СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Предмет логики и ее значение... . 3
Глава I. Понятие ,.,.. .— 6
§ 1. Общая характеристика понятия 6
§ 2. Виды понятии , 9
§ 3. Отношения между понятиями 13
§ 4. Определение понятий 18
§ 5. Деление понятии 23
Глава II. Суждение ... ., ..29
§ 1. Общин характеристика суждения 29
§ 2 Простые суждении , 32
§ 3. Сложные суждения ., 38
§ 4. Модальность суждений 44
Глава III. Умозаключение 48
§ 1. Общая характеристика умозаключения 48
§ 2. Непосредственные умозаключения 50
§ 3. Умозаключения из суждений с отношениями 53
§ 4. Категорический силлогизм 55
§ 5. Умозаключения из сложных суждений 60
§ 6. Индуктивные умозаключения 66
§ 7. Индуктивные методы исследовании причинных связей 71
§ 8. Умозаключение но аналогии 74
Глава IV. Основные законы логики 78
§ 1. Общая характеристика логических законов ,.78
§ 2. Закон тождества 79
§ 3. Закон противоречия 83
§ 4. Закон исключенного третьего , 86
§ 5. Закон достаточного основания 89
Глава V. Основы теории аргументации •— * • 93
§ 1. Доказательство 93
§ 2. Виды доказательства VH^. w , 98
§ 3. О проведение -д ; 101
Глава VI. Занимательная логика * 104
ВВЕДЕНИЕ. Предмет логики и ее значение
Логика изучает познавательную деятельность человека. OG этом говорит сам термин «логика», происходящий от греческого слова «логос», что означает слово, понятие, рассуждение, разум. Однако вопросом о том, как человек познает окружающий мир, занимаются и другие дисциплины: философия и психология, физиология высшей нервной деятельности и языкознание, семиотика и эвристика. Для того, чтобы уяснить суть логического подхода к познанию, необходимо хотя бы вкратце описать, в чем специфика философского, психологическою и проч. подхода к этой же проблеме.
Философия рассматривает познание как диалектический процесс отражения
действительности в сознании людей. Он осуществляется в двух основных
формах: в форме чувственного познания и в форме абстрактного мышления,
Чувственное познание позволяет нам отражать отдельные предметы и их
свойства в виде ощущений, восприятий и представлений. Например, покупая
какой-либо товар, мы оцениваем его вкусовые и обонятельные качества,
прикидываем, радует ли он наш глаз и т. и. Логическое познание,
существующее в форме понятий, суждений и умозаключений, позволяет нам
проникать в глубинные структуры вещей и явлений. С его помощью мы даем
название покупаемому товару, судим о цене и целесообразности покупки. Если
философия дает нам общее представление о ступенях, этапах познания, то
логика занимается преимущественно логической ступенью. В центре ее внимания
понятия, суждения и умозаключения как важнейшие инструменты мыслительной
деятельности людей. Если философия оде-нивает результативность познания с
помощью понятия истина, то логика рассматривает вышеназванные формы кпк
способы получения истинного знания. Если философия интересуется наиболее
общими законами природы, общества и мышления, то предметом логики являются
те законы
мышления, которые фиксируют определенную повторяемость в структуре всех
человеческих рассуждений и умозаключений.
Сопоставление физиологии высшей нервной деятельности с логикой
показывает, что первая наука стремится понять материальный субстрат
(основу) мысли, логика же занята идеальной стороной мышления. Сравнение с
психологией убеждает нас в том, что психологическую науку интересует
происхождение мышления, особенности протекания мыслительных процессов у
разных типов личности, связь мышления с предметной деятельностью и,
разумеется, многообразие чувственных граней отражения мира, а логика
уделяет внимание относительно неизменным нормам мыслительного процесса,
независимо от того, как он протекает у ребенка, взрослого или старика.
Таким образом, логику можно определить как пауку об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания. Еще проще: логика есть наука о формах и законах правильного мышления.
Зародившись в структуре общефилософского знания, логика давно стала
самостоятельной наукой, имеющей свои подразделения: металогика,
диалектическая логика и формальная, которую принято делить на традиционную
и математическую. Металогикой можно назвать своеобразную «философию
логики», т. е. науку, изучающую строение и свойства логических теорий.
Диалектической логикой именуют тот раздел логики, который рассматривает
основные формы мышления в бесконечном изменении, развитии, отрицании и т.
п. Формальная логика, которой мы уделим преимущественное внимание,
рассматривает относительно устойчивые формы мышления и законы их
построения. Первой ступенью формальной логики является традиционная логика,
изучающая общечеловеческие законы правильного построения мыслей. Второй
ступенью формальной логики является математическая логика, использующая
математические методы и специальный аппарат символов.
Представление о предмете логики может быть расширено за счет знакомства с основными проблемами, изучаемыми в соответствующих разделах логического знания. Так, например, традиционная логика включает в себя учение о понятии, суждении и умозаключении, об основных законах мышления, теорию аргументации и опровержения, раздел, посвященный логическим ошибкам, индуктивную логику, деонтическую, действий, отношений и др. Математическая логика уделяет внимание логике исчислений, пороговой, многозначной, временной, модальной, конструктивной, комбинаторной, мажоритарной и др.
Использование логических приемов осуществляется большинством людей
стихийно, как бы неосознанно. Подобно персонажу Мольера, который был
удивлен, обнаружив, что говорит прозой, многие из нас, познакомившись с
логикой, приходят к «открытию» понятий, суждений и умозаключений. Однако
куда лучше, если мы познаем основные инструменты мыслительной деятельности
заранее, прежде чем сядем за написание сочинения или доклада, или овладеем
искусством полемики до ведения переговоров или выступления в судебном
заседании. И если, как сказал Т. Эдисон, важнейшая задача цивилизации —
научить человека мыслить, то лучшего средства для развития культуры
мышления отдельной личности и всего рода человеческого отыскать нельзя...
Конечно, логика — это азбука мышления, начатки интеллектуальной культуры
человека. Но без нее абсолютно невозможно восхождение к увлекательным
вершинам человеческого духа. Сознательное использование законов логики
дисциплинирует мышление, делает нашу речь более аргументированной, помогает
нам добиваться своих жизненных целей с упорством и последовательностью
человека, знающего, чего он хочет.