Реферат на тему:
«Развивающая учеба как средство активизации познавательных интересов учеников»
План
Вступление
1.Развивающая учеба как средство активизации познавательных интересов учеников в процессе изучения зарубежной литературы.
2.Литература - это искусство, к которому нужно уметь подойти.
3.Роль проблемно поискового метода в организации исследовательской деятельности учеников
4.Защита собственных проектов
5.Применение интерактивных методов на уроке зарубежной литературы
6.Формирование в учеников умения критически мыслить
Литература
Вступление
Ребенок - наибольшая из всех ценностей мира. Ее творческая особенность, как маленький побег, сможет вырасти и расцвести только на благодатной почве.
Потому „Национальная доктрина развития образования” ставит перед учителем задание создать ребенку условия для ее максимального самоопределения и самого проявления. Понятно, что персональный вектор развития ученика не всегда совпадает с направлением движения в большую науку: не всем быть Ейнштейнами. Но с удовольствием и полезно учиться, способны все. Для этого процесс учебы должен быть сконструирован с максимальным приближением к запросам и возможностям ребенка.
Условием успеха в развитии мышления является высокая познавательная активность учеников. Эффективное усвоение знаний предусматривает такую организацию познавательной деятельности учеников, при которой учебный материал становится предметом активных умственных и практических действий каждого ребенка. Поиски методов учебы, которые усиливали бы активизацию процесса учебы, приводят к повышению актуальности разливательных и проблемных методов, самостоятельной работы, творческих заданий. При этом психологически обоснованной кажется такая организация урока, при которой деть учатся не по принуждению, а по желанию и внутренними потребностями. Ведь давно известно, что деть учатся лучше, если им дают возможность самостоятельно изучать основы исследуемого материала.
1. Развивающая учеба как средство активации познавательных интересов учеников в процессе изучения зарубежной литературы
Все, что ученик может взять сам
нельзя ему давать.
В.О.Сухомлинский
Педагоги интересуются новыми технологиями, которые бы имели наилучший эффект в овладении знаниями нашими воспитанниками.
Среди таких педагогических технологий на особенное внимание заслуживает развивающая учеба.
Еще в начале 30-х годов ХХ века выдающийся психолог-гуманист Л.С. Выготский обосновал возможность и целесообразность учебы, как на свою прямую и непосредственную цель. Ученый установил, что развитие интеллекта воспитанника происходит через зону „ближнего развития”, когда ребенок сначала может делать что-то в сотрудничестве с взрослыми, а затем переходит на такой уровень развития, когда это действие может выполнить самостоятельно. Он считал, что „только та учеба в детском возрасте хорошо, когда оно опережает развитие и ведет развитие за собой.” (Выготский Л.С. Собрание сочинений. - Г., 1991, т.1).
На широкой экспериментальной основе гипотезу Л.С. Выготського начали проверять и конкретизировать два научных коллектива: Л.В. Замкова и Д.Б. Ельконина. с их именами связывают создание теории, учебной деятельности, которая лежит в основе системы разливательной учебы.
Традиционная учеба направлена по большей части от конкретного, одиночного к общему, абстрактному, от случая - к системе. Это формирует эмпирическое мышление, по мнению В.В.Давыдова, который поставил вопрос о возможности разработки новой системы учебы с направлением от абстрактного к конкретному, от системного - к одиночному. То мышление, что развивается в процессе такой учебы, называется теоретическим, а учеба - развивающим.
В основе развивающей учебы лежит представление о развитии ребенка как субъекта личной деятельности. Потому главная цель учителя - обеспечить ее развитие, выучить личные учебно-познавательные возможности ученика, определить индивидуальные зоны его ближайшего развития и помочь формированию это не сформированных способностей.
Главной целью разливательной учебы является формирование активного, самостоятельного творческого мышления ученика и на этой основе постепенного перехода к самостоятельной учебе.
Задание развивающей учебы является формированием личности гибким умом, развитыми потребностями к последующему познанию и самостоятельным действиям, с определенными навыками и творческими способностями.
Для того, чтобы учеба действительно развивала, обращаем внимание на сам урок, его построение. Готовясь к каждому уроку, учитель продумывает и организует так учебную деятельность, чтобы происходило развитие процессов восприятия, воображения, чтобы ученики овладевали всем и в них накапливался индивидуальный опыт поисковой деятельности, формировались качества, нужные для комбинирования, конструирования, превращения.
Для организации развивающей учебы целесообразно использовать такие методы, которые вызывают наибольший интерес у учеников: проблемные, производительные, исследовательские, что развивают творческое мышление и воображение.
Эффективности урока способствуют такие психологические условия его подготовки:
- определение уровня умственного развития учеников, их отношения к учебе;
- творческое самочувствие на уроке;
- психологический контакт с классом;
- организация познавательной деятельности учеников.
Суть технологии разливательной учебы заключается в том, что ученик самостоятельно избирает уровень проработки учебного материала. Задание учителя - определить „зону ближайшего развития” ребенка и помочь ей перейти на высший уровень умственных операций, то есть обеспечить это развитие.
2. Литература - это искусство, к которому нужно уметь подойти
Литература - уникальный вид искусства, и ни один видеофильм или компьютерная игра не заменит общения с книгой. Учеников необходимо учить любить художественное слово, ценить искусство.
Как сформировать читательскую активность? Как развить у учеников качества настоящих читателей, умения видеть и ценить не только внешнюю остроту сюжета, но и красоту художественного слова, своеобразие разных родов и жанров литературы, выразительных средств.
Нужно постепенно переходить от формирования у детей непосредственного интереса к литературе, к умению самостоятельно искать ту или другую информацию в дополнительной литературе, делать сообщение в классе, готовить самостоятельно выразительное чтение, перевод, инсценизирует произведения, составлять вопрос к тексту.
Ученые-словесники обращают внимание на то, что элемент поиска особенно присутствует в деятельности школьников при изученные художественных произведений. Он является неотъемлемой частью на уроках литературы, так как помогает ученикам проникать в сложный художественный мир образов или спрятано от поверхностного взгляда читателя глубинное содержание произведения. Поисковая деятельность учеников способствует, в первую очередь, возникновению интереса и внимания учеников к языку художественных текстов, к настоящему пониманию и оценке жизни, которая показывает писатель, а главное - учит задумываться над определенными литературными фактами, событиями, постигать художественную неповторимость литературного произведения, ценить мастерство писателя.
Самостоятельная деятельность учеников может иметь разнообразный характер: от наблюдения учеников над особенностями языка, к самостоятельной оценке и выводам о произведении.
Самостоятельную деятельность делят на репродуктивную (воссоздание), репродуктивно творческую, творческую.
При работе над художественным произведением к репродуктивной следует отнести такую самостоятельную работу учеников, как воссоздание содержания прочитанного, ответ выясняет, насколько понятны детям отдельные факты, сцены, события, описанные в произведении.
Репродуктивно творческой самостоятельная работа становится тогда, когда рядом с воссозданием, ученики находят новые стороны, качества изображенных писателем характеров, явлений, устанавливают связки между ними, объясняют причины поведения героев и событий, которые происходят.
Творческой является такая работа, когда ученики самостоятельно сравнивают персонажей одного или несколько литературных произведений, сопоставляют события, факты, дают им собственную оценку, делают выводы и обобщения.
Таким образом, достижение наивысшего уровня самостоятельной деятельности - творческого - возможно лишь при условии правильной организации всей поисковой деятельности учеников.
При этом следует помнить, эффективность самостоятельной работы будет зависеть от нарастания в познавательной деятельности учеников творческих элементов. Потому самостоятельной работой учеников нужно грамотно руководить. Прежде всего, следует учитывать вековые и психологические особенности учеников. Они взрослеют не только физически, но и внутренне, потому и уроки зарубежной литературы должны стать новым шагом до роста учеников, как личностей.
В связи с этим в 5 - 8 классах преимущество предоставляют проблемно поисковым методам развития, кроме эмоций, исследовательских навыков, художественного мышления, умения характеризовать литературного героя, давать полный развернутый ответ на поставленный вопрос, оценивать черты и поступки персонажей и тому подобное.
Нужно учить учеников осознавать, в чем заключается их самобытность. Вопрос „почему” и „як” является ступеньками до формирования читательской культуры, без которой невозможно развитие творческой личности.
Культуре чтения, его „технике” Максим Горький в свое время предоставлял большого значения и считал их развитие необходимым условием повышения идейного и эмоционального влияния литературного произведения на читателя.
Умение читать художественную литературу, воспринимать искусство, расценивается как важно средство гармоничного развития человека, обогащения ее духовного мира.
Например, урок зарубежной литературы в 7 классе.
В первую очередь нужно сформировать тему на основании действующей программы, но можно адаптировать ее для детей, то есть сформулировать цитатой, проблемным вопросом, афоризмом, и тому подобное. В дужках расшифровать о чем будет идти речь на уроке. Например „А он волнующий просит бури.”, „Говорив к воле и тоска за гармонией в поэзиях Лермонтова „Парусник”, „Тучи”.
В 7 классе нужно предоставлять преимущество таким темам, которые побуждают учеников к самостоятельному исследованию, общему поиску истины, проникновения в глубины художественного произведения.
Интересно сформулирована тема - одна из составляющих урока.
Незаурядное значение имеет и эпиграф, который должен стать своеобразным ключом к художественному произведению. Ученики объясняют, как они понимают эпиграф, толкуют его, добирают свои эпиграфы к уроку.
Начинать урок с организации не обязательно. Более важнее подготовить учеников внутренне - из эмоционального слова учителя, проблемного вопроса, выразительного чтения, инсценировки. Уроки литературы - особенные уроки, которые пробуждают душу, воображение, вдохновение. Потому и начинать их след как-то особенно.
Актуализацией опорных знаний, умений и навыков можно провести по-разному: беседа за вопросами, разгадывание кроссвордов, литературные игры, викторины и тому подобное.
Главное, чтобы ученики показывали свое понимание материалу, применяли самостоятельно приобретенные знания и умения при анализе текстов. Один из важнейших этапов урока - формирование новых знаний и способов действия. В настоящее время предоставляют преимущество проблемно поисковому и творческому методам.
Можно предложить ученикам объединиться в творческие группы - „биографов”, „искусствоведов”, „литераторов” и т.д.
Группы изменяются, задание то же. Главная цель - приучить самостоятельно работать с книгой, находить нужную информацию, готовить исторические комментарии к литературным произведениям и тому подобное. Поэтому ученики становятся соавторами урока.
В 7 классе основная часть учебного времени на уроке должна принадлежать детям: они выразительно читают, овладевают элементы анализа текста, то есть готовятся к целостному анализу в старших классах.
Следующим этапом урока является применение приобретенных знаний, умений, навыков учеников. На этом этапе урока можно использовать итоговую беседу, проблемный вопрос, разнообразные творческие задания, работу с произведениями искусства, сопоставление произведений зарубежной литературы и украинской литературы и тому подобное. А в завершение урока - домашнее задание, которое может опередить.
В 7 классе нужно больше давать заданий поискового и творческого характера. Читать тексты желательно в полном объеме, ведь литературное произведение - это полифоническая система, и изучать его в отрывках - невозможно.
3. Роль проблемно-поискового метода в организации исследовательской деятельности учеников
Развить интерес к чтению можно лишь при одном условии - каждый урок зарубежной литературы должен быть интересным. Нужно, чтобы ученики думали и искали.
Одним из путей решения этой проблемы есть проблемно поисковый метод, или организация самостоятельной исследовательской работы. Эта проблема прошла длинный путь испытаний в педагогике.
Не первый ли ее нарушил древнегреческий философ Сократ. Его „Исследуйте” определило последующие подходы к изучению сути явлений прошлого и современного. На грани 50-60 годов ХІХ века идею исследовательской деятельности поддержал врач и педагог М.И.Пирогов. эту деятельность школьников в процессе познания он противопоставлял официальной учебе, которую называл еще „классно-переводним”.
К.Д.Ушинский неоднократно повторял: „. учеба должна всегда способствовать деятельности, адекватной силам ребенка, и помогать ей только там, где нужно, постепенно ослабляя поддержку с возрастом ребенка”. Такое же мнение выразила и С.Русова, которая отмечала, что не стоит учителю в своих изложениях вычерпывать тему: следует детям самим к ее окончательному пониманию.
Идею исследовательской деятельности пылко поддерживал известный ученый-методист второй половины ХІХ века В.Я. Стомянин. Его методика была направлена на критический анализ произведения, предусматривала свободную его трактовку, способствовала формированию творческого читателя.
В 30-40-х годах ХХ века эту проблему рассматривали М.М.Соколова, М.О.Рибникова, В.В.Голубков и другие.
Вопрос проблемно поискового подхода к изучению литературы и в настоящее время интересует ученых, учителей, методистов.
Д.С.Лихачов на вопрос: „ Все ли вам понятно в „Слове”?” - ответил: „Конечно, нет. Вообще, в литературном произведении не может быть все понятным. Если это случается, то произведение теряет свою таинственность”.
Такой ответ ученого свидетельствует о том, что исследовательский метод познания - главный.
И задание каждого учителя заключается в том, чтобы пробудить у учеников дух поиска, создать на уроке благоприятные для этого условия. А это возможно лишь благодаря серьезному анализу, исследованию произведения, когда ученики становятся открывателями.
Без исследовательской работы невозможно провести нестандартные уроки, которые так нравятся ученикам. Ведь именно на таких уроках появляется возможность каждому на определенное время стать „ученым-испытателем”, утверждать себя как личность. Именно пошуковцями ученики становятся на таких уроках, как внеклассное чтение за сказкой Ш.Перро „Золушка”. Они должны возможность быть и модельерами, предлагая собственную модель платья для героини и философами, рассуждая, почему эту сказку и до сих пор любят и взрослые и деть.
Наибольшая познавательная активность оказывается тогда, когда ученик сам находит проблему, формулирует вопрос к ней и сам ищет ответа на них. Такие вопросы возникают, например, во время обсуждения мотивов и поступков героя.
- Печорин не любит Мэре, почему же он добивается ее любви?
- Раскольников отдает последние копейки Мармеладовым, но убивает старуху. Добрый он или слей?
Среди видов школьного исследования можно отделить такие:
Биографический (сбор интересных и неизвестных фактов из биографии писателя. Например, 5 класс, Дж. Киплинг - материалы о Нобелевской премии, о простреленной книге из Франции, 6 класс - Легенды об Эзопе.)
Художественный (выразительное чтение с четко выраженным над заданием - целью задания, инсценировки произведения, созданием сценариев на основе литературного произведения).
Читательский (накопление наблюдений над текстом, анализ читательских впечатлений других учеников)
Краеведческий (ознакомление с памятными местами. Например, „Зарубежные писатели и Украина”)
Исторический (анализ исторических событий и их отображение в литературном произведении. Например „Троя - реальность или выдумка?”)
Искусствоведческий (анализ произведений изобразительного, музыкального, театрального искусства в связи с литературой. Например, „Художественная литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства”)
Интересным является то, что проблемно поисковый метод дает возможность учитывать индивидуальные особенности ученика, содействует его художественному развитию, ведь мы следуем к профилированию учебы.
Склонность к размышлениям, наблюдениям, анализу явлений жизни и искусства присущие старшим подросткам. Целиком очевидно, что сравнительно с шести-семикласниками, методы и приемы учебной деятельности должны осложняться. Они призваны создать в классе поля творческого поиска, включить ученика в диалог, чтобы он почувствовал себя равноправным его участником, сотворцом на уроке.
4. Защита собственных проектов
Такие возможности обеспечивает метод „Защита собственных проектов”. Он направлен на активизацию умственных способностей ученика, формирования у него критического мышления, постижения в первую очередь себя как личности. Эффективность применения метода зависит от многих факторов: меры овладения классом текста литературного произведения, общего уровня его подготовки, отношения к творческим заданиям, психологическому климату, мастерству учителя, его умения четко сформулировать вопрос, дать исчерпывающую инструкцию. Данный метод может быть долгосрочным, когда ученики на протяжении недели, месяца выполняют самостоятельно задание дома, а затем защищают собственную работу на уроке. А можно применять метод на уроке в течение 20-30 минут лучше использовать этот метод на этапе закрепления знаний, умений и навыков, когда текст прочитан, проанализировано. Названия всех проектов (5-6, в зависимости от количества учеников в классе) записываются на доске. Учитель характеризует каждый из них, коротко объясняет задание. Оно обстоятельно сформулировано в инструкциях, которые находятся здесь же.
Проекты могут быть такими:
- „Я - лингвист” (работа со словарем, раскрыть содержание слов);
- „Я - художник” (сделать иллюстрации к цитате, цветные ассоциации);
- „Я - скульптор” (сделать скульптурные фигурки вещей-символов);
- „Я - переводчик” (отрывок произведения перевести на другой язык).
Ученики избирают один из них и занимают место в соответствующих группах. Кто-то будет генератором идей, другие станут исполнителями. Учитель помогает, объясняет, контролирует ситуацию. Учитывая задание профилированию школы, специфику изучения зарубежной литературы в классах разных профилей „Защита собственных проектов” как метод универсален. Учитель добирает задание в соответствии с профилем класса. Да, проводя урок за темой „Импрессионизм. Поль Верлен” в 10 классе художественно-эстетического профиля, можно предложить проекты: „Я - дизайнер” „Я - модельер” „Я - музыкант”.
В классах филологического профиля целесообразными являются проекты: „Я - поэт” „Я - режиссер” „Я - переводчик” „Я - литературовед”.
Следовательно, если учитель творчески подойдет к организации работы за методом „Защита собственных проектов” - предложит как универсальные, так и ситуативные проекты, четко составит инструкции для каждой группы с учетом вековых возможностей учеников, найдет нужные слова, чтобы подбодрить их, создать творческую атмосферу, ситуацию успеха - то следствием такой деятельности станет лучшее понимание ими художественного произведения, более свободным, неформальным построением собственных интерпретаций. А развитие творческих способностей это прибавит новых импульсов. Учебное проектирование не является принципиально новой технологией. Метод проектов или метод „проблем”, возник в 20-ые годы ХХ века в США. Джон Дьюи разработал идеи активизации целесообразной деятельности ученика в соотношении с его личными интересами именно в этих знаниях как принципов учебы.
Типы проектов:
1. Исследовательские - для них важны цель, структура, социальное направление, актуальность.
2. Творческие - ученики самостоятельно работают над созданием журнала путешествия вместе с любимым героем, над коллективным коллажом, видеофильмом, вечером, на заседании литературного клуба, читают свои стихотворения, готовят и презентуют сборники.
3. Игровые - это литературно-театральные представления, игровая имитация социальных и деловых отношений, обоснования разных сюжетных версий и ситуаций, в которых оказываются герои.
Например: деловая игра „Вы в эфире”. Ученики выполняют работу репортеров, редакторов, предоставляют интересную информацию в пресс-центр, а дикторы должны выступить в эфир сообщениям.
4. Информационные - поиск информации о биографии писателя, ведомости о разных редакциях произведения, составления карты путешествий литературных героев.
5. Прикладные - составление программ, словарей, проекта образования 2050 года, хроники жизни класса.
Участие в проекте предоставляет детям возможность осуществить свой выбор идей, норм, моделей поведения, ученики несут ответственность за этот выбор, работают в атмосфере сотрудничества, потому что успех каждого - это успех всех.
Проектная технология способна обнаружить и развить умение, азарт каждого ученика, учесть его нрав, способности, склонность к тем научным знаниям, которые ему больше всего интересные.
Метод проектов требует самостоятельной деятельности учеников для решения определенной творческой проблемы.
Цель творческих проектов:
Ш формировать интеллектуальные, специальные и общекультурные знания, умения учеников;
Ш стимулировать инициативность, решительность, навыки сотрудничества;
Ш развивать логическое мышление;
Ш использовать наиболее полную информацию;
Ш развивать навыки самостоятельного планирования, самообразования, коммуникабельности.
Проектирование - это особенный тип интеллектуальной деятельности, отличной особенностью которой является перспективная ориентация исследования, которое имеет практическое направление.
Проектная деятельность на уроках зарубежной литературы обязывает детей:
- планировать свою работу, предусматривать возможные результаты;
- использовать много источников информации: литературные произведения, материалы прессы, исследования литературоведов;
- самостоятельно искать и накапливать материал;
- анализировать произведения разных эпох, сопоставлять разнообразные факты;
- аргументировать мысль;
- принимать собственные решения;
- создавать „конечный продукт” - материальные носители проектной деятельности (фильм, календарь, журнал, проспект, газета, сценарий передач и тому подобное).
Более привычными формами научной работы для учеников являются доклады, реферат. Однако проектная целесообразность - это совсем другая форма работы, а именно собственное исследование, где должен быть предложен свой вариант решения проблемы, и аргументирована оценка фактов.
5. Применение интерактивных методов на уроке зарубежной литературы
Каким же образом нужно строить учебу, чтобы процесс познания стал интересным для учеников? Один из путей является внедрением в педагогическую практику интерактивных методов. Они способствуют не только получению знаний, но и еще в большей степени, навыков, умений. Важны не поиск единственно правильного ответа, а способность решать проблему. Интерактивная технология урока развивает критическое мышление учеников, их читательскую и языковую культуру, способности самостоятельного анализа, воспитывает толерантное отношение к другой мысли, уважение к национальным традициям, развивает культуру полемики и сам презентаций.
Значительно расширяются также познавательные возможности учеников. Используя интерактивные методы учебы, учитель активизирует их учебную деятельность, становится организатором ученического коллектива, консультантом дискуссии. Ученики должны возможность развивать коммуникативные умения и навыки.
Интерактивная учеба - это учеба в общении. Главная особенность его методики заключается в потому, что познавательный процесс происходит в совместной деятельности учителя и учеников.
Интерактивная учеба - это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет конкретную, предварительно определенную цель, - создать комфортные условия для учебы, за которых каждый ученик чувствует свою успеваемость, интеллектуальную возможность. Организация интерактивной учебы предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использования ролевих игр, общее решение проблем на основе анализа, обстоятельств и ситуаций. Во время такой учебы ученики учатся быть демократическими, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать продуманные и взвешенные решения.
Вот некоторые интерактивные виды и формы работы, самые эффективные при изученные постмодернистских произведений.
Создание рекламы за прочитанным произведением. Этот вид работы развивает у школьников память, смекалку, внимательность, изобретательность, умение логично мыслить, комбинировать. Причем делается это ненав’язливе, в захватывающей форме.
Ученики разделены на микрогруппы, которые дома коллективно создают рекламный ролик за произведением, которое изучается. Они должны продумать мету, адресата, вид такого ролика.
А в классе каждая группа учеников демонстрирует свою рекламу, а другие анализируют ее за критериями:
-соответствие рекламы художественному тексту;
-максимум информации при минимальном количестве слов (жанр рекламного ролика предусматривает его краткость);
-аргументованность;
-доступность;
-оригинальность.
Анализируя рекламные проекты, ученики могут опять обратиться к тексту, будут учиться аргументировать свое виденье произведения, будут отстаивать собственное мнение, критически будут реагировать на замечание. И главное, все это будет происходить в непринужденной игровой форме.
Семинар. Это одна из самых распространенных интерактивных форм работы. Она способствует формированию в учеников навыков проработки научных источников, дает возможность оптимально учитывать их индивидуальные способности. Учитель предварительно должен сообщить тему, мету и задание, заказную литературу. Следует учесть, что подготовка к семинару может вызывать определенные трудности у учеников, поскольку требует поисковой работы, умения абстрагироваться, чтобы осмыслить признаки постмодернистского явления, найти их в произведении и сформировать личностное впечатление, дойти до его логической интерпретации.
Тематические аттестации в форме собеседований и зачетов. До зачета ученики готовят небольшие доклады (мини-лекции на вопросы, которые предлагаются на аттестацию). Все ученики в классе распределяются на критиков или содокладчиков. Докладчик вступает в дискуссию с критикой, аргументирует свое мнение. Роль конформиста лучше исполнить учителю. Он должен остаться "нейтральным". На таком уроке выступает большое количество учеников, учитель не только в интерактивной форме выясняет уровень усвоения ими определенной темы, но и работает над усовершенствованием их устной монологической и диалогической речи.
Заседание пресс-клуба.
Заблаговременно объявляется тема урока, творческой группе учеников предлагаются разные задания: взять на себя выполнение ролей писателя, его современников, литературного критика, читателей и обязательно эксперта. Стоит позаботиться и о внешних изменениях в классе: парты располагаются буквой "П". Роль ведущего исполняет учитель. При девизах клуба может служить высказывание французского философа Вольтера: "Ваша мысль мне глубоко враждебная, но за ваше право ее выразить я готов пожертвовать своей жизнью".
Правила ведение заседания пресс-клуба:
-выражать разные, но противоположные, временами совсем странные мысли по проблеме, которая обсуждается;
-можно спорить, не соглашаться с общепринятым виденьем;
-критически относиться к себе. Запрещается:
-выражаться оскорбительно о ком-либо;
-во время обсуждения переходить на личность оппонента;
-перерывать собеседника;
-при отсутствии аргументации направлять разговор в другую сторону;
-использовать обидчивые преувеличения.
"Мозговая атака".
Этот вид диалога активизирует творческие способности учеников. "Мозговая атака" предусматривает такие этапы работы:
-объявления темы и заданий уроку;
-создание малых групп (5 - 6 лиц за собственным выбором);
-создание проблемной ситуации;
-выдвижение в малых группах разнообразных идей;
-систематизация идей в группах;
-критическое обсуждение этих идей;
-формулировка выводов относительно решения данной проблемной ситуации.
Во время проведения "мозговой атаки" учитель может выяснить уровень усвоения школьниками определенной темы, а также предложить новый аспект ее решения.
Дискуссия. Школьные дискуссии условно разделяют на такие виды: дискуссия-имитация; дискуссия-обобщение; дискуссия - поиск истины; дискуссия-размышление; дискуссия-доказательство.
Да, проблема, которая рассматривается во время дискуссии-размышления, имеет несколько путей решения и дает возможность сформулировать разные варианты выводов, которые основываются на субъективных позициях учеников.
В результате дискуссии-доказательства обосновывается и практически проверяется окончательная истина, определенная сумма знаний.
В основе дискуссии-обобщения лежит проблема, выяснение которой помогает обобщить, систематизировать знание учеников.
А в процессе дискуссии-имитации моделируются фрагменты научных дискуссий, например, защита ученических докладов на заседаниях Наваждение.
Решающей является роль учителя во время дискуссии-поиска истины. Успех ее зависит от умения педагога вызывать учеников на полемику, поставить такие вопросы и задания, которые бы вели к самостоятельному поиску истины, обеспечивали поддержку всем участникам дискуссии.
Следовательно, интерактивные виды и формы работ активизируют умственную деятельность учеников, способствуют заинтересованности предметом, развивают логику и критическое мышление. А без этих качеств тему "Постмодернизм" не постичь.
6. Формирование в учеников критически мыслить
Учителю всегда следует помнить, что он работает не в каком-то вневременном, абстрактном пространстве, а в конкретной социальной среде, которая сложилась исторически. И потому ему постоянно следует согласовывать свою педагогическую деятельность с характером этой среды, его закономерностями, вызовами.
Потек информации в наши сутки невозможно овладеть эрудированному человеку. Поэтому задание школы заключается не в передаче этой информации (знаний) своим воспитанникам, а в формировании умений и навыков получить эту информацию, самостоятельно овладевать ею, критически осмысливать. Знание - это не раз и навсегда дано, а то, которое подлежит постоянному обновлению, углублению и совершенствованию. Вот почему учитель должен учить добывать их не путем накопления, составления в коморку, а - восприятия, критического мышления.
Такие знания содействуют развитию и самореализации личности. А представление их в значительной мере решается через внедрение инновационных технологий, в частности чтения и письма для развития критического мышления (ЧПКМ). Убедилась, что формы и методы работы по отмеченной технологии направлены на формирование в учеников таких черт, как способность самостоятельно добывать необходимые знания, умело применять их на практике и тому подобное. Технология ЧПКМ помогает ученику упорядочивать потек информации, добирать из изученного материала главное, которое способствует его лучшему восприятию и усвоению, Использование этой технологии создает на уроке атмосферу поиска, творчества и сотрудничества, разнообразит работу, обеспечивает углубление в литературное произведение, эффективное общение с писателем и его героями. Уроки за методикой ЧПКМ далеки от авторитарности. Это своеобразный диалог, где учитель и ученики создают единственный ансамбль, в котором каждая сторона заинтересована в поиске истины. Но не следует забывать, что ведущая роль в данном случае все же принадлежит учителю. Он добирает необходимый дидактичный материал, определяет приемы его овладения и т.п. В частности, с помощью анкетирования следует узнать, как восприняли ученики программное произведение. Это поможет сориентироваться в содержании и объему материала, который изучается, формах и средствах его овладения.
Формировать умение критически мыслить следует практиковать уже из 5 класса. Но отмечу, нет какой-то одной методики, руководствуясь которой, можно было бы научить критическому мышлению. Главное - на каждом уроке учить учеников анализировать информацию, ставить ее под сомнение, адаптировать к определенным условиям, принимать или отбрасывать. Как практически прививать критический подход к овладению материала уроков?
Например, 5 класс. Г. К. Андерсен. "Снежная королева".
И этап урока. Мотивация.
Задание (взято из контекста урока РСР. Перевод произведения от имени героя"). Путем гронирования с помощью определенных знаков-символов определить роль людей, зверел и птиц, которых встречала Герда во время поисков Кая:
помощь
препятствование
из определенных причин нейтральная позиция.
II этап урока
Задание. Выразить свое отношение к персонажам произведения. Прием, уже освоенный учениками, осложняется учителем. В результате совместной активной работы создается схема:
Принц и принцесса
Семейство ворона Маленькая разбойница
ВолшебницаОлень
Кай Лапландка
Финка
ІІІ этап урока. Обобщение.
Задание. Выразить свое отношение к героине, использовав прием сенкон:
1.Герда.
2.Мужественная, отданная.
3.Любит, ищет, побеждает.
4.Девушка спасает названного брата.
5.Героиня.
IV этап урока. Домашнее задание.
Дать развернутый рассказ на тему "От Герди-девочки к Герди-девушке" за упорядоченным планом.
Задание за стратегией ЧПКМ: "Нарушена последовательность". Расставить в определенном порядке пункты плана:
Девушка, взрослая внешне, - дитина сердцем.
Место Герди в сказке Г. К. Андерсена "Снежная королева".
Мое отношение к Герди.
Путь Герди от девочки к девушке:
а) любляча и скромная подруга Кая;
6) терпеливая, мужественная, способная к самопожертвованию путешественница.
Именно вот такое обращение к методике критического мышления дает возможность учить детей применять приобретенные знания в нестандартных ситуациях на разных этапах урока. А пересказывая литературное произведение от имени его персонажа (основная цель урока), ученики работают индивидуально, в парах, в группах, учатся вместе анализировать задание, приходят в процессе работы к пониманию. Этому способствует и использование технологии критического письма: отбор материала, который отвечает их заданию: "Как повлияли встреча с героями произведения на Герду".
В сознании учеников 7 -11 классов уже караулят вопрос: "Что эта информация означает для меня?", "Как это знание соотносится с тем, что я знаю?", "Как я отношусь к нему?". Работа учеников этих классов становится самостоятельнее. Получив опережающие индивидуальные и групповые задания, они прорабатывают заказную литературу и добирают нужные им данные.
Применив технологию ЧПКМ, прием кубирования, ученики достаточно эффективно могут рассмотреть, скажем, жанр причудливого барокко во всех его проявлениях, обратившись при этом к другим видам искусства, привлекши сведения из других предметов.
"Учиться мыслить критически ежедневно!" - это наш девиз, мой и моих воспитанников. Основа этой работы - умение критически читать. Текст всегда должен быть осмысленным. Этому способствуют фрагментируемое чтение и паузы, заполненные такими вопросами:
- Что вы почувствовали, читая?
- Что представили во время чтения?
- Есть ли что-то позитивное в том, о чем рассказывается в произведении? Негативное? Почему вы так думаете?
- Где происходит изменение в ходу событий?
- Как вы думаете, что случится дальше?
- Закончится ли произведение так, как вы ожидаете?
- Что бы вы сделали на месте героев?! почему именно так?
Произведение при этом не пересказывается буквально. Ученики, обращаясь друг к другу, выражают свои мнения, иногда спорят. Учитель только корректирует и направляет их мысль.
Во время учебы целесообразно использовать и разнообразные формы критического письма. Они дают возможность ученикам выкладывать свои рассуждения относительно прочитанного, аргументировать свои взгляды, искать решения проблем. Письменное произведение следует строить в первую очередь как мнимый разговор с кем-то, добирая, учитывая это и тональность, и лексику, и стилистику: автор - ученик, объект - содержание произведения, мнимая аудитория - читатель. Эффективный результат дают несколько тем, тогда каждый ученик масс возможность избрать собственную.
Стоит завести тетрадь для самостоятельных работ. Когда ученик определен, что пишет для себя, то он хочет запомнить обучаемый материал, постичь его, а это чрезвычайно стимулирует критическое мышление. По большей части происходит свободный поток мыслей, пишется своеобразное эссе. К тому же каждый убежден, что его мысль будет способствовать решению нарушенной проблемы. Ведь она всегда обсуждается, иногда, за просьбой, анонимно. Такая работа содействует не только развитию вещание учеников, но и формированию их мировоззрения, умению отстаивать свою позицию.
Важно так построить урок, чтобы класс все время что-то обдумывал, анализировал, сопоставлял и тому подобное. Работая над его структурой, следует предусматривать, на каком этапе занятия целесообразно применять технологию критического мышления, и предварительно подготовиться к нему. Это значит, что учитель должен дать ученику задания для предыдущей подготовки (прочитать, продумать, выполнить самостоятельные подготовительные упражнения); отобрать для урока такие интерактивные приемы, которые послугують для учеников "ключом" для усвоения темы и т.п. В любом случае не следует прибегать к применению интерактивных технологий необдуманно, впопыхах.
Следует приучать школьников свободно рассуждать. Для этого важно создать в классе соответствующую атмосферу. Помним, учитель имеет право, просто обязанный излучать позитивную энергетику. Только в таком случае его ожидает успех. Доброжелательная атмосфера, которая оказывается в поддержке или опровержении суждений учеников, побуждает каждого из них к активнейшему, самому полному и самому широкому думанью. На творение такой атмосферы плодотворно "работают" ролевые игры, творческие задания и др. Перевоплощаясь в другие обиды, ученики воспринимают мир не одномерное, не однозначно. Поведение их становится гибче, ко всему они начинают относиться с юмором.
Учитель должен научиться принимать разнообразные, временами противоположные мысли и суждения, обеспечить без-ризикове среду, лишенную насмешек, осуждения.
Одним из самых действенных средств создания такой среды есть групповая учеба. Именно диалог с целью поиска эффективного решения какой-то проблемы сплачивает учеников, воспитывает "ощущение локтя", сотрудничества.
Да, изучая биографию Ш. Бодлера, можно использовать прием "углы". Во время работы на уроке ученики, представляя обвинение и защиту, выражают свои суждения, соглашаются или возражают друг другу. Как следствие, творчество Бодлера появляется во всей своей многогранности, неоднозначности.
Методисты отмечают, что самой оптимальной является такая учеба, когда используется целый репертуар стратегий мышления. Потому я не акцентирую на какой-то одной стратегии, а пытаюсь разнообразить их, совмещать.
Практически на каждом уроке, где применяется технология ЧПКМ, обязательно происходит работа в парах или группах. Ни один ученик не может быть (он лишен организационно такой возможности) пассивным, ведь ему нужно отчитаться о выполненной им работе - или это устный ответ, тестирование ли, письменная творческая работа ли.
Группы или пары - динамические, переменные, в соответствии с поставленными заданиями. То есть работа проводится под контролем учителя, независимо от формы вмешательства.
Ученики, объединенные определенной целью, сами определяют лидера, который защищает результат их труда. Лидерство обязывает ученика, которому доверили одноклассники, быть собранным, ответственным.
Часто, получив список нужных "ролей" на уроке (в частности во время использования приема "литературные круги"), ученики сами образуют группы, учитывая свои возможности и интересы. Учителю не стоит корректировать такие группировки или пары. Ведь само оценивание основывается на самоопределении и содействует развитию способностей школьников, создает красивое самочувствие на уроке. А это, в свою очередь, повышает уровень их критического мышления. Особенно такие формы работы практикуются на тех занятиях, где используются игровые элементы. Такие уроки - благодатная среда, где ученики проявляют свой интеллект, художественные таланты, склонности к определенным занятиям.
Групповая учеба способствует лучшему усвоению материала. Ученики заинтересованы в результате мисленной деятельности. Они сидят рядом и обсуждают информацию, понимая, что нужные друг другу в исполнении задания. Такой труд улучшает их отношения. Чтобы прийти к конечной цели, ученики учатся проявлять терпимость, взаимопомощь, независимо от пола, способностей, социального статуса или каких-то физических изъянов. Ведь они связаны друг с другом в такой мере, что один не может быть успешным, если не будут успешными все.
Большие возможности у таких приемов технологии ЧПКМ, как "титаник", "карусель", "корзина", "круги Вена", "дискуссионная сетка Алверманна" и др. Они дают возможность каждому ученику реализовать свой интеллектуальный потенциал, а учителю оценить его работу.
Вот урок "Трагизм женщины, которая дерзнула любить" (за романом Л. Толстого "Анна Каренина"). Раскрыть его тему помогает дискуссия. Прием "дискуссионная сетка Алверманна" подводит к выяснению таких вопросов: "Должен ли Каренин в трагедии Анни?", "Сделал ли счастливой Анну Вронский?" Ученики в постоянном поиске: "Какая же она, Анна?", "Смог ли бы я, будучи героем роману, изменить перебежал событий?" Такие конкретные вопросы нуждаются и в конкретных ответах, вынуждают учеников избегать упрощенных решений: "Так - нет". Развивается их мышление креатора, монологическая речь, моральные ценности.
Прием "корзина" дает возможность использовать приобретенный цивилизацией духовный опыт (в частности, высказывания о любви) через призму собственного миропонимания. Например:
1. В мельницу - бросаем афоризм, который развлекал.
2. В мусорник - неправильные, по нашему мнению, поступки героев.
3. В чемодан - почему учились, что возьмем в жизнь.
Прием "круга Вена" даст возможность в процессе компаративного анализа расширить виденье судьбы женщины в обществе и выразить свои рассуждения по поводу этого.
Задания, которые стоят сегодня перед школой, невозможно решить без обновления методов учебы, без разработки новых, производительных учебных технологий, к которым принадлежит и ЧПКМ. ее приемы, как видим, активизируют умственную деятельность учеников, вызывают эмоциональное отношение к предмету, стимулируют увлечение им. Следовательно, они как никогда актуальные, потому что направленные на подготовку таких граждан, которые смогут принимать участие на высоком интеллектуальном уровне в решении проблем, которые появляются перед нашим обществом.
Литература
1. Педагогические инновации в современной школе. - К. Образование, 1984р.
2. Степанишин Б.И. Литература - учитель - ученик. Пособие для учителя, - К., Образование, 1993р.
3. Образовательные технологии. Учебно-методическое пособие. За общ. Ред. О.М. Пехоти - К. А.С.К., 2001р. с. 256
4. Пометун О., Пироженко Л. Интерактивные технологии учебы: теория, практика, опыт. - К. А.С.К., 2004р. с. 192.
5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - Г. Просвещение, 1996
6. Матвиєнко П.І. Ориентир на образовательные технологии. Педагогические технологии: Опыт. Практика. Справочник. - Полтава, ПО - ИПОППО, 1999р.
7. Хуторской А.В. Современная дидактика. СПБ, 2001. с. 533
8. Анна Столяренко, Ольга Демьяненко „Проектные технологии на уроках литературы”. - Школьный мир №45
9. Л.Иохова. „Особенности проведение урока литературы на этапе пропедевтики учебы”. „Зарубежная литература”, Школьный мир - 2005р.
10. Исаева О. Зарубежная литература. 7 класс - К. Ленвит., 2002р.