Размещено на http://
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
1.1 Предмет регулирования международного права
1.2 Особенности международного права
1.3 Сущность современного международного права
1.4 Функции современного международного права
1.5 Понятие международного права и его эволюция в эпоху глобализации международных отношений
1.5.1 Понятие международного права
1.5.2 Эволюция международного права в условиях глобализации международных отношений
Список использованных источников
1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
1.1 Предмет регулирования международного права
Современный мир характеризуется многообразием международных отношений политического, экономического, научно- технического, культурного, гуманитарного, религиозного, правового характера. Эти отношения осуществляются государствами, их объединениями, международными организациями, создаваемыми ими комитетами и комиссиями, международными судебными учреждениями, народами, борющимися за свою независимость, международными неправительственными организациями (молодежными, женскими, ветеранскими, религиозными), транснациональными корпорациями, физическими и юридическими лицами. Все указанные субъекты и отношения, возникающие между ними, как на международной арене, так и в рамках национальных правовых систем, образуют в совокупности международную систему в широком смысле.
Система международных отношений в узком смысле включает отношения, осуществляемые особой категорией акторов (участников), а именно: государствами, межгосударственными образованиями, нациями (народами), борющимися за свое самоопределение, международными межправительственными и неправительственными организациями, международными судебными учреждениями, государственно-подобными образованиями, индивидами, транснациональными корпорациями.
Международные отношения (сотрудничество) можно классифицировать по субъектам на:
1) межгосударственные (между государствами в рамках двусторонних и многосторонних договоров во всех сферах coтрудничества, между государствами и международными межправительственными организациями, и последних между собой в рамках соглашений о сотрудничестве);
2) смешанные (между государствами и нациями (народами), в лице учрежденных ими органов при решении вопроса о форме самоопределения, между нациями (народами) и международными межправительственными организациями по вопросам относительно представительства органов, учрежденных нациями при международных организациях, между межправительственными международными организациями и неправительственными организациями по вопросу предоставления консультативного статуса последним, между государствами и государственно-подобными образованиями (Ватикан) об установлении дипломатических отношений, между международными судебными учреждениями и государствами, (например, о передаче преступников, о предоставлении территории для отбывания наказания лиц, осужденных международным уголовным трибуналом, между государством и транснациональной корпорацией, в частности, концессионные соглашения);
3) негосударственные (отношения между индивидами, неправительственными организациями и комитетами, комиссиями, международными судебными учреждениями по правам человека).
При всем разнообразии указанных отношений их объединяет общее: они носят публичный характер и являются предметом регулирования международного публичного права.
В литературе и международно-правовых документах используется термин «международное право», исторически произошедший от римского понятия «право народов» (jus gentium), регулировавшего отношения римских граждан с иностранцами. Первым использовал термин «международное право» вместо «право народов» английский ученый XVII в. Р. Зеч. С тех пор международное право как регулятор международных отношений публичного характера прочно вошло в международно-правовой обиход.
В отличие от международного публичного права международное частное право регулирует гражданско-правовые отношения между государствами и иностранными физическими и юридическими лицами либо определяет правовой режим иностранных физических и юридических лиц на территории государства. Поэтому источниками международного частного права являются не только международные договоры и обычаи, но и внутреннее законодательство и судебная практика государства. Таким образом, хотя международное частное право тесно связано с международным публичным правом, базируясь на общих принципах международного права, оно имеет свои специфические субъекты и источники и является самостоятельной системой права.
1.2 Особенности международного права
Международное право представляет собой компонент автономной системы, объединяющий институты и отрасли международного права. Комплекс норм одинаковой целевой направленности, касающихся конкретного объекта правового регулирования, образует институт международного права (например, институт признания, институт правопреемства, институт международно-правовой ответственности государств).
Отрасль международного права — это совокупность международно-правовых норм, объединенных единым предметом регулирования, и регламентирующих отношения субъектов международного права в определенной сфере сотрудничества.
В систему отраслей международного права входят:
- право международных договоров;
- право международных организаций;
- право внешних сношений, международное морское право;
- международное воздушное право;
- международное космическое право;
- международное экологическое право;
- международное уголовное право;
- право прав человека;
- право международной безопасности;
- международное экономическое право;
- международное гуманитарное право.
По мере расширения правовой регламентации конкретной сферы сотрудничества увеличивается число отраслей международного права. Так, к новым отраслям международного права относятся: международное информационное право, международное процессуальное право, международное таможенное право.
Международное право как система права отличается от любой национальной системы права по субъекту, объекту, способу разработки и обеспечения норм права.
По субъекту. Если субъектом национального права являются физические и юридические лица, то субъектом международного права - преимущественно коллективные образования, государства, нации (народы), международные организации. Причем среди субъектов международного права полным объемом правосубъектности пользуются государства, нации (народы) - целевой правосубъектностью, связанной с решением вопроса о формах их самоопределения; международные межправительственные организации - функциональной правосубъектностью в соответствии с компетенцией, закрепленной в их учредительных актах (уставах).
По объекту. Объект национального права закреплен в кодексах, законах и иных нормативных актах, регулирующих отдельные отрасли внутригосударственного права. Объект международного права в международно-правовых документах не закреплен и не является стабильным.
Объектом международного права является все то, что, по мнению государств, может быть предметом международно-правового регулирования. Иными словами, все, что не относится к внутренней компетенции государства, может по согласию государств стать объектом международного права. Поэтому объект международного права не стабилен, он расширяется за счет включения в него вопросов, по усмотрению государств, ранее относившихся к их исключительной внутренней компетенции. Так, вопросы обороны, экономики, защиты прав человека, борьбы с преступностью стали предметом совместного регулирования национального права и международного права. В тесных интеграционных объединениях (в частности, в ЕС) процесс расширения объекта международно-правового регулирования затрагивает практически все сферы, ранее входившие в исключительную внутреннюю компетенцию государств — членов ЕС.
По способу разработки норм. В национальном праве, в конституциях, законах, иных нормативных правовых актах (в Республике Беларусь - в декретах и указах Президента Республики Беларусь), являющихся основными источниками национального права, закрепляются органы, компетентные принимать указанные нормативные акты. Международное право отличается от внутреннего права как по источникам, так и по механизму принятия международных договоров и международных обычаев - основных источников международного права.
В международном праве отсутствует единый орган, принимающий международно-правовые акты. Государства как субъекты международного права сами разрабатывают и принимают международные договоры в лице уполномоченных представителей или вырабатывают в своей практике международные обычаи. В силу суверенитета и равенства государств процесс разработки и принятия международного договора - это длительный процесс согласования позиций государств относительно содержания статей международного договора. Причем, независимо от международного престижа и экономической развитости государства, норма, закрепленная в международном договоре, особенно многостороннем, не идентична первоначальной позиции этого государства. Она является результатом компромисса, к которому пришли государства - разработчики договора. Поэтому с учетом разнообразия законодательной и судебной практики государств, их политических целей разработка договора может затянуться на десятилетия. Например, работа над проектом статей, касающимся международно-правовой ответственности государств за международные правонарушения, была начата КМП ООН в 1956 г., и завершилась в 2001 г. принятием к сведению ГА ООН первой редакции этого проекта.
По способу обеспечения норм. Соблюдение норм национального права обеспечивается системой государственных органов и учреждений правоприменительного и правообеспечительного характера: суд, прокуратура, министерство внутренних дел. В международном праве такая централизованная система органов отсутствует. Вследствие равенства государств как основных субъектов международного права нормы международного права носят преимущественно координационный характер. Они создаются государствами и обеспечиваются ими через систему индивидуальных и коллективных принудительных мер. Так, если одно из государств - участников двустороннего договора не выполняет договорные обязательства, другое государство может приостановить или прекратить действия договора с государством-нарушителем.
В случае совершения тяжких международных правонарушений (международных преступлений) в рамках международных межправительственных организаций, особенно ООН, применяются коллективные принудительные меры через создаваемые государствами специальные органы, например, СБ ООН, наделенный компетенцией принимать резолюции о санкциях политического или экономического характера против государства-нарушителя, а в случае их недейственности - о коллективных военных действиях. Кроме того, государства создают международные судебные учреждения для привлечения к уголовной ответственности физических лиц - непосредственных исполнителей международных преступлений (Нюрнбергский военный трибунал 1945-1946 гг., Международный уголовный суд, действующий с 2002 г.).
1.3 Сущность современного международного права
Международное право возникало вместе с государствами как необходимость регулирования зарождающихся международных отношений и прошло длительный путь развития, тесно связанный с историей формирования и развития мирового сообщества.
Становление международного права как системы принципов и норм относится к середине XVII в. — времени первых буржуазных революций, положивших начало эпохе создания и развития буржуазных государств, научно-техническому прогрессу, ускорившему развитие торгово-экономических отношений в рамках создаваемого всемирного рынка, потребовавших, в свою очередь, должного международно-правового регулирования. Указанные процессы способствовали признанию международного права как самостоятельной правовой системы, необходимого инструмента дипломатической практики и международного сотрудничества, получившего название классического международного права, действовавшего вплоть до Второй мировой войны. Создание ООН после Второй мировой войны, в Уставе которой были закреплены принципы нового международного правопорядка, положило начало функционированию современного международного права.
Современное международное право существенно отличается от классического по субъектам, содержанию и территориальной сфере действия. Субъектом классического международного права признавались только цивилизованные европейские народы и государства, что нашло отражение в доктрине международного права того периода. Так, русский ученый XIX в. Ф.Ф. Мартене утверждал, что «пространство действия международного права ограничивается только теми народами, которые признают основные начала Европейской культуры и достойны названия образованных народов». Схожей точки зрения придерживался немецкий ученый Ф. Лист, который определил международное право как «право Европейских христианских государств». Поэтому весь афро-азиатский регион, народы которого находились в колониальной и полуколониальной зависимости от цивилизованных европейских государств и США, был вне сферы регулирования международного права.
В начале XX в. колонии и протектораты были легализованы мандатной системой Лиги Наций, первой политической межправительственной организацией, созданной в 1919 г. Война была провозглашена правомерным средством разрешения межгосударственных споров, если конфликтующие государства не сумели урегулировать их мирными средствами. Этим объясняется то, что наиболее успешно кодификация международного права осуществлялась в области разработки международных договоров, касающихся законов и обычаев войны. Так, на Гаагской конференции 1906-1907 гг. было принято 13'международных договоров в этой области.
Сущность современного международного права выражается в его общедемократичности, универсальности, антидискриминационности. Международное право является общим правом. Оно не имеет национальной окраски, не входит в качестве отрасли в правовую систему какого-либо государства. Его нор- мы обязательны для любого государства, независимо от политической или экономической системы либо географической принадлежности. Международное право является общим кодексом поведения государств на международной арене, выражает интересы всего мирового сообщества.
Международное право характеризуется универсальностью:
• в субъектной сфере - любое государство, независимо от количества населения, степени развития, размера территории обладает равными правами и обязанностями в международных правоотношениях;
• в пространственной сфере - объектом регулирования международного права является космическое пространство, международное воздушное пространство, дно мировых океанов и морей, с находящимися в них ресурсами.
Международное право - антидискриминационное право, не признающее ни внутреннюю, ни внешнюю дискриминацию. Запрещается умаление прав человека по мотивам национальности, языка, пола, религии, принадлежности к социальной группе. Геноцид - политика государства, направленная на уничтожение нации, народности, этнической группы, апартеид - узаконенное государством разделение и ограничение прав населения по расовому признаку — квалифицируются международным правом как преступление против человечества.
В Уставе ООН демократическое содержание международного права проявляется в закреплении таких общечеловеческих ценностей, как: достоинство и ценность человеческой личности, равноправие мужчин и женщин, равенство больших и малых наций, неприменение силы и угрозы силой против территориальной целостности и политической независимости любого государства.
международное отношение право норма
1.4 Функции современного международного права
В международно-правовых документах отсутствует понятие функций международного права и их классификация. В доктрине международного права наиболее часто используется термин «функционировние», определяемый как процесс реализации функций, либо термин «функция» отождествляется с «задачей» или «целью». Имеющиеся определения функций международного права базируются на понятии функции, выработанном общей теорией права, согласно которой функция — это направление правового воздействия, выражающее роль права в организации (упорядочении) общественных отношений.
Применительно к международному праву профессор Г.И. Тункин дал следующее определение функций в 7-томном курсе международного права: «Направление или характер воздействия, которое международное право оказывает в процессе взаимодействия с другими явлениями». Профессор И.И. Jlyкашук в своем авторском учебнике конкретизирует понятие функций как воздействие международного права на социальную среду, определяемое его общественным назначением, обусловив это тем, что характер социальных функций выражает природу права.
Классификация функций, приводимых в теории международного права, разнообразная. Так, профессор Г.И. Тункин в качестве общей основной функции международного права называл обеспечение функционирования межгосударственной системы в параметрах, определяемых международным правом. Реализация основной функции осуществляется с помощью стабилизирующей и созидательной функций международного права. Выделяется также программная функция международного права.
Профессор И.И. Лукашук главными функциями считает: социальную, направленную на обеспечение существующих международных отношений, и юридическую, состоящую в правовом регулировании межгосударственных отношений. Кроме того, в качестве самостоятельных функций называются функция противодействия появлению новых отношений, противоречащих целям и принципам международного права, информационно-воспитательная, функция интернационализации, направленная на расширение и углубление взаимосвязи между государствами.
Профессор Ю.М. Колосов выделяет четыре функции: координирующую, регулирующую, обеспечительную, охранительную. Очевидно, что при всем терминологическом разнообразии указанных функций содержательно они совпадают. Представляется, что более полно отражает сущностные характеристики функций международного права их классификация на регулирующую, обеспечительную, охранительную, программную, информационно-образовательную.
Основной функцией международного права является регулирующая функция, обеспечивающая функционирование всей системы международных отношений. Указанная функция реализуется преимущественно путем заключения международных договоров двустороннего и многостороннего характера во всех сферах сотрудничества государств, международных межправительственных организаций и иных акторов международных отношений, устанавливающих права и обязанности участников таких соглашений. Причем содержание правил поведения на международной арене вырабатывается в процессе взаимодействия внешней политики государств, отражающей их национальные интересы, и международного права.
Влияние внешней политики государства проявляется в позиции государства при разработке текста договора и признании обязательности договорных либо обычных норм. Влияние международного права выражается в том, что реализация внешнеполитических задач любым государством может осуществляться лишь в рамках принципов и норм международного права, исключающих диктат и насилие со стороны государства либо группы государств, признающих лишь дипломатические методы (переговоры, консультации) пригодными для достижения взаимоприемлемого баланса интересов при разрешении международных проблем.
Влияние международного права на формирование внешней политики государства наглядно проявляется в концепции национальной безопасности, традиционно разрабатываемой государствами. В частности, в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2001 г.1 (далее - Концепция национальной безопасности Республики Беларусь от 17 июля 2001 г.), подчеркивается, что «обеспечение национальной безопасности основывается на законности, предполагающей соблюдение норм международного права и национального законодательства». В качестве приоритетных направлений в обеспечении безопасности Республики Беларусь в военной сфере определяется «участие в системах международной безопасности в рамках Договора о создании Союзного государства и Договора о коллективной безопасности, участие в процессах разоружения и контроля над вооружениями в рамках международных договоров» (п. 4.3 Концепции национальной безопасности Республики Беларусь от 17 июля 2001 г.), в информационной сфере - «участие в международных соглашениях, регулирующих на равноправной основе мировой информационный обмен, в создании и использовании межгосударственных и международных глобальных информационных сетей и систем» (п. 6.3 Концепции национальной безопасности Республики Беларусь от 17 июля 2001 г.).
Следует отметить, что регулирующая функция не только устанавливает юридические параметры обязательного поведения участников международных отношений, но и включает нормы морали. Правила морали — одни из самых ранних по времени применения во взаимоотношениях государств. Причем на формирование моральных установок оказали определяющее влияние религиозные постулаты, такие как неприменение насилия, терпимость, справедливость, человеческое достоинство. В настоящее время под международной моралью понимаются правила, с которыми должны считаться государства, нации (народы) и другие участники международных отношений в силу их признания мировым сообществом, несоблюдение которых вызывает его осуждение.
Нормы международной морали получили воплощение в таких принципах международного права, как справедливость и добросовестность, широко используемых на всех стадиях международного правотворчества, начиная от разработки международного договора и кончая его выполнением. Нормы морали нашли отражение в Уставе ООН. Так, в Преамбуле Устава провозглашается, что все народы должны «проявлять терпимость и жить вместе в мире друг с другом, как добрые соседи», создавать условия, при которых может соблюдаться справедливость и уважение к международным обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права.
Нормы морали применяются для обеспечения выполнения государствами резолюций международных межправительственных организаций, имеющих рекомендательный характер (например, резолюций ГА ООН), а также заключений комитетов (Комитет по правам человека, Комитет по конвенциям и рекомендациям ЮНЕСКО), осуществляющих контрольные функции в области соблюдения государствами обязательств по правам человека, несоблюдение которых вызывает моральное осуждение. В современный период выполнение моральных норм является критерием цивилизованного поведения государства в международных отношениях. Моральные нормы применяются в практике деятельности международных судов при рассмотрении межгосударственных споров. Так, в Статуте Международного Суда ООН (ст. 38) указывается на то, что Суд может разрешать дело ex aequo et bono (по совести) при согласии на это сторон.
Поведение участников международных отношений, особенно государств, регулируются и правилами международной вежливости. Например, в области морского судоходства (взаимные салюты кораблей в открытом море), в дипломатических отношениях (дипломатический протокол). Хотя правила международной вежливости — это исторически сложившиеся традиции, они могут трансформироваться в международно-правовые нормы, в случае закрепления их в международном договоре или в законодательстве государств.
Регулирующая функция направлена, как видно из вышеизложенного, на закрепление, стабилизацию и установление новых форм и сфер международного сотрудничества, способствуя развитию международных отношений. Поэтому нельзя согласиться с точкой зрения американского ученого Т. Моргентау, утверждавшего, что международное право является статичной социальной силой. Стабилизирующая и созидательная роли международного права тесно связаны, что можно проиллюстрировать на примере Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которая не только закрепила практику государств, но и внесла новые нормы, касающиеся пользования исключительной экономической зоны, ресурсами дна мирового океана.
Важную роль играет обеспечительная функция международного права, направленная на разработку международно-правовых норм и механизмов, побуждающих субъектов международного права, преимущественно государства, выполнять международные обязательства. С этой целью в международных соглашениях, особенно в области прав человека, борьбы с преступностью, по гуманитарному праву, закрепляются положения о необходимости «принятия таких законодательных или других мер, которые могут оказаться необходимыми для осуществления» международных обязательств (ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.). Поэтому степень эффективности соблюдения государствами международных обязательств зависит от разработанности механизма реализации (имплементации) норм международного права. Так, в Законе Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 421-3 «О международных договорах Республики Беларусь» содержится глава 4 «Исполнение международных обязательств Республики Беларусь», включающая статьи, в которых определяется статус международных договоров Республики Беларусь, вступивших в силу как части «действующего на территории Республики Беларусь законодательства» (ст. 33) и детально регламентирующих процедуру выполнения международных обязательств (ст. 34-35).
Для контроля за соблюдением норм международного права (особенно договорных) в рамках международных межправительственных организаций учреждаются специальные органы (Совет по правам человека - в ООН, Комитет по конвенциям и резолюциям — в ЮНЕСКО, Комитет экспертов по конвенциям и рекомендациям - в МОТ). Специальные органы созданы на базе международных договоров, особенно в области:
- прав человека (Комитет по правам человека - согласно Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г.; Европейский суд по правам человека - согласно Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.);
- гуманитарного права (Держава-покровительница; Комиссия по установлению фактов);
- разоружения (Организация по запрещению химического оружия - согласно Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г.);
- защиты окружающей среды (Конференция в соответствии с Рамочной конвенцией ООН об изменении климата 1992 г.);
- борьбы с преступностью (Международный комитет по наркотикам в соответствии с Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.).
Обеспечительная функция международного права реализуется также в рамках института международно-правовой ответственности государств, международных межправительственных организаций, физических лиц за совершение международных правонарушений. Хотя институт международной ответственности государств и международных организаций еще не кодифицирован (КМП ООН подготовила лишь проект статей об ответственности государств в первой редакции в 2001 г.), в ряде конвенций закреплены положения, касающиеся ответственности государств (например, 4-я Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г., Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.), государств и международных организаций (Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г.).
Наиболее разработаны в международном праве вопросы ответственности физических лиц за совершение международных преступлений (Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказания за него 1973 г., Женевские конвенции, касающиеся защиты жертв вооруженных конфликтов, 1949 г., Устав Международного трибунала 1993 г. для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 г., Римский статут Международного уголовного суда 1998 г.).
Охранительная функция международного права направлена на защиту интересов субъектов международного права (государств, межправительственных организаций, индивидов) путем предоставления права на ответные меры в отношении нарушителей их интересов.
Так, государство имеет право на самооборону (согласно ст. 51 Устава ООН в случае вооруженного нападения на него).
Международные организации имеют право приостановить членство государства при нарушении их уставных положений либо даже исключить из организации в случае систематического и грубого нарушения уставных положений (ст. 6 Устава ООН). В рамках политических международных организаций, как универсальных (ООН), так и региональных (НАТО, СНГ, ОАГ, ЛАГ), действуют системы коллективной безопасности, позволяющие применить коллективные военные силы, в случае агрессии против государства - члена такой организации.
Индивид в случае нарушения прав и свобод, закрепленных в международных соглашениях по правам человека (Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др.), государством - участником таких соглашений может обратиться в Совет по правам человека либо в соответствующие комитеты и Европейский суд по правам человека с жалобой на государство-нарушителя, под юрисдикцией которого он находится.
Большое значение имеет программная функция международного права, прогнозирующая развитие международных отношений, определяющая новые формы и сферы сотрудничества. Программными являются принципы международного права, лежащие в основе международного правопорядка и позволяющие противодействовать либо появлению таких форм международных отношений, либо действий со стороны их участников (акторов), которые противоречат целям и принципам международного права.
Значимость принципов международного права, закрепленных в Уставе ООН, была подчеркнута в Декларации тысячелетия ООН 2000 г., провозгласившей их неподвластными времени, актуальность и способность которых «служить источником вдохновения возрастает по мере того, как страны и народы становятся все более взаимосвязанными и взаимозависимыми»1.
Программный характер носят универсальные международные конвенции бессрочного характера, применение которых не ограничивается каким-либо периодом развития международных отношений в определенной сфере сотрудничества (например, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.). Особое значение в определении стратегии и основных направлений развития международного сотрудничества имеет Декларация тысячелетия ООН, принятая единогласно главами государств и правительств свыше 150 стран, представляющих все регионы земного шара, в 2000 г. на 55-й сессии ГА ООН. В частности, в качестве фундаментальных ценностей XXI в. Декларация провозгласила свободу, равенство, солидарность, терпимость, уважение к природе.
В современный период все большее значение приобретает информационно-образовательная функция международного права, направленная на передачу опыта поведения государства с целью формирования международного правосознания и международной морали. Данная функция способствует распространению знаний об общедемократической сущности международного права, его определяющей роли в управлении современными глобализационными процессами в международных отношениях, координации сотрудничества государств в разрешении международных проблем. «Необходимость поощрения, преподавания, изучения, распространения и более широкого признания международного права» подчеркивается в резолюции ГА ООН 44/23 от 17 ноября 1989 г. «Десятилетие международного права». Резолюция, адресованная государствам и международным организациям, перечисляет формы их информационно- просветительской деятельности, а именно: преподавание курса международного права в средних и высших учебных заведениях, организация курсов, проведение семинаров, издание учебной литературы, подготовка исследований по отдельным проблемам международного права.
Следует отметить, что информационная деятельность относится к основным функциям международных межправительственных организаций и проявляется в разработке исследований по вопросам, входящим в компетенцию международной организации (например, в ООН - обзор мирового экономического положения, юридический ежегодник ООН), публикации ежегодных отчетных докладов о деятельности органов международной организации (например, Доклад Комиссии международного права ООН, Доклад Комитета по правам человека ООН).
Информационная функция международного права находит отражение в специальных конвенциях, особенно по вопросам экологического права. Примером может служить Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, 1998 г. (Орхусская конвенция).
Следует отметить, что функциональные направления международного права не являются чем-то застывшим, они развиваются по мере эволюции международных отношений. В теории международного права высказывается мнение относительно формирования новых функций международного права - содействие праву на развитие и коммерческой функции.
1.5 Понятие международного права и его эволюция в эпоху глобализации международных отношений
1.5.1 Понятие международного права
В теории международного права не выработано унифицированного определения международного права, что объясняется различными концептуальными подходами к пониманию природы международного права. В настоящее время широко используются естественно-правовая теория, позитивистская теория, изложенные в трудах основателя международного права голландского юриста Г. Гроция. Основываясь на взглядах древнегреческих и древнеримских юристов и философов, он утверждал, что «право естественное есть предписание здравого разума», согласно которому любое действие, находящееся в соответствии либо противоречащее разумной природе, признается либо морально позорным, либо морально необходимым. При этом он считал, что естественное право не может быть изменено даже Богом. От естественного права Г. Гроций отличает волеустановленное право, источником которого является человеческая воля либо воля Бога. Человеческое право может быть либо внутригосударственным, исходящим от гражданской власти, либо правом народов, обеспечиваемым волей всех народов и части из них.
Теория Г. Гроция положила начало двум школам: естественного права (натуралисты) и позитивного права (позитивисты). Сторонники естественного права ученые XVII и XVIII вв. (С. Пуфендорф, Ж. Байберак) не считали международное право волеустановленным правом, рассматривая его как часть естественного права.
Современная трактовка естественно-правовой теории получила отражение в трудах западных юристов Ш. Вишера и В. Фридмана. Они считают, что в мире существует некоторое число всеобщих ценностей, к которым стремится все человечество, и именно они определяют содержание любой правовой системы. Основополагающими ценностями для международной правовой системы являются: справедливость, престиж, правопорядок, человеческое достоинство, благополучие всего человечества. Причем, по мнению французского ученого Ш. Вишера, человеческий интерес должен быть главным в системе ценностей и стать отправной точкой осуществления сотрудничества государств. Данный тезис является определяющим для понимания общедемократического содержания международного права.
Нельзя согласиться с утверждением американского юриста В. Фридмана, согласно которому приоритетным в международной системе является национальный интерес, имеющий преимущество перед международными обязательствами, в случае коллизии между ними, что ведет к отрицанию эффективности международного права.
Наиболее широкое распространение получила позитивная (или позитивистская) теория, по-разному трактовавшаяся в трудах философов и юристов-международников, поэтому характеризующаяся многовариантностью. Один из ранних последователей данной теории Ф.Ф. Мартене рассматривал международное право как результат явно выраженного или молчаливого волеизъявления государств, считая это более важным, чем естественное международное право. Эта трактовка международного права была уточнена в трудах западных философов XVIII в. (Ж. Руссо - Франция) и XIX в. (И. Канта - Германия), разработавших концепцию общей воли. Так, по мнению И. Канта, международное право как право публичное «заключает в своем понятии объявление общей воли, определяющей каждому свое».
В XX в. получила распространение новая вариация позитивистской теории, названная «согласование воль». Так, итальянский юрист Д. Анцилотти в рамках этой теории трактовал международное право как «любое согласование воль двух или несколько субъектов, которые международное право рассматривает как собственные воли этих субъектов и которые чем-либо связаны с их отношениями».
В советской доктрине международного права разработчиком теории «согласования воль» являлся профессор Г.И. Тункин, который подчеркивал, что нормы международного права, договорные и обычные, создаются на основе вырабатываемого государством соглашения, являющегося результатом согласования их воль как в отношении содержания правил поведения, так и признания их в качестве норм международного права. Концепция согласования воль, лежащая в основе механизма нормотворчества в международном праве, была доминирующей в советской доктрине международного права и находит отражение в новейших российских учебниках по международному праву.
Вместе с тем следует согласиться с мнением украинского юриста-международника В.А. Василенко о необходимости корректировки указанной концепции о согласовании воль государств в силу узости понятия «воля государства», означающего способность к целенаправленному поведению в соответствии с политическим курсом. Представляется целесообразным использовать более широкое понятие «позиция государства», означающее разработанные государством установки в отношении решения международных проблем, обусловленных интересами, потребностями и целями государства с учетом интересов и целей других субъектов международного права. Воля государства - это способность к выработке и реализации соответствующей позиции.
Следует отметить, что трактовка международного права как выражения общей воли, направленной на установление в договорах или обычной практике государства обязательных правил поведения, не согласовывалась с понятием государственного суверенитета, определявшегося как независимость в осуществлении внешней и внутренней политики. Попыткой устранить указанное противоречие была разработанная еще в XIX в. немецким юристом Г. Еллинеком теория самоограничения (автолимитации), согласно которой государство может ограничивать свою свободу (суверенитет) решениями своей собственной воли. Теория самоограничения суверенитета была признана в западной доктрине в XX в. (Ф. Джессеп, К. Иглтон, Д. Боул). Так, американский юрист Ф. Джессеп утверждал, что суверенитет «в его старом значении беспредельной свободы национальной воли, не ограниченной правом, несовместим с принципами интереса общения или взаимозависимости». Называя государственный суверенитет «зыбучим песком», он рассматривал различные ограничения суверенитета как нормальные и отнюдь не постыдные.
Крайним выражением теории ограничения суверенитета является теория отказа от государственного суверенитета как несовместимого с международными обязательствами, наиболее последовательным сторонником которой является американский юрист-международник Г. Кельзен. Будучи основателем нормативистской школы права, он считал, что любое право как совокупность приказов-норм представляет лишь юридическую ценность и более никакую. Рассматривая государство как систему норм и правопорядков, он заявлял, что существует лишь суверенитет единого мирового универсального правопорядка, включающего международный и национальный правопорядки, при доминирующей роли первого как вышестоящего правопорядка.
Таким образом, концепция Г. Кельзена, акцентируя внимание на нормативной структуре международного права, игнорировала механизм разработки и обеспечения норм международного права, где в полной мере проявляются суверенные права и воля государств. Следует отметить, что хотя идеи нормативистской школы международного права, связанные с отказом от государственного суверенитета, были подвергнуты резкой критике в советской доктрине международного права, концепция ограниченного суверенитета нашла сторонников не только среди юристов-международников советского периода, но и ученых стран СНГ (К.А. Алексидзе, С.В. Черниченко, JI.H. Шестаков).
Впервые выступили с критикой теории ограниченного суверенитета белорусские юристы В.А. Круталевич и М.М. Аваков, которые указывали, что сторонники теории ограниченного суверенитета не учитывают того, что содержание суверенитета означает не только права, но и обязанности государств уважать суверенные права других государств - участников международных отношений . По справедливому замечанию В.А. Василенко, пропорциональное распределение прав и обязанностей по добровольному соглашению сторон между участниками договора служит обеспечению интересов сторон и, следовательно, укрепляет, а не ограничивает суверенитет.
Современной модификацией позитивистской теории является школа «политически ориентированной юриспруденции», особенно распространенная в американской доктрине международного права. Ее представители (Г. Моргентау, М. Макдугал, С. Джоунс) считают, что международное право не совокупность норм, а конструктивный процесс, состоящий из властных решений, реализуемых самими акторами в соответствии с теми ценностями, которые они желают защищать и поддерживать. Причем, по мнению С. Джоуна и Дж. Розена, если участники этого процесса не приходят к согласию относительно ценностей, которые должны быть реализованы в международной системе, приоритет отдается внешней политике того государства, чьи национальные интересы ближе всего к цели достижения «человеческого достоинства».
Очевидно, что указанная теория отрицает существование общепризнанных принципов и норм международного права, подчеркивает доминирующую роль усмотрения государства в реализации норм международного права, легализует тем самым противоправную практику государств, осуществляемую под предлогом защиты жизненно важных интересов и человеческого достоинства. Примером такой практики являются военные действия НАТО против Югославии в 1999 г. и военная акция США против Ирака в 2003 г.
Обобщая позитивные аспекты вышеизложенных доктринальных подходов, касающихся юридической природы международного права, приведем его определение.
Международное право - это система принципов и норм, выражающих общечеловеческие ценности, выработанных в процессе согласования позиций государств и иных субъектов международного права, направленных на установление их сотрудничества во всех областях международных отношений и обеспечиваемых государствами и созданными ими международными органами.
1.5.2 Эволюция международного права в условиях глобализации международных отношений
Как было показано выше, международное право и международные отношения тесно взаимосвязаны. Международное право правовыми методами воздействует на международные отношения, регламентируя и прогнозируя их развитие, и одновременно кардинально меняется под влиянием международных отношений. Об этом свидетельствует процесс формирования и развития современного международного права, начавшийся после Второй мировой войны. Новый этап эволюции современного международного права взаимосвязан с глобализацией международных отношений. По определению российского профессора И.И. Лукашука, глобализация — это «всемирный процесс, взаимосвязывающий национальные социально-экономические образования в единую мировую экономическую и общественную систему». Отсюда следует, что основным компонентом глобализации являются интеграционные процессы, происходящие в политической, экономической, социальной, информационной сферах, с одной стороны, и разрешение круга глобальных проблем, включающих обеспечение мира и безопасности, проблемы народонаселения, продовольственные, экологические, энергетические, борьбу с транснациональной организованной преступностью, международным терроризмом, с другой стороны. При всей разнохарактерности указанных процессов их объединяет одно - они требуют усиления и углубления взаимозависимости государств.
Взаимозависимость имеет национальный и интернациональный аспекты. Национальный аспект обусловлен национальными интересами государств, заставляющих их участвовать в отношениях взаимозависимости, чтобы иметь рынки сбыта, доступ к энергоресурсам. К тому же следует учитывать, что современная реальность такова, что ни одно государство не только не сможет защитить свои национальные интересы, если не будет участвовать в международном сотрудничестве, но даже недостаточный уровень такого сотрудничества «наносит ущерб национальным интересам этого государства»1.
Интернациональный аспект выражается в осознании того, что глобальные проблемы носят транснациональный характер, связаны с выживанием человечества, поэтому требуют безотлагательного решения, возможного только в результате тесного, скоординированного сотрудничества государств.
Таким образом, процесс глобализации, нацеленный на создание единого экономического, информационного и правового пространства, требует тщательной регламентации, возможной только в рамках международного права, которое в силу своей универсальности, методов регулирования (координации сотрудничества государств, согласования позиций с целью выработки взаимоприемлемых решений) наиболее отвечает сущности интеграции.
Вместе с тем процесс глобализации не только сопровождается усилением роли международного права как регулятора интеграционных процессов, но и способствует качественному изменению последнего. Изменения проявляются в субъектной и объектной сферах, методах правового регулирования и функциональной направленности международного права.
В субъектной сфере. Расширение структуры международных отношений за счет включения смешанных отношений (между государствами и негосударственными образованиями) и негосударственных отношений привело к появлению новых субъектов международного права: неправительственных организаций, индивидов, транснациональных корпораций, административно-территориальных образований (субъектов федераций), международных судебных учреждений, хотя и обладающих меньшим объемом правосубъектности по сравнению с государствами (основными субъектами международного права). В силу этого международное право утрачивает свой чисто межгосударственный характер, трансформируясь в транснациональное право.
В объектной сфере. Как уже указывалось, объект международного права подвижен и расширяется как за счет появления новых областей межгосударственного сотрудничества (киберпространство, генная инженерия), так и путем регулирования вопросов, ранее находившихся в исключительной компетенции государства. К ним относятся права человека, защита окружающей среды, экономика, оборона, политическая система. Практически любой вопрос по воле государств может стать предметом совместного регулирования международного и внутреннего права.
Распространение регулирующего влияния международного права на область действия национальной юрисдикции особенно ярко проявляется в регламентации экономических вопросов. Так, например, в компетенцию ВТО перешли вопросы применения тарифных и нетарифных ограничений, интеллектуальной собственности, инвестиционных мер, экологических стандартов. В компетенцию МВФ государства передали регулирование вопросов, связанных с валютными курсами и платежными балансами.
Методы правового регулирования. Расширение круга субъектов международного права привело к новым методам международно-правового регулирования. Наряду с традиционным методом координации сотрудничества на горизонтальном уровне как равных субъектов широко используется метод субординации (соподчинения), действующий на вертикальном уровне (например, между органами ЕС и государствами-членами их физическими и юридическими лицами), а также на диагональном уровне между публичными лицами (государство, международная межправительственная организация) и частными лицами (индивиды, юридические лица, неправительственные организации).
Международное право сыграло важную роль в обеспечении юридического равенства государств, хотя их фактическое неравенство особенно в плане социально-экономического развития продолжает сохраняться и углубляться в эпоху глобализации, являясь источником локальных вооруженных конфликтов, причиной роста транснациональной преступности и активизации международного терроризма.
Поэтому столь важно новое направление функционирования международного права, получившее в теории название «международное право развития», целью которого является преодоление слаборазвитости, нищеты и голода населения государств афро-азиатского региона. Следует отметить, что содействие реализации права на развитие как функция международного права впервые получила закрепление в Декларации о праве на развитие, принятой ГА ООН в 1986 г.1, в которой право на развитие тесно связывалось с правами человека и определялось как индивидуальное и коллективное право, при котором могут быть «осуществлены все права и основные свободы» (ст. 1). В плане международно-правового регулирования в Декларации о праве на развитие (ст. 4) указывалось на необходимость эффективного международного сотрудничества в предоставлении развивающимся странам «соответствующих средств и возможностей для ускорения их всестороннего развития)».
В Декларации Рио-де-Жанейро 1992 г. по окружающей среде и развитию праву на развитие было придано новое качество - «устойчивое развитие», которое вошло в международно-правовой обиход. Под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие всего мирового сообщества, не разрушающее природной среды и ориентированное не только на удовлетворение нужд нынешнего поколения, но и будущих поколений.
Функция международного права развития наиболее ярко проявляется в деятельности таких универсальных международных организаций, как ООН, ВТО, МБРР, и состоит в предоставлении преференций, инвестиций, долгосрочных и краткосрочных кредитов развивающимся и особенно слаборазвитым странам. В частности, в Декларации тысячелетия ООН, утвержденной резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 г. в качестве одного ид приоритетов XXI в. была названа солидарность, что означает справедливое распределение издержек и бремени при решении глобальных проблем в соответствии «с фундаментальными принципами равенства и социальной справедливости». При этом те, кто страдает и находится «в наименее благоприятном положении, заслуживают помощь со стороны тех, кто находится в наиболее благоприятном положении». Поэтому в Декларации предлагается предпринять усилия, которые бы на глобальном уровне включали политику и меры, отвечающие потребностям развивающихся стран и стран с переходной экономикой, и разрабатывались и осуществлялись при их активном участии (раздел I, п. 5). Эти меры направлены на искоренение нищеты и списание всей официальной задолженности на двустороннем уровне, на беспошлинный доступ всех экспортных товаров наименее развитых стран на рынки развитых стран, на оказание более щедрой помощи в целях развития тем странам, которые пытаются использовать свои ресурсы для искоренения нищеты (раздел III, п. 15).
Следует отметить, что функционирование международного права развития вызвало появление нового направления - коммерческой функции, находящейся в настоящее время на начальной стадии и направленной на перераспределение ресурсов в пользу слаборазвитых стран. Механизм реализации этой функции международного права закреплен в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., вступившей в силу в 1994 г., и предусматривающей создание международной организации - Органа по морскому дну, призванного осуществлять контроль и предоставлять лицензии государствам на разведку и эксплуатацию ресурсов дна мировых океанов и морей, являющихся общим наследием человечества.
Таким образом, в эпоху глобализации происходит трансформация международного права из права, только координирующего сотрудничество государств, в право, обеспечивающее их развитие на основе социальной справедливости.
Список использованных источников
1. Василенко, В.А. Основы теории международного права / В.А. Василенко. - Киев: Выща школа, 1988.
2. Лукашук, И.И. Международное право. Общая часть: учебн. / И.И. Лукашук. - 3-е изд. - М.: Волтерс Клувер, 2005.
3. Международное право в современном мире: сборник статей / отв. ред. и авт. послесл. Ю.М. Колосов. - М.: Международные отношения, 1991.
4. Международное публичное право. Общая часть: учеб. Пособие / Ю.П. Бровка [и др.]; под ред. Ю.П. Бровки, Ю.А.Лепешкова, Л.В.Павловой. \ Минск: Амалфея, 2010. 496 с.
5. Мовчан, А.П. Международный правопорядок / А.П. Мовчан. - М.: Институт государства и права РАН, 1996.
6. Морозов, Г.И. Международное право и международные отношения (проблемы взаимосвязи) / Г.И. Морозов. - М.: Международные отношения, 1997.
7. Талалаев, A.H. Международное право и современность / A.H. Та- лалаев. - М.: Наука, 1984.
8. Тункин, Г.И. Теория международного права / Г.И. Тункин. - М.: Зерцало, 2000.