НЕКРАСОВ Николай Алексеевич
[28.11 (10.12).1821, местечко Немиров, ныне Винницкой
области,—27.12.1877(8.1.1878), Петербург], русский поэт, литературный
деятель. Детские годы Некрасова прошли в селе Грешнево (ныне селе
Некрасове) близ Ярославля, в имении отца. Здесь он близко узнал
крестьянскую жизнь. В 1832—37 учился в Ярославской гимназии. В 1839 тщетно
пытался поступить в Петербургский университет (в 1839— 1840 считался
вольнослушателем). Лишённый поддержки отца, вёл жизнь полубездомного
столичного бедняка. Печатал стихи с 1838. В 1840 опубликовал сборник ещё
незрелых стихов “Мечты и звуки”, встреченный суровой рецензией В. Г.
Белинского и уничтоженный самим автором. Обладая твёрдым характером,
Некрасов дал себе слово “не умереть на чердаке” и начал энергичную
литературно-журнальную деятельность. “Уму непостижимо, сколько я работал”,
— вспоминал он позднее. Некрасов писал рассказы, повести, пьесы,
театральные обозрения, фельетоны. Его водевили были поставлены на сцене
Александринского театра (под псевдонимом Н.А.Перепельский). С 1840 начал
сотрудничать в театральном журнале “Пантеон ...”, с 1841— в “Литературной
газете” и “Отечественных записках”. В 1842— 1843 сблизился с Белинским и
его кружком. Осознав необходимость покончить с “литературной подёнщиной”
(хотя и в это время были написаны значительные произведения, например очерк
“Петербургские углы”, 1845), Некрасов пережил перелом, который сам осознал
как “поворот к правде”; он примкнул к натуральной школе. Его стихи
наполнились социальным содержанием (“В дороге”, “Родина”). В критических
статьях и рецензиях, в издательских начинаниях Некрасов явился соратником
Белинского в его борьбе за реализм и народность русской литературы. Талант
Некрасова как редактора и организатора литературных сил развернулся в
“Современнике”; даже в годы политической реакции после 1848 Некрасов сумел
многое сделать, чтобы отстоять демократическое направление журнала. В это
время были опубликованы романы “ с продолжением” (“Три страны света”,
1848—49, и “Мёртвое озеро”, 1851, совместно с А. Я. Панаевой, которая стала
женой Некрасова). При всей неровности письма и налёте мелодраматизма (в
главах, написанных Панаевой) эти романы проникнуты демократическим
настроением. В период общественного подъёма середины 50-х годов Некрасов
поручил руководящую роль в журнале Н.Г. Чернышевскому и Н.А. Добролюбову.
Твёрдая и принципиальная позиция новых сотрудников в обстановке резкого
обострения классовых противоречий ускорила идейное размежевание внутри
редакции. Некрасов мужественно отказался от сотрудничества с группой
литераторов-либералов, хотя был связан с ними узами старой дружбы; “...все
симпатии его были на стороне Чернышевского”,— указывал В. И. Ленин (Полн.
собр. соч., 5 изд., т. 22, с. 84). Своей энергией, редакторским опытом и
тактом, умелой, хотя изнурительной, борьбой с цензурой Некрасов сделал
возможным появление на страницах журнала яркой революционной публицистики и
критики. “Только благодаря его великому уму,— вспоминал Чернышевский,—
высокому благородству души и бестрепетной твердости характера я имел
возможность писать, как я писал” (Полн. собр. соч., т. 15, 1950, с. 793).
На рубеже 60-х гг. развернулось дарование Некрасова как народного поэта,
сатирика, обличителя “верхов”, заступника угнетённой деревни. Идейное
общение с “новыми людьми” в “Современнике” помогло окончательно сложиться
его убеждениям, создать выдающиеся произведения, богатые революционной
мыслью (“Поэт и гражданин”, “Размышления у парадного подъезда”, “Песня
Ерёмушке”, “О погоде”, “Плач детей”). В 1856 вышел сборник Некрасова
“Стихотворения”, воспринятый как манифест передовой русской литературы,
открыто звавший к гражданской деятельности, к революционному действию. В
годы революционной ситуации 1859— 1861 в поэзии Некрасова углубляется тема
деревни. Его стихи (“Дума”, Похороны”, “Калистрат”) и поэмы (“Крестьянские
дети”, 1861; “Коробейники”, 1861; “Мороз, Красный нос”, 1863) согреты
неподдельной любовью к русскому крестьянину. К этому времени исключительно
вырос авторитет Некрасова в русском обществе, особенно среди передовой
молодёжи и революционных деятелей, считавших его первым русским поэтом.
Когда правительство начало открыто преследовать революционеров (1866) и
журналу “грозил неумолимый рок”, Некрасов сделал отчаянную и бесполезную
попытку его спасти: он выступил со стихами на обеде в честь М. Н.
Муравьёва. Это была ошибка (“звук неверный”), в которой поэт горько
раскаивался до последних дней жизни (“Прости меня, о родина! прости!...”).
В 1868 Некрасову удалось взять в свои руки “Отечественные записки”. Он
опубликовал здесь главы поэмы “Кому на Руси жить хорошо”, поэмы о
декабристах —“Дедушка” (1870) и “Русские женщины” (1872—73), сатиру
“Современники” (1875—76). В этих произведениях (они появились в печати с
большими цензурными искажениями), а также в лирике Некрасова воплощены
важнейшие черты эпохи 70-х гг., когда крепло движение революционного
народничества, начиналось “хождение в народ”. Некрасов стремился поддержать
дух революционной интеллигенции, преклонялся перед самоотверженностью, звал
к подвигу (“Сеятелям”, 1876, опубликовано в 1877). Последние годы жизни
Некрасова, проведенные в напряжённом творческом труде, заботах о журнале, в
общественной деятельности были омрачены тяжёлой болезнью. Но и в это время
он создал “последние песни”, в которых с прежней поэтической силой говорил
об итогах прожитой жизни, о своей любви к русскому народу и о своей “музе”:
“Сестра народа — и моя”. Похороны Некрасова (на кладбище Новодевичьего
монастыря в Петербурге) носили характер народной политической демонстрации.
От имени общества “Земля и воля” выступал Г. В. Плеханов. Знаменательной
была речь Ф. М. Достоевского, который поставил Некрасова рядом с А. С.
Пушкиным.
Поэзия Некрасова, подготовленная предшествующим развитием русской
литературы, впитавшая традиции Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя,
отразила громадные сдвиги в жизни русского народа, пробуждавшегося к
освободительной борьбе, и это определило особое место Некрасова среди
русских писателей-реалистов 19 века. Он не только сочувствовал народу, но
отождествил себя с крестьянской Россией, заговорил от её имени и её языком.
“Я лиру посвятил народу своему”,— сказал он в конце жизни. Тема народа,
крестьянства, воплощённая в бесконечном разнообразии типов и характеров,
новых для русской литературы, проходит через всё творчество Некрасова - от
ранних стихотворений “Тройка” и “Родина” до больших эпических поэм, до
предсмертных лирических обращений к русскому народу Никто, кроме Некрасова,
не создал таких поражающих своей жестокой правдивостью картин деревенской
нищеты и горя (“Размышления у парадного подъезда”, “Орина, мать
солдатская”, “Пир на весь мир”) и никто не увидел столько светлых сторон в
жизни крестьянства, столько крупных мужественных характеров (Дарья,
Матрёна, Савелий, Ермил Гирин), не убитых веками рабства. Некрасов был
далёк от ложной народнической идеализации деревни и осуждал долготерпение,
пассивность большей частью крестьянства (“Чем хуже был бы твой удел, когда
б ты менее терпел”?). Образ России, сильной и страдающей, стоит за широкими
картинами некрасовской деревни:
“Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь!”.
Мысль о народе, о его судьбе пронизывает всё, о чём бы ни писал Некрасов. В
“Железной дороге” (1864) сквозь мрачные картины гибельного труда строителей
прорывается победный гимн в честь творческих сил народа. В некрасовской
лирике, сюжетной и остродраматичной, большое место занимает проблема долга
перед народом (“Рыцарь на час”, 1860). Темы любви и природы окрашены в его
стихах личным отношением поэта к жизни общества, к человеку-деятелю,
носителю высоких идеалов. Героические образы Белинского, Добролюбова,
Чернышевского, созданные Некрасовым, овеяны революционно-романтической
патетикой. Тяжёлая судьба русской женщины постоянно волновала Некрасова;
эта тема нашла воплощение и в лирике, и в поэмах о декабристках — “Княгиня
Волконская”, “Княгиня Трубецкая”. В этих исторических поэмах события
прошлого осмыслены в связи с судьбами народа и революционными
народническими идеалами 70-х гг. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” (1866—76)
увенчивает творчество Некрасова. Это подлинная поэтическая энциклопедия
народной жизни середины 19 в., поражающая грандиозностью замысла, остротой
социально-критического анализа, данного с точки зрения самого крестьянства.
Особое место занимает в поэме образ Гриши Добросклонова, в котором
воплощены черты крестьянского революционера, носителя народного идеала
свободы. Совершенное и новаторское творение Некрасова вобрало в себя
огромные пласты устно-поэтического народного творчества; песни, поговорки и
поверья, разговорный крестьянский язык и народное острословие слились здесь
в едином художественном сплаве.
Важнейшая черта творчества Некрасова — его сатирическая направленность.
Обличение благонамеренных чиновников, буржуазных филантропов, знатных
лицемеров в ранних стихах (“Современная ода”, “Колыбельная песня”)
переросло затем в острую сатиру на всю политическую систему, крепостников-
помещиков, либеральных деятелей, царскую цензуру, мнимую свободу печати
(“Газетная”, “Песни о свободном слове”, “Суд”). Позднее созданы такие
шедевры русской сатиры, как поэма “Недавнее время” (1871) и “Современники”
(1875 — 1876); в центре второй из них — фигуры буржуазных дельцов и
бюрократов, изображённых со щедринской силой.
Поэт глубоко национальный, Некрасов широко ввёл в поэзию всё богатство
народного языка и фольклора, смело использовал прозаизмы, разные речевые
стили, песенные интонации. Некрасовская поэзия, в которой гражданственность
и высокая художественность предстают в неразрывном единстве, оказала
благотворное влияние на последующее развитие русской классической, а затем
советской поэзии.
Многие стихи Некрасова ещё при жизни поэта стали народными песнями, которые
поются доныне (“Коробушка”, “Меж высоких хлебов...” и других). Русские
композиторы охотно писали музыку на его тексты: М. П. Мусоргский
(“Калистрат”, “Песня Ерёмушке”), Ц.А. Кюи (“Молодые”, “Сват и жених”,
“Внимая ужасам войны”, “Катерина”), С.И. Танеев (“Бьётся сердце
беспокойное”).
Марксистское литературоведение (Г.В. Плеханов и др.) ещё в дореволюционные
годы начало разработку наследия Некрасова. После Октябрьской революции 1917
проделана огромная работа по собиранию и изучению его рукописей, по
восстановлению подлинных текстов, запрещённых или искажённых царской
цензурой.
Работают литературно-мемориальные музеи: Музей-квартира Некрасова в Санкт-
Петербурге (с 1946) и Музей-усадьба в с. Карабиха Ярославской области (с
1947).