Роман «Анна Каренина» создавался в период 1873-1877 годов. С течением
времени замысел претерпевал большие изменения. Менялся план романа,
расширялись и усложнялись его сюжет и композиции, менялись герои и самые
имена их. Анна Каренина, какой ее знают миллионы читателей, мало похожа на
ее предшественницу из первоначальных редакций. От редакции к редакции
Толстой духовно обогащал свою героиню и нравственно возвышал ее, делал ее
все более привлекательной. Образы же ее мужа и Вронского (в первых
вариантах он носил другую фамилию) изменялись в обратном направлении, т. е.
духовный и нравственный уровень их снижался.
Но при всех изменениях, внесенных Толстым в образ Анны Карениной, и в окончательном тексте Анна Каренина остается, по терминологии Толстого, одновременно и «потерявшей себя», и «невиноватой» женщиной. Она отступила от своих священных обязанностей матери и жены, но у нее другого выхода не было. Поведение своей героини Толстой оправдывает, но в то же время трагическая судьба ее оказывается неизбежной.
В образе Анны Карениной развиваются и углубляются поэтические мотивы
«Войны и мира», в частности сказавшиеся в образе Наташи Ростовой; с другой
стороны, в нем временами уже пробиваются суровые нотки будущей «Крейцеровой
сонаты».
Сопоставляя «Войну и мир» с «Анной Карениной», Толстой заметил, что в первом романе он «любил мысль народную, а во втором - семейную». В «Войне и мире» непосредственным и одним из главных предметов повествования была именно деятельность самого народа, самоотверженно защищавшего родную землю, в «Анне Карениной»-преимущественно семейные отношения героев, взятые, однако, как производные от общих социально-исторических условий. Вследствие этого тема народа в «Анне Карениной» получила своеобразную форму выражения: она дана главным образом через духовные и нравственные искания героев.
Мир добра и красоты в «Анне Карениной» гораздо более тесно
переплетается с миром зла, нежели в «Войне и мире». Анна появляется в
романе «ищущей и дающей счастье». Но на ее пути к счастью встают активные
силы зла, под влиянием которых в конечном счете она и гибнет. Судьба Анны
поэтому полна глубокого драматизма. Напряженным драматизмом проникнут и
весь роман. Чувства матери и любящей женщины, испытываемые Анной, Толстой
показывает как равноценные. Ее любовь и материнское чувство-два великих
чувства –остаются для нее несоединенными. С Вронским у нее связано
представление о себе как о любящей женщине, с Карениным - как о безупречной
матери их сына, как о некогда верной жене. Анна хочет одновременно быть и
той и другой. В полубессознательном состоянии она говорит, обращаясь к
Каренину: «-Я все та же... Но во мне есть другая, я ее боюсь—она полюбила
того, и я хотела возненавидеть тебя и не могла забыть про ту, которая была
прежде. Та не я. Теперь я настоящая, я вся» . «Вся», т. е. и та, которая
была прежде, до встречи с Вронским, и та, которой она стала потом. Но Анне
еще не суждено было умереть. Она не успела еще испытать всех страданий,
выпавших на ее долю, не успела она также испробовать и всех дорог к
счастью, к которому так рвалась ее жизнелюбивая натура. Вновь сделаться
верной женой Каренина она не могла. Даже на пороге смерти она понимала, что
это было невозможно. Положение «лжи и обмана» она также не способна была
более переносить.
Следя за судьбой Анны, мы с горечью замечаем, как рушатся одна за
другой ее мечты. Рухнула ее мечта уехать с Вронским за границу и там забыть
про все: не нашла своего счастья Анна и за границей. Действительность, от
которой она хотела уйти, настигла ее и там. Вронский скучал от безделья и
тяготился, а это не могло не тяготить Анну. Но самое главное на родине
остался сын, в разлуке с которым она никак не могла быть счастливой. В
России ее ожидали мучения еще более тяжкие, чем те, которые она переживала
раньше. То время, когда она могла мечтать о будущем и тем самым в какой-то
степени примирить себя с на стоящим, прошло. Действительность теперь
представала перед ней во всем своем страшном облике.
По мере развития конфликта открывается смысл всего происшедшего. Так,
Анна, узнавая петербургскую аристократию, подразделяет ее на три круга:
первый круг-это сослуживцы Каренина, к которым она вначале питала почти
набожное уважение. Познакомившись ближе с этим кругом, она потеряла к нему
всякий интерес. Ей стало известно, «кто за кого и как и чем держится и кто
и с кем и в чем расходится». Второй круг был тот, с помощью которого
Каренин сделал свою карьеру. В центре этого круга стояла Лидия Ивановна.
Первое время Анна дорожила этим кругом, имела даже друзей в нем. Вскоре,
однако, он стал невыносим для нее. «Это был кружок старых, некрасивых,
добродетельных и набожных женщин и умных, ученых, честолюбивых мужчин».
Анна поняла, что все они лицемерят, притворяются, что добродетельны, а на
самом деле злы и расчетливы. Анна порвала с этим кругом после своего
знакомства с Вронским. Встречаясь с ним, она оказалась втянутой в третий
круг, центром которого была Бетой Тверская. Княгиня Бетой внешне
противостоит Лидии Ивановне с ее набожностью. Бетой не скрывает своего
вольного поведения, но собирается в старости стать такой же, как Лидия
Ивановна. Поведение княгини Бетой Тверской и графини Лидии Ивановны–это две
стороны одной и той же медали. Признание Бетой, что она в старости станет
похожей на Лидию Ивановну, бросает яркий свет на образ жизни и ее самой, и
Лидии Ивановны; им обеим необходима маска лицемерия. Лицемерно было все
общество, с которым сталкивалась Анна. С каждым поворотом своей трудной
судьбы она все более убеждалась в этом. Она искала честного,
бескомпромиссного счастья. Вокруг же себя видела ложь, лицемерие,
ханжество, явный и скрытый разврат. И не Анна судит этих людей, а эти люди
судят Анну. Вот в чем ужас ее положения.
Потеряв для себя сына, Анна осталась только с Вронским. Следовательно, привязанность ее к жизни наполовину уменьшилась, так как сын и Вронский были для нее одинаково дороги. Здесь разгадка того, почему она теперь стала так дорожить любовью Вронского. Для нее это была сама жизнь.
Но Вронский с эгоистической природой не мог понять Анну. Анна была с
ним и потому мало интересовала его. Между Анной и Вронским теперь все чаще
и чаще возникали недоразумения. Причем формально Вронский, как ранее и
Каренин, был прав, а Анна не права. Однако суть дела заключалась в том, что
поступками Каренина, а затем и Вронского руководило «благоразумие», как
понимали его люди их круга; поступками же Анны руководило ее большое
человеческое чувство, которое никак не могло согласоваться с
«благоразумием». В свое время Каренин был напуган тем, что в «свете» уже
заметили отношения его жены с Вронским и что это грозит скандалом. Так
«неблагоразумно» вела себя Анна! Теперь общественного скандала боится
Вронский и причину этого скандала видит все в том же «неблагоразумии» Анны.
В поместье Вронского разыгрывается в сущности заключительный акт трагической судьбы Анны Карениной.
Анна, человек сильный и жизнелюбивый, казалась многим и даже хотела самой себе казаться вполне счастливой. В действительности она была глубоко несчастна. Последняя встреча Долли и Анны как бы подводит итог жизни той и другой. Судьбу Долли и судьбу Анны Толстой рисует как два противоположных варианта судьбы русской женщины. Одна смирилась и потому несчастлива, другая, напротив, осмелилась отстаивать свое счастье и тоже несчастлива.
В образе Долли Толстой поэтизирует материнское чувство. Ее жизнь - подвиг во имя детей, и в этом смысле своеобразный укор Анне.
Перед нами новый пример широты и глубины освещения и раскрытия Толстым судьбы своей героини.
За несколько минут до смерти Анна думает: «Все неправда, все ложь, все
обман, все зло!..» Поэтому ей и хочется «потушить свечу», т. е. умереть.
«Отчего же не потушить свечу, когда смотреть больше не на что, когда гадко
смотреть на все это?»