ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Кафедра управления персоналом и кадровой политике
КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Управление персоналом» на тему: «Формирование кадрового потенциала организации»
Работу выполнил студент 4 курса,
402 группы специальности 0610
Абулашвили А.В.
САРАТОВ 2000
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава1. Теоретические основы процесса набора персонала 5
§1.Управление процессом подбора персонала 5
1.1. Анализ деятельности специалиста 6
1.2.Анализ источников привлечения специалистов 7
Эффективность различных методов набора по различным показателям 10
2.3.Привлечение кандидатов 11
2.4.Отбор кандидатов 11
2.6.Принятие решения о приеме на работу 16
2.7.Оценка эффективности подбора персонала 17
§2. Лизинг персонала 19
Глава 2. Практические основы набора персонала 19
§1.Реурутмент: Реальность и перспективы 19
§2.Рынок кадрового сервиса 19
§3. Методы профессионального испытания при найме 19
Заключение 19
Список использованной литературы 19
Приложение № 1 19
Приложение № 2 19
Приложение № 3 19
Приложение № 4 19
Введение
Тема курсовой работы звучит как процесс формирования кадрового потенциала организации. Это достаточно сложный процесс включает в себя ряд подпроцессов, успешное последовательное выполнение которых приводит к формированию устойчивого, надежного трудового коллектива. Иностранные и российские специалисты в области управления человеческими ресурсами называют этот процесс по разному: Human Research Management – на западе и кадровая политика (управление трудовыми ресурсами) в России.
Кадровая политика –это одно из основных направлений деятельности любой направлений деятельности любой организации, фирмы, которая ставит своей целью успешное существование. Ибо, как мы знаем, кадры решают все!
Рассмотрение всего процесса формирования кадрового потенциала может стать отдельной темой дипломной работы. В рамках курсовой работы по дисциплине «Управление персоналом», как мне кажется, было бы рациональнее рассмотреть более детально ряд этапов этого сложного процесса, естественно, начиная сначала, т.е. с процесса найма, отбора персонала[1].
Поиск и отбор персонала является продолжением кадровой политики,
реализуемой предприятием, и одним из ключевых элементов системы управления
персоналом, тесно увязанным практически со всеми основными направлениями
работы в этой сфере (см. схему)[2].
. Кадровое планирование, отражая политику и стратегию организации, определяет качественную и количественную потребность в персонале.
Кадровое планирование задает четкие ориентиры, касающиеся профессиональной принадлежности, квалификации и численности требующихся организации работников.
. Анализ работы, нормирование труда и оценка исполнения позволяют выработать требования и критерии, в соответствии с которыми будут отбираться кандидаты на конкретные вакантные должности. С другой стороны, оценка рабочих показателей новых работников после некоторого периода их работы в организации позволяет определить эффективность самого процесса отбора.
. Система стимулирования дает возможность выработать политику стимулирования труда и набор стимулов, направленных на привлечение кандидатов, отвечающих всем необходимым требованиям, а также способствует удержанию уже нанятых работников.
. Оргкультура, то есть порядки, нормы поведения и трудовые ценности, культивируемые в организации, учитываются при установлении критериев, используемых при поиске и отборе новых работников. Укомплектовать организацию работниками, способными принять действующие в ней нормы, ценности, правила, не менее важно, чем найти профессионалов, обладающих необходимыми знаниями, опытом, навыками и деловыми качествами. Опыт многих всемирно известных фирм, добившихся выдающихся успехов в своей сфере бизнеса, показывает, что успех организации зависит от умения найти людей с нужным складом ума, с нужным отношением к делу, готовых с полной отдачей сил работать для достижения организационных целей.
. Система мер по адаптации новых работников к работе в организации и к трудовому коллективу является прямым продолжением процесса поиска и отбора кадров. Важно не только отобрать лучших работников, но и обеспечить их мягкое вхождение а организацию и быстрый выход на требуемый уровень рабочих показателей.
. Обучение - это продолжение процесса отбора и адаптации новых работников.
Оно направленно как на освоение новичками необходимых для успешной работы знаний и навыков, так и на передачу им установок и приоритетов, составляющих ядро организационной культуры.
Однако для того, чтобы связь между основными функциональными направлениями процесса управления персоналом и работой по поиску и отбору персонала для заполнения вакансий, имеющихся в организации, не была декларирована лишь на бумаге, необходима определенная структура службы управления персоналом. Хорошие результаты дает опыт многих российских предприятий, когда в единую службу управления персоналом объединяются отдел кадров, отдел труда, отдел обучения и психологическая служба. Эффективность деятельности по поиску и отбору новых работников повышается, если это направление работы осуществляется под единым руководством и координируется с другими сферами деятельности, связанными с управлением персоналом, начиная от ведения кадровой документации и кончая вопросами нормирования и социальной защиты. Это позволяет не только придерживаться более четких критериев и процедур при поиске и отборе кадров, но и обеспечивает высокие результаты в профессиональной и социальной адаптации новых работников
Цель данной курсовой работы - рассмотреть методы, модели подбора, найма, отбора персонала.
Предметом будет сам процесс процесса найма, отбора, подбора персонала
Объектом является персонал организации, которая нуждается в новых сотрудниках.
Актуальностью данной работы может является малая степень использования в современных российских условиях современных методов найма персонала. Работа любой организации неизбежно связана с необходимостью комплектования штата. Отбор новых работников не только обеспечивает режим нормального функционирования организации, но и закладывает фундамент будущего успеха. От того, насколько эффективно поставлена работа по отбору персонала, в значительной степени зависит качество человеческих ресурсов, их вклад в достижение целей организации и качество производимой продукции или предоставляемых услуг.
Глава1. Теоретические основы процесса набора персонала
§1.Управление процессом подбора персонала
Процесс формирования трудовых ресурсов присущ, безусловно, любой организации. Его чрезвычайно важное значение давно признано в теории управления персоналом, однако в практической деятельности это не всегда находит адекватное отражение.
Компании не жалеют усилий, добиваясь улучшения качественных показателей производимой продукции либо услуг, настойчиво работают над оптимизацией производственных и управленческих процессов. Не остается без внимания и сфера формирования трудовых ресурсов организации. Один из наиболее ответственных ее секторов — подбор персонала. Как и любой процесс, протекающий в компании, он требует эффективного управления.
Чтобы процесс подбора персонала функционально обеспечивал реализацию стратегии организации, его нужно принимать во внимание уже на этапе разработки стратегических планов развития компании. Стратегия подбора персонала интегрируется в общую стратегию управления персоналом организации; исходя из нее затем формируют оперативные и текущие планы организационных мероприятий по реализации стратегии подбора. Таким образом, планирование процесса подбора персонала охватывает область деятельности от создания общей долгосрочной стратегии подбора персонала — до текущего плана работ по подбору, предусматривающего конкретные мероприятия, методы и сроки их реализации, а также необходимые ресурсы.
Здесь мы будем рассматривать управление процессом подбора персонала в контексте оперативного и текущего управления процессами реализации планов организационных мероприятий по подбору, так как именно на этом участке возникает больше всего сбоев.
План организационных мероприятий по подбору персонала охватывает
следующие аспекты:
1) оперативная цель подбора;
2) организационный механизм реализации мероприятий по подбору;
3) набор конкретных действий по подбору;
4) совокупность материальных, денежных и других ресурсов, необходимых для
выполнения мероприятий;
5) график реализации мероприятий. Для определения оперативных целей
подбора персонала используется информация, полученная в ходе планирования
потребностей организации в трудовых ресурсах. Совокупность необходимых
данных формируется как результат деятельности по соответствующим
направлениям управления персоналом (см. таблицу).[3]
В целом накопленная таким образом информация дает представление о
потребности организации в трудовых ресурсах. Эта потребность описывается
следующими параметрами:
1) формой и сроками привлечения специалистов в организацию;
2) численным составом специалистов определенной категории;
3) квалификационными требованиями к специалистам;
4) сроками поиска специалистов;
5) бюджетом на поиск специалистов;
6) бюджетом на их содержание и развитие.
На основании такой информации организация готовит годовой оперативный план подбора персонала в компанию, а исходя из него, в свою очередь, составляют текущий план подбора специалиста на конкретную вакантную должность. Подбор специалиста для организаций представляет ж собой многоступенчатый процесс (См. Приложение № 2). Для обеспечения четкой управляемости необходимо на этапе текущего планирования закрепить определенные участки работы и зоны ответственности за сотрудниками организации, принимающими непосредственное участие в подборе персонала. Это могут быть работники отделов персонала, линейные менеджеры, отдельные специалисты организации или внешние консультанты.
Рассмотрим по порядку конкретные этапы подбора персонала.
1.1. Анализ деятельности специалиста
Анализ содержания работы — это процесс систематического и подробного исследования содержания работы[4]. Сотрудник, которому поручено управлять процессом подбора кандидата на определенную должность, должен иметь ясное представление о сути рабочего процесса, обязанностях работника, степени ответственности, условиях работы, знать цели и задачи, которые будут поставлены перед тем, кто займет вакантную должность. Для этого проводится анализ информации о рабочем месте. Технологии сбора и анализа подобных сведений весьма разнообразны, но в любом случае по окончании данного процесса необходимо составить достаточно полную картину, включающую:
1) поле деятельности специалиста, его цели, задачи, функциональные обязанности и степень ответственности;
2) суть и характер производственного процесса;
3) перечень функциональных операций с указанием времени, отводимого на их осуществление;
4) условия организации данного рабочего места;
5) квалификационные и личностные требования, предъявляемые к специалисту.
На практике для анализа рабочего места, как правило, применяют следующие методы:
1) изучение документации (должностные инструкции, анкеты, положения о структурных подразделениях и др.);
2)интервью с линейными менеджерами, со специалистами, занимающими аналогичные должности, и другими сотрудниками;
3) наблюдения, осуществляемые специалистом по подбору персонала.
Результатом проведения работ по данному этапу является перечень квалификационных, организационных и психологических требований к данному специалисту.
1.2.Анализ источников привлечения специалистов
Существует множество источников привлечения персонала. Поэтому на данном этапе перед специалистом по подбору персонала стоит задача сделать оптимальный выбор на основе проведения их анализа и оценки. При этом он исходит из определенных критериев и учитывает целый ряд факторов:
1. Стратегические и оперативные цели организации по формированию ее человеческих ресурсов. Примером может служить ситуация, когда стратегией заранее определен источник привлечения специалистов путем внутреннего набора. В этом случае внешние источники не рассматриваются в принципе.
2. Экономическая оценка источников. Готовится ряд альтернативных комбинаций из источников подбора, позволяющих решить задачи подбора персонала с одинаковым уровнем качества. Оценку производят исходя из критериев затратной части варианта, сроков подбора и т. д. Данный анализ представляет определенную сложность, так как не все виды ресурсов, используемых при подборе персонала, подлежат учету. Кроме того, некоторые из этих видов (например, время специалиста компании по подбору персонала) сложно оценить в денежном выражении.
3. Выбор источников привлечения персонала. На основании вышеописанных этапов производится выбор источников привлечения специалистов. Подход при анализе и выборе альтернативных вариантов зависит от размера бюджета на подбор персонала в организации. В принципе здесь можно руководствоваться тем или иным из следующих двух правил.
При скромном бюджете, ограниченном жестко установленными рамками, целесообразно использовать правило минимизации издержек, выбирая вариант, позволяющий обойтись минимальными затратами при одинаковом уровне эффекта.
При проведении этого анализа очень важно, как именно организация определяет эффект, который требуется получить в ходе подбора персонала; большое значение имеют также эталонные критерии его оценки.
4. Планирование источников привлечения персонала. Каждый из источников привлечения персонала имеет свои особенности действия — как во временном аспекте, так и в организационном. Поэтому важно спланировать их использование. По каждому источнику составляют перечень конкретных действий, увязывая их со сроками выполнения, чтобы привлечь необходимое количество кандидатов заданного уровня качества.
1.2. Кто занимается набором и его источники
Когда человек приходит с просьбой о приеме на работу, им занимается отдел кадров (в крупных предприятиях) или менеджер по персоналу (в малых организациях). Это первая фаза приема на работу – фаза встречи. Заявителя снабжают бланком заявления и рассказывают об условиях приема на работу в настоящее время и о предприятии, как месте работы. Если на этой фазе человеку не уделяется достаточно внимания, у него остается плохое впечатление от организации.
Когда организации необходимо принять новых работников, возникают два вопроса: где искать потенциальных работников (источники) и как известить заявителей об имеющихся рабочих местах (методы). Имеются два возможных источника набора: внутренний (из работников предприятия) и внешний (люди, до того никак не связанные с предприятием). На диаграмме в приложении №4 представлены оценки эффективности различных источников набора, полученные путем опроса работников соответствующих служб.
Существуют источники рабочей силы, которые, в известной степени,
гарантируют ее качество. Принято выделять Внутренние и внешние источники.
Внутренние источники обеспечивают разумное использование имеющихся людских
ресурсов позволяют организации обойтись без нового набора. Внешние
источники обеспечивают поиск персонала во вне организации. Существует
множество внешних источников набора персонала, но работодатели обычно
используют лишь небольшое их количество при наборе работников определенного
профиля.
Первым и самым надежным резервом кадров, безусловно, являются собственные сотрудники.
1. Продвижение собственных сотрудников. Люди, работающие с вами, конечно, лучше "варягов" знают особенности своей работы. Им нет необходимости врабатываться в новый коллектив, и они отлично знают то, с чем им придется столкнуться в организации.
Только в том случае, если среди ваших сотрудников нет подходящих кандидатов на открывшуюся вакансию, имеет смысл искать специалиста на стороне.
2. Использование собственных сотрудников, как агентов по поиску.
Именно они, в первую очередь, должны узнать об открывшихся вакансиях и
новых постах. Довольный сотрудник является самой лучшей рекомендацией. Если
ваши потребности в рабочей силе возникают довольно часто, то заведите
специальные карточки, по которым ваши сотрудники рекомендовали бы вам
желающих получить работу. Статистика подтверждает, что новые сотрудники,
принятые по рекомендациям уже работающих, - это наилучший вариант из всех
возможных.
3. Ваши прежние сотрудники. Прежних сотрудников, ушедших по собственному желанию, можно опять брать на работу. Они также могут указать вам на других претендентов.
4. Случайные претенденты. Претенденты, самостоятельно обращающиеся по
поводу работы, часто имеют два качества, говорящие в их пользу. Во-первых,
они обычно что-то знают о вашей деятельности, а во-вторых, у них есть
"внушенное" чувство лояльности к компании. Таких людей необходимо
регистрировать на предмет дальнейшей работы. У этой категории работников
есть и один существенный минус. Маловероятно, что случайные претенденты
станут источником высококвалифицированных сотрудников или опытных
специалистов.
5. Профессиональные и промышленные ассоциации. В последнее время мы
все больше и больше становимся похожи на весь остальной мир. У нас
появляются различные объединения людей на профессиональной основе.
Существуют клубы менеджеров, агентов и т. д. Как правило, такие ассоциации
имеют свои сайты в Интернете, и через них можно выйти на интересующих вас
людей и довести до их сведения вашу потребность. Иногда такие клубы
организуются при специальных журналах.
6. Образовательные учреждения. Университеты, институты, курсы повышения квалификации, как правило, имеют службы по трудоустройству своих выпускников. Возможно, что именно они помогут вам решить ваши проблемы. В том случае, если такой службы у обучающей структуры нет, то свяжитесь с преподавателями, поскольку они заинтересованы в том, чтобы их выпускники получили хорошую работу.
7. Ваши клиенты и поставщики. Обращение к клиентам и поставщикам за помощью в отношении поиска кандидатов для работы, имеющих специальные знания, может помочь вам при наборе и создать хорошие отношения.
8. Государственные службы занятости. Сотрудничество с ними поможет выбрать реально свободного в настоящее время специалиста. Кроме того, несколько служб, расположенных в регионе, могут иметь общий банк данных, превосходящий по размерам банк данных любой коммерческой службы по трудоустройству.
9. Кадровые агентства. Этот путь хорош тем, что такое агентство проводит предварительную работу по отсеиванию заведомо негодных кандидатов и дает вам возможность выбора. Оно даже готово проэкзаменовать кандидатов на должность и дать свои рекомендации. В случае обращения в такое агентство вам придется иметь дело не с безработными, а с людьми, желающими сменить место работы.
10. Конференции. Любая конференция или семинар в вашей области деятельности - это повод посмотреть на специалистов других фирм и взять кого-либо на заметку, чтобы впоследствии переманить к себе.
11. Реклама в профессиональных журналах. Этот способ хорош уже потому,
что позволяет выйти на настоящих специалистов, знатоков своего дела.
Случайные люди не читают такие журналы, и сам факт того, что кандидат на
должность узнал о вас из такого журнала, говорит о том, что он серьезно
относится к своей карьере и старается быть в курсе последних новостей в
своей сфере деятельности.
Сравнение источников набора[5]
|Тип |Преимущества |Недостатки |
|Рекрутинга| | |
|Внутренний|Улучшает моральный дух у | |
| |работников, по лучивших повышение| |
| |Повышает моральный Дух у |Вызывает проблемы у тех |
| |персонала, который видит для себя|работников, которых обошли с|
| |возможности повышения по службе |повышением |
| | | |
| |Дает возможность руководству |Может оголить отдельный |
| |лучше оценить способности |участок работы, когда |
| |"внутренних" претендентов |забирают человека из одного |
| | |подразделения, чтобы |
| | |заполнить вакансию в другом |
| |Требует меньших затрат, чем | |
| |внешний | |
|Внешний |Вносит "свежую кровь" и новые |У новых работников могут |
| |идеи в компанию |возникать трудности при |
| | |адаптации к культу ре, |
| | |сложившейся в организации, и|
| | |к стилю |
| | |управления |
| |Дает возможность работодателю |Могут возникнуть |
| |увидеть, как обстоят дела вне |психологические проблемы, |
| |компании |из-за того, что работники |
| | |понимают, что у них нет |
| | |перспектив повышения в |
| | |должности |
| |Иногда это дешевле, чем обучать |Вхождение в новую должность |
| |или переобучать уже имеющихся |для работников, нанятых со |
| |работников |стороны, может потребовать |
| | |больше времени, чем для |
| | |"своих" |
| |Выступает как форма |Период вхождения в новую |
| |Рекламы для компании |должность чреват снижением |
| | |производительности |
Эффективность различных методов набора по различным показателям[6]
|Источник набора |Резуль|Результат (в |Коэффициент |Коэффициент|
| |тат |%) от суммы |принятия |принятая |
| |источн|всех |разосланных |предложений|
| |иков |источников |предложений |на работу |
| |набора|набора | | |
|Лица, письменно |2127 |34,77 |6,40 |58,37 |
|обратившиеся в поисках | | | | |
|работы | | | | |
|Публикация объявлений |1979 |32,35 |1,16 |39,98 |
|Различные агентства |856 |14,00 |1,99 |32,07 |
|Прямое распределение в |465 |7,60 |1,50 |13,21 |
|колледжах | | | | |
|Внутри компании |477 |7,30 |10,07 |65,22 |
|Лица, случайно зашедшие в |134 |2,19 |5,97 |57,14 |
|организацию в поисках | | | | |
|работы | | | | |
|Справочники-списки ищущих |109 |1,78 |8,26 |81,82 |
|работу | | | | |
2.3.Привлечение кандидатов
В ходе использования источников привлечения персонала организация начинает получать информацию о потенциальных кандидатах. Данный этап очень важен: какие бы серьезные и планомерные действия ни были предприняты до этого момента — они окажутся напрасны ми без правильного планирования и реализации процедуры привлечения специалистов.
Организация должна решить для себя вопросы о форме обращения специалистов в компанию, о процедуре учета и систематизации данных о кандидатах, уведомления обратившихся о результатах обращения. Система привлечения кандидатов работает результативно лишь при наличии отлаженной процедуры получения, обработки, оценки информации о них и принятия решения на основании анализа соответствующих сведений.
Одна из важных целей этого этапа - создание резерва кандидатов для удовлетворения будущих потребностей организации в персонале.
2.4.Отбор кандидатов
Данный этап охватывает самый широкий спектр действий организации по
выбору нужного специалиста. Существуют различные варианты описания этапов
этого процесса; универсальной классификации быть не может, так как этапы
отбора определяются спецификой должности, особенностями организации,
состоянием рынка труда и многими другими факторами. В общем, однако, можно
сказать, что обычно отбор состоит из таких этапов:
1. Предварительный отбор. Цель заключается в установлении (в первом
приближении) соответствия кандидата выдвигаемым требованиям. Методика
реализации этапа довольно разнообразна:
так, можно организовать предварительную личную встречу или же ограничиться
анализом представленного кандидатом резюме и кратким разговором по телефону
с данным лицом. На этом этапе дополняют, корректируют, уточняют поданную
кандидатом информацию; в результате круг потенциальных кандидатов, как
правило, значительно сужается. Кроме того, организация предоставляет
информацию о предлагаемой работе и о компании в целом.
2. Сбор информации о кандидатах. Существуют различные способы сбора
необходимой информации, а ее объем определяется спецификой работы и уровнем
должности.
3. Предварительная оценка кандидатов. Цель данного этапа — определить круг
лиц из числа которых затем предстоит выбрать специалиста для работы в
организации.
4. Отбор и оценка кандидатов. Арсенал методов отбора и оценки специалистов
очень широк. Нередко компании разрабатывают корпоративные системы отбора
персонала, включающие различные инструменты — от интервью с кандидатами до
проведения испытания. Специалист по подбору, применяя подобные технологии,
обязан постоянно помнить о принципе равного положения потенциального
работника и работодателя. На всем протяжении процесса отбора каждая из
сторон должна обеспечиваться интересующими ее сведениями, что позволит
работнику оценить степень привлекательности данной должности, а
работодателю — уровень соответствия кандидата потребностям организации в
человеческих ресурсах. В результате по окончании этапа потенциальный
работник должен располагать полной и все-т сторонней информацией о вакансии
и прийти к определенному заключению относительно своего желания ее занять.
В то же время организация должна иметь всю информацию, необходимую для
оценки кандидатуры и принятия решения о приеме на работу. Большое значение
имеет объективность системы оценки, в основе которой лежит согласованная
система критериев.
Тесты
Тесты, применяемые при приеме на работу, подбираются в зависимости от требований к данному сотруднику как профессионалу, как члену коллектива, как руководителю и т.д. Предлагаются как бланковые, так и компьютерные варианты предъявления тестов. К сожалению, менеджеры по кадрам и руководители фирм не всегда используют надежные, профессиональные методики, заимствуя их где попало, чуть ли не из женских журналов. Но грамотный руководитель старается доверить эту работу профессиональному психологу или менеджеру по персоналу с психологическим образованием.
Для каждой вакансии составляется свой набор тестов, соответствующий основным компетенциям сотрудника.
Например, для бухгалтера важно быть ответственным, внимательным, уметь работать с большими объемами информации, обладать хорошей памятью на цифры, высокой помехоустойчивостью и работоспособностью. Учитывая тот момент, что в бухгалтерии работают, в основном, женщины, руководитель может обратить особое внимание на умение бесконфликтно сосуществовать в женском коллективе.
Для линейного менеджера важны: достаточно высокий уровень интеллекта, способность к стратегическому мышлению и анализу, гибкость поведения, способность принимать решения и брать на себя ответственность за них, умение общаться с клиентами и руководить подчиненными.
Основные компетенции для каждой позиции определяются менеджером по персоналу и руководителями разных уровней.
Существуют различные варианты тестирования. Их можно разделить на 5
групп:[7]
. Тесты на определение способностей. Один из самых известных в этой группе тест на определение интеллекта, при помощи которого пытаются оценить общую способность мыслить, выражать мысли вслух, оперировать цифрами и ориентироваться в пространственных отношениях.
Другие тесты предназначаются для определения технических способностей и умений что-то делать вручную, а также творческих способностей, умения писать орфографически правильно, логично рассуждать и т.д. Эти тесты должны составляться профессионально. В настоящее время ряд организаций предоставляют услуги по тестированию. Они либо предлагают обучить персонал составлению и применению стандартизированных тестов, либо сами разрабатывают тесты, специально предназначенные для определенных целей.
. Квалификационные тесты. Они разрабатываются для тестирования уже приобретенных навыков. В основном они используются для проведения собеседований с секретарями, чтобы проверить скорость стенографирования и умение печатать на машинке. Но их можно использовать и на других уровнях. Краткий письменный отзыв руководителя, анализ бухгалтером данных о затратах, проведение краткого урока преподавателем могут выявить наличие конкретной способности. Если необходимо, претендентам можно дать время подготовиться или можно попросить их принести образцы уже выполненных работ.
. Тесты на проверку личных качеств. Традиционно к этим тестам относились с подозрением, но сейчас они приобретают все большее значение. Многие консультанты и крупные организации используют эти тесты для характеристики личности, особенно при отборе кандидатов для управленческой работы. Эти тесты страдают от недостатка - трудно точно выявить отличительные черты личности из ответов на анкету. Есть еще одна проблема, заключающаяся в определении сочетания личностных черт, которое может привести к наиболее успешной работе на данной должности.
Здесь можно рассматривать графиология как полезный источник предоставления сведений о личностных качествах или не учитывать этот фактор.
. Медицинские тесты. На врача следует смотреть как на члена команды по набору кадров, он должен иметь четкое представление о характере работы и квалификационных требованиях к персоналу, чтобы знать, что искать.
. Тест для отбора группы. Групповой выбор полезен при оценке определенных свойств, которые трудно определить на индивидуальной основе. Особые аспекты личности, имеющие значение для работы
(например, способность справляться с напряжением или неопределенностью, способность руководить), или способность работать эффективно в качестве члена команды. Основной принцип заключается в том, что группе дается задание с нечеткими или точными инструкциями в зависимости от цели, наблюдатели же оценивают индивидуальную работу каждого. Возможно, этот подход имеет определенную достоверность, хотя и неясно, какая связь существует между поведением в условиях тестирования и поведением в реальной жизни. Как и любой метод отбора, он сам по себе недостаточен и должен разрабатываться и использоваться также, как и любой тест (т.е. четкая цель, стандартизация, стандартные условия использования).
Собеседование
Собеседования или беседа по найму до сих пор являются наиболее широко применяемым методом отбора кадров. Принимая на работу новых сотрудников организация располагает обычно лишь документальными данными о нём. В этом случае важное значение приобретает беседа представителей организации с претендентом. Даже работников неуправленческого состава редко принимают на работу хотя бы без одного собеседования . Его лучше всего проводить будущему непосредственному управляющему претендующего на должность работника . Отбор руководителя высокого ранга может потребовать десятков собеседований , занимающих несколько месяцев .
Собеседование предназначено для выяснения некоторых деловых качеств
кандидата и личного знакомства с ним. Прежде всего должно быть выяснено
знание специалистом того дела, за которое он берётся. Конкретное содержание
проверки на знание дела определяется описанием (квалификацией) рабочего
места. Проверяется, насколько претендент понимает предстоящую работу
(функции, технологии), знает технические средства, которыми ему предстоит
пользоваться .
Некоторые общие рекомендации эффективного проведения беседы сводятся к
следующему:
Установление взаимопонимания с кандидатом и предоставление возможности ему
чувствовать себя свободно.
Концентрация внимания в ходе всего собеседования на требованиях к работе.
Недопустимость оценки по первому впечатлению.
Необходимость получения всей информации о человеке .
Подготовка комплекта структурированных вопросов, которые будут задаваться
всем кандидатам, а также достаточная гибкость , чтобы исследовать и другие
возникающие вопросы .
Различают беседы формализованные (строго по схеме), слабоформализованные и неформализованные. В ходе любой из них происходит обмен информацией , обычно в форме вопросов и ответов. Цель практически любого вида беседы - знакомство с претендентом . Однако эти три вида беседы значительно отличаются по подходам. В ходе беседы формализованного типа проводящий её человек не отклоняется от имеющегося у него стандартного списка вопросов и отмечает ответы кандидата на специальном бланке. Такой подход, как правило, не позволяет получить достаточно широкого представления о заявителе, так как не даёт возможности приспособить ход беседы к ответам претендента .
При проведении беседы слабоформализованного типа имеются лишь основные
вопросы и наряду с ними могут задаваться дополнительные. Этот метод
допускает большую гибкость, чем первый, но требует и большей квалификации
от проводящего беседу. Хотя для этих бесед и нет специальных макетов, всё
же кадровикам рекомендуется определённый перечень вопросов, которые обычно
задаются кандидатам:[8]
Почему Вы обратились о приёме на работу именно к нам ? Чем Вас привлекла
наша фирма ? Что Вы знаете о ней ?
Что Вы знаете об этой работе ? В какого рода работе Вы больше
заинтересованы ?
Почему Вы выбрали именно эту карьеру ? Как Вы планируете на будущее свою
карьеру ?
Что бы Вы стали делать , если ... (описание критической ситуации на
рабочем месте) ?
Как бы Вы могли описать себя ?
Что Вы хотите рассказать о себе ? О Вашей семье ?
Каковы Ваши основные сильные и слабые стороны ?
Какую работу Вы больше всего любите делать , а какую не любите?
Каковы Ваши интересы вне работы ? Как Вы проводите свободное время ?
Что бы Вы хотели изменить в своём прошлом ?
Какие предметы в школе Вам нравились больше всего и меньше всего ? А в
ВУЗе? Почему ?
Считаете ли Вы , что получили хорошую подготовку общего характера ?
Какие особенности в Вашей подготовке позволяют Вам думать , что Вы
добьётесь успеха в избранной Вами сфере деятельности ?
Какого рода общественной деятельностью Вы занимались в ВУЗе ? После ВУЗа ?
Почему ?
Что Вам нравилось больше всего и меньше всего на прежней работе ?
Что Вы можете рассказать о Ваших руководителях на прежнем месте работы ? О
Вашей прежней работе ?
Почему Вы уволились с прежней работы ?
Какие Ваши цели в жизни ? Как Вы планируете их достичь ?
На какую заработную плату Вы рассчитываете ?
Чем Вы надеетесь заниматься через 5 (10 , 15) лет ?
При проведении беседы по неформализованному типу у человека
проводящего её обычно нет заранее подготовленных вопросов. Разговор ведётся
свободно, в зависимости от сложившейся ситуации и характера самого
заявителя. Но тем не менее имеются определённые рекомендации по проведению
собеседования по этому типу. Сюда входит запрещение комментариев по поводу
пола кандидата, если это не связано как-то с выполнением работы.
Недопустимо задавать вопросы, связанные с расовой принадлежностью (о цвете
кожи, глаз, волос), увечьями (как они получены, и насколько они серьёзны),
возрастом, семейным положением и количеством детей (это выясняется лишь
после приёма), ростом и весом, пригодностью к воинской службе,
интересоваться родом войск, в которых служил кандидат, жилищными условиями,
судимостью. Запрещается также требовать рекомендации религиозных
организаций. Кроме того, есть перечень вопросов, которые должны задаваться
с большой осторожностью, это вопросы: о месторождении, пользовании
псевдонимом или вторым именем, о религиозных убеждениях, гражданстве,
членстве в различных клубах и обществах .
В целом же разговор ведётся достаточно свободно. Здесь нужно постараться вызвать кандидата на откровенность и внимательно прислушиваться к его словам. Разговор, как правило, начинается с какого-либо простого вопроса, допустим: «Что в данной работе Вам нравится больше всего ?» .После того, как он начнёт говорить, следует делать лишь короткие замечания в тех случаях, когда собеседник отклоняется от темы беседы. Одобрительная улыбка и реплики типа «Это очень интересно, продолжайте, пожалуйста» заставляют кандидата продолжать свои высказывания до тех пор, пока у интервьюера не сложатся правильные представления о нём самом, а также о его истинных намерениях .
Собеседование при приёме на работу делится обычно на три основные части: вступительную, основную и заключительную .
Вступительная часть составляет около 15% времени для создания атмосферы взаимопонимания. Опрос обычно начинается с темы, интересующей обе стороны. При этом нужно стараться ободрять опрашиваемого , избегать отрицательных оценок и критических замечаний , как можно больше проявлять дружелюбие и интерес к личности кандидата. Главная же цель основной части беседы - получение информации для оценки в претенденте качеств , требуемых для данной должности и принятия решения . При этом желательно, чтобы кандидат говорил сам , а интервьюер внимательно слушал. В заключительной части необходимо подвести итоги и разъяснить дальнейший ход приёма на работу. Не следует заканчивать беседу отрицательным решением, о нём человека рекомендуется уведомить позже .
5. Сбор необходимой дополнительной информации. Данный этап подразумевает получение рекомендаций с предыдущих мест работы кандидата, анализ послужного списка, относящейся к делу документации из медицинских и других учреждений и т. д. Объем информации определяется требованиями к специалисту и корпоративными правилами подбора в организации.
Специфика этапа отбора кандидатов состоит в том, что в процессе его происходит своего рода знакомство ряда лиц внешней среды с соответствующей организацией. Очень важно, чтобы проводящий данную работу специалист постоянно помнил об этом. Таким образом, при правильном подходе к делу помимо основной достигается еще одна цель: распространение на рынке труда информации о корпоративной культуре и привлекательности данного работодателя для потенциальных сотрудников.
2.6.Принятие решения о приеме на работу
На основании результатов проведения предыдущих этапов организация принимает окончательное решение о найме специалиста. Все действия на этом этапе - от формы уведомления принятого кандидата до процедуры введения в должность - определяются корпоративными правилами организации. Вопросы введения в должность и адаптации работника в организации, по мнению автора, находятся вне рассматриваемого здесь процесса подбора кадров, окончательным этапом которого (как, впрочем, и любого процесса) является оценка его эффективности.
2.7.Оценка эффективности подбора персонала
От качества подбора персонала зависит эффективность работы организационной единицы и использование остальных ресурсов организации.
Поэтому очень важно постоянно совершенствовать управление процессом подбора персонала. Для этого необходимо знать, в чем именно (и насколько) существующая модель отклоняется в своих параметрах от эталонной. Чтобы получить ответ на данный вопрос, в ходе всего процесса - на каждом этапе - реализуются функции учета и контроля его составляющих. По завершении процесса собранная таким образом информация позволяет провести оценку его эффективности.
Важнейшей предпосылкой, определяющей эффективность работы по поиску и отбору кадров, является тесная связь этого направления деятельности с действующей в организации системой управления. Эта связь может основываться на следующих моментах:
• доведение до лиц, отвечающих за поиск и отбор кадров, целей, стоящих перед организацией (подразделением);
• разработка оптимальной организационной структуры управления
(исключения дублирования функций и расплывчатости требований к кандидатам);
• наличие кадрового планирования, являющегося связующим звеном между целями организации и организациенной структурой управления. Кадровое планирование - это фундамент политики в отношении персонала, обеспечивающий систематический подход к поиску и отбору кадров.
Существуют количественные и качественные методы оценки эффективности.
Выбор методов и параметров анализа эффективности (как и необходимых
источников информации) зависит от целей, которые ставит организация.
Для оценки эффективности процесса поиска и отбора новых работников может быть использован ряд количественных показателей[9], характеризующих работу персонала, приступившего к работе в организации:
• уровень текучести кадров, особенно среди новых работников;
• доля работников, не прошедших испытательный срок, от общего числа принятых на работу;
• финансовые затраты на обеспечение процесса поиска и отбора кадров;
• уровень нарушений трудовой дисциплины среди новых работников
(прогулы, не согласованные с руководством опоздания, отсутствие на рабочем
месте и т.п.);
• уровень брака и ошибок, допускаемых новыми работниками;
• частота поломок оборудования;
•эффективность использования необходимых материалов, комплектующих;
• уровень производственного травматизма среди новых работников;
• количество жалоб со стороны клиентов, потребителей, поставщиков по вине новых работников.
Дополнительная информация о качестве используемой в организации системы отбора кадров может быть получена из трех источников: от самих кандидатов, от работников организации и от увольняющихся. С этой целью могут использоваться интервью, опросы, оценка эффективности работы.
Дополнительная информация о качестве используемой в организации системы отбора кадров может быть получена из трех источников: от самих кандидатов, от работников организации и от увольняющихся. С этой целью могут использоваться интервью, опросы, оценка эффективности работы.
Надо иметь в виду, что трудно получить достоверную информацию из какого-либо одного источника или за счет оценки какого-то одного показателя. К примеру, высокие значения показателя текучести кадров могут быть обусловлены действием ряда факторов, не имеющих отношения к системе поиска и отбора персонала.
Эффективность подбора персонала можно оценить частично сразу же по завершении этого процесса, частично - через определенный плановый промежуток времени.
Непосредственно после окончания подбора могут оцениваться:
1)соответствие плана мероприятий по подбору и фактического комплекса мероприятий в привязке к срокам выполнения;
2)степень отклонения фактических затрат на подбор персонала от плановых показателей;
3)удельный вес затрат и привлеченных кандидатов из расчета на каждый источник привлечения;
4)общий уровень расходов на привлечение одного потенциального кандидата;
5) уровень расходов на заполнение вакансии;
6) другие параметры оценки.
Через определенный промежуток времени эффективность подбора персонала может быть оценена уже непосредственно на основании анализа деятельности принятых на работу специалистов. При этом охватываются следующие аспекты:
1)уровень производительности труда принятого на работу специалиста;
2)доля работников, не прошедших испытательный срок;
3)уровень нарушений трудовой дисциплины и корпоративных правил;
4)уровень текучести кадров;
5)информация, поступающая (по принципу обратной связи) от клиентов и поставщиков при работе с данным специалистом;
6)уровень поломок оборудования, производственного брака, качества использования комплектующих и пр.;
7)другие параметры оценки.
Примерная оценка уровня приглашаемых и нанимаемых работников, которая рассчитывается следующим образом:[10]
|КН = (РК + ПР + ОР) : Ч, |
|где |
КН – качество набранных работников, %
РК – усредненный суммарный рейтинг качества выполняемой работы набранными работниками
ПР – процент новых работников, продвинувшихся по службе в течение одного года
ОР – процент новых работников, оставшихся работать по прошествии одного года
Ч – общее число показателей, учтенных при расчете.
С завершением последнего этапа процесс подбора персонала формально заканчивается. Однако результаты проведенной в его рамках работы в дальнейшем будут оказывать значительное влияние на другие сферы управления персоналом
§2. Лизинг персонала
Рассмотренные выше методы набора персонала, представляют собой традиционное понимание этого процесса. Однако в последнее время появилось ряд новых, нетрадиционных подходов к подбора персонала. Одной из таких форм является лизинг персонала. Мировая практика показывает, что лизинг персонала находит активное применения при работе с человеческими ресурсами. подход.
Лизинг персонала можно рассматривать как форму временного привлечения персонала со стороны. Рассмотрим предпосылки возникновения и использования лизинга персонала.
Конечно же, о лизинге персонала вспоминают тогда, когда встает проблема несоответствия наличных трудовых ресурсов и потребностей организации в них. Чтобы решить эту проблему, необходимо разработать программу изменения качественных и количественных параметров трудовых ресурсов предприятия. Такая программа может предполагать удовлетворение потребностей в персонале посредством дополнительного обучения последнего, принятия на работу специалистов определенного профиля либо же другие мероприятия.
Выбор конкретного мероприятия зависит от специфики потребности в
персонале, а также от характеристики существующих трудовых ресурсов (См
.Приложение № 3).[11]
Данная схема отражает лишь общие ситуации и основные формы привлечения человеческих ресурсов. Здесь также показано, что одной ситуации может соответствовать несколько форм привлечения персонала. При этом важную роль играют такие параметры:
• категория персонала и перечень требований, выдвигаемых к кандидату;
• положение специалиста в оргструктуре организации (поле деятельности и принятия решений данным специалистом в организации);
• сроки поиска специалиста. Критерием выбора отдельных форм привлечения служит экономическая целесообразность: на единицу затрат при каждом варианте привлечения должен приходиться максимальный эффект. На практике зачастую оценку производят, сравнивая только валовые затраты на каждый вариант такого привлечения.
Рассмотрим подробно лизинг персонала. К лизинговым отношениям в сфере управления персоналом прибегают в таких случаях:[12]
1. Организации часто сталкиваются с проблемой привлечения высококвалифицированных специалистов. Если потребность в них не постоянная, а сфера деятельности находится в рамках бухгалтерского учета, аудита, юриспруденции и других областей знаний, где существуют специализированные компании, предоставляющие такие услуги, то, конечно же, прибегают к помощи этих компаний. Эта потребность действительно становится проблемой, если организация небольшая и содержать специалиста или прибегать к разовым услугам компаний такого уровня накладно.
Кроме того, может понадобиться специалист, аналогичные услуги которого не предоставляются на рынке компаниями. Найти квалифицированного специалиста на временной основе в сжатые сроки довольно проблематично. Собственно лизинг и возник из-за потребности организаций в разноплановых специалистах на разные сроки.
2. Лизинг выгоден, в первую очередь, компаниям, испытывающим потребность в подборе персонала лишь периодически (в такой ситуации содержать постоянно своего менеджера по персоналу экономически не целесообразно). Например, у фирмы появляется новый проект и под него нужны люди. Можно обратиться в рекрутинговое агентство, но если бюджет, отведенный на подбор сотрудников, ограничен, возможно, будет выгоднее прибегнуть к лизингу менеджера по персоналу.
Некоторые службы по персоналу, в «обычное» время самостоятельно
осуществляющие набор сотрудников, также прибегают к лизингу в периоды
«пиковой» нагрузки. Если вдруг открылось несколько вакансий, идет большой
поток резюме и кандидатов, которых надо «просеивать» для дальнейшего
собеседования с руководством.
Многие компании не могут использовать классические формы найма и
мотивации сотрудников и сталкиваются с тремя основными проблемами:
• сокращением штата и бюджетной статьи расходов на персонал головными
офисами компаний при сохранении потребности в труде соответствующих
специалистов;
• высокой текучестью высококвалифицированных кадров вследствие изменения
компенсационной политики компаний.
В такой ситуации возникает необходимость привлекать специалистов
временно, на других условиях найма, т. е. делать более мобильными трудовые
ресурсы компании. Лизинг персонала - это новая форма привлечения персонала,
которая может помочь решить эти проблемы.
Существует два вида услуг в области кадрового лизинга:
1) предоставление во временное пользование отдельных специалистов;
2) формирование штата организации. По аналогии с физическим капиталом,
первую услугу можно сравнить с оперативной арендой, так как оперативный
лизинг сотрудников, как правило, носит кратковременный характер. При
использовании второго вида лизинга зачастую наблюдается перевод
арендованных сотрудников в собственный штат организации. Однако это деление
условно, поскольку в обоих случаях возможны исключения.
Аренда специалистов - это основная статья дохода зарубежных компаний, специализирующихся на трудоустройстве. При этом охвачены практически все категории персонала, за исключением высшего управленческого звена и некоторых других категорий. Категории персонала, используемые в лизинговых операциях, безусловно, отражают уровень развития кадровых услуг и организации управления персонала в целом.
Лизинг персонала предполагает предоставление компанией-лизингодателем необходимых работодателю (далее лизингополучатель) специалистов во временное пользование.
Далее приведена схема формирования лизингового штата кадровым агентством-лизингодателем.[13]
Шаг 1. Лизингодатель отбирает специалистов согласно требованиям лизингополучателя. Под заказ специалистов на лизинг работают в основном отечественные агентства, тогда как за рубежом кадровые агентства создают в соответствии с потребностями рынка штат лизинговых сотрудников, независимо от наличия конкретного заказа на данный момент. Это еще раз свидетельствует о высоком спросе на данный вид услуг за рубежом.
Так как лизинговые специалисты в будущем передаются в аренду различным организациям и зачастую могут иметь доступ к конфиденциальной информации, их отбирают с помощью специальных методов. Это предполагает детальную проверку с целью безопасности будущего лизингового специалиста. Только после анализа полученных сведений может быть принято решение 0 привлечении такого сотрудника в штат кадрового агентства. За рубежом при кадровых агентствах существуют службы безопасности, которые и проводят такие проверки.
Очень важны приемлемость для кандидата такой необычной формы занятости, соответствие работы на лизинговых началах карьерному плану специалиста.
Шаг 2. После согласования кандидатур с лизингополучателем (или лизингодателем, если штат формируется на будущее) специалисты принимаются в штат лизингодателя и становятся полноправными, постоянными сотрудниками кадрового агентства. Кадровое агентство ознакамливает нового сотрудника с трудовым договором и с этическим кодексом лизингового специалиста, который разработан кадровым агентством и регламентирует этическую сторону лизинговой сделки.
Шаг 3. Высококвалифицированные специалисты предоставляются лизингополучателю для выполнения оговоренных функций в течение согласованного срока.
Таким образом, цель лизинга более привлекательна, особенно если речь идет о наборе нескольких сотрудников.
Стоимость услуг лизинга соответствует окладу менеджера по персоналу и
в зависимости от интенсивности и сложности работы колеблется в пределах от
$ 800 до $ 1200 в месяц. Поэтому, если вы набираете 3-4 человек, экономия
вполне ощутимая.
Работая с рекрутинговыми агентствами, вы платите за уже найденного кандидата, который приступил к работе, т. е. за результат. В лизинге вы оплачиваете собственно процесс поиска.
§3.Рекрутмент
Рекрутмент вкратце можно определить как работу по созданию условий для заполнения вакансий (вакантных должностей) у компании-заказчика компетентными специалистами, соответствующими требованиям заказчика. Этот вид предпринимательства достаточно молод. Родина его - США, а примерное временем возникновения - начало 50-х годов.
Основная функция агентств подобного рода, отнюдь не в борьбе с
безработицей. Это, безусловно, важная социальна функция, но она из другого
ряда. При рассмотрении вопроса об общественном предназначении агентств по
подбору персонала правильнее говорить об улучшении структуры занятости, о
повышении конкурентоспособности бизнеса в целом посредством повышения
концентрации квалифицированных специалистов в ведущих компаниях. Таким
образом, основой существования рынка рекрутерских услуг в современном
обществе является, постоянный дефицит квалифицированных специалистов.
Именно дефицит работников определенного качества - при наличии в нашем
обществе весьма высокого уровня безработицы.
Более подробный разговор о специфике этой услуги начнем с самого слова
"рекрутмент". Посмотрим в словарь: recruitment - а) вербовка, набор
новобранцев в армию; б) комплектование личным составом. Recruiter,
следовательно, в первоначальном значении - вербовщик. Само слово
"рекрутмент" звучит весьма не по-русски, и в последнее время наметилась
тенденция успешно заменять его исконно русским словом в ранге термина
"подбор (персонала)". Вот только слово "рекрутер" труднее поддается
ассимиляции. "Подборщик" выглядит как-то уж слишком похоже на "уборщик", а
пышное "консультант по подбору персонала" - чересчур длинно.
В качестве основания для классификации агентств используются уровни внутрифирменной иерархии, на которые специализируются агентства. Известная предпринимательская практика позволяет говорить о существовании в России двух типов агентств по подбору: универсальные агентства
2) агентства по подбору высших менеджеров (executive search).
Причем агентств executive search (по эксклюзивному подбору топ- менеджеров и редких специалистов по особой технологии, связанной с переманиванием) в России наберется не больше десятка, и все они расположены в Москве.
Универсальные агентства в свою очередь делятся на несколько подгрупп в
соответствии со своей ценовой политикой: агентства, гонорар которых не превышает одной месячной заработной
платы подбираемого специалиста (включая премии, бонус и др.); агентства, гонорар которых колеблется в пределах одной - двух
заработных плат;
. агентства, которые берут за свою работу два месячных оклада и выше.
Кроме того, сейчас начался процесс появления агентств, оказывающих комплексные услуги в сфере кадрового консалтинга, это и кадровый аудит предприятий, и психологическое тестирование коллектива, и, конечно, подбор персонала.
Необходимо особо отметить существование в России еще одного типа
агентств, но не по подбору персонала, а по трудоустройству. 90 процентов
населения, в том числе и руководители фирм не видят различий между
рекрутинговыми агентствами и агентствами по трудоустройству, хотя различия
эти принципиальные!
Если описывать схематично, то разница между агентствами в следующем:
- клиентом агентства по подбору персонала является фирма, она выставляет требования к вакансии и потенциальным кандидатам на эту должность, а также платит за услуги агентства. Причем в большинстве случаев услуга оплачивается после того, как работы выполнены и кандидат вышел на работу.
За свои деньги фирма получает грамотного специалиста, подходящего под все требования, гарантию на его замену в случае необходимости и ряд дополнительных услуг;
- клиентами агентств по трудоустройству являются граждане, желающие найти работу. Они платят определенную сумму, и в течение какого-то срока людям декларируют трудоустройство или так называемое "информационное обеспечение". Далее работники таких агентств должны искать места работы для своих клиентов, но зачастую эти поиски сводятся к просмотру объявлений в газетах. Именно потому существует очень много не довольных людей, заплативших деньги таким агентствам, но не получивших взамен никакой услуги. По сути, лишь 3-4 агентства по трудоустройству из всех имеющихся в городе ведут себя цивилизованно по отношении к людям и работодателям, а остальные лишь "срубают" с людей деньги, не предоставляя качественной услуги. Кстати, есть примеры, когда неудовлетворенные услугой граждане подавали на такое агентство жалобу в суд и выигрывали дело.
Глава 2. Практические основы набора персонала
§1.Реурутмент: Реальность и перспективы
Краткая историческая справка
В России этот вид услуг появился лишь в самом начале 90-х годов (хотя некоторые фирмы пытались начать работу уже с конца 80-х годов). Его зарождение в России имело некоторые специфические черты, обусловленные в первую очередь тем, что наша страна была вынуждена быстро осваивать многие виды бизнеса, минуя стадии их естественного развития и "прорастания" через более привычные и прижившиеся.
К примеру, на Западе первые рекрутерские агентства появились путем
"отпочковывания" от консалтинговых и аудиторских фирм, которые в ходе
осуществления своей обычной деятельности сталкивались с некоторыми
кадровыми проблемами заказчика и брались за их разрешение. Таким образом,
"созревание" рекрутерских агентств происходило во многом параллельно с
"созреванием" заказчика, что существенным образом способствовало быстрому
росту признания и профессионализма Агентств.
В нашей стране рекрутерские агентства начали появляться сразу именно в этом качестве, минуя стадию консалтинга. Особенно тяжело пришлось первым агентствам отечественного происхождения. Они были вынуждены взяться за обслуживание одного из двух типов компаний, каждый из которых был по-своему неудобен. Первый тип, представленный практически исключительно западными компаниями, являл собой искушенного и требовательного заказчика, привыкшего к высоким стандартам деятельности рекрутеров. Второй тип - это в основном российские компании, делавшие первые шаги в стихии дикого рынка, которые в большинстве случаев вообще не умели представления о том, что такое рекрутмент и уж тем более - зачем за это нужно платить.
Удивительно, но российские агентства сумели быстро справиться с проблемами и даже выстоять в острой конкуренции с представительствами западных рекрутерских фирм, постепенно завоевав имя среди западных компаний и, приучив российские фирмы к мысли о необходимости и целесообразности подбора кадров посредством агентств.
Об этом свидетельствует то, что до августа 1998 года в России
наблюдался бурный рост предложения в сфере услуг по подбору персонала.
Только в Москве за 1997 год по некоторым подсчетам возникло более сотни
новых фирм или подразделений многопрофильных компаний, которые изъявили
готовность заняться рекрутментом. Другими словами, общее количество
провайдеров услуг данного типа в течение года возросло минимум в полтора
раза.
Проблемы рекрутмента в России.
Одной из таких серьезных проблем, является текучесть кадров в самих рекрутерских фирмам, так сказать "сапожник без сапог". И эти кадры утекают не только из слабых и неизвестных агентств, во многих известных и крупных рекрутерских компаниях, кадровый состав практически каждые полгода обновляется более чем на половину. Зачастую из-за этого снижается качество услуг. Известен ряд случаев, когда одно из агентств нашего города, выполняя заявку, посылало фирме информацию о кандидатах, не предупреждая их самих об этом и не спрашивая, а хотят ли люди работать в этой фирме. Это конечно не допустимо, и агентство, которое в погоне за прибылью пренебрегает технологией, подрывает не только свой имидж, но и имидж рекрутмента в целом.
На втором месте можно поставить проблему обучения начинающих и опытных рекрутеров, генерации новых идей и адаптации зарубежного опыта на российской земле.
Интересная особенность рекрутерского бизнеса: в России - это во многом
"женский бизнес" и мужчины рекрутеры представляют, около 20 % от их общего
числа.
Еще одна из серьезных проблем - это отсутствие у большинства
руководителей российских фирм информации о рекрутменте, как виде услуги,
отсутствие знаний или даже культуры работы с персоналом собственной фирмы.
Многие директора вообще не обращают внимания на эту проблему, считая ее
второстепенной. В настоящее время только наиболее крупные или "продвинутые"
фирмы ввели у себя должности менеджеров по персоналу или имеют целую службу
по работе с персоналом, но, зачастую, степени свободы, определенные этим
менеджерам не позволяют им выполнять все функции по осуществлению кадровой
политики на предприятиях и сводятся к написанию приказов о приеме или
увольнении, или к методичному отсмотру приходящих на вакантные места людей
из-за большой текучки кадров.
Необходимо отметить, что рекрутерским фирмам при работе с российскими
клиентами приходится очень трудно, так как, к примеру, заполнить вакансию
"рядового бухгалтера" оказывается на порядок сложнее и дольше по
трудозатратам, чем вакансию "регионального представителя" для иностранной
фирмы. Эта проблема возникает из-за отсутствия в России единых требований к
должностях и специальностям, появившемся с начала 90-х годов в отличие от
устоявшихся западных требований. У нас существуют определенные требования к
"рабочим профессиям", но они уже устарели и не отражают всех изменений,
произошедших на рынке.
§2.Рынок кадрового сервиса
Российская система кадрового сервиса имеет шанс сделать количественный и качественный скачок в своем развитии. Он состоится, если предприниматели и рекрутеры найдут общий язык друг с другом.
Рынок квалифицированного труда и связанная с ним система кадрового сервиса в России существуют, и не один год. Столько же существуют и проблемы ее развития, такие, как сильная привязка работоспособных элементов этой системы к иностранным компаниям при низком ее КПД применительно к российским фирмам, нехватка профессионализма рекрутеров и работодателей и бесчисленные дикости и просчеты местного значения. Пресса не раз концентрировалась на издержках перехода к рыночной экономике, зачастую упуская из виду стратегический вопрос: какой степени развития достиг российский рынок кадрового сервиса и каков его потенциал на ближайшие годы?
Несмотря на периодические заявления некоторых игроков рынка о его стабилизации, существующие оценки говорят о том, что обороты сети сконцентрированных преимущественно в Москве рекрутерских агентств до сих пор крайне невелики. Ведущие отечественные эксперты оценивают доходы российских рекрутеров на уровне 15 миллионов долларов в год, или же и того меньше, в то время как доходы крупнейших американских агентств оцениваются миллиардами и сотнями миллионов долларов. Читателей-изоляционистов статистика порадует не больше. К примеру, на отечественном рынке недвижимости только годовой доход от продажи московских квартир составляет около 6 миллиардов долларов.[14]
Возникает вопрос, возможен ли количественный и качественный рост показателей деятельности российских рекрутерских агентств и всплеск развития всей системы кадрового сервиса?
Статистика
По опросу 780 случайно взятых московских фирм, проведенному в июне
этого года агентством “Контакт”, на 76% подбор персонала осуществляется с
помощью личных связей. Через агентства подбирают людей 11.5% компаний. Эта
цифра вполне сопоставима с количеством компаний, активно набирающих новых
сотрудников (15%) и с количеством компаний, готовых ознакомиться с
условиями сотрудничества с агентством (12%). Можно предположить, что 10-15%
активно действующих московских компаний прибегают к услугам рекрутерских
агентств. По оценке специалистов, компания с численностью персонала в 30-
50 человек в состоянии выделить бюджет в 2-4 тысячи долларов на решение
вопросов работы с персоналом, включая оплату услуг рекрутеров и кадровых
консультантов.
Пользуясь этими цифрами, можно дать весьма грубую, но все же оценку
потенциала рынка при его сегодняшней клиентуре. Если предположить, что в
Москве существует около 1000 компаний, соответствующих этому “бюджетному”
критерию, мы придем к выводу, что только в Москве годовой потенциал рынка
кадровых услуг при существующем охвате составляет как минимум 25 млн.
долларов в год, что уже говорит о наличии резервов. К тому же, с годами
крупных компаний становится больше, как в Москве, так и в регионах России.
Если предположить, что взрослеющие компании объективно заинтересованы в
том, чтобы иметь у себя квалифицированный персонал и хорошо
сбалансированную инфраструктуру, и готовы за это платить, то это и будет
тот самый перелом в развитии системы кадрового сервиса, после которого
можно будет говорить о ней не как о вещи в себе, а как о существенном и
влиятельном факторе в масштабе всей российской экономики.
Но даже при самой благоприятной обстановке задача самих рекрутеров -
убедить своих нынешних и потенциальных клиентов, что деньги, вложенные в
людей - самое эффективное капиталовложение. По словам президента
американского рекрутерского агентства Express Personnel Services Роберта
Фанка, в его стране в этом убеждены руководители 98% компаний, пользующихся
услугами системы кадрового сервиса.
“Пирамида”
Исследователи часто пользуются “пирамидальной моделью” рекрутерского рынка. С помощью этой модели можно выявить немало резервов его роста в нашей стране.
Совокупность услуг по подбору персонала можно представить в виде пирамиды, в основании которой - услуги по заполнению вакансий низкого уровня (“синие воротнички, вспомогательный обслуживающий персонал”), на вершине - подбор высших руководителей (эту услугу принято называть по- английски: executive search), а в середине - подбор специалистов среднего звена. Для агентств “основания пирамиды” характерны предельно упрощенные технологии работы: максимум кандидатов на одно место, минимум персональной работы с каждым кандидатом, максимум взаимозаменяемости кандидатов и агентств - исполнителей заказов и вследствие этого - низкий процент выполняемости заказов одним агентством при высокой конкуренции.
Агентства executive search отличаются предельно “персонифицированной” работой с кандидатами, минимальным их числом, высокой стоимостью единичных заказов и наиболее высоким уровнем их выполнения. Технология подбора высших менеджеров настолько специфична, что в России, как и во всем мире, основная масса заказов приходится на долю агентств, специализирующихся на этом виде услуг, причислять которые к рекрутерам в общем смысле не всегда уместно.
В середине пирамиды - агентства по подбору специалистов среднего
звена. Технологии их работы сочетают в себе элементы технологий executive
search с одной стороны и агентств по трудоустройству и подбору временного
персонала с другой. При подборе наиболее дефицитных специалистов рекрутерам
среднего звена приходится прибегать к классическому методу executive search
- прямому поиску кандидатов с целью их “цивилизованного переманивания”, но
цена таких заказов на порядок и более ниже, чем стоимость подбора
руководящего работника, которая составляет десятки тысяч долларов.
Классические агентства по подбору персонала среднего звена проделывают
основную работу по отсеиванию кандидатов сами, представляя клиенту двух-
трех для окончательного выбора.
В США, где степень охвата экономики сетью рекрутерских агентств
максимальна, наибольшие доходы получают агентства, делающие ставку на
заполнение позиций низкого и среднего уровня. К примеру, в относительно
гибкой структуре Express Personnel Services около 60% заказов приходится на
позиции “основания” пирамиды, 30% - на долю “середины” и около 10% - на
долю executive search. Бесспорный лидер по доходам - Manpower International
(5.5 млрд. долл. дохода за 1995 год по данным Staffing Industry Analysts
Inc.), где делают ставку на подбор временного персонала, характерный для
“низкоуровневых” позиций, в то время, как лидер рынка executive search -
Korn/Ferry International занимает в этом списке всего 34-ю строчку с 215
миллионами долларов в год.
Если теперь посмотреть на распространенность в России трех видов
рекрутерского бизнеса, картина здесь напоминает скорее не пирамиду, а
параллелепипед. Западные агентства по executive search, начавшие
действовать здесь в 1992-94 гг., приобрели значительный вес в глазах
клиентов и коллег. Суммарные годовые доходы наиболее активных в России
представительств Ward Howell и Korn/Ferry, по их собственным оценкам,
составляют несколько миллионов долларов - весьма немалую долю в общем
объеме рынка. В то же время ниша по подбору персонала низкого уровня в
России едва ли не пустует - сколько-нибудь значимую активность здесь
проявляет лишь “Триза”.
Для остальных игроков российского рынка характерно завышение своего
места на пирамиде. Так, московское представительство Manpower International
за полтора года своей деятельности “Услуги по подбору персонала в России -
1996” оказалось весьма конкурентоспособным в подборе персонала среднего
уровня на постоянную работу в иностранных компаниях. Многие из тех, кто
работает на “среднем” уровне, практикуют технологии, типичные для западных
“низкоуровневых” агентств (“агентства отбора”), и пока не столь ощутимо
отстают от более утонченных конкурентов - “агентств поиска”. Среди этих же
агентств считается модным прихвастнуть опытом переманивания специалистов
среднего уровня методами executive search, в то время как их более
профессиональные коллеги воспринимают эту практику как вынужденный ответ на
нехватку кандидатов. Для многих агентств стало расхожей практикой начинать
перечень рекламируемых ими услуг с executive search, даже если заниматься
им практически не приходится.
Среди причин тяги рекрутеров к столь “элитному” подбору руководителей
- как объективные реальности становления компаний, обращающих внимание на
персонал среднего и низкого уровня на стадии “шлифовки” корпоративной
структуры, так и типично российская тяга к внешним атрибутам деятельности в
ущерб черновой работе.
Агентств, умеющих брать не числом, а умением, по-прежнему не хватает, так как за считанные годы не везде смогли создать качественные технологии в новом для нашей страны деле. Сказывается и средний возраст рекрутеров - у нас они гораздо моложе, чем в других странах. Наконец, рекрутеры неизбежно рискуют отобрать кандидатов, которые лучше подают себя на собеседованиях, а не тех, кто действительно смог бы лучше проявить себя на работе у заказчика.
Как будет развиваться рынок?
Перспективы рекрутерского бизнеса, как и любого другого, зависят от
того, сумеют ли его игроки завоевать новых клиентов. До сих пор становление
молодого агентства зависит от того, как быстро оно освоит технологию
успешной работы с клиентом - западным или тем или иным видом российских.
Пример тому - становление частного российского агентства Unistaff,
функционирующего с начала 1995 года. По среднему возрасту сотрудников оно
было и остается едва ли не самым молодым, но даже за последние месяцы его
штат сильно изменился в связи с большим уклоном в сторону работы с
иностранными клиентами.
К сожалению, трудно назвать агентство, достигшее как профессионального, так и материального успеха благодаря работе с российскими клиентами. С другой стороны, усилившийся в последний год процесс корпоративного строительства, вызванный образованием финансово- промышленных групп, объективно должен повысить платежеспособный спрос на услуги рекрутеров и кадровых консультантов.
Как уже говорилось в этой статье, создание “компаний-монстров” имеет свои пределы, и, следовательно, появление агентств, ориентированных на подбор квалифицированных кадров для ФПГ - дело ближайших лет. По имеющимся сведениям, специалисты по executive search к созданию таких агентств уже готовятся и считают, что с такими клиентами можно работать по высоким мировым расценкам.
Нынешние обороты российских рекрутеров невелики. Немалую прибавку в этом может дать и “приведение в порядок” пирамидальной модели, что связано, во-первых, с появлением успешных агентств по подбору временного персонала и персонала низкого уровня, и, во-вторых, с повышением профессиональных стандартов агентств по подбору персонала среднего звена. Недавний выход на российский рынок Kelly Services, американского агентства по подбору временного персонала, входящего в тройку крупнейших в мире рекрутерских компаний, говорит о том, что процесс формирования нижнего слоя пирамиды все же идет.
Но, чтобы эти инвестиции сделали свое дело, надо, чтобы было что продвигать. Вопрос разработки профессиональных стандартов рекрутеров и кадровых консультантов стоит на повестке дня уже около года. При наличии этих стандартов совсем по-другому будет обстоять дело с подготовкой профессионалов рекрутинга и кадрового консалтинга. Сам же список участников рынка может претерпеть весьма значительные изменения.
§3. Методы профессионального испытания при найме
Германии профессиональные испытания при отборе кадров применяются с начала 20-х годов. Тем не менее до сих пор нет единства в толковании этого понятия.
По мнению одних специалистов, профессиональные испытания позволяют определить квалификацию претендента; причем сфера их использования ограничивается теми профессиональными группами, оценка деятельности которых относительно проста.
Другая группа специалистов считает, что под профессиональными испытаниями следует понимать разработку и реализацию на практике стандартизированных заданий, которые должны быть "содержательно валидны и познавательно эквивалентны выборкам того профессионального поведения, которое ориентировано на успех"[15].
Иную трактовку предлагает третья группа исследователей.
Профессиональные испытания, полагают они, должны инсценировать конкретные
ситуации из того функционального "поля", для которого подыскивается
работник. Кандидату необходимо показать, как он справляется с поставленной
задачей. За его действиями наблюдают квалифицированные специалисты, которые
оценивают результаты по определенным критериям и формулируют выводы.
Для некоторых специалистов профессиональные испытания являются основным моментом в установлении профпригодности кандидата. Другие рассматривают их результаты в контексте прежней трудовой деятельности претендента на рабочее место.
Объективность оценки кандидата во многом зависит от процедуры профессиональных испытаний, которую можно представить как серию шагов.
При проведении профессиональных испытаний нужно четко представлять содержание будущей профессиональной деятельности испытуемого, акцентируя внимание на специфических ее аспектах. Например, будущий руководитель должен уметь давать четкие и ясные указания, инструктор - доходчиво и всесторонне знакомить с предметом обучения, учитывая при этом индивидуальные особенности инструктируемого, руководитель проекта - грамотно планировать задания, оптимально мотивируя участников команды.
В целях моделирования возможных критических ситуаций необходимо проанализировать особенности вакантной должности и подробно ее описать. Для получения исчерпывающей информации стоит побеседовать с работником, занятым этой или аналогичной работой.
Можно привлечь и стороннего эксперта, компетентного в данной сфере деятельности.
После выявления критических моментов, которые могут быть включены в испытание, эксперт приступает к подготовке его проведения с учетом того, что именно должно оцениваться -определенный результат или оригинальность решения задачи, а также какими должны быть определяющие способности кандидата.
Профессиональные испытания могут быть простыми и заключаться, например, в написании (или печатании) под диктовку письма либо в составлении его в соответствии с известными требованиями (для машинисток и делопроизводителей). "Принимающему" относительно легко в этом случае оценить результат. К сложным относят такие испытания, в ходе которых надо определить умение кандидата, к примеру, вести учебные занятия, принимать самостоятельно решения и т.п., что требует, естественно, от эксперта более основательных суждений.
В ряде случаев целесообразно провести комплексные профессиональные испытания. Для шофера это может быть практический экзамен перед выдачей водительского листа; для конторских работников - выполнение ситуационного задания в рамках заключительного экзамена и та.
"Приспособленность" профессионального испытания к возможным критическим событиям в конкретной сфере деятельности в любом случае обязательна. Например, кандидат, который претендует на руководящую должность, должен уметь оперативно реагировать на новые ситуации, выполнить не просто "нечто знакомое , а справиться с неожиданно возникшей проблемой.
Задания,, подготовленные для профессионального испытания и оценки пригодности кандидата, должны быть четко сформулированы и представлены в письменном виде. Рекомендуется провести предварительное -пробное - испытание с уже работающими сотрудниками, чтобы выяснить, насколько понятны предлагаемые кандидатам задачи.
При проведении профессиональных испытаний и оценке их результатов
целесообразно использовать лист наблюдений, что дает эксперту возможность
сконцентрировать внимание на главном и точно фиксировать свои наблюдения.
Наличие такого листа особенно уместно, если наблюдателей несколько.
Профессиональное испытание можно проводить с привлечением зрителей,
тогда оно выполняет одновременно и профориентационную функцию. Так,
желающим занять вакантное место каменщика на одном из предприятий Гамбурга
было предложено показать свое умение в различных кладках кирпичей. Зал
нарядно оформили, раствор и красители разместили в ярких емкостях.
Разделение рабочих мест ширмами не позволяло кандидатам-соперникам видеть
работу друг друга, однако эксперты и зрители могли наблюдать и сравнивать.
Подобным образом могут быть устроены "смотрины" работ художников, дизайнеров, архитекторов, конструкторов и др. Во всяком случае, эксперт должен быть уверен в том, что представленные работы (картины, эскизы, чертежи) действительно принадлежат кандидатам, называющим себя авторами.
По мнению практиков, для подведения итогов весьма удобно использовать материал, полученный в видеозаписи. Тогда для оценки возможно привлечение самих кандидатов. В процессе обсуждения с ними отснятых кадров эксперт учитывает их ответы на вопросы: как кандидат оценивает свой образ действий, в чем видит свои сильные и слабые стороны, способен ли к самосовершенствованию.
Опытные специалисты советуют не предъявлять к кандидатам слишком высоких требований. Эксперт должен исходить из того, что полученная им информация о сильных и слабых сторонах испытуемого позволит лучше использовать профессиональный потенциал последнего.
Заключение
Условия среды во многом определяют движение кадров. Как же оздоровить эти условия, создать такую систему подбора и расстановки кадров, которая позволила бы иметь на всех уровнях компетентных сотрудников? Вопрос вечный и сложный, над ним ломают головы во всех, даже самых высокоразвитых странах.
Для российской экономики необходимо создать такой хозяйственный механизм, который выбраковывал бы «нежизнеспособные клетки». Предприятия в условиях рыночной конкуренции вынуждены более серьезно заниматься вопросами найма персонала, подготовкой и повышением его квалификации. Сложнее обстоят дела с государственным и местными аппаратами, где результаты труда не столь очевидны, как на производстве, в торговле.
Наем на работу – это система мер, предпринимаемых организацией для привлечения работников, обладающих необходимыми навыками и взглядами, нужных организации для достижения поставленных ею задач.
Внешние факторы, влияющие на процесс найма, включают в себя правительственные и профсоюзные ограничения, состояние рынка рабочей силы, ее структуру и месторасположение организации.
С точки зрения организации на наем влияют три основных фактора: набор требований к найму, общая кадровая политика предприятия и имидж самой организации.
Способности заявителя, его взгляды и то, чему он отдает предпочтение, основанные на его предыдущем опыте работы и навязываемые ему его близкими, влияют на его двояко: в том, какие требования он предъявляет к работе, и в том, какими способами он ищет работу.
На больших предприятиях набор новых работников осуществляет отдел кадров. На малых фирмах работники подобных отделов выполняют несколько функций, причем набором занимается человек, выполняющий все функции отдела, или же менеджер по управлению персоналом.
Для удовлетворения потребности предприятия в дополнительных работниках используют два источника рабочей силы: имеется возможность использования внутренних источников предприятия посредством: извещения его работников об имеющихся рабочих местах; совмещением функций кадровыми работниками, а также привлечением новых работников с помощью кадровых. существует также возможность использования внешних источников, включающих в себя: случайно заходящих в поисках работы людей, использование услуг различных агентств, объявления в средствах массовой информации и т.д.
Основной целью отбора является выделение работников, которые с наибольшей степенью вероятности подойдут под стандарты результативности организации и которые будут удовлетворены и получат дальнейшее развитие своих навыков и способностей на рабочем месте.
На отбор влияют факторы окружающей обстановки: частная или государственная компания, условия рынка рабочей силу и коэффициент отбора; требования профсоюзов и правительственная регламентация условий найма. Еще до начала отбора организация должна установить разумные критерии отбора своих работников.
Хорошее выполнение работы по найму персонала результируются впоследствии снижением текучести кадров, большей удовлетворенностью работников службой и, как результат, большей эффективностью предприятия.
Список использованной литературы
1. В.А. Спивак Организационное поведение и управление персоналом –СПб:
Издательство «Питер», 2000.- 416 с.: ил. (Серия «Учебники для вузов») стр.243-248
2. П.В. Журавлев, С.А. Карташов, Н.К. Маусов, Ю.Г. Одегов Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера-М.: «Экзамен», 1999.-
576с.
3. Управление организацией. Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А.
Саломатина, Кибанова. М., 1999. Стр. 428-445.
4. Цветаева В.М. Управление персоналом-СПб.: Питер,2000.-192 с.: ил. -
(Серия «Краткий курс»).
5. Управление персоналом организации: Учебник/ Под ред. АЯ. Кибанова.- М.:
Инфра-М, 1998.-512с. стр.241-257
6. Управление персоналом. Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина, М., 1998, стр. 237-242.
7. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие/Под ред.
П.В. Шеметова.- М.: ИНФРА-М: Новосибирск: НГАЭиУ, 1999.-312с. Стр. 169-
178
8. Организационная психология/ Сост. и общая редакция Л.В. Винокурова, И.И.
Скрипюка – СПб.: Питер, 2000.- 512 с.: ил. – (Серия « Хрестоматия по психологии»)
9. Управление персоналом: Энциклопедический словарь". Под. ред. А.Я.
Кибанова г. Москва, ИНФРА-М, 1998 год, 461 стр.
10. Егоршин А.П. "Управление персоналом" г.Новгород, НИМБ, 1997 год, 607 стр.
11. С.В. Шекшня "Планирование персонала и прием на работу" г.Москва, Инт- синтез, 1997 год, 80 стр.
12. Г.Десслера "Управление персоналом" Пер. с англ., г.Москва, БИНОМ, 1997 год, 432 стр.
13. С.В. Шекшня "Управление персоналом современной организации" г.Москва,
Инт-синтез, 1997 год, 336 стр.
14. И.Б.Дуракова "Управление персоналом: отбор и найм" г. Москва, Центр,
1998 год, 160 стр.
15. Семь нот менеджмента" Изд.3-е, доп.., М.:, ЗАО "Журнал Эксперт", 1998 год, 424 стр.
Приложение № 1
[pic]
Приложение № 2
[pic]
Приложение № 3
[pic]
Приложение № 4
[pic]
-----------------------
[1] М.И. Магура Отбор и управление человеческими ресурсами организации//
Управление персоналом №9, 2000 С.41-49.
[2]См. Приложение № 1
[3] См. Приложение № 4
[4] Управление персоналом организации: Учебник/ Под ред. АЯ. Кибанова.- М.:
Инфра-М, 1998.-512с. С.241-257.
[5] М. Магура Поиск и отбор персонала –проблемы и перспективы// Управление
персоналом №8, 1999 С..35-41.
[6] Управление персоналом организации: Учебник/ Под ред. АЯ. Кибанова.- М.:
Инфра-М, 1998.-512с. стр.241-257
[7] Тюрина И.О. Кадровый менеджмент: процесс отбора персонала// Социс №4,
2000
[8] Егоршин А.П. "Управление персоналом" г.Новгород, НИМБ, 1997 год, 607
стр.
[9] М.И. Магура Отбор и управление человеческими ресурсами организации
Управление персоналом №7, 2000 С.40-49.
[10] И.Б.Дуракова "Управление персоналом: отбор и найм" г. Москва, Центр,
1998 год, 160 стр.
[11] П. Смоловик Лизинг персонала// Персонал №4, 1999 С.48-52
[12] В.Никитин Лизинг или рекрутинг?// Управленческие ресурсы № 4, 2000
[13] П. Смоловик Лизинг персонала// Персонал №4, 1999 С.48-52
[14] Семь нот менеджмента" Изд.3-е, доп.., М.:, ЗАО "Журнал Эксперт", 1998
год, 424 стр.
[15] И. Дуракова Профессиональные испытания при найме:немецкая версия//
Труд и человек № 12, 1998 С.73