Рефетека.ру / Москвоведение

Реферат: Благовещенский собор

Благовещенский собор.

В юго-западной части Соборной площади расположен изящный девятиглавый с золотыми куполами Благовещенский собор. Собор строился в 1484— годах псковскими мастерами как домовая крепость великого московского князя.
Первоначально храм был небольшой и венчался тремя главами. В 60-х годах XVI века были возведены четыре одноглавые церкви (приделы) над г лереями собора и две ложные —таким образом, собор превратился в девятиглавое сооружение.
В 70-х годах XVI века для Ивана Грозного пристроили паперть с высоким белокаменным крыльцом. С дворцом собор соединялся специальным переходом.
Во время торжественных церемоний, проходивших на Соборной площади, храм служил для парадного выхода из дворца князя (позднее царя) и его свиты.
Собор построен в традициях раннемосковского зодчества. Но так как его строили псковитяне, то, естественно, здесь присутствуют черты псковской архитектуры: восьмигранник под центральным барабаном, оригинальные пояски на главах и много других декоративных элементов. C площади в храм ведут два входа с высокими крыльцами. Входят в собор через северное крыльцо и попадают в галерею, стены которой расписаны фресками на библейские темы
(«Чудо с пророком Ионой», «О тебе радуется», «Троица», «Древо Иесеево»,
«Подвиги монастырских затворников» и другие). В простенках, на склонах сводов и на пилястрах изображены в полный рост античные философы и писатели: Аристотель, Фукидид, Плутарх, Гомер, Вергилий и другие —в то время на Руси образованные люди были знакомы с их произведениями.
Из галереи через портал, украшенный белокаменной резьбой, можно попасть в центральную часть храма. Самой большой ценностью собора является иконостас.
Иконы в иконостасе расположены в пять рядов. Третий ряд называется
«праздничным» —на его иконах изображены различные христианские праздники.
Семь икон с левой стороны ряда (кроме четвертой, она написана неизвестным псковским мастером XVI века) —«Благовещание», «Рождество Христово»,
«Сретение», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря»и «Вход в
Иерусалим» —прин длежат кисти Андрея Рублева. Остальные иконы в этом ряду иконостаса- «Тайная вечерня», «Распятие», «Положение во гроб», «Сошествие в ад», «Вознесение», «Сошествие святого духа», «Успение»выполнены художником
Прохором с Городца. Главный ряд иконостаса —деисусный (от греческого слова
«деисус»моление). Он расположен ниже праздничного. Основная тема ряда —заступничество святых (они изображены в полный рост) за простых смертных перед богом. Большинство икон этого ряда (кроме «Архангела
Михаила»и «Апостола Петра») написано Феофаном Греком. Немалый интерес представляет и стенопись собора, выполненная в 1508 году артелью художников, возглавляемой Феодосием, сыном прославленного Дионисия. Здесь есть и традиционные мотивы, и новые, характерные для XVI века. Большое место в росписи занимают сюжеты на тему Апокалипсиса (справа и слева от иконостаса на сводах под хорами и на арках, поддерживающих хоры). Помимо библейских сюжетов в росписи стен можно видеть сугубо светские мотивы —изобр жение византийских императоров и русских князей (столбы центральной части храма и пилястры). У западной стены, согласно обычаю, устроены хоры для царицы и ц рских детей. Очень необычно выглядит пол собора. Во времена Ивана Грозного пол был выложен плитками из драгоценной агатовидной яшмы. Над выходом из собора обращает на себя внимание настенная роспись с изображением Спаса Нерукотворного, выполненная известны русским живописцем XVII века Симоном Ушаковым.


Рефетека ру refoteka@gmail.com