Рефетека.ру / Культура и искусство

Доклад: Храм Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище

ХРАМ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ НА ОЛЬШАНСКОМ КЛАДБИЩЕ

Ольшанское кладбище, одно из крупнейших в Праге. Его кладбища напоминает о старом поселении Олышаны, известном с XIV века. В 1697 г. владельцы имения продали городу часть своих земель, чтобы хоронить здесь умерших от чумы. Когда в 1787 г. император Иосиф II запретил захоронения при костелах в черте города, пригородное Ольшанское кладбище, по решению городских властей, стало центральным для всей правобережной части Праги.

Благодаря хлопотам настоятеля церкви свт. Николая на Староместской площади прот. Николая Рыжкова в 1905 г. городские власти выделили на кладбище участок под нужды православных. В следующем году с упраздненного Карлинского военного кладбища сюда были перенесены останки 45-ти русских офицеров, умерших в Праге “от полученных ими ран в сражении под Дрезденом и Кульмом в августе месяце 1813 года”. 7 мая 1906 года сюда был также перенесен и торжественно открыт отреставрированный памятник павшим. В следую-щем году на кладбище была “проектирована постройка часовни-церкви, на каковую настоятелем о. Рыжковым собираются средства, а пражская городская дума предложила бесплатно свои архитектурные силы”. Однако этот замысел осуществить не удалось.

После образования независимой Чехословацкой республики в Прагу хлынул поток эмигрантов из охваченной гражданской войной России. Далеко не всем приехавшим была уготована долгая жизнь на чужбине. Старый участок быстро заполнился. В 1923 и 1927 го-дах были отведены новые земли. Выходцы из России создали “Братство для погребения православных русских граждан и для охраны и содержания в порядке их могил в Чехослова-кии”, более известное под названием “Успенское братство”. Православная часовня стала особенно необходима после того, как в 1921 г. помещение, в котором отпевали православных, было переоборудовано в зал для гражданских панихид.

Инициативу взяло на себя “Успенское братство”. Огромную помощь оказали премьер-министр первого чехословацкого правительства Карел Крамарж и его русская супруга Надежда Николаевна, урожденная Хлудова. Помимо крупного личного дара, Крамарж организовал сбор почти четырех пятых всех необходимых средств. В результате вместо скромной кладбищенской часовни Прага украсилась небольшим, но монументальным и выразитель-ным православным храмом. Значительный вклад от имени братского сербского народа внес протоиерей М. Црвчанин, королевский инспектор воинских могил, который обеспечил де-нежную помощь своего правительства.

11 сентября 1924 года епископом Сергием (Королевым) была произведена закладка храма. Проект безвозмездно составил профессор В.А.Брандт при помощи студентов-архитекторов Н П.Пашковского и барона С. Г. Клодта. По замыслу авторов, храм должен был стать памятником русской благодарности и славянской взаимности на чешской земле, а также мемориалом всем русским людям, скончавшимся на чужбине. Стройное, квадратное в плане (8,2 х 8,2 м) здание с полукруглой апсидой имеет высоту около 22 метров. При разработке проекта авторы опирались на образцы новгородской и псковской древнерусской архитектуры.

Административно-техническую часть строительства безвозмездно приняли на себя инженеры А.М.Миркович, С.А.Величкин и П.П.Находкин. Строительная фирма чешского ар-хитектора Я.Воднярука выполнила все работы по себестоимости, отказавшись от прибыли. Все земляные и другие работы, не требовавшие квалификации, выполнили многочисленные добровольцы из числа русских эмигрантов. На строительстве храма с большим воодушевле-нием работала студенческая молодежь. Пять колоколов для церкви были пожертвованы королем Югославии Александром I Карагеоргиевичем, четою Крамарж, русскими эмигрантами в Чехословакии, митрополитом Евлогием и епископом Сергием.

9/22 ноября 1925 года Успенская церковь была освящена прибывшим из Парижа митрополитом Евлогием (Георгиевским) в сослужении с сербским архиереем епископом Ша-бацким Михаилом, епископом Пражским Сергием (Королевым), архимандритом Алексием (Кабалюком) и многочисленным русским духовенством из Чехословакии, Франции, Югосла-вии и Прикарпатской Руси. На освящении присутствовали представители чехословацкого правительства, дипломатического корпуса и многочисленные гости. Храм был передан в бесплатное пользование пражскому Николаевскому приходу. В этот день П. Б. Струве писал в парижской газете “Возрождение”: “Новая церковь с ее чисто русскими линиями, с ее иконами, созерцание которых волнует и восхищает русскую душу, осеняет самое крупное Campo Sancto - “священное поле” зарубежной России”.

Над входом в храм помещена большая мозаика с изображением Богоматери Оранты, а на алтарной апсиде - небольшое мозаичное изображение архангела Михаила. Мозаики исполнены фирмой М. В. Ферстрова по эскизам замечательного русского художника И. Я. Би-либина. Под его же руководством молодой художник К.М.Катков написал 64 иконы для многоярусного иконостаса и клиросных преград. И.Я.Билибин, по заказу американского мецената Ч. Крейна, создал эскизы росписи стен и сводов храма, однако, выполнены они были значительно позже - в 1941-1946 гг. В этой работе принимали участие художники: Т.В.Косинская (позже монахиня Серафима), К.П.Пясковский, М.Б.Ромберг, А.Н.Рязанов, В.Гартман, Р.Д.Карякин, И.Шапов.

Под храмом, в подвальном этаже, находится крипта мученицы Софии, где покоятся ос-танки создателей храма и многих известных людей. Среди них - Карел Крамарж с супругой, крупнейший знаток византийского и древнерусского искусства академик Н.П.Кондаков, директор Донского кадетского корпуса генерал Т.А.Семернинов, генералы С.А.Воронин, Н. Н. Шиллинг, профессора: С.С.Груздьев, Ф.А.Щербина и другие. Здесь же погребен инженер Н.Н.Ипатьев, в доме которого в Екатеринбурге расстреляли последнего российского императора и его семью. С особой торжественностью в 1920-е гг. в крипту перенесли останки серб-ских воинов, погибших в Первую мировую войну. Их могилы находятся с двух сторон у входа в крипту. В 1935 г. в память о погибшем в Марселе от рук усташей короле Югославии Александре I в крипте была установлена мемориальная плита в виде белого креста.

Со всех сторон храм окружен православным участком Ольшанского кладбища, благоустройство которого было одной из задач Успенского братства. Проект планировки и озеленения территории безвозмездно выполнил чешский профессор К. Машек. При этом использовались породы деревьев, характерные для северо-западных областей России. Начало посадкам было положено в праздник древонасаждения 21 ноября 1926 г. В начале Второй мировой войны гестапо закрыло Успенское братство, но по ее окончании оно возобновило работу. Последним его секретарем был протоиерей Михаил (Васнецов), сын знаменитого живописца, физик по образованию. В 1951 г. чехословацкие органы госбезопасности окончательно закрыли Успенское братство, которое разделило судьбу других эмигрантских организаций.

Последний приют на Ольшанском кладбище нашли многие выдающиеся люди, вынужденно покинувшие Россию после революции. Здесь похоронены писатели А.Т.Аверченко, В.И.Немирович-Данченко, Е.Н.Чириков, П.А.Кречевский; поэт Д.М.Ратгауз и драматург Л.Н.Урванцев; композитор С.А.Траилин и певец В.Левицкий; историки А.А.Кизеветтер, Е.Ф.Максимович и С.П.Постников; профессор-правовед П.И.Новгородцев; философы И.И.Лапшин, Н.И.Садовский, П.Н.Савицкий; геолог академик Н.И.Андрусов; биолог В.С.Ильин; филологи академик В.А.Францев, профессора Е.А.Ляцкий и Н.В.Ястребов; про-фессора-инженеры А.С.Ломшаков и К.П.Федоров; генерал Н.В.Львов, адмирал Г.Пальчиков, донской атаман В.Ю.Налетов; политические и общественные деятели И.И.Петрункевич, В.А.Мякотин, Н.И.Астров, а также мать и сестра писателя В.В.Набокова, графиня С.Н.Толстая, Т.Н.Родзянко и многие другие.

В 1945 г., после закрытия Никольского собора на Староместской площади, Успенская церковь стала приходской. К ее приходу была приписана и вновь открытая домовая церковь святителя Николая в Дейвице. В 1973-1974 гг. при поддержке митрополита Дорофея была выполнена реставрация храма на Ольшанах. В 1995 г. по инициативе общественного комитета “Они были первыми” снаружи установлена мемориальная доска в память об эмиг-рантах, репрессированных НКВД во время послевоенных "чисток".

4 января 2000 г. рядом с церковью Успения Пресвятой Богородицы был похоронен архиепископ Пражский, митрополит Чешских земель и Словакии Дорофей (1913-1999), возглавлявший Православную церковь в Чехии и Словакии в 1964-1999 гг.

С 1951 г. храм подчиняется Православной церкви Чехии и Словакии, но здесь со-храняются русские церковные традиции. Богослужения совершаются по старому стилю на церковнославянском языке, язык проповеди - русский.

Еженедельно в пятницу в 9.00 и в воскресенье в 10.00 в храме совершается божественная литургия. Богослужения проводятся также по большим праздникам, согласно расписанию.

Ольшанское кладбище, одно из крупнейших в Праге, находится в районе Жижков, у станции метро “Желивскего” (трасса А).

Список литературы

Владимир Бурега. Храм Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище (по книге: К.И.Иляшевский, Д.В.Быстров. “Православные Русские храмы в Праге”, Прага., 2000)


Похожие работы:

  1. • Храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках на Cретенке
  2. • Храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках
  3. • По Китай-городу
  4. • Успение Пресвятой Богородицы
  5. • История чинопоследования Успения и Погребения Пресвятой ...
  6. • Троянский монастырь Успения Богородицы
  7. • Литургическая символика иконографии Успения Пресвятой ...
  8. • История Свято-Успенского православного прихода
  9. • Источники драматургии Димитрия Ростовского
  10. • Москва. Две столицы: Духовное величие
  11. • Учение о Пресвятой Богородице у святого Иоанна Дамаскина
  12. • Символика иконописи Древней Руси
  13. • Соловецкий и Псково-Печерский монастыри
  14. • Сайднайский женский монастырь в честь рождества Пресвятой ...
  15. • Вознесенская Давидова пустынь
  16. • Киево-Печерская Лавра
  17. • Рождество Пресвятой Богородицы
  18. • Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь
  19. • Рождество Пресвятой Богородицы. История праздника
Рефетека ру refoteka@gmail.com