Рефетека.ру / Литература и русский язык

Сочинение: Просвещение, наука, педагогика в понимании персонажей комедии Горе от ума

Просвещение, наука, педагогика в понимании персонажей комедии «Горе от ума».

Н.Шмелева.

После войны 1812 года российское общество переживало небывалый патриотический подъем, породивший большие ожидания со стороны прогрессивных дворян и, в конечном итоге, приведший к расколу российского дворянства на два лагеря: консерваторов и реформатов. Консерваторы не желали перемен и были вполне удовлетворены старыми порядками. Прогрессивные дворяне осознавали необходимость либеральных реформ. Грибоедова, конечно, волновало противостояние реакционного и передового дворянства. Будучи прогрессивно настроенным человеком и разделяя во многом убеждения будущих декабристов, он написал комедию, где и поднял проблемы, актуальные для российского общества первой четверти XIX века. Одной из таких проблем является проблема, связанная с вопросами просвещения, науки, педагогики.

Консервативное дворянство, представленное в комедии фамусовским обществом, негативно относится к любому образованию, и домашнему, и в учебных заведениях.

По поводу воспитания дочери Фамусов говорит, что не надобно другого образца, когда в глазах пример отца». Он не видит смысла в том, чтоб нанимать воспитателей и гувернеров и возмущается, что многие дворяне берут «побродяг и в дом, и по билетам, чтоб наших дочерей всему учить, всему – и танцам, и пенью, и нежностям! И вздохам!» Несмотря на это он все же сумел « принанять в мадам Розье вторую мать». Однако очевидно Фамусов очень мало ей платил, экономя на воспитании дочери, так как «за лишних в год пятьсот рублей» гувернантка ушла к другим. Сам Фамусов не очень образован, от русских книг ему «больно спится». Он очень негативно относится к просвещению, считая ученье – «чумой», а ученость – причиной сумасшествия. Он не одинок, Хлестова говорит, что «и впрямь с ума сойдешь от этих от одних от пансионов, школ, лицеев…». Фамусов предлагает «собрать все книги бы да сжечь». Загорецкий настроен менее радикально, он предлагает избавиться от басен, так как в них «насмешки вечные над львами, над орлами!» Консервативное дворянство не устраивают существующие педагогические методы. Фамусовское окружение демонстрирует желание ввести систему муштры в школах. Эту идею высказывает Скалозуб, говоря о том, что якобы « будут учить по-нашему: раз, два; а книги сохранят так, для больших оказий». Ученье представляется «веку минувшему» не только не нужным, но и опасным, угрожающим привычному образу жизни. Так, Тугоуховская говорит, что в педагогическом институте профессоры «упражняются в расколах и безверьи».
Фамусовское общество очень негативно относится к наукам. Чацкий замечает, что стоит какому-нибудь «врагу исканий» заняться наукой, «они тотчас – разбой! пожар!». Тугоуховская с возмущением рассказывает про своего племянника, который химию и ботанику предпочел деланию карьеры.
Представители фамусовское общество очень невежественно, интеллектуально ограничено. Например, княжны Тугоуховские разговаривают только о моде.
Графиня бабушка путает слова «фармазон» и «франкмасон».

Чацкий, в отличие от представителей «века минувшего» является образованным человеком. Фамусов говорит о нем, что он «славно пишет, переводит» и «говорит как пишет». Он с иронией говорит о « том чахоточном», который служил в «ученом комитете» и «с криком требовал присяг, чтоб грамоте никто не знал и не учился». Говоря о домашнем обучении, он возмущается тем, что многие дворяне « хлопочут набирать учителей полки числом поболее, ценою подешевле». Он с иронией говорит о своем менторе, все
«признаки учености» которого сводились к «колпаку, халату, персту указательному». В комедии «Горе от ума» показаны и единомышленники Чацкого, например, двоюродный брат Скалозуба удивил свою родню тем, что «чин следовал ему, он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать».

Итак, в комедии показаны две диаметрально противоположенные позиции по вопросам, связанным с просвещением, наукой и педагогикой. Представители фамусовского общества являются мракобесами, в то время как Чацкий и его сторонники из числа прогрессивных дворян демонстрируют высокую степень образованности и интерес к наукам. В своей комедии Грибоедов отразил реальную ситуацию, сложившуюся в российском обществе первой четверти XIX века.


Похожие работы:

  1. • Идейно-художественный анализ комедии А.С. Грибоедова "Горе ...
  2. • Споры вокруг главного героя комедии "Горе от ума" А.С ...
  3. • Образы Горя от ума
  4. • Образы "Горя от ума"
  5. • "Горе от ума" как формула жизни
  6. • Из истории восприятия комедии А.С.Грибоедова в ...
  7. • Внесценические персонажи в комедии "Горе от ума"
  8. • Стих "Горя от ума" в сравнении со стихом "Евгения Онегина"
  9. • Роль внесценических персонажей в комедии "Горе от ума"
  10. • Идеи декабризма в комедии Грибоедова "Горе от ума"
  11. • Творческая история комедии "Горе от ума"
  12. • Грибоедов
  13. • Художественный мир комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"
  14. • Комедия "Горе от ума" А.С.Грибоедова - реалистическое ...
  15. • Идеи декабризма в комедии Грибоедова "Горе от ума"
  16. • Как несценические персонажи углубляют конфликт комедии ...
  17. • Характеристика Софьи из комедии Грибоедова "Горе от ума"
  18. • Роль второстепенных и внесценических персонажей в комедии А ...
  19. • "Горе от ума" - политическая комедия
Рефетека ру refoteka@gmail.com