Введение.
Терроризм во всех его формах и проявлениях и по своим масштабам и интенсивности, по своей бесчеловечности и жестокости превратился ныне в одну из самых острых и злободневных проблем глобальной значимости.
Проявление терроризма влекут за собой массовые человеческие жертвы, разрушаются духовные, материальные, культурные ценности, которые невозможно воссоздать веками. Он порождает ненависть и недоверие между социальными и национальными группами. Террористические акты привели к необходимости создания международной системы борьбы с ним. Для многих людей, групп, организаций, терроризм стал способом решения проблем: политических, религиозных, национальных. Терроризм относится к тем видам преступного насилия, жертвами которого могут стать невинные люди, каждый, кто не имеет никакого отношения к конфликту.
Масштабность и жестокость проявления современного терроризма, необходимость непрерывной борьбы с ним прежде всего правовыми методиками, подтверждает актуальность выбранной темы.
Изучению вопроса международного терроризма посвящены работы таких
ученых как: книга швейцарского исследователя Т. Деникера "Стратегия
антитеррора"; книга французского исследователя Робера Сале
"Террористический вызов", книга западногерманской исследовательницы И.
Беккер "Дети Гитлера", книга польского исследователя А. Бернгарда
"Стратегия терроризма"; книга венгерской исследовательницы Е. Ангел "Мифы
потрясенного создания" и целый ряд других авторов.
Эти работы характерны стремлением их авторов исследовать и постичь причины, мотивы, механизмы и психологию совершения террористических актов.
Однако, терроризм - как глобальная проблема требует постоянного
внимания и изучения и поэтому представляет широкое поле для исследований с
последующим их практическим применением.
Целью данной работы является изучение и анализ природы терроризма, его
негативных последствий в развитии мирового сообщества, изучение явления
терроризма в международных и национальных конфликтах; а также современное
состояние борьбы с терроризмом на международной арене.
Криминологическая характеристика и предупреждение терроризма.
Краткая история терроризма.
Первая волна терроризма покатилась с Великой французской революции ( сам
термин «террор» впервые появился в 1798 году ) и затухла в карбонариях в
1820 –е г.г. Вторая стартовала в последней трети XIX в. и была представлена
радикально- националистическим терроризмом в Ирландии, Македонии, Сербии и
ряде других стран ( цель – создание национального государства) ;
революционно- демократическим терроризмом во Франции, Италии, Испании (
цель – разрушение государства ); революционно-демократическим терроризмом
партий «Народная воля» и «Социалистов-революционеров» в России ( цель-
подтолкнуть революцию).
В 1910-е г.г. вторая волна спала. На рубеже 1960-1970 –х г.г. началась
новая волна политического терроризма, причем захлестнула она именно те
страны, где произошло послевоенное «экономическое чудо» – Италию, Германию,
Японию – и где развитие социальных структур и институтов не поспевало за
экономическими изменениями. « Красные бригады», « Фракция Красной Армии»,
«Японская Красная Армия» и многие другие левоэкстремистские организации
серьезно дестабилизировали политическую обстановку в своих странах. Террор
этих организаций связан с моделью, выработанной Французской революцией,
которая институализировала терроризм как средство идейно-политической
борьбы, воспитания и устрашения населения.
Терроризм исламских фундаменталистов, старт которому дала исламская
революция 1979 г., может показаться провалом в еще большие глубины истории,
триумфом консерватизма и традиции. Теоретики исламизма ставят задачу
преодоления "«глобального модернизма"» национальное государство -–один из
главных его элементов и одна из главных ценностей, отсюда – борьба против
Запада, с одной стороны, и государства в своих собственных странах – с
другой.
В книге М.Тагаева « Наша борьба, или Повстанческая армия Имама», в
частности говорится : « Ведение войны с русской империей должно быть
продумано до мельчайших подробностей и деталей. Главной целью должна быть
тайная война со штабом войск, отдельными комитетами и райвоенкоматами,
радиостанциями, железнодорожными станциями, особенно имеющим узловое
назначение, где большие скопления подвижных составов, линейных отделений
милиции, прокуратур, административно-управленческих зданий, глав
колониальной администрации. Элементарный поджог здания прокуратуры также
незаметно приблизит нас к желаемой победе».[1]
Слабость и просчеты государственной власти в России явились факторами,
способствующими возникновению и развитию массового террора в Чечне в 1990
г.г. В Чечне начался настоящий разгул беззакония : из республики были
вытеснены части федеральной армии, боевики отбирали у солдат оружие,
захватывали склады. Начали создаваться «свои» государственные структуры и
воинские формирования; население перестало получать социальные пособия и
пенсии; школы переоборудовались под военные гарнизоны и училища; в разных
городах России появились беженцы из Чечни.
Понятие терроризма, его криминологическая характеристика.
Терроризм - это один из наиболее разрушительных для государства и общества
элементов преступности. Он оказывает негативное воздействие развитие на
другие структурные элементы преступности. Терроризм влияет не только на
политические, экономические, социальные, морально-психологические,
социокультурные процессы в обществе.
Современный терроризм обладает огромными финансовыми и экономическими
возможностями, не контролируемыми ни государством , ни обществом. Он имеет
собственную систему внутреннего управления и противодействия государству в
интересах достижения политических, экономических и иных целей. Созданы
боевые формирования, специфические силовые структуры, оснащенные
современными материально-техническими средствами. Происходит сращивание
терроризма с организованной преступностью. Для достижения своих целей,
террористы используют финансовую подпитку, поставив на поток такие виды
преступной деятельности, как продажа наркотиков, торговля оружием,
работорговля и т.д. Террористические организации способны содержать
специалистов различных сфер экономической и научной деятельности.
Например, основной источник финансирования перуанского движения "Сендеро
луминосо" и ливанской "Хезболлах" -
наркобизнес, а цейлонских "Тигров освобождения Тамил Ислама" - наркотики и
сделки "оружие - драгоценные камни".
В русском языке существуют понятия «террор», «терроризм», «террористический
акт» и сравнительно недавно появились выражения «международный терроризм»,
«государственный терроризм». В толковом словаре В.И. Даля подчеркивается
нацеленность терроризма – устрашить смертью, насилием. С.И. Ожегов в своем
словаре уточняет : « Террор – физическое насилие, вплоть до физического
уничтожения, по отношению к политическим противникам». Некоторые
исследователи , такие как В.Замковой и М. Ильчиков считают, что террор
используется политическими силами, находящимися во власти, опирающимися на
властные структуры и репрессивный аппарат подавления, армию, различные
спецслужбы и т. д.., а терроризм относится к оппозиционным силам,
выступающим против «истеблишмента» и являющимися объективно стороной более
слабой.
Таким образом можно сделать вывод, что в литературе под террором,
терроризмом, террористическим актом понимается устрашение насильственными
методами противника, то есть конкретного физического лица (лиц),
исполняющего государственные, политические или другие общественные
функции., а также отмечается уголовная направленность многих из них.
Закон «О борьбе с терроризмом», принятый в России 25 июня 1998 года, в
ст.3 дает полное определение терроризма, международного терроризма и
террористической деятельности.
Терроризм – насилие или угроза его применения в отношении лиц или
организаций, а также уничтожение ( повреждение) или угроза уничтожения (
повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность
гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо
наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях
нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания
воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или
удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов;
посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля,
совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической
деятельности либо из мести за такую деятельность ; нападение на
представителя иностранного государства и ли сотрудника международной
организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные
помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной
защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения
международных отношений.
До недавних пор к деяниям, которые угрожают международной законности и
правопорядку, интересам всего человечества, политические деятели и ученые
относили главным образом деяния государства, группы государств.
Эти деяния с международно-правовой точки являются международными
преступлениями , такими как агрессивные войны , колонизация , апартеид.
Однако политико-правовая ситуация в некоторых государствах привела к
появлению диктатур – неограниченной власти группы лиц, использующих мощь
государства своекорыстных и античеловеческих целях, что породило
возможность совершать международные преступления, то есть покушаться на
международную законность и правопорядок, уже не только государству, но и
отдельным лицам, группам лиц, прежде всего самому диктатору, а входе
военных действий и на оккупированных и анексированных территориях –
военнослужащим.
В ст.6 Устава Международного военного трибунала определяются
следующие виды преступлений лица ( группы лиц ):
1. преступления против мира, а именно : планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеизложенных действий;
2. военные преступления, а именно : нарушения законов и обычая войны. К этим нарушениям относятся убийства, истязания и увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории: убийства или истязание военнопленных или лиц, находящихся в море: убийства заложников: ограбление общественной или частной собственности: бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, неоправданное военной необходимостью, и другие преступления ;
3. преступления против человечности, а именно убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащем юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, и ли нет.
Согласно ст. II Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 года, « под геноцидом понимаются следующие действия , совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу , как таковую:
1. убийство члена такой группы;
2. причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы:
3. предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее:
4. меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;
5. насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.»
В настоящее время некоторые виды внутригосударственного насилия уголовно- правового характера, выйдя за пределы национальных границ, начали угрожать международной законности и правопорядку, межгосударственным отношениям – центральным и важнейшим среди всех видов международных связей. Появился еще один вид международного преступления лица ( группы лиц) , международного уголовного преступления.
Объектом международных преступлений в конечном счете являются международные обязательства в сфере обеспечения международного мира, безопасности и сотрудничества наций и народов, опирающихся на принципы мирного сосуществования и сотрудничества, уважения государственного суверенитета, права наций на самоопределение. Их объединяет и высокая степень опасности для человека, для земной цивилизации.
Надо подчеркнуть, что, хотя по терминологии и структуре сумма необходимых
признаков элементов международного преступления лица ( группы лиц ) и
сходна с элементами уголовного преступления, речь идет о разных понятиях.
Элементы международного преступления рассматриваются прежде всего и главным
образом с точки зрения международного права – правовой системы, в корне
отличной от внутригосударственной системы права. [2] Оно должно быть
квалифицировано с четырех сторон : субъекта, субъективной стороны, объекта,
объективной стороны.
Исследование этих сторон показало , что международный терроризм
представляет собой совокупность совершенных в условиях мира между
государствами следующих деяний :
1. незаконное и преднамеренное совершение лицом ( группой лиц ) на территории государства насильственного акта в отношении пользующихся защитой, согласно международному праву, иностранных государственных или международных органов или учреждений, или их персонала, средств международного транспорта и связи, других иностранных и международных объектов;
2. организованное или поощренное иностранным государством на территории данного государства незаконное и преднамеренное совершение лицом ( группой лиц ) насильственного акта в отношении национальных государственных органов или общественных учреждений, национальных политических и общественных деятелей, населения или иных объектов в целях изменения государственного или общественного строя, провокации международных конфликтов и войны.
Акт внутригосударственного террора является деянием индивида или группы
индивидов.
Террорист в Законе о борьбе с терроризмом 1998 года определяется как «лицо
, участвующее в осуществлении террористической деятельности в любой форме».
Акт международного терроризма совершается также индивидом или группой
индивидов, действующими самостоятельно или согласно инструкциям
государства, и объективно направлен против определенных ценностей,
охраняемых уже не только национальным, но и международным правом.
Акт внутригосударственного терроризма рассматривается как тяжелое
преступление по национальному законодательству страны – места совершения
деяния.
Акт международного терроризма оценивается как преступление не только
уголовным правом государства, но и , посягая на международные отношения,
международным правом.
Необходимо отметить, что любой террористический акт включает в себя
три элемента:
террориста, его жертву (объект нападения), а также лиц, которые служат
объектом воздействия. Одна из главных целей террористического акта
-психологическое воздействие на индивидов, не являющихся непосредственно
жертвами данного преступного действия.
Значительная часть актов террора совершается ради извлечения материальных
выгод ( например, захват заложников с целью получения выкупа ), хотя они
могут прикрываться иными целями.
Субъектами актов терроризма являются как террористы-одиночки так и
члены террористических групп, то есть относительно устойчивых объединений
физических лиц, избравших для достижения своих целей методы насилия и
террора.
Закон о борьбе с терроризмом 1998 года определяет террористическую группу
как группу лиц, объединившихся в целях осуществления террористической
деятельности, а террористическую организацию как организацию, созданную в
целях осуществления террористической деятельности или признающих
возможность использования в своей деятельности терроризма.
Террористические группы могут быть частью общеуголовных преступных объединений, занимающихся незаконной экономической деятельностью[3]; освободительных и псевдоосвободительных левых и правых движений.
Террористические группы ( организации) , совершающие акты терроризма,
весьма разнолики : одни из них действуют как исполнительные органы
освободительных движений, другие – в связи с конфликтными ситуациями
внутригосударственными или международными. Террористические группы способны
воздействовать на социально – политическую жизнь страны, регионы, на
международные отношения. Террористические группы весьма различны по своему
составу , целям и способам действия. Различны их идейно-политические
основы, однако их объединяет «платформа» насилия и терроризма как способ
достижения ближайших и стратегических целей. Вместе с тем террористические
группы являются частью организованной преступности.
А.И. Гуров определяет организованную преступность как « функционирование
устойчивых, управляемых сообществ и преступников, занимающихся
преступлениями как бизнесом и создающих систему защиты от социального
контроля с помощью коррупции».[4] Понятие организованной преступности и
терроризма совпадают по нескольким признакам :
1. наличие объединений лиц для систематического занятия преступной деятельностью;
2. использование коррупции, попытки оказывать влияние на политику, органы управления и экономику;
3. сложная системно-структурная совокупность деятелей преступного мира, как устойчивое объединение ряда преступных групп в преступное сообщество для совместной криминальной деятельности;
4. применение насилия или других средств устрашения для достижения своих целей.
Применение насилия и угрозы насилия является одним из главных признаков
определяющих как терроризм так и организованную преступность. В любом
случае использование насилия и других средств устрашения ведет к извлечению
криминальной и (реже) некриминальной прибыли организованными преступными
группами и сообществами. А для применения силы и угрозы силой необходимы
боевики, свои специальные группы и подразделения, существующие на прибыль,
полученную от организованной преступности. Так круг замыкается.
Экономическая преступность опирается на террор, террористы «подпитываются»
преступной прибылью.
Особое внимание следует уделить так называемым группам боевиков-наемников
, прикрывающимися идеями национально-освободительного движения для
получения вознаграждения, за свою преступную деятельность на территории
многих государств. Так группы наемников действовали на территории Чеченской
Республики на стороне Д.Дудаева в период вооруженного противостояния
федеральным властям.
В.В. Алешин пишет: « В августе 1996 года на совещании руководящего состава
экстремистских группировок из Судана, Эфиопии, Сомали, Йемена, проведенном
в Могадишо (Сомали) иранскими эмиссарами, было решено перебросить в Чечню в
течении осени 1996 года от 500 до 700 боевиков из арабских стран,
Афганистана, Пакистана. В настоящее время в Турции действует Северо-
Кавказская черкесская община , которая объединяет 44 организации
численностью 1,5 миллиона человек. В нее входят адыгейцы, кабардинцы,
черкесы, чеченцы. В ходе конфликта в Чечне представители общины
неоднократно выезжали в район боевых действий. Кроме того, имеются данные о
том, что представители СКЧО занимались вербовкой наемников для чеченских
вооруженных формирований».[5]
Акты терроризма являются преступлениями, то есть запрещены национальным и
международным правом. Таким образом, группы, совершающие их, не могут
претендовать на название освободительной организации, представляющей нацию
( народ), борющуюся за свое освобождение.
Атмосфера страха – необходимый элемент практически всех разновидностей терроризма. Во многих существенных определениях деяние расценивается как акт терроризма, если оно совершается в политических целях (осложнение международных отношений, дестабилизация государственного правопорядка, воздействие на внутреннюю и внешнюю политику и т.п.)
Однако реалии сегодняшнего дня требуют существенных корректировок
подобной оценки рассматриваемого вопроса. Например в настоящее время как
террористические должны рассматриваться любые акты вооруженного захвата
объектов независимо от того – были предъявлены политические требования или
преследовались цели уголовного характера.
Основанием типологии терроризма может быть характер применяемого насилия,
его масштабы,
объекты, мотивы и др.
Целесообразно выделить три вида терроризма: уголовный, политический и
патологический.
1. Уголовный терроризм представляет действия, совершаемые в целях получения выгоды, неполитические покушения на жизнь, свободу, неприкосновенность личности, собственности и т.п.
2. Политический терроризм в своей основе имеет политическую мотивацию, т.е. оппозицию существующему строю, конфликты с органами власти и т.п.
Согласно статистики данным этот вид преступлений составляет около 20% от всех видов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.
3. Патологический терроризм является следствием умственных расстройств, психических аномалий.
Терроризм любого вида, какими бы мотивами он не обусловливался, как бы
политизирован ни был, следует рассматривать как явление криминальное,
подлежащее обстоятельному криминологическому анализу.
Психология личности террориста и идеология.
Для личности террориста характерно негативное мироощущение, которое
возникает под воздействием ряда факторов. В первую очередь к ним относится
несоответствие между образом идеальной модели мира и самого себя в
реальной действительности и возможностями самореализации. Это противоречие
с идеалом трансформируется в субъективное ощущение личной и социальной
неадекватности; в результате для личности террориста характерна позиция « Я
хороший, мир плохой». Эта позиция становится средством моральной
самозащиты, позволяющей оправдать любые деструктивные действия. Таким
образом деятельность террористов принимает характер деструктивной
самореализации. При этом через отрицание зарождается новая умозрительная
концепция уверенности в своей правоте, которая сводит на минимум
возможности позитивного воздействия на террористическую группу и отдельного
террориста.
На этой почве возникают деструктивные культы как система мировоззрения и
мироощущения. Ядро деструктивных культов составляют как правило, искренние
фанатики, готовые идти на смерть ради своих убеждений.
Весьма актуальным представляется психологический анализ личности и
поведения террористов-одиночек, которые последнее время поставили много
вопросов перед правоохранительными системами разных стран, получили широкое
отражение в средствах массовой информации и вызвали большой общественный
резонанс. Генезис формирования и динамики поведения личности террориста-
одиночки напрямую зависит от таких факторов как воспитание, образования,
мироощущение, возможности самореализации в современной жизни, общества,
которое окружает данного террориста.
Механизм террора заложен в человеке очень глубоко, замаскирован пластами
словесных обоснований. Чаще всего террористическим действиям дает толчок
чувство безвыходности из той ситуации, в которой оказалось некое
меньшинство, психологический дискомфорт, который побуждает его оценивать
свое положение как драматическое. Это может быть меньшинство национальное,
как ,скажем, баски, корсиканцы, бретонцы, ирландцы. Или же меньшинство
объединяющееся по каким-то идеологическим убеждениям или религиозным
мотивам. Во всех случаях мотивация схожа : наш народ, наша культура, наш
язык, наша вера на грани исчезновения, а поскольку нашим доводам никто не
внемлет, остается лишь язык насилия.
Организация террора требует для террориста внутреннего самооправдания.
Задача - вовлечь большую массу людей, для которых либо цели террора столь
высоки, что оправдывают любые средства, либо столь неразборчивы в
средствах, что готовы реализовать любую поставленную задачу.
Через "возвышенные мотивы" обычно вовлекают молодежь, которая, в силу
умственной и моральной незрелости, легко принимает радикальные
национальные, социальные или религиозные идеи. Вовлекают ее чаще всего
через тоталитарные (т.е .полностью подавляющие волю людей и подчиняющие их
только воле "вождя" "учителя"), религиозные или идеологические секты типа
"Аум Синрике" или "Красных бригад".
Длительное нахождение членов террористических групп в конспиративной
обстановке при интенсивной террористической тренировке, включающей и
специальные (ведущие к зомбированию) технологии психологической обработки,
приводит к появлению специфической среды, которую, по аналогии с уголовной
средой, можно назвать террористической средой с особым типом сознания
людей, составляющих эту среду.
Это, - во-первых, примитивное, черно-белое, но религиозно-фанатическое
мировосприятие, практически никогда не анализирующее конечные цели и
результаты террора. Во-вторых - ощущение своего превосходства над "простыми
смертными", что отменяет или уменьшает разборчивость в средствах террора. В-
третьих - малая чувствительность в отношении своих и чужих страданий, при
высокой готовности убивать и умирать, и высокой террористической
тренированности.
В отличие от простых уголовной среды, террористическая среда непременно
объявляет себя лидером понимания и защиты неких высших идеалов или
интересов и как бы берет на себя обязательство воплотить их в жизнь. Для
формулировки и заявления обществу этих идеалов в каждой террористической
среде имеется группа "интеллектуалов-теоретиков" - первичный идеологический
центр, вокруг которого и организуются боевые террористические формирования.
Одновременно оппозиционным группам населения дают понять, что в обмен на
обязательства, взятые на себя террористической организацией, эти группы
тоже должны взять на себя обязательство поддержки террористов. Возникает
своеобразная круговая порука, позволяющая лидерам террористов требовать от
указанных групп финансирования, снабжения, укрывательства, поставки
рекрутов и т.п. Этим в террор прямо или косвенно втягиваются уже большие
группы населения, создающие его социальную базу и затрудняющие создание в
обществе сопротивления терроризму.
Такая террористическая среда, состоящая из идеологического центра, боевых
формирований и социальной базы - уже достаточно эффективный инструмент в
руках тех, кто ее контролирует. Но это еще не та угроза, которую признают
одной из главных проблем современности.
Причины терроризма в современной России.
Причины преступности в любом обществе связаны с социальными, социально-
политическими и государственно-правовыми явлениями и процессами, имеющими
объективный характер.
Терроризм и международный терроризм – преступления и преступные явления,
виды организованной преступности, поэтому равно действуют в сфере
экономики, политической сфере, в сфере социальных отношений в
идеологической сфере.
Значителен субъективный фактор или субъективные причины терроризма,
понимаемые как личностные нарушения, упущения объективных процессов в
правовой деятельности государства. Все это способно усилить и углубить
трудности и противоречия внутри сознания общества, оказать непосредственное
криминогенное влияние на сознание людей.
В концепции национальной безопасности Российской Федерации, действующей
согласно Указу Президента РФ с 17 декабря 1997 года, содержится ряд
определений, определяющих причины терроризма и международного терроризма в
России. Нужно подчеркнуть что речь идет о причинах любого вида терроризма и
международного терроризма: политического, «освободительного», этнического,
религиозного и т.д., так как все они не только создают угрозу личности и
правопорядку , но и создают угрозу государственной, национальной и
международной безопасности.
Нарастание угрозы терроризма в Концепции связывается с :
1.масштабным, зачастую конфликтным переделом собственности;
2.обострением борьбы за власть исходя из групповых, политико-идеологических
и этнонационалистических интересов. Политико-экономическое обстоятельство –
передел собственности в России – является объективным и субъективным
факторами, создающими общекриминогенный, а при определенных обстоятельствах
и террогенный фон. Многочисленные убийства предпринимателей, помошников
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, самих депутатов,
связаны в большей или меньшей степени с переделом собственности.
В 1996 г. профессор В.Серебрянников определил фундаментальные сдвиги
в России, которые обуславливают вероятность нарастания вооруженного насилия
:
1. создание новой властью криминального капитала за счет санкционированного разграбления государственной, общественной, коллектино-групповой и индивидуальной собственности;
2. образование в социальной структуре общества агрессивных, экспанси- онистских , захватнических, грабительских социальных групп и группировок;
3. формирование механизмов осуществления политики, соответствующей интересам указанных групп и группировок, которые не могут не делать ставку на силу, принуждение, подавление других социальных сил.[6]
Яркий пример групповых, политико-идеологических и этнонационалистических
интересов, с одной стороны, и общефедеральных интересов – сдругой, как
причин терроризма на национальном внутрегосударственном региональном
уровнях – Северный Кавказ.
В течении большого промежутка времени группы лиц в Чеченской Республике
ведут борьбу за власть в Республике и за выход из Российской Федерации..
Один из главных методов – террористические акты всех видов: криминальные,
политические, экологические, военные и т.д. Фактически еженедельно
совершаются похищения людей, техники, осложняется обстановка наличием
большого количества оружия в частных руках. Особое возмущение вызывает
работорговля, ставшая промыслом, дающим финансовую подпитку бандитским
формированиям. Наблюдается рост преступлений, связанных с оборотом
наркотиков, в девять раз увеличилось количество наркоманов. Известна связь
между террористами и наркобизнесом. Из Чечни активная подпитка преступных
группировок оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами, используемыми
при совершении преступлений в других регионах России.
Контроль и предупреждение терроризма.
Для успешного предупреждения и контроля над терроризмом необходимы усилия
всех основных компонентов общественно-политической жизни, а также нужно
иметь государственно-политическую волю, чтобы добиться успехов в борьбе с
терроризмом. Все формы контроля и предупреждения должны быть взаимосвязаны
и должны дополнять друг друга.
На современном этапе существуют такие формы предупреждения как
внутригосударственный политический, правовой, институционный и
международный политический, правовой и институционный контроль. Остановимся
подробнее на внутригосударственном контроле.
Внутригосударственный политический контроль над терроризмом и международным
терроризмом включает в себя:
А) общеуголовную политику государства;
Б) антитеррористическую политику.
Под общеуголовной политикой государства в отношении терроризма следует
понимать : самостоятельное направление деятельности государства в сфере
законодательства, регулирующей борьбу с преступностью, определения
структуры органов уголовной юстиции, порядок и форму их функционирования,
степень участия общества в борьбе с преступностью.
Для контроля и предупреждения терроризма в государстве должна существовать
программа противодействия террористическому насилию, которая включает в
себя :
- сотрудничество между правоохранительными, следственными и судебными органами;
- активизация просвещения и улучшение подготовки сотрудников правоохранительных органов по вопросам предупреждения преступности, включая разработку специальных курсов профессиональной подготовки по борьбе с терроризмом;
- обеспечение эффектного контроля над оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и другими опасными материалами, которые попадают в руки лиц, могущих использовать их в террористических целях;
- расширение сотрудничества между различными правоохранительными и судебными органами с уделением должного внимания уважению основных прав человека;
- разработка программ общего правового просвещения и расширения осведомленности общества путем привлечения средств массовой информации с целью разъяснения населению той опасности, которую представляет собой террористическое насилие;
- эффективная защита свидетелей террористических актов, судей и работников уголовного правосудия , участвующих в судебных процессах по делам о террористических актах;
- разработка руководящих принципов для средств массовой информации в целях недопущения создания сенсаций и оправдания террористического насилия;
- определение направлений сотрудничества между государствами в уголовно- правовых вопросах на всех уровнях системы обеспечения соблюдения законов и уголовного правосудия.
Антитеррористическая политика государства должна строиться на следующих
основаниях:
- совершенствование законодательной и международно-правовой базы по контролю над терроризмом;
- сочетание секретности при проведении контртеррористических операций и актов с обеспечением гласности в деятельности правоохранительных органов при профилактике терроризма;
- обеспечение полноценных юридических прав всем участникам процессов , связанных с контролем над терроризмом;
- осуществление контроля в условиях национальной и международной законности.
- взаимодействие правоохранительных органов и специальных подразделений по предупреждению и борьбе с терроризмом;
- разработка и использование общих и специальных методов социальной профилактики террористических актов;
- использование в предупреждении актов терроризма и международного терроризма достижений правовых, гуманитарных, технических наук.
Правовой контроль призван для того , чтобы государственн-официально, юридически оформить правовую базу для борьбы и предупреждения терроризма, путем принятия специальных нормативных актов. Эти нормативные акты должны включать в себя такие принципы как :
1. законность:
2. приоритет мер предупреждения терроризма;
3. неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
4. сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом;
5. комплексное использование профилактических правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер;
6. приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористических акций;
7. минимальные уступки террористу;
8. единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
9. минимальная огласка технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций, а также состава участников указанных операций.
Институционный контроль подразумевает собой создание систем, которые нацелены на борьбу и противодействие терроризму. В Российской Федерации эта системы состоят из двух институтов : институт уголовной юстиции и система обеспечения национальной безопасности. Систему национальной безопасности России определяет Концепция национальной безопасности
Российской Федерации 1997 г.
Основу системы обеспечения национальной безопасности России составляют органы, силы и средства , осуществляющие меры политического, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства. Полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, их состав и структура определяются соответствующими законодательными актами
Российской Федерации. Президент Российской Федерации руководит в пределах своих конституционных полномочий органами и силами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Основным субъектом руководства борьбой с терроризмом и обеспечения ее необходимыми силами согласно ст.6 Закона о борьбе с терроризмом 1998 года является правительство Российской Федерации, а субъектами , непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции :
Федеральная служба безопасности РФ; Министерство внутренних дел РФ;
Служба внешней разведки РФ; Федеральная служба охраны РФ; Министерство обороны РФ; Федеральная пограничная служба РФ. Основная организационно- аналитическая работа по контролю над проблемами национальной безопасности России возлагается на Совет Безопасности Российской
Федерации. Также нужно отметить что, для координации деятельности субъектов осуществляющих борьбу с терроризмом, согласно п.6ст.6 Закона о борьбе с терроризмом, в соответствии с решениями Президента Российской
Федерации или решениями Правительства Российской Федерации могут создаваться антитеррористические комиссии на федеральном и региональном уровнях.
Заключение.
Терроризм и международный терроризм как преступления и преступные явления, как часть организованной преступности , угрожают стать в XXI веке серьезными препятствиями на пути решения национальных, региональных и мировых проблем. Исследование показало , что контроль над терроризмом
– это научное и официальное понимание данных деяний, определение сил и обстоятельств, порождающих их, а также принятие политических, правовых и других мер по предупреждению и пресечению террористической деятельности.
Список литературы.
1.Федеральный закон Российской Федерации «О борьбе с терроризмом» от 25
июня 1998 г. //Сборник Законодательства Российской Федерации.
2.В.Л.Васильев.Юридическая психология. С.Пб «Питер» 2001 г.
3.ВН.Кудрявцев. В.Е.Эминов.Криминология. М.Юрист.2000г.
4.Е.Г.Ляхов А.В. Попов Терроризм: национальный, региональный и
международный контроль. Монография. М.-Ростов-на-Дону 1999 г.
5. А.Асеевский, "Кто организует и направляет международный терроризм?",
М., Издательство политической лит-ры, 1982.
6. А.С.Грачев, "Политический экстремизм", Мысль, 1986.
7. В.Суворов, "Аквариум", М., Новое время, 1993.
8.О.В.Крыштановская. Нелегальные структуры России // Социологические
исследования 1995 гМ.
9.Криминология Юрист. М.1997 г.
10.Московский журнал международного права. №8 М.1998 г.
11.Л.А.Моджорян. Терроризм: правда и вымысел.М.1983г.
12.М.И.Лазарев Международный терроризм.Критерии преступности// Новый
мировой порядок и политическая общность. М.1983 г.
-----------------------
[1] М.Тагаев.Наша борьба, или Повстанческая армия Имама. М.1998 г.
[2] М.И.Лазарев Международный терроризм: критерии преступности// Новый
мировой порядок и политическая общность. М.1983 г.Обстоятельный анализ всех
элементов терроризма Е.Г.Ляхов Политика терроризма…М.Международные
отношения 1987 г
[3] О.В. Крыштановская Нелегальные структуры России // Социологические
исследования 1995 г. №8. М.
[4] Криминология. М. Юрист.1997.г. с.95
[5] Московский журнал международного права. 1998 г. №3/31
[6] Диалог. 1996 г.№8 М.