г.Ессентуки
ВИДНЫЕ УЧЕНЫЕ, ВРАЧИ И МЕДИЦИНСКИЕ СЕСТРЫ В ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ.
Реферат по дисциплине – русский язык студентки Ессентукского медицинского колледжа Курановой Алины.
| |
Видные ученые, врачи и сестры милосердия в истории медицины.
Первые сведения о помощи медицинских сестер, по-старому – сестер
милосердия, относятся к средним векам. Общины сестер милосердия
существовали и на востоке ( в Константинополе, Бейруте, Иерусалиме, Каире),
и в Германии, и при протестантских церквах в России ( в Санкт-Петербурге,
Выборге, Ревеле, Риге). Начиная с середины девятнадцатого века
протестантские монахини и сестры милосердия являлись деятельными
работницами во время военных действий, оказывали неоценимые услуги в деле
ухода за раненными воинами.
В России, как и в западной Европе, до середины девятнадцатого века правильно организованной работы по уходу за ранеными не существовало.
В 1854 году во время Крымской войны великая княгиня Елена Павловна
Романова учредила Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия, и
предназначенную главным образом к подаче помощи раненным и больным во время
войны. Сознавая, что при недостаточном по своей численности врачебном и
санитарном персонале правительство одно не в состоянии обеспечить участь
массы больных и раненых, великая княгиня решилась устроить женский уход за
ними в самом месте военных действий. Учредив общину, великая княгиня
отправила в Крым, а затем и в другие места, несколько отрядов сестер
милосердия, которые работали под управлением знаменитого хирурга Пирогова;
общее число сестер на театре военных действий доходило до двухсот
пятидесяти. Мысль отправлять женщин в театр военных действий была принята с
недоверием, но своей деятельностью сестры милосердия оказались выше всяких
похвал; они ухаживали за больными, помогали при операциях , следили за
питанием и одеждой больных, утешали умирающих, безропотно переносили все
ужасы войны. В попечении о больных сестры не делали никакого различия между
своими и неприятельскими солдатами. Из ста двадцати сестер
Крестовоздвиженскогй общины, находившихся в Крыму, десять умерло от
заразных болезней.
В 1894 году Крестовоздвиженская община перешла в ведение общества
Красного креста. В мирное время сестры милосердия поступают для ухода за
больными в военные госпитали, больницы. Во время эпидемий сестры милосердия
посылались Красным крестом для помощи раненым, их помощь осуществлялась и
во время народных бедствий, землетрясений и т.п.
Но вернемся к Крымской войне… Великий хирург Пирогов Н.И. обосновал необходимость привлечения женщины к участию в оказании медицинской помощи на войне, определил роль и задачи сестер и врачей общины. В частности, он писал: «Доказано уже опытом, что никто лучше женщины не может сочувствовать страданиям больного и окружить его попечениями, не известными и, так сказать, не свойственными мужчинам».
В это время Пирогов Н.И. писал своей жене: «…подумай… мы живем на земле
не для себя только…». Принцип «жить на земле не только для себя» Пирогов
Н.И. считал основой сестринского милосердия. А позднее в одном из писем
Е.М.Бакуниной он заметил, что больных и раненых «мы не делили на своих и
чужих».
В своем письме 6 декабря 1854 г. Пирогов Н.И. писал: «Дней пять тому назад приехала сюда Крестовоздвиженская община сестер Елены Павловны, числом до тридцати, и принялась ревностно за дело; если они так будут заниматься, как теперь, то принесут, нет сомненья, много пользы».
Впервые на войне в Крыму, которую Пирогов Н.И. назвал «великой драмой», сестры милосердия стали делать то, что в наше время обозначено как функция защиты больного, а их стали рассматривать как адвокатов больного. Именно сестра представляла интересы больного. Вот как писал об этой работе сестер милосердия Н.И.Пирогов: « Они день и ночь попеременно бывают в госпиталях, помогают при перевязке, бывают и при операциях, раздают больным чай и вино и наблюдают за служителями и даже за врачами. Присутствие женщины, опрятно одетой и с участием помогающей, оживляет плачевную юдоль страданий и бедствий».
В другом письме он отмечал: «Так поставили упущенный госпиталь на ноги, что теперь не узнаешь. Отдали вместе смотрителя под следствие, завели контрольные дежурства сестер». Не случайно Е.М.Бакунина, отмечая эту работу сестер милосердия, говорила о них как о «ходатайницах» за интересы больных и раненых.
С конца декабря большинство сестер не могли продолжать работу из-за сыпного тифа; остальные ухаживали за больными сестрами. Вновь вступившие в общину женщины проходили в течение 2 – 3 месяцев обучение в пехотном госпитале Петербурга на специальных медицинских курсах, а затем также отправлялись на театр военных действий.
Хочется несколько слов сказать о такой выдающейся сестре милосердия, отличившийся в Крымской войне, как Екатерина Михайловна Бакунина. Выросшая в холе и веселье, именитая аристократка, она работала в лазаретах как простая сиделка, кроткая и любящая; для сестер была старшей среди равных, а как начальница – требовательная и строгая. Работать сестрам приходилось в ужасных условиях. Изо дня в день, по словам Н.И.Пирогова выполнялось до двухсот операций и ампутаций. По словам очевидцев, многие сестры милосердия, помогая хирургам, так пригляделись к разнообразным операциям, что любая из них сама могла бы произвести ампутацию. Несмотря на то, что первые сестры были набраны с большой поспешностью и многие из них не имели никакого образования, все они быстро обучились сестринскому делу и стали образцами профессионализма.
Нравственный контроль сестер получил широкое применение на деле
благодаря Е.М.Бакуниной. Она обратила внимание на страдания раненых,
отправляемых в Россию зимой в одном холстинном платье, с выдачей двух
полушников на четверых: у Перекопа полушубки отбирались, и далее, где
только начиналась суровая русская зима, больные следовали в чем были – в
холстинном платье, обмораживались и совсем замерзая на дороге. По
ходатайству Бакуниной, вместо холстинной одежды стали выдавать суконную.
Она сама стала сопровождать транспорт раненых, неся вместе с ними все
невзгоды пути, голодая, простужаясь и болея, но сделала свое дело: на
этапах стал заготовляться теплый ночлег, горячая пища, сбитень и любовный
уход сестер.
Женщина громадной силы воли, Бакунина была и женщиной великого
смирения. Еще ранее долгое время она отказывалась быть старшей сестрой в
своем отделении, исполняя работу рядовой сестры. Любившая в свободные от
очередных дежурств часы присесть на койку больного, побеседовать с ним и
утешить, Екатерина Михайловна в приезд государя в армию отказывает себе в
этом удовольствии, боясь, что будут говорить, что она ходит, чтобы
встретить царя. Больших трудов стоит Пирогову и великой княгине Елене
Павловне уговорить Бакунину принять на себя должность настоятельницы
общины. Первый писал: «Я требую от вас, как святого долга: возьмите на себя
управление общиной… Я вам ручаюсь… вы остались (после смерти Хитрово) одна
из всех, которая может поддержать истинное значение общины и руководить ею
предположенным и известным вам путем… Вы знаете, как я вас уважаю и люблю…
Знаете и мою привязанность к общине, а потому не смеете
отказываться».великая княгиня писала: «Вы единственная, которая может быть
призвана (на высокий пост настоятельницы)… У вас хватит мужества исполнять
это призвание во всей полноте… Я обращаюсь к вашему сердцу!» как мы видели
Бакунина вполне оправдала надежды на нее Пирогова и великой княгини.
Бакунина была первой на работе и последней уходила на отдых. Последней выходит она из разрушаемых неприятелем градом бомб госпиталей и только тогда, когда вывезен последний раненый, отправлено последнее казенное добро. Едва оправившись в Севастополе от тяжелой формы тифа, она идет на помощь меньшему брату Христа и едва сама не погибает.
Возвращение Бакуниной в Петербург по закрытии всех военно-временных госпиталей было приветствовано поэтом Глинкой следующим стихотворением:
Где могучий Севастополь
Красовался на скалах…
…Там-то смерти праздник дан,
Там хлестала кровь из ран!..
Но дружина жен и девы,
Обручась крестом златым
С милосердием святым,
Шли на гибель, не бледнея,
И несли фиал елея
И сердечную слезу
В неисходную грозу…
И вот одна, пройдя тот путь кровавый,
Явилась к нам в венце Христовой славы
И, отгостив на огненном пиру,
Из мира бурь пришла на мир в столицу.
Приветим же Бакунину сестрицу
И милосердия приветим в ней сестру!
Литература:
«Словарь Брокгауза» Санкт – Петербург, 1905г. стр. 714 – 715.
Священник Сергий Филимонов «Учебник для сестер милосердия, пастырей, несущих служение в больнице», Москва, 2002г.
Священник Сергий Махаев «Сестры милосердия», Свято-Тихоновский богословский институт, 2000г.