Федеральное агентство по образованию
Государственной образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ЧитГУ)
Контрольная работа
Личность преступника и индивидуальное предупреждение
по дисциплине: Криминология
Чита 2009
Содержание
Введение
1. Основные подходы к изучению личности преступника
2. Основные черты личности преступника
3. Формирование личности преступника
4. Понятие, цели, система и принципы предупреждения преступности
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Успешное предупреждение преступлений возможно лишь в том случае, если внимание будет сконцентрировано на личности преступника, поскольку именно личность является носителем причин их совершения. Можно поэтому сказать, что эта личность - основное и важнейшее звено всего механизма преступного поведения. Те ее особенности, которые порождают такое поведение, должны быть непосредственным объектом предупредительного воздействия. Поэтому проблема личности преступника относится к числу ведущих и вместе с тем наиболее сложных проблем криминологии.
Личность преступника всегда была одной из центральных проблем всех наук криминального профиля и в первую очередь криминологии. История этой науки свидетельствует о том, что наиболее острые дискуссии криминологи вели и ведут как раз по поводу личности преступника. В зависимости от социально-исторических условий, требований социальной практики и уровня развития науки по-разному ставился и решался вопрос, что такое личность преступника, есть ли она вообще, в чем ее специфика, какова ее роль в совершении преступления, как воздействовать на нее, чтобы не допустить больше преступных действий. Все эти вопросы имеют большое практическое значение.
1. Основные подходы к изучению личности преступника
Личность преступника представляет собой совокупность социально значимых негативных свойств, развившихся в процессе многообразных и систематических взаимодействий с другими людьми. Эта личность, являющаяся субъектом деятельности, познания и общения, конечно, не исчерпывается только указанными свойствами, которые к тому же поддаются коррекции. В то же время социальный характер личности преступника позволяет рассматривать его как члена общества, социальной группы пли иных общностей, как носителя социально типичных черт. Включение преступника в активное и полезное групповое общение - важное условие его исправления.
Для определения понятия личности преступника необходимо решить ряд специальных вопросов, в частности: охватывает ли это понятие всех лиц, совершивших преступления, или только часть из них; какие стороны и особенности личности преступника необходимо изучать.
Наличие отличительных черт личности преступника не следует понимать так, что они присущи всем без исключения лицам, совершившим преступления. Отсутствие их у некоторой части преступников не снимает вопроса о необходимости изучения и их личности как носителя причин преступного поведения. Однако основная масса преступников отличается определенными особенностями.
Именно данный факт позволяет говорить о личности преступника как об отдельном, самостоятельном социальном и психологическом типе. Его специфика определяет особенности духовного мира преступников, их реакций на воздействия социальной среды.
В целом личность преступника можно охарактеризовать как некую модель, социальный и психологический портрет, обладающий специфическими чертами. Преступникам присущи антиобщественные взгляды, отрицательное отношение к нравственным ценностям и выбор общественно опасного пути для удовлетворения своих потребностей или непроявление необходимой активности в предотвращении отрицательного результата. Это определение охватывает и тех, кто совершил преступление умышленно, и тех, кто виновен в преступной неосторожности.
Криминологическое изучение личности преступника осуществляется главным образом для выявления и оценки тех ее свойств и черт, которые порождают преступное поведение, в целях его профилактики. В этом проявляется теснейшее единство трех узловых криминологических проблем: личности преступника, причин и механизма преступного поведения, профилактики преступлений. При этом, однако, личность преступника центральная в том смысле, что ее криминологические особенности первичны, поскольку являются источником, субъективной причиной преступных действий. Если говорить о целенаправленной коррекции поведения, то его невозможно изменить, если указанные особенности останутся прежними.
Можно представить исследование проблем личности преступника, которая, как и любая личность, постоянно изменяется и развивается, в виде некоего пути. Этот путь весьма условно и относительно делится на четыре «части»: 1) формирование личности преступника, личность в ее взаимодействии с конкретной жизненной ситуацией до и во время совершения преступления; 2) личность преступника в процессе осуществления правосудия в связи с совершенным им преступлением; 3) личность преступника в период отбывания наказания; 4) период адаптации к новым условиям освобожденных от наказания в связи с возможностью совершения нового преступления.
Криминология в области изучения личности преступника формулирует исходные понятия и для других наук. Однако криминология не определяет задачи, пределы и инструментарий исследований личности преступника, осуществляемых другими науками. Криминология может брать на себя функции междисциплинарного познания, поскольку личность преступника входит в ее предмет.1
2. Основные черты личности преступника
Рассмотрим некоторые черты криминологической характеристики личности преступника, прежде всего, социально-демографические. Изучение и учет криминологических особенностей личности позволит установить отличия преступников от непреступников, выявить факторы, влияющие на совершение преступлений. Такой анализ необходимо осуществлять не только в масштабах страны, республики, края или области, но и в городах и районах, на отдельных участках оперативного обслуживания. Его Результаты помогут определить наиболее важные направления предупредительной работы, например, среди тех групп населения, представители которых чаще совершают правонарушения.
Ежегодно в стране выявляется более полутора миллионов лиц, совершивших преступления. Выборочные криминологические исследования и статистические данные свидетельствуют о том, что среди преступников значительно больше мужчин, чем женщин (их 10 - 15%). Однако в некоторых видах преступлений доля женщин выше, чем в преступности в целом, например среди виновных в хищениях чужого имущества путем присвоения, растраты или злоупотребления служебным положением и некоторых других. Расхитительниц-женщин сравнительно больше среди работавших в системе торговли и общественного питания, легкой и пищевой промышленности.
Возрастная характеристика преступников позволяет делать выводы о криминогенной активности и особенностях преступного поведения представителей различных возрастных групп. Криминологией давно установлено, что лица молодого возраста чаще совершают преступления агрессивного, импульсивного характера. Противоправное же поведение лиц старших возрастов менее импульсивно, более обдуманно, в том числе и с точки зрения возможных последствий такого поведения. Наконец, возраст во многом определяет потребности, жизненные цели людей, круг их интересов, образ жизни, что не может не сказываться на противоправных действиях.
Данные о социальном положении и роде занятий лиц, совершивших преступления, позволяют сделать выводы о том, в каких социальных слоях и группах, в каких сферах жизнедеятельности наиболее распространены те или иные преступления. Изучение этих вопросов показывает, что, например, почти половина преступников к моменту совершения преступления не состояли в браке, что вдвое выше, чем доля не состоящих в браке среди всего населения. При этом коэффициент преступности среди не состоящих в браке почти в два раза выше, чем среди состоящих. В немалой степени это объясняется тем, что среди совершивших преступления значительную долю составляют молодые люди, не успевшие обзавестись семьей. Интересно отметить, что семьи лиц, состоящих в зарегистрированном браке, прочнее, чем у тех, кто состоял в фактических брачных отношениях. За время отбывания наказания в местах лишения свободы чаще распадались семьи осужденных женщин, чем мужчин. Иначе говоря, жены дольше дадут своих мужей, чем мужья жен.
Существует и другая закономерность: с ростом числа судимостей увеличивается количество лиц, не состоящих в зарегистрированном браке.
Подавляющее большинство лиц, совершающих преступления, участвовали в общественно полезном труде, однако многие из них, особенно из числа хулиганов, воров, разбойников и грабителей, часто меняли место работы, имели перерывы, иногда значительные, в своей трудовой деятельности. Среди тех, кто не работали, не учились и не получали пенсии, немало женщин, которые до осуждения занимались домашним хозяйством. Среди неработающих достаточно велика доля преступников-рецидивистов.
Среди лиц, совершающих преступления, больше всего рабочих, значительно меньше крестьян, служащих и учащихся, что повторяет структурное распределение в населении.
На поведение личности, сферу ее интересов, круг общения, выбор способов реализации жизненных целей оказывает влияние образование. Данные свидетельствуют о том, что уровень образования лиц, совершающих преступления, ниже, чем других граждан, причем особенно низка доля лиц, имеющих высшее и среднее специальное образование. Самый низкий уровень образования у лиц, виновных в совершении насильственных, насильственно-корыстных преступлений, хулиганства, наиболее высокий - у совершивших должностные преступления и хищения путем присвоения, растраты или злоупотребления доверием.
Из свойств личности преступников особого внимания заслуживают такие, как характер и длительность преступного поведения. Больше всего рецидивистов среди воров, грабителей, разбойников, членов преступных организаций.
В связи с трудовой занятостью необходимо иметь в виду и трудоспособность. Этот вопрос должен постоянно учитываться при разработке и осуществлении предупредительных мероприятий, в работе по исправлению осужденных.
Вместе с тем отдельные преступления могут совершаться лицами с отклонениями в психике, однако эти отклонения не всегда имеют отношение к преступлению (например, совершение хищения психопатом).
Криминогенность аномалий обусловливается и формами патологических изменений личности, которые, как показывает клиническая практика, могут иметь временный, преходящий характер с последующим восстановлением личности либо структурный, необратимый.2
3. Формирование личности преступника
Все лица, совершившие преступления, отличаются друг от друга по демографическим, правовым, психологическим и иным признакам, с одной стороны, а с другой - они по тем же причинам схожи между собой, образуют устойчивые группы. Поэтому возникает необходимость классификации и типологии преступников.
Для того чтобы правильно решить вопросы классификации и типологии преступников (что имеет большое научное и практическое значение), необходимо определить логические подходы научного познания. Прежде всего, отметим что классификация и типология при всей их схожести не одно и то же.
Классификация, являясь более низким уровнем обобщения представляет устойчивую группировку исследуемых объектов по их отдельным признакам и строится на весьма жестких критериях групп и подгрупп, каждая из которых занимает четко фиксированное место. Типология же не содержит такой жесткой дифференциации.
Типология - метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа. Типология опирается на выявление сходства и различия изучаемых объектов, стремится отобразить их строение, выявить их закономерности. При построении типологии, в отличие от классификации, не требуется вычленения всех без исключения типов, составляющих части познаваемого объекта. Так, среди преступников возможно выделение и изучение одного типа, например личности насильственного преступника. Важным отличием классификации от типологии является то, что первая дает описание изучаемого объекта, а вторая (наряду с другими методами) - его объяснение, т.е. с помощью типологии можно успешнее вскрыть его природу, причины, закономерности зарождения и развития, составить прогноз. Классификация преступников может быть построена по различным основаниям, среди которых следует выделить две большие группы: социологические, в том числе социально-демографические, и правовые. К первым из них относятся: пол, возраст, уровень образования, уровень материальной обеспеченности, социальное положение, наличие семьи, социальное происхождение, занятость в общественно полезном труде, род занятий, наличие специальности, место жительства. К правовым: характер, степень тяжести совершенных преступлений, совершение преступления впервые или повторно, в группе или в одиночку, длительность преступной деятельности, объект преступного посягательства, форма вины.
Мотив - внутреннее побуждение к поведению, это то, ради чего оно осуществляется, в нем заключается его субъективный смысл. Поэтому можно сказать, что мотив наиболее ярко характеризует человека, и личность такова, каковы ее мотивы.
Среди основной массы лиц, совершающих так называемые общеуголовные преступления, по мотивационным критериям можно выделить «корыстный», «престижный», «игровой», «насильственный» и «сексуальный» типы. Их выделение носит условный характер, что, в частности, подчеркивается тем, что они взяты в кавычки. Разумеется, могут быть выделены и другие типы. Легко заметить в приведенной типологии, что вид преступлений не совпадает с типом личности преступника, совершающего одно из преступлений этого вида. Так, виновный в убийстве, являющемся насильственным преступлением, по мотивам личного обогащения должен быть отнесен к «корыстному» типу.
Более сложная типология по степени общественной опасности. Попытки ее построения по этому признаку уже предпринимались, причем в качестве ведущего обстоятельства признавалась стойкая антиобщественная установка, что проявлялось в длительном преступном поведении. Однако такой признак не всегда представляется достаточным: нетрудно представить себе карманного вора, который на протяжении длительного времени совершает кражи, но тем не менее нет оснований относить его к числу особо опасных преступников. Представляется, что в основание названной типологии нужно положить следующий признак: отношение преступника к главной ценности - человеческой жизни. В соответствии с этим можно выделить следующие типы:
«Абсолютно опасный» - совершающий серийные убийства, в том числе наемные и сексуальные, а также убийства нескольких человек одновременно, как правило, ранее незнакомых, либо общеопасным способом (в ходе совершения терроризма).
«Особо опасный» - совершающий убийства, как правило, в конфликтной ситуации, а также длительное время корыстные (с причинением большого материального ущерба) и корыстно-насильственные преступления. Сюда же следует отнести руководителей преступных организаций.
«Опасный» - совершающий преступления против личности, нарушающие общественный порядок и т.д., но не посягающие на жизнь.
«Представляющий незначительную опасность» - остальные преступники, в первую очередь те, которые совершили преступления непредумышленно или в силу неблагоприятного стечения личных обстоятельств, но не против жизни человека.
По такой же схеме может быть построена типология корыстных преступников, однако содержание каждого типа будет, конечно, иным.
Процесс формирования личности принято рассматривать как социализацию, т.е. процесс наделения личности общественными свойствами, выбора жизненных путей, установления социальных связей, формирования самосознания и системы социальной ориентации, вхождения в социальную среду, приспособления к ней, освоения определенных социальных ролей и функций. В этот период возникают и закрепляются типичные реакции на возникающие жизненные ситуации, наиболее характерные для данного человека предпочтения.
Социализация личности как активный процесс длится не всю жизнь, а лишь период, необходимый для восприятия комплекса норм, ролей, установок и т.д., т.е. на протяжении времени, необходимого для становления индивида как личности. Можно выделить первичную социализацию, или социализацию ребенка, и промежуточную, которая знаменует собой переход от юношества к зрелости, т.е. период от 17 - 18 до 23 - 25 лет.
Особенно важную роль в формировании личности играет первичная социализация, когда ребенок еще бессознательно усваивает образцы и манеру поведения, типичные реакции старших на те или иные проблемы, как показывают психологические исследования личности преступников, уже взрослым человек часто воспроизводит в своем поведении то, что запечатлелось в его психике в период детства. Например, он может с помощью грубой силы разрешить конфликт так, как это раньше делали его родители. Можно сказать, что преступное поведение в определенном смысле есть продолжение, следствие первичной социализации, но, конечно, в других формах.
В нашей стране существуют объективные факторы, формирующие высокий уровень тревожности личности: значительное расслоение общества в связи с разным уровнем материальной обеспеченности, объемом и качеством социальных услуг; социальная напряженность между людьми; утеря людьми, особенно молодыми, привычных жизненных ориентиров и идеологических ценностей, некоторое ослабление родственных, семейных, производственных и иных связей, социального контроля; постепенное возрастание числа тех, кто в современном производстве не может найти себе места. Надо полагать, что люди пожилого возраста, несовершеннолетние и женщины более уязвимы для неблагоприятных внешних социальных воздействий.
Значительно возросшие за последние годы агрессивность и жестокость людей, выражающиеся в росте насильственных преступлений, прямо связаны с нарушением эмоциональных коммуникаций в семье. Эти коммуникации сейчас ослабли, семья меньше, чем ранее, способна эффективно контролировать поведение своих членов, которые в свою очередь далеко не всегда находят в ней возможность психологической разрядки и отдыха. Семья перестала в должной мере обучать женщину состраданию, сочувствию, мягкости, причем надо отметить, что если родители ее не любили и не заботились о ней, то она вряд ли сможет научить этому своих детей. Понятно, что все это негативно сказывается на воспитании подрастающего поколения, активно способствуя росту правонарушений среди подростков.
Семья, включая ребенка в свою эмоциональную структуру, обеспечивает тем самым его первичную, но чрезвычайно важную социализацию, т.е. «через себя» вводит его в структуру общества. Если этого не происходит, ребенок отчуждается от нее, закладывается основа для весьма вероятного отдаления в будущем от общества, его институтов и ценностей, от малых социальных групп. Это отдаление может принять форму стойкого дезадаптивного, отчужденного существования, в том числе бродяжничества, если не будут осуществлены специальные воспитательные мероприятия. Последнее обстоятельство нужно подчеркнуть особо, так как просто наступление благоприятных, по мнению окружающих, условий жизни может не привести к желаемым результатам, поскольку эти условия субъективно будут восприниматься как чуждые для данного индивида, не соответствующие его ведущим мотивационным тенденциям.
Неблагоприятное формирование личности продолжается в антиобщественных малых неформальных группах сверстников. Последние, как правило, представляют собой объединение в прошлом отвергнутых семьей детей - и юношей, и девушек. Их сближение в рамках такой группы происходит обычно очень быстро, так как они представляют друг для друга социальную и психологическую ценность. Дело в том, что групповая сплоченность и постоянное общение позволяют им устоять перед обществом, которое воспринимается ими как нечто чуждое и враждебное. Естественно, некоторые его важные нормы перестают регулировать их поведение.
Таким образом, существование преступных групп или групп, в которых господствуют отсталые, вредные взгляды и нравы, антиобщественные нормы поведения и которые, в свою очередь, оказывают отрицательное влияние на личность, также обусловлено социальными причинами. Существование подобных групп неизбежно в той же мере, в какой закономерно существование таких общественных структур, из которых выталкиваются отдельные люди, обрекаемые на отчуждение. Отчужденные же личности обязательно объединяются в свои группы для защиты собственных интересов и взаимной поддержки. Общество всегда их будет осуждать, забывая о том, что часто само виновато в этом. Конечно, группы отличаются друг от друга и своей сплоченностью, и устойчивостью, и степенью своей общественной опасности, причем не только для среды в целом, но и для отдельных членов.
Отторгнутый родительской семьей индивид почти всегда попадает под сильнейшее влияние антиобщественной группы сверстников, участники которой, как правило, совершают преступления. Под влиянием группы формируются установки и ценностные ориентации, включающие способы разрешения возникающих жизненных ситуаций и проблем. Это очень важный момент, поскольку не всегда противоправны сами мотивы и цели поведения, таковыми чаще являются способы реализации мотивов и достижения целей. Например, противоправно не стремление разбогатеть, а то, каким путем приобретается достаток. Уголовно наказуемым способам может научить семья, но чаще это делает именно группа. Влияние группы значительно постольку, поскольку данный человек ценит свое участие в ее жизнедеятельности. Ее члены находятся в повседневном общении, между ними возникает множество отношений, основанных на чувствах, а их отношения друг к другу и их оценки различных социальных фактов, событий, других людей неизбежно выражаются в эмоциональной форме. Группа осуждает или одобряет, радуется или негодует, и потому общие настроения или мнения выступают ее основными социально-психологическими и духовными факторами. Настроения и мнения, господствующие в группе, неизбежно передаются ее членам.
Личность преступника формируется не только под влиянием микросреды (семьи, иных малых социальных групп), но и широких, макросоциальных явлений и процессов. Они действуют двояко: непосредственно, особенно с помощью средств массовой информации, и опосредованно, через микроокружение.3
4. Понятие, цели, система и принципы предупреждения преступности
В процессе своего исторического развития человечество использовало два основных способа противодействия преступным посягательствам на права и законные интересы личности, общества, государства: наказание за совершенные преступления и предупреждение преступлений.
Но несмотря на неоспоримое значение справедливого, своевременного и неотвратимого наказания преступника для сдерживания преступности и обеспечения общественного спокойствия, по мере развития человеческой цивилизации все более укреплялось осознание того, что именно предупреждение преступности (преступлений) - наиболее перспективный способ борьбы с этим явлением, многократно умножающим «издержки» общественного прогресса. Уже великие просветители XVIII в. сформулировали положения о том, что хороший законодатель должен заботиться не столько о наказании за преступления, сколько о том, чтобы их предупредить, и прежде всего путем улучшения нравов (Монтескье, Беккариа); о том, что предупреждение преступления должно быть истинным содержанием юстиции цивилизованного общества (Вольтер). Справедливость этих положений подтверждали и последующие поколения теоретиков и практиков борьбы с преступностью.
Три основных момента убеждают в приоритетности предупреждения преступлений (преступности). Во-первых, упреждающий характер: не дать совершиться злу всегда лучше для возможных жертв посягательств (как и для общественного спокойствия и безопасности в целом), чем карать за уже содеянное. Во-вторых, эффективность: противодействуя совершению конкретных преступлений и их определенных групп (видов), государство и общество воздействуют на самую почву, на которой они возникают, следовательно, не дают и в дальнейшем возникнуть сходным преступлениям. В-третьих, огромная экономия ресурсов общества за счет уменьшения его непроизводительных «издержек». Расчеты показали, например, что предупреждение только одного убийства предотвращает экономический ущерб на сумму около 1,5 млн руб., не говоря уже об ущербе для воспроизводства населения, воспитания детей, обороноспособности страны и т.д.; полностью экономически и социально оправданно содержание должностного лица, наделенного предупредительными функциями, если он ежегодно будет удерживать от преступлений хотя бы двух несовершеннолетних.
Несмотря на сложность современной ситуации в нашем обществе, наличие в нем кризисных явлений, продуцирующих причины и условия преступности, оно сохранило мощный антикриминогенный потенциал. Его реализация связана в первую очередь с предупреждением преступности.
Предупреждение преступности - многоуровневая система мер и осуществляющих их субъектов, направленная на: а) выявление и устранение либо ослабление и нейтрализацию причин преступности, отдельных ее видов, а также способствующих им условий; б) выявление и устранение ситуаций на определенных территориях или в определенной среде, непосредственно мотивирующих или провоцирующих совершение преступлений; в) выявление в структуре населения групп повышенного криминального риска и снижение этого риска; г) выявление лиц, поведение которых указывает на реальную возможность совершения преступлений, и оказание на них сдерживающего и корректирующего воздействия, а в случае необходимости - и на их ближайшее окружение.
Предупреждение преступности - это система взаимосвязанных элементов, интегрированных в процессе этой деятельности и ее результатов: а) подход к предупреждению преступности как особой области социально-правового регулирования и управления, обладающей целостностью; б) выделение взаимодополняющих задач и направлений; сочетание глобального, локального и индивидуального уровней взаимодействия; в) охват предупредительной деятельностью всех сфер жизни общества; г) воздействие на криминогенные процессы и явления объективного характера, на личности и криминальные ситуации, формирующиеся под их влиянием, с тем чтобы пресекать, нейтрализовать или ослаблять это влияние на возникновение криминальных мотивов и стереотипов поведения; д) сочетание сдерживающего и подавляющего воздействия на криминогенные процессы и явления; е) целенаправленное развитие организационных структур, специализированных на предупредительной деятельности; з) наличие единого информационно-аналитического, программного, координационного, ресурсного, организационно-управленческого и правового обеспечения предупредительной деятельности.
Как любая система социального управления, предупреждение преступности опирается на совокупность принципов - руководящих идей, являющихся обязательным ориентиром для задач и содержания соответствующей деятельности. Это принципы законности, демократизма, социальной справедливости и гуманизма, комплексности, дифференциации и индивидуализации, своевременности и необходимой достаточности, научной обоснованности.
Предупреждение преступности осуществляется в строгом соответствии с законодательством, с компетенцией субъектов предупредительной деятельности, разграничением полномочий между Федерацией, субъектами Федерации, муниципальными образованиями. Меры воздействия на группы повышенного криминального риска и на отдельных граждан применяются только при наличии достаточных данных, определяющих в соответствии с законом основания предупредительного воздействия на таких лиц при неуклонном соблюдении их прав и законных интересов.
Демократические начала предупреждения преступности проявляются в широком участии в профилактической деятельности как общественных и религиозных объединений, так и населения в целом; во включении в систему предупредительной деятельности мер по выработке солидарной позиции общественного мнения; в осуществлении органами законодательной власти и представительными органами местного самоуправления, а также собраниями граждан контроля за предупредительной деятельностью путем получения информации о ней, соответствующей оценки и выдвижения требований по совершенствованию предупредительной деятельности и устранению нарушений. В рассматриваемой сфере Достаточно широко используется и конституционное право граждан обращаться лично, а также коллективно по вопросам борьбы с преступностью в государственные органы и органы местного самоуправления.
Социальная справедливость и гуманизм деятельности по предупреждению преступности проявляются в ее упреждающей защите ценностей общества, прав и законных интересов физических лиц, которым может быть причинен вред преступлениями; в устранении нарушений закона в деятельности различных органов, предприятий, учреждений, организаций и отдельных лиц, которые (нарушения) являются питательной средой для преступности; в выявлении, устранении условий для легализации и законном изъятии средств и иного имущества, нажитых незаконным путем; в обеспечении соответствия мер предупредительного воздействия их конкретным задачам, не допуская при этом физических страданий и унижения человеческого достоинства лиц, к которым они применяются, нарушения других аспектов требования «не навреди».
Комплексность в деятельности по предупреждению преступности проявляется в программно-целевом подходе, всестороннем анализе и прогнозе ситуации и использовании на этой основе мер экономического, воспитательного, управленческого, правового характера для воздействия на всю совокупность причин и условий преступности, ее отдельных видов, а также возможного возникновения криминальных ситуаций и перехода членов общества на преступный путь. Комплексность предполагает также координацию деятельности субъектов предупреждения Преступности, сочетания воздействия на личность и среду, разработку типовых моделей предупредительной деятельности, для того чтобы обеспечить взаимодействие усилий всех субъектов профилактики.
Принцип дифференциации и индивидуализации предупредительной деятельности означает соотнесение характера и интенсивности намечаемых мер с конкретными задачами воздействия, с учетом статуса и особенностей личностей, к которым применяются профилактические меры, условий их жизнедеятельности и динамики поведения.
Своевременность и достаточность предупредительной деятельности означает ее ориентацию на возможно более ранний этап возникновения ситуаций, создающих угрозу совершения преступлений. При этом предупредительные меры должны применяться в объеме и с такой степенью интенсивности, которые позволят реализовать в каждом случае весь комплекс предупредительных целей.
Научная обоснованность как принцип предупреждения преступности предполагает: а) обеспечение соответствия разрабатываемых задач и мер предупредительной деятельности социальной и криминальной ситуации и ее тенденции, а также основным ценностям общества, существующим возможностям кадрового, ресурсного обеспечения и уровню правового регулирования; б) государственный заказ на научные разработки в сфере предупреждения преступности, осуществляемый на базе прогноза развития ситуации и учета уже обозначившихся потребностей практики; в) создание организационной базы для экспериментальной проверки научных разработок и сопровождения их в процессе внедрения; г) создание современной информационной базы на машинных программах и носителях, обеспечивающей мониторинг ситуации, ее прогноз в сопоставлении с состоянием предупредительной деятельности; д) использование современных методов оценки эффективности предупредительной деятельности на основе выявления корреляционных и содержательных связей между решениями, принимаемыми и осуществляемыми для предупреждения преступности, и изменениями в ее количественно-качественных характеристиках (в целом и по отельным видам в масштабе страны, региона, "местности и т.д.); для оценки эффективности предупредительной деятельности существенно прослеживание изменений в общественном мнении по вопросу об уровне безопасности от преступных посягательств; е) обязательное проведение криминологической экспертизы проектов законов, нормативно-ведомственных актов, социально-экономических программ и т.п. с целью научно обоснованного анализа и прогнозирования тех или иных возможных криминогенных последствий и принятие своевременных мер к их недопущению.
Предупреждение преступности традиционно подразделяется на общесоциальное и специальное (криминологическое).
Предупреждение преступности общесоциальными средствами, обозначаемое для краткости как общесоциальное предупреждение, осуществляется через всю совокупность крупномасштабных мероприятий, обеспечивающих прогрессивное развитие общества, отношений людей в экономической, политической, духовной, семейно-бытовой и других сферах. Эти мероприятия преследуют гораздо более широкие цели, чем борьба с преступностью, и последнее далеко не всегда выделяется при разработке и реализации этих мероприятий. Но как бы «попутно» они ограничивают поле для возникновения, развития и действия криминогенных процессов и явлений, возможности возникновения криминальных ситуаций и перехода членов общества на преступный путь. Тем самым подрубается самый корень преступности, пресекается или ослабляется в конечном счете действие общих причин и условий преступности, отдельных ее видов и конкретных преступлений. Иными словами, прогрессивное развитие экономики, политической ситуации, духовного и культурного уровня, традиций уважения прав и интересов других людей, требований законности и правопорядка в повседневном поведении и есть реализация антикриминогенного потенциала общества.
Важнейшим направлением общесоциального предупреждения преступности является социально-правовой контроль. Осознание на всех уровнях его значимости, а также создание благоприятных условий для его реализации - основа стратегии государства по борьбе с преступностью в целом.
Под социально-правовым контролем мы понимаем целенаправленную организацию жизни и деятельности людей на основе законов, суть и исполнение которых прозрачно, понятно и доступно для отслеживания гражданам, общественным организациям, политическим партиям и другим образованиям гражданского общества, средствам массовой информации, парламенту, правоохранительным и иным исполнительным органам и судам, а за нарушение законов (без всяких изъятий и неправовмерных иммунитетов, по конституционному принципу «все ранняя перед законом и судом») неотвратимо следует гражданско-правовая, дисциплинарная, служебная, административная и уголовная ответственность.
Перейдем к характеристике специального (криминологического) предупреждения преступности. Ее основные черты: а) направленность принимаемых мер именно на предупреждение преступности, ее отдельных видов и конкретных преступлений; иными словами, масштабность целей, несмотря на их значимость для нормальной жизнедеятельности общества, существенно меньше, чем мероприятий, реализующих общесоциальное предупреждение: они носят, в буквальном смысле, специальный характер, привязаны непосредственно к борьбе с преступностью и только к ней; б) арсенал средств специальной профилактики характеризуется соответственно взаимодействием общеуправленческих и общевоспитательных мер и социальных и правовых мер, рассчитанных именно на воздействие на преступность, ее отдельные виды или недопущение конкретных преступлений; в) субъектами специального предупреждения преступлений являются организационные структуры, для которых борьба с преступностью составляет основную (одну из основных) функцию либо, по крайней мере, выделена в перечне функций.
Таким образом, специальное (криминологическое) предупреждение преступлений включает комплекс мер, специально предназначенных и целенаправленных на борьбу с преступностью, которые осуществляются органами, предприятиями, учреждениями, организациями, имеющими нормативно выделенные функции, связанные с этой борьбой.4
Заключение
Таким образом, криминология в области изучения личности преступника формулирует исходные понятия и для других наук. Однако криминология не определяет задачи, пределы и инструментарий исследований личности преступника, осуществляемых другими науками. Криминология может брать на себя функции междисциплинарного познания, поскольку личность преступника входит в ее предмет.
Очень важно в личности преступника раскрыть то главное звено, которое придает этой личности характер целостности. Наиболее важными и основополагающими являются научные изыскания в криминологии.
Только криминология исследует всю совокупность философских, социологических, психологических, экономических, правовых, этических, педагогических, психиатрических, медицинских, демографических и иных аспектов личности тех, кто совершил преступление.
Учение о личности преступника - частное по отношению к общей теории криминологии и в то же время база для криминологических исследований личностных проблем. Поэтому изучение, например, воров или убийц обязательно должно опираться на достижения анализируемой теории личности преступника. Вместе с тем она тесно связана с другими криминологическими учениями, в единстве с которыми составляет науку криминологию. Например, теория личности преступника тесно связана с теорией причин преступности, особенно если учитывать, что человека можно рассматривать как некоего носителя криминогенных факторов. Во многом пересекаются понятия и утверждения, объясняющие причины преступности и причины преступного поведения: в свою очередь такое поведение нельзя объяснить без знания личности преступника.
Список используемой литературы
1 Богуш, Г.И. Криминология: учеб. пособие / Г.И. Богуш (и др.); под ред. Н.Ф. Кузнецовой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 328 с.
2 Иншаков, С.М. Криминология. Учебник / С. М. Иншаков - М.: ИНФРА, 2006. – 289 с.
3 Кваша, А.В. Криминология. Учебник / А. В. Кваша - Р-на-Д.: Феникс, 2007. – 349 с.
4 Кудрявцев, В.Н. Криминология. Учебник / В. Н. Кудрявцев - М., 2007. – 329 с.
5 Хохряков, Г.Ф. Криминология. Учебник / Г. Ф. Хохряков - М., 2007. – 299 с.
1 Кудрявцев, В. Н. Криминология. Учебник / В. Н. Кудрявцев - М., 2007. – 329 с.
2 Кваша, А.В. Криминология. Учебник / А. В. Кваша - Р-на-Д.: Феникс, 2007. – 349 с.
3 Богуш, Г.И. Криминология: учеб. пособие / Г.И. Богуш (и др.); под ред. Н.Ф. Кузнецовой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 328 с.
4 Хохряков, Г.Ф. Криминология. Учебник / Г. Ф. Хохряков - М., 2007. – 299 с.