Эпоха эллинизма
Крылатая Ника («Победа») одна из прекраснейших статуй эпохи эллинизма.
Среди жанров эпохи эллинизма важное место занимают декоративные статуи,
украшавшие сады и парки, царские дворцы и виллы. Широкое распространение
получают многофигурные группы с запутанным мифологическим сюжетом. Вкусам
эпохи в равной мере отвечают как драматические образы, так и откровенно
чувственные. Все это свидетельствует о расширении кругозора скульпторов.
Искусство эллинизма ярко и полно отражало идеи, волновавшие людей той
бурной эпохи. Мастера чутко реагировали на настроения общества, несмотря на
все возраставшую в условиях монархических режимов официозность, сохраняя в
своих произведениях искренность и острую злободневность господствовавших
настроений и чувств. Эллинистическое искусство оказало огромное влияние не
только на характер много взявшего из его наследия римского искусства, но
было основой дальнейшего художественного развития в таких областях
Средиземноморья, как Египет, Сирия, Малая Азия, Балканский полуостров. В
длительный период четырех столетий, когда эти земли были римскими
провинциями, у населения их не угасало стремление выражать в произведениях
искусства свои чувства и настроения. Не случайно именно в этих районах
пышно расцвело впоследствии новаторское образами и формами, глубокое
содержанием памятников византийское искусство.
Эллинистические скульпторы любили волновать зрителя своими произведениями.
Экспрессивность движений, острота ситуаций в эту эпоху особенно ценились.
Ника
Статуя богини победы была воздвигнута на острове Самофракия в память
морской победы над флотом сирийского царя. Фигура богини стояла на высокой
отвесной скале над морем, ее пьедестал изображал нос Боевого корабля.
Могучая и величавая Ника в развевающейся от ветра одежде представлена в
неудержимом движении вперед. Уверенный шаг богини и гордый взмах крыльев
рождают чувство радостной и торжествующей победы.
Она, а точнее куски ее, были найдены археологами 1863 году. Памятник
хранится в Париже, в Лувре.
Она разная, в зависимости
от того, откуда на нее смотришь, но всегда – летящая, крылатая Ника . У нее
нет головы и рук - не нашли, но это неважно, ведь есть крылья. Ни на одной
фотографии
передать ее полета не удается.
Ника Самофракийская.
Слепок. Паросский мрамор. Высота - 2,45 м. III-II вв. до н. а. Париж, Лувр.
Мастер дает почувствовать дующий навстречу Нике шквальный морской ветер,
сильные порывы которого волнуют складки одежды богини, обрисовывают
прекрасные формы могучей фигуры и заставляют вихриться край ее плаща.
Одежды Ники кажутся пропитанными солеными брызгами волн. Морская стихия,
сильный ветер, огромные просторы нашли воплощение в пластических формах
статуи. Скульптурное произведение вырвалось из тех незримых оков, в которых
оно находилось прежде, существуя будто в ином пространстве. Окружающая
зрителя природа нашла теперь отзвук в самом изваянии. Рубеж, который остро
воспринимался в статуе Менады Скопаса и был нарушен резким движением руки
лисипповского Апоксиомена, здесь оказался преодоленным. Условность,
продолжающая сохраняться в образе крылатой женщины, оказалась близкой почти
осязаемой реальности. Свойственная эпохе противоречивость и контрастность
выступили с патетической силой в этом монументе, созданном в честь военной
победы.
МГАПИ
Отчёт по музею
на тему:
Ника Самофракийская
Выполнил:
Сергиев Посад
2004г