Казанский государственный
педагогический университет
«Детский
фольклор»
Руководитель: Карпеева Т.А.
Выполнила: ст. 104 гр. ФРФ
Фаттахова Д.И.
ВВЕДЕНИЕ
Сказка понятие обобщающее. Наличие определенных жанровых признаков
позволяет отнести то или иное прозаическое произведение к сказкам. Жизнь
сказки - это непрерывный творческий процесс. В каждую эпоху происходит
частичное или полное обновление сказочного сюжета. И на примере сказки П.П.
Ершова «Конек-горбунок» мы проследим проявление народных традиций в
литературной сказке.
анализ
П.П. Ершов еще будучи гимназистом увлекался фольклором. «Среди стариков он внимательно прислушивался к рассказам о поверьях, обычаях, жизни русского народа». В 1834 году сказка Ершова предстала на суд взыскательной публики и до сих пор является образцом литературной обработки народной сказки. В чем же ее особенность? На мой взгляд в отношении писателя к форме повествования: здесь ощущается влюбленный в свое дело русский сказочник, а не просто писатель, интерпретирующий сказку.
Кроме того, «Конек-горбунок» состоит из ряда сказочных сюжетов, которые появляются в народных сказках. Например:
V Отец поручает трем сыновьям оберегать свое добро, а выполняет это младший сын (в народной сказке это вариация конфликта главного героя с социальными силами - предательство старших братьев или тема несправедливого раздела имущества).
V Чудесный конь помогает положительному герою.
V Перо чудесной птицы приносит горе и т.п.
Все эти мотивы встречаются в сказках «Сивка-бурка», «Свинка – золотая щетинка», «Жар-птица и Василиса-царевна».
Ершов в сказке удивительно точно передает мифическое мироощущение
народа. Уже с первых строк мы видим не невежественный русский народ, с
ограниченным кругозором, а ум способный мыслить возвышенно, величественно.
Ершов не просто говорит, что в такой-то семье живет такой-то мужик, а
выносит повествование за рамки обыденности на какой-то вселенский простор:
За горами, за лесами,
За широкими полями,
Против неба – на земле,
Жил старик в одном селе.
Село – это частичка вселенной, но автор показывает и более реальную жизнь крестьянского народа:
Братья сеяли пшеницу
Да возили в град-столицу:
Знать, столица та была
Недалече от села.
В сказке по народному показаны и праздничные стороны крестьянского труда
Чистить коней начинает,
Умывает, убирает,
Гривы длинные плетет,
Разны песенки поет…
А убрав их в оба чана
Нацедить сыты медвяной
И насыпал дополна
Белоярого пшена
Сказочный мир Ершова органично слит с крестьянской повседневностью и даже волшебные, сказочные образы обладают земной красотой, земными чертами.
Например, Жар-птица – это ветер, облако, молния плюс жар в
крестьянской печи, рыжий петух за околицей. С ней связан и образ зарницы
(когда над хлебным полем вспыхивают огоньки).
Царь-девица живет в сказочном золотом дворце, этот мотив тоже взят из
народного фольклора, точнее периода языческих поверий о дворце бога –
Ярилы.
Подъезжают; у ворот
Из столбов хрустальный свод;
Все столбы те завитые
Хитро в змейки золотые,
На верхушках три звезды,
Вокруг терема сады,
На серебряных там ветках
В раззолоченных во клетках
Птицы райские живут.
Ершовский Иванушка – типичный персонаж русского фольклора. Он дурачит окружающих, разыгрывает из себя глупца. Он не жаден, ему не нужны деньги, почести и слава. Среди других героев Иванушка-дурачок, самый свободолюбивый человек. Он простодушен, но правдив. В общении с царем он свободен и смел:
Чудно дело! Так и быть,
Стану царь тебе служить.
Только чур со мной не драться
И давай мне высыпаться,
А не то я был таков.
Образ Конька-Горбунка, можно сказать «двойник» Иванушки-дурачка.
Иванушка-дурачок под своей глупость прячет качества, которые свойственны
русскому богатырю, Конек-Горбунок – «паршивенький» жеребенок, который также
таит все признаки могучего коня. Конек-Горбунок не только чудесный помощник
(как в народной сказке), а еще и верный друг и товарищ.
Ершов сохраняет традиционные повторы в сказке (братья идут сторожить хлеба), совмещает народные и литературные традиции того времени.
Ершов уловил и воплотил в своей «волшебной сказке» самую суть народной культуры, которая связана с ранними языческими и с более поздними христианскими представлениями.
Биографическая справка
[pic]
Ершов Петр Павлович - известный писатель (1815 - 1869), уроженец Сибири;
образование получил в Петербургском университете; был директором тобольской
гимназии. Печатал стихотворения в "Библиотеке для Чтения" Сенковского и в
"Современнике" Плетнева . Известность доставила Ершову сказка "Конек-
Горбунок", написанная им еще на студенческой скамье и впервые напечатанная
отрывком в 3 т. "Библиотеки для Чтения" 1834 г., с похвальным отзывом
Сенковского; первые четыре стиха сказки набросал Пушкин, читавший ее в
рукописи. "Теперь этот род сочинений можно мне и оставить", - сказал тогда
Пушкин. Великому поэту понравилась легкость стиха, с которым - говорил он -
Ершов "обращается как с своим крепостным мужиком". Вслед затем она вышла
отдельной книжкой и при жизни Ершова выдержала 7 изданий; начиная с 4-го
издания, в 1856 г., она выходила с восстановлением тех мест, которые в
первых изданиях заменены были точками. "Конек-Горбунок" - произведение
народное, почти слово в слово, по сообщению самого автора, взятое из уст
рассказчиков, от которых он его слышал; Ершов только привел его в более
стройный вид и местами дополнил. Простой, звучный и сильный стих, чисто
народный юмор, обилие удачных и художественных картин (конный рынок,
земский суд у рыб, городничий) доставили этой сказке широкое
распространение; она вызвала несколько подражаний (например, Конек-Горбунок
с золотой щетинкой).
-----------------------
Град небесный у Ершова явно выраженные русские черты. Иллюстрация
Милославского В.А.