ХРАМ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ПЕЧАТНИКАХ НА СРЕТЕНКЕ
С крещением Руси в IX в. Началась ее новая история. Князь Владимир-«Красно
солнышко»- первый из великих русских князей помышляет об отмене смертной
казни, просвещении и гуманизации населения в Духе Христовом ,после многих
лет язычества и политического беспредела. Возникают первые очаги
просвещения: Храмы и монастыри. Здесь выковывается духовный стержень
народа. Вместе с православием Русь получает и языковую культуру, азбуку.
Поскольку книги , переписанные от руки , очень дороги , главный способ
обучения основам православия : чтение библии и христианских книг в храмах.
Когда Москва становится столицей Руси , ее украшают храмы построенные уже
из камня и кирпича. К началу IX в. В московском небе плыл звон « Сорока
сороков» церквей.
Каждый небольшой квартал Москвы с населением 200-1000 жителей имел свой
приход и свой храм ( деревянный или кирпичный в зависимости от зажиточности
) .
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, что в Печатниках, находится в
городе Москве на углу Сретенки и проезда Рождественского бульвара
(местность, именуемая "Печатниками», получила свое название от живших здесь
печатников, т.е.мастеров Государева Печатного Двора: наборщиков,
разборщиков, тередорщиков, бытарщиков (накладчиков красок на буквы),
знаменщиков, а также приставов и сторожей).
О времени и обстоятельствах первоначального построения храма в Печатной
слободе не
сохранилось определенных документальных известий. В первый раз он
упоминается в списке " сороковых " церквей 1631-32 гг.
В записях, хранящихся в церковном архиве, значится, что первая церковь в
Печатниках, неизвестно когда и кем построена, была деревянная, в честь
Успения Пресвятой Богородицы.
Около 1695 г. Была сооружена новая одноглавая каменная церковь в честь
Успения Пресвятой Богородицы без пределов, с трапезою и шатрообразною
колокольнию; в 1722 г. ее не было.
В ХVIII в. При успенской церкви были устроены два придела, один - в честь
Иоанна Предтечи в особой пристройке к правой стороне трапезы, а другой -
во имя святителя Николая внутри самой трапезы, на левой стороне.
Два печальных в истории Москвы события XVIII в. - Троицкий пожар 1737 г.
И моровая язва 1771 г. - по счастию, не имели неблагоприятных последствий
для Успенской, в Печатниках, церкви. Мы не видим ее в числе погоревших
церквей Сретенского сорока в ведомости, представленной Императрице Анне
Иоанновне генералом-адъютантом Салтыковым. В моровую же язву она избежала
участи тех 75 церквей, которые были запечатаны в следствие смерти
священников, а после нее, в 1774 г., она из 260 приходных церквей считалась
в числе 55
« лучших ».
Конец XVIII и начало XIX вв. Должны быть названы временем наиболее
цветущего состояния Успенской, в Печатниках, церкви. Трудами священника
Василия Иоаннова Комарова, который был ее ктитором более 15 лет, при
довольном Участии в трудах достойного диакона Иоанна, был устроен
серебренный оклад на храмовый образ, приобретены Евангелие, ковчег, крест,
сосуды, исправлена ризница.
« В 1794 году расписана холодная церковь за 700 р., а в 1795 г. теплая за
400 р. живописцем Николаем Николаевым Тяпкиным на его материале. В 1798
году слит большой колокол весом в 177 п., стоимостью 3417 рублей и два при
нем малых. В 1805 году сделан новый иконостас прихожанином московским
купцом Дмитриевым за 1500 рублей и поставлен к празднику Пасхи. Иконы,
кроме нижнего яруса, написаны иконописцами Петром и Михайлом Ивановыми за
1000 рублей ».
1812-й год положил конец такому благосостоянию церковному. 2-го сентября
французы вступили в Москву и были у Сретенских ворот. 5-го числа неприятели
разграбили церковь, а на другой день зажгли. В огне погибли - св. престолы,
иконостасы, иконы, церковная утварь, большая часть библиотеки. Церковный
староста Московский купец Григорий Дмитриев сохранил и после представил
прихожанам 26 фун. серебра и зарытую в земле утварь. Староста не оставлял
церковь, жив на колокольне.11-го октября уже по выходе французов спас
церковь от грабителей, ломавших дверь, чтобы похитить скрываемые в церкви
вещи. Зарытые в земле церковные вещи остались целы и первоначально были
отданы на сохранение в Сретенский монастырь. Собственные дома служащих
церкви и церковные лавки сгорели, из 45 приходских дворов уцелело только 8.
После неприятеля был устроен иконостас в приделе Иоанна Предтечи и
освящен 30-го марта 1813 года, затем был возобновлён и 24-го апреля 1814
года освящен придел Святителя Николая.
В 1900-1902 годах было совершено внешнее и внутреннее благоукрашение
новоустроенного придельного храма. Внутреннее украшение храма произведено
лучшими мастерами под общим руководством архитектора В. В. Иордана. Стены
покрыты орнаментами в русско-византийском стиле и украшены священными
изображениями Из последних некоторые замечательны как художественностью
исполнения, так и силою производимого впечатления. Таковы изображения
евангелистов на потолке и Благовещение на переднем плафоне над аркою(А. М.
Корина), Спасителя пред Пилатом - на заднем над дверью (Струнникова),
Святителя Николая на северном (И.П Богданова). Иконы вновь написаны
художником С. К. Шваревым. Все работы были выполнены энергией, трудами и
заботами церковного старосты Павла Петровича Севостьянова, стоили более 50
тысяч рублей и произведены на средства, пожертвованные им, прихожанами и
доброхотными дателями, и церковные.
Церковь была закрыта после 1917 года. После ее закрытия помещение занял
трест Арктикпроект, а 12 января 1960 года открылась выставка «Морской флот
СССР», показывающая историю корабельного дела в России от первых челнов до
новейших атомоходов.
В 1991 году появились планы передать храм братству соседнего Сретенского
монастыря, а в 1993 году они осуществились В 1994 году выставка была
вывезена из храма.
В 1995 году церковь отпраздновала свое 300-летие.
По преданию, в этой церкви произошло венчание дряхлого старца с юной
девушкой, послужившее художнику В.В. Пукиреву темой для его знаменитой
картины « Неравный брак ».
В церковной ризнице хранится еврейская монета сребреник, по преданию,
один из тех, которые были вручены Иуде за Христа Спасителя. Монета эта, по
мнению археологов, бесспорно относится ко времени кесаря Августа.
Использованная литература :
1. Московские церковные ведомости. 1895. № 34.
2. Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной.
1980. С. 21.
3. Каталог архивов. Вып. 3. С. 585; Вып. 5. С. 314.
4. Памятники архитектуры Москвы. Земляной город. 1989. С. 221.
5. Сытин. С. 428.
6. Синоидальный справочник.