Ирина Тулубьева, начальник отдела Авторского права ЗАО «Интеллект-Консалтинг», г. Москва
Правовым основанием для выпуска аудиопродукции являются договоры о передаче авторских и смежных прав на объекты, включенные в аудио-альбомы, - произведения и записи исполнений произведений (фонограммы). Иными словами, любая рекорд-компания ежедневно решает вопросы о заключении авторских и фонограммных договоров, о получении прав на те или иные треки. Совершенно очевидно, что любая ошибка при заключении договоров может очень дорого обойтись как самому изготовителю аудиоальбома, так и его партнерам, в том числе распространителям. В соответствии с Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» экземпляр произведения или фонограммы, изготовление или распространение которого влечет за собой нарушение авторских или смежных прав, является контрафактным и подлежит обязательной конфискации по решению суда, судьи единолично, арбитражного суда.
В деятельности звукозаписывающих компаний применяются договоры о передаче исключительных прав на произведения и фонограммы и договоры о передаче неисключительных авторских и смежных прав. И далеко не всегда продюсеры, артисты и авторы знают, в чем принципиальная разница между этими договорами, каковы последствия их заключения, в том числе касающиеся прав и обязанностей сторон.
В большинстве случаев продюсеры, рекорд-компании желают распоряжаться произведениями и фонограммами по своему усмотрению и не зависеть от настроения авторов и артистов. Поэтому многие музыкальные проекты обеспечиваются договорами о передаче продюсеру исключительных прав на произведения и фонограммы.
Заключение договора о передаче продюсеру или иному лицу исключительных прав на использование, к примеру, произведения, означает, что в течение срока действия договора сам автор не вправе бу-
дет использовать это произведение способом, указанным в договоре, на территории, определенной договором, а также не вправе разрешать такое использование третьим лицам, то есть не вправе заключать договоры с другими издающими организациями на тот же способ использования произведения.
Так, если автор передал кому-либо исключительное право на использование своей песни в составе аудиоальбома на CD и MPEG на территории РФ на трехлетний срок, то в течение 3-х лет он не может переуступить такое право другим российским издателям - не только на исключительной, но даже на неисключительной основе. Точно так же автор не вправе будет тиражировать самостоятельно, за свой счет аудиоальбомы с этой песней -в течение всего срока действия договора на аналогичных носителях. В то же время за автором сохраняется право на заключение договоров с лицами, желающими издавать и распространять произведение за пределами России .(то есть вне территории договора). Кроме того, автор вправе заключать договоры об использовании песни на иных носителях (аудиокассетах), а также иными способами, чем указано в договоре, -путем внесения в сеть Интернета, передачи в эфир и по кабелю и т.д. - на любой территории. По окончании действия договора автор вновь сможет распоряжаться произведением по своему усмотрению. То же самое относится и к передаче исключительных смежных прав.
В течение срока действия договора компания как владелец исключительных авторских либо смежных прав на произведение (фонограмму) вправе защищать свои законные права и интересы. Она вправе запрещать использование произведения, фонограммы (и любых их частей) третьим лицам (в том числе и самому автору, артисту). Обладатель исключительных авторских (смежных) прав может предъявлять незаконным пользовате-
лям претензии на основании ст.49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»: требовать конфискации конт-рафактного тиража, возмещения понесенных убытков либо взыскания компенсации и т.д. Сделки автора (артиста) по вторичной передаче прав другим издающим организациям не будут порождать правовых последствий, то есть вторая рекорд-компания, заключив договор с лицом, не обладающим правами, не получит по этому договору прав на использование произведения (записи). И потому тиражирование произведения (фонограммы) на аудионосителях и распространение аудионоси-телей второй компанией и ее партнерами будут незаконными, нарушающими исключительные права первого издателя (со всеми вытекающими отсюда последствиями).
Вот пример. В середине 90-х годов дочь и наследница авторских и смежных прав Александра Галича заключила ряд договоров с компанией Moroz Records, на основании которых компания получила исключительные авторские и смежные права практически на все записи репертуара А. Галича. Спустя несколько лет наследница подписала договор с другой компанией, согласно которому некоторые из уже переданных записей известного автора передавались для использования этой компании. Поскольку на момент заключения второго договора наследница не обладала правами на использование произведений и фонограмм, поименованных в первом договоре, то она, естественно, не могла передать никаких прав второй компании. Следовательно, вторая компания не могла получить прав от лица, не обладавшего правами. Подобный договор между сторонами не влечет правовых последствий - он недействителен, то есть ничтожен с момента его заключения. В случае выпуска второй компанией (как и любыми другими лицами) аудионосителей с записями А. Галича компания Moroz Records как обладатель исключительных авто-
рских и смежных прав вправе предъявлять нарушителям своих прав судебные иски, а также применять иные предусмотренные законодательством меры.
Приведенный пример показывает, что до подписания договора о передаче прав необходимо очень тщательно выяснять у авторов, исполнителей, наследников, подписывались ли ранее какие-либо договоры, соглашения, контракты и т.п. Не всегда творческие лица вникают в существо сделки, часто подписывают бумаги не глядя. Лучше всего, чтобы продюсер просмотрел все документы, которые были ранее подписаны, на предмет выявления действующих договоров и их условий. В заключаемом договоре стороны могут сделать специальные оговорки о действии ранее заключенных автором (исполнителем и др.) сделок.
Российское законодательство не предусматривает регистрации договоров о передаче авторских и смежных прав в каком-либо государственном органе. Поэтому в отсутствие реестров поиск действительных, а не мнимых правообла-дателей, анализ всей документации о передаче прав возлагается на приобретателя прав (рекорд-компанию). Именно пользователь (лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за изготовление и выпуск в гражданский оборот компакт-дисков, аудиокассет и других носителей) должен заключить все необходимые договоры, получить все права.
Можно рекомендовать проверить действительность (либо недействительность) ранее подписанных документов у обеих сторон, их подписавших, - и у автора (артиста), и у продюсера. Именно таким путем будет получена самая полная информация по интересующему вопросу. Ведь случается, что у одной стороны не сохранились какие-либо документы либо по каким-то причинам сторона их не представляет. Например, заключенный на несколько лет договор мог быть расторгнут досрочно. В таких случаях составляется отдельный документ. Что касается утратившего силу договора, на основании которого производилась аудиопродук-ция, то, естественно, его экземпляры не рвутся в клочья, а хранятся. Таким образом, одна сторона, заинтересованная в новой сделке, может предъявить только старый договор, «забыв» о существовании документа о досрочном прекращении действия этого договора. Похожие ситуации часто возникают в случае внесения в первоначальный договор изменений и дополнений. Все дополнительные соглашения сторон оформляются отдельными документами, содержание которых может существенно изменять первоначальные условия передачи авторских (смежных) прав. Можно сделать вывод о том, что изучение всех правоустанавлива-ющих документов - это неотъемлемая часть работы продюсера по получению авторских или смежных прав. Именно так действовала компания «Прологъ Мьюзик», получая исключительные авторские и смежные права на каталог группы «Лесоповал». Продюсером «Пролога» была проведена огромная работа по получению и проверке всех документов, имеющих отношение к передаче авторских и смежных прав, были сделаны запросы и авторам и лицам, ранее выпускавшим аудионосители с записями группы. И только после анализа документов был подписан договор о передаче (получении) прав.
Еще одна проблема - качество заключаемых договоров. Гражданский кодекс РФ содержит норму о недействительности сделки, не соответствующей требованиям закона. Такая сделка ничтожна и не порождает правовых последствий. Иными словами, рекорд-компания не получает по такой сделке никаких прав на использование объектов авторских или смежных прав. Можно вспомнить ситуацию со смежными правами, переданными семьей Юрия Визбора компании «Фамилия Энтертейнмент». По договору, заключенному компанией с наследниками Ю. Визбора, «Фамилия» приобретала исключительные смежные права практически на все записи известного барда. Однако в конце 2002 года Басманный суд Москвы установил, что договор является недействительным, так как одно из его существенных условий прямо противоречит требованиям законодательства РФ. Таким образом, вопреки подписанному документу «Фамилия Энтертейнмент» не стала владельцем прав на фонограммы Юрия Визбора.
В настоящее время уже упоминавшаяся компания Moroz Records заключила с наследниками барда (а не с «Фамилией») договор о передаче фонограммных (смежных) прав для издания юбилейных аудиоальбомов Ю. Визбора.
Если же автор (исполнитель) не передает исключительных прав на произведение (запись), а заключает договоры о передаче «права на использование» - права на воспроизведение (тиражирование), распространение и т.д., - то это означает, что исключительное право на соответствующий способ использования произведения (записи) сохраняется за автором (исполнителем). Следовательно, автор (исполнитель) вправе заключать договоры о передаче неисключительных прав с любой организацией и в любом количестве. Все такие договоры будут иметь силу, а автор (артист) как обладатель исключительных прав может предъявлять претензии к незаконным пользователям. Сами рекорд-компании, не обладающие исключительными правами, претензий предъявить не могут, поскольку всякое незаконное тиражирование и распространение произведения (записи) формально будет нарушать не их права, а исключительные права автора (артиста).
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.intellect-patent.ru/