Погодин Михаил Петрович родился в семье русского крепостного крестьянина, в
будущем знаменитый историк, писатель, журналист и публицист. В 1821 году
окончил Московский университет. Профессором всеобщей истории Московского
университета он становится в1826 году, а затем с 1833 года профессором
русской истории.
Как журналист и публицист М.П.Погодин проявил себя издавая с 1827 по 1830
год журнал ‘Московский вестник’. Позже при тесном участие С.П.Шеврёва в
1841 году по 1856 год издавал журнал ‘Москвитянин’. В 20-30-е годы Погодин
написал несколько беллетристических и драматических произведений (‘Чёрная
немочь’) (‘Пётр I,‘ Повести ’). В те же годы он выступил и как историк с
критикой скептической школы и М.Т.Каченевского. О М.П.Погдине положительно
расказывает ,в своей работе под названием ‘‘Жизнь и труды
М.М.Погодина’’,В.В.Маиков.
Политическая позиция Погодина - монархизм, а методология-рационализм.
Основные собственные интересы он находил в области древнерусской и
славянской истории. Он исследовал все основные ее стороны. Исследования
Погодина по определенным вопросам русской истории были основаны в изучении
первоисточников и имели положительные значение. Основными областями
исторических исследований Погодина являлись: установление источников
начальной летописи, изучение причин возвышения Москвы, Образование
централизованного государства на Руси, выяснение постепенного характера
закрепощения крестьян и многое другое.
Признание самобытности русского исторического процесса составило основу
исторических взглядов Погодина. Он полагал ,что вечное начало России это ее
дух, который лежит в основе русской истории и что в ней полностью
отсутствует внутренняя борьба. Наличие этой борьбы, как основной черты
общества, Погодин признавал только для стран западной Европы. Основываясь
на взглядах немецких ученых Байера и Миллера, источником внутренней борьбы
на западе Погодин считал завоевания, которых не видел в России, так как
полагал что Русское государство основано без насилия, путем добровольного
призвания варягов. В связи с этой проблемой Погодин в 60-е годы часто вел
диспуты с Н.И.Костомаровым и Д.И.Иловайским. В целом Погодин не имел
определенной и законченной исторической концепции. Считал невозможным
осмысление русского исторического с выводами и обобщениями, ибо, по
Погодину, русская история не может быть подведена под ту или иную теорию, в
ней [1]‘‘много чудесного и необъяснимого’’ Будучи историком официального
направления, в 1842г. в своей работе ‘‘Взгдяд на русскую историю ’’ Погодин
главную задачу истории видел в том, чтобы она зделась [2]‘‘охранительницею
и блюстительницею общественного спокойствия!’’
Публицистика Погодина в 30-х - начало 50-х годов 19 века преследовала те же
охранительные цели и проповедовала ‘ православие, самодержавие и народность
’. После Крымской войны 1853-1856 года 19 века стал выступать как сторонник
проведения реформ. Погодин вел большую публицистическую работу впервые
подготовил издание сочинений И.Т.Посомлова, собрал и издал много писем
Н.М.Карамзина. С 30-х годов Погодин начал собирать письма и вещественные
памятники русской истории, составившие весьма ценную коллекцию (‘
Древлехранилище ’) Большая часть которой в 50-х годах приобретена публичной
библиотекой в Петербурге.(‘‘взгляд на русскую историю’’,т.1,
Москва,1842г.,с.16).
Основным занятием на Руси он считал исконно земледелие.
И лишь в 14 веке указывал на торговлю. Погодин дает по княжескую и по
царскую периодизацию. Проблемой периодизации русской истории ,считает он,
являлись социально экономические факторы. Причину раздробленности Михаил
Петрович Погодин видел в изменении права наследования ("старший в роду
брат наследовал после брата ,а не сын после отца"). Он считал что право
стало не выполненным в следствие увеличения числа князей, и подавало повод
к постоянным распрям. В вопросе образования централизованного русского
государства он пишет о проведении разумной и грамотной политике московских
князей ,начиная с эпохи правления Ивана Калиты, и заметному усилению
Московского княжества. Исследуя время татаро-монгольского ига он проводит
резкую грань между Юго-западной и Северо-восточной Русью и говорит что в 14
и 15 веке большая территория Юго-западной Русь была вся в развалинах. В
итоге татаро-монгольское нашествие полностью остановило развитие Руси. К
вопросам опричнины Ивана Грозного он относится крайне отрицательно
указывает на ее вред и пишет что она очень плачевно сказалась на народе.
Положительно относится к реформам Петра первого и выделяет основные из них:
Церковные реформы, судопроизводство, изменения престолонаследия, одобряет и
отмечает их многообразие. Основную роль в народе он отдает русским царям и
князьям, так же говорит что с их деятельностью связано большое развитие
культуры и искусства на Руси. Генезис крепостного права у Погодина не
прослеживается. В вопросе классов и классовой борьбы он лишь указывает на
ее существование но не прослеживает ее подробно.
-----------------------
[1] ‘‘Взгляд на русскую историю’’ М., т., 1842г., ст.43
[2] ‘‘Взгляд на русскую историю’’ М., т1.,1842г.,ст.31