Пьеса «На дне» как философская драма.
Пьеса Горького «На Дне» написана в тысяча девятьсот втором году. В эти
предреволюционные годы писателя особенно волнует вопрос о Человеке. С одной
стороны, Горький осознает, какие обстоятельства заставляют людей опускаться
на «дно жизни», с другой- он старается подробно изучить эту проблему и ,
возможно, найти её решение. В драме разворачиваются два конфликта. Первый
,социальный- между хозяевами ночлежки и босяками, другой- философский ,
затрагивающий основные вопросы бытия , разворачивается между обитателями
ночлежки. Он- то и является основным. Мир ночлежки- это мир «бывших людей».
Раньше они были людьми разных слоев: здесь и барон, и проститутка, и
слесарь, и актер, и картузник, и торговка. И всё равно в этом страшном мире
отверженных эти люди ведут поиск истины, стараются решать вечные проблемы.
Как вынести тяжесть жизни? Что противопоставить страшной силе обстоятельств- открытый бунт, терпение, основанное на сладкой лжи, или смиренность? Вот
это три позиции , которых придерживаются персонажи пьесы.
Самый мрачный мыслитель в ночлежке- Бубнов. Он неприятен Горькому,
потому что в его репликах отражена «правда факта». Жизнь в оценке Бубнова
лишена всякого смысла. Она однообразна и течет по законам, которые человек
не может изменить: «все так: родятся , поживут и умирают… Чего жалеть?»
Мечты для него- стремление человека казаться лучше или, как сказал Барон:
«у всех людей души серенькие… все подрумяниться желают».
С появлением Луки накаляется атмосфера в ночлежке. Странник Лука-
сложный и интересный персонаж в пьесе. Его идеи основаны на том, что он не
верит в возможности человека, для него все люди ничтожны, слабы, мелки,
нуждаются в сострадании и утешении. Лука полагает, что правда может быть
«обухом» для человека. Иногда лучше обмануть человека вымыслом, вселить в
него веру в будущее : «для лучшего живет человек». Но это философия рабской
покорности, недаром Сатин говорит, что «… ложь- религия рабов и хозяев.
Одних она поддерживает, другие прикрываются ею». Идеи Луки направлены на
то, чтобы заставить людей либо как бы «обойти» жизнь, либо постараться
приспособиться к ней. Советы странника никому не помогли : Васька убивает
Костылева и попадает в тюрьму, актер кончает жизнь самоубийством. Прямой
вины Луки в этом , конечно, нет, просто обстоятельства оказались сильнее
людей. Но косвенно он виноват, точнее не он , а его идеи: они внесли
изменения в жизнь ночлежников и в их мировоззрения, после которых они уже
не могли нормально продолжать жить.
Против этой вредоносной лжи выступает Сатин. В его монологе звучит требование свободы и гуманного отношения к человеку : «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью,... уважать надо!». Сатин убежден в следующем- необходимо не примирить человека с действительностью, а заставить эту действительность работать на человека. « Всё в человеке , все для человека» . «Существует только Человек, все остальное – дело его рук, его мозга». «Человек! Это звучит гордо!».
Сатин, несомненно, симпатичен автору, хотя он и «герой слова». В отличие от большинства ночлежников он в прошлом совершил решительный поступок, за что и поплатился: четыре года провел в тюрьме. Но он не жалеет об этом : «Человек свободен, он за все платит сам…».
Таким образом, писатель утверждает, что человек способен изменить обстоятельства, а не подстраиваться пл них.