Введение
Если говорить об отношениях России и Латинской Америки, то настоящее развитие они получили только в нынешнем, двадцатом веке.Научно-техническая революция и развитие транспортных средств способствовали этому.
Латинская Америка - это более 20 стран, расположенных к югу от
Соединеннных Штатов Америки.Страны региона заметно отличаются по уровню
социалбно-экономического развития,что сязано с широким разнообразием
природных,исторических, политических и других условий.
Государства Латинской Америки имеют своеобразную и богатую событиями историю, самобытную культуру.
В результате долгой борьбы с испанскими и португальскими колонизаторами народы большинства латиноамериканских стран завоевали независимость еще в начале девятнадцатого века.
Таким образом, латиноамериканские страны в значительной мере объединяет их колониальное прошлое.Общее проявляется также и в их экономической зависмости от могущественного северного соcеда - США.
Американский капитал создал и регионе широкую систему финансовой
зависимости. Недаром латиноамериканцы говорят, что когда в США свозняк,
Латинская Америка заболевает гриппом.
Внешний долг латиноамериканских гсударств уже превысил 400 миллиардов долларов.
Подобно другим развивающимся регионам мира, Латинская Америка занимает подчиненное положение и международном территориальном разделении труда, выступая и роли поставщика многих дефицитных видов сырья для промышленно развитых стран .
Cтраны Латинской Америки по многим показателям экономического и социального развития опережают освободившиеся страны Азии и Африки. Это связано прежде всего с тем, что они раньше других государств развивающегося мира вступили на путь капиталистического развития.
Внешнеэкономические связи имеют для латиноамариканских стран огромное значение.Через внешнюю торговлю страны региона получают значительную часть промышленного оборудования, транспортных средств, разичных приборов.
Основным торговым партнером стран региона остаются США. Среди
социалистичесих стран СССР являлся их крупнейшим
партнером.Социалистические страны поставляли в Латинскую Америку
машины,оборудование и другие товары, а вывозили кофе, какао-бобы, бананы ,
цитрусовые,ананасы,кожи,хлопок,шерсть. Возрастает импорт из Латинской
Америки готовых изделий и полуфабрикатов.Расширение связей между нашими
странами способствовало укреплению экономической самостоятельности
гсударств Латинской Америки.
Удельный вес стран Л.А во внешней торговле СССР,%
| | 1950 | 1960 г. | 1970 г. | 1980 г. | 1985 г. |
| |г. | | | | |
|Экспорт | 0.06 | 0.5 | 0.06 | 0.2 | 0.5 |
|Импорт | 0.2 | 0.6 | 2.7 | 3.3 | 2.5 |
Эти данные показывают ,что, несмотря на незначительную долю взаимной торговли импорт СССР значительно превышал его экспорт в страны региона.
Отношения латиноамериканских стран и России покажем но примере взаимоотношений с Венесуэлой.
1. Венесуэла - государство на севере Южной Америки, его территория
916,5 км. Это страна с субэкваториальным климатом, среднемесячная
температура 25-29 С, осадков 280-300 мм в год. Территория покрыта влажным и
переменно влажным тропическим лесом, также есть саванны и сухие редколесья.
В древности территорию Венесуэлы заселяли индейцыю В 16 веке она
завоевана испанскими конкистадорами, насаждавшими феодально крепостнические
отношения с использованием рабского труда ввозимых из Африки негров. В 1821
году в результате Войны за независимость испанских коллоний в Америке
испанское господство было ликвидировано. Окончательно рабство отменено в
1854 году. В 1819 -1830 годах Венесуэла входила в состав республики Великая
Колумбия. С развитием в 20 веке нефтяной промышленности началось
проникновение капитала США. В 40-60-е годы нашего века в страной управляли
диктаторские режимы.
Венесуэла - это федерация в составе 20 штатов, двух федеральных
территорий, федерального округа и федерального владения. Глава государства
- президент. Законодательный орган - двупалатный Национальный Конгресс.
Население страны составляют, главным образом, венесуэльцы (нация
образованная смешением испанцев, негров и индейцов). Городское население -
90% (это максимальный показатель по ЛА). Официальный язык испанский,
господствующая религия католицизм.
Основа экономики - добыча и переработка нефти.Некоторые отрасли хозяйства контролируются иностранным капиталом.
2. Первые контакты между Россией и Венесуэлой относятся к 18 веку, когда в Россию прибыл венесуэлец Франсиско де Мирандо, который вошел в историю как один из самых ярких деятелей освободительного движения в ЛА. Он установил дружеские отношения с выдающимися людьми России.
В 19 веке представители России и Венесуэлы продолжали поиски путей для установления дружеских отношений. В 1856 году состоялся обмен грамотами между президентом Монагасом и императором Александром II.
Сороковые годы 20 века явились новым этапом в развитии отношений. В заключительный период Второй Мировой Войны народ Венесуэлы развернул широкую кампанию против фашистской Германии.
Март 1945 года - венесуэльское правительство обратилось к руководству
СССР с предложением установить дипломатические отношения. В 1952 году,
когда в Венесуэле установилась диктатура Переса Хименеса, дипломатические
отношения между странами были приостановлены, но контакты продолжались.
В полной объеме дипломатичские отношения возобновились в апреле 1970 года.
Хороший импульс в 70-80е годы получили культурные и научные связи, контакты по линии общественных организаций.
В 90е годы начался следущий этап развития российско-венесуэльских отношений. Правительство Венесуэлы официально признало Россию правоприемницей СССР.
3. Если в начале 70х годов в Венесуэлу из СССР экспортировались, главным образом, часы, газетная бумага, ликеро-водочные изделия и объем этих поставок не превышал несколких миллионов долларов, то в 1992 году по данным Центрального банка Венесуэлы, импорт из России составил около 50 млн. долларов. Почти 80% всей стоимости его пришлось на автомобильную технику, около 10% - химические товары и удобрения. Третье по значимости группой были металло обрабатывающие станки - 619000 долларов.
Свыше 10 лет существует так называемый "нефтяной треугольник", то есть
соглашение о продаже нефти Венесуэлой Кубе в обмен на соответствующие
поставки нефти Россией в страны З.Е. в счет венесуэльских обязательств.
Россия ежегодно экономит на транспортных расходах около 200 млн. долларов.
Согласно последнему подобному соглашению, подписанному в марте 1993 года в
Каракасе, Венесуэла будет поставлять нефть Кубе и другим
центральноамериканским государствам, а Россия в Германию и Швецию.
За истекший период была заложена договорно-правовая база двусторонних отношений.
Вместе с тем, несмотря на прогресс, масштабы экономических связей между двуми странами весьма скромны. Взаимный обмен поставками составляет лишь незначительную долю от общего товарооборота как России, так и Венесуэлы.
В настоящее время сложились благоприятные предпосылки для расширения и углубления российско-венесуэльсктх отношений. Ликвидированы идеологические барьеры. В обеих странах развиваются схожие прцессы децентрализации и либерализации экономики, усиливается роль частного сектора. Приватизируются госпредприятия, осуществляются меры по црегулированию внешнего долга.
На внешнеэкономическую политику России оказывают большое влияние потребности сокращения дефицита госбюджета и обслуживания внешнего долга, который достиг к концу 1992 года 78 млрд. долл.
Российское правительство принимает меры по увеличению экспорта, ограничению импорта, предотвращению бегства капиталлов, стимулированию притока иностранных инвестиций.
Современная экономическая и финансовая ситуация в Венесуэле выглядит
благополучнее, чем в России. Об этом свидетельствуют достигнутые в
последние три года высокие темпы экономического роста, а также
положительное сальдо торгового баланса. Дефицит государственного бюджета в
1993 году не превышал 3% ВВП (в России в лучшем случае он составил 12-13%
ВВП). Ощутимых результатов достигла страна в осуществлении приватизации. В
1991 году Венесуэла добилась урегулирования внешнего долга.
В последние годы как в России, так и в Венесуэле был принят ряд
законодательных актов, оказывающих определенное влияние на возможности
российско-венесуэльского экономического сотрудничества. В 1993 году в
России были осуществлены меры по снижению объема квотирования и
лицензирования экспорта. С другой стороны, значительно сократились
импортные субсидии. Резко снизились поставки за счет иностранных кредитов.
Это привело к выравниванию условий конкуренции между иностранными и
российскими товаропроизводителями.
При рассмотрении долгосрочных перспектив связей России с Венесуэлой представляет интерес проект "Основные положения Концепции внешнеэкономической политики РФ на 90е годы". В нем прогнозируется рост значимости латиноамериканского рынка для экспорта машин и оборудования.
Подчеркивается необходимость стимулирования инвестиционного
сотрудничества со странами рениона. По мере развития рыночных отношений в
России импорт продовольственных товаров будет сведен до минимума. По мере
роста доходов населения ожидается увеличение спроса на бакалейные товары,
которые не могут быть обеспечены отечественными проихводителями. В связи с
распадом СССР в России обострилась проблема обеспечения некоторвми выдами
стратегического сырья и усилилась необходимость в их стабильных поставках.
В сентябре 1993 года вышел указ президента с предложением о внесение изменений в налоговое законодательство. Имеется в виду обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранного капитала в экономику.
Наиболее важными мерами, принятыми в последние годы во внешнеторговом регулировании Венесуэлы, являются соглашения, заключенные в рамках Андского пакта и "Группы трех" (Венесуэла, Колумбия и Мексика). В рамках таможенного союза между андскими странами в 90м году была достигнута договоренность о постепенном снижении внешнего тарифа на 30%. С 1994 года вступил в силу договор между Венесуэлой, Колумбией и Мексикой о полном устранении в течении 10 лет таможенных ограничений во внешней торговле.
В 1992 году Венесуэла подписала с Мировым банком программу для гпрпнтий иностранных инвестиций. Соглашение защищает зарубежных инвесторов от потерь, вызванных изменением законодательства.
Учитывая тенденции экономического и политического равития России и
Венесуэлы, достигнутый уровень сотрудничества и его договорно-правовую
базу, наиболее перспективными направлениями вешнеэкономических связей, по-
видимому, станут инвестиции (включая совместные) в различные проекты в
обеих странах, в том числе в нефтяную промышленность, энергетику, добычу
полезных ископаемых, транспортную и автомобильную индустрию. Немало
возможностей имеется в сфере научно-технического обмена (Венесула обладает
уникальной и эффетивной технологией тяжелой нефти - ценного сырья для
химической промышленности, запасы которой в России значительны). Ввиду
того, что в таможенное законодательство обеих стран заложены долговременные
стимулы в пользу привлечения иностранных инвестиций, перспективы развития
внешнеторговы связей выглядят скромнее. Эти стимулы, вероятно, затронут
поставки техники из России в Венесуэлу. Вместе с тем, для импорта
бакалейных товаров, а также труб большого диаметра из Венесуэлы таможенный
режим в России будет достаточно льготным.
Говоря о конкретных проектах, имеются перспективы расширения
сотрудничества в рамках "нефтяного треугольника" в том числе за счет
подключения к нему других партнеров Росси в Л.А., а также партнеров
Венесуэлы в Европе. В результате переговоров, проведенных в 1993 году,
стороны договорились о сотрудничестве в оценке влияния региональных и
мировых рынков на их нефтяную промышленность. Кроме того, предесмотрен
обмен технологией добычи и очистки тяжелых и сверхтяжелых сортов нефти,
опытом в сфере управления нефтяной промышленностью, разработки
соответствующего законодательства предоставления лицензий на добычу нефти
иностранным компаниям. Со стороны Венесуэлы получены предложения об
инвестировании в нефтяную промышленность Сибири. Как перспективные
оцениваются поставки в Венесуэлу российской строительно-дорожной техники.
Значительные возможности сохраняются в ближайшие годы для экспорта в
Венесуэлу металлорежущих и текстильных станков, энергетического
оборудования.
Для России может представить интерес участие в проекте развития транспортной системы, связывающей страны Андского пакта с ЕС., следовательно и с Россией. Осуществление проекта будет способствовать развитию малонаселенных территорий на востоке Венесуэлы, превращению острова Тринидад в финансовый центр. Предполагается развитие туризма, создание благоприятного таможенного режима.
Полезным представляется обмен опытом в осуществлении экономических
реформ. Опыт Венесуэлы указывает на необходимость постоянного разъяснения
целей реформ населению и учета особенностей национальной специфики.
Венесуэла накопила больший, чем Россия опыт в урегулировании внешнего
долга. При этом был использован ряд форм, позволяющих снзить размер долга
за счет его обслуживания.
Перед Россией и Венесуэлой существуют перспективы эффективного и взаимовыгодного сотрудничества.
Вот, вобщем-то и все, что я хотел сказать.
[pic]
27.09.96[pic]
[pic]
Ильницкий В.А. ©1996[pic]