Тема художника в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
"Из всех писателей 20-х — 30-х гг. XX века, наверное, Михаил Булгаков
в наибольшей мере сохраняется в российском общественном сознании.
Сохраняется не столько своей биографией, из которой вспоминают обычно его
письма Сталину и единственный телефонный разговор с тираном, сколько своими
гениальными произведениями, главное из которых — "Мастер и Маргарита".
Каждому следующему поколению читателей роман открывается новыми гранями.
Вспомним хотя бы "осетрину второй свежести", и придет на ум печальная
мысль, что вечно в России все второй свежести, все, кроме литературы.
Булгаков это как раз блестяще доказал", — вот так в нескольких словах Борис
Соколов, известный исследователь творчества Булгакова, сумел показать,
какой вклад внес писатель в русскую и мировую литературу.
Слово «мастер» не случайно вынесено Булгаковым в заглавие его знаменитого романа «Мастер и Маргарита». Он действительно является одной из центральных фигур булгаковского произведения. Мастер — историк, сделавшийся писателем. Мастер — человек талантливый, но крайне непрактичный, наивный, робкий в житейских делах. Он написал гениальный роман о Понтии Пилате и наивно верил, что роман этот будет кому-то нужен, что его будут печатать и читать просто потому, что это хороший роман. При этом в своё дело, в свой роман он вкладывает всю душу, и когда оказывается, что труд его никому не нужен, за исключением одной лишь Маргариты, что он вызывает лишь озлобление и нападки критиков, для Мастера жизнь теряет всякий смысл.
Мастер — во многом автобиографический герой. Его возраст в
момент действия романа ("человек примерно тридцати восьми лет") — это в
точности возраст Булгакова в мае 1929 года. Газетная кампания против
Мастера и его романа о Понтии Пилате напоминает газетную кампанию против
Булгакова и его повести "Роковые яйца", пьес "Дни Турбиных", "Бег",
"Зойкина квартира", "Багровый остров" и роман "Белая гвардия".
Судьба Мастера складывается под воздействием разнонаправленных
могущественных сил, каждая из которых пытается увлечь его за собой.
Божественной волей ему дарован писательский талант, который делает
безвестного сотрудника музея Мастером. Работая над своим произведением о
«жестоком пятом прокураторе Иудеи всаднике Понтийском Пилате», Мастер тем
самым выполняет завет Бога. Но живет он в мире, где злые, пошлые,
скудоумные ничтожества пришли к власти, где, по великолепному определению
Булгакова, «чего ни хватишься, ничего нет». В этом мире божественный дар
Мастера оказывается под запретом как нечто очень опасное. Мастер — человек,
не созданный для той жестокой борьбы, на которую его обрекает общество. Он
не понимает, что, став писателем, он тем самым превращается в конкурента
латунских-берлиозов, бездарей и демагогов, захвативших “литературную ниву”
и считающих её своей законной кормушкой, своей вотчиной. Они бездарны и
потому ненавидят всякого талантливого конкурента. Они приспособленцы и
подлецы, и потому у них страшную злобу вызывает человек внутренне
свободный, человек, который говорит только то, что думает. И они стараются
его уничтожить. Это вполне естественно и не может быть иначе, но Мастер
этого не понимает. Он к этому не готов. Ненависть и злоба этих людей его
угнетает. К этому прибавляется ощущение безысходности, ненужности его дела,
его романа. И Мастер отчаялся, сломался.
Однако Мастер был единственным в Москве человеком, который выбрал верный творческий путь. Он решил служить великому, божественному искусству, он не стал писать на заказ, о том, «что можно». Но его неприспособленность и слабость не могли не сказаться на его идеалах. Неудивительно, что Мастер, ощутив безысходность и свою ненужность, по собственной воле приходит в клинику для душевнобольных.
“У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет, — говорит он Воланду, — ничто меня вокруг не интересует, кроме неё, меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал”. “А ваш роман, Пилат?” — “Он мне ненавистен, этот роман, я слишком много испытал из-за него”.
Но возникает вопрос: мог ли главный герой поступить по-другому?
Безусловно, мог. Мастер мог продолжить свою борьбу или же, если он сам
отверг свой роман, мог найти другую цель в жизни. Его поступок лишь усилил
душевные страдания и его самого, и Маргариты. Он возненавидел и роман, и
себя самого.
Булгаков не соглашается с выбором Мастера и считает, что его герой не заслужил света. Но все-таки после встречи с Воландом автор дает шанс своему герою завершить дело своей жизни словами: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!»
На примере судьбы Мастера Булгаков в своем романе помещает важнейшие для него мысли, суждения и размышления о месте художника, творческой личности в обществе, в мире, о его взаимоотношениях с властью и своей совестью. Булгаков приходит к выводу о том, что художник не должен лгать ни себе, ни другим людям. Художник, который лжет, не в ладу со своей совестью, теряет всякое право на творчество.
В связи с этим фигура Мастера в романе неоднозначна: он остается внутренне верен себе, но в то же время у него нет сил творить на земле, лживо соглашаясь или настойчиво сопротивляясь существующей общественной морали, его творчество лишено компромиссов, поэтому он «не заслужил света, но заслужил покой». И именно Воланд и его свита восстанавливают справедливость по отношению к Мастеру, делая его рукописи «негорящими», что означает, по мысли самого Булгакова, что только истинное творчество бессмертно!
Для писем: katerina-post@yandex.ru