Реферат по предмету: «Культурология»
Тема: «Искусство Древней Греции и Древнего Рима»
План
1. Критское искусство
2. Искусство греческой архаики
3. Греческая скульптура
4. Особенности античного искусства
5. Эпоха эллинизма
6. Культура Рима
Список используемой литературы
1. Критское искусство
Искусство Древней Эллады своими корнями уходит не только в культуру древневосточных цивилизаций, но также и в Критомикенскую культуру, которая была открыта благодаря археологическим раскопкам на о. Крит. Найденные в конце XIX в. – начале XX в. останки этой культуры позволяют судить о достаточно высоком уровне развития духовной и материальной культуры народов, проживавших в конце III – нач. II тыс. до н. э. на о. Крит, а несколько позже в городе Микены, расположенном на греческом материке близ побережья Эгейского моря.
Критские письмена до сих пор не расшифрованы, и остается открытым вопрос о том, к какой этнической группе принадлежали эти народы и каков был их общественный уклад. Большинство ученых склоняются к выводу, что на Крите, так же как и в Египте, была рабовладельческая монархия. Другие считают, что там существовало родовое, доклассовое общество типа военной демократии.
При раскопках в Кноссе на о. Крит найдены останки дворцового сооружения. Своей причудливой архитектурной формой оно напоминает греческий миф о Лабиринте. По-видимому, поэтические фантазии мифа появились не на пустом месте, и лабиринт действительно существовал. Стены дворца покрыты фресками, фрагменты которых достаточно хорошо сохранились. Довольно часто на них, так же как и на критских сосудах, можно встретить изображения быка: то мирно пасущегося, то разъяренного. Образ быка в критском искусстве, так же как и в античных мифах, встречается часто - очевидно, это животное играло какую-то важную роль в жизни древнего народа и его религии.
Критское искусство не подчинялось строгим канонам, как предшествовавшее ему египетское искусство. Отсюда впечатление радости и непосредственности, которым веет от произведений критского искусства. В то же время критские изображения во многом напоминают египетские рельефы с часто встречающимися изображениями животных (львов, кошек и проч.). Найденные в Кносском дворце рельефные изображения человеческих фигур также во многом по своей манере напоминают египетские. Все это свидетельствует о том, что критяне, поддерживавшие торговые и культурные отношения с Египтом, могли позаимствовать у него и манеру написания рельефов.
Однако за внешним сходством с египетским искусством обнаруживаются и существенные различия в мироощущении и стиле критян. На Крите предпочитают непринужденность и большую свободу в изображении фигур, в то время как в египетском искусстве главное - это строгость и геометрические формы, суровая величавая простота, симметрия, каноничность изображения. Достаточно часто критяне изображали женские фигуры, которые отличались непринужденностью и большей свободой - возможно, они были жрицами или это явилось отражением матриархальных отношений на о. Крит - неизвестно. Кроме того, критское искусство отличает стремление к причудливым и извилистым линиям, в живописи и дворцах-лабиринтах царит ассиметрия. В искусстве древних критян часто встречается тема моря - пейзажи, лазурный цвет, изгибы водорослей в орнаменте на амфорах. Со временем критское искусство претерпевает изменения, становится манерным, что свидетельствует, по-видимому, о его увядании. В конце XV в, до н.э. города, расположенные на о. Крит, превратились в развалины. Предполагают, что критяне подверглись опустошительному набегу ахейских племен, но не исключены также стихийные бедствия - землетрясение или извержение вулкана.
После исчезновения критской культуры ее преемником явилась близкая ей Микенская культура, которая просуществовала еще примерно три столетия. Ее стиль отличался большей сухостью и строгостью линий, архитектура была более суровой. Если в критских поселениях не было крепостных стен и военных укреплений, то в Микенах, напротив, крепости встречаются достаточно часто. Они воздвигались на высоких холмах, окружались стенами, сложенными из высоких каменных глыб (так называемая «циклопическая кладка»). Такая архитектура была обусловлена частыми длительными войнами.
О Троянской войне, длившейся десятилетия, рассказано Гомером в «Иллиаде». Война ахейцев против Трои относится примерно к XIII—XII вв. до н.э. Тем самым Гомер запечатлел историческую память о микенской эпохе, где правда переплетается с художественным вымыслом. Знаменитое описание щита Ахилла свидетельствует о высокой культуре эгейского мира. По преданию, щит был изготовлен самим богом ремесла Гефестом, который покрыл его картинами полевых работ, плясок и празднеств. Со временем эгейская культура пришла к упадку ввиду вторжения дорийцев - северных племен, стоявших на значительно более низком уровне культуры, чем микенцы. Для дорийского искусства был характерен геометрический стиль, во многом напоминающий древнее искусство эпохи неолита (большие деревянные идолы, глиняные сосуды, покрытые однообразным узором, мелкие глиняные статуэтки во многом напоминающие наши вятские дымковские игрушки).
2. Искусство греческой архаики
Искусство греческой архаики начинает складываться в VII—VI вв. до н.э. В нем можно обнаружить как черты крито-микенской культуры, так и геометрического стиля эпохи архаики. Однако это была совершенно иная культура, на развитии которой сказались общественные изменения того времени. В отличие от стран Древнего Востока, в Греции уже в эпоху архаики складывался республиканский способ правления, когда правил не единоличный властелин, а целый колектив рабовладельцев и свободных граждан государства-полиса.
В эпоху архаики искусство еще не обрело завершенных форм, а находилось в становлении. В архитектуре начинал складываться тип храма, окруженного колоннадой, в скульптуре - статуи обнаженных юношей и девушек, рельефы со сценами битв, игр, состязаний, а в росписи сосудов отдается преимущество чернофигурным вазам с разнообразными сюжетами из античных мифов. В литературе того периода процветала лирика (Сапфо, Анакреонт), да и философия, не освободившаяся от мифологических черт, была близка поэзии своей образностью и афористичностью (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит). В изобразительном искусстве утверждается обобщенный человеческий образ, который впоследствии назовут «аполлоновским» - так же как и все греческое искусство того периода. В образе Аполлона отразится образ не столько бога, сколько греческого героя, привлекающего не только красотой своего тела и атлетическим сложением, но молодостью и силой. «Аполлоновское» искусство отличает неповторимый рационалистичный стиль, соизмеряющий и уравновешивающий пропорции человеческого тела и архитектурных форм. О гармонии космического целого поэты и философы начального этапа греческой культуры рассуждали не абстрактно, а поэтично и образно, пытаясь рационально обосновать основы красоты, подводя под это математическую базу. Не случайно число у греков содержало сакральное знание, и на основании его было выработано понятие меры, гармонии и в целом понимание канона в искусстве.
3. Греческая скульптура
Ранняя греческая скульптура заметно отличается от скульптуры более поздних периодов. Первоначально греки окрашивали статуи в светлые и радостные цвета: волосы были золотистыми, щеки розовыми, а глаза синими. Храмы облицовывались цветной терракотой. Позднее они перестали использовать цвет и от внешнего украшения фигур перешли к созданию строгих статуй из мрамора акцентируя внимание на целостности образа. Впервые в истории мирового искусства грекам удалось найти простую, но в то же время изысканную форму, которая заметно отличает их архитектурные строения и скульптурные силуэты от искусства ранних эпох (образы Коры и Куроса). Таким образом, искусство архаики отличается строгой архитектурностью своих форм, оно соразмерно уравновешенно.
В эпоху
греческой
классики искусство
развивает и
усовершенствует
рациональную
конструктивность
формы и чувственную
непосредственность
содержания,
доводя их единство
до подлинной
гармонии.
По-видимому,
понимание
гармонии и
порядка было
присуще жизненному
мироощущению
греков, живших
в античном
демократическом
полисе в классический
период своей
истории, что
и проявилось
со всей очевидностью
в архитектуре,
пластике и
живописи.
Общественный
строй Афин в
V в. до н.э. достигает
своей высшей
точки в экономическом,
политическом
и духовном
развитии. Все
мужское население
Афин, за исключением
рабов, представляло
собой коллектив
граждан, пользующихся
одинаковыми
правами. Все
они могли быть
избраны на
любую государственную
должность.
Наряду с рабским
трудом, был
распространен
свободный труд
ремесленников
и земледельцев.
Труд на благо
общества высоко
почитался в
античной Греции.
Плутарх перечислил
оплачиваемые
государством
профессии
афинских граждан
- плотников,
каменщиков,
медников, мореходов,
кожевников,
дорожных рабочих,
шахтеров, ткачей,
а также представителей
художественных
профессий -
скульпторов,
живописцев,
золотых дел
мастеров и т.
д. Таким образом,
изобразительное
искусство
считалось в
Греции одним
из видов особо
почитаемого
ремесла, поэтому
художники
пользовались
почетом и уважением
в обществе.
Так, знаменитого
скульптора
Фидия называли
«прекрасным
ремесленником».
Физический
труд не считался
у греков унизительным,
как позже у
римлян.
Афинское общество отличалось подлинной демократией во всех сферах жизни. Греки ценили разумность, уравновешенность, меру. Общественные отношения строились на принципе согласия с природой человека, естественными человеческими желаниями. Греки равно ценили и разум, и силу страстей. Они стремились привести их в состояние гармонии и в этом видели одну из целей искусства. Были специальные здания для хранения картин (пинакотеки), но в основном произведения искусства окружали греков повсеместно. Статуи находились на площадях, рядом с храмами или внутри, возле них проходили праздники, спортивные игры, шествия. По замечанию Плутарха, «в Афинах было больше статуй, чем самих людей». И хотя греки ценили произведения живописи не меньше, чем скульптуру, однако предпочтение они отдавали именно пластическому виду искусства, который с наибольшей силой сумел выразить мироощущение античного мира («человек - мера всех вещей»).
Большинство греческих скульптурных произведений известно по римским копиям, которые дают нам лишь отдаленное представление о шедеврах, не передавая красоты оригинала. Материал, из которого создавались греческие шедевры - не белый, а желтоватый мрамор, который светился изнутри, поэтому не случайно скульптуры словно дышали и воспринимались как живые. Античные статуи были столь прекрасны, что были случаи, когда юноши влюблялись в статуи обнаженной Афродиты, Венеры и других греческих богинь. Известно, что при изготовлении статуй богов древнегреческим скульпторам позировали натурщицы и натурщики. Так, Фидию при его работе над Зевсом Олимпийским служил его помощник Калос, Пракситель ваял Афродиту со своей любовницы, а известная античная гетера служила многим живописцам натурой для Венеры. Греки идеализировали выполненные с натуры произведения искусства, поклоняясь чувственным статуям, подражающим оригиналу. Особое значение имели культовые статуи античных богов, которые помещались в храмах или перед ними, а также на площадях и улицах городов. Статуи богов считались священными, и перед ними совершались жертвоприношения. Пластическое искусство в Древней Греции более других способствовало утверждению культа античных богов, поэтому уже на заре своего становления христианство активно выступило против него,
Памятником золотого века античной культуры является Афинский Акрополь - большой продолговатый холм, возвышающийся над городом и венчающий его храмами, посвященными покровительнице города Афине (богине мудрости и труда). Комплекс Акрополя органически связан с окружающим ландшафтом - с просторами Средиземного моря и голубыми силуэтами гор архипелага. Акрополь являлся одновременно и святилищем, и укреплением, и общественным центром, в нем хранилась государственная казна, помещалась библиотека и картинная галерея. Ежегодно в нем устраивались празднества в честь богини Афины. После конных и гимнастических состязаний, соревнований певцов и музыкантов наступал самый торжественный момент праздника всенародное шествие в Акрополь: всадники на конях, воины в доспехах, государственные мужи, молодые атлеты, девушки и юноши несли жертвенных животных, везли модель священного корабля с прикрепленным к его мачте роскошным покрывалом, предназначенным в дар Афине. Праздник заканчивался всеобщим пиром на Акрополе. В центре всего ансамбля Акрополя на большой площади возвышалась бронзовая восьмиметровая статуя Афины, отлитая Фидием. Блеск ее копья отражали солнечные лучи, и он был виден далеко с моря, приветствуя приближающиеся корабли.
Самым большим сооружением Акрополя являлся Парфенон - сооружение, посвященное Афине-Парфенос (Афине-Деве). Гармоничный по своим пропорциям, из светлого мрамора, окруженный 46 колоннами (по 8 колонн на коротких сторонах и по 17 - на длинных), Парфенон создает образ чистоты и строгости. «Шествие» колонн напоминает шествие людей. Кверху колонны сужаются. Все скульптурное убранство Парфенона исполнялось по замыслу и под руководством скульптора Фидия и его учеников. Над восточным входом Парфенона, где находился алтарь, располагалась скульптурная группа, изображающая миф о рождении Афины из головы Зевса. Внутри храма находилась большая статуя Афины из слоновой кости и золота. На северном склоне холма несколько позднее (в конце IV в. до н.э. на рубеже зрелой и поздней классики) был построен другой храм - Эрехтейон.
4. Особенности античного искусства
Особенностью античного искусства явился подчеркнутый интерес к человеку, который был его главной темой. Греков мало интересовала окружающая среда: ландшафту стали уделять внимание только в эллинистический период. Однако в греческом искусстве еще не было культа индивидуального, он возникнет позже - в эпоху эллинизма в Древнем Риме. А пока главенствовал эстетический идеал, основанный на обобщенном представлении о красоте человеческого тела, созвучного космосу, населенному богами. Человек у греков рассматривался в качестве микрокосмоса, созданного по аналогии с макрокосмосом. Поэтому и портрет в греческом искусстве был развит слабо, что вовсе не означает, что передача сложной гаммы человеческих чувств и переживаний грекам была чужда. Они решали эту задачу другими средствами и в других видах искусства (античный театр, литература, музыка и проч.) Это было время философов Платона и Аристотеля, драматургов - авторов великих трагедий Софокла, Эсхила и Еврипида и других классиков античной культуры.
Что касается греческой скульптуры, то выразительность образа заключалась во всем теле человека, его движениях, а не в одном только лице. Несмотря на то, что многие греческие статуи не сохранили свою верхнюю часть (как, например, «Ника Самофракийская» или «Ника, развязывающая сандалии» и другие) и дошли до нас без головы, но мы забываем об этом, глядя на целостное пластическое решение образа. Поскольку душа и тело мыслились греками в нераздельном единстве, то и тела греческих статуй необыкновенно одухотворены. К этому периоду относятся известные статуи «Дискобол», «Мальчик, вынимающий занозу из пятки» и другие. Лица античных статуй классического периода похожи друг на друга, и лишь в IV в. до н.э. - в период поздней классики - искусство начинает тяготеть к большей конкретности и характерности образа.
В это время политическое могущество Афин пошатнулось, подорванное длительной войной со Спартой, что отразилось и на искусстве. Усиливаются и внутренние противоречия полиса, что та же ведет к нарушению гармонии и покоя, уступая место внутренней тревоге и драматичности создаваемых в это время образов искусстве. В скульптуре заметно меняется характер движений и поз. Эти тенденции заметно обнаруживают себя в пластическом искусстве у скульпторов - Праксителя и Скопаса. Если в архаический период предпочтение отдавалось прямым фигурам, то в эпоху зрелой классики появляются плавные движения, сохраняющие состояние устойчивости и внутреннего покоя, а уже в позднюю классику фигурам необходима какая-то внешняя точка опоры (так, «Раненая амазонка» опирается на полуколонну). Пракситель и художники его круга не любили изображать мускулистые торсы атлетов, отдавая предпочтение красоте женского тела с ее плавными и мягкими переходами объемов, поэтому мужчины нередко имели у них женоподобный облик. И хотя подлинных произведений Праксителя почти не сохранилось, одни лишь римские копии, но дух его искусства передает мелкая греческая пластика - танагрские глиняные статуэтки (в коллекции Эрмитажа), которые передают живу грацию, они мечтательны, задумчивы, ласковы и лукавы - все это характеризует искусство Праксителя. В отличие от него, Скопас был художником бури, страстным и порывистым, поэтому и движения созданных им скульптурных образов столь же порывисты и динамичны, как он сам. Его сцены битвы с амазонками передают упоение от боя, хмельной пыл сражения. Образ «Менады» предстает в буре диониссийской пляски, она напрягает все тело, выгибая торс и запрокидывая голову, уподобляясь натянутому луку.
Подобные образы раньше не встречались в греческом искусстве, которое отличалось гармонией чувств и тела, ясностью духа. Теперь в движениях скульптур передается буря чувств. Подобные изменения вызваны напряженной общественной атмосферой разложения и гибели греческой демократии. Этому положило начало захват всей Греции Македонией и завоевательные походы Александра Македонского, основавшего огромную монархию, простирающуюся от Дуная до Индии. Воспитателем Александра был сам Аристотель, а придворным художником - Лисипп, явившийся последним великим скульптором поздней классики, создавшим известный пластический образ своего ученика в IV в. до н.э.
Однако несмотря на то что Александр был воспитан на лучших образцах античного искусства, захватив Персию и Египет, он стал насаждать культы восточных культур, провозгласив себя богом и потребовав, чтобы ему воздавались божественные почести в духе египетских фараонов: славили в гимнах, возносили его силу и мудрость. На смену рабовладельческой демократии приходит рабовладельческая монархия. Наступает эпоха эллинизма, когда под эгидой монархии объединяются две культуры - эллинская и восточная.
Но уже в III в. до н.э. единая держава, созданная Александром Македонским, распадается на несколько монархических государств, образовавшихся в Египте, Сирии и Малой Азии. Теперь античная культура эпохи эллинизма, в свою очередь, начинает влиять на культтуру Востока. Египетская скульптура своими чертами начинает напоминать греческую: она становится более демократичной, проявляет интерес к человеку. Центром античной культуры на Востоке становится новый город Египта- Александрия, в котором успешно развиваются философия и точные науки. В Александрии жили и совершили свои великие открытия известные всему миру ученые Архимед и Евклид. А Аристарх Самосский за восемнадцать столетий до Коперника доказал вращение Земли вокруг Солнца.
5. Эпоха эллинизма
Эпохе эллинизма принадлежат такие великие шедевры греческой скульптуры, как Ника Самофракийская (конец IV в. до н.э.) и Афродита Милосская (II в. до н.э.). В обеих скульптурах воскрешается дух высокой классики, который не был характерен для того времени, когда большей частью создавались скульптуры более чувственные и порывистые. Если Афродита возвышенно спокойна, то Ника более динамична и эффектна. Когда-то Ника стояла на утесе на берегу моря, трубя в рог, обдуваемая ветрами и омываемая морской пеной. Сегодня ее подлинник хранится в Лувре, встречая посетителей на площадке широкой лестницы. Скульптура Ники Самофракийской сохранилась не полностью: она обезглавлена, без рук, с поломанными крыльями, и тем не менее она словно парит над окружающим ее пространством.
Искусство эллинизма уже далеко отстоит от канонов классического античного искусства: его формы утрачивают былую органичность, а композиции теряют свое равновесие. В эпоху эллинизма рождается новый культ - культ единоличного властелина, который был чужд греческому полису. Искусство начинает приобретать черты официального искусства, становится придворным искусством римских императоров. Эллинистические правители обожествляются и предстают в пластическом искусстве в образе греческих героев (Август, Цезарь и другие).
Постепенно содержанием искусства становится частная жизнь человека. Возрастает интерес к сугубо личным и индивидуальным переживаниям человеческой души, что заметно меняет и художественный язык. Греческий бог любви Эрот - великий и властный - теряет свои черты и превращается в шаловливого купидона. Образы Аполлона становятся томными и изнеженными. Развиваются мелкая пластика, парковая скульптура, носящая черты декоративности, широкий размах принимает градостроительство. Возрастает интерес к бытовым и жанровым сценам. Однако в целом искусство эллинизма не смогло превзойти классическую Грецию, оставаясь ее учеником.
6. Культура Рима
В недрах античной культуры параллельно с эллинизмом развивается культура Рима. Сначала Рим являлся небольшой олигархической республикой на берегах Тибра, а затем завоевал Италию и огромную территорию, простирающуюся по всему Средиземноморью. Падение Карфагена, по свидетельству историков, явилось переломным событием в истории античного мира - с этого момента Греция пала перед Римом. Однако, как писал Гораций, плененная Греция сумела победить своего «некультурного победителя». Если в области материальной культуры Рим шагнул намного дальше Греции, то в духовной сфере он не смог превзойти ее великую духовную культуру и «смиренно преклонил» перед ней свои колени.
Античные греческие каноны искусства были не просто механически усвоены Римом, но творчески им переработаны. Трудно представить себе римскую культуру без греческой - она впиталась в его плоть и кровь. Собственные художественные традиции Рима заметно уступали греческим. Римская мифология ассимилировала греческую и дала божествам другие имена: греческий Зевс становится у римлян Юпитером, Афродита - Венерой, Арес - Марсом и т. д.
Пластические искусства римлян во многом также копируют греческие образцы, но на свой лад - в скульптурах больше внешней эффектности, чем подлинного величия, что в конечном итоге явилось отражением общественно-политической жизни властного Рима с его культом силы. Римские императоры нередко изображались в образе богов, что свидетельствовало о заимствовании также и египетских традиций. Однако со временем кризис Римской империи и власти привел к кризису в искусстве.
В то же время римское искусство подарило миру и свои шедевры. Безусловным явлением в художественной жизни эпохи Рима явились знаменитые фаюмские портреты (I – IV вв. н.э.), найденные в некрополях Фаюма, входившего в состав огромной Римской империи. Фаюмские портреты являются самыми ранними образцами станкового портрета в мировой живописи. Они были открыты сравнительно недавно – в 80-е годы XIX в. Написанные на небольших деревянных дощечках, портреты прекрасно сохранились, о чем свидетельствует их коллекция в ГМИИ им. А. С. Пушкина. Подобно предшествовавшим им древнеегипетским погребальным маскам, фаюмские портреты носили преимущественно ритуальный характер. Однако если маски передавали условный образ портретируемого лица, то фаюмским портретам были свойственны черты индивидуальности, в них присутствовали также характерные этнические особенности. Пожалуй, ни одна из предшествовавших великих культур не смогла в столь реалистичной форме передать человеческий облик.
Фаюмские портреты, по-видимому, оказали влияние на развитие знаменитого римского портрета. В римских портретах не только натуралистически точно передаются черты внешнего облика известных римских императоров, но и психологические особенности их личности. Нередко за мужественными чертами лица римлян (волевым подбородком, жесткими складками у рта, массивным носом, внушительными надбровными дугами) угадывается усталость и внутренний надлом (например, бюст «Филипп Аравитянин» сер. III в. н.э.). Образ в римском скульптурном портрете заметно отличается от греческого своей индивидуальностью и интересом к внутренней жизни человека (напомним, что у греков он носил обобщенный характер и им был важен не столько портрет, сколько композиционное пластическое решение фигуры в целом, ее позы, жестов). Да и возраст портретируемого в Риме заметно возмужал по сравнению с юными греческими героями. Перед нами взрослые мужи - императоры, завоеватели народов с сильным и волевым характером, вкусившие радость побед и горечь разочарований и уже пресыщенные властью. Наступившая агония рабовладельческого строя предвещала начало конца великой Римской империи. Поэтому в пластическом искусстве этого периода отразилась нарочито подчеркнутая важность позы и театральность жестов императоров, стремящихся любыми способами удержать власть (например, статуя Августа конца I в. до н.э., театрально простирающего руку к войскам).
Необходимость поддержания престижа власти отразилась не только в пластическом искусстве, но также и в архитектуре. Помимо портретного искусства, Рим был знаменит своим зодчеством. Конечно, римская архитектура не может сравниться с греческой ни своим обаянием, ни совершенством и гармонией форм, но она значительно превзошла ее своей инженерно-строительной техникой. При строительстве храмов греки пользовались сравнительно простой балочной конструкцией, в то время как в Риме появляется конструкция сводов, заметно повлиявшая на развитие всей мировой архитектуры в более позднее время. Прежде всего это знаменитый тип базилики со сводчатым перекрытием, который в средние века становится столь распространенным и используется при строительстве христианских крестово-купольных церквей. Но первоначально тип базилики использовался в Риме в качестве светского сооружения преимущественно при строительстве многоярусных каменных мостов, триумфальных арок, которые стали воздвигать в честь военных побед. К I—II вв. н.э. относят строительство знаменитого Колизея, построенного в виде амфитеатра и вмещающего десятки тысяч зрителей, а также Пантеона - «храма всех богов», представляющего внушительных размеров купольную ротонду. В Пантеоне впервые зодчие сосредоточили внимание не столько на внешнем виде храма, сколько на его внутреннем убранстве.
Римскую архитектуру заметно отличало от греческой разнообразие форм и инженерных конструкций, применяемых при строительстве как культовых сооружений, так и светских. По свидетельству историков, в III-IV вв. н.э. Рим имел достаточно внушительный и роскошный вид благодаря разнообразным сооружениям - памятникам, дворцам, аркам, мостам.
Постепенно римское искусство, так же как и культура в целом, приходит в упадок. Античное пластическое искусство вырождается и на смену ему приходит средневековое, но именно портретное искусство долго не сдает своих позиций. Состояние кризиса в античном обществе заметно отразилось не только в искусстве, но и в философии того времени. Стоики проповедовали невозмутимость и спокойствие, покорность судьбе, отстаивали возможность самоубийства ввиду невозможности человека жить разумно и морально. Участие в общественной жизни государства допускалось, по их мнению, лишь в случае, если оно не вынуждало к безнравственным поступкам.
Список используемой литературы
1. Мамонтов С.П. Основы культурологи. – М., 1993.
2. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия. Культура. – М., 1991.
3. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. – М., 1998 г.
4. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 2000.