СОДЕРЖАНИЕ
Введение
I. Понятие права международной безопасности, источники
II. Роль международного права в предотвращении войны
III. Коллективная безопасность
IV. Разоружение и ограничение вооружения
V. Меры по укреплению доверия, сужению материальной базы и пространственной сферы военных конфликтов
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Вопрос о войне и мире – коренной вопрос современных международных
отношений. Проблема обеспечения международной безопасности в широком ее
понимании есть проблема обеспечения мира и предотвращения войны.[1]
Современное международное право, являясь правом мира, призвано служить этой
цели.
Стремление государств обеспечить стабильный мир на земле зависит в первую очередь от внешней политики и от безусловного выполнения принципов и норм современного международного права. Объективная необходимость сотрудничества государств в вопросах обеспечения мира обусловила процесс формирования и функционирования новой отрасли общего международного права – права международной безопасности.[2]
Следует иметь ввиду изменения в объекте правового регулирования, проишедшие в последние годы. Сегодня наряду с сохраняющейся опасностью конфликтов между государствами все более серьезной становится угроза безопасности, исходящая от внутригосударственных конфликтов, порождаемых межнациональными, межэтническими, межрелигиозными противоречиями и столкновениями.
В наше время тема безопасности очень актуальна и понятно, почему. В
современную эпоху постоянных военных конфликтов просто необходим механизм
их урегулирования, а особенно предотвращения. Генеральный секретарь ООН
Бутрос Бутрос-Гали отмечал, что без мира не может быть развития и в
обществе станет назревать конфликт. А без демократии невозможно достигнуть
сколько-нибудь существенного развития; при отсутствии развития мир не может
сохраняться в течение длительного периода времени.[3]
В моей работе речь пойдет о праве международной безопасности. Я дам его понятие, расскажу об источниках, роли права международной безопасности, покажу, каким образом оно развивалось и как сейчас поддерживается международная безопасность.
ПОНЯТИЕ, ИСТОЧНИКИ.
Право международной безопасности представляет систему принципов и норм, регулирующих военно- политические отношения государств и других субъектов международного права в целях предотвращения применения военной силы в международных отношениях, ограничения и сокращения вооружений.[4]
Уже вполне четко определились главные, основополагающие реальности в
области международной безопасности и межгосударственных отношений, к числу
которых, в частности, относятся следующие :
1. Идеологическая и классовая борьба не могут лежать в основе мирных межгосударственных отношений.
2. Ядерная война не может быть средством достижения политических, экономических, идеологических и каких бы то ни было других целей. Поэтому существуют договоры о запрещении ядерного оружия и оружия массового уничтожения.
3. Международная безопасность имеет всеобъемлющий характер. Т.е., затрагивает многие вопросы и сферы общественной жизни.
4. Международная безопасность неделима. Нельзя строить безопасность одного государства за счет безопасности другого. Нельзя допускать гонку вооружений.
5. Неизмеримо выросла миротворческая роль ООН в борьбе за безопасность
Перечисленные выше реальности современного мира и другие факторы
свидетельствуют, с одной стороны, о многогранности и всеобъемлющем
характере международной безопасности ,а с другой – о неразрывной связи
безопасности каждого отдельного государства с безопасностью всего
международного сообщества в целом, а также связи между безопасностью и
развитием.[5]
Как и любая отрасль международного права опирается на общие принципы международного права, особенно на принцип неприменения силы или угрозы силой, принцип мирного разрешения споров, принцип территориальной целостности и нерушимости границ, а также ряд отраслевых принципов, таких, как принцип равенства и одинаковой безопасности, принцип ненанесения ущерба и др.
У права международной безопасности есть одна особенность – это то, что его принципы при регулировании международных отношений тесно переплетаются с принципами и нормами всех других отраслей международного права и образуют таким образом вторичную структуру, обслуживающую по существу, всю систему современного международного права. Эта возможность дает основание говорить о том, что право международной безопасности является комплексной отраслью современного международного права.
Основным источником, регламентирующим международно-правовые способы и
средства обеспечения мира, является Устав ООН (гл.I, гл. VI, гл. VII).
Поддерживать международный мира и безопасность и с этой целью принимать
эффективные коллективные меры … – главные из целей Организации Объединенных
Наций (ст.1)[6]
Принятые в рамках ООН резолюции Генеральной Ассамблеи, содержащие
принципиально новые нормативные положения и ориентированные на
конкретизацию предписаний Устава, также могут быть отнесены к категории
источников права международной безопасности. Например, «О неприменении силы
в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия»
(1972 г.) или «Определение агрессии» (1974 г.)
Важное место в комплексе источников права международной безопасности
занимают взаимосвязанные многосторонние и двусторонние договоры. Их можно
разделить на 4 группы :
1. Договоры, сдерживающие гонку ядерных вооружений в пространственном отношении. Это : Договор об Антарктике (1959г.), Договор о нераспространении ядерного оружия (1968г.), Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана (1985г.) и др.
2. Договоры, ограничивающие наращивание вооружений в количественном и качественном отношениях. Это: Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963г.),
Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия
(1996г.)Договор Между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (1993г.)
3. Договоры, запрещающие производство определенных видов оружия и предписывающие из уничтожение. Таковы : Конвенция о запрещении разработки, производства и применения химического оружия и его уничтожении (1993г.), Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности (1987г.)
4. Договоры, рассчитанные на предотвращение случайного
(несанкционированного) возникновения войны. Это – Соглашение о линиях прямой связи между СССР и США (1963, 1971гг.), и др.
Среди источников также особого внимания заслуживают документы, принятые в
рамках СБСЕ .[7]
РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В ПРЕДОТВРАЩЕНИИ ВОЙНЫ
В наше время международное право решает проблемы угрозы миру и разрабатывает для этого арсенал конкретных средств. Это совокупность правовых и иных методов, направленных на сохранение мира и предотвращение вооруженных конфликтов и применяемых государствами индивидуально или коллективно.
К этим средствам можно отнести мирные средства разрешения споров, разоружение, меры по предотвращению ядерной войны и внезапного нападения, коллективная безопасность, неприсоединение и нейтралитет, меры по пресечению актов агрессии, самооборона, нейтрализация и демилитаризация отдельных территорий, ликвидация иностранных военных баз и др. Все эти средства являются международно-правовыми, т.к. они регламентированы договорами и проводятся в жизнь на основе принципов и норм современного международного права.
В числе таких договоров – подписанное 22 июня 1973г. Соглашение между
СССР и США о предотвращении ядерной войны.[8]
Цели политики обеих стран по этому Соглашению – «устранение опасности ядерной войны и применения ядерного оружия…,предотвращение возникновения ситуаций, способное вызвать опасное обострение их отношений, избежание военных конфронтаций…[9]».
Говоря о средствах обеспечения международной безопасности, нужно сказать, что все-таки наиболее важно создание системы коллективной безопасности на универсальной и региональной основах, и меры по достижению всеобщего разоружения. Именно эти средства в большей мере обеспечивают равную и всеобщую безопасность.
КОЛЛЕКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Коллективная безопасность представляет собой систему совместных действий
государств всего мира или определенного географического региона,
предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления
актов агрессии или других нарушений мира.[10]
Во всеобщей заинтересованности всех государств в коллективных действиях в целях обеспечения безопасности нет ничего странного. Ведь любой конфликт внутри страны может «перекинуться» на территорию другого государства, локальный конфликт – перерасти в мировую войну. Поэтому существуют определенные системы поддержания коллективной безопасности. В настоящее время их выделено две.
Универсальная система коллективной безопасности – была основана на
нормах Устава ООН и предусматривает действия государств в соответствии с
решениями этой организации. Началом этой системы можно считать союз
государств антигитлеровской коалиции и принятие Декларации Объединенных
Наций от 1января 1942г. Т.Е. государства, совершенно различные в своих
взглядах объединились на основе общей проблемы.
В послевоенный период была создана всемирная система коллективной
безопасности в форме ООН. Ее основная задача – «избавить грядущие поколения
от бедствий и войны». Система коллективных мероприятий, предусмотренная
Уставом ООН, охватывает : меры по запрещению угрозы силой или ее применения
(п.4 ст.2), меры мирного разрешения международных споров (гл. VI), меры
разоружения (ст. 11, 26, 47), меры по использованию региональных
организаций безопасности (гл. VIII) . временные меры по пресечению
нарушений мира (ст.40), принудительные меры безопасности без использования
вооруженных сил (ст.41), и с их использованием (ст.42).[11]
Функция поддержания международного мира и безопасности возложена на
Генеральную Ассамблею И Совет Безопасности ООН, их компетенция четко
разграничена.
ООН также проводит операции по поддержанию мира. Их задача :
1. Расследование инцидентов и проведение переговоров с конфликтующими сторонами с целью их примирения
2. Проверка соблюдения договоренности о прекращении огня
3. Содействие поддержанию законности и правопорядка
4. Предоставление гуманитарной помощи
5. Наблюдение за ситуацией
Во всех случаях операции должны строго выдерживать принципы :
1. Принятие СБ решения о проведении операции, определение ее мандата и осуществление общего руководства при согласии сторон в конфликте на проведение операции
2. Добровольность предоставления воинских контингентов государствами- членами, приемлемыми для сторон
3. Финансирование международным сообществом
4. Командование Генерального секретаря с предоставлением полномочий, вытекающих из мандата, предоставленного СБ
5. Беспристрастность сил и сведение к минимуму применения военной силы
(только для самообороны)[12]
Региональные системы коллективной безопасности – представлены организациями на отдельных контитентах и в регионах. ООН разрешает деятельность таких организаций «при условии, что …их деятельность совместима с целями и принципами ООН». Чтобы от такой деятельности был толк, нужно участие всех государств региона, независимо от их строя. Цели региональной системы – те же, существуют лишь некоторые ограничения – деятельность организации должна затрагивать интересы только региональных государств, и решать вопросы на территории своего региона.
К компетенции их можно отнести урегулирование споров между собой.
(п.2 ст.52 Устава ООН).
Можно назвать некоторые документы из этой области : 1949г.-
Североатлантический договор (НАТО), Варшавский Договор – 1955г.; СБСЕ –
Заключительный акт (1975г.)
Если говорить о некоторых континентах в отдельности, то нужно
отметить региональные организации:
- на Европейском континенте – НАТО с 1949г., ОБСЕ – с 1955г.. С 1955 по
1991гг. – Организация Варшавского Договора
- на Евроазиатском континенте – СНГ – с 1992г. (Устав СНГ 1993г., Договор о коллективной безопасности 1992г. и др.)[13]
Я считаю нужным отдельно остановиться на Коллективной безопасности в
рамках СНГ.
Государства – участники, в соответствии с взятыми обязательствами, должны поддерживать международные мир и безопасность. В случае угрозы миру проводятся совместные консультации с целью ее устранения.
Коллективная безопасность СНГ строится на основании норм Устава ООН и
Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992г. Этот договор носит
сугубо оборонительный характер, открыт для государств, в нем
заинтересованных и его поддерживающих.
Совет глав государств СНГ обязан в соответствии с Соглашением от 20 марта 1992г. незамедлительно информировать СБСЕ и ОБСЕ о решении проводить миротворческую деятельность.
РАЗОРУЖЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ВООРУЖЕНИЙ
Процесс контроля над вооружениями и разоружением - эффективный инструмент обеспечения безопасности и стабильности . В условиях, когда процесс контроля над вооружениями приобрел глобальный характер, в числе приоритетных оказалась задача эффективного предотвращения распространения оружия массового уничтожения. Однако, это длительный и постепенный процесс.[14]
Я бы хотела рассмотреть действующие международные договоры и соглашения относительно разоружения.
Договоры о запрещении ядерных испытаний. 5 августа 1963г.
представителями СССР, США и Великобритании подписан договор о запрещении
испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под
водой. Этот договор имел универсальный характер. Другой договор был
подписан в июне 1996г. – Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных
испытаний. В ст.1 определены «основные обязательства» .Я кратко их
перечислю:
1. Запрещение любых взрывов
2. Неучастие во взрывах
Для достижения цели и объекта Договора учреждается Организация по Договору
(ст. II). Члены – все участники. Местонахождения – г. Вена
Органы Организации : Конференция государств-участников,
Исполнительный совет, Технический секретариат
Генеральный директор назначается Конференцией по рекомендации
Исполнительного совета сроком на 4 года.
Весь персонал Организации пользуется привилегиями и иммунитетами
Договором предусмотрен международный контроль и инспекции на местах, а также меры укрепления доверия.
Договор о нераспространении ядерного оружия подписан 1 июля
1968г.(универсальный) . В этом договоре определены позиции государств,
обладающих ядерным оружием, и им необладающих. Также говориться о
прекращении гонки вооружений.
Договоры о демилитаризации отдельных территориальных пространств.
(Запрещение оружия на определенных территориях). Сюда можно отнести :
Договор об Антарктике 1956г., Договор о космосе 1967г., и др.
Договоры об ограничении стратегических вооружений. Здесь наиболее важны советско-американские двусторонние договоры: Договор об ограничении систем противоракетной обороны от 26 мая 1972г. и дополнительный протокол к нему от 3 июля 1974г., ОСВ-1, ОСВ-2, Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности от 8 декабря 1987г., Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений от 3 января 1993г. и др.
Конвенция о запрещении бактериологического и токсинного оружия.
Женевский протокол 1925г. – это запрещение применения на войне удушливых,
ядовитых или др. подобных газов и бактериологических средств. 10 апреля
1972г. была открыта для подписания Конвенция о запрещении разработки,
производства и накопления запасов бактериологического и токсинного оружия и
об их уничтожении. Конвенция имеет универсальный характер и является
бессрочной.
Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и
применения химического оружия и о его уничтожении – открыта для подписания
в январе 1993г. Каждый участник обязуется никогда, ни при каких
обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не приобретать, не
накапливать и не сохранять химическое оружие и не передавать его прямо или
косвенно кому бы то ни было. Все государства обязаны уничтожить уже
имеющееся у них оружие. РФ в числе первых подписала эту Конвенцию, а ФЗ от
5 ноября 1997г. ратифицировала ее.
МЕРЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ДОВЕРИЯ, СУЖЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ И ПРОСТРАНСТВЕННОЙ
СФЕРЫ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ.
Меры укрепления доверия в качестве института права международной безопасности представляют совокупность норм, регламентирующих военную деятельность государств посредством установления мер информационного и контрольного характера с целью достижения взаимопонимания, предотвращения внезапного нападения или несанкционированного конфликта, а также обеспечения процесса разоружения.[15]
Как юридический, этот институт начал оформляться в 60-70гг. принятием ряда соглашений, нормы которых имеют своей целью устранить недоверие и предотвратить возникновение случайных критических ситуаций.
Особое внимание надо обратить на двусторонние договоры и соглашения,
в которых меры укрепления доверия занимают главное место (Соглашение между
СССР и США об уведомлениях о пусках межконтинентальных баллистических ракет
подводных лодок 1988г. и др.)
Меры укрепления доверия разрабатываются и совершенствуются также и на региональном уровне.
В Заключительный акт СБСЕ 1975г. был включен Документ по мерам укрепления доверия и некоторым аспектам безопасности и разоружения.
Чтобы поддерживать безопасность, участникам нужно постоянно контактировать между собой (посещение авиабаз ,обмены и контакты ученых, военных).
Институт мер укрепления доверия имеет неразрывную связь с институтом международного контроля. (т.е. создание общих контрольных органов). Как метод контроля широко применяется инспекция, предусмотренная международным соглашением.
Наряду с этим определенную роль играет неприсоединение. Это, с одной стороны, внешнеполитический курс государства, не участвующего в каких бы то ни было военных блоках, а с другой, - совокупность норм, определяющих конкретные обязательства государств в области : проведения независимого политического курса, поддержание антиколониальной борьбы, всяческое содействие международному миру.[16]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В качестве заключения мне хотелось бы сделать некоторые выводы.
Безопасность необходима всегда и всем – это ясно – ведь без нее жизнь
просто недопустима, а если и возможна, то нормальным такое существование
точно не назвать.
Это было ясно всегда и поэтому системы и средства поддержания безопасности стали разрабатываться давно. И все время они менялись. Но реалии современной жизни не привели к отказу от тех норм, процедур и институтов, которые лежали в основе международных отношений. Многое меняется. Поэтому системы безопасности надо приспосабливать под складывающуюся ситуацию .
Я считаю, что только сотрудничество всех государств и неукоснительное соблюдение Закона может обеспечить безопасность вообще и международную, в частности.
-----------------------
[1] Международное право под ред. Тункина Г.И. М.,1982, стр.303
[2] Международное право под ред. Игнатенко Г.В. М.,1995, стр.299
[3] Международная безопасность и разоружение. Ежегодник СИПРИ 1994,
М.,1994, стр.1
[4] Международное право под ред. Игнатенко Г.В., Тиунова О.И. М.,1999,
стр.431
[5] Международное публичное право под. ред. Бекяшева К.А. М., 1999, стр.333-
335
[6] Международное право в документах, М., 1982, стр. 3
[7] Международное право под ред. Игнатенко Г.В., Тиунова О.И., М.,1999,
стр.431-433
[8] там же , стр.434
[9] Международное право в документах, М.,1982, стр.715
[10] Международное право под ред. Тункина Г.И., М.,1982,стр.307
[11] Международное право под ред.Игнатенко Г.В. , М.,1995, стр.303-304
[12] Международное право под ред.Игнатенко Г.В., Тиунова О.И. М.,1999,
стр.435-436
[13] Международное публичное право под ред. Бекяшева К.А., М., 1999,
стр.342-343
[14] Международная безопасность и разоружение. Ежегодник СИПРИ 1994г.
М.,1994г., стр.6-7
[15] Международное право под ред. Игнатенко Г.В. М.,1995, стр. 311
[16] Международное публичное право под ред. Бекяшева К.А. М., 1999, стр.353-
354