Зеленодольский Механический Колледж
Реферат На Тему:
Габдулла Тукай
Выполнил: студент I курса гр.221
Газеев Марат
Проверил: Галимова Н. З.
2002 год
Габдулла Тукай
Имя Габдуллы Тукая известно не только в Татарии, но и далеко за её
пределами. Его знают все, кто ценит искусство, кто любит поэзию. Творчество
Тукая многогранно: он поэт и публицист, литературный критик и общественный
деятель. Для развития татарской поэзии и в целом культуры он сделал также
много, как Пушкин для русской поэзии и культуры.
Габдулла Тукай родился в апреле 1886 года в деревне Кушлавыч бывшей
Казанской губернии. Оставшись рано сиротой, Габдулла первое время жил у
дедушки, который в 1889 году отправил мальчика в Казань. В 1895 году
девятилетний Габдулла приехал в Уральск к двоюродной сестре. Оставшись рано
сиротой, Габдулла первое время жил у дедушки, который в 1889 году отправил
мальчика в Казань. В 1895 году девятилетний Габдулла приехал в Уральск к
двоюродной сестре.
В Уральске прошли детство и юность поэта. Здесь он поступил в медресе,
в этом городе начал писать стихи. В этом уральском городке молодой Тукай
познакомился с творчеством великих русских поэтов - Пушкина и Лермонтова.
Их стихи покорили сердце начинающего поэта.
Работая в типографии корректором и экспедитором, Габдулла Тукай не мог мириться с той эксплуатацией, которая здесь царила. За десять рублей в месяц от него требовали, казалось, невозможного. В таком же положении жили наборщики и другие рабочие. Однажды Тукай высказал рабочим, что надо защищать свои права и не бояться хозяина.
Хозяин типографии заметил, что молодой корректор подбивает рабочих к
недовольству, но принимать крутых мер не стал, так как боялся едких стихов
Тукая, который уже печатался в газетах. Он только побольше загрузил работой
вольнодумца.
Но Тукай всегда был верен тому, что наметил. Он решил дать бой хозяину, и стал готовить рабочих типографии к выступлению с требованием увеличить зарплату. Видя, что юноша тверд характером, хозяин решил разделаться с Тукаем и уволил его из типографии.
Перед молодым Тукаем встал вопрос, куда пойти? К этому времени он уже
был известным поэтом. Его талантом восторгались многие, владельцы казанских
и других газет приглашали поэта к себе на работу. Среди них была и
оренбургская газета миллионера-золотопромышленника Рамеева "Вакыт"
("Время"). И хотя Тукай знал, что Рамеев поэт и что у него есть неплохие
стихи, он все же не пошел к нему. Его мечтой стала Казань, где более бурно,
нежели в Оренбурге или Уфе, кипела жизнь. И он устремился в Казань.
Тукай любил свой народ и, пожалуй, из татарских писателей прошлого никто не сумел с такой глубиной и художественной силой выразить дух народности, как сделал это он.
Тукай горячо, самозабвенно любил Казань. С этим городом у него связано все лучшее в жизни. Но вместе с тем в Казани он пережил и много горьких минут.
Поэт говорит, что татарский народ найдет счастье только в единстве с
русским народом, на земле отцов. Тукай гневно отвергает идею, которую
старались протащить сбежавшие в Турцию Г. Р. Ибрагимов и Ю. Акчура. Не с
Турцией, а с народами России найдем мы счастье, пишет Тукай.
С народом России мы песни певали,
Есть общее в нашем быту и морали...
Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,
Нанизаны мы на единую нить.
За период жизни Тукая в Казани нет, пожалуй, ни одного его
поэтического сборника, на который не налагался бы арест. Дружба Тукая с Ф.
Амирханом, Г. Камалом, Г. Кулахметовым и большевиком Хусаином Ямашевым
способствовала формированию идейных взглядов поэта. Он с большой теплотой
пишет о первом татарском большевике X. Ямашеве.
Казань, в которой поэт прожил свои последние годы, была мила Тукаю, он посвятил ей немало прекрасных строк. Поэт называет ее "светозарной", городом науки и искусства.
Когда здоровье Тукая ухудшилось, поэту советовали поехать лечиться на юг, но у него не было на это средств. Друзья собрали ему немного денег и отправили лечиться в деревню. Но болезнь была уже запущена. В деревне поэту стало еще хуже. Было решено положить Тукая в больницу. Врачи, осмотрев больного, спросили его, почему он раньше не обратился в больницу? На это поэт шутливо ответил:
Музей классика татарской литературы народного поэта Габдуллы Тукая
Музей открыт в 1986 году к столетию со дня рождения поэта. Дом, в котором расположился музей, - бывший коммерческий особняк, памятник архитектуры ХХ века, находящийся в Старо-Татарской слободе.
Экспозиция музея отражает казанский период жизни Г. Тукая: здесь он жил дважды - в детстве, а затем приехал сюда в 1907 году из Уральска после учебы в медресе. В Казани он состоялся как поэт, журналист, общественный деятель. Похоронен на кладбище в Ново-Татарской слободе.
Важное место в экспозиции занимают прижизненные издания Габдуллы
Тукая. Среди мемориальных вещей - подлинные фотографии поэта разных лет.
Одна из них, 1908 года, сделана для сборника его стихотворений. Большой
интерес представляют и личные вещи - фаянсовая шкатулка, которую поэт купил
сестре с первого гонорара: тюбетейка Габдуллы Тукая, его домра,
металлический стакан для карандашей, плетеная дорожная корзина для
путешествий. Здесь же посмертная маска поэта и фотографии его похорон.
Габдулла Тукай
[pic]
Имя Габдуллы Тукая известно не только в Татарии, но и далеко за её
пределами. Его знают все, кто ценит искусство, кто любит поэзию. Творчество
Тукая многогранно: он поэт и публицист, литературный критик и общественный
деятель. Для развития татарской поэзии и в целом культуры он сделал также
много, как Пушкин для русской поэзии и культуры.
Работая в типографии корректором и экспедитором, Габдулла Тукай не мог мириться с той эксплуатацией, которая здесь царила. За десять рублей в месяц от него требовали, казалось, невозможного. В таком же положении жили наборщики и другие рабочие. Однажды Тукай высказал рабочим, что надо защищать свои права и не бояться хозяина.
Хозяин типографии заметил, что молодой корректор подбивает рабочих к
недовольству, но принимать крутых мер не стал, так как боялся едких стихов
Тукая, который уже печатался в газетах. Он только побольше загрузил работой
вольнодумца.
Но Тукай всегда был верен тому, что наметил. Он решил дать бой хозяину, и стал готовить рабочих типографии к выступлению с требованием увеличить зарплату. Видя, что юноша тверд характером, хозяин решил разделаться с Тукаем и уволил его из типографии.
Перед молодым Тукаем встал вопрос, куда пойти? К этому времени он
уже был известным поэтом. Его талантом восторгались многие, владельцы
казанских и других газет приглашали поэта к себе на работу. Среди них была
и оренбургская газета миллионера-золотопромышленника Рамеева "Вакыт"
("Время"). И хотя Тукай знал, что Рамеев поэт и что у него есть неплохие
стихи, он все же не пошел к нему. Его мечтой стала Казань, где более бурно,
нежели в Оренбурге или Уфе, кипела жизнь. И он устремился в Казань.
Тукай любил свой народ и, пожалуй, из татарских писателей прошлого никто не сумел с такой глубиной и художественной силой выразить дух народности, как сделал это он.
Тукай горячо, самозабвенно любил Казань. С этим городом у него связано все лучшее в жизни. Но вместе с тем в Казани он пережил и много горьких минут.
Разоблачая националистическую буржуазию, ее идеологов, поэт говорит,
что татарский народ найдет счастье только в единстве с русским народом, на
земле отцов. Тукай гневно отвергает идею, которую старались протащить
сбежавшие в Турцию Г. Р. Ибрагимов и Ю. Акчура. Не с Турцией, а с народами
России найдем мы счастье, пишет Тукай.
С народом России мы песни певали,
Есть общее в нашем быту и морали...
Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,
Нанизаны мы на единую нить.
Казань, в которой поэт прожил свои последние годы, была мила Тукаю, он посвятил ей немало прекрасных строк. Поэт называет ее "светозарной", городом науки и искусства.
Борьба с самодержавием, с буржуазными националистами отняла у поэта
много силы. Здоровье Тукая резко ухудшилось. Поэту советовали поехать
лечиться на юг, но у него не было на это средств. Друзья собрали ему
немного денег и отправили лечиться в деревню. Но болезнь была уже запущена.
В деревне поэту стало еще хуже. Было решено положить Тукая в больницу.
Врачи, осмотрев больного, спросили его, почему он раньше не обратился в
больницу? На это поэт шутливо ответил: "Мне говорили, что больница - это
первая станция к смерти. А мне хотелось немножко пожить на свете".
В пять часов вечера 11 апреля 1913 года поэта не стало. Габдулла
Тукай умер в расцвете творческих сил и таланта, как писал Горький, "от
голода и чахотки".
Татарский народ высоко чтит память о выдающемся народном поэте.
Именем Тукая в республике названы госфилармония, премия, которой
удостаиваются лучшие литературные произведения и произведения искусства,
его имя носит улица Казани. На месте нынешней Тукаевской улицы были две -
Тихвинская и Екатерининская. Вторая шла от нынешней улицы Татарстан к
Кабану.
[pic]
Тукай жил в номерах "Булгар" (угол Кирова и Татарстан). На этом доме
установлена мемориальная доска. Есть она и на доме, стоящем на углу улиц
Островского и Кави Наджми. Во времена Тукая здесь была больница (ныне
клиника ГИДУВа).
Прах Габдуллы Тукая покоится на татарском кладбище в Приволжском районе.
Как я горд, народ прекрасный,
Что тебе принадлежу!
Быть хочу твоим поэтом,
За тебя стоять стеной.
Близок сердцу дух народный,
Я мечтаю, край родной,
Жить с тобой одной печалью
Или радостью одной
Чувства выше нет на свете,
Чем любовь к тебе народ,
Одержим одной я страстью – сердцем быть всегда с тобой
23 марта 2002года Президент Татарстана посетил Музей изобразительных
искусств РТ и ознакомился с развернутой здесь большой выставкой,
посвященной 105-й годовщине со дня рождения основоположника татарского
профессионального изобразительного искусства Баки Урманче. По ходу
экскурсии необходимые пояснения к выставке, на которой представлено 130
живописных, графических и скульптурных работ мастера, Президенту давали
заместитель директора музея по науке Ольга Пиульская и вдова художника -
старший научный сотрудник ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова Флора Вагаповна Ахметова-
Урманче, рассказавшая, в частности, об истории создания произведений,
которые привлекли особое внимание высокого гостя.
На выставке Президент внимательно вглядывался в те картины, которые
экспонируются впервые, восхищался иллюстрациями к произведениям Габдуллы
Тукая, портретами деятелей культуры и татар - полководцев Великой
Отечественной войны, многоцветьем пейзажей родного Татарстана. А картина "У
сепаратора" так понравилась Минтимеру Шариповичу, что он выразил пожелание,
чтобы она стала украшением художественной галереи Президентского дворца.
Это полотно относится к лучшим произведениям раннего периода творчества
Баки Урманче, когда он в 20-е годы прошлого столетия преподавал в Казанском
художественном техникуме.
Картина, по словам Шаймиева, всколыхнула у него воспоминания детства.
В этой картине все, как в жизни, - сказал он. - Сепаратор в то далекое время был еще большой редкостью. Помню, как мама делала сметану на таком сепараторе, а потом масло. И мы, дети, ждали, когда все это будет на столе.
Президент охотно отвечал на вопросы журналистов и подчеркнул в беседе с ними, что творчество Баки Урманче составило целую эпоху в татарском изобразительном искусстве.
После знакомства с выставкой Минтимер Шарипович оставил теплый отзыв о
ней в Книге почетных гостей: "Творчество нашего великого мастера Баки
Урманче поражает своей философской глубиной, входит в наши души, восхищает.
Это одна из самых прекрасных страниц нашей истории. Я благодарю от всей
души тех, кто хранит это бесценное наследие".
На прощание Флора Вагаповна подарила Президенту Татарстана альбом
"Баки Урманче. Графические портреты" и свою новую книгу "Татарский эпос", а
директор музея Анатолий Сластунин - прекрасно выполненное издание, только
что увидевшее свет в Москве, - "Государственный музей изобразительных
искусств Республики Татарстан".
Материал взят из книги В. Белокопытова и Н. Шевченко, Их именами названы улицы Казани. Казань, Таткнигоиздат, 1973 год.