Вайсмана
представлено 19 сонат В.А.Моцарта.
В нашем случае существует два противоречия со ссылкой из различных
источников. Проще говоря: «Написано 17 фортепианных сонат, а играем 19
фортепианных сонат». Как сложилось данная нестандартная ситуация?
Разберемся в этом, открыв II-й том фортепианных сонат Моцарта редакции
К.Мартинсена и В.Вайсмана. Все сонаты снабжены «Указателями произведений
В.А.Моцарта по Кёхелю». Обратим свое внимание к сонатам под номерами 15 и
17 (обе F-dur’ные сонаты). Редакторы присваивают следующие номера по
Кёхелю:
№15 (Мартинсен и В.Вайсман): К. № 533/494 – Вена, 1786 и (!) 1788
№17 (Мартинсен и В.Вайсман): К. № 547а – Вена, 1788
В споре двух сторон решает третья. Обратимся к еще одному источнику.
Речь пойдет – я цитирую комментарий к книге – о «фундаментальном
исследовании, являющимся памятником мирового классического музыкознания» –
Аберт Г. «В.А.Моцарт»., © Издательство «Музыка», 1985 г.
Во второй книге /часть 2-я/ ISBN 5-7140-0215-6 приводится «Указатель
произведений В.А.Моцарта по Кёхелю» (стр. 512 – 543). Найдем № 533
(стр.533). Читаем: Allegro F-dur и Andante F-dur для фортепиано. Обратимся
к номеру 494 (стр.531). Читаем: Рондо F-dur для фортепиано. Заметим: в
обоих случаях речь не идет о фортепианной или клавирной сонате! Речь идет о
самостоятельных клавирных произведениях, номера которых соответствуют
ссылкам редакции К.Мартинсена и В.Вайсмана к одной и той же сонате – как
ее нам представляют редакторы – под № 15.
> И, наконец, цитируем самого Аберта: «… наиболее отчетливо проявляется стиль этого периода в двух написанных в сонатной форме фортепианных пьесах – Allegro F-dur и Andante B-dur (KV
533), которые по неизвестным причинам не были доведены до обычного для Моцарта трехчастного сонатного цикла» (курсив цитаты сохранен).
Далее следует сноска (стр.159 указанного выше исследования) самого
Аберта:
«В более поздних изданиях они были объединены с рондо F-dur (KV
494) в полную сонату».
Причем, напомню: что по Кёхелю у указанной сонаты (если ее так
называть) нет индивидуального номера – есть № 533 и № 494 (Allegro F-dur и
Andante F-dur для фортепиано и Рондо F-dur для фортепиано). То есть вместо
одной фортепианной сонаты – два самостоятельных произведения для
фортепиано!
***
Что касается номера 547а, то здесь на стр.543 указанного исследования
Аберта, Кёхель делает ссылку: «см. KV Anh. 135». Обратимся (стр.539) к
данному номеру: это соната F-dur для фортепиано. По этой сонате в редакции
фортепианных сонат К.Мартинсена и В.Вайсмана в предисловии читаем: «…
Отсутствующая в новых изданиях известная соната фа мажор № 135 по Кёхелю,
которую следует рассматривать по Кёхелю и Эйнштейну (№ 547а), как авторскую
обработку двух частей скрипичной сонаты К. № 547 и рондо фортепианной
сонаты К. № 545, снова включена в настоящее издание…».
Достаточно сравнить Rondo сонаты C-dur («Легкая соната» по Кёхелю №
545) редакции фортепианных сонат К.Мартинсена и В.Вайсмана (стр.117) и
Allegretto сонаты F-dur (стр.130) – можно убедится в их схожести, если даже
не в одном первоисточнике.
> Обратимся вновь к Аберту (стр.158 в указанном выше источнике).
«Обе завершенные фортепианные сонаты, созданные в это время, –
C-dur (KV 545) и B-dur (KV 570)…» (курсив цитаты сохранен).
Я намеренно прерываю цитату, чтобы обратится к порядку фортепианных
сонат Моцарта под редакцией К.Мартинсена и В.Вайсмана. В последовательность
сонат C-dur (KV 545) и B-dur (KV 570) «просочилась» соната F-dur (KV Anh.
135).
И вот вновь сноска Аберта (стр.158 в указанном выше источнике) о фортепианной сонате C-dur (KV 545): «Ее последняя часть была позднее кем-то посторонним объединена с первой частью скрипичной сонаты F-dur (KV 547). Таким образом возникла еще одна фортепианная соната (KV Anh. 135)». Конец цитаты. Выделение – мое (прим. В.В.)
Но не менее интересен и следующий факт, в отношении сонаты B-dur (KV
570), изложенный Абертом (стр.158 в указанном выше источнике): «В печати к
ней была произвольно добавлена скрипичная партия». Как говорится – без
комментариев. Случайно или нарочно были произведены такого рода «путаницы»
– я не могу пока ответить.
Не умалив достойное имя В.А.Моцарта, мы пришли к выводу: тех двух
сонат, которые «подарили» нам от имени великого композитора составители
Мартинсен и В.Вайсман у Моцарта не существовало. Вернее, данная музыка
существовала не как фортепианные сонаты. Отбросив две сонаты из
девятнадцати, мы получим число семнадцать: ровно столько собственно
фортепианных сонат, написанных Моцартом для клавира (фортепиано).
Далее привожу список собственно клавирных сонат, найденных мною у
Кёхеля:
1. KV 279 C-dur
2. KV 280 F-dur
3. KV 281 B-dur
4. KV 282 Es-dur
5. KV 283 G-dur
6. KV 284 D-dur
7. KV 309 C-dur
8. KV 310 a-moll
9. KV 311 D-dur
10. KV 330 C-dur
11. KV 331 A-dur
12. KV 332 F-dur
13. KV 333 B-dur
14. KV 457 c-moll
15. KV 545 C-dur
16. KV 570 B-dur
17. KV 576 D-dur
Также имеется номер KE 547a F-dur со ссылкой на KV Anh. 135 – о ее
«возникновении» мы уже узнали у Аберта.
Я считаю совершенно правильным утверждение Алексеева А.Д. о количестве
написанных Моцартом сонат – собственно фортепианных сонат Моцарт написал
17. Тем не менее, я допускаю возможность исполнения большего количества
произведений, которые В.А.Моцарт писал и не как клавирные/фортепианные/
сонаты. Прекрасная музыка должна звучать не переставая!
***
Цель моей работы: не «обеднить» мировую звуковую сокровищницу, «изъяв
из ее рядов» два произведения. Эти произведения звучат и без права
называться фортепианными сонатами Моцарта, звучат они и как сонаты Моцарта,
или как Allegro F-dur, Andante B-dur, Рондо F-dur… Дело не в этом.
Студенты имеют право на исполнение сонат №№ 15 и 17 по редакции Мартинсен и
В.Вайсман (да и других составителей). Просто необходимо объяснить ученику
спорность происхождения этих произведений, как собственно фортепианных
сонат Моцарта. Знания должны быть полными.
Я хочу на данном примере убедить всех преподавателей пользоваться различными компетентными источниками при проведении своих уроков. В таких случаях, при ответах на экзаменах или зачетах, студент сам должен уметь ссылаться на компетентный источник, благодаря которому и были получены те или иные сведения или знания. А задача педагога – помочь студенту разобраться в тех или иных противоречиях, которые могут возникнуть и на уроках, и во внеурочное время.
Вчерашний В.В.