О. П. Леванова
Формирующееся новое общество требует и новых решений в воспитании будущего своей страны - подрастающего поколения.
Воспитание детей в современном обществе происходит в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации и т.д. В то же время реформирование вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения и другие негативные последствия
На фоне этих изменений в педагогической науке идут серьезные поиски путей совершенствования воспитания детей. Одно из исходных положений этих поисков состоит в том, что человек есть саморазвивающаяся, самоопределяющаяся, самореализующаяся личность.
Иначе говоря, человек развивает, учит, воспитывает себя сам. В этом случае возникает сама возможность обретения человеком личной ответственности.
Но сами по себе эти процессы идти не могут. Ребенок - человек еще не самодостаточный для саморазвития в силу возраста, малых знаний, слабости физических и духовных сил. Воспитатель нужен, но он лишь помощник, защитник, наставник, даже образец для подражания.
Главная роль педагога - создать условия для саморазвития личности, удовлетворения его внутренней нужды и запросов. Необходимо дать воспитаннику свободу в способах формирования своих взглядов и убеждений, поведения, отношения к миру и себе - своего внутреннего мира.
Вторая основополагающая идея: ребенка не надо переделывать. И здесь для педагога встает основная задача: своими "воздействиями" на воспитанника он должен добиться, чтобы ребенок сам хотел и стремился быть хорошим.
Думается, что эти идеи выросли не на пустом месте. Изучая опыт работы педагогов дополнительного образования, преданных своему делу, можно сказать, что опыт такой педагогической деятельности есть. Дополнительное образование может создавать условия для творческой самореализации детей, обеспечивая ребенку дополнительную возможность для духовного, интеллектуального и физического развития. На наш взгляд, в дополнительном образовании более ярко выступает возможность разрабатываемых сегодня новых подходов в воспитании детей. Это и гибкость образовательной системы, меньшая наполняемость групп по сравнению с классом, вариативность, выполнение социального заказа самих детей и их родителей, содействие развитию ребенка в приемлемом для него темпе, - все это позволяет индивидуализировать воспитательный процесс, создать неформальные отношения ребенка и педагога, при желании обеспечить участие родителей в учебно-воспитательном процессе и т.д.
Вместе с этим УДО позволяет развивать разнообразие направлений деятельности детей и форм организации учебно-воспитательной работы. Одной из них, которая привлекает многих детей и их родителей, является музыкальный фольклор.
Музыкальный фольклор как искусство синкретическое, в котором исключительно ярко выражено игровое начало, может быть использован как одно из условий формирования в детях нравственного, эстетического, интеллектуального и физического потенциала.
Вместе с тем, учитывая тревожное состояние детей сегодня, мы отмечаем терапевтический эффект народного искусства, которое используется на занятиях с детьми. В силу своих художественных особенностей оно близко детям, доступно их пониманию, воспроизведено в самостоятельной деятельности, а это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, создает эмоционально благоприятную обстановку для детей. Они получают эмоционально-положительное подкрепление в виде успешного осуществления деятельности, испытывая от этого чувство уверенности и связанного с ним удовольствия. Занимаясь художественно-творческой деятельностью, особенно фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий.
Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальная игра, хороводы. И все это обеспечивает психологическую разгрузку. В результате уходят тревожность, страх, угнетенное состояние, появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенности в себе, своих силах. Сколько бы мы ни взывали к сознанию детей, побуждая их быть "трудолюбивыми", все будет тщетно, если то или иное занятие не будет рождать в ребенке удовлетворения от него. Внутреннее удовольствие, наслаждение, радость - вот некоторые побудители детской активности, которые должны быть спутниками социальных, нравственных проявлений детей, если педагог хочет, чтобы они тянулись к нравственному и человечному.
Изучая опыт работы молодого педагога Елены Николаевны Смирновой по музыкальному фольклору в центре народных традиций "Творчество", мы отметили именно это стремление создать педагогические условия для детей, позволяющие чувствовать себя уверенно, спокойно, получать от занятий музыкальным фольклором удовольствие. На наш вопрос о педагоге дети хором говорили: "Она добрая".
Елена Николаевна, занимаясь с детьми народным творчеством, серьезно работает над проблемой оказания помощи семье в воспитании детей средствами музыкального фольклора. Она много работает с педагогической литературой по этому вопросу, изучает опыт работы своих коллег, выступает в педагогических коллективах, делясь своими мыслями по этому вопросу. В результате такой целенаправленной работы вырабатывается стиль ее деятельности. Так, перед началом учебного года Елена Николаевна проводит работу по сбору информации о детях, которые хотят заниматься музыкальным фольклором. В беседе с родителями и детьми выясняется, в какой семье живет ребенок, есть ли у него друзья, чем увлекался раньше, какие успехи в школе, как проводит свободное время, т.е. интересы, наклонности, здоровье, есть ли проблемы в семье по воспитанию ребенка. Если они есть, то предлагает маме или бабушке (по возможности) приходить на занятия в качестве участника или наблюдателя. Эти условия дают возможность чаще общаться и в дальнейшем находить оптимальные варианты в совместном решении возникшей воспитательной проблемы в семье. В результате этого составляется план воспитательной работы, где участниками его исполнения являются и родители, а в свой педагогический дневник Елена Николаевна добавляет к постоянным воспитанникам фольклорной студии вновь поступивших детей. Несмотря на ее молодость, родители идут к ней, чувствуя ее заинтересованность и желание помочь. Их неформальное общение происходит на протяжении всего учебного года (мы не рассматривали собственно занятия, где создаются индивидуальные ситуации и действия для развития ребенка и коррекции поведения).
Записи отзывов о работе фольклорной студии, беседы с родителями, наблюдения за детьми на занятиях и во время концертов и праздников позволяют сделать вывод, что за 4 года работы Елены Николаевны по проблеме оказания помощи семье в воспитании детей средствами музыкального фольклора имеются хорошие результаты. Вот некоторые из них:
Света М. - 7 лет. Проблемы в семье - отношения. Мама рассказала, что девочка воспитывалась у бабушки и перед школой приехала к ней, но их отношения не получаются. Девочка больше играет одна. Елена Николаевна предложила маме ходить вместе с дочерью на вечерние занятия. Мама призналась позднее, что она сначала ходила на занятия, не веря, что из этого что-нибудь получится. Но постепенно ей самой понравилось петь, слушать рассказы о народных традициях. Дома они с дочкой иногда пели вместе песни, которые разучивались на занятиях. Постепенно их отношения с девочкой стали более доверительными. Мама очень благодарила Елену Николаевну.
Миша З. - 10 лет. Из беседы мамы и личных наблюдений можно было сказать, что мальчик - неуравновешенный, вспыльчивый, подвижный. Его внимания хватало на 5-10 минут. Елена Николаевна сумела заинтересовать его музыкальными инструментами. После некоторого времени Миша перешел на занятия в шумовой оркестр. Педагог постоянно меняла методы работы с ребенком, отмечая положительные моменты в развитии мальчика, который стал стараться не отставать от других участников оркестра, формировалось терпение, внимание. Мама сказала, что Миша стал успешнее в школе. Мальчику нравится, когда его хвалят. Он старается. Мама часто бывает в центре, участвует в подготовке к праздникам вместе с другими родителями и детьми. На следующий год Миша высказал желание участвовать во всех праздниках. Теперь он исполняет соло на аккордеоне и говорит, что ему это очень нравится.
Но были и другие случаи, когда семья не дала никакой информации о ребенке. Женю М. мама привела в студию, когда ему было 5 лет. Мама сказала только то, что Жене нравится слушать музыку. На протяжении первого полугодия Женя регулярно посещал занятия, но контакт с детьми и педагогом игнорировал. На празднике "День рождения", где исполнялась сказка "Теремок", он впервые улыбнулся. Мама с бабушкой не хотели общаться и объяснить поведения мальчика. В заключительном концерте Женя участия не принимал, но с интересом смотрел выступления детей.
На следующий год в сентябре дети с удовольствием общались друг с другом и очень обрадовались, когда пришел Женя. Он тоже стал меньше стесняться и со всеми вместе повторял песни, выученные в прошлом году. Мама сказала, что заниматься пением им посоветовал логопед для устранения заикания, и сейчас врач отметил у мальчика заметное улучшение. К концу второго года Женя уже не стеснялся своей речи. На заключительном концерте исполнил выбранную им песню "Весну пора ждать".
3 год обучения - Женя первоклассник. На занятия к своему педагогу он ходит теперь со своим классом и с удовольствием помогает одноклассникам в том, что умеет сам. С Еленой Николаевной они друзья, он искренен и открыт, рассказывает ей о своих друзьях и желаниях. Мама говорит, что он с нетерпением ждет музыкальных занятий. Мальчик стал общительным, доброжелательным, уверенным в себе.
Итак, как мы видим, народное творчество, фольклорная музыка могут использоваться не только в эстетическом, нравственном, интеллектуальном образовании, но и в семейном воспитании. Для этого необходимо:
педагогу неформально отнестись к проблеме;
организовать совместные усилия педагога и семьи;
создать условия для заинтересовавшей ребенка творческой деятельности;
оказать помощь в самооценке воспитанника;
предоставить возможность свободы выбора в ситуации, при этом подводя ребенка к нужному выбору.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru