НОВЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
НАТАЛЬИ НЕСТЕРОВОЙ
ЮРИДИЧЕКАЯ АКАДЕМИЯ
РЕФЕРАТ
по дисциплине
КРИМИНАЛОГИЯ на тему:
“ Личность преступника: понятие, цели изучения, типология ”
Студента группы К2П1-1,
Гурьева В.В.
Москва 2000 год
ПЛАН
Стр.
Введение…………….…..……………..…………………………………………..…3
1. Преступник и личность преступника…………………………………………...4
2. Изучение социальных позиций, ролей и деятельности преступников………...7
3. Изучение потребностно-мотивационной сферы и
ценностно-нормативных характеристик сознания личности……………………11
4. Классификация преступников…………………………………………………..16
Заключение…………………..……………………….………………....………..…20
Список литературы………………………………...………………….…..……….21
Введение
Криминология — учение о преступлении, если иметь в виду буквальный перевод слова. Crimen — преступление, logos — учение. Однако фактическое содержание науки криминологии гораздо сложнее и многоаспектное. Она изучает закономерности не только отдельных преступлений, но и преступности как массового преступного поведения, отвечая на вопросы: почему человек совершает преступление? почему для решения своих проблем многие люди избирают преступный путь? что делать в целях недопущения этого?
Объектом криминологического изучения являются: 1) отдельные лица,
совершающие преступления (например, при монографическом их исследовании);
2) разные контингенты преступников: несовершеннолетние. Рецидивисты, т.
п., 3) различные криминологические типы преступников.
Одновременно изучаются лица, не совершающие преступлений, для применения метода контрольной группы и выявления отличий характеристик преступников от реальных людей, живших и действовавших в аналогичных с преступниками условиях.
Выявление психологических признаков — задача специалистов-психологов и
требует специальных познаний, психофизиологических — медиков и биологов.
При анализе ближайших к преступлению причинных цепочек и комплексов
допустимо ограничение только социологическим, социально-психологическим и
этико-правовым исследованием.
Личность преступника, изучается криминологами одновременно в двух
аспектах: с одной стороны, как объект социальных связей и влияний, с другой
— как субъект, способный к активной целенаправленной, преобразующей
деятельности.
Предметом криминологического изучения являются следующие личностные характеристики: 1) "объективные", или социальные, позиции и роли; деятельность личности; 2) "субъективные": потребностно-мотивационная сфера; ценностно-нормативная характеристика сознания.
1. Преступник и личность преступника
Ни один криминолог, какую бы научную школу он ни представлял, не может обойти проблемы, связанной с человеком, совершающим преступления. Назовем такого человека для краткости "преступником". Понятие "преступник" следует использовать только как формальное, т. е. отражающее не наличие у человека каких-то особых криминальных характеристик, а тот факт, что человек совершил преступление. Это понятие важно отличать от другого: "преступный человек", используемое сторонниками идеи о прирожденном преступнике.
В понятии "человек" воплощено неразрывное единство разных сторон его существа: социальной и биологической. В понятии "личность" фиксируются только специфически социальные признаки. Личность — это "социальное лицо человека", то, кем он стал, развиваясь и живя в обществе. При употреблении понятия "личность преступника" следует иметь в виду именно "социальное лицо" человека, совершившего преступление. И ничего более.
Существует тройной механизм социальной детерминации преступности: во- первых, путем определенного социального формирования личности; во-вторых, путем дачи ей предписаний противоправного либо противоречивого характера; в- третьих, путем постановки личности в ситуации, вынуждающие и облегчающие выбор преступного варианта поведения.
Имеет ли личность преступника присущие только ей специфические черты, отличаются ли преступники от не преступников — это уже другие вопросы, и при ответе на них используются иные понятия.
Дискуссия о соотношении биологического и социального в личности преступника имеет непосредственный выход на практику. Авторы, отдающие предпочтение биологическому фактору, делают выводы о ведущей роли при изучении преступника психиатра, психолога, о применении биотехнических приемов и тестов. Сторонники решающего влияния социального фактора пишут о социальных программах коррекции поведения. В настоящее время ушли в прошлое крайние взгляды, отдающие предпочтение исключительно биологическому фактору, хотя немало генетиков и ряд криминологов призывают внимательно отнестись к последним достижениям генетики, не сбрасывать со счетов влияние на поведение людей генетических аномалий.
Но всегда существовал другой подход, жестко отрицающий биологизацию преступного поведения. В начале XX века А. А. Пионтковский писал, что нельзя объяснять изменчивое социальное явление-преступление постоянными свойствами природы человека, в том числе "преступного человека". Человек совершает преступление, будучи таким, каков он есть. И, конечно, при формировании личности значимо, красив человек или он уродлив от рождения. У него бывает разная среда общения в зависимости от этих факторов, разные жизненные пути. Одни люди импульсивны. Другие тщательно взвешивают свои поступки. Не ввяжется в коллективную драку физически слабый человек и не удавалось встречать удачливого мошенника с низким уровнем интеллектуального развития.
И биологические, и социальные особенности человека, несомненно, участвуют в детерминации преступности. Не случайно в уголовном судопроизводстве проводятся судебно-психологическая, судебно-медицинская, судебно-психиатрическая и иные экспертизы, при изучении преступности, ее детерминации и причинности осуществляются междисциплинарные и комплексные исследования.
Наряду с учетом разных характеристик преступников надо разграничивать преступников, т. е. вменяемых лиц, достигших определенного возраста, и лиц, не являющихся по закону субъектами преступлений. Последние не изучаются в криминологии.
Криминологу не стоит оспаривать по существу выводы других специалистов о наличии прирожденных программ поведения и совершении под их влиянием общественно опасных деяний. Ему важно знать, действительно ли человек мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих деяний либо руководить ими, или его поведение было жестко задано биологическими особенностями. В последнем случае человек перестает быть объектом внимания криминологов, ибо он — не преступник в уголовно-правовом смысле.
Многое еще будет открыто и должно учитываться теми, кто занимается
человеком — этой самостоятельной "вселенной". Но указанный выше подход
криминолога носит неизменный характер. Криминолог должен отвечать на вопрос
о причинах преступного поведения, деяний вменяемых лиц, действовавших в
ситуациях, допускавших помимо криминального иные варианты поведения. Вопрос
"почему же избран криминальный вариант поведения" требует анализа не
детерминации в целом, а конкретно причинности. При ответе на него
исследуются социальные характеристики преступников — личность преступника.
2. Изучение социальных позиций, ролей и деятельности преступников
Криминологические исследования фиксируют особенности социальных позиций и ролей личности, ее социально-ролевого поля.
В криминологии целесообразно исходить из нормативного понимания роли.
Социальная позиция — это своеобразный "узел отношений" в социальной
системе. Человек одновременно занимает множество социальных позиций. Даже
только в семье он — сын (дочь), отец (мать), брат (сестра), внук (внучка).
Каждой социальной позиции соответствует сценарий роли, одновременно
составляемый тремя группами субъектов: 1) государством и выраженный в
системе официальных предписаний (законов, подзаконных актов); 2) обществом
в форме общепринятых и поощряемых общественным мнением норм поведения:
моральных, эстетических, религиозных и иных; 3) неофициальными структурами
(семьей, досуговыми группировками, группами сослуживцев и т. п.) в форме
неписаных правил поведения, их социальных ожиданий. К последней группе
субъектов относятся и преступные формирования с их нормами поведения и
социальными ожиданиями.
Для каждого человека важна значимость социальной позиции, значимость субъекта, от которого исходят нормы-ожидания. Существенна оценка личностью условий исполнения каждой роли.
Исполнение роли, особенно если это продолжается долго, накладывает на личность определенный отпечаток, развивает у нее одни качества и подавляет другие. Например, отмечено, что формирование несовершеннолетних правонарушителей преимущественно под влиянием неформальных досуговых группировок развивает у них качества, важные для неофициального межличностного общения: они легко устанавливают контакты с людьми, чутко реагируют на их настроения и т. п. В то же время у них нередко отсутствуют черты, которые ценятся в трудовом коллективе: дисциплина, профессионализм и т. п.
Криминологу важно различать: 1) роль как совокупность нормативных предписаний, соответствующих данной позиции; 2) роль как понимание лицом того, что от него требуется и что он намерен исполнять; 3) фактическое исполнение роли в конкретных условиях места и времени. В последнем случае это зависит от социальных условий, а также уже ранее сформированных личностных характеристик.
Социально-ролевой подход не исключает активности личности, но задает социальные пределы этой активности. Позиция личности влияет на выбор социальных ролей и на их творческое исполнение. У несовершеннолетних этот выбор практически ограничен, у осужденных, отбывающих лишения свободы, также.
Существует объективный конфликт ролей, когда их содержание, действительно, противоречиво, и субъективный, когда лицо воспринимает их в качестве противоречивых, не умеет их согласовать.
В динамическом аспекте встречаются: 1) прямая преемственность социальных позиций и ролей, порождающих в определённых взаимодействиях преступное поведение; 2) существенное отрицательное усугубление содержания социальных ролей, когда они из противоречивших только нормам морали в новых условиях перерастают в противоречащие нормам закона; 3) затруднение процесса нормального формирования и нормальной жизнедеятельности личности в результате наличия или отсутствия в прошлом определенных социальных позиций и ролей. Например, исследования показывали, что многие лица, формировавшиеся в неполных или иного рода неблагополучных семьях, даже если они искренне стремятся иметь собственную хорошую семью, в своей семье воспроизводят характерные для родительской стандарты поведения: избиение супруги, грубые оскорбления и т. п. В одних случаях это прямо выливается в преступное поведение, в других — влечет распад семьи, уход в досуговые группы собутыльников, усиление деморализации и участие в пьяных криминальных конфликтах либо утрату работы и совершение краж ради приобретения спиртных напитков.
Деформация социальных позиций и ролей в большинстве случаев существенно различается применительно к лицам, совершающим обще уголовные и экономические преступления. У первых она носит более очевидный и грубый характер.
При анализе деятельности лиц, совершающих преступления, учитывается следующее:
1) фактическое поведение лица не идентично содержанию роли;
2) личность представляет собой определенную целостность при всем многообразии ее позиций и ролей, в деятельности она проявляет себя именно в этой целостности, субъективной интеграции разных социальных позиций и ролей;
3) деятельность оказывает на человека обратное воздействие, при этом важно одобрение или неодобрение поведения, его закрепление и закрепление его результатов в сознании личности. В этом аспекте криминологически значима проблема безнаказанности части преступников, баланс их приобретений и потерь в результате преступной деятельности. Иногда они считают выгодным даже отбыть определенный срок лишения свободы, но сохранить добытое преступным путем во имя своего солидного материального обеспечения на долгие годы.
Деятельность — это определенная система действий, система поведения. Она охватывает и материально-практические, и интеллектуально-духовные операции, т. е. и работу мысли.
При криминологическом анализе деятельности личности устанавливается следующее:
1) представляет ли собой преступное деяние изолированный акт или оно — звено в цепи определенной системы поступков;
2) является ли преступное поведение "скачком" от нормы к преступлению
или оно представляет собой итог эскалации антиобщественного поведения.
Выявляются факты: а) нарушения требований, соответствующих нормальным для
человека определенного возраста и положения социальным позициям
(преждевременное оставление школы несовершеннолетним, отказ в материальной
поддержке детям и т.п.); б) аморальных, но не противоречащих праву
поступков (пьянство, половая распущенность и т. п); в) противоправных
поступков непреступного характера (дисциплинарно, административно
наказуемых, гражданско-правовых деликтов), преступлений;
3) в какой сфере деятельности совершаются преступления.
Криминологические исследования указывают на то, что в большинстве случаев совершение тяжких преступлений бывает результатом не "скачка" от нормального поведения к наиболее общественно опасному преступному, а постепенного нарастания интенсивности и общественной опасности негативного поведения. По данным выборочных исследований, более 80% лиц, совершавших умышленные убийства, ранее совершали либо преступления, либо неоднократно иные правонарушения.
Анализ сфер деятельности, взаимодействий, в которых совершались преступления, сопровождается выяснением того, насколько распространены соответствующие типы взаимодействий, как часто они дают криминальный результат при участии в них лиц с теми или иными характеристиками. На этой основе может даваться прогноз развития преступности, а также формулируются рекомендации по предупреждению преступлений со стороны соответствующих лиц в данных условиях.
Изучение системы поступков личности и ее деятельности в целом помогает выявить определенные стереотипы поведения, ставшие для нее привычными способы реагирования на те или иные обстоятельства. Это объясняет преступное поведение людей в ситуациях, не привычных для личности, или когда она действует почти импульсивно.
3. Изучение потребностно-мотивационной сферы и ценностно-нормативных характеристик сознания личности
Потребности — источник мыслительной и поведенческой активности человека,
они отражают и его природные свойства (элементарные, или естественные,
потребности: в пище, одежде, сне, определенной температуре существования и
др.), хотя при этом бывают "социально окрашены", и чисто социальные
характеристики, сформировавшиеся в обществе. В этой системе потребностей
нельзя сбрасывать со счетов такие важные, которые часто проявляют себя в
преступном поведении, как стремление к самоутверждению, проявлению своего
"Я", познанию и творческой деятельности. Интересы, или эмоционально
окрашенные потребности, в большей мере зависят от системы ценностных
ориентаций личности, иных содержательных характеристик ее сознания.
Под "мотивационной сферой личности" понимается вся "совокупность ее мотивов, которые формируются и развиваются в течение ее жизни". Ряд авторов полагают, что можно говорить о совокупности мотивов и целей.
Выделяются следующие основные мотивы, лежащие в основе преступного поведения и преступности:
1) общественно-политические: устройство управления государством и обществом, участие в этом управлении, влияние на него и т. п.;
2) социально-экономические: а) удовлетворение "абсолютных", т. е. самых
необходимых, жизненно важных потребностей; б) удовлетворение
"относительных" потребностей, возникающих в условиях социально-
экономической дифференциации населения и сравнения людьми своего положения
с положением окружающих; в) достижение своего "идеала" — некоего
"материального стандарта" (сверхбогатство) или "социального стандарта"
(проникновение в "высшие слои" общества), на которые ориентировано данное
лицо, либо другого;
3) насильственно-эгоистическая (агрессивная в физическом или
психологическом планах): а) абсолютизация идеи самоутверждения, реализации
имеющихся потребностей и интересов в любых формах; б) самоутверждение в тех
формах, которые возможны для лица в конкретных ситуациях (невоспитанный,
нецивилизованный человек привычно отвечает оскорблением на замечания либо
затруднение в использовании судебного порядка защиты чести и достоинства
ведет к физической расправе с обидчиком); сюда же относятся случаи, когда
забитый, находящийся в "нечеловеческих условиях" человек и утверждается
"нечеловеческим" путем;
4) легкомысленно-безответственные: а) отсутствует потребность и заинтересованность в соотношении своих поступков с существующими нормами поведения, законом; б) избирательность такого соотношения (например, только в условиях строго внешнего контроля либо в общении с власть имущими, но не подчиненными и "безответными людьми" и т. п.).
В преступном поведении и преступности указанные мотивы проявляются в различных сочетаниях. Отмечается своеобразие криминальной мотивации отдельных групп преступников (несовершеннолетних, женщин и т. д.) либо в разных типах ситуаций.
Ценностные ориентации — глубинные личностные характеристики, которые указывают на наиболее значимые для личности объекты. Обычно говорят об иерархии ценностных ориентаций, которая отражает определенное предпочтение личностью одних ценностей по сравнению с другими. Важное значение имеет также устойчивость ориентации, ее интенсивность.
У преступников в системе ценностных ориентаций высшие места занимают индивидуально либо кланово-эгоистические. Превыше всего в таких случаях бывает "личное материальное благополучие", "неограниченное проявление своего Я", создание для этого наиболее комфортных условий либо узкоклановый, групповой "эгоистический" интерес.
Среди ориентаций-средств преступники в сравнении с контрольной группой
гораздо чаще отдают приоритет не своим личным позитивным качествам
(способностям, трудолюбию, целеустремленности и т.п.), а материальной
поддержке, "нужным связям", любым средствам по формуле: "хочешь жить — умей
вертеться". Отсюда — их инициатива в подкупе государственных служащих,
экзаменаторов, использование вымогательства и т. д.
Криминологическое значение имеют и категории морали, нравственности,
производные от них понятия "добро" и "зло", "порядочность и подлость",
"верность и вероломство", "гуманность и жестокость", а также иные.
У преступников фиксируются: а) существенные пробелы в нравственном
сознании, когда, например, формировавшийся в криминальной и аморальной
среде подросток, действительно, не знаком с общественно одобряемой системой
нравственных норм поведения и искренне полагает, что "того, кто не прав,
надо бить и бить жестоко", "сам что-то не урвешь, о тебе не позаботятся" и
т. д.; б) искажения, ведущие к нравственному конфликту с общепринятыми в
обществе нормами морали, нормами морали разных групп, "двойной морали".
Надо помнить о неоднородности морали в обществе, разделенном на социальные
группы, сословия. И криминологически существенно в этом плане выявление
взаимосвязей между преступностью и моралью разных социальных групп, слоев
населения.
Во всех случаях при исследовании преступника возникает вопрос: почему личность с искаженными потребностями, интересами, ценностными ориентациями, нравственными представлениями не остановил закон, в том числе уголовный с его строгими санкциями. Ответ на этот вопрос требует анализа правосознания человека.
Правосознание многих преступников специфично, оно существенно отличается от правосознания лиц из контрольной группы.
Если говорить об отношении преступников к закону в целом, то преступники не занимают какой-то особой. Четко выраженной позиции. В принципе ими признается необходимость существования закона, осознается справедливость и гуманность многих охраняемых им положений. Но преступники реже, чем лица из контрольной группы, отмечают созидательную роль закона, его функцию социального регулятора, хуже (за исключением части государственных, должностных, экономических преступников) осведомлены о государственно- правовых принципах устройства общества, о социальной роли закона, нормах различных отраслей права. Мнение о значительно лучшем знании правонарушителями по сравнению с другими гражданами уголовного закона ошибочно: во-первых, до совершения первого преступления и его раскрытия их правовая осведомленность мало отличается от правовой осведомленности иных лиц; во-вторых, полученные ими до и после преступления знания случайны и бессистемны, резко ограничены личным опытом либо опытом тех, с кем эти лица находятся в контакте. Уголовный закон в данном случае не играет должную предупредительную роль именно в отношении особо нуждающихся в этом лиц.
Преступники гораздо большее значение, чем лица из контрольной труппы, придают сдерживающей роли санкций.
Осужденные отнюдь не всегда полагают, что предусмотренные законом санкции следует смягчать. Ведь наказываются и те деяния, от которых сами осужденные страдают. Но при этом различаются представления разных категорий осужденных о том, какие именно преступления следует строже или мягче карать. Специфичны правовые требования лиц, совершающих корыстные и насильственные преступления.
Правовые взгляды у многих рецидивистов, особенно долго находившихся в местах лишения свободы, бывают настолько искажены, что ими даже не осознается степень отличия собственных взглядов от общепринятых и отраженных в законах. В "естественности" соответствующих воззрений убеждает негативная и относительно замкнутая микросреда. Поэтому они не стесняются их демонстрировать даже в татуировках, отражающих такие суждения: "не скорбящий ни о чем, кроме своего тела и пайки хлеба", "сила, месть, беспощадность", "чти закон воров".
Преступники в значительной мере воспроизводят те взгляды, которые распространены в общественной и. групповой психологии, проявляются в общественном мнении. Но у совершающих преступления лиц вероятность претворения этих взглядов в преступное поведение намного выше, чем у иных граждан, в силу того, что соответствующие деформации взглядов, установок, ориентаций в их среде: а) более распространены; б) носят более глубокий характер; перерастают в убеждения, готовность к поведению в их направлении, привычки поведения, достигают в некоторых случаях такой степени выраженности, которую вообще не приходится наблюдать в контрольной группе; в) представляют собой комплекс взаимосвязанных деформаций ценностных ориентаций, нравственных, правовых, иных взглядов и установок. Субъекты, обладающие такими деформациями, чаще оказываются в проблемных и конфликтных ситуациях, возникающих при общении с себе подобными либо с лицами, придерживающимися прямо противоположных позиций, вытекающих из морали общества и закона.
4. Классификация преступников
Борьба с преступностью не может ориентироваться только на индивидуальную неповторимость каждого лица, но в то же время она должна учитывать неоднородность контингента преступников. Эта проблема решается путем классификации преступников: их группировки и типологии.
Под группировкой чаще всего понимается определенное распределение
статистической совокупности на определенные группы, категории с
использованием такого критерия, как статистическая распространенность
одного или нескольких признаков. При этом изучается не личность в комплексе
ее характеристик, а контингенты преступников. Выявляется статистическая
распространенность среди них тех или иных признаков. Распространены
группировки, основанные на: 1) демографических данных (пол, возраст и др.);
2) некоторых социально-экономических критериях: образование; род занятий;
факт наличия или отсутствия постоянного местожительства и рода занятий
(бомжи, вынужденные переселенцы, беженцы), др.; 3) гражданстве (граждане
Российской Федерации, иностранные граждане и подданные, лица без
гражданства); 4) состоянии личности в момент совершения преступления.
Значимы, во первых, факты опьянения, наркотического возбуждения, во-вторых,
нахождение человека при совершении преступления в составе группы и какой
именно, в-третьих, пребывание в местах лишения свободы и т. п.; 5)
характере преступного поведения: умышленное или неосторожное;
насильственное, имущественное (корыстное) и т. п.; первичное или повторное
и т. д.
Кроме таких простых, учитывающих только один какой-то признак, используются более сложные группировки, имеющие в виду одновременно две и более переменных. При многомерной классификации, использующей более трех личностных характеристик, применяются математические методы.
Типология — более глубокая характеристика разных контингентов преступников. Она основывается на существенных признаках, причинно связанных с преступным поведением. "Типология" тесно связана с содержательным характером деления совокупности на группы на основе признаков-проявлений и признаков-причин. В основе типологии обязательно лежат последние, нередко они сочетаются с признаками-проявлениями
В пределах одного типа должны быть однородными признаки-проявления и признаки-причины; они должны отражать определенные динамические закономерности, детерминационные линии, зафиксированные в криминологических исследованиях. Можно исходить, например, из признаков-причин, отражающих особенности формирования и деятельности личности.
Криминологическими исследованиями установлено, что многие преступники по комплексу личностных характеристик отличаются от граждан, ведущих себя устойчиво правомерно.
С конца XIX века разные авторы выделяют четыре типа личности преступника, называя их по-разному, но фактически имея в виду степень устойчивости к автономности их преступного поведения во взаимодействии с социальной средой. Встречаются такие разграничения: 1) злостный, неустойчивый, ситуационный случайный; 2) профессионалы, привычные преступники, промежуточная группа между первой и второй, случайные; 3) глобальный, парциальный, с частичной криминогенной зараженностью, предкриминальный, совершающий преступления в определенных ситуациях. Иногда указанные типы сводят в три группы, иногда в пять, но основа типологии сохраняется — это степень устойчивости преступного поведения в различных ситуациях. И не случайно прогнозы дальнейшего преступного поведения у исследователей совпадали более чем в 70% случаев при ретроспективном анализе поведения бывших осужденных.
Поиски специфических, содержательных личностных характеристик преступников определили две группы исследований: 1) сравнение контингентов преступников с контингентом лиц, ведущих себя в рамках закона, по тем или иным признакам или их комплексу; 2) монографическое исследование личности преступника, выявление комплекса характеристик и сравнение каждого из преступников с каждым лицом из контрольной группы сразу по комплексу признаков с использованием метода распознавания образов. Последнее позволяет подойти именно к типологии преступников.
Типология фиксирует не просто то, что чаще всего встречается, а
закономерное, являющееся логическим итогом социального развития личности.
При конструировании социального типа важно соблюдать два условия: 1)
личностные характеристики описываются в их связи с социальными условиями;
2) эти характеристики не конструируются умозрительно, а являются итогом
исследований специфики социальной среды личности и особенностей
контингентов лиц, совершающих преступления; 3) субъективные характеристики
оцениваются в единстве с реальной деятельностью личности.
Развитие криминологических исследований потребовало четкого выделения критериев и процессов типологии преступников с тем, чтобы разные авторы могли воспроизводить эту процедуру с сохранением преемственности подхода.
Типологии предшествовали группировки обследованных преступников по
следующим критериям: 1) характер поведения, предшествовавшего преступлению;
2) характер микросреды, 3) связь преступного поведения с допреступным.
Вычерчивались связи между выделенными по трем основаниям группами лиц. При
типологии значима данная взаимосвязь применительно к каждому обследуемому
лицу. Оказалось, что из всех лиц, формировавшихся в микросреде с
криминогенной деформацией, 84% были ЭВМ опознаны отдельно от лиц, не
совершавших преступлений, по комплексу признаков, характеризующих
ценностные ориентации, нравственные и правовые взгляды, установки; 91% вели
себя до совершения преступления противоправно и аморально; у 84% последнее
тяжкое преступление логически вытекало из всего предшествующего стиля
поведения. В благополучной микросреде находились всего 5,4% обследованных.
У всех них преступление носило чисто ситуативный, даже скорее случайный
характер с точки зрения личностных характеристик, определявшийся давлением
возникшей не по их вине конфликтной ситуации. Никто из этих лиц ранее не
допускал нарушений норм права и явно аморальных проступков.
На втором этапе исследования, через 10 лет после первого этапа, 60% лиц
опознанных отдельно от контрольной группы, оказались в числе лиц,
совершавших преступления либо глубоко деморализованных, а на третьем этапе,
т. е. через 20 лет после первого, — 38%. К этому времени часть
обследованных на первом этапе погибли, в том числе в результате
алкоголизма, криминальных конфликтов, часть уехали в неизвестном
направлении, часть изменили формы преступного поведения на более латентные
(в том числе связанные с экономической преступной деятельностью).
Заключение
Диагностика личности как относящейся к криминогенному типу не служит основанием для применения санкций, ограничений прав и законных интересов человека. Основанием для этого должно быть только всегда реальное поведение. Характер применяемых правовых мер должен строго соответствовать характеру содеянного: за дисциплинарные правонарушения дисциплинарные санкции и т. д. Но такого рода диагностика служит основанием для выделения указанных лиц в качестве самостоятельного объекта при специальном, индивидуальном предупреждении преступности, в том числе для оказания позитивной социальной поддержки таким лицам в бытовом и трудовом устройстве; для своевременного пресечения их криминогенного влияния на детей; для полного выявления фактов их правонарушений и применения установленных законом мер.
Список литературы
1. Долгова А.И. Криминалогия. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА
М,1999. – 272с.
2. Курганов С.И. Криминалогия: Учебно-методические материалы. – М.,2000.