Пасха, Светлое Христово Воскресение, является первым и главным праздником христиан. Именно событие Воскресения Христа, свидетелями которого стали апостолы, и легло в основу их веры, их проповеди и самой Церкви Христовой. "А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша!" - горячо восклицает апостол Павел (1 Кор. 15. 14). Это великое событие изменило историю, подвигло бессчетное число мучеников Христовых своею кровью подтвердить эту истину. На этой крови и вере в Воскресение и создалась Церковь Христова. Это глобальное духовное и физическое событие, вспыхнувшее, словно новая сверхъяркая звезда, изменило сознание человека, изменило весь мир, стало центром истории, центром всех праздников, и уже святость ветхозаветной Субботы померкла рядом с этим ослепительным днем - первым и одновременно последним днем недели - на который христиане перенесли свое почитание.
Все ветхое прошло, отныне настало все новое. "Христос - Новая Пасха," - так поется в пасхальном песнопении.
Ветхозаветная пасха (от еврейского phesach , что буквально значит "проходить мимо") - это древнееврейский праздник, установленный в память избавления израильского народа от египетского рабства. Сообразно с вспоминаемым в этот праздник событием Воскресения Христова, наименование "Пасха" в Церкви христианской получило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к небу. Поскольку событие великого и славного Христова Воскресения совершилось в дни Пасхи иудейской, которая рассчитывалась по лунному календарю, то и Пасха христианская тоже стала определяться посредством расчетов, давших основание Пасхалии. Пасхалия в Западной и Восточной Церквах рассчитывалась по-разному, что было поводом для споров и разногласий. I Вселенский собор в 325 г. постановил: "Праздновать Пасху после Пасхи еврейской, в первый воскресный день за полнолунием, которое будет в самый день весеннего равноденствия или непосредственно после него, но не ранее весеннего равноденствия."
Поскольку этот воскресный день каждый год приходился на разные числа, то Пасха стала центром подвижного круга праздников, связанных с ней. Вокруг Пасхи сложился очень развернутый, занимающий большую часть церковного года, Пасхальный цикл. Этот цикл вырос из древней традиции праздновать праздник христианской Пасхи, состоящим из двух частей, которые назывались "Пасха страданий" (страстная седмица) и "Пасха Воскресения" (Пасхальная ночь и Светлая седмица). Впоследствие страстную седмицу стал предварять Великий пост, состоящий из 40 дней (Великая четыредесятница), который в свою очередь также имел еще четыре подготовительных недели (Воскресения). После Светлой седмицы праздник еще продолжался 40 дней - до дня св.Троицы (Пятидесятницы). Через неделю после Троицы, в первое воскресенье по Пятидесятнице, праздновалась "Неделя Всех Святых", которая и завершает пасхальный цикл.
1. О мытаре и фарисее.
2. О блудном сыне.
3. О страшном суде. [Мясопустная].
4. Воспоминание Адамова изгнания. (Прощеное воскресенье). [Сыропустная]
Недели св.Четыредесятницы (Великого поста)
1. Торжество Православия.
2. Память св.Григория Паламы.
3. Крестопоклонная.
4. Память преподобного Иоанна Лествичника.
5. Память преподобной Марии Египетской.
6. Вход Господень в Иерусалим.
1. Великий Понедельник.
2. Великий Вторник.
3. Великая Среда.
4. Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери.
5. Великая Пятница. Распятие и погребение.
6. Великая Суббота. Господь во гробе.
Пасха и светлая седмица
2. Фомина (Антипасха).
3. Жен-мироносиц.
4. О расслабленном.
5. О самарянке.
6. О слепом.
7. Св.Отцов Первого Вселенского Собора.
8. Пятидесятница (Св.Троица).
9. "Неделя 1-я по Пятидесятнице" - Всех Святых.
Приготовление к Великому Посту начинается вскоре после праздника Богоявления, что соответствует евангельскому повествованию о том, что и Сам Иисус Христос вскоре после Своего крещения удалился в пустыню для поста, в воспоминание о котором и установлен Великий Пост (Св. Четыредесятница). Начинаясь Неделей о мытаре и фарисее, приготовление к Великому посту заканчивается Неделей сыропустной.
В продолжение приготовительного времени Церковь приучает верующих к подвигу поста постепенным водворением воздержания. После мясоедения, в продолжение всей следующей за Неделей мытаря и фарисея седмицы, Церковь восстанавливает посты среды и пятницы, затем возводит людей на более высшую ступень воздержания запрещением вкушать мясную пищу и дозволением употреблять сырную, и, наконец, после недели сыропустной с Первой седмицы Великого поста начинается строгий пост.
Всем этим изменением пищи Церковь подводит верующих к мысли, что духовное очищение и освящение возможны только при условии совершенного изменения образа жизни - мыслей, чувствований и действий.
В песнопениях и чтениях служб подготовительного периода Церковь говорит о первостепенной важности смирения и покаяния.
Первая подготовительная неделя (воскресенье) посвящена евангельской притче о мытаре и фарисее (Лк. 18, 9-14). Притча эта говорит о начальной ступени духовной жизни - о приближении к Богу. На примере этой притчи Церковь указывает истинное начало и основание покаяния - смирение, и главный источник греха и препятствие к покаянию - гордость. Без смирения не имеет никакого значения самая высокая праведность. С этой мыслью верующие и должны приступать к подвигу поста.
К обычным песнопениям воскресной всенощной добавляются особые стихиры: "Не помолимся фарисейски, братие" и др. а после чтения Евангелия поется первый раз песнопение "Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче". Это песнопение поется при свечах, когда гасятся все светильники в храме и остаются только мерцающие лампадки. Песнь эта слушается верующими, стоя на коленях. Это покаянный плач о грехах и мольба о помиловании. Из авторских сочинений на этот текст наиболее часто поются произведения А.Веделя и Д.Бортнянского.
"Покаяния отверзи ми двери" с этого дня поется на воскресных всенощных по Пятую неделю Великого поста включительно.
Во вторую неделю подготовительного периода читают притчу о блудном сыне (Лк. 15, 11-32). Эту притчу нужно рассматривать не только как историю одного человека, но и всего рода человеческого, а также всего мира, отпавшего от Бога. Глубоко назидательная евангельская притча изображает бедственное состояние человека, удалившегося от Бога, и неисчерпаемое милосердие Отца Небесного, приемлющего всякого кающегося грешника. Возвращение в дом Отчий - таков смысл недели о блудном сыне.
На воскресной всенощной этой недели поется песнь изгнанников, псалом 136 "На реках Вавилонских". Чаще всего в церквах поют авторское сочинение священника В.Крупицкого на этот текст. Содержанием этого псалма является тоска древнего Израиля по утраченной отчизне, которая обретает здесь новый, общечеловеческий смысл.
Еще одно песнопение на текст, взятый из службы Недели о блудном сыне "Объятия Отча" поется во время монашеского пострига. Имеется красивое произведение А.Львова "Объятия Отча", а также много разных монастырских распевов этого текста.
Третья неделя, предшествующая Великому посту, посвящена всеобщему Суду Христову над миром. Все тексты этой службы полны описания ужасной катастрофы конца света и Страшного Суда, которые взяты из Евангелия (Лк. 21, 25) и из Апокалипсиса (Откр. 8, 7; 13, 1). Напоминанием Страшного Суда Церковь представляет сильнейшее побуждение к покаянию для грешников, т.к. это единственная надежда заслужить милосердие Божие на строгом и нелицеприятном Судилище Христовом. Об этом говорит текст кондака этой недели (глас 1): ничего нельзя скрыть от Судии Праведнейшего, потому что жизнь каждого человека, словно книга, раскрывается пред его взором - "книги разгибаются и тайная являются". Только покаяние здесь на земле, пока еще не пришел страшный час смерти, может оправдать грешника на Страшном Суде.
Неделя о Страшном Суде называется еще "мясопустной", т.к. с этого дня церковный устав предписывает воздержание от мяса. За этой неделей следует сырная седмица, которая совпадала в древней Руси с масленицей - языческим праздником проводов зимы. До принятия христианства этот праздник сопровождался не только красочными обрядами, веселыми пирами и играми, но и человеческими жертвоприношениями (как об этом подробно рассказывает Н.Н.Велецкая в своей книге "Языческая символика славянских архаических ритуалов"). Поэтому суровый голос Церкви Христовой, возвещая о Страшном Суде, зовет к покаянию, предостерегает от рецидивов язычества, которое тайно присутствует и сейчас в человеческом подсознании, как темное "бессловесное" начало души.
Древняя масленица включала обычай поминовения предков блинами. В христианской Руси этот обычай был переосмыслен и превратился в "заговенье" - т.е. праздничную трапезу накануне поста.
В последнюю неделю (воскресенье) перед Великим постом Церковь вспоминает "первородный грех" человечества. Этот грех, сутью которого явилось стремление проникнуть запретным способом в другую, высшую сферу ("... и откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло"- Быт. 3, 5), стал духовной катастрофой, постигшей людей на заре их существования и явившейся событием надвременным. После грехопадения прародителей и изгнания их из Рая каждый рождающийся в мир человек несет в себе этот грех, это "семя тли" - темный бунт своеволия, противления Творцу, - ввергающий человека, ушедшего из-под власти Бога, под власть стихий.
Церковь говорит, что "грех Адама" - есть корень нашего несовершенства и вырвать его можно только Крестом - т.е. вслед за Христом пройти этот крестный путь и распять на Кресте Христовом "ветхого Адама" - т.е. человеческое своеволие, непослушание, невоздержание. Именно для этой цели и призывается человек Церковью и вместе с Церковью пройти путь Великого поста - как путь покаяния.
Во всех чтениях и песнопениях этой недели Церковь дает последние наставления касательно подвига поста. Пост должен начаться прощением людям их согрешений. Примирение со всеми есть первое и главное условие примирения нашего с Богом, очищения и оправдания от грехов.
Отсюда произошел обычай православных христиан испрашивать прощение друг у друга, ходить на могилы умерших с той же целью, почему и воскресенье это называется "прощеным" или "прощальным".
В этот день вечером в храмах служится вечерня с чином прощения, во время которого священник просит прихожан простить его, и они также просят друг у друга прощения.
Этот чин прощения возник в древних монастырях Востока, где существовал обычай уединяться на время Четыредесятницы. Прежде, чем разойтись, иноки испрашивали друг у друга прощения. В русских монастырях издревле, хотя монахи и не уединялись на время Великого поста, чин прощения сохранился и приобрел еще более трогательный характер. Испрашивая прощения друг у друга, иноки поют покаянный стих "Плач Адама", в котором оплакивается утраченное райское блаженство, а в конце прощания поют "Стихиры Пасхи" - для утешения тех из них, кто, может быть, не доживет до Светлого Христова Воскресения и не вкусит пасхальной радости. Этот обычай исполняется и ныне не только в монастырях, но и в приходских храмах.
Древнейшие христианские писатели единогласно свидетельствуют, что пост Св.Четыредесятницы установлен апостолами в подражание сорокадневному посту Иисуса Христа. Само наименование Св.Четыредесятницы встречается весьма часто в древнейших письменных памятниках с указанием цели ее учреждения. "Четыредесятницы не пренебрегайте," - писал св.Игнатий Богоносец в послании к Филиппийцам, - "она составляет подражание жительству Христову".
Пост Св.Четыредесятницы называется Великим как по количеству дней, так особенно по важности и значению его для православного христианина. "Святые отцы,"- учит св.Иоанн Златоуст, - "назначили сорок дней поста, чтобы в эти дни люди, тщательно очистившись молитвой, постом и исповедью во грехах, с чистой совестью приступили к святому причащению".
Великопостные богослужения изображают состояние души, кающейся и плачущей о своих грехах. Поэтому св.Церковь в своем служении в эти дни отлагает всякую торжественность. И прежде всего она не совершает самого торжественного христианского богослужения - полной Литургии в дни Великого поста, за исключением суббот и воскресений; вместо нее по средам и пятницам полагается Литургия преждеосвященных даров .
Все богослужение Великого поста совершается тихо, медленно и с величайшим благоговением. Светильники возжигаются в очень ограниченном количестве, Царские Врата отверзаются редко, колокольный звон допускается малый и редкий, молящиеся в храме призываются часто к земным поклонам, коленопреклонению.
Образ хранения поста Св.Четыредесятницы был определен издревле. Уже в IV в. в Церкви Восточной установился настоящий порядок Великого поста - с понедельника после Сырной недели (Прощеного воскресенья) до Великой Субботы.
Все пение и сами распевы Великого поста в корне отличаются от обычного пения, которое поется в церквах в остальное время церковного года. Все ектении, прокимны, тропари и другие песнопения поются особым великопостным распевом. Очень многие великопостные тексты вообще поются без распева - так назыв. "читком", т.е. речитативом. Великопостные службы содержат много чтения и мало пения, т.к. пост состоит не только в воздержании от скоромной пищи, но и в хранении всех чувств - слуха, зрения, а также ума от всего развлекающего, услаждающего - от всяких красот.
Строгость поста ослабляется в субботы и воскресенья. В эти дни службы совершаются почти как в обычное время.
Первая седмица Великого поста есть "дней начаток святых постов". Церковь в эту седмицу приглашает своих чад поработать "Господеви со страхом", поститься не только "телесне", но и "духовне". В песнопениях этой седмицы раскрывается цель и значение "всечестного поста": "Приидите, пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство ангелов и спасение человеков".
В течение первых четырех дней поста вечером в храме читается "Великий покаянный канон" св.Андрея Критского. Святитель Андрей (650-720) был епископом Крита. В своем каноне он выразил чувства кающейся души.
Обычно каноны включали не более 30 тропарей. В Великом каноне Андрея Критского их 250. Святитель в своем каноне говорит о душе человека - мятущейся и грешной. Он показывает этой душе образы покаяния, уведя ее к началу Библейской истории и показав весь путь богоискания и богопознания человека длиною в тысячи лет. Словно бесконечная череда проходят перед нами образы из Ветхого, и Нового Заветов - как будто оживают древние безмолвные фрески, призывая к покаянию. Во время чтения канона только лампадки, да огоньки свечей мерцают во тьме храма. Канон читается священником посреди церкви, и тихо, приглушенно, как сдавленное рыдание, звучит постоянный припев хора : "Помилуй мя, Боже, помилуй мя". Музыка ирмосов и припевов Великого канона написана Д.Бортнянским. После шестой песни хор поет кондак "Душе моя", который все молящиеся слушают стоя на коленях. Одно из авторских песнопений на этот текст принадлежит композитору Е.Азееву.
По средам и пятницам, начиная с первой седмицы поста, служится Литургия преждеосвященных Даров. Поскольку полная Литургия, центром которой является Евхаристия, есть праздник, торжество - "пир духовный", в Церкви сложился обычай не совершать ее в покаянные дни Великого поста (кроме суббот и воскресений). Но указанный обычай не должен был отлучать христиан от причащения. И в IV в. антиохийский патриарх Север (умер в 538) ввел чинопоследование принятия Св.Тайн, освященных заранее. Так получила начало Литургия преждеосвященных Даров. На Западе она была введена св. Григорием Великим (Двоесловом) папой Римским (590-604), и доныне носит его имя. Совершалась она обычно вечером, и ее чин есть ни что иное, как видоизмененная вечерня. В современной практике Литургия преждеосвященных Даров совершается обычно утром. На этом богослужении бывает много чтений из Ветхого Завета, которые называются "паремии". После паремий при открытых Царских Вратах поется песнопение "Да исправится молитва моя". Текст его взят из Псалма 140. Это песнопение имеет куплетную форму, состоящую из 4-х куплетов с припевом "Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою ..." . Раньше это песнопение пел один певец (чтец) посреди храма, а хор или народ пел припев. Сейчас обычно поют три певца (трио), стоя перед амвоном, а припев поет весь хор. Очень много композиторов писали музыку на текст "Да исправится". Среди них Д.Бортнянский, П.Чесноков, П.Турчанинов, Речкунов и др. Мелодии их сочинений полны просветленной печали.
В момент переноса Св.Даров с жертвенника на престол, когда на полной Литургии поется Херувимская песнь, на Литургии преждеосвященных Даров звучит песнопение "Ныне силы небесные с нами невидимо служат". В тексте этого песнопения говорится, что под видом Св.Даров входит Сам "Царь Славы" - Господь Иисус Христос, являющийся Великой Жертвой. Во время переноса Евхаристических Даров и пения "Ныне силы" все в храме с благоговением становятся на колени и кланяются ниц, потому что в этой Святыне невидимо присутствует Сам Господь.
Музыка этого песнопения отражает священный трепет, а также одновременно печаль и радость.
Очень красивое "Ныне силы" есть у Д.Бортнянского, а также гармонизация Валаамского распева иеромонаха Ионафана.
Чинопоследование Литургии преждеосвященных Даров тихое, умиротворяющее, покаянное.
По субботам Великого поста служится обычная Литургия Иоанна Златоуста, а по воскресным дням Литургия Василия Великого, которая немного длиннее Литургии Иоанна Златоуста.
В чинопоследовании Литургии Василия Великого вместо песнопения "Достойно есть" поется также посвященная Божией Матери песнь "О Тебе радуется". Она имеет гимнический характер и прославляет Богородицу от лица всего сотворенного мира - ангельского, человеческого и природного. Это настолько яркое и совершенное произведение церковной гимнографии, что на его содержание была написана икона Божией Матери с тем же названием "О Тебе радуется".
Среди композиторов, обращавшихся к этому тексту, - С.Смоленский, А.Архангельский, П.Турчанинов, Е.Азеев, П.Чесноков, А.Шишкин и др.
Первое воскресенье Великого поста называется "неделей торжества Православия", когда вспоминается победа Православия над ересями. Празднование это было установлено по поводу окончательной победы св.Церкви над иконоборческой ересью и "восставлении святых и честных икон", совершившееся при византийском императоре Михаиле и царице Феодоре в 842 г. Но поскольку догмат иконопочитания тесно связан с целой системой христианской догматики, то победа над иконоборчеством была не только победой Церкви в пользу благочестивого обычая иконопочитания, но именно победой Православия над великими ересями Востока, посягавшими на самую суть религиозной истины - учение о Богочеловечестве Христа (ведь иконоборцы, запретив изображать Богочеловека, фактически отказались от веры в реальность Воплощения).
Победа Православия была отпразднована в первую неделю Великого поста, и, таким образом, основание этого торжества Православия есть историческое. Вместе с этим празднуя торжество первого воскресного дня после строжайшего поста первой седмицы, Церковь дает высокое утешение верующим, проходящим подвиг поста, и связывает их личный постнический труд и преодоление искушений с жизнью всей Церкви в ее великой истории.
В этот день в соборных храмах бывает торжественный молебен особого чинопоследования, где поминаются все великие деятели Православной Церкви - цари, патриархи, святые - послужившие ее утверждению. На этом молебне поются также Многолетствия нынешним Предстоятелям Православной Церкви, епископам, священникам, иноческому чину и всем православным христианам.
(св.Григория Паламы)
Во второе воскресенье Великого поста Церковь вспоминает св.Григория Паламу - архиепископа Фессалоникского, проповедника православного аскетического учения о Фаворском свете. Это мистическое учение под названием исихазм (покой, молчание) зародилось в среде греческого монашества в XIV в. на Афоне. Представители этого учения считали, что существует вечный, несозданный, божественный свет, который видимым образом явился на горе Фавор во время Преображения Господня, и который может озарить внутреннего человека, если стремиться к этому озарению подвижнической жизнью, молитвой, постом. Поэтому Вторая неделя поста называется неделею "светотворных постов". Церковь, вспоминая св.Григория Паламу и учение о Фаворском свете, предлагает верующим новое побуждение к подвигу поста.
Третье воскресенье поста посвящено Кресту Христову. Как и в праздник Воздвижения Крест выносится на середину храма для поклонения, отчего и сама неделя называется Крестопоклонною. Эта неделя является серединой великого поста - "средокрестием". Церковь в своих песнопениях этой недели сравнивает Святой Крест с райским Древом Жизни и предлагает воспоминание о Кресте и крестных муках Христа, принятых Им во имя любви к человеку, чтобы духовно подкрепить верующих, проходящих путь поста. Эта неделя Креста говорит православному христианину, что половина постного пути уже пройдена и напоминает о приближающейся "светлой мирорадостной Пасхе".
В эту неделю поются многие песнопения из праздника Воздвижения Креста.
В богослужении 4-го воскресенья Великого поста Церковь предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице преподобного Иоанна Лествичника, жившего в VI в. у горы Синай. Ему принадлежит книга "Лествица рая", в которой путь монаха-подвижника сравнивается с восхождением по ступеням небесной лестницы. Примером жизни этого подвижника Церковь призывает верующих стремиться к духовным высотам.
Служба пятого воскресенья поста посвящена памяти св.Марии Египетской. Согласно преданию она была раскаявшейся блудницей, которая сорок лет провела в Иудейской пустыне, искупая постом и молитвой грехи своей юности. Образ этой подвижницы стал символом глубокого и преображающего все существо раскаяния.
В песнях канона этой недели раскрывается также притча "о богаче и Лазаре". Изображением этой притчи дается урок подвизающихся в посте, чтобы они постились не только телесно, но и духовно, т.е. помогали нуждающимся и облегчали участь страждущим.
После Пятой недели в следующую шестую седмицу Церковь приглашает всех принести "предпразднственное пение ваий Христу Грядущему воскресити от гроба Лазаря". Соответственно этому шестая седмица называется "преддверием Лазарева животвория".
В пятницу шестой седмицы оканчивается Св.Четыредесятница (Лазарева Суббота, Вербное воскресенье и Страстная седмица не входят в счет Четыредесятницы). В стихирах этого дня поется: "Душеполезную совершив Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче...". Вместе с этим в службе этого дня Церковь приготовляет своих чад к достойному празднованию воскрешения Лазаря и Входа Господня в Иерусалим.
В субботу шестой седмицы Великого поста вспоминается чудо воскрешения Лазаря, описанное с такой поразительной, почти осязаемой достоверностью евангелистом Иоанном (Ин. 11). Это чудо было совершено Спасителем прежде шести дней иудейской Пасхи.
Воскрешение Лазаря Церковь прославляет как доказательство Божественной силы Иисуса Христа и как удостоверение Его будущего Воскресения и общего воскресения всех умерших. Эта мысль ясно выражается в тропаре праздника.
На богослужении Лазаревой Субботы поются воскресные песнопения в знак предвозвещения Пасхи. Это: "Тропари по Непорочнах" - "Благословен еси, Господи" и "Воскресение Христово видевше".
Из авторских песнопений этого дня имеются "Тропари по Непорочнах" П.Чайковского и П.Чеснокова.
За Лазаревой субботой следует двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим или Вербное воскресенье. Но праздник этот длится всего лишь полдня, т.к. уже вечером этого воскресенья совершается служба, вводящая нас в Великие и трагические дни Страстной седмицы.
Страстная седмица посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Иисуса Христа, Его страданий, смерти, погребения. В древности это была Пасха Страданий , почему эта седмица и называется Страстной . Каждый день этой седмицы называется Великим - по знаменательности и великости совершившихся в эти дни событий. Вся эта седмица есть таинство страстей Господних. В эти Великие дни Церковь внимательным оком любви, трепета и ужаса следит буквально за каждым шагом Христа, вслушивается в каждое Его слово и ведет верных своих чад по стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути - от Вифании до Голгофы.
Во все эти дни мы вместе с Церковью буквально по часам проживаем истекающее время земной жизни Христа - от царственного входа Его в Иерусалим до последнего вздоха на Кресте:
Все песнопения этой седмицы - это сплошная тревога, любовь, мука, плач, рыдание, вопль. Нигде, ни в какое время церковного года нет такой насыщенности чувств, такого драматизма и такой мучительной любви. Воистину "оружие проходит душу", когда мы вместе с Богоматерью стоим у подножия Креста.
Крест вырастает до небес, Он придавливает своей невыносимой тяжестью, когда мы "сшествуем Ему и сораспинаемся Ему" в эти Великие Дни Скорби.
В богослужениях этого дня Церковь, сближая события Ветхого и Нового Заветов, показывает грядущие невинные страдания Спасителя в ветхозаветном прообразе целомудренного Иосифа. Из событий евангельских вспоминается иссушение бесплодной смоковницы. Эта смоковница изображает и всякую душу, не приносящую плода покаяния, почему Св.Церковь и взывает в песнопениях этого дня : "иссохшия смоковницы за неплодие, проклятия убоявшеся, братие, плоды, достойны покаяния, принесем Христу, подающему нам велию милость".
В Великий Понедельник и в последующие два дня на утрени поется тропарь "Се Жених грядет в полунощи". В этом тропаре звучит мотив евангельской притчи о десяти девах. Смысл её в том, что надо всегда "бодрствовать и не унывать", держа свой светильник зажженным в ожидании божественного Жениха - Христа. Очень красивое песнопение на этот текст написано Н.Римским-Корсаковым.
В конце утрени после канона поется экзапостиларий "Чертог Твой". Это песнопение также повторяется и на утрени двух последующих дней. Экзапостиларий буквально означает "посылаемый". По древнему обычаю специальный чтец выходил в конце утрени с зажженным светильником на середину храма и воспевал гимн, который называется экзапостиларий или светилен . В этом гимне содержится моление о просвещении свыше. У всех праздничных и будничных дней имеются свои экзапостиларии или светильны.
Ексапостиларий "Чертог Твой" содержит мотив притчи о брачном пире. Здесь душа человека является перед Христом в состоянии своей греховной наготы. Она видит сияющий дворец, сотканный из света и стремится туда, но чтобы войти в этот Чертог брачного Христова пира, душа должна иметь светоносное одеяние ("одежду брачную") - т.е. святость и чистоту. Этой одежды у нее нет, и душа плачет во тьме, и , глядя на сияющий дворец, молит Господа просветить и облечь ее Своим Божественным светом.
Д.Бортнянский написал музыку к этому удивительному по своей потрясающей выразительности тексту. Песнопение Д.Бортнянского "Чертог Твой" - это вопль бедной души к Богу: "Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя".
Службы Великого вторника сходны с богослужениями предыдущего дня. В чтениях и пениях этих служб содержится мотив евангельской притчи о талантах. В одной из стихир этого дня говорится, что Господь дает Свой дар каждому человеку: "Се тебе талант Владыка вверяет, душе моя: страхом приими дар, заимствуй давшему ти, раздавай нищим, и стяжи друга Господа ...".
Смысл притчи о талантах в том, что человек ничего не имеет своего - все ему дано от Господа. Поэтому он должен служить этими дарами своим ближним.
В богослужениях этого дня в песнопениях и чтениях прославляется жена-грешница, которая возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как судил Сам Он о ее поступке.
Все стихиры вечерни в Великую Среду посвящены этому событию и рассказывают о женщине-блуднице, которая "ощутив Божество Христа" из бездны греха, плача, всем своим существом тянется к Нему - Тому, Кто отныне навсегда станет Единственным Возлюбленным. Эта грешная женщина становится предвозвестницей страстей Господних - она своим миропомазанием готовит Его к смерти.
Христос, в отличие от других, находящихся с Ним в одном доме, не испытывает ни брезгливости, ни неловкости в ее присутствии - Он знает, что нет ничего более целомудренного, нежели смерть; нет ничего более чистого, чем церемонии, приготовляющие тело к погребению.
С сегодняшнего дня эта женщина умирает для мира и живет уже только для Него:
Стихира на "слава и ныне" 8-го гласа "Господи, яже во многие грехи впадшая жена...", написанная инокиней Кассией в IX веке, рассказывает о чувствах жены-грешницы, преображенной Любовью.
В богослужении этого дня вспоминаются события, которые предшествовали вступлению Господа на вольное страдание: совершение Иисусом Христом тайной вечери с омовением ног учеников, установление таинства Евхаристии и предательство Иуды. Разнообразию вспоминаемых в этот день евангельских событий соответствует и разнообразие трогательных чувств и мыслей, изображаемых в церковных песнопениях этого дня. Церковь в своих песнопениях глубоко скорбит и сострадает Спасителю в такой понятной сердцу человеческому скорби Его духа, но осознавая, Кто этот Страдалец и для чего Он идет на смерть, Св.Церковь дает место и чувству благоговейной любви к Грядущему на вольные страсти и благодарного прославления Его.
В тропаре Великого Четверга говорится о тайной вечере и предательстве Иуды:
"Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, Праведного Судию, предает..."
Этот тропарь киевского распева гл.8 исполняется обычно в гармонизации Д.Соловьева или П.Турчанинова.
Литургия в Великий Четверг служится по чину Василия Великого. Удивительное по глубине песнопение "Вечери Твоея" поется вместо Херувимской песни. Текстом его является молитва перед причастием. Есть произведение А.Ф.Львова на этот текст - это очень красивое по музыке песнопение, все сотканное из печали и любви.
Нескончаемо тянется поток причастников в этот день. Каждый из них будто переносится туда - в далекий иерусалимский весенний вечер, в горницу, освещенную мерцающим огоньком, где сидят в тесном кругу двенадцать, и Он - отдает в пищу Себя Самого вместо агнца.
Сегодня и мы среди тех двенадцати:
Но чтобы отдать Себя в пищу, надо прежде пойти на заклание. Совсем скоро Он пойдет. "Один из вас предаст Меня,"- говорит Он. "Они весьма опечалились и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?". (Мф 26.21, 22). Этот вопрос через тысячи лет достигает и нас. И в этот великий день св. Церковь призывает каждого заглянуть в свое сердце и спросить: "Не я ли, Господи?"
"Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем".
Все богослужение этого дня посвящено воспоминанию спасительных страстей и крестной смерти Богочеловека. Каждый час этого дня есть новый и новый подвиг Его искупительных страданий.
На утрени Великого Пятка, которая в современной приходской практике совершается накануне вечером, бывает чтение Двенадцати Евангелий (т.е. 12-ти отрывков из Евангелий). Это богослужение единственное и несравненное по силе трогательности и по глубине сострадания Спасителю. В этой службе Св.Церковь раскрывает перед верующими полную картину страданий Господних, начиная от кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия.
Во время чтения страстных Евангелий молящиеся стоят с зажженными свечами, хор поет: "Слава, страстям Твоим, Господи" и "Слава долготерпению Твоему, Господи". После каждого отрывка Евангелия поются особые антифоны, в которых комментируются Евангельские события, выражаются чувства скорби, благоговения, сострадания. Эти антифоны обработаны Д.Соловьевым, гармонии которого, обрамляя уставные мелодии, создают неповторимую атмосферу, присущую этим страстным дням.
В этот день поется экзапостиларий "Разбойника благоразумного". Это песнопение имеется в авторских вариантах Д.Соловьева, И.Смирнова, Н.Успенского и др.церковных композиторов. В песни этой Церковь дает последнюю надежду нераскаянной душе человеческой, показывая образ разбойника, распятого вместе со Христом.
Сила страдания и покаяния этого человека, всю жизнь прожившего во грехе, сорвала с его сердца пелену нечувствия, и все его существо, сильнее крестной муки, пронзила рвущая душу любовь, а запекшиеся губы прошептали: "помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое!". "Ныне же будешь со Мною в раю" - ответила ему Любовь, окутывая его безмерным и счастливым блаженством.
"Разбойника благоразумного во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети, и спаси мя,"- трижды поет хор. Горячая капля воска от зажженной свечи вдруг, как слеза, обжигает руку:
В Великую Пятницу утром Литургию не служат. Сам божественный Агнец приносит Себя в жертву. Христос умирает на Кресте.
После полудня в храмах служится вечерня, посвященная снятию Господа со Креста. Поется стихира "Тебе одеющегося светом, яко ризою" (обычно болгарского распева в обработке П.Турчанинова). Под бесконечно протяжный распев, напоминающий плачи древних плакальщиц, выносится Плащаница. На ней изображен Христос, лежащий во гробе. Прообразом этой парчовой, расшитой золотом материи была та единственная пелена, на которой остался непостижимый святой отпечаток Его Пречистого Тела - Туринская Плащаница, уникальная святыня христианского мира. А еще раньше, в тот далекий, полный мрачной скорби день, это было Само Его Святое Тело, так бережно снятое Матерью и другими любящими со Креста и осторожно положенное на плиту розового камня, чтобы приготовить к погребению.
"Страшное и преславное таинство днесь действуемо зрится,"- поет Св.Церковь в одной из стихир этого дня,- "неосязаемый удержавается, вяжется разрешаяй Адама от клятвы; испыытуяй сердца и утробы неправедно испытуется, в темнице затворяется...".
Верующие начинают тихо подходить, чтобы поцеловать Плащаницу. Это обряд последнего целования Умершего.
На целовании Плащаницы поется стихира "Приидите, ублажим Иосифа". На текст этой стихиры написаны очень выразительные песнопения у Д.Бортнянского и П.Чеснокова.
В этот Великий день Церковь вспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его телом во гробе, и вместе с тем предуказывает скорое наступление великого события Воскресения Христова.
В исключительных, особенных службах этого дня Церковь, проливая слезы любви и скорби, призывает всех к святейшему и драгоценнейшему Гробу.
По сложившейся традиции утреня Великой Субботы с Чином погребения служится накануне вечером или поздно ночью.
Священники, стоя перед Плащаницей, читают погребальные стихи. Это так называемые "похвалы" - т.е. как бы плачи, обращенные к Умершему. Когда-то Сама Пречистая Матерь, рыдая, обращалась к Нему, лежащему во гробе: "Иисусе Христе Мой, Царю всех, что ища к сущим во аде пришел еси?..". Так долго плакала Она над гробом, и когда боль уже стала невыносимой, Она, вспомнив всю Свою жизнь, отданную только Ему, вложив всю Свою любовь, восклицает: "О сладчайшая Моя Весно, о сладчайшее Мое Чадо, где Твоя зайде доброта?". Христос отвечает Ей словами ирмоса 9-й песни канона: "Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семени зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно яко Бог, верою и любовию Тя величающия."
Песнопение на этот текст поется вместо "Достойно есть" и на Литургии Великой Субботы. Есть обработка древнего распева этого задостойника П.Турчанинова.
В конце утрени под пение погребального "Святый Боже" процессия, символизирующая погребение Господа, несет Плащаницу вокруг храма. Тонкий, медленный звон колоколов, как рыдание, пронзает небо:
Утро Великой Субботы - это великая тишина. Кажется, будто во всем мире наступило безмолвие. Христос во Гробе. После мук и слез настал покой. Суббота покоя.
В этот торжественнейший из дней непостижимо готовится свершиться Великая Радость - в мире "зреет" Пасха.
Литургия в Великую Субботу начинается с чтения паремий. Их 15. Это те пророчества из Ветхого Завета о Христе, на которые Он Сам указывал ученикам.
Один за другим сменяются чтецы, выходящие на середину храма читать паремии, хор поет радостную библейскую песнь: "Славно бо прославися!". И этот четкий ритм чтения пророчеств, и, словно стена, хоровой радостный фон создают явственную картину движения. Это переход Израиля сквозь море. Вот воды моря расступились, скрипят повозки, плачут дети, ревут верблюды, поют женщины, ударяя в бубны - идет народ. Движется длинная процессия. Она теряется в веках. Это великий переход - Пасха. От египетского рабства к свободе древнего Израиля и от смерти к жизни всех во Христе. Это Пасха, которая наступит уже совсем скоро - этой ночью.
Перед чтением Евангелия поется прокимен (что значит "предваряющий"): "Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех!". Песнопение это имеет куплетную форму. Это трио с припевом всего хора. Наиболее известные сочинения на этот текст - Д.Бортнянского и П.Турчанинова.
Во время пения этого прокимна священники облачаются в алтаре в белые ризы, в воспоминание одежды светоносного Ангела на Гробе Господнем.
Затем наступает трепетный и благоговейный момент Литургии: вместо Херувимской песни звучит особенная песнь, и весь храм замирает, со страхом внимая ей:
"Да молчит всякая плоть человеча
И да стоит со страхом и трепетом,
И ничтоже земное в себе да помышляет:
Царь бо царствующих и Господь господствующих
Приходит заклатися
И датися в снедь верным..."
(Древний напев этой песни обработан для четырехголосного хора П.Турчаниновым). Великий Вход. Из алтаря выносят Св.Дары и останавливаются перед Плащаницей. Все сегодня в храме совершается перед Ним, лежащим во Гробе. Все совершается с особым благоговейным трепетом - чтобы не потревожить Его Великий Покой.
После Литургии до самого вечера выходит батюшка святить пасхальную трапезу, разложенную на длинных столах перед храмом: крашеные яйца, золотистые куличи, творожные пасхи. Он кропит их святой водой и поет воскресный тропарь 2-го гласа: "Егда снисшел еси к смерти, Животе Бессмертный, тогда ад умертвил еси блистанием живота...".
Спускаются сумерки. Близится Великая Ночь.
Вот наступает этот Великий Праздник, к встрече которого в течение долгих недель готовила верных своих чад Св.Церковь - это светозарное Торжество, Царственный день, ради которого мы проходили подвиг поста.
События, предваряющие и следующие за Воскресением Христовым, описаны во всех 4-х Евангелиях. Но сам момент Воскресения сокрыт от всех людских взоров, поскольку оно совершалось при запечатанном Гробе, как свидетельствует хранительница Христовых тайн Св.Церковь. Время Воскресения Христа не совершенно нам открыто. Когда мироносицы, при восхождении солнца шли ко Гробу Господню, он уже был открыт, и ангелы возвещали Воскресение Христово, уже совершившееся. Гораздо ранее потряслась около Гроба Господня земля, ангел отвалил от гроба камень и светом своего явления привел в ужас и тем удалил стражей. Поэтому повсеместно утвердился обычай начинать торжество праздника Пасхи тотчас после полуночи. Но еще только спускается вечер, а храмы и дворы церквей уже полны народа. Что-то таинственное и радостное наполняет все вокруг. Сам весенний воздух полон какого-то радостного волнения - вокруг блеск глаз, приглушенные взволнованные разговоры, трепетное ожидание чуда.
Уже в течение нескольких часов в храме читают книгу Деяний Апостолов. Но вот начинается пасхальная полунощница. Хор поет ирмосы, канона Великой Субботы "Волною морскою". Совсем по-иному, чем день назад звучат сейчас эти песнопения. Вчера - трагично, а сегодня - с внутренней, готовой вырваться наружу радостью. На 9-й песни Плащаницу священники уносят в алтарь. Еще несколько минут тишины, и вот из-за закрытых Царских врат доносится тихое пение. Оно повторяется три раза и с каждым разом все крепнет, и вот уже хор подхватывает его. Царские врата отверзаются и шествие с иконой Воскресения Господня и с хоругвями выходит из алтаря, устремляясь из храма - туда, наружу - к небу, к ветру, к деревьям, к звездам. Все, стоящие в храме и вокруг, вливаются в это шествие и идут. Огоньки свечей трепещут на ночном ветру, как трепетные души людей, горящие радостью. Пение все крепнет, повторяясь многократно: "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити!" (воскресная стихира 6 гласа). Обойдя вокруг церкви, шествие останавливается у входа, у закрытых дверей, которые символизируют закрытый Гроб Христов.
"Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне, и присно, и вовеки веков,"- произносит священник, возвысив голос, - и гремит воскресный тропарь, многократно повторяясь хором и народом: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!"
Впереди перед храмом, растворяясь в ночи, колышется темное море людской толпы, которое, словно всплесками, сотнями и тысячами голосов отвечает на пасхальные возгласы священника:
- "Христос Воскресе!"
- "Воистину Воскресе!"
Потом с ликованием входят в храм, и начинается торжество, какого еще никогда не было. Вот он, прообраз брачного пира Агнца!
От сияния огней слепит глаза, благоуханный аромат ладана наполняет храм, блеск огней тысячекратно отражается в разноцветных камнях, золоте и серебре окладов и паникадил, в парче облачений. Пение хора - яркое, ритмичное, ликующее, словно огонь, охватывает сердце.
Все велелепие и красота, какие только мог создать человек, славящий таинство вечной воскресающей Жизни, соединяются в этом "празднестве празднеств и торжестве торжеств".
На пасхальной службе все поется и ничего не читается: поются не только ирмосы, но и тропари канона, поются Часы.
Пасхальный канон имеет быстрый синкопированный ритм, в котором слышатся и колокольные трезвоны, и ритмы русских плясовых наигрышей. В Новгородской Софии поют Пасхальный канон священника В.Старорусского. Этот новгородский церковный композитор жил в первой половине XIX века. Могила его находится в Антониевом монастыре за собором Рождества Богородицы. Музыка Пасхального канона В.Старорусского несет отпечаток своеобразия новгородского напева ирмосов 1-го гласа.
Литургия в Пасху бывает самая наиторжественнейшая, какая только может быть в каждом храме. Она следует сразу же за утреней после чтения "Пасхального Слова" Иоанна Златоуста. Все самые лучшие, самые праздничные песнопения поются на пасхальной Литургии. Многократно повторяется тропарь Пасхи " Христос Воскресе". Он, как правило, поется разными напевами и на разных языках, как и Евангелие от Иоанна, которое также читается на нескольких языках в знак торжества Вселенской Церкви, празднующей победу Христа над смертью и адом.
Вместо "Достойно есть" поется "Задостойник Пасхи" - "Ангел вопияше". Наряду с обиходным напевом имеется много авторских сочинений на этот текст, среди них - сочинения Д.Бортнянского, Макарова, М.Балакирева, Е.Азеева, С.Дегтярева и др. Очень много также хоровых концертов написано разными авторами на пасхальные тексты. В эту ночь в наших храмах можно услышать: "Сей день, егоже сотвори Господь" Д.Бортнянского, "Торжествуйте днесь" А.Туренкова, "Радуйтеся, людие" Д.Сарти, "Днесь всяка тварь" С.Дегтярева, "Приидите, новаго винограда рождения" В.Старорусского, пасхальные ирмосы А.Веделя и многие другие сочинения церковных композиторов, написанные на тексты Св.Пасхи.
До самого утра длится торжество, полное кипения, жизни радости. И пение хора, и возгласы-всплески народа, и звон колоколов, и пасхальное целование, и утренний щебет просыпающихся птиц - все смешивается, соединяется в одну пасхальную симфонию Вечной Жизни.
Будто на одном дыхании проходит Пасхальная ночь, а человеческому сердцу, вкусившему неизреченной сладости рая, хочется еще и еще слышать "празднующих глас непрестанный", хочется продлить мгновение Вечности, осенившей эту светозарную ночь, остановить, преодолеть текущее время - поэтому день Светлого Христова Воскресения не кончается, он длится всю пасхальную седмицу, которая называется Светлой. В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как один праздничный день; во все дни этой седмицы богослужение бывает то же, что и в первый, с немногочисленными изменениями.
Древний и святой обычай, сохраняемый и ныне благочестивыми христианами есть тот, чтобы во всю Светлую седмицу не пропускать ни одного церковного богослужения. Вообще праздник Пасхи на Руси представляет собой самое радостное и торжественное празднество. Не напрасно наши предки обставили этот праздник особенными верованиями и обычаями, доныне живущими в быту народном. Праздник весны и пробуждения природы, соединяясь с великим религиозным торжеством пасхальным, дает ему особую радостность: природа в это время, по народному убеждению, как бы сочувствует воскресению Спасителя и выражает эту радость в своих явлениях. В древней христианской Церкви праздник Воскресения Христова посвящался по преимуществу делам благотворительности. У нас на Руси во время Пасхи государи посещали больницы и богадельни, пленных иностранцев, колодников и с пасхальным приветствием наделяли их одеждой, деньгами, пищей. Вообще всю Светлую седмицу наши предки посвящали богомолью, путешествию по ближним и дальним монастырям, щедрой раздаче милостыни нищим и увечным. Во всю седмицу со столов не снимались яства и радушно предлагались каждому страннику и нищему. Но из всех пасхальных обычаев - самый распространенный и издревле глубоко вошедший в русскую народную жизнь, - употребление на Пасху крашеных яиц. Яйцами обмениваются при пасхальном приветствии - "христосовании". С древности яйцо считалось символом всего жизненного и цветущего в природе. В христианской традиции яйцо, окрашенное в красный цвет, символизирует Воскресение Христово и Вечную Жизнь
Всю Светлую седмицу во всех городах и весях Руси с колоколен церквей слышится непрерывный колокольный звон. По русскому православному обычаю всякий желающий может в эти дни подниматься на колокольню и звонить.
Царские врата в храмах всю седмицу остаются отверстыми вплоть до вечера субботы. В субботу Светлой седмицы верующим раздают освященный хлеб - артос (в память о праздничных апостольских трапезах с воскресшим Христом). Этот хлеб освящается во время ночной Пасхальной службы, а затем всю Светлую седмицу находится в храме возле Царских врат.
Восьмой день во Пасхе, как окончание торжества Светлой седмицы, издревле составил особое торжество, как бы замену самого Пасхального дня, отчего и назван Антипасхой, что значит вместо Пасхи. С этого дня начинается круг недель и седмиц целого года. От этого же дня начинаются и недели по Пасхе. Всех недель (воскресений) после Пасхи - семь. Они называются неделями по Пасхе не только потому, что следуют за нею, но и по священным воспоминаниям в них, относящимся к прославлению Воскресения Господа. По этим особым воспоминаниям каждая из недель по Пасхе имеет свое название.
Вторая неделя (первой неделей считается сама Пасха) - Фомина (или Антипасха). Она посвящена уверению Апостола Фомы (Ин. 20, 26-29). Во вторник Фоминой недели - пасхальное поминовение усопших - Радоница. Третье воскресенье - "неделя жен-мироносиц" - память о тех женщинах, которые были с Господом - служили Ему в Его земной жизни, сопровождали Его на Голгофу, погребали Тело Его и первыми обрели радость Воскресения Христова. Этот день иногда называют праздником женщины-христианки.
Четвертое воскресенье - "неделя о расслабленном" (Ин. 5, 1-16) говорит о тесной связи между грехом и недугом, о том, что истинное исцеление дает человеку Господь.
Пятое воскресенье посвящено самарянке (Ин. 4, 4-42), с которой Христос говорил у колодца об истинах веры.
Шестое воскресенье - "неделя о слепом" (Ин. 9, 1-38). Здесь сравнивается исцеление слепорожденного с духовным прозрением человека.
Седьмое воскресенье - "неделя Святых Отец", когда прославляются Святые Отцы Церкви, утвердившие ее учение на семи Вселенских Соборах.
В Четверг шестой седмицы (в 40-день по Пасхе) празднуется двунадесятый праздник Вознесения Господня (накануне в среду совершается отдание Пасхи). А восьмое воскресение по Пасхе (50-й день) - это день Св.Троицы (Пятидесятница). И как завершение Пасхального цикла - первое воскресенье по Пятидесятнице "неделя Всех Святых".
На протяжении всей истории Церкви каждый народ являл миру своих святых В каком-то смысле история Церкви есть история святости. На крови и подвиге святых воздвигалась Церковь Христова, и днем, посвященным Всем Святым, Церковь завершает свой самый важный Пасхальный праздничный цикл.
Что касается пения в послепасхальные недели, то в этот период продолжают петься все те же пасхальные песнопения, что и в сам день Св.Пасхи, но к ним уже добавляются новые песнопения, отражающие тематику этих недель. Постепенно объем пасхального пения в службах уменьшается, и только в день отдания праздника Св.Пасхи опять преобладает пасхальное пение. После дня Всех Святых начинают петься песнопения Октоиха и Минеи.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://kursy.rsuh.ru