«Теория» и поведение Раскольникова в романе Ф.Достоевского «Преступление и наказание»
Роман Достоевского «Преступление и наказание» вырос на почве русской действительности середины 60-х годов 19 века. Писатель воссоздал правдивую картину жизни обездоленных городских низов, мир нищеты и человеческих страданий. Этому миру отверженных противостоит лагерь хищников, хозяев жизни, бессердечных жестоких людей, презирающих человека.
В этом мире нищеты и мечется в поисках выхода Родион Раскольников.
Он крайне беден, худо одет, озлоблен против людей, но душевное состояние
его было таково, что он даже не смущался своим видом. «Столько злобного
презрения уже накопилось в душе молодого человека», что «он менее всего
совестился своих лохмотьев».
Болезненно ощущая унизительность своего положения, Родион мучился сознанием бессилия облегчить собственную судьбу и судьбу матери и сестры. В таком душевном состоянии у Раскольникова рождается протест против законов, моральных норм, которые проповедуются для бедняков. Он пишет статью, развивая теорию деления людей на две категории: одни властвуют – это сильные личности, Наполеоны, удел других – вечное подчинение. Герой рассуждает «о разрешении крови по совести».
И вот Раскольников совершает преступление – убивает старуху-
процентщицу. Исповедуясь Соне, он заявляет: «Я сам хотел поскорее узнать,
вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь я дрожащая или право имею…»
Разговор о старухе вызывает у Раскольникова мысль о том, можно ли
пожертвовать жизнью одного человека для спасения многих, можно ли загладить
добрыми делами преступление.
У Раскольникова соединяются протест с индивидуализмом, стремление помочь людям с теорией «сильной личности».
Он полагал, что сможет соединить в себе власть Наполеона с
назначением благодетеля, ведущего человечество к счастью, был уверен, что
убийство ростовщицы окажется той пробой, которая докажет правоту его идеи,
возможность её претворения в жизнь. Но оказалось всё не так. Убийство Алёны
Ивановны и тем более Лизаветы превращало его в его же глазах в тирана и
злодея. Раскольников потрясён, страдает, временами замирает от ужаса. Его
теория не выдерживает проверки, и он сам сделать вывод: «Я себя убил, а не
старушонку».
Проба Раскольникова доказывала, что в одном лице несовместимы тиран
и благодетель рода человеческого, а задуманный им путь спасения не
выдерживает суда совести. Совершенное кровавое дело опустошило его душу.
Раскольников хотел привести мир к справедливости, но наполеоновский путь
исключал равенство и братство.
Только поняв антигуманность теории господства одним над другим,
Раскольников становится на путь новой жизни, которая заключается в единении
с людьми, в желании примкнуть к людям, глотнуть живой воды из чистого
духовного источника.