Департамент образования.
Пермской области.
ПЛ N 42.
Курсовая работа
Предмет: Управленческая психология.
Ф.И.О. студента: Шеина
гуппа 8 ”в” Татьяна
Михайловна
Ф.И.О. Малкова
преподователя: Любовь
Николаевна
Оценка:
Подпись преподователя:
г. Березники.
2000-2001г.
План
1. Темперамент личности.
. Определение темперамента
. Учение о темпераменте
. Основные свойства темперамента
2. Характер
. Структура характера
. Оценка характера
3. Способности..
. Природа способностей
Темперамент личности.
Определение темперамента
Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют
поведение человека, особое место принадлежит темпераменту. Под
темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные
для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности
реакций на жизненные воздействия. Темперамент окрашивает все психические
проявления индивида, он сказывается на характере протекания эмоций и
мышления, волевого действия влияет на темп и ритм речи. Вместе с тем нужно
помнить, что от темперамента не зависят ни интересы, ни увлечения, ни
социальные установки, ни моральная воспитанность личности.
Учение о темпераменте
Учение о темпераменте возникло еще в древности. Врачи Гиппократ, а затем
Гален, сделали попытку объяснить индивидуальные особенности поведения
людей. Гиппократ (V в. до н.э.) считал, что в теле человека имеются четыре
жидкости: кровь, слизь, желтая и черная желчь. Преобладание одной из них и
определяет темперамент человека. Названия темпераментов, данных по названию
жидкостей, сохранились до наших дней. Гиппократ правильно описал типы, но
не смог научно объяснить их. Наиболее успешную попытку связать темперамент
с особенностями организма человека предпринял И.П. Павлов. Он предположил,
что темперамент зависит от особенностей высшей нервной деятельности
человека. Этими особенностями являются: во-первых, сила нервной системы,
под которой понимают и работоспособность нервной клетки, и способность
нервной системы выдерживать большие нагрузки, т.е. вырабатывать условные
связи; во-вторых, уравновешенность процессов возбуждения и торможения, их
определенный баланс между собой; в-третьих, подвижность - способность
нервных процессов быстро сменять друг друга. Она обеспечивает
приспособление к неожиданным и резким изменениям обстоятельств. И.П. Павлов
пришел к выводу, что в основе: каждого из четырех видов темпераментов лежит
то или иное соотношение данных особенностей, которое было названо типом
высшей нервной деятельности. Приведенная таблица выражает принятую
классификацию темпераментов с типами высшей нервной деятельности.
|особенности |особенности нервных | |вид |
|внешнего |процессов |тип ВНД |темперамента |
|поведения | | | |
| |по силе|по |по | | |
| | |подвижности |уравновешенности| | |
|чрезмерно |сильные|подвижные |неуравновешенные|безудержный|ХОЛЕРИК |
|активен | | | | | |
|активен |сильные|подвижные |уравновешенные |сильный |САНГВИНИК |
|вялость |сильные|малоподвижные|уравновешенные |инертный |ФЛЕГМАТИК |
|скованность |сильные|подвижные |неуравновешенные|слабые |МЕЛАНХОЛИК |
Темперамент - психическое свойство, особенности которого зависят от
условий жизни и деятельности конкретного человека. Поэтому характеристика
не исчерпывается простым указанием на тип ВНД свойственного для данного
темперамента.
Основные свойства темперамента
Свойства темперамента определяют прежде всего динамику психической жизни
человека. О нем можно судить по нескольким основным его свойствам.
Сензитивность (чувствительность) - о ней судят по тому, какая наименьшая
сила внешнего воздействия необходима для того, чтобы у человека возникла та
или иная психическая реакция, с какой скоростью эта реакция возникает.
Реактивность - это свойство проявляется в том, с какой силой и энергией
человек реагирует на то или иное воздействие.
Активность - об этом свойстве судят по тому, с какой энергией человек сам
воздействует на окружающий мир, по его настойчивости, сосредоточенности и
т.д.
Пластичность и противоположное качество ригидность. Они проявляются в том,
насколько легко и быстро приспосабливается человек к внешним воздействиям.
Пластичный моментально перестраивает поведение, когда обстоятельства
меняются.
Ригидный с большим трудом меняет привычки и суждения.
К свойствам темперамента также можно отнести темп психических реакций,
эмоциональную возбудимость, соотношение реактивности и активности и другие.
Швейцарский психолог К. Юнг заметил, что если для одних людей наибольшее
значение имеют внешние предметы и явления, если одни обращены, так сказать,
вовне, то другие углублены в свою внутреннюю жизнь, их не столько
интересуют внешнее события, сколько собственные переживания и собственная
личность. Первых он назвал экстравертированными, а вторых -
интровертированными. Исследования других психологов показали, что интро- и
экстраверсия очень ярко проявляются, прежде всего, в процессе общения.
Среди наиболее часто встречающихся типов темпераментов в зависимости от
сочетания таких свойств нервной системы, как сила, подвижность и
уравновешенность, практический интерес представляют шесть его
разновидностей:
Сильный сангвиник (уравновешенность, сила, подвижность); Подвижный холерик
(сила, подвижность, неуравновешенность); Неуравновешенный холерик
(подвижность, неуравновешенность, слабость); Слабый меланхолик
(неуравновешенность, слабость, инертность); Инертный меланхолик (слабость,
инертность, уравновешенность); Уравновешенный флегматик (инертность,
уравновешенность, сила). Для анализа служебной деятельности менеджера
представляют интерес обобщенные характеристики данных типов темпераментов.
Менеджеру с сангвиническим темпераментом присущи такие положительные
качества, как целеустремленность и настойчивость, большая подвижность и
легкая приспособляемость к ново обстановке, умение четко и уверенно
действовать в сложных условиях, гибкость ума и сосредоточенность внимания,
высокая продуктивность при динамической работе, оптимизм и склонность к
юмору, общительность и коллективизм, стремление к лидерству, умение быстро
найти контакт с подчиненными и завоевать авторитет, постоянное стремление к
духовному обогащению и самовоспитанию.
У недостаточно воспитанного менеджера служащего-сангвиника могут
проявиться такие отрицательные качества, как формальное отношение к своим
обязанностям при потере интереса к службе, упрямство и раздражительность в
ответ на критику, ненадежность в дружбе, неосмотрительность и беспечность в
опасных условиях.
Менеджеру с холерическим темпераментом присущи быстрота реакции,
подвижность и энергичность в служебной деятельности, постоянное стремление
быть впереди всех, умелое командование подчиненными. В сложных условиях
действует смело, самоотверженно, любит рисковать и преодолевать опасность.
В общественной работе проявляет большую активность, критичность,
инициативность, самостоятельность. Холерик весьма общителен, легко
устанавливает эмоциональные связи, настойчиво стремится к лидерству,
чрезвычайно чувствителен к общественному мнению и оценкам подчиненных.
У недостаточно культурного менеджера-холерика можно наблюдать такие
отрицательные качества, как неуравновешенность и несдержанность, грубость и
бестактность, самонадеянность и зазнайство. Он часто стремится к особому
положению в коллективе, легко меняет друзей, открыто высмеивает недостатки
слабых, бывает злопамятен, мстителен. Настроение неустойчиво, чувства
меняются резко и неожиданно. Холерик может быть источником конфликтов и
напряжений в подразделении. Будучи уволен, он часто возглавляет группу
нарушителей дисциплины, распространяет негативные традиции .
Менеджер с неуравновешенным меланхолическим темпераментом обладает высокой
чувствительностью и подвижностью психических процессов, быстрым восприятием
приказаний старших начальников, активностью в общественной работе, умением
выдвинуть хорошую идею, провести диспут. В спокойной обстановке хорошо
справляется с обязанностями руководителя младшего звена, находится в
постоянной готовности к действиям. Вместе с тем к него наблюдаются такие
недостатки, как вспыльчивость, неуравновешенность, импульсивность,
склонность к необдуманным поступкам, проявление грубости и
раздражительности, придирчивости и предвзятости. Испытывает неуверенность,
и даже страх пред старшим начальником, волнуется перед получением нового
задания, с большим трудом его выполняет. Среди подчиненных часто
авторитетом не пользуется, конфликтует с другими менеджерами.
Менеджер со слабым меланхолическим темпераментом отличают
добросовестность, усердие, старание. Ему свойственны исполнительность,
повышенное чувство ответственности, принципиальность, справедливость,
отзывчивость, деликатное отношение к подчиненным, критичность и
самокритичность. Его иногда называют добрым и хорошим товарищем, душой
коллектива.
Среди типичных недостатков в деятельности и общении такого военнослужащего
можно наблюдать быструю утомляемость, нерешительность и осторожность,
замкнутость и необщительность, малую инициативность и
подверженность чужому влиянию, пессимизм и упрямство.
Менеджерам с инертным меланхолическим темпераментом присущи усердие и
аккуратность при выполнении привычных обязанностей, ровное настроение,
скромность и тактичность, самокритичность и постоянство в дружбе. С
подчиненными поддерживает уставные взаимоотношения, редко спорит, в
конфликтах участия не принимает, проявляют внимание к просьбам и
предложениям подчиненных, спокойно воспринимает похвалу, тщательно
анализирует свою деятельность. Но у него могут быть и недостатки такого
рода: серьезные затруднения в переключении с одного вида деятельности на
другой, неуверенность действий в сложной обстановке, заторможенность
реакций и пассивность в учебе, отсутствие решительности и инициативы в
опасных условиях, безразличие к мнению коллектива, критике со стороны
начальников, попустительство и лень.
Менеджеру с флегматическим темпераментом свойственны надежность в службе и
работе, уверенность и самообладание, упорство и настойчивость, умение
терпеть и безропотно переносить тяготы и лишения, авторитетность среди
подчиненных, желание оказать им любую помощь, постоянство в дружбе с одним
или двумя коллегами, в сложных условиях действует бесстрашно, не страшится
эмоциональных перегрузок, в конфликты не вступает, стремится до конца
выполнить намеченное.
Недостатки менеджера-флегматика: с трудом овладевает новыми знаниями и
навыками, не умеет быстро реагировать на приказы и распоряжения, не
стремится избавиться от плохих привычек и стереотипов мышления, на
критические замечания реагирует спокойно, пассивен в общественной работе, с
предубеждением относится к отдельным подчиненным, бывает ленив и инертен.
Он не способен одновременно решать несколько задач, быстро переключаться с
одного задания на другое.
Рассмотренные характеристики свидетельствуют, что достоинства одного типа
(например, флегматика) являются недостатками другого типа (например,
неуравновешенного меланхолика). Но чистые темпераменты встречаются крайне
редко. Как правило, у каждого исследуемого военнослужащего проявляются
такие качества, которые нельзя относить к конкретному типу темперамента.
Тем не менее, исследования показали, что военнослужащие с сильной,
подвижной и уравновешенной нервной системой добиваются лучших результатов,
чем военнослужащие со слабой, инертной и неуравновешенной нервной системой.
Если говорить в целом, служебная активность выше у менеджеров
сангвинического, холерического и флегматического темпераментов, чем у
военнослужащих со слабой нервной системой.
Характер
У каждого человека черты и качества соединены по-разному. Неповторимое,
индивидуальное сочетание психологических черт личности представляет собой
характер.
Характер - это своеобразие склада психической деятельности, проявляющегося
в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в
отношениях к людям, делу, к самому себе.
Характер формируется в процессе познания окружающего мира и практической
деятельности. От круга впечатлений и разнообразия деятельности зависят
полнота и сила характера. Основа, главный стержень характера складывается
постепенно, укрепляется в процессе жизни и становится типичной для данного
человека, а конкретные проявления характера могут видоизменяться в
зависимости от ситуации, в которой находится человек под влиянием людей, с
которыми он общается. Оставаясь самим собой, человек может проявлять то
большую, то меньшую откровенность или замкнутость, решительность или
нерешительность, твердость или мягкость. Некоторые сдвиги в характере
наблюдаются при старении организма, продолжительной болезни или других
изменениях в психике.
Структура характера
Определить структуру, или строение, характера человека - значит выделить в
характере основные компоненты и установить обусловленные ими специфические
черты в их сложном отношении и взаимодействии. В характере как психическом
складе, как целостной системе свойств, отражающих историю взаимодействие
личности с условиями жизни, всегда можно выделить основные звенья системы.
или динамические стереотипы, которые' закрепляются внешними воздействиями и
которые характеризуют поведение человека в данных условиях жизни. В
содержательном плане характер рассматривается как система отношений
человека к окружающему миру, деятельности, другим людям, к самому себе.
Отношение к окружающему миру выражается в направленности личности, которая
проявляется и действиях, поступках, поведении и определяется мировоззрением
человека, его потребностями.
По отношению людей к окружающему миру можно говорить о характерах идейных
и безыдейных. Идейный характер свойственен человеку, имеющему определенные
устойчивые взгяды и поступающему в соответствии с ними. Наоборот, человек с
безыдейным характером либо вообще не имеет твердых взглядов и убеждений,
либо действует вразрез с ними, подчиняясь чувствам, обстоятельствам или
постороннему влиянию.
Важной чертой идейного характера, выраженной по отношению к окружающему,
является его целенаправленность. Она проявляется в наличии у человека
системы ближних и дальних целей, обусловленных его мировоззрением.
По отношению к труду различают деятельные и бездеятельные характеры.
Человеку с деятельным характером присуща целеустремленность, которая делает
труд организованным; придает ему общественную значимость и моральную
ценность. Деятельные, но неорганизованные люди внешне суетливы, отличаются
отсутствием
целеустремленности или неумением подчинить свои действия своим мыслям.
Люди, обладающие бездеятельным характером, пассивны. Бездеятельность
вместе с тем может вызываться глубокой внутренней противоречивостью
человека. Но
и в этом случае она не может быть оправдана.
Отношение к людям проявляется во взаимоотношениях с товарищами, в
совместной деятельности в коллективе. По этому принципу различают людей с
общительными и замкнутыми характерами.
В жизни встречаются люди с общительным поверхностным характером. Они легко
завязывают знакомства в основе которых отсутствует осознание какой бы то ни
было общности. Таких людей обычно называют легкомысленными. Они способны на
различного рода неожиданности, и поэтому за ними требуется постоянный
контроль. Общительность человека может быть избирательной, основывающейся
на интересе к людям, одинаково с ним мыслящим. Подобная общительность
положительна, она характеризует человека как принципиального,
последовательного.
Замкнутый характер может быть следствием отрицательного или безразличного
отношения к людям, или глубокой внутренней сосредоточенности (и тогда она
не свидетельствует о безразличии), или недоверия к ним, осторожности, что
бывает, когда человек живет в чужой ему среде.
Отношение к самому себе. Каждый человек определённым образом относится к
самому себе. Это отношение содержит в себе осознание своего положения в
коллективе, обществе и обязанностей перед ними. Переоценка своей
значимости, возможностей и потребностей свойственна людям с эгоистическим
характером. Эгоист ставит себя, свои личные интересы выше интересов
коллектива, поэтому такой человек ненадежен, на него нельзя положится. Люди
с такой чертой характера в последующем, в период службы, испытывают большие
трудности во взаимоотношениях с сослуживцами. Человек с альтруистическими
чертами характера превыше всего ставит интересы коллектива, других людей.
Альтруизм - важная черта характера, без которой невозможно существование
подлинного коллектива
Оценка характера.
Каждый характер индивидуален, но, несмотря на это, характерам можно давать
некоторые общие оценки: по содержанию, силе, наличию или отсутствию тех или
иных черт. Оценка по содержанию осуществляется указанием на особенности
отношений человека к себе, другим людям, труду, окружающему. Это основная
оценка, без которой нельзя конкретно и правильно судить о характере.
Оценка характера по силе. Сильными называют характеры тех людей, чьи
поступки, поведение соответствуют их знаниям и убеждениями. Человек с
сильным характером - надежный человек. Если знать его взгляды, убеждения то
можно уверенно предвидеть, как этот человек поступит в той или иной
ситуации.
Оценка характера по свойственным ему чертам: волевые - самостоятельность, самообладание, непреклонность, твердость,
упорство; эмоциональные - уравновешенность, порывистость, страстность,
впечатлительность; интеллектуальность - глубокомыслие, сообразительность,
находчивость и др. Значение характера Характер, отражая жизнь, в свою
очередь влияет на образ жизни. Человек с твердым и решительным характером
может преодолеть любые препятствия и добиться осуществления поставленной
цели, использовав все возможности и рационально организовав свою жизнь,
свой труд.
Характер имеет большое значение не только для самой личности, но и для
общества. Жизнь и работа коллектива, особенно настроение каждого человека,
определяются качествами характеров индивидов. Случается так, что один
человек с трудным характером мешает жить всему коллективу. Из-за такого
человека в коллективе возникают нередко конфликтные отношения, склоки,
которые отражаются на работе и жизнеощущениях всех людей. Чтобы изучить
характер, необходимы длительные наблюдения в различных ситуациях.
Способности.
Природа способностей
Французский философ-материалист, идеолог революционной буржуазии К
Гельвеций (1715 - 1771) - активный сторонник учения о решающей роли среды в
формировании личности - считал, что способности есть продукт общественный и
различаются они лишь за счет принадлежности человека к той или иной среде.
Бытовали и другие мнения видных ученых. Так, например, Ф. Гальтон (1822-
1911), английский психолог и антрополог, считал, что человек - существо
чисто биологическое и способности передаются ему , т.е.
являются врожденным свойством. Исследования ученых, опирающихся на
современную методологию, раскрывают сложную структуру способностей. Во-
первых, социальная сторона способностей проявляется в характере
общественных отношений, определенном виде деятельности и выбранной
специальности, условий жизни и службы и т.п. Во-вторых, психологическая
сторона способностей, т.е. особенности протекания психических
познавательных, эмоциональных и волевых процессов, проявления свойств и
качеств, наличие психических образовании и т.д. В-третьих, физиологическая
сторона способностей - это анатомо- физиологические особенности организма и
нервной системы человека, это - задатки, которые являются врожденными
особенностями. Способности - это совокупность таких психических
особенностей человека, которые позволяют ему успешно овладевать и
заниматься одним или несколькими видами деятельности и постоянно
совершенствоваться в них. Способности проявляются, функционируют и
развиваются только в деятельности. Классификация способностей Все
спосо6ности человека можно классифицировать, исходя из их внутренней
структуры. Первая группа способностей имеет биологическую основу, где
различаются: элементарные способности, связанные с особенностями протекания
первичных познавательных процессов (ощущение, восприятие, внимание,
память); сложные способности, связанные с особенностями таких форм
психического отражения как мышление, представление, воображение; например,
способность критически мыслить, быстро анализировать обстановку и принимать
оптимальные решения и т.п.; "демонические", связанные с физиологическими
особенностями организма человека.
Вторая группа базируется на социальной основе и подразделяется на
способности общие, которыми в той или иной степени наделены все люди. Это
способности к общечеловеческим видам деятельности, общению друг с другом.
Речь идет о благоприятном сочетании многих особенностей и качеств личности,
проявляющихся в деятельности; специальные (профессиональные), дающие
возможность достичь высоких результатов в определенной деятельности,
выбранной профессии; частные - это способности человека в неосновном для
него виде деятельности. Связующим звеном между способностями первой и
второй групп является особый вид способностей - творческие. Творчество -
деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее. Оно
ориентировано не на приспособление к сложившимся конкретно социальным,
логическим, психологическим установлениям, стереотипам и т.п., а их ломку,
преобразования, нередко связанные даже с риском. Творческие способности
человека проявляются в любой деятельности - научной, художественной,
производственной, общественной, воинской. Уровни развития способностей
Исходя из определения видно, что способности позволяют человеку заниматься
одним или несколькими видами деятельности. В зависимости от сложности,
многообразности и общественной значимости деятельности различают три уровня
развития способностей. Одаренность - благоприятное сочетание способностей
обеих групп, позволяющих человеку успешно заниматься несколькими видами
деятельности. Например, академик Л.Д. Ландау в 13 лет закончил десятилетку.
14-летним студентом университета он занимался на двух факультетах: физико-
математическом и химическом. В 18 лет Ландау стал внештатным аспирантом
знаменитого Ленинградского физико-технического института, несмотря на то,
что еще не имел университетского диплома. Талант - совокупность
способностей, которые позволяют получать продукт деятельности, отличающейся
оригинальностью и новизной, высоким совершенством и общественной
значимостью. Гениальность - высшая степень одаренности, позволяющая
человеку достичь общественно значимых, имеющих революционное значение
результатов.
Список литературы:
1. Словарь по психологии; Ж. Лапланж, Ж. –Б. Попталис; М.; Высшая школа;
1996
2. Философский словарь; Под редакцией И.Т. Фролова; М.; 1995
3. Карл Густав Юнг «Аналитическая психология»; «Мартис»; М.; 1997
4. Зигер В., Ланг Л. “Руководить без конфликтов” М, 1990
5. Гончаров В. “Руководство для высшего управленческого персонала”
6. “Конфликт со знаком “плюс”” журнал “Бизнес” №3,4, 1994
7. “Разрешение конфликта” журнал “Кентавр” №4, 1994
8. Скотт Дж. “Сила ума. Способы разрешения конфликтов.” Спб, 1993
9. Фэйр М. “Выиграть может каждый” М, 1992