Некрасов Николай Алексеевич. (1821-1877)
Странный юноша ходил по столичному городу Петербургу сто
пятьдесят с лишнем лет назад: он был высокий, бедно одетый, с
умными глазами погружённого в свои мысли и в то же время
замечающего всё чудака. В тех кварталах город, где обитала
беднота, его считали за своего. И никому не приходило в голову,
что он станет великим русским поэтом и имя его – Николай
Алексеевич Некрасов.
Он перебрался в столицу с берегов Волги, из-под Ярославля, где провёл детство и раннюю юность в имении отца – жестокого помещика.
Некрасов начал писать стихи довольно рано. Сначала он старался писать, как писали все. А разве станешь большим, настоящим
поэтом, если будешь подражать, кому бы то ни было? Нет, конечно.
Ведь поэзия начинается тогда, когда стихи открывают людям
незамеченные прежде стороны жизни, когда в них появляются новые
мысли.
Вскоре Некрасов, как и многие из писателей – его современников и ровесников, - стал писать о бедняках с городских задворок, о крестьянах. И читатели брали в руки стихи Некрасова с радостью и удивлением: «Вот поэт, который видит жизнь такою же, какой видим её мы, и думает так же, как мы думаем!»
Некрасов стал главным редактором журнала «Современник». Это был настоящий боевой штаб целого отряда писателей и поэтов.
«Современник» всеми силами пытался говорить читателям правду. И
каждый номер журнала, где печатались повести Герцена, Гончарова,
рассказы Тургенева, статьи критика Белинского, немного позднее –
произведения Льва Толстого и стихи Некрасова, был опасен для
царской власти. Опасен не менее, чем бомбы, которые бросали в
царя отважные революционеры.
В стихах Некрасова уже не оставалось ничего дворянского. По
образу мыслей, по своему душевному строю, он казался настоящим
крестьянином. Строки его стихов сердились, негодовали, как бы
говоря: «Видите, до чего довели Россию. Нашу Россию… И поймите,
Россия может быть другой. Совсем, совсем другой!..»
Некрасов с болью рассказывает о мужиках, которые пришли, было, к парадному подъезду просить о чём-то важного сановника. Но швейцар не допустил их даже к порогу. Мужики пошли прочь, так и не дождавшись правды.
Шли годы. Царь отменил крепостное право, но лучше крестьянам не стало, потому что земля по-прежнему принадлежала помещикам, а крестьяне бедствовали, перебиваясь с хлеба на воду.
Некрасов снова обращается к современникам с гневными обличительными стихами и певучими поэмами, пробуждающими совесть.
Поэма «Русские женщины» - о жёнах декабристов, которые
последовали за своими мужьями-революционерами в сибирские рудники;
поэма «Дедушка» - о мальчике и о его седом деде, который вернулся…
Малыш толком не знает, откуда вернулся дед. Но придёт время, и
он догадается, поймёт: вернулся из Сибири, с каторги, куда его
сослал царь за участие в восстании декабристов.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо»… Чтобы поставить этот
гневный вопрос в заглавие своей поэмы, великий поэт должен был
проявить большое крестьянское мужество. Герои поэмы – семеро крестьян
– заспорили о том, кому же в конце концов хорошо жить в России.
И пошли они искать счастливого. Многих видели. Худо живётся и попу, и помещикам: надвигается революция, последние годы доживают они. Видели и настоящих богатырей духа, мужиков-бунтовщиков, гордых и мудрых. Но и им, конечно же, жилось худо. Счастливого так и не нашли. Только в конце странствия они должны были встретить юношу-революционера, счастье которого в том, чтобы воевать за счастье других. Да не успел Некрасов дописать свою поэму до конца: тяжёлая болезнь помешала ему.
На похороны любимого поэта пришла, казалось, вся опечаленная
Россия.