Ахмет Байтурсынов – поэт, учёный, тюрколог, переводчик, педагог,
публицист, общественный деятель. В своё время он стал жертвой
несправедливости, сталинских репрессий, более полувека не удостаивался
упоминания, его имя не занимало достойного места в истории Казахстана. Лишь
сейчас, в условиях перемен, когда устраняются «белые» пятна в истории,
народу возвращены имена таких его деятелей, как Шакарим Кудайбердиев, Ахмет
Байтурсынов, Магжан Жумабаев, Жусупбек Аймауытов, Мыржакып Дулатов.
А. Байтурсынов родился 28 января 1873 года в урочище Сартюбек Тургайского
уезда в семье простого крестьянина. Его отец Байтурсын, считавшийся
потомком народного батыра Умбетая, был храбрым, умным человеком, с чувством
собственного достоинства, не мирившимся с производством и бесправием в
казахских аулах, часто вступавшим в конфликт с местными феодалами и
царскими властями. В 1885 году Байтурсын и его брат были осуждены на 15 лет
и сосланы в Сибирь за то, что разбили голову начальнику уезда. Расправа
властей над отцом, родственниками и поддержавшими их аульчанами оставила
горькое впечатлениеу будущего поэта. В «Письме к матери», написанном в 1909
годуиз Семипалатинской тюрьмы, А. Байтурсынов об этих событиях пишет так:
Сердце моё, сражённое в 13 лет, сохранило неизлечимую рану и глубокий след.
Ахмет обучался грамоте у аульного муллы. В 1886 году он поступил в
Тургайское двухклассное русско-казахское училище, затем учился в школе
киргизских учителей в Оренбурге, которую окончил в 1895 году. Он долго
учительствовал в аульных, волостных школах, а также двухклассных русско-
казахских училищах в Актюбинском, Каркалинском уездах и в городе Кустанае.
К тем ранним временам относятся стихи, которым он дал название «Сеятель
разума». Ахмет Байтурсынов был одним из первых просветителей Казахстана,
которые осознали, что просвещение, образование принест ощутимую пользу
народу лишь в условиях свободы, общественных перемен. Он нередко выступал с
разоблачением произвола местных управителей и колониальной политики
царского самодержавия.
Революция 1905-1907 годов вызвала в нём надежду на перемены, он активно
участвует в народных волнениях, часто выступает перед демонстрантами,
организует группу казахских интеллигентов, вместе с ними составляет петицию
в адрес правительства в Петербурге.В годы наступления реакции продолжает
работу в подпольных организациях. Жандармы арестовывают Байтурсынова и его
товарищей и в 1909 году заключают в Семипалатинскую тюрьму, продержав под
следствием восемь месяцев. Затем его выслали за пределы казахской земли,
долгое время он находился под надзором полиции, но борьбу за свободу своего
народа не прекращал.
В те годы он писал стихи и сделал перевод из русской классики, в частности
из произведений И.А. Крылова. Сборник «Сорок басен» А.Байтурсынова увидел
свет в 1909 году в Петербурге. Он принёс ему известность поэта, переводчика
и человека, болеющего всей душой за народ. Сборник стихов «Комар» выходил
отдельными изданиями в 1911 и 1914 годах в Оренбурге. Стремясь вызволить
народ из оков отсталости, Ахмет Байтурсынов глубоко понимал, что подъём
культуры можно осуществить через всеобщее просвещение и усвоение достижений
общечеловеческой цивилизации. К этим годам относится начало пути
А.Байтурсынова по стезе науки. Исследуя природу казахского языка , он пишет
статьи и учебники по языкознанию, впоследствии появляются его научные
исследования по языкознанию.
1913-1917 гг. – примечательный период в жизни Ахмета Байтурсынова. Он был
редактором газеты «Казах», единственной тогда на казахском языке,
выпускавшейся в Оренбурге. Здесь он публикует немало своих статей по
вопросам просвещения, литературы и языкознания, знакомя читателей с богатым
культурным наследием народа, призывая к свету знаний, духовному
совершенству.
В бурные годы Февральской и Октябрьской революций, как и многие
представители российской и казахской интеллигенции, А.Байтурсынов не сразу
разобрался в сути и содерджании происходящих событий и некоторое время
находился под влиянием националистических настроений. Но вскоре в 1919
году, убедившись в пагубности для казахского народа политики правых
националистических партий, он переходит на сторону совесткой власти,
участвует в работе Революционного комитета по управлению Казахским краем.
Получив мандат за подписью В.И. Ленина, он бессменно трудится в его
составе, внеся заметный вклад в подготовку государственности казахского
народа. После образования Казахской советской республики, будучи членом
правительства., А. Байтурсынов работает наркомом просвещения республики,
затем в газете «Ак жол», в академическом центре Казахстана при народном
Комиссариате просвещения, пишет ряд трудов по языкознанию и
литературоведению.
В тяжёлые дни перегиба в числе трёх десятков государственных и культурных
деятелей без всяких оснований в 1929 году А. Байтурсынов был арестован,
сидел в тюрьме, затем сослан в Архангельск. В 1934 году благодаря
вмешательству М. Горького и его жены Е. П. Пешковой, с помощью
Международного Красного Креста его освободили, но свобода длилась недолго,
в 1937 году А.Байтурсынова вторично арестовали и вскоре приговорили к
расстрелу. Только спустя полвека справедливость восторжествовала, в 1988
году советским судом он посмертно оправдан за отсутствием состава
преступления. Такова была тяжёлая судьба одного из ярких представителей
культуры казахского народа.
Наряду с работой учителя и занятием наукой, активной общественной
деятельностью А. Байтурсынов плодотворно работал в области художественного
слова, принимал участие в развитии реалистических, гуманистических,
просветительских традиций казахской литературы в условиях 20 века. На
рубеже 19-20 веков одной из главных проблем казахской литературы был
национальный вопрос, состояние казахского общества, пути его развития.
А. Байтурсынов активно включился в литературный процесс сборниками стихов и
переводов «Кырык мысал» (Сорок басен), «Маса» (Комар), изданием образцов
фольклора, разработкой проблем истории и теории казахской дитературы в
научно-теоретических статьях, трудах, учебниках.